Jump to content

Муса Бигиев

Муса Бигеев
Моисей – сосед Бога
Муса Бигеев, 1910-е гг.
Муса Бигеев, 1910-е гг.
Рожденный 1870/1875
Novocherkassk , Russian Empire
Умер 28 октября 1949 г. (73–79 лет)
Каир , Египет
Занятие Философ, теолог, публицист
Национальность татарский
Литературное движение джадидизм

Муса Джарулла Бигиев (иногда известный как Лютер ислама ) (род . ок. 1870 – ок. 1875 г.) [1] [2] in Novocherkassk , [3] Российская империя — 28 октября 1949, Каир , Египет) — татарин- ханафит Матуриди. [4] [5] учёный, теолог-философ, публицист и один из лидеров джадидского движения . Получив образование в Казани , Бухаре , Стамбуле и Каире , он стал политическим активистом Иттифака политической организации мусульман России. Он также преподавал в Оренбурге , писал публицистические тексты и переводил на татарский язык классические произведения . Эмигрировав из Советского Союза , он путешествовал по Европе, Ближнему и Дальнему Востоку, одновременно писал и публиковался.

Варианты именования

[ редактировать ]

На современном татарском имя Бигиева пишется как Бигиев Муса Джарулла, Бигиев Муса Карулла , [6] или Муса Джарулла улы Бигиев, Муса Джарулла улы Бигиев . [7] У него были разные имена на арабском языке; Например, Муса ар -Ростофдони ар-Руси Джарулла ибн Фатима ат-Туркестани аль-Казани ат-Татари [8] [9] ибн Фатима ат-Туркистани ар-Ростофдони ар-Руси (Муса Джараллах, Ибн Фатима, русско-туркистанский Ростофдони), [10] ибн Фатима ар-Руси (Ибн Фатима Русская), [11] ибн Фатима ат-Туркестани аль-Казани ар-Руси (Муса бин Джар Аллах аль-Туркистани аль-Казани русский), [12] ат-Туркестани аль-Казани ар-Руси (Муса бин Джар Аллах аль-Туркестани аль-Казани русский), [13] или Муса Эффенди Джарулла ар-Руси (Муса Эффенди Джарулла Русский). [14]

Стандартной английской транслитерации имени Бигиева не существует; версии включают Биги или Бигеева. Его псевдоним также по-разному назывался Муса Джарулла, под этим именем большинство современных мусульман знали его. [3] или как Муса Карулла, это имя чаще всего используется в современной турецкой литературе.

Ранняя жизнь и образование

[ редактировать ]

И дата, и место рождения Мусы Бигиева являются спорными. Мнения относительно этой даты включают 1870 год, [1] 1875 [2] или 1873. [15] Место — либо село Мишарь, либо город Новочеркасск . [3] Он родился в семье среднего достатка и был младшим из двух братьев. После того как его отец был назначен Ахундом , семья переехала в Ростов-на-Дону . После ранней смерти отца в 1881 году мать Бигиева, Фатима ханым Бигиева, взяла на себя воспитание его и его старшего брата Мухаммада Захира Бигиева . [16]

Издатели Ülfat

Большую часть юности Бигиев провел, обучаясь в , Бухары медресе Казани , Самарканда , Мекки , Медины , Каира ( где он посещал Дар аль-Ифта аль-Мисрия и получил образование у шейха Мухаммада Бахита аль-Мутии ), Дамаска , Стамбула. и Уттар-Прадеш в Индии, где он изучал санскрит и Махабхарату . Хотя он учился во многих известных университетах, он предпочитал учиться самостоятельно, пользуясь наставничеством различных ученых. [3]

В 1904 году вернулся в Россию , где женился на Асме Алие-ханым, дочери купца и преподавателя медресе из Чистополя . После этого он переехал в Санкт-Петербург и посещал лекции на юридическом факультете Императорского Санкт-Петербургского университета в качестве аудитора, чтобы иметь возможность сравнивать исламскую и западную правовые системы. Он также подружился с Абдуррешидом Ибрагимом , редактором газеты Ülfat . [1] в котором он публиковался несколько раз.

Политический активист

[ редактировать ]
Участники первого съезда мусульман России.

Во время революции 1905 года Бигиев принял активное участие в основании мусульманской политической организации, а затем партии «Иттифак аль-Муслимин» , начиная с первого съезда мусульман России, который проходил в Нижнем Новгороде в августе. Он также участвовал во втором и третьем съездах 1905 и 1906 годов, где был избран членом центрального комитета парламентской фракции в Думе . Бигиев отвечал за предоставление протоколов встреч «Иттифака». [16]

После окончания Революции работал также в издательстве (в 1908 году редактировал и издал книгу своего умершего брата «Путешествие в Месопотамию»), а с 1910 года работал учителем в медресе Хусайния в Оренбурге . Он также читал лекции в городской благотворительной ассоциации ( Оренбург Джамийят-и Хайрияси ) и стал секретарем четвертого мусульманского конгресса в 1914 году. В 1915 году он опубликовал «Ислахат Асасларе» («Основы реформ»), каталог социальных и Политические перемены среди мусульман России в 1904-1915 годах.

После того, как его публикации в Ризаэддина бин Фахреддина журнале «Шура» вызвали резкую критику со стороны местных улемов, он покинул Оренбург. [16]

Под Советами

[ редактировать ]

Бигиев приветствовал Февральскую революцию , заявив, что «рабство ушло и никогда не вернется». [3] Даже после прихода к власти Советов он видел в новом режиме потенциального союзника против того, что он считал главным врагом мусульман мира – Британской империи . Во время Гражданской войны в России совершил поездку по Поволжью Бигиев вместе с Абдул Хафизом Мохамедом Баракатуллой с целью мобилизации мусульманского населения на военную службу против британцев. Он также поддерживал тесные контакты с другими антибританскими индийскими активистами и организовал их проживание в Советском Союзе.

Здание Духовного управления мусульман в Уфе

В 1920 году Бигиева можно было встретить в Уфе, где он представил членам мусульманского религиозного управления программу социальных реформ под названием «Обращение к исламским народам»; это включало в себя преданность российских мусульман халифату над Советским государством. Программа легла в основу его книги «Ислам Миллетлерин » («К мусульманским народам»; или «Исламнинг Элифбаси », «Азбука ислама», как ответ на Николая Бухарина «Азбуку коммунизма» ), 5000 экземпляров которой были напечатаны в Берлине в 1923 году. После этой публикации он был арестован в Москве по пути из Петрограда на конференцию в Индию. Советы начали подавлять все формы религиозного выражения, включая «пантюркистов» и «панисламистов». [3]

Его арест вызвал бурю негодования; например, татары Финляндии обратились за помощью к турецкому правительству, которое в то время находилось в дружеских отношениях с новой советской властью. Ведущие газеты Стамбула и Анкары опубликовали телеграммы с призывом вновь освободить Бигиева. Кампания наконец увенчалась успехом; Бигиева освободили с условием, что он будет проживать в Москве под надзором государства в течение двух лет.

Несколько лет спустя, в мае 1926 года, Бигиев был включен в состав делегаций советских мусульман на Панисламских конгрессах в Мекке и Каире. На обратном пути он посетил несколько заседаний турецкого парламента и встретился с премьер-министром Турции Исметом Иненю . После возвращения он также был избран ленинградскими татарами своим делегатом на съезде мусульманского духовенства в Уфе.

Он снова вернулся в Ленинград в 1927 году. Политический климат резко ухудшился; Бигиев стал свидетелем Лиги воинствующих безбожников , и ему лично запретили покидать страну. Он также был без работы; он постоянно обращался к ученому Игнатию Крачковскому в качестве преподавателя арабского, персидского и тюркского языков в Ленинградском университете, а в 1929 году даже подал заявку на работу в правительство Афганистана. Его жена и четверо детей были временно арестованы. В 1930 году, после того как его, его семью и других священнослужителей лишили талонов на питание, он наконец решил тайно покинуть страну.

Изгнание

[ редактировать ]
Муса Биги с башкирским лидером Мухаммедом-Габдулхаем Курбангаевым
Муса Биги (справа) с Айсой Хакимджан на финско-татарском спектакле в Тампере .

Сначала он пересек границу с китайским Туркестаном , где попытался поселиться в Кашгаре ; однако китайское правительство запретило ему это сделать. Затем он отправился верхом в Афганистан, где его правитель Надир-шах предоставил ему международный паспорт. Это позволило ему поехать в Индию, где он встретил некоторых из своих друзей, которых завел в предыдущие годы.

Однако он пробыл в Индии недолго, вместо этого начав путешествие по всему миру. В 1931 году он выступил на Всемирном исламском конгрессе в Иерусалиме, где похвалил Финляндию за дружелюбное отношение к мусульманским эмигрантам из России. Он также посетил Анкару, Берлин (где он основал исламское издательство), Финляндию, Иран и Ирак, где изучал шиитский ислам . [3] Он возобновил свое турне в 1937 году, снова посетив Индию, а точнее Бомбей и Бенарес . пригласил его Затем Абдуррешид Ибрагим в Японию; они вместе путешествовали по Китаю, Яве , Суматре и Сингапуру.

После начала Второй мировой войны в 1939 году Бигиев снова попытался добраться до Афганистана, но был арестован британскими властями в Пешаваре без предъявления каких-либо обвинений. Правитель Бхопала Хамидулла -хан ходатайствовал о его освобождении, но Бигиев продержался под домашним арестом до 1945 года. В эти годы он написал десять своих крупных произведений. [3]

После освобождения Бигиев заболел, из-за чего ему пришлось перенести несколько операций. В 1948 году он отправился в Турцию, а оттуда в Каир, где и умер 28 октября 1949 года. Похоронен на Королевском кладбище хедивов Египта .

Наследие

[ редактировать ]

Хотя Бигиев оставил «глубокий след в истории реформированных медресе и мусульманской прессы России 1910-х годов», [17] его работа и даже его имя сегодня в значительной степени забыты. [3] В основном это можно отнести к Советскому Союзу при Сталине, где его имя было удалено из документов и библиографий, а изучение его работ было запрещено.

повторное открытие

[ редактировать ]

Он был официально реабилитирован Высоким судом Российской Федерации в феврале 1997 года. Тем не менее, исследований о его жизни и деятельности проведено лишь небольшое количество, а количество литературы, доступной на английском языке, очень ограничено. [3]

Однако движение к повторному открытию, похоже, имеет место; одна из улиц Казани теперь носит имя Бигиева. В 2007 году в рамках проекта «Иджма-Согласие» Кунсткамера (Музей антропологии и этнографии Петра Великого) Российской академии наук выступила спонсором документального фильма «Рукопись и судьба» о жизни Бигиева по сценарию, написанному Востоковед Джефим Алексеевич Резван . [18] Год спустя, в 2008 году, документальный фильм « И луна раскололась » режиссера Б. Баишева был удостоен специального приза «За вклад в исламское просвещение» на четвертом международном кинофестивале «Золотой Минбар» .

Перевод Корана Бигиева был переиздан в 2010 году по копиям, сохраненным потомками. был проведен ряд мероприятий К 140-летию со дня его рождения в Пензенской области России ; 23 июня в городе Кикино, одном из предполагаемых мест рождения Бигиева, была открыта мемориальная доска, а в честь Бигиева были переименованы мактаб и сад возле городской мечети.

Жена Бигиева Асма умерла в Уфе в 1979 году; из их восьми детей двое умерли молодыми.

Его зять Абдурахман Тагирович Тагирджанов стал востоковедения ЛГУ профессором . [15] а его двоюродный брат Абрашит Мусеевич Бигиев (1917–2010) стал профессором металлургии Магнитогорского государственного технического университета . [19]

Сегодня потомки Бигиева живут в России (в Уфе, Москве и Санкт-Петербурге) и на Украине (Днепропетровск).

Просмотры

[ редактировать ]

Хотя он был одним из ведущих представителей джадидизма , провокационный характер Бигиева привел к оппозиции не только со стороны кадимистов (почти все выпуски кадимистского журнала « Дин ва Маишат» включают одну или несколько статей, написанных непосредственно против него), но и со стороны коллег. реформаторы.

В своем 97-страничном эссе « Рахмет-и Илахие Бурханлари » («Бури Божьего милосердия»), опубликованном в Оренбурге в 1910 году, Бигиев утверждал, что Бог также включит в Свое милосердие и прощение неверующих. Это вызвало критику со стороны многих улемов, в том числе Исмаила Гаспирали . [16]

Влияние Бигиева ощущалось за пределами Российской империи, например, в Стамбуле, где учёный Мустафа Сабри Эфенди критиковал Бигиева за его «опасные и еретические» ( küfriyati muhtevi ) идеи и был ответственен за запрет трёх его работ в Османской империи. Империя . [3] Однако Сабри защищал право Бигиева обсуждать богословские вопросы. Сабри придумал для Бигиева прозвище «Лютер ислама». [16]

Бигиева также называют одним из «самых известных суннитских полемистов против шиизма в 20-м веке», наряду с такими фигурами, как Мухибб-уд-Дин Аль-Хатиб и Эхсан Элахи Захир . [20] Это результат того, что он написал несколько известных антишиитских книг, в том числе « Аль-Вашиа фи накд акаид аль-шиит» . В этих работах Бигиев утверждает, что за время своих путешествий по Ираку и Ирану он не встретил ни одного шиита, знавшего Коран на удовлетворительном уровне. [21]

Работы (подборка)

[ редактировать ]

Бигиев много писал; например, он опубликовал 64 книги [3] и более 120 эссе и статей по богословию. Сюда включены некоторые из его наиболее известных работ.

  • Переводы Корана и Хафиз Дивана татарский на язык
  • Тарихул Коран вель-Масахиф («История Корана и коранических текстов») - опубликовано после того, как Бигиев обнаружил редакционные изменения, внесенные муллами в издании Корана.
  • 1913: Рахмет-и Илахие Бурханлари («Бури Божьего милосердия»)
  • 1913: Инсаннарнинг Акида Илахиятларена Бер Назар («Взгляд на веру народа в Бога»)
  • 1913: Озин Коннарда Руза. Иджихад Китаби («Пост в долгие дни. Книга Иджихада»)
  • Шерхул Лузумият («Комментарии к Аль-Лузумият») - Критический комментарий к работе Аль-Маарри.
  • Буюк ​​мевзуларда уфак фикирлер («Маленькие мысли о больших проблемах») - Критика творчества улема Зияуддина Камали, показывает высокое мнение Бигиева о мистицизме и суфизме.
  • Каваид-и Фикхия («Принципы исламской юриспруденции»)
  • 1915: Ислахат Асаслар («Основы реформы»)

Литература

[ редактировать ]
  • Ахмет Канлидере: Реформа внутри ислама. Движение Тадждид и Джадид среди казанских татар (1809–1917) , Стамбул, 1997; п. 52-56.
  • Ахмет Канлидере: Муса Карулла Биги из русских турок (1875–1949) , Стамбул, 1988.
  • Азаде-Айше Рорлих: Волжские татары , Стэнфорд, 1986; п. 59-61.
  • Чарльз Курцман : Модернистский ислам, 1840–1940. Справочник , Нью-Йорк, 2002, с. 254.
  • Эльмира Ахметова: Муса Джерулла Бигиев (1875–1949). Политическая мысль татарского ученого-мусульманина , Интеллектуальный дискурс (2008, Том 1), с. 49-71.
  • Айдар Хайретдинов: Последний татарский богослов. Жизнь и наследие Мусы Джаруллы Бигиева , 1999.
  • Дмитрий Спикав и Найла Таббара: христианство и ислам в контексте современной культуры. Перспективы межконфессионального диалога из России и Ближнего Востока , Санкт-Петербург/Бейрут 2009; п. 45-47.
  1. ^ Jump up to: а б с Азаде-Айше Рорлих: Волжские татары , Стэнфорд, 1986; стр. 59–61.
  2. ^ Jump up to: а б Чарльз Курцман: Модернистский ислам, 1840–1940. Справочник , Нью-Йорк, 2002, с. 254.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Эльмира Ахметова: Муса Джерулла Бигиев (1875–1949). Политическая мысль татарского мусульманского учёного , Интеллектуальный дискурс (2008, Том 1), стр. 49–71.
  4. ^ Бигиев, Моисей (1975). Пост в долгие дни: Книга Иджтихад . Юсуф Уралгирай.
  5. ^ Суяргулов, Рифат (2017). Оценка мысли Мусы Каруллы о широте божественного милосердия . Религиоведение. п. 209.
  6. ^ "Бигиев Муса" .
  7. ^ "Бигиев Муса" .
  8. ^ «Шииты в критике шиитских убеждений » .
  9. ^ «Муса – сосед Бога » .
  10. ^ Ученые Тафсира [ мертвая ссылка ]
  11. ^ Книги Тафсира [ мертвая ссылка ]
  12. ^ Архивная копия. Архивировано 8 декабря 2015 г. в Wayback Machine.
  13. ^ «Женская система у арабов до ислама, Муса Джаралла » .
  14. ^ "Никто" . Проверено 2 июня 2023 г.
  15. ^ Jump up to: а б Тагирджанова А.Н. Книга о Мусе-эфенди, его времени и современниках (на русском языке) — Казань, 2010 — ISBN   978-5-91236-002-2 ;
  16. ^ Jump up to: а б с д и Ахмет Канлидере: Реформа внутри ислама. Движение Тадждид и Джадид среди казанских татар (1809–1917) , Стамбул, 1997; стр. 52–56.
  17. ^ Дюдуаньон, Стефан А.; Хисао, Комацу; Ясуси, Косуги, ред. (2006). Интеллектуалы в современном исламском мире: передача, трансформация и коммуникация . Рутледж. п. 97 . ISBN  9781134205981 .
  18. ^ «Иджма» .
  19. ^ "Еще при жизни Абдрашита Бигеева называли патриархом металлургической науки. MAGMETALL.RU" . magmetall.ru (in Russian) . Retrieved February 13, 2018 .
  20. ^ Бруннер, Райнер; Энде, Вернер, ред. (2001). Шииты-двунадесятники в наше время: религиозная культура и политическая история (иллюстрированное издание). БРИЛЛ. п. 186. ИСБН  9789004118034 .
  21. ^ Ледер, Стефан, изд. (2002). Исследования арабского языка и ислама: Материалы 19-го Конгресса: Галле, 1998 . Издательство Питерс. стр. 441–2. ISBN  9789042911208 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dcb3ff76c88ba52249307d4550e9a7e1__1721382240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/dc/e1/dcb3ff76c88ba52249307d4550e9a7e1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Musa Bigiev - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)