Воскресение (низаритский исмаилизм)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2021 г. ) |
В низаритском исмаилизме кияма (араб. قيامة, «воскрешение») была торжественно провозглашена в горной крепости Аламут в 1164 году нашей эры низаритским имамом Хасаном Ала Зикрихи ас-Саламом (Хасаном II) . Согласно стандартным повествованиям исламской эсхатологии , Яум аль-Кияма («День воскресения » ) должен произойти в конце времен, когда люди будут призваны к ответу за свои действия, а затем будут вознаграждены или наказаны. соответственно. Однако провозглашение киямы низаритами отличается тем, что происходит в рамках истории и, как таковое, приобретает особое значение.
Прокламация
[ редактировать ]8 августа 1164 года Хасан II собрал общественное собрание в крепости Аламут , чтобы передать послание от имама , который, как полагали, в то время скрывался. На этой церемонии Хасан II объявил, что община прибыла во время киямы имама и что он сам был назначен халифом . [ 1 ] Аналогичные церемонии были проведены в замках Мумин-Абад и Масьяф, чтобы провозгласить отмену закона в Кухистане и Сирии соответственно.
В октябре 1164 года Хасан II снова собрал общественное собрание в Аламуте и Муминабаде , чтобы провозгласить кияму , однако на этот раз Хасан II назвал себя Божьим халифом, фактически назвав себя имамом и каимом («воскресителем»). [ 2 ] Таким образом, Хасан II стал первым открыто исповедующим имамом в период Низаритов.
Значение в низаритском исмаилизме
[ редактировать ]Кияма в традиции низаритов-исмаилитов символизирует духовную трансформацию. Согласно исмаилитской интерпретации шариата (исламского закона) он обладает отчетливой двойственностью. Рациональный шариат относится к гражданско-правовым механизмам, включая законы о собственности, законы о браке и законы против убийства или кражи. [ 3 ] Между тем, навязанный шариат касается вопросов религиозного права и ритуальной практики, включая пост, паломничество и омовение. [ 4 ] После провозглашения киямы рациональный шариат остался в силе как центральный элемент поддержания законного общественного порядка. Однако навязанный затем шариат был преобразован, чтобы отразить более духовную форму ибадата, что еще больше отражает акцент исмаилитской традиции на эзотерическом значении шариата или знании, которое символизируют действия, изложенные в рамках навязанного шариата. [ 5 ] При этом сам навязанный шариат не был отменен, но многие его элементы были формально изменены. При кияме ритуальный шариат теперь отражал более эзотерические интерпретации и практики пяти столпов ислама. Например, определенное время поклонения (включая пять ежедневных молитв) было отменено в пользу более эзотерической формы намаза, в которой верующий должен был принять состояние постоянной молитвы, помня Бога и подчиняясь Имаму. [ 6 ] Вместо физического поста во время Рамадана «истинный» пост интерпретировался в эзотерическом смысле как подчинение своих способностей повелению Бога на весь год. [ 7 ] Аналогично, требование ритуальной практики хаджа было вытеснено практикой эзотерического хаджа, в котором верующий стремился отказаться от бренного мира ради мира вечного. [ 8 ] В этом отношении кияма означала поднятие ритуального поклонения на более духовный уровень, подчеркивая практику батина , эзотерического измерения исмаилитской традиции. [ 9 ]
Значение киямы также заключается в ее связи с понятием циклов Пророчества и Имама в исмаилитской традиции. В аяте 7:54 Священного Корана упоминаются «Шесть дней» творения, которые, согласно тавилу ( эзотерическому значению) этого аята, относятся к шести циклам Откровения, которые индивидуально открываются крупным Пророком. -Энунциатор, или натик. [ 10 ] Каждый натик представляет собой экзотерическое выражение (танзил) божественного руководства и шариат в их экзотерическом значении. В исмаилитской традиции имам, который является наследником Мухаммеда, обучает тавилю божественного руководства и шариату, чтобы раскрыть его эзотерический смысл. [ 11 ] После времен Мухаммеда (шестой Цикл Пророчества, которому предшествовали Адам, Ной, Авраам, Моисей и Иисус), седьмой Цикл должен был начаться, когда Седьмой Провозглашатель, известный как Каим аль-Кияма, восстанет и откроет та'вил всех откровений, устанавливающий справедливость на Земле. [ 12 ] Провозглашение киямы Имамом Хасаном Ала Зихрихи'С-Саламом отразило этот седьмой Цикл, в котором Имам, представляющий Каима или Воскресителя, формально установил период воскресения.
Помимо своего ритуального значения, провозглашение киямы Имамом Хасаном Ала Зихрихи'С-Салам отражало завершение первого периода даур-ас-сатр (периода сокрытия), в течение которого исмаилитские имамы были физически скрыты от последователей. [ 13 ] В этом отношении кияма отражала преходящее состояние жизни, которое сняло завесу такийи (сокрытия) и облегчило больший доступ к хакике (истине), тем самым позволив последователям Имама понять свои претензии на Рай как «людям градации». [ 14 ] или элита человечества. Следовательно, кияма изменил определение этого сокрытия в исмаилитской традиции с физической сокрытости имама на отражение сокрытия духовных истин. [ 15 ] [ 16 ]
По словам Фархада Дафтари:
Однако, во многом опираясь на исмаилитский тавил или эзотерическую экзегезу и опираясь на более ранние исмаилитские учения и традиции, кияма интерпретировалась символически и духовно для ныне живущих низаритов. Это, по сути, означало не что иное, как проявление раскрытой истины ( хакика ) в лице низаритского исмаилитского имама. И по существу, это было духовное воскресение, предназначенное исключительно для низаритов, где бы они ни существовали. Другими словами, те, кто признавал низаритского имама, теперь были способны понять истину, или эзотерическую сущность религии, и, следовательно, для них реализовался Рай в этом самом телесном мире. [ 17 ]
«Символическая» и «духовная» интерпретация киямы связана с диалектикой захира ( «внешнего» или «экзотерического») и батина («внутреннего» или «эзотерического»), концепций, которые являются фундаментальными для исмаилитской доктринальной мысли. С точки зрения религиозных верований и практики это означало, что шариат ( «религиозный закон») и связанные с ним практики такийи («религиозного сокрытия») были отменены, чтобы приспособить хакика («божественную истину»). Как объясняет Маршалл Ходжсон:
Конец правления такийи естественным образом последовал за приходом Каима, чья явная и универсальная власть сделала такийю ненужной для защиты верующих. Но его смысл здесь уже не заключался просто в охране внутренней религиозной истины миссии Али от любопытных суннитских глаз. Все те внешние формы, которые шииты более или менее разделяли с суннитами, в массовом исмаилитском сознании были объединены в одну кучу как насаждаемые такийей. Теперь в Кияме учёная исмаилитская традиция в лице Хасана II косвенно признавала обоснованность их идеи. Отмена такийи предполагала отказ от всех внешних ритуальных законов. Имам теперь по своей милости разрешил жить без культа, только в духе, что он раньше запрещал. Конец шариата можно было бы представить как естественное следствие Воскресения – и, без сомнения, отчасти это было так: в Раю не будет никаких законов. [ 18 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фархад., Дафтари (1 января 1998 г.). Краткая история исмаилитов: традиции мусульманской общины . Издательство Маркуса Винера. п. 138. ИСБН 1558761942 . OCLC 611329442 .
- ^ Фархад., Дафтари (1 января 1998 г.). Краткая история исмаилитов: традиции мусульманской общины . Издательство Маркуса Винера. стр. 139–140. ISBN 1558761942 . OCLC 611329442 .
- ^ Халил Андани. 2018. «Исмаилитские интерпретации шариата: между подтверждением и отменой». Представлено в Калифорнийском университете в Санта-Барбаре, лекция, 23 октября . https://www.youtube.com/watch?v=3YQVSKVdDl8 .
- ^ Андани, «Исмаилитские интерпретации шариата».
- ^ Там же.
- ^ Там же.
- ^ Там же.
- ^ Там же.
- ^ Там же.
- ^ Асани, Али С. 2022. «Исмаилитская история: период до Фатимидов». Лекция, Гарвардский университет, 27 сентября.
- ^ Асани, «История исмаилитов: период до Фатимидов».
- ^ Там же.
- ^ Фархад., Дафтари (1 января 1998 г.). Краткая история исмаилитов: традиции мусульманской общины . Издательство Маркуса Винера. п. 149. ИСБН 1558761942 . OCLC 611329442 .
- ^ Дафтари, Краткая история исмаилитов, 142.
- ^ Дафтари, Краткая история исмаилитов, 149.
- ^ Надим Пабани, «Доктрины Каима и Киямы в мышлении фатимидов и аламутского исмаилизма: эволюция доктрины», (магистерская диссертация, 2012, Эдинбургский университет, Высшая школа литературы, языков и культур), 41 .
- ^ Фархад., Дафтари (1 января 1998 г.). Краткая история исмаилитов: традиции мусульманской общины . Издательство Маркуса Винера. п. 139. ИСБН 1558761942 . OCLC 611329442 .
- ^ С., Ходжсон, Маршалл Г. (1955). Орден убийц . АМС Пресс. п. 156. ИСБН 0404170188 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )