Морелла Астарабади
Морелла Астарабади | |
---|---|
Персональный | |
Рожденный | 1339 или 40 |
Умер | 1394 г. (53–55 лет) |
Религия | ислам |
Номинал | Двенадцать шиитов |
Движение | Хуруфизм |
Основной интерес(и) | суфизм |
Фаджлу л-Лах Астар-Абади ( персидский : فضلالله , 1339/40 в Астарабаде - 1394 в Нахчыване ), также известный как Фаджлуллах Табризи в Астарабади [1] [2] под псевдонимом аль-Хуруфи [1] под псевдонимом Наими был иранским мистиком, основателем движения Хуруфи . Основная вера Хуруфии заключалась в том, что Бог воплотился в теле Фазлуллы и что он явится как Махди, когда Последний день будет близок, чтобы спасти мусульман, христиан и евреев. [3] [4] Его последователи сначала прибыли из селения Токчи недалеко от Исфахана , и оттуда слава о его небольшой общине распространилась по Хорасану, Ираку, Азербайджану и Ширвану. [5] Центром влияния Фажлуллы Наими был Баку , а большинство его последователей были выходцами из Ширвана . [6] Среди его последователей был знаменитый хуруфийский поэт Сейед Имададдин Насими , один из величайших тюркских поэтов-мистиков конца 14 — начала 15 веков. [7]
Часть серии о шиитском исламе. |
Двенадцатилетний шиизм |
---|
![]() |
Часть серии об Исламе. суфизм |
---|
![]() |
![]() |
Часть серии о Шиитский ислам |
---|
Ранний период жизни
[ редактировать ]Фазлулла родился в Астарабаде , Иран , около 1339/1340 года в семье судей. Согласно традиционной биографии Хуруфи, Фазлулла Астарабади родился в семье, которая ведет свое происхождение от седьмого шиитского имама Мусы аль-Казима . [5] [8] Предшественником Фазлуллы в восьмом или девятом поколении был Мухаммад аль-Ямани из семьи, происходящей из Йемена , центра неортодоксального ислама того времени. [1] Семья Фазлуллы принадлежала к шафиитской школе суннитского ислама , однако это не сыграло большой роли в его религиозном развитии.
Когда его отец умер, когда он был еще ребенком, Фазлулла унаследовал его положение и каждый день появлялся в здании суда верхом на лошади, выступая в качестве подставного лица, в то время как его помощники выполняли работу суда. В восемнадцать лет он пережил необычайный религиозный опыт, когда кочующий дервиш прочитал стих Джалал ад-Дина Мухаммада Руми :
Почему вы боитесь смерти, когда у вас есть сущность вечности?
Как могила может вместить вас, если у вас есть свет Божий?
Фаджулла впал в транс, и когда он спросил о значении этого стиха, его религиозный учитель сказал ему, что, чтобы понять его, нужно посвятить свою жизнь религиозным занятиям, и тогда можно будет испытать смысл, а не познать его интеллектуально. После года попыток днем выполнять свои обязанности судьи, а по ночам заниматься уединенной молитвой на кладбище, он оставил свою семью, имущество и безопасность, чтобы стать странствующим религиозным искателем. Покидая Астарабад, он сменил свою одежду на войлочную одежду встреченного им пастуха. С тех пор он всегда носил эту рубашку как символ отказа от мирских связей и удобств.
Работает
[ редактировать ]Фазлулла сочинял свои произведения на стандартном персидском языке, а также на персидском диалекте Астарабада. Его самая значительная работа, заложившая основу хуруфизма, называется «Джавидан-намах» «Вечная книга». [5] Были сделаны две редакции « Джавидан-намах» . Тот, который обозначен как Кабир «Великий», написан на персидском диалекте Астарабади, а тот, который называется Сагир «Маленький», написан на стандартном персидском языке. Другая книга на персидском диалекте Астарабади — « Наум-намах» , в которой рассказывается о снах Фазлуллы в разные периоды его жизни. [5] Прозаическое произведение под названием «Махаббат-намах» на астарабадском персидском диалекте было подражано турецкими хуруфитами. [5] Он также написал сборник стихов на стандартном персидском языке и дал ему название «Арш-намах» . [5] В дополнение к этой книге он также составил еще один небольшой сборник стихов на стандартном персидском языке, используя псевдоним Наими. [5] Из его поэтических произведений видно, что он знал арабский, персидский и родной язык . [9] язык Горгани . Он хорошо разбирался в персидской литературе и был способен сочинять стихи в классическом стиле.
Сахиб-и та'вил : Мастер эзотерической интерпретации
[ редактировать ]Согласно Энциклопедии ислама, одним из ключевых принципов хуруфизма является то, что Бог раскрывает себя в Слове и что слова состоят из звуков, которые связаны с буквами ( хуруф ). Общее количество букв (и их числовое значение согласно абджаду ) представляет собой сумму всех эманирующих и творящих возможностей Бога и является проявленным Самим Богом.
Мечты Фазлуллы
[ редактировать ]Фазлулла отправился в Исфахан в центральном Иране . Не привыкший ходить, к моменту прибытия он получил травму ноги. Здесь он нашел множество религиозных искателей, многие из которых избегали контактов с обществом и часто пренебрегали религиозными традициями. Однако Фазлулла никогда не присоединялся ни к одной из этих групп. Он начал видеть ряд снов, которые стал считать пророческими. Затем он совершил хадж (паломничество) в Мекку, а затем перебрался в Куня-Ургенч , столицу Хорезма . Он решил совершить еще один хадж, но добрался до Луристана только тогда, когда ему приснился сон, в котором мужчина велел ему отправиться в Мешхед . Сделав вывод, что этим человеком был Али ар-Рида (ум. 818), похороненный в Мешхеде, он совершил обходной путь к святыне ар-Риды, прежде чем совершить второй хадж и вернуться в Ургенч. Здесь он практиковал суфийские религиозные практики и продолжал видеть сны. В одном из них Иисус рассказал ему, что четверо суфиев — Ибрагим бин Адхам , Баязид Бистами , Аль-Тустари и Бахлул — были самыми искренними религиозными искателями в истории ислама. В другом, Мухаммед явился ему и объяснил старику, что толкование снов очень сложно, поскольку поверхностные личности персонажей снов заменяют других и что сны имеют гораздо более глубокий смысл, чем их кажущаяся забота. Тогда Мухаммад обратился к Фазлулле и сказал, что истинный сонник подобен редкой звезде, которая становится видимой каждые 30 000 лет и охватывает семь тысяч миров. Он сказал Фазлулле, что сможет увидеть это, если встанет под апельсиновым деревом. Фазлулла так и сделал и увидел семь звезд, одна из которых была больше остальных. И светящаяся звезда испустила луч света, который вошел в его правый глаз, передав ему особое интуитивное знание. Это было похоже на жемчужный свет, который позволил ему понять хадис . После этого сна Фажлулла заявил, что может понимать сны и язык птиц. После этого его последователи называли его сахиб-и тавил — мастер эзотерической интерпретации. Он быстро привлек толпу людей, ищущих объяснения сновидений из всех слоев общества. Однако он предпочел компанию религиозных аскетов и в конце концов решил покинуть Ургенч.
Среди сарбадаров
[ редактировать ]Затем Фажлулла переехал в регион Сабзавар на северо-востоке Ирана, где значительная часть местного населения была привержена апокалиптической религии. С 1136 по 1381 год этот регион находился под властью Сарбадаров , разнообразной группы знатных семей, не следовавших династическому принципу, многие люди были связаны с религиозной группой, известной как Шайкийя . Эта секта советовала своим последователям подготовить оружие для великой космической войны, за которой последует появление Махди . Есть некоторые свидетельства того, что он был здесь в 1360 году и что он сделал предсказание, что Али Муайяд изгонит Шейкийю , но последний вернется в течение года. Пятнадцать лет спустя дарвиш Рукну д-Дин был изгнан, но через год вернулся с триумфом. Существует ряд историй, касающихся Фазлаллаха в этом регионе, но он должен был уйти в 1365 году сначала в Йезд , а затем в Исфахан .
Пребывание в Исфахане
[ редактировать ]Фажлуллах чувствовал себя как дома в мечети в пригороде Тукчи , где он привлекал два типа посетителей: во-первых, религиозных искателей, ищущих проводника, и, во-вторых, тех, кто хотел, чтобы он истолковывал сны по более мирским причинам. Фажлуллах не брал денег за свои толкования и вел аскетический образ жизни, не спал, проводил ночи в молитве и постоянно плакал, чтобы контролировать свои плотские желания. Суфий Муин ад-Дин Шахрастани посетил его и спросил, как он понимает истинного человека Божьего. Он ответил, процитировав Джунайда Багдади , что это тот, кто молчит снаружи, чтобы его внутренняя реальность могла говорить через него. Шахрастани стал одним из его выдающихся последователей наряду с такими людьми, как Насралла Нафаджи , чья Хваб-намах «Книга снов» стала одним из основных биографических источников о жизни Фаджулллы. Эти последователи сформировали вокруг него сплоченное сообщество, ведя отшельнический образ жизни и глубокую братскую любовь, которая заставляла их думать о себе как о людях, разделяющих одну и ту же душу. Эти искренние последователи утверждали, что получили Карамат , духовные дары, такие как особые знания о священных текстах, таких как Библия и Коран, понимание сокровенных вопросов и ясное толкование высказываний и деяний Мухаммеда и его ближайшего окружения. Между тем, постоянный поток представителей социальной элиты, таких как ученые, министры, военные и административные чиновники, а также всевозможные богатые люди, спрашивали его совета. Давая советы таким людям, как Мавлана Зайн ад-Дин Раджайи и амир Фаррух Гунбади , репутация Фазлуллы распространилась по провинциям Хорасан , Азербайджан и Ширван . В конце концов он решил переехать в Тебриз .
Заключение и казнь
[ редактировать ]За распространение хуруфизма около 1394/1395 года Фажлулла Наими был схвачен и заключен в тюрьму в Алиндже, недалеко от Нахчывана . [10] Впоследствии он был осужден за свою ересь религиозными лидерами и казнен по приказу Миран Шаха , сына Тамерлана . [11]
Его святыня находится в Алиндже .
См. также
[ редактировать ]- Махди
- Isma'ili
- суфизм
- Насиме
- Надпись
- Шиитский ислам
- Нуктавия
- Мурад Мирза
- Пойнт-и Ула ( Глава )
- Махмуд Пасихани
- Ахмед Лур
- Список вымерших шиитских сект
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ирен Меликов. Хаджи Бектач: миф и его аватары: генезис и эволюция популярного суфизма в Турции , БРИЛЛ, 1998, Глава IV, с. 116, ISBN 90-04-09344-3
- ^ Рышард Капусцинский. Империум , Feltrinelli Editore IT, 2002, с. 56, ISBN 88-07-81326-2
- ^ Жиль Вайнштейн. Синкретизмы и ереси на сельджукском и османском Востоке (14-18 века) , Peeters Publishers, 2005, с. 307, ISBN 90-429-1549-8
- ^ Ахмет Яшар Очак, Османском в Еретики и еретики обществе , History Foundation Yurt Publications, Стамбул , 1998, стр. 131-135, ISBN 975-333-079-0
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Энциклопедия Ираника, «АСТАРАБАДЕ, ФАЛАЛЛАХ» (ум. 796/1394), основатель религии Хоруфи, Х. Алгар.
- ^ Брайан С. Тернер . Ислам: критические концепции в социологии , Рутледж, 2003, с. 284, ISBN 0-415-12347-X
- ^ "Несими, Сайид Имадеддин. Британская энциклопедия, онлайн-издание
- ^ Аббас Аманат, Представляя конец: видения апокалипсиса от Древнего Ближнего Востока до современной Америки, IB Tauris, 2002
- ^ Гёлпинарлы, Абдулбаки. «Фадль Аллах Хуруфи». Энциклопедия ислама. Под редакцией: П. Бирман, Т. Бьянкис, CE Босворт, Э. ван Донзель и WP Heinrichs. Брилл, 2007. Брилл Онлайн.
- ^ Ирен Меликов. По следам турецкого суфизма: исследование популярного ислама в Анатолии , Editions Isis, 1992, стр. 163-174, ISBN 975-428-047-9
- ^ Иоанн Креститель. Хатамият-и Пайямбар-и Ислам ва ибтал-и Тахлили-и Бабигари, Бахаи, Кадиянигари , Медресе-и Шухад, 1981, с. 20
Внешние ссылки
[ редактировать ]- ХОРУФИЗМ
- АСТАРАБАДЕ, ФАЛАЛЛАХ (ум. 796/1394), основатель религии хоруфитов.
- АЛИ АЛЬ-АЛА (ум. 822/1419), также известный как Амир Сайед Али, главный преемник Фазлаллаха Астарабади, основателя секты Хоруфи.
- Услуер, Фатих (2020). «Хуруфизм: Семья Фадлаллах, дети и завещание». Иранские исследования . 54 (3–4): 605–631. дои : 10.1080/00210862.2020.1777393 . S2CID 225507300 .
- Фадл Аллах Хуруфи Астарабади, Исламская энциклопедия
- Суфийская сказка: Любитель азбуки
- Джавидан-намах – Вечное письмо.