Шейхизм
Часть серии о Шиитский ислам |
---|
Портал шиитского ислама |
Шейхизм ( араб . الشيخية , латинизированный : аль-Шайхийя ) — термин, используемый шиитами мусульманами- для обозначения последователей шейха Ахмада в начале XIX века в Каджарском Иране . [1] Хотя шейхизм основан на традиционной доктрине шиитов- двунадесятников , он расходился со школой усули в интерпретации ключевых идей, таких как природа конца времен и день воскресения , источник юридического авторитета и правильная герменевтика, которую следует использовать при толковании пророчеств. через мистические сочинения двенадцати имамов . Эти разногласия привели к разногласиям и постоянным обвинениям в ереси со стороны Усулиса и Ахбариса . [2]
Его описывают как мистическое направление двунадесятников шиитского ислама . По состоянию на 2001 год [update], остались последователи в Иране, Ираке, [3] Саудовская Аравия, Кувейт и Пакистан. [4]
Учение шейха
[ редактировать ]Часть серии о шиитском исламе. |
Двенадцатилетний шиизм |
---|
Портал шиитского ислама |
Эсхатология
[ редактировать ]Основной силой учения Ахмада является вера в сокрытие Двенадцатого Имама . Верующие в эту доктрину считают, что последний назначенный Богом лидер, или Имам , живет в оккультизме и вновь появится как обещанный Махди . После появления Махди Ахмад учит, что Имам Хусейн ибн Али вернется, чтобы заново завоевать мир, и что Али и Мухаммед убьют сатану . Аль Раджа (что означает «возвращение» на английском языке) особо подчеркивался Ахмадом и имеет более важное значение в шейхизме, чем в Усули школе ислама .
Взгляды шейха Ахмада на принятые исламские доктрины расходились в нескольких областях, особенно в его мистической интерпретации пророчеств. Солнце, луна и звезды в Корана эсхатологических сурах рассматриваются как аллегорические , подобные доктрине исмаилитов. [5] где общепринятая мусульманская интерпретация заключается в том, что события, связанные с небесными телами, произойдут буквально в Судный день.
Хургалая
[ редактировать ]Стремясь «гармонизировать разум и религию» и «объяснить некоторые доктрины ислама, которые кажутся противоречащими разуму» и законам естественного мира, шейх Ахмад постулировал промежуточный мир между физическим и духовным мирами, который он назвал хуркалья . [6] Все в физическом мире имело бы аналоги в хуркалье , а также события и концепции исламской доктрины, которые не имели бы смысла в физическом мире – рай , ад , воскресение из мертвых Мухаммеда , Исра и Мирадж , долгая жизнь Двенадцатый Имам и два города, «в которых он должен жить», Джабулка и Джабулса , — все они будут существовать в царстве хуркалья . [6] Следовательно, у каждого будет два тела: одно в естественном мире, а другое в хуркалье . Именно эта концепция хуркальи, «больше всего на свете», привела к конфликту шейха Ахмада с улемами. [6]
Мистическая интерпретация
[ редактировать ]В других произведениях шейх Ахмад синтезирует довольно драматические описания происхождения пророков, первичного слова и других религиозных тем посредством аллюзий и мистического языка. Большая часть этого языка ориентирована на деревья, в частности на первичное универсальное дерево Эдема, описанное в еврейских писаниях как два дерева. Это первичное дерево в некотором смысле является универсальным духом самих пророков:
Символ ранее существовавшего дерева появляется и в других произведениях шейха Ахмада. Он говорит, например, что Мухаммад и Имамы существуют как на уровне неограниченного бытия или предсуществования, где они являются Совершенным Словом и Совершеннейшим Человеком, так и на уровне ограниченного бытия. На этом втором, ограниченном плане существует облако божественной Воли, и из него исходит Первичная Вода, орошающая бесплодную землю материи и элементов. Хотя божественная Воля остается неограниченной в сущностном существе, ее проявленный аспект теперь вошел в ограниченное бытие. Когда Бог излил из облаков Воли на бесплодную землю, он тем самым ниспослал эту воду, и она смешалась с паровой почвой. В небесном саду, известном как Ас-Сакура, возникло Древо Вечности, и Святой Дух или Универсальный Разум, первая ветвь, выросшая на нем, является первым творением среди миров. [7]
Выдающиеся ученые
[ редактировать ]Shaykh Ahmad
[ редактировать ]Шейх Ахмад, примерно в сорок лет, начал серьезно учиться в шиитских центрах религиозной науки, таких как Кербела и Наджаф . Он добился достаточного признания в таких кругах, чтобы быть объявленным муджтахидом , толкователем исламского закона. Он спорил с учеными-суфиями и неоплатонистами и заслужил положительную репутацию среди их недоброжелателей. Он заявил, что все знания и науки содержатся (в существенной форме) в Коране и что для того, чтобы преуспеть в науках, все знания должны быть почерпнуты из Корана. Его стиль руководства и подход к интерпретации основаны как на традиционных, так и на теософских методах, он пытается гармонизировать эти два направления шиитской мысли беспрецедентными способами и подчеркивает ценность интуитивного знания для религиозной мысли. [8] Вместо того, чтобы полностью полагаться на иджтихад , или независимое рациональное обоснование, Шаких Ахмад утверждал, что получает прямое руководство от имамов. По его мнению, полная опора на индивидуальное обоснование религиозного руководства привела к внедрению в шиитскую веру ошибочных взглядов отдельных ученых. Подчеркивая роль харизматического лидера, чья деятельность, как предполагалось, способствовала непогрешимости имамов, Шаких Ахмад предположил, что разнообразие постановлений, продвигаемых улемами, можно заменить единым набором доктрин - эта точка зрения позже найдет широкую поддержку. в системе аятолл современного усулизма. [8] Его взгляды привели к осуждению его со стороны нескольких ученых священнослужителей, и он участвовал во многих дебатах, прежде чем переехать в Персию , где поселился на время в провинции Йезд . в Исфахане . Большая часть этого была написана именно [ нужна ссылка ]
Сайид Казим Рашти
[ редактировать ]Самый выдающийся ученик Аль-Ахсы, Казим Рашти, получил право преподавать от его имени в Кербеле и стал его бесспорным преемником. [2] [9]
Аббас Аманат отмечает, что, в отличие от других религиозных школ Ирана, где ученики происходили из семей высокопоставленных священнослужителей, «большинство учеников в кругу Рашти, за исключением немногих, были одинаковыми в своем скромном происхождении». [10]
Карим Хан
[ редактировать ]У Ар-Рашти были сотни учеников, и некоторые из его ведущих учеников утверждали, что являются истинными продолжателями его учености. [2] С тех пор два основных течения шейхизма стали известны как школы Кермани и Тебризи . [2]
Карим Хан Кермани (1809/1810-1870/1871) стал лидером основной группы шейхов. Он стал главным критиком тех, кто сформировал новую религию, написав против них четыре эссе. [11] Он отверг некоторые из наиболее радикальных учений Ахсая и Рашти и вернул школу Шейхи к господствующему учению Усули . Кариму Хану Кирмани наследовал его сын Шейх Мухаммад Хан Кирмани (1846–1906), затем брат Мухаммеда Шейх Зайнал Абидлан Кирмани (1859–1946). На смену шейху Зайну аль-Абидину Кирмани пришел шейх Абу аль-Касим Ибрагими (1896–1969), которому наследовал его сын Абд аль-Реза Хан Эбрахими, который был лидером до своей смерти. [12]
Поздний шейхизм
[ редактировать ]Покойный Али аль-Мусави был лидером общины, имевшей последователей в Ираке – главным образом в Басре и Кербеле , Иране и странах Персидского залива . В Басре проживает значительное меньшинство шейхов, а их мечеть является одной из крупнейших в городе и вмещает до 12 000 человек. Шейхия были решительно аполитичны и, следовательно, при Саддаме Хусейне им была предоставлена относительная свобода . После вторжения в Ирак в 2003 году и последующей гражданской войны в Ираке они стали мишенью иракских националистов, которые обвинили их в том, что они саудовцы, на том основании, что Ахмад аль-Ахсаи был выходцем из современной Саудовской Аравии. [ нужна ссылка ] . В ответ они создали вооруженное ополчение и попросили все местные политические группы подписать пакт, позволяющий им жить в мире. Это было сделано на конференции аль-Захра в апреле 2006 года. [13] Отходя от своей традиционной аполитичной позиции, политическая партия шейхов участвовала в выборах в провинции Басра в 2009 году ; они заняли третье место, набрав 5% голосов и 2 места из 35. [14]
Прием в других религиях
[ редактировать ]Часть серии о |
бабизм |
---|
Основатель |
Выдающиеся люди |
Ключевое место Писания |
История |
Результирующие группы |
Другие темы |
Баби , а затем и бахаи рассматривают шейхизм как духовного предка своего движения, подготавливающего путь для Баба и, в конечном итоге, для Бахауллы. Согласно этой точке зрения, шейхизм пережил свою эсхатологическую цель и больше не актуален. [15] Между бабизмом и шейхизмом существует множество связей. Баб встречался с сийидом Казимом. несколько раз [10] более половины «выдающихся» обращенных в Веру Баби за первые четыре года ее существования были шейхами и, согласно Муджану Момену и Питеру Смиту, . [16] Одним из ключевых сходств между шейхизмом и вероисповеданиями Баби и Бахаи является их общий акцент на символическом и аллегорическом понимании религиозных писаний. [17]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Корбин, Генри (1977). Духовное тело и Небесная Земля: от Маздейского Ирана до шиитского Ирана . Издательство Принстонского университета, Нью-Джерси.
- Сопутствующие документы на Bahai-library.com
Примечания
[ редактировать ]- ^ МакЭон 1984 .
- ^ Jump up to: а б с д Маттисен 2014 .
- ^ «Энциклопедия всемирной истории» . bartleby.com. 2001 . Проверено 10 октября 2006 г.
- ^ Герман 2017 .
- ^ Эзотерический Апокалипсис (Кияма): Взгляды мусульман-исмаилитов на «конец света» ismailignosis.com
- ^ Jump up to: а б с Момент, Муджан (1985). Введение в шиитский ислам . Издательство Йельского университета. стр. 227–228.
- ^ Коул, Хуан (1994). «Мир как текст: космологии шейха Ахмада аль-Ахсаи» . Мичиганский университет - Studia исламика 80 (1994): 1-23.
- ^ Jump up to: а б МакЭоин, Денис (июнь 1990 г.). «Православие и инославие в шиизме девятнадцатого века» . Журнал Американского восточного общества . 110 (2). Американское восточное общество: 327–328. дои : 10.2307/604537 . JSTOR 604537 .
- ^ Заранди 1932 , с. 16.
- ^ Jump up to: а б Аманат, Аббас. Первые годы движения Баби. Дисс. Оксфордский университет, 1981 год.
- ^ «Мухаммад Карим Хан Кирмани (1810-1871) - Некоторые биографические заметки. | Публикации Хуркалья: Центр исследований шейхи и баби-бахаи» . hurqalya.ucmerced.edu . Проверено 16 октября 2020 г.
- ^ Генри Корбин История исламской философии , Vol. II; стр. 353
- ^ Куда движется Ирак? Уроки Басры. Архивировано 29 сентября 2007 г. в Wayback Machine , Международная кризисная группа , 25 июня 2007 г., доступ: 3 июля 2007 г.
- ^ Списки кандидатов опубликованы: Басра более фрагментирована, садристы реализуют несколько стратегий? , Истории , 12 декабря 2008 г.
- ^ Смит, П. (1999). Краткая энциклопедия веры бахаи . Оксфорд, Великобритания: Публикации Oneworld. стр. 216–217 и 312 . ISBN 1-85168-184-1 .
- ^ Смит, Питер. Движение Баби: Перспектива мобилизации ресурсов в исследованиях истории Баби и бахаи, Том 3 . Калимат Пресс. п. 60.
- ^ Момен, Муджан (2004). Шейх Ахмад Аль-Ахсаи: Святые люди мира: межкультурная энциклопедия . Академик Блумсбери. стр. 25–26. ISBN 9781576073551 .
Ссылки
[ редактировать ]- Эффенди, Шоги (1944). Бог проходит мимо . Уилметт, Иллинойс, США: Издательский фонд Бахаи. ISBN 0-87743-020-9 .
- Германн, Денис (30 ноября 2017 г.). «ШАЙХИЗМ» . Энциклопедия Ираника . Проверено 14 июля 2021 г.
- МакЭоин, Денис (15 декабря 1984 г.) [обновлено 29 июля 2011 г.]. «ШЕЙХ АХМАД АСАКИ» . Энциклопедия Ираника . Проверено 14 июля 2021 г.
- Маттисен, Тоби (24 ноября 2014 г.). «Мистика, миграция и клерикальные сети: Ахмад аль-Ахсаи и шейхи аль-Ахсы, Кувейта и Басры» . Журнал по делам мусульманских меньшинств . 34 (4): 386–409. дои : 10.1080/13602004.2014.984903 . S2CID 144918190 .
- Заранди, Набиль (1932). Шоги Эффенди (Переводчик) (ред.). Предвестники рассвета: рассказ Набила (изд. в твердом переплете). Уилметт, Иллинойс, США: Издательский фонд Бахаи. ISBN 0-900125-22-5 .
{{cite book}}
:|editor=
имеет общее имя ( справка )