Аль-Савад аль-Азам
Аль-Радд ала Ашаб аль-Хава [ 1 ] ( араб .: Ответ тем, у кого есть желания , букв. «Опровержение тех, кто придерживается еретических взглядов»), более известный как аль-Савад аль-А'зам 'ала Мадхаб аль-Имам аль-А'зам Аби Ханифа ( араб .: Величайший Месса по учению величайшего имама Абу Ханифы , Подавляющее большинство людей, которые следуют учению величайшего имама Абу Ханифы ), — книга, написанная аль-Хакимом аль-Самарканди и считается старейшим богословским трудом в соответствии с школой Матуридитов после «Китаб ат-Таухид» («Книга единобожия») Абу Мансура аль-Матуриди . [ Примечание 1 ]
Содержание
[ редактировать ]Часть серии о |
Матуридизм |
---|
![]() |
Фон |
В нем аль-Хаким ас-Самарканди разработал шестьдесят два вероисповедных утверждения и заявляет, что несоблюдение их означает, что человека нельзя считать среди большинства мусульман (ас-Савад аль-Азам), и эту идею он основано на хадисе , содержащем ас-Савад аль-Азам (подавляющее большинство). [ Примечание 2 ]
Этот текст представляет собой особенно важную работу в развитии богословия Ханафи -Матуриди, поскольку он пытается достоверно представить богословские убеждения Абу Ханифы через два столетия после его смерти персидской / среднеазиатской аудитории, которая тогда боролась с подъемом мутазилитов. мысли . Текст был широко распространен на протяжении столетий после его написания, как в оригинальном арабском , так и в персидском переводе, а также в более позднем турецком переводе в эпоху Османской империи. [ 3 ]
Аль-Савад аль-Азам был заказан в начале десятого века Исмаилом б. Ахмада (годы правления 279/892–295/907), настоящего основателя государства Саманидов в Трансоксиане и Хорасане , чтобы определить параметры суннитской « ортодоксии», которую Саманиды стремились поддерживать. Резкий по стилю и авторитарный по тону, аль-Савад аль-Азам, по сути, представлял собой ханафитский катехизис, состоящий из ответов на большое количество доктринальных вопросов. Как и «Тафсир ат-Табари» , он был переведен анонимно, что указывает на то, что его содержание не было привязано к какой-либо индивидуальной авторской точке зрения, а скорее отражало коллективную позицию ханафитских богословов Трансоксианы.
Согласно введению, целью ас-Савада ал-Азама было противодействие росту сектантства в царстве Саманидов путем четкого изложения консенсуса богословов Центральной Азии относительно конкретных пунктов ханафитской доктрины. При этом он осудил верования групп, которые считал еретическими. В их число входили не только обычные исмаилиты , но также мутазилиты , хариджиты , мурджииты , джабариты , кадариты и каррамиты . [ 4 ]
Влияние и популярность
[ редактировать ]Китаб ас-Савад аль-Азам («Книга великих месс») закрепила ханафизм в Трансоксиане во время правления влиятельных Саманидов . В результате принятия и влияния этого утверждения веры тюркские племена к северу от Трансоксианы были обращены в ханафизм, включая турок-огузов , которые в конечном итоге стали великими сельджукскими правителями Ирана , Ирака , Сирии и Анатолии в 11-м веке. до 13 века. [ 5 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Согласно Айюбу Палмеру в его книге («Святость и авторитет в раннем исламе»): аль-Савад аль-Азам не проявляет никаких признаков влияния аль-Матуриди. Здесь не упоминается хикма как всеобъемлющий принцип, и ас-Савад аль-Азам не соответствует новой структуре вероучения, которую вводит аль-Матуриди и которая проводит различие между илахийат (пунктами доктрины о божественности) и нубувват (доктринами, касающимися божественности). пророчество). Если бы ас-Савад аль-Азам действительно был частью школы аль-Матуриди, он наверняка включал бы в себя хотя бы некоторые из этих элементов. Наконец, дата авторства ас-Савада аль-Азама, предложенная Левинштейном, делает более вероятным, что он был написан либо раньше, либо почти в то же время, что и «Китаб ат-Таухид» аль-Матуриди. Кажется, что мотивация поставить ас-Савада аль-Азама после Китаб ат-Таухида может быть связана с тем, что дата смерти аль-Хакима ас-Самарканди приходится на дату смерти аль-Матуриди; однако даты смерти, как известно, трудно доказать точно, особенно когда речь идет о современниках или близких современниках в этот период времени. [ 2 ]
- ^ Многочисленные повествования этого хадиса встречаются в сборниках Абу Дауда , ат-Тирмизи , Ибн Маджи , аль-Хакима Нишапури , Ахмада ибн Ханбала и других: они различаются по степени сахиха , хасана или даифа , но хадис учредил. Среди тех, кто подтвердил подлинность этого хадиса, — ат-Тирмизи, аль-Хаким, ас-Шатиби, ад-Захаби , Ибн Касир , Ибн Хаджар и аль-Ираки . В большинстве повествований упоминается разделение евреев и христиан на семьдесят одну или семьдесят две секты, все из которых находятся в огне, кроме одной, прежде чем упоминается о еще большем разделении мусульман. В некоторых повествованиях Мухаммед описывает Секту Спасённых по-разному: «Джамаат (сообщество, община, основная часть)», «ас-Савад аль-Азам (самая большая организация)» и «то, что следует за тем, что я и мои спутники уже здесь». Хадис не означает, что большинство мусульман окажутся в аду, поскольку большинство из них («массы») не участвуют в преднамеренных, вызывающих разногласия инновациях; более того, упоминание об Огне не обязательно означает, что семьдесят две секты останутся там навсегда или что эти секты являются неверующими.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Карл Брокельманн (2017). Приложение «История арабской письменной традиции», Том 1 . Издательство «Брилл» . п. 296. ИСБН 9789004334625 .
- ^ Айюб Палмер (2019). Святость и власть в раннем исламе: теория вилаи Аль-Хакима ат-Тирмизи и новый взгляд на суннитский халифат . Издательство «Брилл» . стр. 115–116. ISBN 9789004416550 .
- ^ «Критическое издание ас-Савад аль-Азама» . Дарул Касим.
- ^ Роберт Хилленбранд ; САУ «Павлин» ; Фируза Абдуллаева (2013). Фирдоуси, Монголы и история Ирана: искусство, литература и культура от раннего ислама до Каджарской Персии . Издательство Блумсбери . п. 35. ISBN 9781786734655 .
- ^ Ченап Чакмак (2017). Ислам: Всемирная энциклопедия [4 тома] . АВС-КЛИО . п. 566. ИСБН 9781610692175 .