Кайсаниты
Часть серии о Шиитский ислам |
---|
Кайсаниты араб ( , . كيسانية , латинизированный : Kaysāniyya ) — шиитская секта ислама сформировавшаяся из последователей Аль-Мухтара . Они проследили Имамат от Мухаммада ибн аль-Ханафии и его потомков. Название Кайсания, скорее всего, произошло от имени начальника охраны Мухтара Абу Амры Кайсана . [ 1 ]
Этимология
[ редактировать ]Последователи Аль-Мухтара, вышедшие из его движения (включая все последующие подсекты, возникшие из его движения), которые сначала поддержали имамата Мухаммада ибн аль-Ханафии и его потомков или любых других назначенных преемников, первоначально назывались «Мухтарийя». (после Аль-Мухтара), но вскоре их стали чаще называть «Кайсанийя» (т.е. Кайсаниты).
Имя «Кайсания», должно быть, было основано на «кунья» (фамилии) Кайсан, предположительно данной аль-Мухтару Али , или имени освобожденного маула Али, убитого в битве при Сиффине , по имени Кайсан, от которого Утверждается, что Аль-Мухтар унаследовал его идеи. Точно так же он может быть назван в честь Абу Амры Кайсана , известного мавали и начальника личной охраны аль-Мухтара. Другие утверждают, что либо Али, либо Ибн аль-Ханафия назвал аль-Мухтара Кайсаном из-за его изобретательности. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ нужна страница ] [ 6 ]
Убеждения
[ редактировать ]Кайсаниты как коллективная секта придерживались следующих общих убеждений:
- Они осудили первых трех халифов до Али как незаконных узурпаторов, а также считали, что община заблудилась, приняв их правление. [ 7 ]
- Они считали, что Али и трое его сыновей Хасан ибн Али , Хусейн ибн Али и Мухаммад ибн аль-Ханафия были последовательными имамами и преемниками Мухаммеда по божественному назначению и что они были наделены сверхъестественными качествами. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]
- Они считали, что Мухаммад ибн аль-Ханафия был Махди . [ 11 ]
- Они верили в Баду . [ 12 ]
- Дуалистическая зороастрийская подсекта маздакизм повлияла на верования кайсанитов. [ 13 ]
Более того, некоторые кайсанитские подсекты установили свои собственные уникальные верования, такие как:
- Некоторые считали, что Мухаммад ибн аль-Ханафия был спрятан ( гайба ) на горе Радва недалеко от Медины , охранялся львами и тиграми и кормился горными козлами. [ 14 ] и вернется ( раджа , т. е. возвращение к жизни Махди со своими сторонниками для возмездия перед Киямой ) как Махди. [ 15 ] [ 12 ]
- Некоторые называли дар ат-такийя (т.е. владения Такийи ) территориями, которые им не принадлежали. Их собственные территории назывались дар аль-алания (т.е. территория гласности). [ 16 ]
- Некоторые начали использовать идеи в целом гностического характера, которые были распространены в Ираке в 8 веке. [ 17 ]
- Некоторые интерпретировали временное изгнание Мухаммада ибн аль-Ханафии на гору Радва и его сокрытие как наказание за его ошибку, связанную с поездкой из Мекки в Дамаск, чтобы присягнуть на верность и нанести визит лжехалифу Абд аль-Малику ибн Марвану . [ 10 ] [ 18 ]
История
[ редактировать ]Шиитский ислам и кайсаниты
[ редактировать ]Кайсаниты проводили активную политику против истеблишмента против Омейядов, стремясь передать руководство мусульманами Алидам. [ 19 ] и составлял верность основной части шиитского населения (даже затмевая имамитов ) [ 20 ] вскоре после революции Аббасидов. Первоначально они оторвались от религиозно умеренных взглядов ранних куфанских шиитов. [ 21 ] Большая часть поддержки кайсанитов исходила от поверхностно исламизированных мавали на юге Ирака, в Персии и других местах. [ 21 ] а также другие сторонники в Ираке, особенно в Куфе и Аль-Мадаине (Ктесифон). [ 10 ]
После смерти Мухаммада ибн аль-Ханафии основная масса кайсанитов признала имаматом Абдаллаха ибн Мухаммада ибн аль-Ханафии (он же Абу Хашим, старший сын Мухаммада ибн аль-Ханафия, ум. в 716 г.). Эта подсекта (также известная как Хашимия , названная в честь Абу Хашима ), составлявшая большинство кайсанитов, была самой ранней шиитской группой, чьи учения и революционная позиция были распространены в Персии, особенно в Большом Хорасане , где она нашла приверженцев среди мавали. и арабские поселенцы. [ 20 ]
К концу периода Омейядов большинство Хашимийя перешли на сторону семьи Аббасидов и сыграли важную роль в пропагандистской кампании, которая в конечном итоге привела к успешной революции Аббасидов. [ 21 ]
Однако кайсаниты не сохранились как секта, хотя они и занимали положение большинства среди шиитов вскоре после революции Аббасидов. [ 22 ] Остальные кайсаниты, не присоединившиеся к партии Аббасидов, стремились присоединиться к альтернативным шиитским общинам. Поэтому в Хорасане и других восточных землях многие присоединились к хуррамитам . В Ираке они присоединились к Джафару ас-Садику или Мухаммаду ан-Нафсу аз-Закийе , которые в то время были основными претендентами Алидов на Имамат. Однако с упадком активистского движения ан-Нафс аз-Закия Джафар ас-Садик стал их главной объединяющей точкой. [ 23 ] Следовательно, к концу VIII века большинство кайсанитов обратились к другим имамам. [ 10 ]
Кайсанитские подразделы
[ редактировать ]Секта кайсанитов-шиитов на протяжении всей своей истории распалась на многочисленные подсекты. Эти расколы могли произойти после смерти кайсанитского лидера, и его последователи разделились, присягнув на верность разным лидерам, при этом каждая подсекта заявляла о подлинности своего собственного лидера.
Когда Мухаммад ибн аль-Ханафия умер в 700 году, кайсаниты разделились как минимум на три отдельные подсекты: [ 24 ]
- Карибия или Курайбия, названная в честь их лидера Абу Кариба (или Курайба) ад-Дарира. Они отказались признать смерть Мухаммада ибн аль-Ханафии и полагали, что он был спрятан (гаиб) в горах Радва недалеко от Медины, откуда он в конечном итоге выйдет как Махди, чтобы наполнить землю справедливостью и равенством, как это было раньше. наполнен несправедливостью и угнетением. [ 24 ]
- Другая подгруппа находилась под руководством человека по имени Хайян аль-Саррадж. Они подтвердили смерть Мухаммада ибн аль-Ханафии, но утверждали, что он и его сторонники вернутся к жизни в будущем, когда он установит справедливость на земле. [ 24 ]
- Другая подсекта, основанная Хамзой ибн Умарой аль-Барбари, утверждала божественность Мухаммада ибн аль-Ханафии и пророчество Хамзы ибн Умара аль-Барбари и приобрела некоторых сторонников в Куфе и Медине. [ 24 ]
- Другой подсектой была Хашимия. После смерти Мухаммада ибн аль-Ханафии Хашимия составляла большинство кайсанитов. Они признали смерть Мухаммада ибн аль-Ханафии и признали его старшего сына Абу Хашима его преемником. [ 25 ] Хашимия считала, что Абу Хашим был лично назначен Мухаммадом ибн аль-Ханафией своим преемником. Таким образом, Абу Хашим стал имамом большинства шиитов того времени, хотя он был немного моложе своего двоюродного брата Зейна аль-Абидина . Со своей базы в Куфе Хашимия сумела завербовать сторонников в других провинциях, особенно среди мавали в Хорасане. [ 26 ]
После смерти Абу Хашима не менее четырех-пяти подсект заявили о преемственности Абу Хашима от первоначальной Хашимии: [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ]
- Харбия, которые позже будут известны как Джанахия , были последователями Абдаллаха ибн Муавии ибн Абдаллаха ибн Джафара . [ 30 ] Абдулла ибн Муавия был двоюродным братом Абу Хашима и внуком Джафара ибн Аби Талиба . [ 29 ] Согласно Харбия/Джанахия, он был законным преемником Абу Хашима. [ 31 ] Он восстал после смерти своего двоюродного брата Зайда ибн Али и племянника Яхьи ибн Зайда . Его восстание распространилось через Ирак на Исфахан и Фарс с 744 по 748 год. К нему также присоединились Заидия , Аббасиды и хариджиты восставшие . На какое-то время Абдаллах ибн Муавия обосновался в Эстахре , откуда в течение нескольких лет правил Фарсом и другими частями Персии . [ 30 ] включая Ахваз , Джибал , Исфахан и Керман с 744 по 748 год, пока не бежали в Хорасан от наступающих сил Омейядов. [ 32 ] При бегстве в Хорасан он был убит (от имени Аббасидов) Абу Муслимом Хорасани в 748 году, находясь в заключении. [ 33 ] [ 30 ] [ 31 ] Подсекта Харбия/Джанахия излагала многие экстремистские и гностические идеи, такие как предсуществование душ в виде теней (азилла), переселение душ (танаух аль-арва, т.е. возвращение в другое тело, имея тот же дух) и циклическая история эпох (адвар) и эонов (аквар). Некоторые из этих идей были переняты другими ранними шиитскими группами гулатов. [ 30 ]
- После смерти Абдаллы ибн Муавии одна из сект Харбия/Джанахия заявила, что он жив и скрывается в горах Исфахана. [ 28 ]
- Другая часть Хашимийи признала Аббасида Мухаммада ибн Али ибн Абдаллаха ибн Аббаса ибн Абд аль-Мутталиба законным преемником Абу Хашима. Эта подсекта Аббасидов составляла большую часть первоначальной Хашимии. [ 34 ] Аббасиды утверждали, что Абу Хашим (умерший бездетным в 716 году) назвал своим преемником Мухаммада ибн Али ибн Абдуллу (ум. 744). Мухаммад ибн Али ибн Абдулла стал основателем Аббасидского халифата . [ 35 ] У него был брат по имени Ибрагим (который был убит Омейядами); и два сына Ас-Саффах (который стал первым халифом Аббасидов) и Аль-Мансур (который стал вторым халифом Аббасидов). [ 36 ] Таким образом, идеологическим двигателем восстания Аббасидов были кайсаниты. [ 37 ]
- Другой подсектой была подсекта Абу Муслимия (названная в честь Абу Муслима Хорасани). Эта подгруппа утверждала, что Имамат перешел от Ас-Саффы к Абу Муслиму. Они также считали, что Аль-Мансур убил не Абу Муслима, а кого-то, похожего на Абу Муслима, и что Абу Муслим был еще жив. [ 38 ]
- Другой подсектой была Ризамия. Они отказались отречься от Абу Муслима, но также подтвердили, что имамат останется в семье Аббасидов до Киямы, когда потомком Аббаса ибн Абд аль-Мутталиба станет Махди. [ 38 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Строка 2000 , с. 34
- ^ Ибн Кутайба, с. 622; Навбахти, стр. 20-21
- ^ Дафтари 1990 , стр. 59–60.
- ^ Сачедина, Абдулазиз Абдулхусейн (1 января 1981 г.). Исламский мессианизм: идея Махди в двунадесятническом шиизме . СУНИ Пресс. ISBN 9780873954426 – через Google Книги.
- ^ Строка 2000 .
- ^ Де Лейси О'Лири (2000). Краткая история Фатимидского халифата . Рутледж. п. 5. ISBN 9780415244657 .
- ^ Перейти обратно: а б Листы 2005 , с. 13.
- ^ Глассе, Сирил; Смит, Хьюстон (2003). Новая энциклопедия ислама . Роуман Альтамира. ISBN 9780759101906 – через Google Книги.
- ^ Дафтари 1998 , с. 27.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хальм 2004 , стр. 18.
- ^ Дафтари 2005 , с. 12.
- ^ Перейти обратно: а б Ранняя шиитская мысль: учение имама Мухаммада аль-Бакира, Арзина Р. Лалани, Институт исмаилитских исследований, стр. 11
- ^ Новая энциклопедия ислама, Сирил Глассе, Хьюстон Смит, стр. 252
- ^ Хальм 2004 , стр. 491.
- ^ Исламский мессианизм: идея Махди в двенадцатом шиизме, Абдулазиз Абдулхусейн Сачедина, стр. 10
- ^ Киппенберг, Ганс Ганс Герхард; Струмса, Гай Г. (1995). Секретность и сокрытие: исследования по истории религий Средиземноморья и Ближнего Востока . Брилл. ISBN 9004102353 – через Google Книги.
- ^ Хальм 2004 , стр. 498.
- ^ Маделунг, Уилферд; Уокер, Пол Эрнест (1998). Врата Сатаны из «Китаб аль-Шаджара» Абу Таммама: «Баб аль-Шайтан» из «Китаб аль-Шаджара» Абу Таммама . Брилл. ISBN 9004110720 – через Google Книги.
- ^ Дафтари, Фархад (2004). Исмаилитская литература: библиография источников и исследований . ИБ Таурис. ISBN 9781850434399 – через Google Книги.
- ^ Перейти обратно: а б История цивилизаций Центральной Азии (т. 4, часть-1) . Мотилал Банарсидасс. 1992. ISBN 9788120815957 – через Google Книги.
- ^ Перейти обратно: а б с Листы 2005 , с. 15.
- ^ Дафтари 1998 , с. 22.
- ^ Дафтари 1998 , с. 31.
- ^ Перейти обратно: а б с д Листы 1990 , с. 60.
- ^ О'Лири, Де Лейси (1954). Арабская мысль и ее место в истории . Рутледж и Кеган Пол. ISBN 9781605066943 – через Google Книги.
- ^ Дафтари 1990 , с. 61.
- ^ Ранняя шиитская мысль: учение имама Мухаммада аль-Бакира, Арзина Р. Лалани, Институт исмаилитских исследований, стр. 42
- ^ Перейти обратно: а б Ючесой, Хайреттин (2009). Мессианские верования и имперская политика в средневековом исламе: Аббасидский халифат в начале девятого века . Университет Южной Каролины Press. ISBN 9781570038198 – через Google Книги.
- ^ Перейти обратно: а б Бабаян, Кэтрин (2002). Мистики, монархи и мессии: культурные ландшафты Ирана раннего Нового времени . Гарвардский CMES. ISBN 9780932885289 – через Google Книги.
- ^ Перейти обратно: а б с д Историческая, социальная и экономическая обстановка, М.С. Азимов, Клиффорд Эдмунд Босворт, с. 45
- ^ Перейти обратно: а б Исламский мессианизм: идея Махди в двенадцатом шиизме, Абдулазиз Абдулхусейн Сачедина, с. 11
- ^ Мистики, монархи и мессии: культурные ландшафты раннего современного Ирана, Кэтрин Бабаян, с. 258
- ^ Мистики, монархи и мессии: культурные ландшафты раннего современного Ирана, Кэтрин Бабаян, с. 287
- ^ Историческая, социальная и экономическая обстановка, М. С. Азимов, Клиффорд Эдмунд Босворт, с. 46
- ^ Краткая история халифата Фатимидов, Де Лейси О'Лири, стр. 5
- ^ Арабская мысль и ее место в истории, Де Лейси О'Лири, стр.!59
- ^ Мессианские верования и имперская политика в средневековом исламе: Аббасиды ..., Хайреттин Ючесой, стр. 2, 21, 23
- ^ Перейти обратно: а б Мессианские верования и имперская политика в средневековом исламе: Аббасиды..., Хайреттин Ючесой, стр. 25
Библиография
[ редактировать ]- Дафтари, Фархад (1990). Исмаилиты: их история и доктрины . Издательство Кембриджского университета . ISBN 0-521-37019-1 .
- Дафтари, Фархад (1998). Краткая история исмаилитов . Издательство Эдинбургского университета . ISBN 0-7486-0904-0 .
- Дафтари, Фархад (2005). Исмаилиты в средневековых мусульманских обществах . ИБ Таурис . ISBN 1-84511-091-9 .
- Хальм, Хайнц (2004). Шиизм (2-е изд.). Издательство Эдинбургского университета. ISBN 0-7486-1888-0 .
- Лалани, Арзина Р. (2000). Ранняя шиитская мысль: учение имама Мухаммада аль-Бакира . ИБ Таурис. ISBN 978-1860644344 .