Ибрагим аль-Имам
Ибрагим аль-Имам | |
---|---|
Рожденный | Ибрагим ибн Мухаммад ибн Али ибн Абдаллах ибн аль-Аббас 701/2 Хумайма , Омейядский халифат |
Умер | август 749 г. Харран , Халифат Омейядов |
Известный | Последний лидер Хашимии |
Родитель | Мухаммад ибн Али ибн Абдаллах (отец) |
Родственники |
|
Абу Исхак Ибрагим ибн Мухаммад ибн Али ибн Абдаллах ибн аль-Аббас ( араб . بن العباس ; 701/2–749), более известный как Ибрагим аль-Имам ( إبراهيم الإمام ), был лидер семьи Аббасидов и тайного движения Хашимия , подготовившего и начавшего революцию Аббасидов против халифата Омейядов . Он унаследовал руководство движением от своего отца Мухаммеда в 743 году и сыграл важную роль в его распространении в Хорасане , не в последнюю очередь назначив Абу Муслима местным лидером. Ибрагим не дожил до успеха революции, был заключен в тюрьму и умер в августе 749 года либо убитым по приказу последнего халифа Омейядов Марвана II , либо от чумы . Вскоре после этого его брат Абу'л-Аббас стал первым халифом Аббасидов с именем аль-Саффах .
Жизнь
[ редактировать ]Происхождение и семья
[ редактировать ]Ибрагим родился в 701/2 году, согласно традиции, в Хумайме . [1] деревня к югу от Мертвого моря , на территории нынешней южной Иордании , где его дед, Али ибн Абдаллах ибн аль-Аббас , приобрел поместья и поселил семью Аббасидов . [2] Однако дата покупки Хумаймы и поселения там Аббасидов неизвестна, поскольку некоторые традиции указывают, что это произошло намного позже, во время правления аль-Валида I ( годы правления 705–715 ). [3]
Ибрагим был сыном вольноотпущенницы ( умм валад ), у него был родной брат Муса и три сводных брата: Абу'л-Аббас (позже халиф аль-Саффах ), Абу Джафар (позже халиф аль-Саффах). Мансур ) и аль-Аббас. [1] Дед Ибрагима, Али, был чрезвычайно набожным, но в остальном ничем не примечательным. [4] а отец Ибрагима, Мухаммед , как сообщается, зарекомендовал себя как лидер семьи Аббасидов еще задолго до смерти Али в 736 году. [5] [6] Прежде чем переехать в Хумайму, в Дамаск , столицу Омейядов, Мухаммад, по-видимому, подружился и стал учеником Абу Хашима , сына Мухаммада ибн аль-Ханафии и внука Али ибн Аби Талиба и лидера ( имама ) алидского легитимиста Кайсанита Ши. « движение Хашимия » . [7] [6] Абу Хашим также переехал в Хумайму, и именно там, в 716/7, незадолго до своей смерти, Абу Хашим завещал руководство Хашимией Мухаммеду и семье Аббасидов. [6] [8] Мухаммед возглавлял Хашимию до своей смерти в августе/сентябре 743 года. Его пребывание в должности было отмечено двумя достижениями: перемещением центра активности движения из его первоначальной базы в Куфе в отдаленную восточную провинцию Хорасан и консолидацией руководства Аббасидов. . Похоже, что Хорасани Хашимия первоначально отстаивала более широкое дело Алидов, а ее местный лидер Сулейман ибн Касир аль-Хузаи проявлял независимые тенденции. Однако, особенно после провала восстаний соперника Алидов Зайда ибн Али и его сына Яхьи ибн Зайда в 740 и 743 годах, движение стало более прочно находиться под опекой Аббасидов. [6] [9] На протяжении всего времени имам Аббасидов оставался скрытым и, таким образом, был в безопасности от преследований Омейядов, а публично пропаганда Хашимии туманно говорила о лидере «Семьи Пророка», таким образом извлекая выгоду из широкой поддержки кандидата Алидов, но используя ее для в пользу Аббасидов. [10]
Руководство Хашимии
[ редактировать ]Когда Ибрагим взял на себя руководство Хашимией после смерти своего отца, движение вступило в новую, более воинственную фазу; несколько его агентов ( даи ) убеждали Ибрагима немедленно поднять восстание, но он отказался. [1] Сам Ибрагим был популярной фигурой, известной своей щедростью, но он также обладал уравновешенным и практичным нравом. [1] В 744/5 году он назначил Абу Саламу главным даи в Куфе, а в следующем, 745/6 году, отправил Абу Муслима отправиться в Хорасан в качестве полномочного представителя. [1] Хорасани Хасимия, по-видимому, просила члена семьи Аббасидов в качестве символического номинального главы, но Ибрагим, очевидно, счел слишком опасным и преждевременным отправлять туда одного из своих родственников, поскольку его возможный захват Омейядами поставит под угрозу Аббасидов, раскрыв их роль в этом. [11] Аббасидов Абу Муслим был маула и был усыновлен Ибрагимом в качестве члена семьи Аббасидов, чтобы повысить свой авторитет. [12] но его происхождение неясно, и, вероятно, он был низкого происхождения. [13] В результате многолетний Сулейман ибн Касир аль-Хузаи враждебно отреагировал на приезд Абу Муслима. [1] [14] Ибрагим прямо поручил Абу Муслиму подчиняться Сулейману во всем. [15] но также вооружил его обширной властью над Хорасаном и всем исламским востоком; Используя местное соперничество, Абу Муслиму постепенно удалось оттеснить ветерана-лидера как истинного главу Хашимии в Хорасане. [14] [16] [17]
На момент прибытия Абу Муслима в Хорасан сам халифат Омейядов переживал катастрофическую гражданскую войну, Третью Фитну (744–747 гг.), между соперничающими членами династии Омейядов. Война обострила племенные конфликты, особенно соперничество Кайса и Ямана ; Конечный победитель, Марван II , был чемпионом Кайса . [18] Насилие распространилось и на Хорасан, где восстания аль-Хариса ибн Сурайджа и Джудая аль-Кирмани привлекли внимание губернатора Омейядов Насра ибн Сайяра . [19] Насилие усилило широко распространенное недовольство хорасанских арабов режимом Омейядов, который воспринимался как репрессивный и несправедливый, особенно в вопросах налогообложения, включая сбор налогов немусульманами, которые, таким образом, имели власть над мусульманами, а также в сфере трудоустройства. местных вооруженных сил в длительных, кровавых и бесплодных кампаниях. [1] [20]
Сообщается, что в начале 747 года Ибрагим приказал Абу Муслиму и его главным последователям приехать для консультации в Мекку под прикрытием паломничества хаджа . Однако по дороге они получили письмо от Ибрагима, в котором им предписывалось повернуть назад и публично объявить восстание. [21] То, что стало известно как Революция Аббасидов, было провозглашено 30 мая 747 года. При поддержке недовольных племен Ямана движению быстро удалось взять под свой контроль Хорасан. Возглавляемые Кахтабой ибн Шабибом аль-Таи , назначенным Ибрагимом командующим, хорасанцы двинулись на запад, сначала в погоне за Насром ибн Сайяром, а затем в сторону центра халифата. [1] [22] Более поздние традиции гласят, что перед отправкой его в Хорасан Ибрагим поручил Абу Муслиму вербовать людей среди яманов и истребить всех арабоязычных жителей Хорасана. Современные историки считают, что оба были созданы постфактум и для конкретных целей: первый для отражения возможного преобладания ямана в армиях революции Аббасидов, что было естественно, поскольку они были наиболее недовольны режимом Омейядов, склоняющимся к Кайсу, а второй как изобретение арабских кругов во времена Аббасидского халифата , когда иранцы и турки все чаще стали доминировать в халифской администрации и армии. [23]
Смерть и преемственность
[ редактировать ]Однако в то же время Омейядам удалось выяснить роль и местонахождение Ибрагима: из Хумаймы имам был доставлен сначала в Дамаск, а затем в ставку Марвана II в Харране . Приводится несколько разных версий того, как это произошло, что указывает на существовавшую даже в то время путаницу в отношении точных событий. [1] [24] Вскоре после заключения, где-то в августе 749 года, Ибрагим умер, когда армии Хашимии вошли в Ирак. [25] [26] Причина смерти Ибрагима неясна: некоторые традиции утверждают, что Марван II заставил его задушить, отравить или убить иным образом; в то время как другие традиции указывают, что Ибрагим умер от чумы. [1] [27] По мнению историка Моше Шарона, Марван II вряд ли хотел смерти имама Аббасидов, поскольку наличие под его контролем лидера восстания позволяло ему вести переговоры, а не сражаться до конца. [28] Действительно, по крайней мере одна традиция предполагает, что Ибрагим не был заключен в тюрьму, а с честью выведен из Хумаймы в сопровождении нескольких других видных членов его семьи в рамках переговоров с Марваном II, и что только по прибытии в Дамаск Ибрагим был арестован. [29] Некоторые традиции утверждают, что в Харране Ибрагим несколько раз встречался с Марваном II, но он пытался отрицать какую-либо связь с восстанием Хашимии. [28]
Согласно более поздней традиции Аббасидов, Ибрагим назвал своим преемником своего брата Абу'л-Аббаса, но реальность, по-видимому, была более запутанной или, по крайней мере, не известной руководству Хашимии, как после захвата Куфы и известия о смерти, требования стали громкими для алидского халифа. [30] Только при поддержке хорасанских командиров, несмотря на сопротивление Абу Саламы, 28 ноября 749 года Абу'л-Аббас был провозглашен халифом в Куфе. [1] [31] Двое сыновей Ибрагима, Абд аль-Ваххаб и Мухаммед, сделали военную карьеру против Византийской империи , а также взяли на себя почетную роль руководителей ежегодного хаджа . [1]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Омар 1971 , с. 988.
- ^ Шэрон 1983 , стр. 119–120.
- ^ Шэрон 1983 , стр. 123–124, 160.
- ^ Шэрон 1983 , с. 121.
- ^ Шэрон 1983 , стр. 123–124.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кеннеди 1993 , с. 396.
- ^ Шэрон 1983 , стр. 124–125.
- ^ Шэрон 1983 , стр. 84–86, 121–132.
- ^ Хоутинг 2000 , стр. 107-1. 111–113.
- ^ Шэрон 1990 , стр. 20–21, 141.
- ^ Шэрон 1983 , стр. 217–218.
- ^ Шэрон 1983 , стр. 213–214.
- ^ Шэрон 1983 , стр. 203–207.
- ^ Перейти обратно: а б Москати 1960 , с. 141.
- ^ Шэрон 1983 , стр. 216–217.
- ^ Шэрон 1983 , стр. 217–224.
- ^ Хоутинг 2000 , стр. 107-1. 114–115.
- ^ Хоутинг 2000 , стр. 107-1. 90–103.
- ^ Хоутинг 2000 , стр. 107-1. 107–108.
- ^ Хоутинг 2000 , стр. 107-1. 105–107.
- ^ Шэрон 1990 , стр. 68–72.
- ^ Хоутинг 2000 , стр. 107-1. 108–109, 115–116.
- ^ Шэрон 1990 , стр. 52–63.
- ^ Шэрон 1990 , стр. 225–226.
- ^ Шэрон 1990 , с. 225.
- ^ Хоутинг 2000 , стр. 107-1. 116–117.
- ^ Шэрон 1990 , стр. 226–227.
- ^ Перейти обратно: а б Шарон 1990 , с. 245.
- ^ Шэрон 1990 , стр. 228–235.
- ^ Шэрон 1990 , стр. 238–245.
- ^ Хоутинг 2000 , с. 117.
Источники
[ редактировать ]- Хоутинг, Джеральд Р. (2000). Первая династия ислама: Халифат Омейядов, 661–750 гг. Н. Э. (Второе изд.). Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-24072-7 .
- Кеннеди, Х. (1993). «Мухаммад б. Али б. Абдаллах» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VII: Миф-Наз . Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 396. дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_5342 . ISBN 978-90-04-09419-2 .
- Москати, С. (1960). «Абу Муслим» . В Гиббе, HAR ; Крамерс, Дж. Х. ; Леви-Провансаль, Э .; Шахт, Дж .; Льюис, Б. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том I: А – Б. Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 141. OCLC 495469456 .
- Омар, Ф. (1971). «Ибрагим б. Мухаммад» . В Льюисе, Б .; Менаж, ВЛ ; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том III: Х – Ирам . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 988–989. дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_3440 . OCLC 495469525 .
- Шарон, Моше (1983). Черные знамена с Востока. Создание государства Аббасидов – зарождение восстания . Иерусалим: Магнес Пресс. ISBN 965-223-501-6 .
- Шарон, Моше (1990). Черные знамена с Востока, Том II. Восстание: социальные и военные аспекты революции Аббасидов . Graph Press Ltd. Иерусалим: ISBN 965-223-388-9 .