Jump to content

Хуруфизм

(Перенаправлено с Хуруфии )

Хуруфизм [1] ( араб . حُرُوفِيَّة ḥurūfiyyah , персидский : حُروفیان horūfiyān ) — суфийское движение, основанное на мистицизме букв ( хуруф ), [2] который зародился в Астрабаде и распространился на территории западного Ирана ( Персии ) и Анатолии в конце 14 — начале 15 веков.

Фундамент

[ редактировать ]

Основателем и духовным главой движения хуруфитов был Фазлаллах Астарабади (1340–94). Он родился в Астрабаде (ныне Горган был сильно увлечен суфизмом и учениями Мансура аль-Халладжа и Руми , Иран) и в раннем возрасте . В середине 1370-х годов Фазлаллах начал распространять свое учение по всему Ирану и Азербайджану . Живя в Тебризе , Фазлаллах приобрел элиту при дворе Джалаиридского султаната . В то время Фазлаллах все еще находился в русле суфийской традиции . Позже он перешел к более эзотерической духовности и, не сумев обратить Тимура в свою веру , был казнен в 1394 году возле башни Алинджа в Нахчыване сыном правителя Мираном Шахом . Крупное восстание Хуруфитов было подавлено, но народное движение просуществовало еще около десяти лет в различных обличиях. [3]

Величайшим произведением Фазлаллаха была « Джавданнаме-йе Кабир» («Великая книга вечности»), вероятно, написанная в Баку до его ареста, которая сохранилась благодаря распространению благодаря копиям, сделанным его дочерью Махдумзаде. Он во многом сохранился в массовой культуре благодаря его использованию дервишами ордена Бекташи . [3] [ нужен лучший источник ]

Ключевые элементы

[ редактировать ]

По мнению Фазлаллаха, ключ к открытию седьмой запечатанной книги, Корана , представляет собой каббалистическую систему букв , изложенную более поздними хуруфитами в « Хидаят намах» , «Джавидане» и в « Махрам намах» . Вселенная . вечна и движется путем вращения Божественный облик нетленен и проявляется в Человеке, лучшей из форм, зухур кибрия . Бог воплощен в каждом атоме . Хуруфиты считали Фазлаллаха Астарабади проявлением силы Бога после Адама , Моисея и Мухаммеда . Бог также воплощен в словах и 28 буквах арабского алфавита , а 32 буквы персидского алфавита являются основой любви и красоты в мире. [ нужны разъяснения ] Семь – ключевое число, соответствующее благородным частям лица, аятам Аль-Фатихи и устному исповеданию веры. Человек – это высшая копия божественного и ключ к хакика . [ нужна ссылка ]

Согласно « Кембриджской истории Ирана » Р. Н. Фрая , хуруфизм был выражением исмаилизма в его мистической идентификации человеческой фигуры, но отличался признанием хакика в сущности букв, а не в личности имама . [4]

После смерти Фазлаллаха его идеи получили дальнейшее развитие и пропаганду Имадеддином Насими и « некоторыми проклятыми, не имеющими никакого значения » в Азербайджане и Сейидом Ишагом в Турции. Поэт Имададдин Насими (?–1417) и другие хуруфиты подчиняют каббалистические тенденции мистическим концепциям суфизма, в частности Мансура Аль-Халладжа, который оказал еще одно большое влияние на Имададдина Насими. [ нужна ссылка ]

Через поэзию Насими идеи Хуруфита в разной степени повлияли на таких людей, как Ниязи-и Мисри , Фузули , Хабиби, Исмаил I и Рушани . Орден Бекташи, который до сих пор действует в Анатолии и на Балканах , был хранилищем учений и писаний Хуруфи. Один из личных учеников Фазлаллаха, Рафи, эмигрировал на Балканы. Он передал центральный тезис хуруфизма о том, что мощности арабского и персидского алфавитов соответственно перечисляют все типы формы и звука по осям симметрии. Восстание хуруфитов в Хорватии было подавлено монголами, что послужило причиной исхода хуруфитов на Балканы. Рукописи Бекташи показывают почти 500 лет существования хуруфизма на Балканах, пик которого пришелся на 1700-е годы. Другие суфийские ордена, такие как Кадирийя и Накшбанди , внесли свой вклад в сбор, поиск и перевод рукописей Хуруфи. [ нужна ссылка ]

Рукописи Хуруфи

[ редактировать ]

С Балкан большое количество записей было записано на территории современной Албании, но связь между бекташизмом и хуруфизмом подтверждается греческими транскрипциями. В общей сложности многие существующие сегодня рукописи Хуруфи хранились в библиотеках лож Бекташи. [5] в том числе Фадлаллаха Яздани «Чавидан-нама» , [6] [7] Хакикат-Нама Шейха Сафи, Махшар-Нама Алиуль-Аля , [8] Истива-Наме Амира Гиясад-Дина , [9] Ахират-нама Фриште Огу и некоторые другие книги, написанные по «богословии Хуруфи», как Ашик-нама , Хидайат-нама , Мукаддама-ил-Хакайык , Мухарам-нама-и-Сайид Ишак , нихат-нама , Турама , майтама 'Уль-Гайб , Тухфат'ул-Ушак , Рисала-и Нокта , Рисале-и Хуруф , Рисала-и Фазл'ул-Лах и Рисала-и Виран Абдал . Хуруфийские термины и понятия пронизывают поэзию Бекташи. Гюль Баба представил обширный сборник идей Хуруфи в «Ключе к невидимому» .

В современной культуре

[ редактировать ]
  • Сцены казни Фазлаллаха и жестокого избиения Насими в Алеппо появляются в фильме «Насими» (1973), снятом в Азербайджанской ССР.
  • Хуруфизм играет роль в романе турецкого писателя Орхана Памука « Черная книга» .
  • Хуруфизм также играет роль в Яна Макдональда футуристическом романе «Дом дервишей» .
  • См. также

    [ редактировать ]
    1. ^ Алгар, Хамид . «ХОРУФИЗМ» . Энциклопедия Ираника . Проверено 26 апреля 2016 г.
    2. ^ Болле, Кес В. (1987). Тайна в религиях . Архив Брилла. п. 89. ИСБН  90-04-08342-1 .
    3. ^ Перейти обратно: а б «Хуруфизм» в Энциклопедии Ираника
    4. ^ Фрай, Ричард; Фишер, Уильям Бейн (1968). Кембриджская история Ирана . Издательство Кембриджского университета. п. 624. ИСБН  0-521-20094-6 .
    5. ^ Услуер, Фатих; Йылдиз, Фират (2010), «Хуруфизм среди албанских бекташи» (PDF) , Журнал международных социальных исследований , 3 (15): 268-280
    6. ^ «КАВИДАННАМЕ — Исламская энциклопедия TDV» . Исламская энциклопедия TDV .
    7. ^ «ФАЗЛУЛЛА-и ХУРУФИ - Исламская энциклопедия TDV» . Исламская энциклопедия TDV .
    8. ^ «АЛИ эль-А'ЛА - Исламская энциклопедия TDV» . Исламская энциклопедия TDV .
    9. ^ «ЭМОР ГИЯСЕДДИН - Исламская энциклопедия TDV» . Исламская энциклопедия TDV .
    [ редактировать ]

    Дальнейшее чтение

    [ редактировать ]
    • Абдулбаки Гёлпинарлы (ред.), Каталог текстов хуруфизма, XII. Серия- Хр. 6а ТТК, 1989.
    • Фазлулла Эстерабади, Кавиданнам; Перевод Дюрр-и Йетим, изд. Фатих Услуер, Стамбул, Издательство Кабальчи, 2012.
    • Х.Т. Норрис «Наследие Хуруфи Фадлуллы из Астарабада», в «Наследии суфизма» , 2003. Оксфорд, «Единый мир».
    • Шахзад Башир Фазлаллах Астарабади и Хуруфиты , Oneworld Publications (25 мая 2005 г.)
    • Фатих Услуер, «Хуруфизм. Доктрина и ее влияние в персидской и османской литературе», EPHE-Париж, докторская диссертация, 2007 г.
    • Фатих Услуер, «Хуруфилик», издательство Кабалджи, 2009 г.
    • Фатих Услуер, «Текст и описание Misâlî'nin Miftâhu'l Gayb'ı», тюркские исследования, международное периодическое издание по языкам, литературе и истории турецкого или тюркского языков, том 2/2, весна, выпуск 2, www.turkishstudies. net, (ред. проф. д-р Гурер Гульсевин, д-р Мехмет Дурсун Эрдем), стр. 697–722.
    • Фатих Услуер, «Некоторые заметки о текстах Хуруфи», Журнал исследований турецкого языка и литературы Университета Эге, № 13, январь/январь 2007 г.
    • Фатих Услуер, «Ошибки, допущенные в комментариях к стихотворениям Несими», Турецкие исследования, Международное периодическое издание по языкам, литературе и истории турецкого или тюркского языков, Том 4/2, зима, 2009 г., Wayback Machine , стр. 1072–1091.
    • Фатих Услуер, «Комментарий к книге Мир Фазили «Таксим-и Салят у Эвкат», журнал Hacı Bektaş Veli, том 50, стр. 145–222. Вейбэк-машина
    • Рифки Мелул Мерич, ХРУФИЛИК, факультет языка, истории и географии, неопубликованная дипломная работа, Анкара, 1935 г.
    • Фатих Услуер, «Хуруфи Шифрелери», Журнал тюркских исследований, том 33/II, стр. 201–219.
    • Фатих Услуер, «Hurufilikte On İki İmam», тюркские исследования, международное периодическое издание по языкам, литературе и истории турецкого или тюркского языков, том 5/1, зима, сс. 1361–1389. [1]
    • Фатих Услуер, «Хуруфизм среди албанских бекташи», Журнал международных социальных исследований, том III/15, сс. 268–280.
    • Фатих Услуер, «Публикации Feyznâme-i Misâlî», журнал Hacı Bektaş Veli, том 56, стр. 299–323.
    • Фатих Услуер, «Сонники в хуруфизме», Milli Folklore, Vol. 90, с. 134–146.
    • Фатих Услуер, «Библейские темы chez les Houroufis», Ishraq, Vol. II, сс. 426–443.
    Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
    Arc.Ask3.Ru
    Номер скриншота №: a0b2d77c99e24e111dbacd9ce82d3db2__1722299160
    URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a0/b2/a0b2d77c99e24e111dbacd9ce82d3db2.html
    Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
    Hurufism - Wikipedia
    Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)