Мухаммад ибн аль-Ханафия
Мухаммад ибн аль-Ханафия | |
---|---|
Четвертый Кайсани Имам | |
Предшественник | Хусейн |
Преемник | Абу Хашим |
Персональный | |
Рожденный | в. 637–638 гг. Н. Э. (16 г. хиджры ) |
Умер | 700–701 гг. н.э. Медина, Хиджаз |
Религия | ислам |
Дети | |
Родители |
|
Часть серии о |
Или |
---|
![]() |
Мухаммад ибн аль-Ханафия ( араб . مُحَمَّد ابْن الْحَنَفِيَّة , латинизированный : Мухаммад ибн аль-Ханафия , ок. 637–700 , 15–81 гг. хиджры ) был сыном Али ибн Аби , который был четвертым халифом в суннитском исламе ( р. ) 656–661 и первый имам в шиитском исламе . Ибн аль-Ханафия был эффективным помощником своего отца Али во время его халифата. После убийства Али и смерти двух его сыновей Хасана и Хусейна многие признали Ибн аль-Ханафию главой Дома Али . Утверждая, что он представляет Ибн аль-Ханафию, Мухтар аль-Сакафи поднялся в Ираке в 686 году, чтобы отомстить за Хусейна и его родственников, которые были убиты в 680 году нашей эры силами омейядского халифа Язида бин Муавии ( годы правления 680–683 ). Спокойный Ибн аль-Ханафия не принимал активного участия в этом восстании, но все же был спасен Мухтаром, когда его задержал конкурирующий халиф Убайд Аллах ибн Зияд . Поддержка Ибн аль-Ханафии продолжалась даже после поражения и смерти Мухтара в 686–687 годах в виде кайсанитов , ныне вымершего шиита. секта, которая возводит имамата к Ибн аль-Ханафии и его потомкам, особенно его сыну Абу Хашиму . После смерти Ибн аль-Ханафии в 700–701 годах некоторые кайсаниты заявили, что он был Махди , эсхатологическим исламским лидером, который вновь появится в конце времен и искоренит несправедливость и зло. Позже кайсаниты предоставили Аббасидам организационную структуру для свержения Омейядов в 750–751 годах.
Рождение
[ редактировать ]Часто известный под своим титулом Ибн аль-Ханафия, [1] Мухаммед родился у Хавлы бинт Джафар , женщины из племени Бану Ханифа , и Али ибн Аби Талиба , двоюродного брата исламского пророка Мухаммеда . Али также признан четвертым халифом Рашидунов ( годы правления 656–661 ) и первым шиитским имамом . [2] Ибн аль-Ханафия родился либо в 16 году хиджры (637-638 гг. н.э. ), [2] или около 633. [3] Он был единственным ребенком Хавлы, [1] освобожденный раб, [4] на котором Али женился спустя некоторое время после смерти своей первой жены Фатимы , дочери Мухаммеда. [5] Позором Ибн Ханафийи был Абу аль-Касим. [6]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Вскоре после убийства третьего рашидунского халифа Усмана ибн Аффана ( годы правления 644–656 ) Али был избран в халифат в Медине . [4] Во время своего халифата Ибн аль-Ханафия сопровождал Али в сражениях. [4] как его защитник и знаменосец. [7] [8] Когда Али был убит в Куфе в январе 661 г. [9] [10] его старший сын Хасан был избран там халифом, [11] [12] но позже отрекся от престола в пользу Муавии I ( годы правления 661–680 ) в августе 661 года. [13] [14] Хасан умер в 669 году в Медине, вероятно, отравленный по наущению Муавии. [14] [13] [15] который таким образом проложил путь к преемственности своего сына Язида I ( годы правления 680–683 ). [16] [17] историки часто изображают его мусульманские как нечестивого и аморального. [16] [18] [19] Таким образом, Хасана сменил его младший брат Хусейн на посту главы семьи Мухаммеда. [13] Когда Омейяд Марван и вдова пророка Аиша не позволили похоронить Хасана рядом с его дедом, Ибн Ханафия, как говорят, убедил Хусейна похоронить их брата на кладбище Баки . [20]
Битва при Кербеле
[ редактировать ]После смерти Муавии и прихода на престол Язида в 680 году последний поручил своему губернатору Медины силой добиться от Хусейна клятвы верности. Хусейн немедленно уехал в Мекку, чтобы не признать Язида халифом. [8] Там Хусейн получил несколько писем поддержки от куфанов, намерения которых подтвердил его посланник Муслим ибн Акиль . [8] Говорят, что среди многих других Ибн аль-Ханафия предупредил Хусейна не доверять куфанам, которые предали своего отца Али и своего брата Хасана, предлагая вместо этого остаться в Мекке или скрыться в Йемене. [8] [21] Хусейн проигнорировал подобные предупреждения. [8] заявив, что он ожидал, что его убьют во время борьбы с тиранией Язида. [22] [23] На пути в Куфу в 680 году небольшой караван Хусейна был перехвачен армией Омейядов. [8] Он был убит в последовавшей битве при Кербеле вместе с большинством своих родственников-мужчин и его небольшой свитой, будучи окруженным в течение нескольких дней и лишенным питьевой воды из близлежащей реки Евфрат . После битвы женщины и дети в лагере Хусейна были взяты в плен и отправлены в столицу Омейядов Дамаск в Сирии . [16] [18] [19] Обещанная поддержка Куфана не материализовалась, поскольку Убайд Аллах ибн Зияд , новый губернатор Куфы, убил посланника Хусейна и запугал вождей племен Куфана. [8] В отличие от Хусейна, молчаливый Ибн аль-Ханафия, как говорят, поклялся в верности Язиду. [24]
Восстание Мухтара
[ редактировать ]После смерти Хусейна его единственный оставшийся в живых сын Али ибн Хусейн Зейн аль-Абидин ушел в аполитическую жизнь в Медине. [25] [26] Таким образом, Ибн аль-Ханафия многими считался главой Дома Али . [25] [2] Действительно, Мухтар аль-Сакафи вскоре заявил, что представляет Ибн Ханафию в Куфе, призывая отомстить за резню в Кербеле. [27] [28] Его усилия были подкреплены поражением альтернативного восстания Таввабун в 684 году. Мухтар в конечном итоге захватил контроль над Куфой в 686 году у Абдаллаха ибн Зубайра , который основал в 680 году альтернативный халифат в Мекке, который конкурировал с Омейядами. [27] Сомнительно, что Мухтар действительно представлял молчаливого Ибн Ханафию. [24] [29] Тем не менее уклончивый ответ Ибн Ханафии был истолкован делегацией Куфана как неявное одобрение Мухтара. [30] [31] что, в свою очередь, усилило поддержку последнего со стороны куфанов. [2]
Махди
[ редактировать ]После смерти Хусейна Мухтар, вероятно, считал Ибн Ханафию законным имамом. [32] называя его выжившим васи Али ( букв. « наследник » ) после Хасана и Хусейна. [33] Мухтар также называл Ибн Ханафию Махди ( букв . « праведный » ), то есть лидером, который избавит мусульман от угнетения и установит справедливость. [26] Однако на тот момент этот титул Ибн Ханафийи, вероятно, не имел никакого мессианского значения. [34] [35] Во всяком случае, говорят, что Ибн Ханафия избегал этого титула. [2] поскольку он остался в своем родном городе Медине и отказался от активного руководства революцией. [28] был представлен Говорят, что, возможно, свидетельством его двусмысленного отношения к восстанию является то, что Ибн Ханафия в некоторых более поздних паломничествах в хадж своим личным флагом как глава Дома Али. [36] [25]
Мстящий Хусейн
[ редактировать ]Верный своему обещанию, [37] Мухтар убил несколько человек, считавшихся ответственными за резню в Кербеле, в том числе губернатора Куфы Ибн Зияда и командира Омейядов Умара ибн Саада ( ум. 686 ), чья голова, по некоторым сведениям, затем была отправлена Ибн аль-Ханафии. [36] [38] Также был убит Шамир ибн Зи аль-Джавшан . [39] его часто считают ответственным за обезглавливание Хусейна в Кербеле. [40] [41] В другом месте Мурра ибн Мункид аль-Абди пережил попытку мести, но был тяжело ранен. [42] Говорят, что он убил сына Хусейна Али аль-Акбара . [43] [42] Однако Асма ибн Хариджа аль-Фазари и Мухаммад ибн аль-Ашас аль-Кинди сбежали из Мухтара невредимыми. Первого разыскивали за участие в убийстве Муслима ибн Акиля, а второго обвиняли в оскорблении Хусейна в Кербеле. [44]
Противостояние с Ибн аз-Зубайром
[ редактировать ]Заявив, что он ждет общественного консенсуса, Ибн Ханафия отказался присягнуть на верность Ибн аз-Зубайру, самопровозглашенному халифу Мекки. [45] Поэтому некоторые предполагают, что Ибн аль-Ханафия мог иметь собственные амбиции на этот высокий пост. [36] Возможно, именно этот отказ принести присягу на верность и захват Куфы Мухтаром спровоцировали мекканского халифа заключить Ибн Ханафию в тюрьму. [45] Теперь он обратился к Мухтару с просьбой о помощи и был спасен своими военными отрядами. [2] [46] Сообщается, что спасательная операция прошла бескровно, поскольку Ибн Ханафия запретил людям Мухтара сражаться в святилище Мекки. [46] Этот призыв о помощи позволяет предположить, что пассивное отношение Ибн Ханафийи к Мухтару преувеличено. [36] Затем Ибн Ханафия поселился в Мине , недалеко от Мекки, а позже в Таифе . [2]
Смерть Мухтара
[ редактировать ]Мухтар потерпел поражение и был убит в 686–687 гг. [26] тем не менее, Ибн Ханафия впоследствии не был скомпрометирован, что, возможно, указывает на его слабые связи с Мухтаром. [2] Ибн Ханафия продолжал отказываться от поддержки двух соперничающих халифатов до падения Зубайра в 692 году, после чего он присягнул на верность халифу Омейядов Абд аль-Малику ( годы правления 685–705 ). [36] По некоторым данным, он посетил халифа в Дамаске в 692 году. [47] и который щедро вознаградил его. [36] [24]
Кайсаниты
[ редактировать ]Ныне вымершие кайсаниты были шиитской сектой, имамат которой восходил к Ибн Ханафийе и его потомкам. [48] [49] Секта возникла в результате восстания Мухтара. [50] смерть которого не положила конец пропаганде в пользу Ибн Ханафии. [26] [51] Кайсаниты осудили халифов, предшествовавших Али ибн Аби Талибу, как узурпаторов его права стать преемником исламского пророка Мухаммеда. [52] [53] Большинство из них считали Хасана, затем Хусейна и, наконец, Ибн Ханафию назначенными Богом имамами после Али ибн Аби Талиба. [50] [53] Когда Ибн Ханафия умер в 700-701 гг. [2] или в 703 или 705, [54] большинство кайсанитов последовали за его сыном Абу Хашимом , [55] но некоторые думали, что Ибн Ханафия вошел в сокрытие , то есть был провиденциально сокрыт от человечества до своего нового появления по божественной воле. [55] Возможно, именно тогда концепция Махди стала мейнстримом как эсхатологического исламского лидера, который искоренит несправедливость и зло в конце времен. [56] [57] [51] Смерть Ибн Ханафийи, последнего (известного) сына Али, также еще больше разделила шиитскую общину. [58]
Трудно оценить численную численность кайсанитов. [59] В конце периода Омейядов они, вероятно, превосходили по численности имамитов-шиитов, которые следовали линии имамов Хусейнидов. [60] [61] Действительно, Ибн Ханафия, а затем его преемник Абу Хашим отвлекли значительную поддержку от Али Зейна аль-Абидина и его преемника Мухаммада аль-Бакира , поскольку ни один из них не предъявлял никаких публичных претензий к имамату. [62] Движение Мухтара в конечном итоге проложило путь к свержению Омейядов. [63] поскольку кайсаниты обеспечили организационную структуру для успешного восстания Аббасидов , [64] [65] который утверждал, что происходит от дяди Мухаммеда по отцовской линии, Аббаса . Они предположили, что имаматом Абу Хашима стал глава семьи Аббасидов Мухаммад ибн Али . [65] [66] По-видимому, это было основным заявлением Аббасидов о легитимности, пока около 780 года они не объявили, что наследником исламского пророка Мухаммеда был его дядя Аббас, а не его двоюродный брат и зять Али ибн Аби Талиб. [67] [65] Таким образом, Аббасиды постепенно обратились против основного течения шиитов. [68] [69] унеся с собой большое количество кайсанитов в суннизм . [70]
Генеалогическое древо
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Льюис 2012 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Буль 2012 .
- ^ Гифис 2018 .
- ^ Jump up to: а б с Глив 2008 .
- ^ Кутбуддин 2006 .
- ^ Кроун 2005 , с. 77.
- ^ Калмард 1982 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Маделунг 2004 .
- ^ Шах-Каземи 2006 , с. 37.
- ^ Момент 1985 , с. 25.
- ^ Веллхаузен 1901 , с. 18.
- ^ Векча Валььери 2012a .
- ^ Jump up to: а б с Кутбуддин 2005 , с. 9937.
- ^ Jump up to: а б Маделунг 2003 .
- ^ Маделунг 1997 , с. 331.
- ^ Jump up to: а б с Момент 1985 , с. 28.
- ^ Джафри 1979 , с. 158.
- ^ Jump up to: а б Пино 2000 , с. 70.
- ^ Jump up to: а б Агайе 2007 , с. 117.
- ^ Маделунг 1997 , с. 332.
- ^ Аюб 1978 , с. 98.
- ^ Мансон 1988 , стр. 22–23.
- ^ Табатабай 1975 , стр. 175, 188.
- ^ Jump up to: а б с Дакаке 2007 , с. 96.
- ^ Jump up to: а б с Балюзи 2002 , с. 200.
- ^ Jump up to: а б с д Момент 1985 , с. 36.
- ^ Jump up to: а б Момент 1985 , с. 35.
- ^ Jump up to: а б Листы 2015 , с. 173.
- ^ Хоутинг 2000 , с. 51.
- ^ Хайдер 2019 , с. 267.
- ^ Дакаке 2007 , с. 97.
- ^ Момент 1985 , с. 47.
- ^ Дакаке 2007 , стр. 97–98.
- ^ Маделунг 2012 .
- ^ Кюнг 2007 , с. 200.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Ряд 2000 , с. 33.
- ^ Хоутинг 2000 , с. 53.
- ^ Хайдер 2019 , с. 43.
- ^ Хайдер 2019 , с. 32.
- ^ Агайе 2004 , стр. 8–9.
- ^ Момент 1985 , с. 30.
- ^ Jump up to: а б Бахрамян 2015 .
- ^ Калмард 1985 .
- ^ Хайдер 2019 , стр. 44–45.
- ^ Jump up to: а б Хайдер 2019 , с. 270.
- ^ Jump up to: а б Хайдер 2019 , стр. 270–271.
- ^ Кюнг 2007 , стр. 199–200.
- ^ Амир-Моэци и Джамбет 2018 , с. 38н9.
- ^ Строка 2000 , стр. 34–35.
- ^ Jump up to: а б Ряд 2000 , с. 34.
- ^ Jump up to: а б Хоутинг 2000 , с. 52.
- ^ Строка 2000 , с. 11.
- ^ Jump up to: а б Листы 2013 , с. 39.
- ^ Шэрон 1983 , с. 116.
- ^ Jump up to: а б Листы 2015 , с. 175.
- ^ Сачедина 1981 , с. 9.
- ^ Кроун и Хиндс 2003 , с. 103.
- ^ Шэрон 1983 , стр. 116–117.
- ^ Хайдер 2014 , с. 38.
- ^ Дакаке 2007 , с. 5.
- ^ Дафтари 2013 , с. 37.
- ^ Момент 1985 , с. 37.
- ^ Хоутинг 2000 , стр. 107-1. 52–53.
- ^ Хайдер 2014 .
- ^ Jump up to: а б с Хоутинг 2000 , с. 110.
- ^ Кроун 2005 , с. 91.
- ^ Кроун 2005 , стр. 91–92.
- ^ Листы 2008 .
- ^ Момент 1985 , с. 71.
- ^ Момент 1985 , с. 69.
Источники
[ редактировать ]- Агайе, Канзас (2004). Мученики Кербелы: шиитские символы и ритуалы в современном Иране . Вашингтонский университет Press. ISBN 0295984481 .
- Агайе, Канзас (2007). «Страсти Ашуры в шиитском исламе» . В Корнелле, VJ (ред.). Голоса Ислама . Том. 2. Прегер. стр. 111–124. ISBN 978-0275987343 .
- Амир-Моэцци, Массачусетс ; Джамбет, К. (2018). Что такое шиитский ислам: Введение . Рутледж. ISBN 9781138093737 .
- Аюб, ММ (1978). Искупительное страдание в исламе: исследование религиозных аспектов Ашуры в двунадесятническом шиизме . Де Грютер. ISBN 9789027979438 .
- Бахрамян, А. (2015). « Али б. аль-Хусейн, Абу аль-Хасан» . В Дафтари, Ф. (ред.). Исламская энциклопедия . Перевод Негабана, Ф. doi : 10.1163/1875-9831_isla_SIM_0253 .
- Балюзи, ХМ (2002). Мухаммед и курс ислама . Джордж Рональд. ISBN 9780853984788 .
- Буль, о. (2012). «Мухаммад ибн аль-Ханафия» . В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_5351 . ISBN 9789004161214 .
- Калмар, Дж. (1982). « Аббас б. Али б. Абу Талеб» . Энциклопедия Ираника . Том. Я/1. стр. 77–79. ISSN 2330-4804 .
- Калмар, Дж. (1985). « Али Акбар» . Энциклопедия Ираника . Том. Я/8. стр. 855–856.
- Кроун, П .; Хиндс, М. (2003). Божий халиф: религиозная власть в первых веках ислама . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521541115 .
- Кроун, П. (2005). Средневековая исламская политическая мысль . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 0748621946 .
- Дафтари, Ф. (2008). «Алиды» . Во флоте, Кейт; Кремер, Г.; Матринг, Д.; Навас, Дж.; Стюарт, диджей (ред.). Энциклопедия ислама (Три изд.). дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_26329 . ISBN 9789004171374 .
- Дафтари, Ф. (2013). История шиитского ислама . ИБ Таурис. ISBN 9781780768410 .
- Дафтари, Ф. (2015). «Шиитские общины в истории». В Дафтари, Ф.; Саджу, AB; Джива, С. (ред.). Шиитский мир: пути в традициях и современности . ИБ Таурис. стр. 169–209. ISBN 9781784534776 .
- Дакаке, ММ (2007). Харизматическое сообщество: шиитская идентичность в раннем исламе . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 9780791470336 .
- Гифис, А. (2018). «Мухаммад б. аль-Ханафия» . Оксфордский словарь поздней античности . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780191744457 .
- Глив, РМ (2008). « Али б. Аби Талиб» . Во Флите, К.; Кремер, Г.; Матринг, Д.; Навас, Дж.; Роусон, Э. (ред.). Энциклопедия ислама (Третье изд.). дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_26324 . ISBN 9789004171374 .
- Хайдер, Н. (2014). Шиитский ислам: Введение . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781107031432 .
- Хайдер, Н. (2019). Бунтарь и имам в раннем исламе: исследования в мусульманской историографии . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781108708142 .
- Хэзлтон, Л. (2009). После Пророка: эпическая история шиитско-суннитского раскола в исламе . Даблдэй. ISBN 9780385532099 .
- Хоутинг, GR (2000). Первая династия ислама: Халифат Омейядов, 661–750 гг. Н.э. (второе изд.). Рутледж. ISBN 0415240735 .
- Джафри, SHM (1979). Истоки и раннее развитие шиитского ислама . Лонгман. ISBN 0582780802 .
- Кюнг, Х. (2007). Ислам: прошлое, настоящее и будущее . Перевод Боудена Дж. Oneworld. ISBN 9781851683772 .
- Лалани, AR (2000). Ранняя шиитская мысль: учение имама Мухаммада аль-Бакира . ИБ Таурис. ISBN 1850435928 .
- Льюис, Б. (2012). « Алиды» . В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_0543 . ISBN 9789004161214 .
- Маделунг, В. (1997). Наследование Мухаммеда: исследование раннего Халифата . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521561817 .
- Маделунг, В. (2003). «Хасан б. Али б. Аби Талеб» . Энциклопедия Ираника . Том. XII/1. стр. 26–28. ISSN 2330-4804 .
- Маделунг, В. (2004). «Хосайн б. Али и. Жизнь и значение в шиизме» . Энциклопедия Ираника . Том. ХII/5. стр. 493–498. ISSN 2330-4804 .
- Маделунг, В. (2012). «аль-Махди» . В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). дои : 10.1163/1573-3912_islam_COM_0618 . ISBN 9789004161214 .
- Момен, М. (1985). Введение в шиитский ислам . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300035315 .
- Мансон, Х. (1988). Ислам и революция на Ближнем Востоке . Издательство Йельского университета. ISBN 0300041276 .
- Пино, Д. (2000). «Зайнаб бин Али и место женщин из домохозяйств первых имамов в шиитской религиозной литературе». В Хэмбли, Г. (ред.). Женщины в средневековом исламском мире: власть, покровительство и благочестие . Макмиллан. ISBN 9780333800355 .
- Кутбуддин, Т. (2005). «Зейнаб бинт Али» . В Джонсе, Л. (ред.). Энциклопедия религии . Том. 14 (Второе изд.). Справочник Macmillan США. стр. 9937–9939. ISBN 002865983X .
- Кутбуддин, Т. (2006). «Фатима (аз-Захра) бинт Мухаммад (ок. 12 до хиджры – 11 / ок. 610–632)» . В Мери, JW (ред.). Средневековая исламская цивилизация: Энциклопедия . Том. 1. Рутледж. стр. 248–250. ISBN 9780415966917 .
- Сачедина, А.А. (1981). Исламский мессианизм: идея Махди в двунадесятническом шиизме . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 9780873954587 .
- Шах-Каземи, Р. (2006). « Али ибн Аби Талиб» . В Мери, JW (ред.). Средневековая исламская цивилизация: Энциклопедия . Том. 1. Рутледж. стр. 36–37. ISBN 9780415966917 .
- Шэрон, М. (1983). Черные знамена с Востока: создание государства Аббасидов: зарождение восстания . Магнес Пресс. ISBN 9652235016 .
- Табатабай, СМХ (1975). Шиитский ислам . Перевод Насра, SH State University of New York Press. ISBN 0873953908 .
- Векча Валььери, Л. (2012a). «(ал-)Хасан б. Али б. Аби Талиб» . В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). дои : 10.1163/1573-3912_islam_COM_0272 . ISBN 9789004161214 .
- Веллхаузен, Дж. (1901). Религиозно-политические оппозиционные партии в древнем исламе (на немецком языке). Книжный магазин Вайдманн. ОСЛК 453206240 .
