Колман из Клойна
Святой Колман из Клойна | |
---|---|
![]() Витраж Кольмана в Бюттеванте , созданный Franz Mayer & Co. в 1886 году. | |
Рожденный | 15 октября 522 г. Мюнстер |
Умер | 24 ноября 600 | (78 лет)
Почитается в | Римский католицизм Православная Церковь |
Главный храм | |
Праздник | 24 ноября |
Покровительство | Покровитель Клойнской епархии и ее собора в Кобе. |
Колман из Клойна (530–606), также Кольман мак Ленин , был монахом, основателем и покровителем Клуэйна Уамы, ныне Клойна , графство Корк , Ирландия, и одним из первых известных ирландских поэтов, писавших на народном языке. [ 1 ]
Источники
[ редактировать ]ни одного агиографического жития Известно, что для Колмана не было написано , но различные аспекты его жизни представлены в различных типах источников, таких как ирландские анналы , генеалогии и мартирологи. Ранняя история происхождения, известная как Коналл Корк и Корко Лойгде , которая сохранилась только как часть ирландского генеалогического трактата в MS Laud 610, включает несколько кратких заметок о святом. Этот текст, вероятно, был написан при основании Кольмана в Клойне, и, хотя его невозможно точно датировать, его приблизительная дата составляет ок . Было предложено 700 или ранее. [ 2 ]
Фон
[ редактировать ]Ирландские генеалогии в целом согласны с тем, что у Колмана был отец по имени Ленин. Через своего отца Колман, по-видимому, происходил от Ротриге , малоизвестного народа, известного в других местах как подданный Деиси Мюнстера . [ 3 ] Однако ирландские генеалогии в некоторой степени связывают родословную Колмана с Эоганахтой , ведущей правящей династией Мюнстера. Один ранний элемент генеалогической информации, который конкретно идентифицирует Мак Ленини и Мак Дуинич как ответвления Ротриге (хотя и не называет Колмана), достигает этого, делая их одноименного прародителя Эохайда Ротана сыном предка Эоганахта Муга Нуадата . [ 3 ] Позже генеалогии святого прослеживают родословную Колмана от Муга Нуадата на протяжении семи поколений. [ 3 ] Это выдающееся положение, отведенное Эоганахте в генеалогиях, можно рассматривать в свете монашеской карьеры Колмана и положения Клойна после его смерти (см. Ниже).
Текст «Коналл Корк и Корко Лойгде» включает краткую триаду, в которой Кольман назван одним из трех «бывших мирян» ( athláich ) Ирландии, наряду с Энной Аранской и Мошаммаком из Инис Селтры (хотя он также добавляет четвертого , епископ Эрк в Слане Маг Брега). [ 4 ] Использование здесь слова atláech предполагает, что Колман стал священнослужителем в несколько более позднем возрасте, чем это было обычно в то время. [ 5 ] [ 6 ] Более поздняя традиция утверждает, что именно святой из Коннахта Брендан Клонфертский наконец убедил его сделать это. [ 6 ]
Клойн
[ редактировать ]Колмана помнят как основателя монастыря в Клуайн-Уама, ныне Клойн (графство Корк, Ирландия), в Мюнстере, который находился в королевстве Уи- Лиатайн и Уи-Мейк-Кайль, септе первого. [ 7 ] Легенда о происхождении Коналла Корка и Корко Лойгде утверждает, что землю для фундамента дал не местный король, а Койрпре (Кром) мак Кримтайнн (ум. ок . 580), который был королем Мюнстера из Эоганахта Глендамнаха : [ 8 ]
- Именно Койрпре мак Кримтайнн отдал Клойна Богу и Колману мак Колкону, которого также зовут Мак Ленен, Эйред Кехтрейдж и Селл Найл. По этой причине они [Эоганахт Глендамнах] имеют право на светское правление. [ 3 ]
Aired Cechtraige был идентифицирован как более поздний приход Эрри в баронстве Миддлтрет , а Cell Náile как приход Килленауле в баронстве Арда , оба в епархии Кашел. [ 3 ]
В том же тексте упоминаются конфликты Кольмана с другими правителями. Говорят, что Колман и его братья одно время были изгнаны из Маэталаха Маэлем Умаем, сыном брата Койрпре Фиахны Ончинд; по этой причине его потомки были навсегда исключены из королевского правления. [ 3 ] [ 9 ] Ранее в тексте также говорится, что Кольман произнес проклятие ( maledictio ), которое разрушило стены города Ресс или Рессад . [ 4 ] По словам Пола МакКоттера, Ress(ad), похоже, является «архаичным названием Uí Chairpre или одного из его подразделений». [ 10 ] Уи Карпре - видный септ Уи Фидженти в Ко. Лимерик.
Клойн, похоже, был его первым поселением. Собор и круглая башня расположены на известняковом возвышении посреди долины, в окружении пышных лугов. В скале находится пещера, простирающаяся различными ответвлениями под землей на большое расстояние, от которой город и получил свое название. Предполагается, что здесь Колман поселился в качестве безопасного места, а остатки его примитивного ораторского искусства, известного как Часовня Колмана, все еще можно было увидеть в 1813 году. Считается также, что Колман основал монастырь на территории, которая впоследствии стала аббатством Киллага в Графство Керри . [ 11 ]
Дальнейшие подробности его жизни письменно не задокументированы, но связь с его именем многих мест в графствах Корк и Лимерик по сей день доказывает реальность его трудов. В «Триадах» десятого века Клойн описывается как важная юридическая школа.
Поэт
[ редактировать ]Ему приписывали необычайные поэтические способности, и современники называли его «королевским поэтом Мюнстера». Некоторые из его ирландских стихов сохранились до сих пор, в частности, метрический панегирик святому Брендану . метрическое житие святого Сенана Колган упоминает написанное им .
Неясно, был ли он воспитан как христианин, но точно известно, что он получил образование и стал бардом или напильником , что требовало специального образования - (для достижения высшего уровня напильника требовалось 12 лет обучения .) Как член класса фили , он прикрепился к двору Кашела , где оставался примерно до 48 лет. что в 570 году он и Брендан Клонфертский Говорят , уладили спор между соперниками на троне Кашела, и Аод Каомх был признан королем - первым христианским королем Кашела. Король был поставлен Бренданом. Во время коронации Колман и некоторые другие обнаружили потерянную святыню Эйлбхе из Эмли. Брендан сказал, что неправильно, чтобы руки, державшие эту священную реликвию, впредь осквернялись, поэтому сын Лейнина предложил себя Богу. Брендан благословил его и дал ему имя Колман, что является уменьшительным от имени Колм. Гэльское слово colm соответствует латинскому columba ( голубь).
Затем Колман пошел в школу Святого Ярлейта Туамского , и после учебы он в следующий раз упоминается как проповедующий языческому населению на востоке графства Корк. Его описывают как «религиозного и святого пресвитера, впоследствии ставшего знаменитым епископом». Принц Деиз из нынешнего графства Уотерфорд подарил Колману своего ребенка для крещения. Колман крестил его Декланом и призвал родителей дать ему хорошее образование в вере. Этим ребенком стал Деклан Ардморский .
Колман получил церкви в Эрри и Килленауле (в 4 и 10 милях от Кашела соответственно) от Коирпре Кромм мак Кримтайна , короля Мюнстера (Кашел), а также земли в Клойне, графство Корк. Вполне возможно, что земли в Клойне (Клуэйн-Уама, лужайка у пещеры) были завоеванными землями и, чтобы предотвратить возможность повторного завоевания, были отданы церкви. Поместье Клойн было большим и содержало одни из лучших земель в этом районе.
После смерти короля (ок. 580 г.) Колман каким-то образом оказался вовлеченным во фракционную борьбу между потомками Койрпре, в которой некоторые из них преследовали его, в то время как другие, предки более поздней доминирующей линии, защищали его.
Сохранившийся стих
[ редактировать ]Его сохранившиеся стихи датируются периодом 565 и 604 годов и являются одними из самых ранних примеров ирландского письма, написанного латинским алфавитом. [ 12 ] Принято считать, что он сочинил Luin oc laib , стихотворение, восхваляющее Домнала мак Мюрхертайга (ум. 566?), короля Тары. [ 13 ] и еще одно стихотворение о смерти Аеда Слейна (ум. 604), короля Уи Нейла. Последнее стихотворение не сохранилось полностью. [ 1 ]
Почитание
[ редактировать ]Он умер 24 ноября (его следующий праздник), около 600 г., и его вероятным местом захоронения является Клойн, где он, возможно, оставил существующую школу поэзии. Календари единодушно датируют его смерть 24 ноября, ныне его праздником. Святой покровитель Клойнской епархии и ее собора в Кобе.
В тот же день почитается и другой Колман, как записано Энгусом в его «Фелире»: – Мак Ленине, самый превосходный С Колманом из Дут-Шюйляна. Колман жил в то время, о котором у нас очень мало письменной истории. Полученное изображение Колмана Мак-Лейнина пришло к нам из «Житий» девятнадцатого и двадцатого веков.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Джонстон, «Мюнстер, святые (действия ок . 450–700 гг.)».
- ^ Ó Коррен, «Создание прошлого»; Чарльз-Эдвардс, Раннехристианская Ирландия , стр. 522-3
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Коррен, «Создавая прошлое»
- ^ Перейти обратно: а б Коналл Корк и Корко Лойгде , тр. Халл, с. 900.
- ^ Куин, Е.Г.; и др., ред. (2007) [1913–1975]. «атлаех». Словарь ирландского языка, основанный преимущественно на древнеирландских и среднеирландских материалах . Дублин: РИА . Письмо А, графа 458.
- ^ Перейти обратно: а б Буссе, «Кольман мак Ленени»
- ^ Чарльз-Эдвардс, Раннехристианская Ирландия , с. 536, примечание 45 и 547–8.
- ↑ Эоганахт Глендамнах был ветвью, заявлявшей о своем происхождении от Над Фройха , как и Эоганахт из Кашеля и Эоганахт Айне.
- ^ Коналл Корк и Корко Лойгде , тр. Халл, с. 903.
- ^ Маккоттер, Средневековая Ирландия , с. 185.
- ^ Джеймс Кармоди, «Аббатство Киллага, приход Килколеман, графство Керри», Журнал Королевского общества антикваров Ирландии , пятая серия, том. 36, № 3, 285
- ^ Валлийский, Оксфордский краткий справочник по ирландской литературе
- ^ «Три старых ирландских акцентных стихотворения», Джеймс Карни в журнале Ériu Journal, Vol. 22 (1971), с. 64+
Ссылки
[ редактировать ]Вторичные источники
[ редактировать ]- Джонстон, Эльва. « Мюнстер, святые (действ. ок . 450–700 гг .) ». Оксфордский национальный биографический словарь . Oxford University Press, сентябрь 2004 г., онлайн-издание, май 2008 г. По состоянию на 14 декабря 2008 г.
- О Коррен, Д. «Создание прошлого: ранняя ирландская генеалогическая традиция» .
- Уэлш, Роберт (1996). Оксфордский краткий справочник по ирландской литературе . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-280080-9 .
Герберманн, Чарльз, изд. (1913). «Сент-Колман Мак-Ленин» . Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- Чарльз-Эдвардс, ТМ (2000). Раннехристианская Ирландия . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Буссе, ЧП (2006). «Колман Мак Ленени». В Кохе, Джон Т. (ред.). Кельтская культура: Историческая энциклопедия . Санта-Барбара, Денвер и Оксфорд: ABC-CLIO . п. 467.
Первоисточники
[ редактировать ]- Коналл Корк и Корку Лойгде (Генеалогии Лауда), изд. Куно Мейер (1910). «Коналл Корк и Корко Луигде. Из Лауда 610, лист 98а». Анекдот из ирландских рукописей . Том. 3. Дублин. стр. 57–63.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: location missing publisher (link); tr. Вернам Халл (1947). «Коналл Корк и Корко Луигде». Труды Ассоциации современного языка . 62 (4): 887–909. дои : 10.2307/459137 . JSTOR 459137 . - Кенгус из Таллахта (1905). Стоукс, Уитли (ред.). Мартиролог Оэнгуса Калди . Общество Генри Брэдшоу. Том. 29. Лондон.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Турнейсен, Р. (1933). «Колман мак Ленени и Сенчан Торпеист». ЗКП . 19 : 193–209.
- Маккоттер, Пол (1994). Колман из Клойна: исследование . Дублин: Four Court Press.