Jump to content

Шейхизм

(Перенаправлено с Шайки )

Шейхизм ( араб . الشيخية , латинизированный : аль-Шайхийя ) — термин, используемый шиитами мусульманами- для обозначения последователей шейха Ахмада в начале XIX века в Каджарском Иране . [1] Хотя шейхизм основан на традиционной доктрине шиитов- двунадесятников , он расходился со школой усули в интерпретации ключевых идей, таких как природа конца времен и день воскресения , источник юридического авторитета и правильная герменевтика, которую следует использовать при толковании пророчеств. через мистические сочинения двенадцати имамов . Эти разногласия привели к разногласиям и постоянным обвинениям в ереси со стороны Усулиса и Ахбариса . [2]

Его описывают как мистическое направление двунадесятников шиитского ислама . По состоянию на 2001 год , остались последователи в Иране, Ираке, [3] Саудовская Аравия, Кувейт и Пакистан. [4]

Учение шейха

[ редактировать ]


Эсхатология

[ редактировать ]

Основной силой учения Ахмада является вера в сокрытие Двенадцатого Имама . Верующие в эту доктрину считают, что последний назначенный Богом лидер, или Имам , живет в оккультизме и вновь появится как обещанный Махди . После появления Махди Ахмад учит, что Имам Хусейн ибн Али вернется, чтобы заново завоевать мир, и что Али и Мухаммед убьют сатану . Аль Раджа (что означает «возвращение» на английском языке) особо подчеркивался Ахмадом и имеет более важное значение в шейхизме, чем в Усули школе ислама .

Взгляды шейха Ахмада на принятые исламские доктрины расходились в нескольких областях, особенно в его мистической интерпретации пророчеств. Солнце, луна и звезды в Корана эсхатологических сурах рассматриваются как аллегорические , подобные доктрине исмаилитов. [5] где общепринятая мусульманская интерпретация заключается в том, что события, связанные с небесными телами, произойдут буквально в Судный день.

Хургалая

[ редактировать ]

Стремясь «гармонизировать разум и религию» и «объяснить некоторые доктрины ислама, которые кажутся противоречащими разуму» и законам естественного мира, шейх Ахмад постулировал промежуточный мир между физическим и духовным мирами, который он назвал хуркалья . [6] Все в физическом мире имело бы аналоги в хуркалье , а также события и концепции исламской доктрины, которые не имели бы смысла в физическом мире – рай , ад , воскресение из мертвых Мухаммеда , Исра и Мирадж , долгая жизнь Двенадцатый Имам и два города, «в которых он должен жить», Джабулка и Джабулса , — все они будут существовать в царстве хуркалья . [6] Следовательно, у каждого будет два тела: одно в естественном мире, а другое в хуркалье . Именно эта концепция хуркальи, «больше всего на свете», привела к конфликту шейха Ахмада с улемами. [6]

Мистическая интерпретация

[ редактировать ]

В других произведениях шейх Ахмад синтезирует довольно драматические описания происхождения пророков, первичного слова и других религиозных тем посредством аллюзий и мистического языка. Большая часть этого языка ориентирована на деревья, в частности на первичное универсальное дерево Эдема, описанное в еврейских писаниях как два дерева. Это первичное дерево в некотором смысле является универсальным духом самих пророков:

Символ ранее существовавшего дерева появляется и в других произведениях шейха Ахмада. Он говорит, например, что Мухаммад и Имамы существуют как на уровне неограниченного бытия или предсуществования, где они являются Совершенным Словом и Совершеннейшим Человеком, так и на уровне ограниченного бытия. На этом втором, ограниченном плане существует облако божественной Воли, и из него исходит Первичная Вода, орошающая бесплодную землю материи и элементов. Хотя божественная Воля остается неограниченной в сущностном существе, ее проявленный аспект теперь вошел в ограниченное бытие. Когда Бог излил из облаков Воли на бесплодную землю, он тем самым ниспослал эту воду, и она смешалась с паровой почвой. В небесном саду, известном как Ас-Сакура, возникло Древо Вечности, и Святой Дух или Универсальный Разум, первая ветвь, выросшая на нем, является первым творением среди миров. [7]

Выдающиеся ученые

[ редактировать ]

Шейх Ахмад, примерно в сорок лет, начал серьезно учиться в шиитских центрах религиозной науки, таких как Кербела и Наджаф . Он добился достаточного признания в таких кругах, чтобы быть объявленным муджтахидом , толкователем исламского закона. Он спорил с учеными-суфиями и неоплатонистами и заслужил положительную репутацию среди их недоброжелателей. Он заявил, что все знания и науки содержатся (в существенной форме) в Коране и что для того, чтобы преуспеть в науках, все знания должны быть почерпнуты из Корана. Его стиль руководства и подход к интерпретации основаны как на традиционных, так и на теософских методах, он пытается гармонизировать эти два направления шиитской мысли беспрецедентными способами и подчеркивает ценность интуитивного знания для религиозной мысли. [8] Вместо того, чтобы полностью полагаться на иджтихад , или независимое рациональное обоснование, Шаких Ахмад утверждал, что получает прямое руководство от имамов. По его мнению, полная опора на индивидуальное обоснование религиозного руководства привела к внедрению в шиитскую веру ошибочных взглядов отдельных ученых. Подчеркивая роль харизматического лидера, чья деятельность, как предполагалось, способствовала непогрешимости имамов, Шаких Ахмад предположил, что разнообразие постановлений, продвигаемых улемами, можно заменить единым набором доктрин - эта точка зрения позже найдет широкую поддержку. в системе аятолл современного усулизма. [8] Его взгляды привели к осуждению его со стороны нескольких ученых священнослужителей, и он участвовал во многих дебатах, прежде чем переехать в Персию , где поселился на время в провинции Йезд . в Исфахане . Большая часть этого была написана именно [ нужна ссылка ]

Сайид Казим Рашти

[ редактировать ]

Самый выдающийся ученик Аль-Ахсы, Казим Рашти, получил право преподавать от его имени в Кербеле и стал его бесспорным преемником. [2] [9]

Аббас Аманат отмечает, что, в отличие от других религиозных школ Ирана, где ученики происходили из семей высокопоставленных священнослужителей, «большинство учеников в кругу Рашти, за исключением немногих, были одинаковыми в своем скромном происхождении». [10]

Карим Хан

[ редактировать ]

У Ар-Рашти были сотни учеников, и некоторые из его ведущих учеников утверждали, что являются истинными продолжателями его учености. [2] С тех пор два основных течения шейхизма стали известны как школы Кермани и Тебризи . [2]

Карим Хан Кермани (1809/1810-1870/1871) стал лидером основной группы шейхов. Он стал главным критиком тех, кто сформировал новую религию, написав против них четыре эссе. [11] Он отверг некоторые из наиболее радикальных учений Ахсая и Рашти и вернул школу Шейхи к господствующему учению Усули . Кариму Хану Кирмани наследовал его сын Шейх Мухаммад Хан Кирмани (1846–1906), затем брат Мухаммеда Шейх Зайнал Абидлан Кирмани (1859–1946). На смену шейху Зайну аль-Абидину Кирмани пришел шейх Абу аль-Касим Ибрагими (1896–1969), которому наследовал его сын Абд аль-Реза Хан Эбрахими, который был лидером до своей смерти. [12]

Поздний шейхизм

[ редактировать ]

Покойный Али аль-Мусави был лидером общины, имевшей последователей в Ираке – главным образом в Басре и Кербеле , Иране и странах Персидского залива . В Басре проживает значительное меньшинство шейхов, а их мечеть является одной из крупнейших в городе и вмещает до 12 000 человек. Шейхия были решительно аполитичны и, следовательно, при Саддаме Хусейне им была предоставлена ​​относительная свобода . После вторжения в Ирак в 2003 году и последующей гражданской войны в Ираке они стали мишенью иракских националистов, которые обвинили их в том, что они саудовцы, на том основании, что Ахмад аль-Ахсаи был выходцем из современной Саудовской Аравии. [ нужна ссылка ] . В ответ они создали вооруженное ополчение и попросили все местные политические группы подписать пакт, позволяющий им жить в мире. Это было сделано на конференции аль-Захра в апреле 2006 года. [13] Отходя от своей традиционной аполитичной позиции, политическая партия шейхов участвовала в выборах в провинции Басра в 2009 году ; они заняли третье место, набрав 5% голосов и 2 места из 35. [14]

Шейхи среди шиитского ислама

Прием в других религиях

[ редактировать ]

Баби , а затем и бахаи рассматривают шейхизм как духовного предка своего движения, подготавливающего путь для Баба и, в конечном итоге, для Бахауллы. Согласно этой точке зрения, шейхизм пережил свою эсхатологическую цель и больше не актуален. [15] Между бабизмом и шейхизмом существует множество связей. Баб встречался с сийидом Казимом. несколько раз [10] более половины «выдающихся» обращенных в Веру Баби за первые четыре года ее существования были шейхами и, согласно Муджану Момену и Питеру Смиту, . [16] Одним из ключевых сходств между шейхизмом и вероисповеданиями Баби и Бахаи является их общий акцент на символическом и аллегорическом понимании религиозных писаний. [17]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ МакЭон 1984 .
  2. ^ Jump up to: а б с д Маттисен 2014 .
  3. ^ «Энциклопедия всемирной истории» . bartleby.com. 2001 . Проверено 10 октября 2006 г.
  4. ^ Герман 2017 .
  5. ^ Эзотерический Апокалипсис (Кияма): Взгляды мусульман-исмаилитов на «конец света» ismailignosis.com
  6. ^ Jump up to: а б с Момент, Муджан (1985). Введение в шиитский ислам . Издательство Йельского университета. стр. 227–228.
  7. ^ Коул, Хуан (1994). «Мир как текст: космологии шейха Ахмада аль-Ахсаи» . Мичиганский университет - Studia исламика 80 (1994): 1-23.
  8. ^ Jump up to: а б МакЭоин, Денис (июнь 1990 г.). «Православие и инославие в шиизме девятнадцатого века» . Журнал Американского восточного общества . 110 (2). Американское восточное общество: 327–328. дои : 10.2307/604537 . JSTOR   604537 .
  9. ^ Заранди 1932 , с. 16.
  10. ^ Jump up to: а б Аманат, Аббас. Первые годы движения Баби. Дисс. Оксфордский университет, 1981 год.
  11. ^ «Мухаммад Карим Хан Кирмани (1810-1871) - Некоторые биографические заметки. | Публикации Хуркалья: Центр исследований шейхи и баби-бахаи» . hurqalya.ucmerced.edu . Проверено 16 октября 2020 г.
  12. ^ Генри Корбин История исламской философии , Vol. II; стр. 353
  13. ^ Куда движется Ирак? Уроки Басры. Архивировано 29 сентября 2007 г. в Wayback Machine , Международная кризисная группа , 25 июня 2007 г., доступ: 3 июля 2007 г.
  14. ^ Списки кандидатов опубликованы: Басра более фрагментирована, садристы реализуют несколько стратегий? , Истории , 12 декабря 2008 г.
  15. ^ Смит, П. (1999). Краткая энциклопедия веры бахаи . Оксфорд, Великобритания: Публикации Oneworld. стр. 216–217 и 312 . ISBN  1-85168-184-1 .
  16. ^ Смит, Питер. Движение Баби: Перспектива мобилизации ресурсов в исследованиях истории Баби и бахаи, Том 3 . Калимат Пресс. п. 60.
  17. ^ Момен, Муджан (2004). Шейх Ахмад Аль-Ахсаи: Святые люди мира: межкультурная энциклопедия . Академик Блумсбери. стр. 25–26. ISBN  9781576073551 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 187ab4f439a5f3086f574ff8b5db85e0__1719442620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/18/e0/187ab4f439a5f3086f574ff8b5db85e0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Shaykhism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)