Jump to content

Томас Мур

Томас Мур
Томас Мур по картине Томаса Лоуренса
Томас Мур по картине Томаса Лоуренса
Рожденный ( 1779-05-28 ) 28 мая 1779 г.
Дублин , Ирландия
Умер 25 февраля 1852 г. ) ( 1852-02-25 ) ( 72 года
Коттедж Слопертон, Бромэм, Уилтшир , Англия
Занятие Писатель, поэт, автор текстов
Образование Английская гимназия Сэмюэля Уайта, Дублин; Тринити-колледж Дублина ; Миддл Темпл , Лондон
Известные работы Ирландские мелодии
Мемуары капитана Рока
Лалла Рукх
Письма и дневники лорда Байрона
Супруг Элизабет Дайк

Томас Мур (28 мая 1779 — 25 февраля 1852), также известный как Том Мур , был ирландским писателем, поэтом и автором текстов, прославившимся своими ирландскими мелодиями . Его постановка англоязычных стихов на старые ирландские мелодии ознаменовала переход популярной ирландской культуры от ирландского к английскому. В политическом отношении Мур был признан в Англии как пресса, или « петарда », писатель аристократических вигов ; в Ирландии его считали католическим патриотом.

Женатый на протестантской актрисе и прозванный « Анакреоном Муром» в честь классического греческого композитора застольных песен и эротических стихов, Мур не исповедовал религиозного благочестия. Тем не менее, в спорах, окружавших католическую эмансипацию , Мур защищал традиции Церкви в Ирландии как от евангелизирующих протестантов, так и от бескомпромиссных католиков-мирян. Более длинные прозаические произведения раскрывают более радикальные симпатии. Книга « Жизнь и смерть лорда Эдварда Фицджеральда» изображает лидера Объединенной Ирландии как мученика за демократические реформы. Дополнение к роману Марии Эджворт « Замок Ракрент» , «Мемуары капитана Рока». [1] это сага не об англо-ирландских землевладельцах, а об их измученных арендаторах, доведенных до полувосстания « белого бойничества ».

Сегодня Мура помнят почти в одиночестве либо за его «Ирландские мелодии» (обычно « Мальчик-менестрель » и « Последняя роза лета »), либо, менее щедро, за роль, которую он, как полагают, сыграл в утрате мемуаров своего друга. Лорд Байрон .

Ранняя жизнь и творческое начало

[ редактировать ]
Томаса Мура Таверна , Уэксфорд , место рождения и дом матери Мура Анастейши Кодд. Она жила здесь, будучи беременной Томасом, а 26 августа 1836 года Мур вернулся в здание и похвалил свою мать как «одного из самых благородных и самых сердечных из всех Божьих созданий». [2]

Томас Мур родился у Анастейши Кодд из Уэксфорда и Джона Мура из графства Керри своих родителей в продуктовом магазине на Онжер-стрит в Дублине . [3] У него было две младшие сестры, Кейт и Эллен. Мур рано проявил интерес к музыке и выступлениям, ставя музыкальные пьесы со своими друзьями и питая надежду стать актером. В Дублине он посещал совместную английскую гимназию Сэмюэля Уайта. [4] где он изучал латынь и греческий язык и свободно говорил на французском и итальянском языках. К четырнадцати годам одно из его стихотворений было опубликовано в новом литературном журнале Anthologia Hibernica («Ирландская антология»). [5]

Сэмюэл Уайт обучал Ричарда Бринсли Шеридана , ирландского драматурга и английского политика-вига , биографию которого Мур позже должен был написать. [6]

Тринити-колледж и Объединенные ирландцы

[ редактировать ]

В 1795 году Мур был одним из первых католиков, принятых в Тринити-колледж Дублина , готовясь, как и надеялась его мать, к карьере юриста. Через литературный салон поэтессы и сатирика Генриетты Баттье . [7] и его друзья из Тринити, Роберт Эммет и Эдвард Хадсон, Мур был связан с популярной политикой столицы, взволнованной Французской революцией и перспективой французского вторжения. При их поддержке в 1797 году Мур написал призыв к своим сокурсникам сопротивляться предложению, которое затем обсуждалось назначенной англичанами администрацией Дублинского замка , обезопасить Ирландию путем включения королевства в союз с Великобританией . В апреле 1798 года Мур был допрошен в Тринити, но оправдан по обвинению в участии через Общество объединенных ирландцев в подстрекательстве к мятежу. [8]

Мур, хотя и был другом Эммета, не приносил присягу Объединенной Ирландии вместе с Эмметом и Хадсоном и не принимал участия в республиканском восстании 1798 года (Мур был дома, больной в постели). [8] или в восстании в Дублине , за которое Эммет был казнен в 1803 году. [9] Позже, в биографии лидера Объединенной Ирландии лорда Эдварда Фицджеральда (1831 г.), [10] он ясно выразил свои симпатии, не скрывая сожаления по поводу того, что французская экспедиция под командованием генерала Гоша не смогла в декабре 1796 года высадить десант. [11] Жертве Эммета на виселице Мур отдает дань уважения в песне «O, Breathe Not His Name» (1808). Более завуалированные упоминания об Эммете можно найти в длинной восточной поэме «Лалла Рук» (1817). [8]

Лондонское общество и первый успех

[ редактировать ]
Мур в молодости

В 1799 году Мур продолжил изучение права в Миддл-Темпле в Лондоне . Бедному студенту помогали друзья из ирландской общины эмигрантов в Лондоне, в том числе Барбара, вдова Артура Чичестера, 1-го маркиза Донегалла , домовладельца и владельца района Белфаста . [12]

Переводы Мура «Анакреона» , прославляющего вино, женщин и песни, были опубликованы в 1800 году с посвящением принцу Уэльскому . Его знакомство с будущим принцем-регентом и королем Георгом IV стало звездным моментом в снисхождении Мура к аристократическим и литературным кругам Лондона, успех которого во многом обусловлен его талантом певца и автора песен. В том же году он некоторое время сотрудничал в качестве либреттиста с Майклом Келли в комической опере «Цыганский принц» , поставленной в Королевском театре на Хеймаркете . [13]

В 1801 году Мур рискнул собрать сборник своих стихов: «Поэтические произведения покойного Томаса Литтла, эсквайра». . Псевдоним, возможно, был вызван их юношеским эротизмом. Праздник поцелуев и объятий Мура обошел современные стандарты приличия. Когда в викторианскую эпоху они ужесточились , это должно было положить конец относительному издательскому успеху. [6] [14]

Путешествия и семья

[ редактировать ]

Наблюдения за Америкой и дуэль с критиком

[ редактировать ]

В надежде на будущее продвижение Мур неохотно отплыл из Лондона в 1803 году, чтобы занять правительственный пост, обеспеченный благосклонностью Фрэнсиса Родона-Гастингса, 2-го графа Мойры. Лорд Мойра был выдающимся человеком в своем классе тем, что накануне восстания в Ирландии продолжал протестовать против произволов правительства и лоялистов. [15] и призывать к политике примирения. [16] Мур должен был стать регистратором Премиального суда Адмиралтейства на Бермудских островах . Хотя еще в 1925 году Мура все еще называли «поэтом-лауреатом» острова, Мур нашел жизнь на Бермудских островах настолько скучной, что через шесть месяцев он назначил заместителя и уехал в продолжительное турне по Северной Америке. [17] Как и в Лондоне, Мур обеспечил знакомство с высшим обществом США, в том числе с президентом Томасом Джефферсоном . Отталкиваемый провинциализмом среднего американца, Мур общался с изгнанными европейскими аристократами, приехавшими вернуть свое состояние, а также с олигархическими федералистами, от которых он получил то, что, как он позже признал, было «искаженным и испорченным» взглядом на новую республику. [6]

После своего возвращения в Англию в 1804 году Мур опубликовал «Послания, оды и другие стихотворения» (1806). Помимо жалоб на Америку и американцев (включая их защиту рабства), здесь перечисляются реальные и воображаемые выходки Мура с американскими женщинами. Фрэнсис Джеффри осудил этот том в « Эдинбургском обозрении » (июль 1806 г.), назвав Мура «самым распущенным из современных стихосложений», поэтом, цель которого — «навязать развращение своим читателям, скрывая его под маской утонченности». [6] Мур вызвал Джеффри на дуэль, но их противостояние было прервано полицией. В соответствии с «шаблоном» жизни Мура («осудить [Мура] можно было только в том случае, если вы его не знали»), эти двое затем стали верными друзьями. [18]

Тем не менее Мура преследовало сообщение о том, что полиция обнаружила, что пистолет, переданный Джеффри, был разряжен. В своей сатирической книге «Английские барды и шотландские рецензенты» (1809) Байрон , которого самого уязвила одна из рецензий Джеффри, предположил, что оружие Мура также было «безглавым»: «при осмотре ядра пистолетов, как и храбрость сражающихся , как выяснилось, испарились». Для Мура это едва ли было более удовлетворительным, и он написал Байрону, намекая, что, если замечания не будут разъяснены, Байрону тоже будет брошен вызов. В том случае, когда Байрон, побывавший за границей, вернулся, снова произошло примирение и прочная дружба. [19] [6]

В 1809 году Мур был избран членом Американского философского общества в Филадельфии . [20]

Брак и дети

[ редактировать ]

Между 1808 и 1810 годами Мур каждый год выступал в Килкенни , Ирландия, с благотворительным смешанным репертуаром, состоящим из профессиональных игроков и любителей из высшего общества. Он отдавал предпочтение комическим ролям в таких пьесах, как Шеридана » «Соперники и О'Кифа » «Замок Андалусии . [21] Среди профессионалов, выступавших на сцене в Килкенни со своей сестрой, будущей трагической актрисой Мэри Энн Дафф , была Элизабет «Бесси» Дайк. [22] В 1811 году Мур женился на Бесси в Сент-Мартен-ин-зе-Филдс в Лондоне. Вместе с отсутствием приданого у Бесси протестантская церемония могла стать причиной того, что Мур какое-то время держал брак в секрете от родителей. Бесси до такой степени отстранялась от светского общества, что многие друзья мужа никогда с ней не встречались (некоторые из них в шутку сомневались в самом ее существовании). Те, кто это сделал, высоко ценили ее. [6]

Пара сначала поселилась в Лондоне, затем в деревне Кегворт , Лестершир . [23] [24] [25] и в районе лорда Мойры в коттедже Мэйфилд в [Стаффордшире] и, наконец, в коттедже Слопертон в Уилтшире, недалеко от загородной резиденции другого близкого друга и покровителя, Генри Петти-Фицмориса, 3-го маркиза Лэнсдауна . В их компанию входили Шеридан и Джон Филпот Карран , оба в тяжелые последние годы жизни. [26]

У Тома и Бесси было пятеро детей, ни один из которых не пережил их. Три девочки умерли молодыми, а оба сына погибли молодыми мужчинами. Один из них, Томас Лэндсдаун Парр Мур, будучи скромным офицером, воевал сначала в составе британской армии в Афганистане , а затем в составе Французского Иностранного легиона в Алжире . Он умирал от туберкулеза, поразившего всю семью, когда, согласно записям Иностранного легиона, был убит в бою 6 февраля 1846 года. [27] Несмотря на эти тяжелые личные потери, брак Томаса Мура обычно считается счастливым. [6]

Долговое изгнание, последняя встреча с Байроном

[ редактировать ]

В 1818 году было обнаружено, что человек, которого Мур назначил своим заместителем на Бермудских островах, присвоил 6000 фунтов стерлингов - крупную сумму, за которую Мур должен был заплатить. Чтобы избежать долговой тюрьмы , в сентябре 1819 года Мур уехал во Францию, путешествуя с лордом Джоном Расселом (будущий премьер-министр вигов и редактор журналов и писем Мура). В октябре в Венеции Мур в последний раз увидел Байрона. Байрон доверил ему рукопись своих мемуаров, которую Мур, как его литературный душеприказчик, обещал опубликовать после смерти Байрона. [28]

В Париже к Муру присоединились Бесси и дети. Его светская жизнь была насыщенной и часто включала встречи с ирландцами и британцами, а также с путешественниками, такими как Мария Эджворт и Уильям Вордсворт . Однако его попытки преодолеть разрыв в связях между соотечественниками в изгнании и представителями британского истеблишмента не всегда были успешными. В 1821 году несколько эмигрантов, в том числе Майлс Бирн (ветеран Винегар-Хилл Наполеона и Ирландского легиона ), отказались присутствовать на обеде в честь Дня святого Патрика , организованном Муром в Париже, из-за присутствия на нем председательствующего Уэлсли Поула Лонга, племянника Герцог Веллингтон . [29]

Как только Мур узнал, что долг Бермудских островов был частично погашен с помощью лорда Лэнсдауна (которому Мур почти сразу же погасил вексель на Лонгмана, своего издателя), семья спустя более года вернулась в Слопертон-коттедж.

Политическая и историческая письменность

[ редактировать ]

Автор сквибов для вигов

[ редактировать ]

Чтобы поддержать свою семью, Мур начал писать политические петарды от имени своих друзей и покровителей-вигов. Виги были расколоты из-за разногласий Эдмунда Берка и Чарльза Фокса на Французскую революцию. Но благодаря выходкам принца-регента и, в частности, его публичным попыткам опозорить принцессу Каролину и развестись с ней , оказавшись громоотводом для народного недовольства, они обрели новое единство и цель.

От «вигов как вигов» Мур утверждал, что не получил «даже подобия благосклонности» (лорд Мойра, они «с трудом признают себя одними»). И за исключениями, «легко сосчитать», Мур был убежден, что «среди них в целом столько же эгоизма и такого же низкопартийного духа, как и среди тори». [30] Но для Мура тот факт, что принц-регент категорически против допуска католиков в парламент, возможно, был достаточной причиной, чтобы выступить против своего бывшего друга и покровителя. Мура Горацианские насмешки над принцем на страницах «Утренней хроники» были собраны в книге «Перехваченные письма, или двухпенсовый почтовый мешок» (1813).

Высмеивание Каслри

[ редактировать ]
Кровавый Каслри, 1798 год.

Другой и, возможно, более личной целью Мура стал министр иностранных дел лорд Каслри . Реформаторский Ольстера пресвитерианец превратился в англиканского тори , поскольку ирландский секретарь Каслри был безжалостен в подавлении объединенных ирландцев и в проталкивании Акта о союзе через ирландский парламент . В чем заключались «словесные эквиваленты политических карикатур того времени»? [6] В «Мемориале Конгрессу» Тома Криба (1818 г.) и «Басни о Священном союзе» (1823 г.) Мур высмеивает уважение Каслри к реакционным интересам континентальных союзников Великобритании. [31] Широко читаемым, так что Мур в конечном итоге выпустил продолжение, стал роман в стихах «Семья Фадж в Париже» (1818). Фаджей, семью ирландца, работающего пропагандистом в Каслри в Париже, сопровождает опытный наставник и классик Фелим Коннор. Праведный, но разочаровавшийся ирландский католик, его письма другу отражают собственные взгляды Мура.

Регулярные эпистолярные обвинения Коннора в адрес Каслри имеют две повторяющиеся темы. Первый — это Каслри как «воплощение болезни, которой Ирландия заразила британскую политику вследствие союза»: [32] «Мы послали тебя в Каслри – как груды мертвецов убили своих убийц от чумы, которую они распространяли». Во-вторых, во время принятия Актов Союза поддержка Каслри эмансипации католиков была неискренней. Каслри был мастером «этого неверного ремесла», которое могло «возить раба, может поклясться, что он будет освобожден», но затем «подло отвергает его», когда его «точка достигнута». [33]

Благодаря взаимной связи Мур узнал, что Каслри особенно уязвили стихи Наставника из семьи Фадж. [32] За открытое высказывание тех же дисперсий против бывшего главного секретаря (за то, что он окровавил себе руки в 1798 году и намеренно обманывал католиков во времена Союза), в 1811 году лондонский ирландский издатель и бывший ирландец из Объединенного ирландского союза Питер Финнерти был приговорен к восемнадцати месяцев за клевету. [34]

Мемуары капитана Рока

[ редактировать ]
«Установка капитана Рока», Дэниел Маклиз, 1834 г.

Как писатель-партизан Мур сыграл роль, мало чем отличающуюся от роли Джонатана Свифта веком ранее. Мур очень восхищался Свифтом как сатириком, но обвинял его в том, что он заботится о «страданиях» своих соотечественников-католиков не больше, чем «его собственного Гулливера о страданиях стольких бесправных еху ». [1] [35] «Мемуары капитана Рока» могли быть ответом Мура тем, кто задавался вопросом, связан ли сам сын дублинского бакалейщика, развлекавшего английскую публику из Уилтшира, с основной массой своих соотечественников – с теми, чья выплаченная арендная плата помогала поддерживать большие дома, среди которых он имел честь переехать.

В «Мемуарах» рассказывается история Ирландии, рассказанная современником, потомком католической семьи, потерявшей землю в последовательных английских поселениях. Персонаж, Капитан Рок , фольклорный, но история серьезная. Когда рассказчик попадает в эпоху позднего уголовного права , его семья превратилась в «класс жалких крестьян ». Подвергнутые ненасытным требованиям расточительных англо-ирландских землевладельцев (подверженных к позорному столбу Марией Эджворт ), и отец, и сын берут на себя обязанности капитанов среди «Белых мальчиков, Дубовых мальчиков и Стальных Сердец», заговоров арендаторов, которые нападают на сборщиков налогов. терроризировать агентов домовладельцев и яростно сопротивляться выселению. [36] [1]

Эта аграрная война на низком уровне продолжалась до Великого ирландского голода 1840-х годов и после него. И только после этой катастрофы, которую друг премьер-министра Мура, виг, лорд Рассел, не смог смягчить никакими практическими мерами, [37] что британские правительства начали брать на себя ответственность за аграрные условия. Во время публикации капитана Рока (1824 г.) главным вопросом того времени были не права арендаторов или земельная реформа. Это был последний этап католической эмансипации : невыполненное обещание Каслри принять католиков в парламент.

Письмо католикам Дублина

[ редактировать ]
«Ужасы эмансипации» - Закон о помощи римско-католической церкви 1829 г.

Поскольку внутри Соединенного королевства ирландские католики превратились бы в явное меньшинство, обещания Каслри об их парламентской эмансипации казались заслуживающими доверия во времена Союза. Но это положение было исключено из профсоюзных законопроектов, когда в Англии принятие католиков в «протестантскую конституцию» встретило стандартное возражение: католикам, подчиняющимся политическому руководству Рима, нельзя доверять защиту конституционных свобод. Мур поддержал «либеральный компромисс», предложенный Генри Граттаном , который добился предоставления избирательных прав католикам в старом ирландском парламенте. Опасения по поводу «папства» должны были быть смягчены введением Короной «негативного контроля», вето, на назначение католических епископов.

В открытом письме к католикам Дублина (1810 г.) Мур отметил, что ирландские епископы (легально проживавшие в Ирландии только с 1782 года) сами были готовы соблюдать практику, которая в остальном была универсальной в Европе. Он утверждал, что допущение временного ограничения папской власти соответствует галликанским традициям Ирландии. Во времена «ее родной монархии» Папа не принимал участия в выборах ирландских епископов. «Рабские представления о папской власти» возникли только вследствие английского завоевания. Местная аристократия искала в Риме «духовного союза» против новой «временной тирании» дома. [38]

Сопротивляясь королевскому согласию и предоставляя «всю свою иерархию в распоряжение римского двора», ирландские католики «без необходимости» действовали бы «в память о временах, в чем заинтересованы все стороны [католики и протестанты, ирландцы и англичане». ] забыть». Подобные аргументы не принесли большого успеха против человека, которого Мур назвал демагогом . [39] но который, в результате своей бескомпромиссной позиции, должен был стать бесспорным лидером католических интересов в Ирландии, Дэниелом О'Коннеллом .

Даже когда в 1814 году сама Курия (тогда еще находившаяся в молчаливом союзе с Британией против Наполеона ) предложила, чтобы епископы были «лично приемлемыми для короля», О'Коннелл был против. Лучше, заявил он, чтобы ирландские католики «навеки остались без эмансипации», а не позволяли королю и его министрам «вмешиваться» в назначение Папой ирландских прелатов. На кону было единство церкви и народа. «Лицензионные» правительством, епископы и их священники будут считаться не более уважаемыми, чем служители установленной Ирландской церкви. [40]

Когда в 1829 году произошло окончательное освобождение, ценой, которую заплатил О'Коннелл, стало лишение избирательных прав фригольдеров за сорок шиллингов - тех, кто в решающем протесте против исключения католиков бросил вызов своим землевладельцам, проголосовав за О'Коннелла на дополнительных выборах в Клэр 1828 года . «Чистота» ирландской церкви была сохранена. Мур дожил до того, чтобы увидеть, как исключительная папская осмотрительность подтвердилась, изменив ирландскую иерархию, кульминацией которой стало назначение в 1850 году ректора Священной Конгрегации по распространению веры в Риме Пола Каллена примасом архиепископом Армы .

Путешествие ирландского джентльмена в поисках религии

[ редактировать ]
Томас Мур, работа Мартина Арчера Ши, 1817 год, Национальная галерея Ирландии, Дублин.

, к которому прислушались протестанты всех конфессий, В 1822 году новый архиепископ Дублинской Ирландской церкви Уильям Маги заявил об абсолютной необходимости завоевания ирландского большинства для реформатской веры — «Второй Реформации». [41] Неся с собой «религиозные трактаты, специально написанные для назидания ирландского крестьянства», «редактор» «Мемуаров капитана Рока» является английским миссионером в последовавшей «библейской войне». [42] Католики, объединившиеся вокруг О'Коннелла в Католическую ассоциацию , считали, что преимущества прозелитизма искались в условиях голода и нищеты (что аренда и еда использовались для привлечения новообращенных), и что в игру вступали обычные политические интересы. [43] [44]

Рассказчик Мура в «Путешествиях ирландского джентльмена в поисках религии» (1833) снова является вымышленным. Он, как и Мур, учится в католическом колледже Тринити. Узнав об эмансипации (принятии закона о помощи католикам 1829 года), он восклицает: «Слава Богу! Теперь я могу, если захочу, стать протестантом». Угнетенный обвинением в том, что католики являются «расой упрямых и устаревших религиозников […], непригодных для свободы», и освобожденный от «пункта чести», который не позволил бы ему покинуть свою церковь перед лицом продолжающихся санкций, он ставит стремились исследовать принципы «истинной» религии. [45] [46]

Как и следовало ожидать, решение, которое молодой человек черпает из своих богословских исследований, состоит в том, чтобы оставаться верным вере своих предков (не менять «золотые доспехи старых католических святых» на «еретические латуни»). [47] Однако этот аргумент не был истиной католического учения. Это была непоследовательность и заблуждение проповедников Библии. Цель Мура, как он позже напишет, заключалась в том, чтобы «зафиксировать» «отвращение», которое он испытывал к «высокомерию, с которым большинство протестантских священников приписывают себе […] славу за то, что они единственные истинные христиане, и к наглости, с которой [… ] они объявляют всех католиков идолопоклонниками и антихристами ». [48] Если бы его молодой человек нашел «среди православных первых [христианских] веков» одну «частицу» их неприятия предполагаемых «испорченностей» Римской церкви – оправдание не только верой , но и добрыми делами , пресуществлением и почитанием святых, мощей и образов — его бы убедили. [47]

Работа Мура вызвала немедленную ответную реакцию. Второе путешествие ирландского джентльмена в поисках религии (1833) [49] был защитой реформированной веры со стороны автора, которого называют «не редактором « Мемуаров капитана Рока »» — испанского изгнанника и новообращенного протестанта Джозефа Бланко Уайта . [50]

Брендан Клиффорд , редактор политических сочинений Мура, интерпретирует философию Мура как «веселое язычество» или, по крайней мере, « католицизм à la carte », отдающий предпочтение «тому, что ненавидел библейский протестантизм: музыке, театральности, символизму, идолопоклонству». . [51] Несмотря на то, что его мать была набожной католичкой и, как и О'Коннелл, признавала католицизм «национальной верой» Ирландии, [52] Мур, похоже, отказался от формальной практики своей религии, как только вошел в Тринити. [17]

Шеридан, Фицджеральд и история Ирландии

[ редактировать ]

«Мемуары Мура о жизни Ричарда Бринсли Шеридана» В 1825 году после девяти лет работы с перерывами были наконец опубликованы . Он оказался популярным, выдержал несколько изданий и помог Муру завоевать репутацию среди литературных критиков. Работа имела политический аспект: Шеридан был не только драматургом, он был политиком-вигом и другом Фокса . Мур считал Шеридана ненадежным другом реформ. Но он заставил Шеридана сформулировать своими словами значительную часть того, что должно было стать аргументом Объединенной Ирландии в пользу отделения от Англии.

В письме своему брату в 1784 году Шеридан объясняет, что «подчиненное положение [Ирландии] препятствует формированию среди нас какой-либо партии, подобной той, что есть в Англии, состоящей из людей, действующих на определенных принципах и обязующихся поддерживать друг друга». Без перспективы получения власти – которая в Ирландии «находится в руках ветви английского правительства» (руководителя Дублинского замка) – нет смысла в сотрудничестве членов парламента, независимо от того, насколько лично они бескорыстны, в каких-либо общественных целях. Без подотчетного руководителя интересы нации систематически игнорируются. [53]

Именно на фоне урезанного состояния политики в Ирландии Мур видит лорда Эдварда Фицджеральда , «протестантского реформатора», желавшего «демократической Палаты общин и эмансипации своих соотечественников-католиков», движимого к республиканскому сепаратизму Ирландии. Объединенные ирландцы . [54] Он освобождает Фицджеральда от безрассудства: если бы не встречный ветер, решающая французская помощь была бы оказана генералом Гошем в Бантри в декабре 1796 года. [55] В своих мемуарах Мур признает свою «Жизнь и смерть лорда Эдварда Фицджеральда » (1831) «оправданием людей 1998 года ultimi Romanorum нашей страны». [48]

Мура «История Ирландии» , опубликованная в четырех томах между 1835 и 1846 годами, читается как дальнейшее и расширенное обвинение английского правления. Это была огромная работа (которую использовал Карл Маркс в своих обширных заметках по истории Ирландии). [56] но не критический успех. Мур признал научные недостатки, некоторые из которых были связаны с его неспособностью читать документальные источники на ирландском языке. [17]

О реформе и отмене

[ редактировать ]

Парламентская реформа

[ редактировать ]

В своем дневнике Мур признался, что он «согласен с тори в их мнении» относительно последствий первого Закона о парламентской реформе (1832 г.) . [57] Он считал, что это даст «открытие и импульс революционному чувству, которое сейчас происходит за рубежом» [Англия, предположил Мур, была «в течение нескольких лет в потоке революции»] [58] и что «временное удовлетворение», которое оно может принести, будет всего лишь затишьем перед бурей: «нисходящая реформа (как говорит Драйден ) продвигается быстро». [59] Но он принял эту перспективу. В беседе с вигским вельможей лордом Лэнсдауном он утверждал, что, хотя последствия могут быть «неприятными» для многих их друзей, «сейчас мы подошли к той точке, которой достигают все высокоцивилизованные страны, когда богатство и все сопутствующие ему преимущества исчезают». настолько неравномерно распределено, что все находится в неестественном положении: и ничто, кроме общего разгрома, не может исправить зло». [57]

Несмотря на их изначально более сильное сопротивление реформам, Мур предсказал, что тори окажутся лучше подготовленными, чтобы пережить этот «общий маршрут». С молодым Бенджамином Дизраэли (который должен был стать автором Закона о Второй реформе в 1867 году) Мур согласился, что, поскольку Славная революция впервые привела их к созданию союза с народом против аристократии, тори заняли «более демократическую линию». ". Для Мура свидетельством этому стала карьера Джорджа Каннинга и Роберта Пиля на посту премьер-министра : «простые простолюдины по рождению никогда не могли бы достичь такого же высокого положения в партии вигов». [60]

О'Коннелл и отмена

[ редактировать ]

В 1832 году Мур отклонил петицию избирателей Лимерика о выдвижении своей кандидатуры в Вестминстерский парламент в качестве кандидата от отмены . Когда Дэниел О'Коннелл воспринял это как свидетельство «безразличия Мура к делу Ирландии», Мур вспомнил похвалу О'Коннелла «предательским истинам» его книги о Фицджеральде. [48] Трудность, как предположил Мур, заключалась в том, что эти «истины» не позволяли ему вместе с О'Коннеллом утверждать, что отмена Актов Союза будет означать нечто меньшее, чем реальное и прочное отделение от Великобритании. Отношения стали достаточно трудными после того, как старый ирландский парламент добился своей законодательной независимости от Лондона в 1782 году . Но с католическим парламентом в Дублине, «который они наверняка разберут», британское правительство будет постоянно вступать в разногласия, сначала по поводу распоряжения Ирландской церковью и отчужденным имуществом, а затем по поводу вечных вопросов. торговли, иностранных договоров и войны. [61]

Судьба Ирландии под английским правительством, будь то вигов или тори, казалась настолько «безнадежной», что Мур заявил, что готов «взять на себя риск отмены, даже с разделением как слишком неизбежным последствием». [61] Но вместе с лордом Фицджеральдом Мур считал, что независимость возможна только в союзе с «диссентерами» (пресвитерианами) севера (и, возможно, тогда, опять же, только с перспективой французского вмешательства). Чтобы добиться «прогресса против Англии», «чувства» католиков и инакомыслящих должны были сначала быть «национализированы». Этого, по мнению Мура, можно было бы достичь, сосредоточив внимание на непосредственных злоупотреблениях со стороны (англиканского и землевладельческого) «ирландского истеблишмента». Поскольку Мур придерживался бескомпромиссной позиции О'Коннелла по вопросу вето, он считал кампанию О'Коннелла за отмену бесполезной или, в лучшем случае, «преждевременной». [62]

Эту точку зрения разделяли некоторые младшие помощники О'Коннелла, диссиденты Ассоциации отмены . Молодой ирландец Чарльз Гаван Даффи стремился построить « Лигу Севера и Юга ». [63] вокруг того, что Майкл Дэвитт (из более поздней Земельной лиги ) назвал «программой белых мальчиков и ленточных людей, сведенной к моральным и конституционным стандартам» - права арендаторов и земельная реформа. [64]

Ирландские мелодии

[ редактировать ]

В первые годы своей карьеры творчество Мура носило в основном общий характер, и если бы он умер в этот момент, его, вероятно, не считали бы ирландским поэтом. [65] С 1806 по 1807 год Мур резко изменил свой стиль письма и направленность. По просьбе издателей Джеймса и Уильяма Пауэра он написал тексты к серии ирландских мелодий в стиле аранжировщиком британских народных песен Гайдна, а сэр Джон Эндрю Стивенсон музыки выступил . Основным источником мелодий было « Бантинга Эдварда Общее собрание древней ирландской музыки» (1797), с которым Мура познакомил в Тринити Эдвард Хадсон. [66] публиковались «Мелодии» в десяти томах вместе с приложением в течение 26 лет, с 1808 по 1834 год. Музыкальные аранжировки последних томов, после смерти Стивенсона в 1833 году, были выполнены Генри Бишопом .

«Мелодии » сразу же имели успех: « Последняя роза лета », « Мальчик-менестрель », « Поверьте мне, если все эти милые юные прелести » и «Часто в тихой ночи» стали чрезвычайно популярными. В Англии были пародии, но переводы на немецкий, итальянский, венгерский, чешский и французский языки, а также постановки Гектора Берлиоза гарантировали большую европейскую аудиторию. Только в США «Последняя роза лета» было продано тиражом более миллиона копий. [67]

Байрон сказал, что знает их всех «наизусть и наизусть»; ставя их выше эпосов, а Мура выше всех других поэтов за его «особенность таланта, или, скорее, талантов - поэзию, музыку, голос, все свое». Их также похвалил сэр Вальтер Скотт , который признал, что ни он, ни Байрон не смогли достичь способности Мура адаптировать слова к музыке. [6] Мур не сомневался, что « Ирландские мелодии» будут «единственным произведением моего пера […] чья слава (благодаря сладкой музыке, в которой она забальзамирована) может похвастаться шансом продлить свое существование до дней, намного превосходящих наши собственные». ". [17]

«Национальная музыка» Ирландии

[ редактировать ]
Мелодии Мура, столетнее издание, 1880 г.

«Ультра-тори» Антиякобинское обозрение («Ежемесячный политический и литературный цензор») [68] Мура» усмотрел в «Мелодиях нечто большее, чем безобидные салонные баллады: «некоторые из них были написаны в условиях крайне расстроенного состояния общества, если не в условиях открытого бунта. Это меланхолический бред разочарованного бунтовщика или его необразованных отпрысков» . Мур предоставлял тексты для того, что он называл «нашей национальной музыкой», и его тексты часто «отражали безошибочный намек на лишение собственности и утрату в самой музыке». [17] Несмотря на сложные отношения Мура с О'Коннеллом, в начале 1840-х годов его «Мелодии» были использованы в возобновленной кампании «Освободителя» за отмену закона. За чудовищными собраниями Ассоциации отмены (толпы более 100 000 человек) обычно следовали публичные банкеты. В Мэллоу, графство Корк , перед выступлениями за ужином певец исполнил песню Мура «Where Is the раб?»:

О, где раб, столь скромный, Осужденный на нечестивые цепи, Который мог бы разорвать Его оковы проклятые, Умирать бы под ними медленно?

О'Коннелл вскочил на ноги, широко раскинул руки и закричал: «Я не тот раб!» Весь зал следил: «Мы не те рабы! Мы не те рабы!» [69]

Во время величайшего собрания на холме Тара (по традиции это первая резиденция Верховных королей Ирландии ), в праздник Успения Пресвятой Богородицы , 15 августа 1843 года, карета О'Коннелла проезжала сквозь толпу, состоявшую, как сообщается, из миллион в сопровождении арфиста, играющего «Арфу, которая однажды прошла через залы Тары» Мура. [69]

Эти вечерние колокола

Эти вечерние колокола! эти вечерние колокола!
Сколько историй рассказывает их музыка
О юности, о доме и о том сладком времени
Когда я в последний раз слышал их успокаивающий звон!

Те радостные часы прошли;
И многие сердца, которые тогда были веселыми
В могиле теперь обитает тьма,
И больше не слышит вечерних звонков.

И так будет, когда меня не станет, -
Этот мелодичный звон все еще будет звучать;
Пока другие барды будут бродить по этим лощинам,
И пойте хвалу, сладкие вечерние колокола.

Томас Мур [70]

Поздняя критика и переоценка

[ редактировать ]

Некоторые критики уловили в лирике Мура тон национального смирения и пораженчества: «хныканье о нашем вечном падении и жалкие призывы к нашим хозяевам отнестись к нам с жалостью». Уильям Хэзлитт Мура заметил, что «если ирландские мелодии с их гостиным, вялым патриотизмом действительно были мелодиями ирландской нации, ирландский народ заслуживает того, чтобы быть рабами навеки». [71] Мур, по мнению Хэзлитта, «превратил [превратил] дикую арфу Эрин в музыкальную табакерку». [72] Это было суждение, которое разделяли последующие поколения ирландских писателей. [73]

В «Портрете художника в юности », проходя мимо «забавной статуи национального поэта Ирландии» на Колледж-стрит , главный герой биографии Джеймса Джойса , Стивен Дедал , отмечает «рабскую голову» фигуры. Тем не менее, в доме своего отца Дедал растроган, когда слышит, как его младшие братья и сестры поют песню Мура «Oft in the Stilly Night». Несмотря на периодические выражения презрения Джойса к барду, критик Эмер Нолан предполагает, что писатель отреагировал на «элемент утопической тоски, а также сентиментальную ностальгию» в музыке Мура. В «Поминках по Финнегану» Джойсу приходится ссылаться практически на каждую мелодию . [73]

Признавая, что его собственное представление об ирландском прошлом было «соткано... из «Мелодий Мура», в 1979 году, отдавая дань уважения Муру, Симус Хини заметил, что Ирландия лишила Мура звания национального барда, потому что его характерный тон был «слишком легким». «слишком примирительный, слишком колонизированный» для нации, «чье сознание формировал Джеймс Джойс, чью трагическую разобщенность предвидел У. Б. Йейтс и чья литературная традиция восстанавливалась путем возвращения к власти таких голосов, как Аодхаган О Ратай или Брайан Мерримана ». [74] [73]

Совсем недавно произошла переоценка, сочувствующая «стратегиям маскировки, сокрытия и исторического смещения Мура, столь необходимым для ирландского католического патриота, который регулярно пел лондонским блестящим людям песни об ирландских страданиях и английском «фанатизме и плохом правлении»». [75] Политическое содержание «Мелодий» и их связь с Объединенными ирландцами и смертью Эммета обсуждались в биографии поэта, Барда из Эрина Ронаном Келли (2008) Мэри Хелен Туэнте в книге «Перетянутая арфа: Соединенные ирландцы и Рост литературного национализма (1994); и Уна Хант в «Литературных отношениях лорда Байрона и Томаса Мура» (2001). [75]

Эоин МакУайт [76] и Кэтлин О'Доннелл [77] обнаружили, что политический подтекст « Мелодий» и других произведений Мура был с готовностью оценен диссидентами в имперских королевствах Восточной Европы. Греко-румынские заговорщики против султана , русские декабристы и, прежде всего, польские интеллектуалы, признанные в готических элементах « Мелодий » , Лаллы Рук («драматизация ирландского патриотизма в восточной притче») [78] и Капитан Рок (все они нашли переводчиков) «плащ культуры и братства». [79]

Мемуары Байрона

[ редактировать ]
Байрон : «Когда вы прочитаете мои «Мемуары», вы узнаете о зле истинного распутства». [80]

Современники сильно критиковали Мура за то, что он позволил себя уговорить на основании своей бестактности уничтожить «Мемуары» Байрона . [81] Современная наука возлагает вину на кого-то другого.

В 1821 году с благословения Байрона Мур продал рукопись, которую Байрон доверил ему тремя годами ранее, издателю Джону Мюррею . Хотя сам он допускал, что в нем есть какие-то «очень грубые вещи», [80] когда после смерти Брайона в 1824 году Мур узнал, что Мюррей счел материал непригодным для публикации, он заговорил о разрешении вопроса с помощью дуэли. [82] Но сочетание жены Байрона леди Байрон , сводной сестры и душеприказчика Огасты Ли и соперника Мура в дружбе Байрона Джона Кэма Хобхауса взяло верх. Совершив то, что некоторые назвали величайшим литературным преступлением в истории, адвокаты семьи в присутствии Мура разорвали все сохранившиеся копии рукописи и сожгли их в камине Мюррея. [83] [84]

С помощью документов, предоставленных Мэри Шелли , Мур нашел все, что мог. Его «Письма и дневники лорда Байрона: с извещениями о его жизни» (1830) «умудрялись», по мнению Маколея , «продемонстрировать так много характера и мнений своего друга, с такой малой болью для чувств живых». ". [17] Леди Байрон все еще признавалась, что она шокирована. [6] — как и «Таймс» . [85]

Вдохновленный Байроном, Мур ранее опубликовал сборник песен « Вечера в Греции , действие которого происходит в Египте III века » (1826 г.) и свой единственный прозаический роман «Эпикуреец» (1827 г.) . Обеспечивая спрос на «полуэротический роман с оттенком религиозности», он имел популярный успех. [86]

Фотография 1844 года, сделанная Генри Фоксом Талботом.

[ редактировать ]
Мур стоит в центре на фотографии Уильяма Генри Фокса Талбота, датированной апрелем 1844 года.

Мур стоит в центре калотипа, датированного апрелем 1844 года.

Мур изображен с членами семьи Уильяма Генри Фокса Талбота фотографа . Талбот, пионер фотографии (изобретатель соленой бумаги и калотипирования ), был соседом Мура в Уилтшире. Вполне возможно, что женщина в правом нижнем углу Мура — его жена Бесси Мур. [87]

Слева от Мура стоит Генриетта Горация Мария Филдинг (1809–1851), близкая подруга Муров, сводная сестра Талбота. [87] и дочь контр-адмирала Чарльза Филдинга.

Мур рано заинтересовался фотогеничными рисунками Талбота. Тэлбот, в свою очередь, сделал изображения рукописных стихов Мура, возможно, для включения в факсимиле в издание «Карандаша природы» . [88] первая коммерчески изданная книга, иллюстрированная фотографиями . [89]

Мура критикуют за то, что он «слишком много писал и слишком сознательно обслуживал свою аудиторию». [6] В его лирике присутствует батос, который говорит как о любви к декламации, так и о стойком чувстве трагедии, которое, возможно, ускользает от внимания современного читателя.

Часто, в тихой ночи,Прежде чем цепь сна сковала меня,Светлая память приносит светО других днях вокруг меня;Улыбки, слезы,Из детских лет,Тогда произнесены слова любви;Глаза, которые сияли,Теперь потускнел и ушел,Веселые сердца теперь разбиты!..

Когда я вспомню всеДрузья, так связанные вместе,Я видел вокруг себя падение,Как листья в зимнюю погоду;Я чувствую себя однимКто ступает одинКакой-то банкетный зал опустел,Чьи огни погасли,Чьи гирлянды мертвы,И все, кроме него, ушел!.. [90]

В окне публичной библиотеки Оттавы представлены Мур с Диккенсом , Арчибальдом Лэмпманом , Вальтером Скоттом , Байроном , Теннисоном и Шекспиром.

В конце 1840-х годов (когда Ирландию охватила катастрофа Великого голода ) силы Мура начали ослабевать. В конечном итоге он впал в старость, которая внезапно наступила в декабре 1849 года. Мур умер 25 февраля 1852 года, опередив всех своих детей, а также большинство своих друзей и товарищей.

После смерти жены и пятерых детей Мур умер на семьдесят третьем году жизни и был похоронен на кладбище Бромэма, недалеко от своего коттеджного дома, рядом со своей дочерью Анастасией (умершей в возрасте 17 лет) недалеко от Девизеса в Уилтшире. [91] [92]

Его эпитафия на могиле на кладбище Святого Николая написана:

Дорогая Арфа моей страны! во тьме я нашел тебя,

Холодная цепь молчания долго висела над тобой,
Когда я с гордостью, свою островную арфу, развязал тебя,

И отдала все свои аккорды свету, свободе и песне!

Мур назначил своим литературным душеприказчиком лорда Джона Рассела , лидера вигов, который всего за четыре дня до смерти Мура закончил свой первый срок на посту премьер-министра . Рассел послушно опубликовал статьи Мура в соответствии с пожеланиями своего покойного друга. Мемуары , журнал и переписка Томаса Мура появились в восьми томах, опубликованных между 1853 и 1856 годами. [93]

День памяти

[ редактировать ]
Статуя Мура на Колледж-стрит, Дублин

Ирландии. Мура часто считают национальным бардом [94] и быть для Ирландии тем же, чем Роберт Бернс является для Шотландии . Мур отмечен в нескольких местах: мемориальной доской на доме, где он родился, бюстами в «Миттингс» и Центральном парке в Нью-Йорке и бронзовой статуей возле Тринити-колледжа в Дублине. , Дублин, есть дорога В Уолкинстауне , названная Томас Мур-Роуд, в серии дорог, названных в честь известных композиторов, которые местные жители называют Музыкальными дорогами.

В художественной литературе

[ редактировать ]

Персонаж Тикл Томми в «Кобыле» Джона Патерсона , Джеймса Хогга аллегорической сатире на издательскую сцену Эдинбурга , впервые опубликованной в журнале Newcastle Magazine в 1825 году, основан на Томасе Муре. Перси Френч написал несколько пародийных версий мелодий Мура в комиксе « Джарви », который он редактировал в течение двух лет , включая как минимум шесть версий «Мальчика-менестреля». находятся в Джарви . Он также пародировал Мура в своих выступлениях. [101] Как отмечалось выше, Мур и его мелодии также фигурируют в произведениях Джеймса Джойса: «Портрет художника в молодости» и «Поминки по Финнегану». [73]

Список работ

[ редактировать ]

Тексты и стихи

[ редактировать ]
  • Оды Анакреона (1800)
  • Поэтические произведения покойного Томаса Литтла, эсквайра. (1801)
  • Цыганский принц ( комическая опера , сотрудничество с Майклом Келли , 1801)
  • Послания, оды и другие стихотворения (1806 г.)
  • Подборка ирландских мелодий, 1 и 2 (апрель 1808 г.)
  • Коррупция и нетерпимость, два стихотворения (1808)
  • Скептик: Философская сатира (1809)
  • Подборка ирландских мелодий, 3 (весна 1810 г.)
  • Мелог о национальной музыке (1811)
  • Депутат, или Синий чулок ( комическая опера , сотрудничество с Чарльзом Эдвардом Хорном, 1811)
  • Подборка ирландских мелодий, 4 (ноябрь 1811 г.)
  • Пародия на знаменитое письмо (напечатано и распространено частным образом, февраль 1812 г., Examiner , 8 марта 1812 г.)
  • Плюмассье ( Morning Chronicle , 16 марта 1812 г.)
  • Выдержки из дневника модного политика ( «Утренняя хроника» , 30 марта 1812 г.)
  • Восстание газет ( Morning Chronicle , 23 апреля 1812 г.)
  • Строки о смерти г-на П[е]рк[е]в[а]ла (май 1812 г.)
  • Продажа инструментов ( Morning Chronicle , 21 декабря 1812 г.)
  • Переписка между леди и джентльменом ( Morning Chronicle , 6 января 1813 г.)
  • Перехваченные письма, или Почтовый мешок за два пенни (март 1813 г.)
  • Подкрепление для лорда Веллингтона ( Morning Chronicle , 27 августа 1813 г.)
  • Подборка ирландских мелодий, 5 (декабрь 1813 г.)
  • Сборник вокальной музыки Томаса Мура (1814)
  • Подборка ирландских мелодий, 6 (1815, апрель или позже)
  • Священные песни, 1 (июнь 1816 г.)
  • Строки о смерти Шеридана ( Morning Chronicle , 5 августа 1816 г.)
  • Лалла Рук , восточный роман (май 1817 г.)
  • National Airs, 1 (23 апреля 1818 г.)
  • К кораблю, на котором лорд C[A]ST[LE]R[EA]GH отплыл на континент ( «Morning Chronicle» , 22 сентября 1818 г.)
  • Строки о смерти Джозефа Аткинсона, эсквайра. Дублина (25 сентября 1818 г.)
  • Вперед, братья по мудрости ( Morning Chronicle , 18 августа 1818 г.)
  • Подборка ирландских мелодий, 7 (1 октября 1818 г.)
  • Сэру Хадсону Лоу ( Examiner , 4 октября 1818 г.)
  • Произведения Томаса Мура (6 томов) (1819 г.)
  • Мемориал Тома Криба Конгрессу (март 1819 г.)
  • Нэшнл Эйрс, 2 (1820 г.)
  • Ирландские мелодии с мелологом на тему национальной музыки (1820)
  • Подборка ирландских мелодий, 8 (10 мая 1821 г. или около того)
  • Ирландские мелодии (с приложением, содержащим оригинальную рекламу и вступительное письмо о музыке, 1821 г.)
  • National Airs, 3 (июнь 1822 г.)
  • Нэшнл Эйрс, 4 (1822 г.)
  • Любовь ангелов, стихотворение (23 декабря 1822 г.)
  • Любовь ангелов, восточный роман (5-е изд. Любви ангелов ) (1823)
  • Басни для Священного союза, Рифмы в дороге и т. д. и т. д. (7 мая 1823 г.)
  • Священные песни, 2 (1824)
  • Подборка ирландских мелодий, 9 (1 ноября 1824 г.)
  • Нэшнл Эйрс, 5 (1826 г.)
  • Вечера в Греции, 1 (1826)
  • Мечта о черепахе ( The Times , 28 сентября 1826 г.)
  • Набор ликов (около 9 июня 1827 г.)
  • Нэшнл Эйрс, 6 (1827 г.)
  • Оды наличным деньгам, кукурузе, католикам и другим вопросам (октябрь 1828 г.)
  • Легендарные баллады (1830)
  • Летний праздник. Поэма с песнями (декабрь 1831 г.)
  • Ирландские древности ( The Times , 5 марта 1832 г.)
  • От достопочтенного. Генри --- леди Эмме --- ( "Таймс" , 9 апреля 1832 г.)
  • Кэролайн, виконтессе Валлеторт ( Журнал Metropolitan , июнь 1832 г.)
  • Невеста Али... ( Журнал Metropolitan , август 1832 г.)
  • Стихи к чернильнице поэта Крэбба ( журнал «Метрополитен» , август 1832 г.)
  • Обещания Тори ( The Times , 30 августа 1832 г.)
  • Песня уходящему духу десятины ( журнал Metropolitan , сентябрь 1832 г.)
  • Герцог - парень ( The Times , 2 октября 1832 г.)
  • Святой Иероним на Земле, первое посещение ( The Times , 29 октября 1832 г.)
  • Святой Иероним на Земле, второй визит ( The Times , 12 ноября 1832 г.)
  • Вечера в Греции, 2 (декабрь 1832 г.)
  • Преподобному Чарльзу Овертону ( «Таймс» , 6 ноября 1833 г.)
  • Ирландские мелодии, 10 (с дополнением) (1834)
  • Вокальный сборник, 1 (1834)
  • Нумерация духовенства ( Ревизор , 5 октября 1834 г.)
  • Вокальный сборник, 2 (1835)
  • Ирландские мелодии (1835)
  • Песня коробки ( Morning Chronicle , 19 февраля 1838 г.)
  • Эскиз первого акта новой романтической драмы ( «Утренняя хроника» , 22 марта 1838 г.)
  • Мысли о покровителях, затяжках и других вещах ( Сборник Бентли , 1839 г.)
  • Альцифрон , стихотворение (1839)
  • Поэтические произведения Томаса Мура, собранные им самим (10 томов) (1840–1841).
  • Мысли о шалости ( «Morning Chronicle» , 2 мая 1840 г.)
  • Религия и торговля ( «Morning Chronicle» , 1 июня 1840 г.)
  • Отчет о необыкновенном сне ( Morning Chronicle , 15 июня 1840 г.)
  • Отступление Скорпиона ( Morning Chronicle , 16 июля 1840 г.)
  • Размышления, навеянные поздним повышением миссис Нетеркоат ( «Morning Chronicle» , 27 августа 1840 г.)
  • Триумфы фарса (1840)
  • Последние отчеты с Олимпа (1840 г.)
  • Поэтические произведения Томаса Мура в трех томах , Париж , Европейская библиотека Бодри (1841 г.)
  • Плач о приближающейся кончине старой матери Хлебного Закона ( Morning Chronicle , 23 февраля 1842 г.)
  • Высказывания и дела древнего Николая ( «Утренняя хроника» , 7 апреля 1842 г.)
  • » Еще высказывания и поступки древнего Николая ( Morning Chronicle , 12 мая 1842 г.)
  • Проза и стихи, юмористические, сатирические и сентиментальные, Томаса Мура, с изъятыми отрывками из мемуаров лорда Байрона, в основном из рукописи автора, до сих пор не отредактированных и не собранных. С примечаниями и введением Ричарда Херна Шепарда (Лондон: Chatto & Windus, Пикадилли, 1878).
  1. ^ Перейти обратно: а б с Мур, Томас (1835). Мемуары капитана Рока . Париж: Европейская библиотека Бодри . Проверено 20 августа 2020 г.
  2. ^ Комерфорд, Патрик. «Уэксфорд, Дублин и Керри соперничают за прославление происхождения Томаса Мура» .
  3. ^ «Я слышу, как поет Америка» . Архивировано из оригинала 20 мая 2008 года.
  4. ^ Геохеган, Патрик (2009). «Уайт, Сэмюэл | Ирландский биографический словарь» . www.dib.ie. ​Проверено 1 февраля 2022 г.
  5. ^ «Критические эссе Томаса Мура» . eNotes.com . Проверено 11 апреля 2021 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к «Томас Мур» . сайт поэтического фонда . Фонд поэзии . Проверено 10 августа 2020 г.
  7. ^ Линкин, Харриет Крамер (2014). «Мэри Тай, Томас Мур и публикация «Селены» » . Обзор исследований английского языка . 65 (271): 711–729. дои : 10.1093/res/hgt098 . ISSN   0034-6551 . JSTOR   24541145 .
  8. ^ Перейти обратно: а б с Келли, Ронан (22 февраля 2013 г.). «Другая сторона Томаса Мура» . История Ирландии . Проверено 31 июля 2022 г.
  9. ^ Anon., март 1853 г., «Мемуары лорда Джона Рассела о Муре» в Dublin Review , vol. 34, с. 123.
  10. ^ Мур, Томас (1831). Жизнь и смерть Эдварда Фицджеральда. Том 1 . Лондон: Лонгман, Риз, Орм, Браун и Грин.
  11. ^ Мур, Томас (1993). Политические и исторические сочинения Томаса Мура по ирландским и британским делам, представленные Бренданом Клиффордом . Белфаст: Книги Атола. стр. 132, 152–153. ISBN  0-85034-067-5 .
  12. ^ Анон. (1853), с. 126.
  13. ^ Эрик Уолтер Уайт: Реестр первых представлений английских опер (Лондон: Общество театральных исследований, 1983), ISBN   0-85430-036-8 , с. 59.
  14. ^ Брендан Клиффорд, введение к политическим и историческим сочинениям Томаса Мура по ирландским и британским делам , стр. 14.
  15. ^ Кертин, Нэнси (1998). Объединенные ирландцы: популярная политика в Ольстере и Дублине, 1791–1798 гг . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 217. ИСБН  978-0-19-820736-8 .
  16. ^ Диксон, Чарльз (1997), Восстание на Севере, Антрим и Даун в 1798 году , Лондон, Констебль, ISBN   0094772606 , с. 103
  17. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Уайт, Гарри. «Мур, Томас» . Словарь ирландской биографии . Королевская ирландская академия . Проверено 18 августа 2020 г.
  18. ^ Клиффорд, введение «Политические и исторические сочинения… Томаса Мура» , стр. 14.
  19. ^ Келли, Ронан (2008). Бард Эрин: Жизнь Томаса Мура . Дублин: Пингвин Ирландия. стр. 139–147, 182–184, 204–209. ISBN  978-1-84488-143-7 .
  20. ^ «История участников APS» . search.amphilsoc.org . Проверено 2 апреля 2021 г.
  21. ^ Келли, стр. 170–175.
  22. ^ Джозеф Нортон Ирландия: миссис Дафф (Бостон: Джеймс Р. Осгуд и компания, 1882).
  23. ^ «Томас Мур (1779–1852)» . Проверено 20 ноября 2020 г.
  24. ^ Блой, Марджори. «Биография: Томас Мур (1779–1852)» . Сеть английской истории . Проверено 20 ноября 2020 г.
  25. ^ «Историк дома: викарии, вязальщицы каркасов и поэт» . Деревенская жизнь . 2 декабря 2011 года . Проверено 20 ноября 2020 г.
  26. ^ Уэбб, Альфред (1878). «Джон Филпот Карран - ирландская биография» . www.libraryireland.com . Проверено 9 февраля 2023 г.
  27. ^ Райан, Джордж Э. (1998). «Томас Лэндсдаун Парр Мур, сын и легионер» . обзор Хибернии Новый 2 (3): 117–126. дои : 10.1353/nhr.1998.a926632 . JSTOR   20557536 .
  28. ^ Моруа, Андре (1984) [1930]. Байрон . Перевод Майлза, Хэмиша. Лондон: Констебль. стр. 331–332. ISBN  0-09-466010-7 .
  29. ^ «Томас Мур – Ирландский Париж» . www.irishmeninparis.org . Проверено 23 марта 2021 г.
  30. ^ Мур (1993), стр. 237, 248.
  31. ^ Келли, стр. 322–327.
  32. ^ Перейти обратно: а б Бью, Джон (2011). Каслри: Просвещение, война и тирания . Лондон: Керкас. стр. 530–531. ISBN  978-0-85738-186-6 .
  33. ^ Мур, Томас (1818). Семья Фадж в Париже . Лондон: Лонгманс. стр. 69, 76.
  34. ^ «Питер Финнерти - ирландская биография» . www.libraryireland.com . Проверено 27 марта 2021 г.
  35. ^ Книга первая, глава XIII, Мур, Томас (1993). Политические и исторические сочинения Томаса Мура по ирландским и британским делам, представленные Бренданом Клиффордом . Белфаст: Книги Атола. стр. 49–50. ISBN  0-85034-067-5 .
  36. ^ из «Мемуаров капитана Рока» , книга вторая, глава I, Мур, Томас (1993). Политические и исторические сочинения Томаса Мура по ирландским и британским делам, представленные Бренданом Клиффордом . Белфаст: Книги Атола. стр. 53–55. ISBN  0-85034-067-5 .
  37. ^ Вудхэм-Смит, Сесил (1962). Великий голод: Ирландия, 1845–1849 гг . Лондон: Пингвин. стр. 410–411. ISBN  978-0-14-014515-1 .
  38. ^ Мур, Томас (1810). Письмо католикам Дублина . Дублин: Гилберт и Ходжес. стр. 12–13.
  39. ^ Келли, с. 504.
  40. ^ МакДона, Оливер (1975). «Политизация ирландских католических епископов, 1800–1850». Исторический журнал . 18 (1): 40. дои : 10.1017/S0018246X00008669 . JSTOR   2638467 . S2CID   159877081 .
  41. ^ Уилан, Ирен (2005). Библейская война в Ирландии: «Вторая Реформация» и поляризация протестантско-католических отношений, 1800–1840 гг . Мэдисон, Висконсин: Издательство Университета Висконсина.
  42. ^ Мур (1993), с. 18.
  43. ^ Хорошо, Джеймс Уиндер (1920). Ирландский юнионизм-1920 . Лондон: Т. Фишер Анвин. п. 106.
  44. ^ Десмонд Боуэн: Протестантский крестовый поход в Ирландии, 1800–1870: Исследование протестантско-католических отношений между Актом о союзе и прекращением существования (1978).
  45. ^ Мур, Томас (1833). Путешествия ирландского джентльмена в поисках религии (в двух томах) . Лондон: Лонгман.
  46. ^ Мур (1993), стр. 161–162.
  47. ^ Перейти обратно: а б Мур (1993), с. 178.
  48. ^ Перейти обратно: а б с Мур (1993), с. 248.
  49. ^ Уайт, Джозеф Бланко (1833). Второе путешествие ирландского джентльмена в поисках религии / . Дублин: Р. Милликен.
  50. ^ Уилан, Брайан (2017). «Путешествие веры Джозефа Бланко Уайта» . Церковь Ирландии . Проверено 11 апреля 2023 г.
  51. ^ Брендан Клиффорд, введение в Мура (1993), стр. 15.
  52. ^ Мур, как «Их преданный слуга», посвящает « Путешествие ирландского джентльмена «народу Ирландии» как «защиту их древней и национальной веры», Мур, Томас (1833). Путешествия ирландского джентльмена в поисках религии (в двух томах) . Лондон: Лонгман.
  53. ^ Мур (1993), ( Шеридан , 1825), стр. 81–82.
  54. ^ Мур (1993), стр. 132–134.
  55. ^ Мур (1993), стр. 153–154.
  56. ^ Карл Маркс (1869), «Заметки по истории Ирландии» (1869), Карл Маркс и Фридрих Энгельс, Ирландия и ирландский вопрос, Нью-Йорк, International Publishers, 1972, стр. 316, 360.
  57. ^ Перейти обратно: а б Мур (1993), с. 236 (30 сентября 1831 г.)
  58. ^ Мур (1993), стр. 234–235 (6 мая 1831 г.)
  59. ^ Мур (1993), с. 237 (25 июля 1832 г.)
  60. ^ Мур (1993), стр. 251–252 (27 декабря 1836 г.)
  61. ^ Перейти обратно: а б Мур 1993, стр. 241–242 (1–8 ноября 1832 г.)
  62. ^ Мур (1993), с. 233 (18 февраля 1831 г.)
  63. ^ Даффи, Чарльз Гаван (1886). Лига Севера и Юга . Лондон: Чепмен и Холл.
  64. ^ Дэвитт, Майкл (1904). Падение феодализма в Ирландии; или История революции земельной лиги . Лондон: Издательская компания Dalcassian. п. 70.
  65. ^ Келли, с. 151.
  66. ^ Келли, с. 50.
  67. ^ Джеймс В. Фланнери: Дорогая арфа моей страны: ирландские мелодии Томаса Мура (Нэшвилл, Теннесси: JS Sanders & Co., 1995).
  68. ^ Джон Страчан (2004). «Гиффорд, Уильям (1756–1826), сатирик и редактор» . В ХГЧ Мэтью; Брайан Харрисон (ред.). Оксфордский национальный биографический словарь . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/ref:odnb/10669 . ISBN  978-0-19-861412-8 . Проверено 9 марта 2023 г. (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
  69. ^ Перейти обратно: а б Бардон, Джонатан (2008). История Ирландии в 250 сериях . Дублин: Гилл и Макмиллан. стр. 362–363. ISBN  978-0-7171-4649-9 .
  70. ^ Библиотека поэзии и песен: избранные произведения лучших поэтов. С введением Уильяма Каллена Брайанта , Нью-Йорк, Дж. Б. Форд и компания, 1871, с. 228.
  71. ^ Куинн, Джеймс (2015). Молодая Ирландия и написание ирландской истории . Университетский колледж Дублина Press. ISBN  978-1-910820-92-6 .
  72. ^ Вейл, Джеффри (4 июля 2019 г.). «Источники и стиль ирландских мелодий Мура / Готический роман в Ирландии, ок. 1760–1829» . Европейское романтическое обозрение . 30 (4): (465–469) 465. doi : 10.1080/10509585.2019.1638099 . ISSN   1050-9585 . S2CID   203049115 .
  73. ^ Перейти обратно: а б с д Нолан, Эмер (2009). « Прикосновение Томми Мура: Ирландия и современность в Джойсе и Муре» . Дублинский журнал Джеймса Джойса . 2 (2): 64–77. дои : 10.1353/djj.2009.0002 . ISSN   2009-4507 . S2CID   194076424 .
  74. ^ Хини, Шеймус (1979, «Введение» в книге Дэвида Хаммонда (редактор) «Выбор из «Мелодий Мура», посвященный столетию», Дублин, Дж. Далтон, стр. 9)
  75. ^ Перейти обратно: а б Вейл, Джеффри (4 июля 2019 г.). «Источники и стиль ирландских мелодий Мура / Готический роман в Ирландии, ок. 1760–1829» . Европейское романтическое обозрение . 30 (4): 465–469. дои : 10.1080/10509585.2019.1638099 . ISSN   1050-9585 . S2CID   203049115 .
  76. ^ МакУайт, Эоин (1972). «Томас Мур и Польша» . Труды Королевской ирландской академии. Раздел C: Археология, кельтология, история, лингвистика, литература . 72 : 49–62. ISSN   0035-8991 . JSTOR   25506260 .
  77. ^ О'Доннелл, Кэтлин Энн (30 декабря 2019 г.). «Переводы Оссиана, Томаса Мура и готики европейскими радикальными интеллектуалами XIX века: Демократическая Восточная федерация» . Люблинские исследования современных языков и литературы . 43 (4): 89. doi : 10.17951/lsmll.2019.43.4.89-104 . ISSN   2450-4580 . S2CID   214352160 .
  78. ^ МакУайт (1971), с. 50.
  79. ^ О'Доннелл (2019), с. 91.
  80. ^ Перейти обратно: а б Найт, Дж. Уилсон (2016). Брак лорда Байрона: свидетельства звездочек . Лондон: Рутледж. п. 214. ИСБН  978-1-138-67557-5 . Проверено 20 августа 2020 г.
  81. ^ Мейн, Этель Колберн (1969) [1924]. Байрон . Нью-Йорк: Barnes & Noble. п. 452. ИСБН  0-389-01071-5 .
  82. ^ Кокран, Питер (2014). Сожжение мемуаров Байрона: новые и неопубликованные очерки и статьи . Ньюкасл-апон-Тайн: Кембриджские ученые. ISBN   978-1-4438-6815-0 . стр. 6–7
  83. ^ Маршан, Лесли (1970). Байрон: Портрет . Нью-Йорк: Кнопф. стр. 466–467. ISBN  978-0-394-41820-9 .
  84. ^ Келлс, Стюарт (2017). Библиотека: Каталог чудес . Мельбурн: Текстовое издательство. п. 158. ИСБН  978-1-925355-99-4 . Проверено 12 июля 2018 г.
  85. ^ Мур (1993), с. 232
  86. ^ Хоторн, Марк (1975). «Эпикуреец» Томаса Мура: анакреонтический поэт в поисках вечности». Исследования романтизма . 14 (3): 249–272. дои : 10.2307/25599975 . JSTOR   25599975 .
  87. ^ Перейти обратно: а б Шааф, Ларри Дж. (16 сентября 2016 г.). «Томас Мур и дамы из Лакока» . Проверено 23 марта 2021 г.
  88. ^ «Проект переписки Тэлбота: МУР Томас (поэт) ТАЛБОТУ Уильяму Генри Фоксу» . foxtalbot.dmu.ac.uk . Проверено 23 марта 2021 г.
  89. ^ Дэниел, Малькольм. «Уильям Генри Фокс Талбот (1800–1877) и изобретение фотографии» . Хайльбрунн. Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей . Проверено 6 октября 2008 г.
  90. ^ «Часто, в тихую ночь (Scotch Air) Томаса Мура» . Фонд поэзии . 26 марта 2021 г. Проверено 26 марта 2021 г.
  91. ^ «Томас Мур» . Католическая энциклопедия . Том. 10. 1911 год . Проверено 9 марта 2023 г.
  92. ^ «Томас Мур - ирландская биография» . www.libraryireland.com . Проверено 11 апреля 2021 г.
  93. ^ Мур, Томас (2013). Рассел, Джон (ред.). Мемуары, журнал и переписка Томаса Мура . Коллекция Кембриджской библиотеки – литературоведение. Том. 3. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/cbo9781139567343 . ISBN  978-1-108-05894-0 .
  94. ^ С любовью, Тимоти (весна 2017 г.). «Гендер и националистическая баллада: Томас Дэвис, Томас Мур и их песни». Новый обзор Хибернии . 21 (1). Центр ирландских исследований Университета Сент-Томаса: 76. doi : 10.1353/nhr.2017.0005 . ISSN   1534-5815 . S2CID   149071105 . 660979.
  95. ^ Сборник песен Джеймса Джойса , отредактированный и с комментариями Рут Бауэрл (Нью-Йорк: Garland Publishing, 1982), стр. 158–160.
  96. TraditionalTuath: Reels & Rondo , Мик Морони, Irish Times , 6 ноября 1999 г.
  97. ^ Норман Дональдсон, «Оливер Лук» в: Э. Ф. Блейлер (ред.): Авторы сверхъестественной фантастики (Нью-Йорк: Scribner's, 1985); ISBN   0-684-17808-7 (стр. 505–512).
  98. ^ Кеннеди, Маев (9 декабря 2012 г.). «Бодлианская библиотека объявляет заявку на сумму 2,2 миллиона фунтов стерлингов, чтобы не допустить вывоза архива Фокса Тэлбота за границу» . Хранитель . Проверено 21 мая 2020 г.
  99. ^ Лэндон, Летиция Элизабет (1838). «поэтическая иллюстрация». Альбом для вырезок из гостиной Фишера, 1839 год . Фишер, Сын и Ко. Лэндон, Летиция Элизабет (1838). "картина". Альбом для вырезок из гостиной Фишера, 1839 год . Фишер, Сын и Ко.
  100. ^ Ориентация в европейском романтизме Пола Гамильтона (2022), с. 113, опубл. Издательство Кембриджского университета
  101. ^ Хантер, Адриан (редактор) (2020), Джеймс Хогг: Вклад в английские, ирландские и американские периодические издания , Edinburgh University Press , стр. 19–34 и 212, ISBN   9780748695980

Библиография

[ редактировать ]
  • Бенатти, Франческа и Джастин Тонра. «Английские барды и неизвестные рецензенты: стилиметрический анализ Томаса Мура и обзора Кристабель », в: Breac: A Digital Journal of Irish Studies 3 (2015). URL-адрес .
  • Клиффорд, Брендан (редактор): Политические и исторические сочинения Томаса Мура по ирландским и британским делам (Белфаст: Athol Books, 1993).
  • Дауден, Уилфред С. (редактор): Письма Томаса Мура , 2 тома (Оксфорд: Oxford University Press, 1964).
  • Дауден, Уилфред С. (редактор): Журнал Томаса Мура , 6 томов (Ньюарк: University of Delaware Press, 1983–91).
  • Ганнинг, Джон П.: Мур. Поэт и патриот (Дублин: М. Х. Гилл и сын, 1900).
  • Хант, Уна: Источники и стиль в ирландских мелодиях Мура (Лондон: Routledge, 2017); ISBN   978-1-4094-0561-0 (в твердом переплете), ISBN   978-1-315-44300-3 (электронная книга).
  • Джонс, Говард Мамфорд : Однажды арфа: хроника жизни Томаса Мура (Нью-Йорк: Генри Холт и компания, 1937).
  • Келли, Линда . Ирландский менестрель: жизнь Тома Мура, поэта, патриота и друга Байрона (Лондон: IB Tauris, 2006); ISBN   978-1-84511252-3
  • Келли, Ронан: Бард Эрин. Жизнь Томаса Мура (Дублин: Penguin Ireland, 2008), ISBN   978-1-84488-143-7 .
  • МакКлив, Сара / Карахер, Брайан (редакторы): Томас Мур и романтическое вдохновение. Поэзия, музыка и политика (Нью-Йорк: Routledge, 2018); ISBN   978-1-138-28147-9 (в твердом переплете), ISBN   978-1-315-27113-2 (электронная книга).
  • Ни Чиннеид, Вероника: «Источники мелодий Мура», в: Журнал Королевского общества антикваров Ирландии 89 (1959) 2, стр. 109–54.
  • Стронг, ЛАГ : Мальчик-менестрель. Портрет Тома Мура (Лондон: Ходдер и Стоутон, и Нью-Йорк: А. Кнопф, 1937).
  • Тонра, Джастин: «Маски утонченности: псевдоним, паратекст и авторство в ранней поэзии Томаса Мура», в: European Romantic Review 25.5 (2014), стр. 551–73. дои:10.1080/10509585.2014.938231 .
  • Тонра, Джастин: «Языческие ангелы и моральный закон: кощунственные публикации Байрона и Мура», в: European Romantic Review 28.6 (2017), стр. 789–811. дои:10.1080/10509585.2017.1388797 .
  • Тонра, Джастин: Напиши мое имя: авторство в поэзии Томаса Мура (Нью-Йорк; Абингдон: Routledge, 2020). дои: 10.4324/9781003090960
  • Вейл, Джеффри В.: Литературные отношения лорда Байрона и Томаса Мура (Балтимор: издательство Университета Джонса Хопкинса, 2001).
  • Вейл, Джеффри В.: «Томас Мур в Ирландии и Америке: рост ума поэта», в: Романтизм 10.1 (2004), стр. 41–62.
  • Вейл, Джеффри В.: «Томас Мур: После битвы», в: Джулия М. Райт (редактор), The Blackwell Companion to Irish Literature , 2 тома (Нью-Йорк: Wiley-Blackwell, 2010), том. 1, стр. 310–25.
  • Вейл, Джеффри В. (редактор): Неопубликованные письма Томаса Мура , 2 тома (Лондон: Пикеринг и Чатто, 2013), ISBN   978-1-84893-074-2 .
  • Вейл, Джеффри В.: «Томас Мур», в: Джеральд Доу (ред.), Кембриджский компаньон ирландских поэтов (Кембридж: Cambridge University Press, 2017), стр. 61–73.
  • Уайт, Гарри: Сольный концерт Хранителя. История музыки и культуры в Ирландии 1770–1970 (Корк: Издательство Коркского университета, 1998), ISBN   1-85918-171-6 .
  • Уайт, Теренс де Вер : Том Мур: ирландский поэт (Лондон: Хэмиш Гамильтон, 1977).
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1e85bd3231797b2bf3bd766d59d5e1d5__1719378660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1e/d5/1e85bd3231797b2bf3bd766d59d5e1d5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Thomas Moore - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)