Аль-Муканна
Аль-Муканна ( арабский : المقنع «Скрытый» , умер около 783 г.). [1] ), урожденный Хашим ( арабский / персидский : هاشم ), был политическим и военным лидером 8-го века, действовавшим в современном Иране. Он возглавил антиисламское восстание против халифата Аббасидов и утверждал, что является пророком. Он был важной фигурой Хоррам-Дина , иранской религии, опиравшейся на зороастрийские и исламские влияния.
Иранские ученые Саид Нафиси и Амир-Хосейн Арианпур писали о нем в контексте Хоррам -Динана , религии, которую он основал в 755 году нашей эры.
Имя и молодость
[ редактировать ]Аль-Муканна родился с именем Хашим. Он был уроженцем Балха в современном Афганистане . В то время город находился под властью Аббасидского халифата, главы которого претендовали на преемство исламского пророка Мухаммеда и руководство мусульманской общиной. До своей политической и религиозной карьеры Хашим работал в текстильной промышленности.
Прозвище Аль-Муканны произошло от вуали, которую он носил на лице.
Энциклопедия Ираника сообщает, что ранние ученые считали, что он был согдийского происхождения. [2]
Биография
[ редактировать ]Иранского происхождения, [3] Хашим был из Балха , [2] и он был складчиком одежды. Он стал командующим Абу Муслима , который правил провинцией Большой Хорасан при халифах Аббасидов . После казни Абу Муслима в 755 году нашей эры по приказу второго халифа Аббасидов аль-Мансура Хашим заявил, что является воплощением Бога. Считалось, что он носил вуаль , чтобы скрыть свою красоту, тогда как его последователи носили белую одежду в отличие от черной одежды правителей Аббасидов. Считается, что он занимался магией и чудесами , чтобы обрести последователей. По словам Бертольда Спулера, Муканна и его последователи ввели общую собственность на женщин. [4]
Хашим сыграл важную роль в формировании армий Хоррам-Динана , которыми руководил Папак Хоррам-Дин . Это было восстание персов , направленное на свержение правящих арабов. Когда последователи Хашима начали совершать набеги на города и мечети других мусульман и грабить их имущество, халиф Аббасидов послал нескольких командиров, чтобы подавить восстание. Хашим предпочел отравиться, чем сдаться Аббасидам, которые подожгли его дом. Хашим умер в персидском форте недалеко от Кеша . [1] Армии Хоррам-Динана продолжали существовать до 12 века.
Культурные ссылки
[ редактировать ]В 1787 году Наполеон Бонапарт написал двухстраничный рассказ об Аль-Муканне под названием «Пророческая маска». [5]
Первое стихотворение в «Лалла-Руке » (1817) Томаса Мура называется «Скрытый пророк Хорасана », а персонаж Моканна во многом смоделирован по образцу аль-Муканны. Опера 1877 года «Скрытый пророк» Чарльза Вильерса Стэнфорда , в свою очередь, во многом основана на истории Моканны, изложенной в «Лалла-Руке» .
Бизнесмены Сент-Луиса сослались на стихотворение Мура в 1878 году, когда они создали «Организацию скрытого пророка» и сочинили легенду о Моканне как ее основателе. [6] В течение многих лет организация проводила ежегодную ярмарку и парад под названием «Ярмарка завуалированного пророка», которая в 1992 году была переименована в Ярмарку Сент-Луиса. организация также устраивала бал дебютанток Каждый декабрь под названием «Бал завуалированного пророка» .
Мистический Орден Скрытых Пророков Зачарованного Царства (основан в 1889 г.), часто известный как «Грот», социальная группа , членство в которой ограничено Мастерами-Масонами , и ее вспомогательная женщина, Дочери Моканны (основана в 1919 г.), также берут свое начало. имена из стихотворения Томаса Мура. [7] [8]
Аргентинский писатель Хорхе Луис Борхес использовал беллетризованного аль-Муканну в качестве центрального персонажа в «Красильщик в маске, Хаким из Мерва» рассказе 1934 года , а в другом рассказе пятнадцать лет спустя, «Захир» , в качестве прошлого аватара главного объекта.
Сакс Ромер использовал легенду об Эль-Моканне в качестве фона для своего романа 1934 года « Маска Фу Маньчжурии» .
У иранского кинорежиссера Хосрова Синай есть сценарий фильма об аль-Муканне под названием «Сепиджаме» ( «Человек в белом» ), опубликованный в Тегеране в 1999 году. [9]
См. также
[ редактировать ]- Бихафарид
- Устад Сис
- Маздак
- Хуррамиты
- Санпадх
- Исхак аль-Турк
- Бабак Хоррамдин
- нагревать
- Мазиар
- Аль-Мубарка
- МОВПЕР
- Скрытый бал пророка
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Энциклопедия ислама . 2-е изд. Том. 7. Страница 500.
- ^ Jump up to: а б Кроун, Патрисия. «Моканна» . Энциклопедия Ираника . Архивировано из оригинала 17 ноября 2011 г. Проверено 18 апреля 2021 г.
Предполагаемый выходец из Балха (Балха), а не из Согдианы, Хашем участвовал в Аббасидской революции (см. АББАСИДСКИЙ ХАЛИФАТ) и продолжал служить солдатом и секретарем в армии в Мерве под командованием Абу Дауда Халеда б. Эбрахим аль-Кохли (правитель Хорасана 137-140/755-57) и его преемник Абд-ал-Джаббар б. Абд-ар-Рахман аль-Азди (140–41/757–58).
- ^ Льюис 2002 , с. 111.
- ^ Спулер, Бертольд (2014). Иран в раннеисламский период Политика, культура, управление и общественная жизнь между арабским и сельджукским завоеваниями, 633–1055 гг . Брилл. п. 373. ИСБН 978-9-004-28209-4 .
- ^ Маска пророка
- ^ История , Организация скрытого пророка, 2009 г., архивировано из оригинала 25 мая 2010 г. , получено 15 декабря 2009 г.
- ^ Грот , MasonicDictionary.com, 2007 г., заархивировано из оригинала 11 октября 2014 г. , получено 15 декабря 2009 г.
- ^ Лалла Рук Кальдрон, Дочери Моканны , Грот Лалла Рук, заархивировано из оригинала 31 октября 2009 г. , получено 15 декабря 2009 г.
- ^ Синай, Хусрау (1999). Сжатый: кинотеатр Мамуша-и манаби-и фарханги - кинематографический фильм (Гл. 1 изд.). Тегеран: Дафтар-и Пажухиш-и Фарханги. ISBN 978-964-6269-86-6 .
Источники
[ редактировать ]- М.С. Азимов, К.Э. Босворт ua: История цивилизаций Центральной Азии. Группа IV: Эпоха достижений. 750 г. н.э. до конца пятнадцатого века. Часть первая: Историческая, социальная и экономическая обстановка. Париж 1998.
- Патрисия Кроун: Нативистские пророки раннего исламского Ирана. Сельское восстание и местный зороастризм. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2012. С. 106-143.
- Франц Грене: «Вклад в изучение восстания Муканны (ок. 775-780): материальные следы, ересиографические следы» у Мохаммеда Али Амира-Мецци (ред.): Ислам: идентичность и инаковость; дань уважения Ги Монно . Тюрнхаут: Бреполс 2013. С. 247-261.
- Борис Кочнев: «Монеты Муканны» в Studia Ираника 30 (2001) 143-50.
- Вилферд Маделунг, Пол Эрнест Уокер: исмаилитская ересиография. «Баб аль-Шайтан» из «Китаб аль-Шаджара» Абу Таммама. Брилл, 1998.
- Святополк Соучек: История внутренней Азии. Издательство Кембриджского университета, 2000.
- Льюис, Бернард (2002). Арабы в истории . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 9780191647161 .