Jump to content

Морелла Астарабади

Морелла Астарабади
Персональный
Рожденный 1339 или 40
Астарабад (современный Горган )
Умер 1394 г. (53–55 лет)
Религия ислам
Номинал Двенадцать шиитов
Движение Хуруфизм
Основной интерес(и) суфизм

Фаджлу л-Лах Астар-Абади ( персидский : فضل‌الله , 1339/40 в Астарабаде - 1394 в Нахчыване ), также известный как Фаджлуллах Табризи в Астарабади [1] [2] под псевдонимом аль-Хуруфи [1] под псевдонимом Наими был иранским мистиком, основателем движения Хуруфи . Основная вера Хуруфии заключалась в том, что Бог воплотился в теле Фазлуллы и что он явится как Махди, когда Последний день будет близок, чтобы спасти мусульман, христиан и евреев. [3] [4] Его последователи сначала прибыли из селения Токчи недалеко от Исфахана , и оттуда слава о его небольшой общине распространилась по Хорасану, Ираку, Азербайджану и Ширвану. [5] Центром влияния Фажлуллы Наими был Баку , а большинство его последователей были выходцами из Ширвана . [6] Среди его последователей был знаменитый хуруфийский поэт Сейед Имададдин Насими , один из величайших тюркских поэтов-мистиков конца 14 — начала 15 веков. [7]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Фазлулла родился в Астарабаде , Иран , около 1339/1340 года в семье судей. Согласно традиционной биографии Хуруфи, Фазлулла Астарабади родился в семье, которая ведет свое происхождение от седьмого шиитского имама Мусы аль-Казима . [5] [8] Предшественником Фазлуллы в восьмом или девятом поколении был Мухаммад аль-Ямани из семьи, происходящей из Йемена , центра неортодоксального ислама того времени. [1] Семья Фазлуллы принадлежала к шафиитской школе суннитского ислама , однако это не сыграло большой роли в его религиозном развитии.

Когда его отец умер, когда он был еще ребенком, Фазлулла унаследовал его положение и каждый день появлялся в здании суда верхом на лошади, выступая в качестве подставного лица, в то время как его помощники выполняли работу суда. В восемнадцать лет он пережил необычайный религиозный опыт, когда кочующий дервиш прочитал стих Джалал ад-Дина Мухаммада Руми :

Почему вы боитесь смерти, когда у вас есть сущность вечности?
Как могила может вместить вас, если у вас есть свет Божий?

Фаджулла впал в транс, и когда он спросил о значении этого стиха, его религиозный учитель сказал ему, что, чтобы понять его, нужно посвятить свою жизнь религиозным занятиям, и тогда можно будет испытать смысл, а не познать его интеллектуально. После года попыток днем ​​выполнять свои обязанности судьи, а по ночам заниматься уединенной молитвой на кладбище, он оставил свою семью, имущество и безопасность, чтобы стать странствующим религиозным искателем. Покидая Астарабад, он сменил свою одежду на войлочную одежду встреченного им пастуха. С тех пор он всегда носил эту рубашку как символ отказа от мирских связей и удобств.

Работает

[ редактировать ]

Фазлулла сочинял свои произведения на стандартном персидском языке, а также на персидском диалекте Астарабада. Его самая значительная работа, заложившая основу хуруфизма, называется «Джавидан-намах» «Вечная книга». [5] Были сделаны две редакции « Джавидан-намах» . Тот, который обозначен как Кабир «Великий», написан на персидском диалекте Астарабади, а тот, который называется Сагир «Маленький», написан на стандартном персидском языке. Другая книга на персидском диалекте Астарабади — « Наум-намах» , в которой рассказывается о снах Фазлуллы в разные периоды его жизни. [5] Прозаическое произведение под названием «Махаббат-намах» на астарабадском персидском диалекте было подражано турецкими хуруфитами. [5] Он также написал сборник стихов на стандартном персидском языке и дал ему название «Арш-намах» . [5] В дополнение к этой книге он также составил еще один небольшой сборник стихов на стандартном персидском языке, используя псевдоним Наими. [5] Из его поэтических произведений видно, что он знал арабский, персидский и родной язык . [9] язык Горгани . Он хорошо разбирался в персидской литературе и был способен сочинять стихи в классическом стиле.

Сахиб-и та'вил : Мастер эзотерической интерпретации

[ редактировать ]

Согласно Энциклопедии ислама, одним из ключевых принципов хуруфизма является то, что Бог раскрывает себя в Слове и что слова состоят из звуков, которые связаны с буквами ( хуруф ). Общее количество букв (и их числовое значение согласно абджаду ) представляет собой сумму всех эманирующих и творящих возможностей Бога и является проявленным Самим Богом.

Мечты Фазлуллы

[ редактировать ]

Фазлулла отправился в Исфахан в центральном Иране . Не привыкший ходить, к моменту прибытия он получил травму ноги. Здесь он нашел множество религиозных искателей, многие из которых избегали контактов с обществом и часто пренебрегали религиозными традициями. Однако Фазлулла никогда не присоединялся ни к одной из этих групп. Он начал видеть ряд снов, которые стал считать пророческими. Затем он совершил хадж (паломничество) в Мекку, а затем перебрался в Куня-Ургенч , столицу Хорезма . Он решил совершить еще один хадж, но добрался до Луристана только тогда, когда ему приснился сон, в котором мужчина велел ему отправиться в Мешхед . Сделав вывод, что этим человеком был Али ар-Рида (ум. 818), похороненный в Мешхеде, он совершил обходной путь к святыне ар-Риды, прежде чем совершить второй хадж и вернуться в Ургенч. Здесь он практиковал суфийские религиозные практики и продолжал видеть сны. В одном из них Иисус рассказал ему, что четверо суфиев — Ибрагим бин Адхам , Баязид Бистами , Аль-Тустари и Бахлул — были самыми искренними религиозными искателями в истории ислама. В другом, Мухаммед явился ему и объяснил старику, что толкование снов очень сложно, поскольку поверхностные личности персонажей снов заменяют других и что сны имеют гораздо более глубокий смысл, чем их кажущаяся забота. Тогда Мухаммад обратился к Фазлулле и сказал, что истинный сонник подобен редкой звезде, которая становится видимой каждые 30 000 лет и охватывает семь тысяч миров. Он сказал Фазлулле, что сможет увидеть это, если встанет под апельсиновым деревом. Фазлулла так и сделал и увидел семь звезд, одна из которых была больше остальных. И светящаяся звезда испустила луч света, который вошел в его правый глаз, передав ему особое интуитивное знание. Это было похоже на жемчужный свет, который позволил ему понять хадис . После этого сна Фажлулла заявил, что может понимать сны и язык птиц. После этого его последователи называли его сахиб-и тавил — мастер эзотерической интерпретации. Он быстро привлек толпу людей, ищущих объяснения сновидений из всех слоев общества. Однако он предпочел компанию религиозных аскетов и в конце концов решил покинуть Ургенч.

Среди сарбадаров

[ редактировать ]

Затем Фажлулла переехал в регион Сабзавар на северо-востоке Ирана, где значительная часть местного населения была привержена апокалиптической религии. С 1136 по 1381 год этот регион находился под властью Сарбадаров , разнообразной группы знатных семей, не следовавших династическому принципу, многие люди были связаны с религиозной группой, известной как Шайкийя . Эта секта советовала своим последователям подготовить оружие для великой космической войны, за которой последует появление Махди . Есть некоторые свидетельства того, что он был здесь в 1360 году и что он сделал предсказание, что Али Муайяд изгонит Шейкийю , но последний вернется в течение года. Пятнадцать лет спустя дарвиш Рукну д-Дин был изгнан, но через год вернулся с триумфом. Существует ряд историй, касающихся Фазлаллаха в этом регионе, но он должен был уйти в 1365 году сначала в Йезд , а затем в Исфахан .

Пребывание в Исфахане

[ редактировать ]

Фажлуллах чувствовал себя как дома в мечети в пригороде Тукчи , где он привлекал два типа посетителей: во-первых, религиозных искателей, ищущих проводника, и, во-вторых, тех, кто хотел, чтобы он истолковывал сны по более мирским причинам. Фажлуллах не брал денег за свои толкования и вел аскетический образ жизни, не спал, проводил ночи в молитве и постоянно плакал, чтобы контролировать свои плотские желания. Суфий Муин ад-Дин Шахрастани посетил его и спросил, как он понимает истинного человека Божьего. Он ответил, процитировав Джунайда Багдади , что это тот, кто молчит снаружи, чтобы его внутренняя реальность могла говорить через него. Шахрастани стал одним из его выдающихся последователей наряду с такими людьми, как Насралла Нафаджи , чья Хваб-намах «Книга снов» стала одним из основных биографических источников о жизни Фаджулллы. Эти последователи сформировали вокруг него сплоченное сообщество, ведя отшельнический образ жизни и глубокую братскую любовь, которая заставляла их думать о себе как о людях, разделяющих одну и ту же душу. Эти искренние последователи утверждали, что получили Карамат , духовные дары, такие как особые знания о священных текстах, таких как Библия и Коран, понимание сокровенных вопросов и ясное толкование высказываний и деяний Мухаммеда и его ближайшего окружения. Между тем, постоянный поток представителей социальной элиты, таких как ученые, министры, военные и административные чиновники, а также всевозможные богатые люди, спрашивали его совета. Давая советы таким людям, как Мавлана Зайн ад-Дин Раджайи и амир Фаррух Гунбади , репутация Фазлуллы распространилась по провинциям Хорасан , Азербайджан и Ширван . В конце концов он решил переехать в Тебриз .

Заключение и казнь

[ редактировать ]

За распространение хуруфизма около 1394/1395 года Фажлулла Наими был схвачен и заключен в тюрьму в Алиндже, недалеко от Нахчывана . [10] Впоследствии он был осужден за свою ересь религиозными лидерами и казнен по приказу Миран Шаха , сына Тамерлана . [11]

Его святыня находится в Алиндже .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ирен Меликов. Хаджи Бектач: миф и его аватары: генезис и эволюция популярного суфизма в Турции , БРИЛЛ, 1998, Глава IV, с. 116, ISBN   90-04-09344-3
  2. ^ Рышард Капусцинский. Империум , Feltrinelli Editore IT, 2002, с. 56, ISBN   88-07-81326-2
  3. ^ Жиль Вайнштейн. Синкретизмы и ереси на сельджукском и османском Востоке (14-18 века) , Peeters Publishers, 2005, с. 307, ISBN   90-429-1549-8
  4. ^ Ахмет Яшар Очак, Османском в Еретики и еретики обществе , History Foundation Yurt Publications, Стамбул , 1998, стр. 131-135, ISBN   975-333-079-0
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Энциклопедия Ираника, «АСТАРАБАДЕ, ФАЛАЛЛАХ» (ум. 796/1394), основатель религии Хоруфи, Х. Алгар.
  6. ^ Брайан С. Тернер . Ислам: критические концепции в социологии , Рутледж, 2003, с. 284, ISBN   0-415-12347-X
  7. ^ "Несими, Сайид Имадеддин. Британская энциклопедия, онлайн-издание
  8. ^ Аббас Аманат, Представляя конец: видения апокалипсиса от Древнего Ближнего Востока до современной Америки, IB Tauris, 2002
  9. ^ Гёлпинарлы, Абдулбаки. «Фадль Аллах Хуруфи». Энциклопедия ислама. Под редакцией: П. Бирман, Т. Бьянкис, CE Босворт, Э. ван Донзель и WP Heinrichs. Брилл, 2007. Брилл Онлайн.
  10. ^ Ирен Меликов. По следам турецкого суфизма: исследование популярного ислама в Анатолии , Editions Isis, 1992, стр. 163-174, ISBN   975-428-047-9
  11. ^ Иоанн Креститель. Хатамият-и Пайямбар-и Ислам ва ибтал-и Тахлили-и Бабигари, Бахаи, Кадиянигари , Медресе-и Шухад, 1981, с. 20
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4d36f3b2170506e2293492871483609e__1717879920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4d/9e/4d36f3b2170506e2293492871483609e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fazlallah Astarabadi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)