Хуруфизм
Часть серии о Шиитский ислам |
---|
Портал шиитского ислама |
Часть серии об Исламе. суфизм |
---|
Исламский портал |
Хуруфизм [1] ( араб . حُرُوفِيَّة ḥurūfiyyah , персидский : حُروفیان horūfiyān ) — суфийское движение, основанное на мистицизме букв ( хуруф ), [2] который зародился в Астрабаде и распространился на территории западного Ирана ( Персии ) и Анатолии в конце 14 — начале 15 веков.
Фундамент
[ редактировать ]Основателем и духовным главой движения хуруфитов был Фазлаллах Астарабади (1340–94). Он родился в Астрабаде (ныне Горган был сильно увлечен суфизмом и учениями Мансура аль-Халладжа и Руми , Иран) и в раннем возрасте . В середине 1370-х годов Фазлаллах начал распространять свое учение по всему Ирану и Азербайджану . Живя в Тебризе , Фазлаллах приобрел элиту при дворе Джалаиридского султаната . В то время Фазлаллах все еще находился в русле суфийской традиции . Позже он перешел к более эзотерической духовности и, не сумев обратить Тимура в свою веру , был казнен в 1394 году возле башни Алинджа в Нахчыване сыном правителя Мираном Шахом . Крупное восстание Хуруфитов было подавлено, но народное движение просуществовало еще около десяти лет в различных обличиях. [3]
Величайшим произведением Фазлаллаха была « Джавданнаме-йе Кабир» («Великая книга вечности»), вероятно, написанная в Баку до его ареста, которая сохранилась благодаря распространению благодаря копиям, сделанным его дочерью Махдумзаде. Он во многом сохранился в массовой культуре благодаря его использованию дервишами ордена Бекташи . [3] [ нужен лучший источник ]
Часть серии об Исламе. Исмаилизм |
---|
Исламский портал |
Ключевые элементы
[ редактировать ]По мнению Фазлаллаха, ключ к открытию седьмой запечатанной книги, Корана , представляет собой каббалистическую систему букв , изложенную более поздними хуруфитами в « Хидаят намах» , «Джавидане» и в « Махрам намах» . Вселенная . вечна и движется путем вращения Божественный облик нетленен и проявляется в Человеке, лучшей из форм, зухур кибрия . Бог воплощен в каждом атоме . Хуруфиты считали Фазлаллаха Астарабади проявлением силы Бога после Адама , Моисея и Мухаммеда . Бог также воплощен в словах и 28 буквах арабского алфавита , а 32 буквы персидского алфавита являются основой любви и красоты в мире. [ нужны разъяснения ] Семь – ключевое число, соответствующее благородным частям лица, аятам Аль-Фатихи и устному исповеданию веры. Человек – это высшая копия божественного и ключ к хакика . [ нужна ссылка ]
Согласно « Кембриджской истории Ирана » Р. Н. Фрая , хуруфизм был выражением исмаилизма в его мистической идентификации человеческой фигуры, но отличался признанием хакика в сущности букв, а не в личности имама . [4]
Влияние
[ редактировать ]Часть серии о шиитском исламе. |
Двенадцатилетний шиизм |
---|
Портал шиитского ислама |
После смерти Фазлаллаха его идеи получили дальнейшее развитие и пропаганду Имадеддином Насими и « некоторыми проклятыми, не имеющими никакого значения » в Азербайджане и Сейидом Ишагом в Турции. Поэт Имададдин Насими (?–1417) и другие хуруфиты подчиняют каббалистические тенденции мистическим концепциям суфизма, в частности Мансура Аль-Халладжа, который оказал еще одно большое влияние на Имададдина Насими. [ нужна ссылка ]
Через поэзию Насими идеи Хуруфита в разной степени повлияли на таких людей, как Ниязи-и Мисри , Фузули , Хабиби, Исмаил I и Рушани . Орден Бекташи, который до сих пор действует в Анатолии и на Балканах , был хранилищем учений и писаний Хуруфи. Один из личных учеников Фазлаллаха, Рафи, эмигрировал на Балканы. Он передал центральный тезис хуруфизма о том, что мощности арабского и персидского алфавитов соответственно перечисляют все типы формы и звука по осям симметрии. Восстание хуруфитов в Хорватии было подавлено монголами, что послужило причиной исхода хуруфитов на Балканы. Рукописи Бекташи показывают почти 500 лет существования хуруфизма на Балканах, пик которого пришелся на 1700-е годы. Другие суфийские ордена, такие как Кадирийя и Накшбанди , внесли свой вклад в сбор, поиск и перевод рукописей Хуруфи. [ нужна ссылка ]
Рукописи Хуруфи
[ редактировать ]С Балкан большое количество записей было записано на территории современной Албании, но связь между бекташизмом и хуруфизмом подтверждается греческими транскрипциями. В общей сложности многие существующие сегодня рукописи Хуруфи хранились в библиотеках лож Бекташи. [5] в том числе Фадлаллаха Яздани «Чавидан-нама» , [6] [7] Хакикат-Нама Шейха Сафи, Махшар-Нама Алиуль-Аля , [8] Истива-Наме Амира Гиясад-Дина , [9] Ахират-нама Фриште Огу и некоторые другие книги, написанные по «богословии Хуруфи», как Ашик-нама , Хидайат-нама , Мукаддама-ил-Хакайык , Мухарам-нама-и-Сайид Ишак , нихат-нама , Турама , майтама 'Уль-Гайб , Тухфат'ул-Ушак , Рисала-и Нокта , Рисале-и Хуруф , Рисала-и Фазл'ул-Лах и Рисала-и Виран Абдал . Хуруфийские термины и понятия пронизывают поэзию Бекташи. Гюль Баба представил обширный сборник идей Хуруфи в «Ключе к невидимому» .
В современной культуре
[ редактировать ]Часть серии о |
ислам |
---|
См. также
[ редактировать ]- Белые цифры
- Ахмед Лур
- арабский алфавит
- арабские цифры
- Кукольный
- «Некоторые проклятые, ничего не значащие» — фраза, использованная османским -суннитом ученым Ташкопрюзаде для описания хуруфитов в их попытке оказать влияние на султана Мехмеда II.
- Восточные арабские цифры
- Идеи отсчета и бред отсчета
- 'Ильм аль-Хуруф
- Исмаилизм
- Каббала — еврейское движение, находящее тайный смысл в еврейских буквах.
- Список вымерших шиитских сект
- Махмуд Пасихани
- Мурад Мирза
- Нуктави
- Группа одного измерения
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Алгар, Хамид . «ХОРУФИЗМ» . Энциклопедия Ираника . Проверено 26 апреля 2016 г.
- ^ Болле, Кес В. (1987). Тайна в религиях . Архив Брилла. п. 89. ИСБН 90-04-08342-1 .
- ^ Перейти обратно: а б «Хуруфизм» в Энциклопедии Ираника
- ^ Фрай, Ричард; Фишер, Уильям Бейн (1968). Кембриджская история Ирана . Издательство Кембриджского университета. п. 624. ИСБН 0-521-20094-6 .
- ^ Услуер, Фатих; Йылдиз, Фират (2010), «Хуруфизм среди албанских бекташи» (PDF) , Журнал международных социальных исследований , 3 (15): 268-280
- ^ «КАВИДАННАМЕ — Исламская энциклопедия TDV» . Исламская энциклопедия TDV .
- ^ «ФАЗЛУЛЛА-и ХУРУФИ - Исламская энциклопедия TDV» . Исламская энциклопедия TDV .
- ^ «АЛИ эль-А'ЛА - Исламская энциклопедия TDV» . Исламская энциклопедия TDV .
- ^ «ЭМОР ГИЯСЕДДИН - Исламская энциклопедия TDV» . Исламская энциклопедия TDV .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Энциклопедия Ираника, ХОРУФИЗМ
- Энциклопедия Ираника, ДЖАВДАН-НАМА, главный труд Фазл-Аллаха Астарабади.
- Энциклопедия Ираника, АСТАРАБАДЕ, ФАУЛАЛЛАХ (ум. 796/1394), основатель секты Хоруфи.
- Энциклопедия Ираника, АЛИ АЛ-АЛА (ум. 822/1419), также известный как Амир Сайед Али, главный преемник Фазлаллаха Астарабади.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Абдулбаки Гёлпинарлы (ред.), Каталог текстов хуруфизма, XII. Серия- Хр. 6а ТТК, 1989.
- Фазлулла Эстерабади, Кавиданнам; Перевод Дюрр-и Йетим, изд. Фатих Услуер, Стамбул, Издательство Кабальчи, 2012.
- Х.Т. Норрис «Наследие Хуруфи Фадлуллы из Астарабада», в «Наследии суфизма» , 2003. Оксфорд, «Единый мир».
- Шахзад Башир Фазлаллах Астарабади и Хуруфиты , Oneworld Publications (25 мая 2005 г.)
- Фатих Услуер, «Хуруфизм. Доктрина и ее влияние в персидской и османской литературе», EPHE-Париж, докторская диссертация, 2007 г.
- Фатих Услуер, «Хуруфилик», издательство Кабалджи, 2009 г.
- Фатих Услуер, «Текст и описание Misâlî'nin Miftâhu'l Gayb'ı», тюркские исследования, международное периодическое издание по языкам, литературе и истории турецкого или тюркского языков, том 2/2, весна, выпуск 2, www.turkishstudies. net, (ред. проф. д-р Гурер Гульсевин, д-р Мехмет Дурсун Эрдем), стр. 697–722.
- Фатих Услуер, «Некоторые заметки о текстах Хуруфи», Журнал исследований турецкого языка и литературы Университета Эге, № 13, январь/январь 2007 г.
- Фатих Услуер, «Ошибки, допущенные в комментариях к стихотворениям Несими», Турецкие исследования, Международное периодическое издание по языкам, литературе и истории турецкого или тюркского языков, Том 4/2, зима, 2009 г., Wayback Machine , стр. 1072–1091.
- Фатих Услуер, «Комментарий к книге Мир Фазили «Таксим-и Салят у Эвкат», журнал Hacı Bektaş Veli, том 50, стр. 145–222. Вейбэк-машина
- Рифки Мелул Мерич, ХРУФИЛИК, факультет языка, истории и географии, неопубликованная дипломная работа, Анкара, 1935 г.
- Фатих Услуер, «Хуруфи Шифрелери», Журнал тюркских исследований, том 33/II, стр. 201–219.
- Фатих Услуер, «Hurufilikte On İki İmam», тюркские исследования, международное периодическое издание по языкам, литературе и истории турецкого или тюркского языков, том 5/1, зима, сс. 1361–1389. [1]
- Фатих Услуер, «Хуруфизм среди албанских бекташи», Журнал международных социальных исследований, том III/15, сс. 268–280.
- Фатих Услуер, «Публикации Feyznâme-i Misâlî», журнал Hacı Bektaş Veli, том 56, стр. 299–323.
- Фатих Услуер, «Сонники в хуруфизме», Milli Folklore, Vol. 90, с. 134–146.
- Фатих Услуер, «Библейские темы chez les Houroufis», Ishraq, Vol. II, сс. 426–443.