Али аль-Акбар ибн Хусейн
Али аль-Акбар ибн аль-Хусейн | |
---|---|
Персональный | |
Рожденный | в. 655 г. н. э. Медина , Аравия |
Умер | 10 октября 680 г. (10 мухаррама 61 года хиджры ) |
Место отдыха | Храм Имама Хусейна |
Религия | ислам |
Родители |
|
Часть серии о Шиитский ислам |
---|
![]() |
![]() |
Али аль-Акбар ибн аль-Хусейн ( араб . عَلِيّ ٱلْأَكْبَر بن ٱلْحُسَيْن ), широко известный как просто Али аль-Акбар , был сыном Лейлы бинт Аби Мурры и Хусейна ибн Али , третьего шиитского имама. и внук исламского пророка Мухаммеда . В возрасте от восемнадцати до двадцати пяти лет Али был убит в битве при Кербеле в 680 году нашей эры вместе со своим отцом и примерно семьюдесятью двумя родственниками и сторонниками, которые сражались против армии омейядского халифа Язида ибн Муавии ( год правления 680). –683 ). В шиитском исламе Али аль-Акбар почитается как храбрый юноша, замученный до того, как смог жениться, и прославляется своим поразительным сходством во внешности и манерах со своим прадедом, исламским пророком Мухаммедом .
Рождение
[ редактировать ]Али аль-Акбар родился в семье Хусейна ибн Али , третьего шиитского имама . Хусейн был внуком исламского пророка Мухаммеда и сыном Али ибн Аби Талиба , первого шиитского имама, а также двоюродного брата Мухаммеда. Все трое принадлежали к племени Бану Хашим . Матерью Али аль-Акбара была Лейла , дочь Абу Мурры, который был сыном Урва ибн Масуда , сподвижника Мухаммеда из племени Бану Сакиф . [ 1 ] Бабушка Али аль-Акбара по материнской линии, Маймуна, была дочерью Абу Суфьяна , вождя племени Бану Умайя . [ 1 ] По этой причине халиф Омейядов Муавия ( годы правления 661–680 ), очевидно, восхвалял Али аль-Акбара как самого достойного представителя халифата, поскольку он сочетал в себе «мужество Бану Хашим, щедрость Бану Умайя и гордость Бану Сакиф». [ 2 ] Али аль-Акбара часто прославляют за его поразительное сходство с Мухаммедом как внешне, так и манерами. [ 1 ] настолько, что другие смотрели на Али аль-Акбара всякий раз, когда скучали по Мухаммеду. [ 2 ] Это сходство также объясняет персидский эпитет Али аль-Акбара, Шабих-е Пайгамбар ( букв. « подобие пророка » ). [ 3 ]
Али аль-Акбар ( букв. « Али, старший » ) был старшим сыном Хусейна, согласно большинству ранних авторитетов. [ 2 ] [ 3 ] в том числе суннитские ученые Ибн Саад ( ум. 845 ) и аль-Баладхури ( ум. 892 ), а также прошиитский историк аль -Якуби ( ум. 897–898 ). [ 1 ] Таким образом, Али аль-Акбар был старше Али Зейна аль-Абидина , единственного сына Хусейна, выжившего в битве при Кербеле . [ 1 ] Однако исламист В. Маделунг ( ум. 2023 г. ) считал, что Зейн аль-Абидин был старшим сыном Хусейна. [ 4 ] Дата рождения Али аль-Акбара также оспаривается, и его возраст в битве при Кербеле в 680 году нашей эры по разным данным составляет 18 лет. [ 1 ] [ 1 ] 19, [ 5 ] 23, [ 1 ] [ 2 ] или 25. [ 1 ] [ 3 ] Среди всех этих сообщений наиболее вероятным возрастом может быть 25 лет, поскольку его младшему брату Али Зейну аль-Абидину во время Кербелы, вероятно, было 23 года. [ 2 ]
Битва при Кербеле и смерть (680)
[ редактировать ]Присоединение Язида
[ редактировать ]В назначении, которое нарушило предыдущие соглашения с братом Хусейна Хасаном , [ 6 ] халиф Омейядов Муавия ( годы правления 661–680 ) назначил своего сына Язида ( годы правления 680–683 ) своим преемником в 676 году. [ 7 ] Мусульманские историки часто представляют Язида как развратника, открыто нарушившего исламские нормы. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] и его назначение действительно встретило в то время сопротивление со стороны сыновей некоторых видных сподвижников Мухаммеда, включая Хусейна ибн Али. [ 11 ] [ 12 ] После смерти Муавии и прихода на престол Язида в 680 году последний поручил губернатору Медины силой добиться от Хусейна клятвы верности. Таким образом, Хусейн ночью отправился в Мекку , чтобы отказаться от признания Язида халифом. [ 4 ] Его сопровождали родственники, в том числе Али аль-Акбар. [ 13 ]
Путешествие в Кербелу
[ редактировать ]Получив приглашения от жителей Куфы , поддержку которых подтвердил его двоюродный брат Муслим ибн Акиль , Хусейн покинул Мекку и направился в Куфу 8 или 10 зу аль-хиджа (10 или 12 сентября 680 г.) в сопровождении нескольких родственников и сторонников. [ 4 ] Традиция, приписываемая Хусейну, объясняет, что он ушел, чтобы бороться с тиранией Язида, хотя это стоило ему жизни, как сообщается в «Аль-Иршаде» , биографическом труде выдающегося шиитского ученого аль-Муфида ( ум. 1022 ). [ 14 ] [ 15 ] Хусейн также написал в своем завещании своему брату Мухаммаду ибн аль-Ханафии , что он намеревался не искать «коррупции или угнетения», а, скорее, «приказывать то, что правильно, и запрещать то, что неправильно». [ 16 ]
Говорят, что по пути в Куфу Хусейну приснилась знаменательная смерть его товарищей, когда он ненадолго заснул на своей лошади. Он проснулся, читая стих 2:156 Корана : «Богу мы принадлежим, и к Нему наше возвращение», несколько раз воздавая хвалу Богу. Али аль-Акбар поехал к нему и узнал о сне, но приветствовал его судьбу. Этот отчет появляется в [[Истории пророков и царей |Тарих ат-Табари]] , переданный Укбой ибн Саманом, пережившим битву при Кербеле. [ 1 ] Вскоре после этого небольшой караван Хусейна был перехвачен армией Язида и вынужден разбить лагерь в пустынной земле Кербелы 2 мухаррама 61 года (2 октября 680 г.) вдали от воды и укреплений. [ 4 ] Обещанная поддержка Куфана не материализовалась, поскольку новый губернатор Куфы Убайд Аллах ибн Зияд ( ум. 686 ) схватил и убил Муслима ибн Акила, посланника Хусейна, и запугал вождей куфанских племен. [ 4 ]
Нехватка воды
[ редактировать ]В 7 Мухаррама, [ 17 ] [ 18 ] по приказу Ибн Зияда военачальник Омейядов Умар ибн Саад ( ум. 686 ) перекрыл Хусейну доступ к реке Евфрат . [ 19 ] [ 4 ] Сводный брат Хусейна, Аббас ибн Али , и около пятидесяти его товарищей, тем не менее, смогли принести немного воды в лагерь Хусейна во время ночной вылазки. [ 4 ] Несмотря на эту попытку, исламист Л. Вечча Вальери ( ум. 1989 ) предполагает, что лагерь страдал от жажды в течение следующих трёх дней. [ 20 ] Среди других экспертов аналогично пишет Д. Пино, что во время осады лагерь страдал от голода и жажды, [ 21 ] особенно много маленьких детей в лагере, [ 18 ] и мнение А. Хамдара близко. [ 22 ] В Кербеле жаркий пустынный климат . [ 23 ] [ 24 ]
Переговоры
[ редактировать ]Ибн Зияд приказал Ибн Сааду не позволять Хусейну уйти, пока он не поклянется в верности Язиду. [ 19 ] Хусейн не подчинился Язиду, [ 4 ] [ 20 ] но, очевидно, вел переговоры с Ибн Зиядом через Ибн Саада, чтобы ему разрешили отступить и избежать кровопролития. Однако губернатор не сдался. [ 20 ] [ 4 ] и, наконец, приказал Ибн Сааду сражаться, убивать и изуродовать Хусейна и его сторонников, если они не присягнут на верность Язиду, и в этом случае их судьба будет решена позже. [ 4 ]
Тасуа
[ редактировать ]Ибн Саад решил атаковать Тасуа (9 мухаррама) после послеобеденной молитвы . Однако по мере приближения армии Омейядов Хусейн отправил Аббаса и некоторых других товарищей, которые убедили Ибн Саада отложить конфронтацию до следующего дня. [ 13 ] [ 4 ] Теперь Хусейн призвал своих последователей уйти и не рисковать своей жизнью ради него, после чего Аббас первым возобновил свою поддержку, заявив, что он будет следовать за своим братом в жизни или смерти. [ 13 ] Почти все присутствующие остались с Хусейном до конца. [ 4 ] [ 24 ] [ 25 ] Хусейн и его товарищи провели ту ночь, молясь и читая Коран . [ 26 ] как сообщает шиитский юрист Ибн Тавус ( ум. 1266 ) и в большинстве работ по макатилю . [ 27 ]
Ашура
[ редактировать ]Утром Ашуры (10 мухаррама) Хусейн организовал своих сторонников, около семидесяти двух человек. [ 20 ] Затем он обратился к вражеским войскам и спросил их, почему они считают законным убить внука Мухаммеда. [ 20 ] Вероятно, после этой речи командир Омейядов аль-Хурр ибн Язид ат-Тамими перешел на сторону Хусейна. [ 28 ] Затем армия Омейядов осыпала лагерь стрелами. [ 20 ] таким образом, начав битву, которая длилась с утра до заката и состояла из эпизодов единоборств, по крайней мере, в течение всего утра, [ 18 ] стычки, нападения и отступления. [ 4 ] Однако к полудню армия Омейядов окружила лагерь. [ 18 ] и все товарищи пали. [ 29 ]
Смерть
[ редактировать ]
Среди алидов , то есть потомков Али ибн Аби Талиба, Али а-Акбар первым получил разрешение сражаться и выйти на поле боя. [ 3 ] [ 1 ] Однако сообщения, представленные в популярной литературе, иногда относят его к числу последних убитых. Например, Али представлен как семнадцатая жертва в Раузат аль-Шохада Хусейном Кашифи ( ум. 1504 ), поэтом и проповедником эпохи Тимуридов . [ 3 ] Сообщается, что Али аль-Акбар несколько раз атаковал позиции противника. После одного из своих нападений он вернулся с поля боя раненый, пересохший от жажды и жалующийся на жажду. Хусейн утешал его тем, что его жажда скоро будет утолена руками его прадеда Мухаммеда. Затем Али аль-Акбар вернулся в бой и, наконец, был сбит Муррой ибн Саадом, который, как говорят, ударил Али сзади. Он упал и был окружен солдатами Омейядов, которые «разрубили его на куски». В большинстве сообщений его убийцу зовут Мурра ибн Мункид аль-Абди. [ 3 ] [ 1 ] который позже пережил попытку мести со стороны проалидского революционера Мухтара аль-Сакафи ( ум. 687 ), но был тяжело ранен. [ 1 ] Убитый горем Хусейн плакал над телом своего мертвого сына и: [ 1 ] и сокрушался: «Миру пришел конец» и «После тебя в мире останется [только] пыль», согласно аль-Иршаду . [ 1 ] [ 30 ] Туда же бросилась сестра Хусейна Зайнаб , и Хусейн наконец вернулся в лагерь со своей безутешной сестрой. Затем он попросил других молодых людей отнести тело Али аль-Акбара обратно в лагерь. [ 1 ]
Битва закончилась, когда во второй половине дня одиноко стоявший Хусейн был убит. [ 24 ] Отрубленные головы Али аль-Акбара и других были впоследствии доставлены Ибн Зияду в Куфе, а затем Язиду в Дамаске , где его голова, вероятно, была похоронена на кладбище Баб ас-Сагир . [ 3 ] Женщин и детей, взятых в плен после битвы, вели в Куфу, а затем в Дамаск. [ 31 ]
Храм
[ редактировать ]
Павших сторонников Хусейна похоронили несколько мужчин из племени Бану Асад из деревни аль-Гадирия. В частности, Али аль-Акбар был похоронен рядом со своим отцом. Сегодня две гробницы расположены под центральным куполом святилища Хусейна в городе Кербела, на территории современного Ирака . [ 3 ] Город развился вокруг святыни и стал местом паломничества и центром религиозного обучения. [ 32 ] В молитвах, произносимых паломниками, также есть отрывки, посвященные Али аль-Акбару. [ 1 ] Он не оставил потомков. [ 2 ]
Поминовение в шиитском исламе
[ редактировать ]Следуя прецедентам шиитских имамов, оплакивающих Хусейна, [ 33 ] Мусульмане-шииты поминают события Кербелы в течение месяцев Мухаррам и Сафар . [ 34 ] особенно в течение первых десяти дней Мухаррама, кульминацией которых является Ашура с шествиями в крупных шиитских городах. [ 33 ] [ 35 ] Основной составляющей этих ритуальных церемоний ( маджалис , сг. маджлис ) является повествование историй Кербелы, [ 36 ] [ 33 ] призван вызвать сочувствие и довести публику до слез. [ 37 ] Именно в этом контексте память Али аль-Акбара празднуется от Вест-Индии до Юго-Восточной Азии . [ 3 ] В частности, в иранских ритуальных пьесах-страсти ( та'зие ) Али аль-Акбар часто изображается как несчастный храбрый юноша, принявший мученическую смерть, не успев жениться. Таким образом, в шиитском исламе проводится параллель между принесением в жертву Авраамом своего сына Исмаила и принесением Хусейном в жертву Али аль-Акбара. [ 3 ]
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Бахрамян 2015 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Мне .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Калмар, 1985 год .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Маделунг 2004 .
- ^ Хайдер 2014 , с. 68.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 493–8.
- ^ Маделунг 1997 , с. 322.
- ^ Момент 1985 , с. 28.
- ^ Пино 2000 , с. 70.
- ^ Аббас 2021 , с. 167.
- ^ Веллхаузен 1927 , с. 145.
- ^ Хоутинг 2000 , с. 46.
- ^ Jump up to: а б с Бахрамян и Булукбаши 2015 .
- ^ Мансон 1988 , стр. 22–3.
- ^ Табатабай 1975 , с. 175, 188.
- ^ Адибзаде, 2013 , стр. 78–79.
- ^ Кутбуддин 2019 , с. 106.
- ^ Jump up to: а б с д Хайдер 2014 , с. 69.
- ^ Jump up to: а б Момент 1985 , с. 29.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Вечча Валььери 2012 .
- ^ Пино 2000 , с. 71.
- ^ Хамдар 2009 , стр. 85–86.
- ^ Адибзаде 2013 , с. 82.
- ^ Jump up to: а б с Момент 1985 , с. 30.
- ^ Табатабай 1975 , с. 176.
- ^ Мансон 1988 , стр. 23.
- ^ Синдави 2002 , стр. 91.
- ^ Веллхаузен 1901 , с. 66.
- ^ Хайдер 2006 , с. 89.
- ^ Хайдер 2014 , с. 77.
- ^ Момент 1985 , стр. 30–31.
- ^ Момент 1985 , с. 33.
- ^ Jump up to: а б с Осман 2015 , с. 133.
- ^ Хайдер 2006 , с. 9.
- ^ Момент 1985 , с. 240.
- ^ Д'Суза 1998 .
- ^ Пино 2000 , с. 77.
Ссылки
[ редактировать ]- Аббас, Х. (2021). Наследник Пророка: Жизнь Али ибн Аби Талиба . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300252057 .
- Адибзаде, С. (2013). Путь красоты к совершенству: Зайнаб бинт Али ибн Аби Талиб и модель человеческих изменений к развитию качеств Валият Аллаха и аль-Инсан аль-Камиля (Диссертация). Университет Темпл.
- Бахрамян, А. (2015). « Али б. аль-Хусейн, Абу аль-Хасан» . В Дафтари, Ф. (ред.). Исламская энциклопедия . Перевод Негабана, Ф. doi : 10.1163/1875-9831_isla_SIM_0253 .
- Бахрамян А.; Булукбаши, А.А. (2015). «Аль-Аббас б. Али» . В Дафтари, Ф. (ред.). Исламская энциклопедия . Перевод Негабана, Ф. дои : 10.1163/1875-9831_isla_COM_0009 .
- Калмар, Дж. (1985). « Али Акбар» . Энциклопедия Ираника . Том. Я/8. стр. 855–856.
- Д'Суза, Д. (1998). «Фигура Зайнаба в шиитской религиозной жизни» . В Сингхе, Делавэр (ред.). Духовные традиции: основные взгляды на жизнь . Объединенный теологический колледж. стр. 201–225. ISBN 9788172144616 .
- Фласкеруд, И. (2010). Визуализация веры и благочестия в иранском шиизме . А&С Черный. ISBN 9781441149077 .
- Хайдер, Н. (2014). Шиитский ислам: Введение . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781107031432 .
- Хамдар, А. (2009). «Джихад слов: гендер и современные повествования Кербелы» . Ежегодник изучения английского языка . 39 (1–2): 84–100. дои : 10.1353/да.2009.0016 . S2CID 158479476 .
- Хоутинг, GR (2000). Первая династия ислама: Халифат Омейядов, 661–750 гг. Н. Э. (Второе изд.). Рутледж. ISBN 0415240727 .
- Хайдер, SA (2006). Оживление Кербелы: мученичество в памяти Южной Азии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199706624 .
- Маделунг, В. (1997). Наследование Мухаммеда: исследование раннего Халифата . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521561815 .
- Маделунг, В. (2004). «Хосайн б. Али и. Жизнь и значение в шиизме» . Энциклопедия Ираника . Том. ХII/5. стр. 493–498.
- Мир, М.А. « Али ибн аль-Хусейн». Энциклопедия мира ислама (на персидском языке). Фонд Энциклопедии Исламика .
- Момен, М. (1985). Введение в шиитский ислам . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300035315 .
- Мансон, Х. (1988). Ислам и революция на Ближнем Востоке . Издательство Йельского университета. ISBN 0300041276 .
- Осман, Р. (2015). Женские личности в Коране и Сунне: изучение основных источников имамитского шиитского ислама . Рутледж. ISBN 9781315770147 .
- Пино, Д. (2000). «Зайнаб бин Али и место женщин из домохозяйств первых имамов в шиитской религиозной литературе». В Хэмбли, Г. (ред.). Женщины в средневековом исламском мире: власть, покровительство и благочестие . Макмиллан. ISBN 9780333800355 .
- Кутбуддин, Т. (2019). «Речи Зайнаб и Умм Кульсум после мученической смерти Хусейна в Кербеле: говорить правду власти». В Коранги, А.; Рухи, Л. (ред.). «Другие» мученики: женщины и поэтика сексуальности, жертвоприношения и смерти в мировой литературе (первое изд.). Харрасовиц Верлаг. стр. 103–132. дои : 10.2307/j.ctvrnfq6q . ISBN 9783447198790 . S2CID 242349383 .
- Синдави, К. (2002). «Образ Хусейна ибн Али в Макатиля литературе » (PDF) . Quaderni di Studi Arabi . 20/21: 79–104. JSTOR 25802958 .
- Табатабай, СМХ (1975). Шиитский ислам . Перевод Насра, SH State University of New York Press. ISBN 0873953908 .
- Векча Валььери, Л. (2012). «(ал-)Хусейн б. Али б. Аби Талиб» . В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). дои : 10.1163/1573-3912_islam_COM_0304 . ISBN 9789004161214 .
- Веллхаузен, Дж. (1901). Религиозно-политические оппозиционные партии в древнем исламе (на немецком языке). Книжный магазин Вайдманн. ОСЛК 453206240 .
- Веллхаузен, Дж. (1927). Арабское королевство и его падение . Перевод Вейра, Университет Калькутты. OCLC 752790641 .