Пирс Ферритер
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2019 г. ) |
Ферритовая груша ( Ирландское произношение: [ˈpʲiəɾˠəsˠ fʲɛɾʲəˈtʲeːɾˠ] ; 1600? — 1653), или Пирс Ферритер , был ирландского клана главой и поэтом . Хотя Фейритеар наиболее известен своими многочисленными произведениями бардской поэзии на ирландском языке , он также является широко почитаемым народным героем на полуострове Дингл за его роль лидера зарождающейся Ирландской Конфедерации , которая привела к его казни без суда и следствия в Килларни в 1653 году за сопротивление. Кромвельское завоевание Ирландии .
Ранний период жизни
[ редактировать ]был последним вождем полностью гэльизированного нормандского клана Фериритеар и лордом Баллиферритера в Фериритеар Корка-Дуибне .
Фейритеар был арфистом, а также чрезвычайно искушенным многоязычным поэтом, говорящим на ирландском языке . Он был известен своей смесью плачей, восхвалений и сатиры в бардской традиции, а также сочинением любовных стихов с гораздо более широким европейским влиянием. [ 1 ] Его самое известное произведение « Leig díot t'airm, a mhacoimh mná» («Отложи руки, дева») представляет собой стихотворение о красивой женщине. Считается, что он, возможно, писал стихи на английском языке, но ничего из этого не сохранилось. [ нужна ссылка ] Некоторые критики утверждают, что его ирландская поэзия демонстрирует влияние английских елизаветинцев . [ нужна ссылка ]
Воин
[ редактировать ]Лидер во время войн Конфедерации Ирландии, Фериритеар был ранен во время нападения Оливера Кромвеля на Круглоголовых цитадель Фериритеар, клана замок Трали, в 1641 году. Фериритеар и его члены клана удерживали замок до падения замка Росс в Килларни под ударом кромвельцев. в июне 1653 года. Получив безопасный проход от кромвельского командира бригадного генерала Нельсона, Феритеар отправился согласовывать условия капитуляции. Вместо этого он был схвачен в Каслмейне и повешен вместе с другими, в том числе со своим зятем, - доминиканцем монахом Тадгом О Мюрхартайом из Кнокана-на-Кайораха в Килларни 15 октября 1653 года. [ 2 ]
Наследие
[ редактировать ]Пиарас Фейритеар остается народным героем ирландоязычных жителей полуострова Дингл , особенно в его родном Ард-на-Кейтне , где до сих пор можно увидеть руины замка его семьи, а его поэзия до сих пор живет как устная литература . [ 2 ]
В 1926 году Дэниел Коркери рассказал, что казнь Пиараса Фейритеара в 1653 году помогла зародить традицию Айслинг в ирландской поэзии , в которой спирбеан ( красивая и царственная женщина из потустороннего мира , символизирующая Ирландию) оплакивает свое состояние и, в более поздних версиях, пророчествует. лучшее будущее. [ 3 ] В 1653 году анонимный граф Керри Бард сочинил в стихах плач по поводу смерти Фейритеара. Плач, который начинается со слов Do chonnac aisling are maidin an lar ghil («Утром яркого дня я увидел видение»). В видении была дохристианская богиня Эрин, оплакивающая смерть человека, свергнувшего сотни людей. [ 4 ]
В книге «Западный остров» Робин Флауэр рассказывает историю, рассказанную Шончаем Томасом О Криомхтайном , который утверждал, что у Пиараса была цитадель на острове Грейт-Бласкет , которую он использовал, чтобы уклоняться от англичан.
В 1934 году Падрайг О Дуиннин отредактировал книгу под названием Dánta Piarais Féiréteir: maille le pre-ráhd и заметки , которые содержали 23 сохранившихся стихотворения Пиараса. В книге О Дуиннин посвящает главу влиянию поэзии и жизни Фейритеара на фольклор региона.
В 2001 году ирландский поэт и писатель из Мюнстера Майре Мак ан Саой опубликовал отмеченный наградами роман «A Bhean Óg Ón…» об отношениях Пиараса и Мэг Рассел, для которой он написал большую часть своих любовных стихов на ирландском языке .
Существует памятник Пиарасу Фериритеару и трем другим поэтам Керри периода раннего Нового времени, Сеафрайду О Доннчадхе ан Глеанне , [ 5 ] Аодхаган О Ратай и Эоган Руа О Суиллабхайн в виде скульптуры спирбхеана ( женщины мечты, символа Ирландии) с вырезанными на ней именами всех четырех поэтов в городе Килларни.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Колум, Падрайк . Сокровищница ирландского фольклора. Килкенни Пресс, Нью-Йорк, 1989.
- ^ Jump up to: а б «ФЕРИТЕАР, Пиарас (ок. 1600–1653)» . имя.т.е.
- ^ Дэниел Коркери (1926), Скрытая Ирландия: исследование гэльского Мюнстера в восемнадцатом веке , страницы 126-129.
- ^ Дэниел Коркери (1926), Скрытая Ирландия: исследование гэльского Мюнстера в восемнадцатом веке , страницы 128-129.
- ^ Словарь ирландской биографии https://www.dib.ie/index.php/biography/o-donnchadha-ghleanna-seafraidh-odonoghue-glens-geoffrey-a6348
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Музыкальные инструменты в Ирландии 9-14 веков: обзор органологических данных , Энн Бакли , стр. 13–57, Irish Musical Studies i , Blackrock, графство Дублин , 1990.
- Музыка и музыканты в средневековом ирландском обществе , Энн Бакли , стр. 165–190, Early Music xxviii, № 2, май 2000 г.
- Музыка в доисторической и средневековой Ирландии , Энн Бакли , стр. 744–813, в «Новой истории Ирландии» , том первый, Оксфорд, 2005 г.
См. также
[ редактировать ]- Аоган О Раталле
- Дайви О Брюадер
- Катал Буи Мак Джолла Гунна
- Питер О Дуарнин
- Джеймс Далл МакКварта
- Артур Мак Куаги
- Джон Клэр Макдональд
- Эоган Руа О Суиллабхайн