Айса Хакимкан
Айса Хакимкан | |
---|---|
Айся Хакимджан Хесус Хакимжан Исса Хаким Ян | |
![]() Гайса бине Хакимжан бине Мохаммад Амин (1960) | |
Рожденный | Айся Хакимжанов Исса Хаким Ян 13 марта 1896 г. |
Умер | 5 ноября 1972 г. | ( 76 лет
Место отдыха | Кладбище Калеванкангас |
Другие имена | Айся Хакимсанофф, Хакимдшан / Хакимсан |
Организации | |
Заметная работа |
|
Супруг | Серви (Сильвия) |
Дети | Алие, Рашид |
Родители |
|
Родственники | Умер Сали (дядя) |
Подпись | |
![]() |
Айса ( татарский : Ğaysə Хакимкан Xəkimcan , [ а ] Татарское произношение: [ʁɑj'sæ χækimˈʑɑn] , iske imlâ : Иса Хаким Джан ; Русский : русский , букв. 'Ледяной Хакимджан'; 5 ноября 1972) — художник и издатель 1896 — 13 марта татарский . Он был известен как националистический деятель культуры, который ставил пьесы и писал стихи, а также встречался с Идель-Урала политиками Садри Максуди и Аязом Ишаки . В 1970 году принял участие в конференции к 50-летию Татарстана Казани. в Его сын Рашид Хакимсан (Решид Хакимджан; 1934–1997) был хоккеистом и судьей.
Биография
[ редактировать ]
Родившийся в семье Хакимжана Мухаметаминова и Марьям Аляутдиновой в Нижегородской губернии Мишарском селе Актук Айса Хакимджан (Айся Хакимжанов) приехала в Финляндию в 1917 году. [ 1 ] [ 2 ] Как и большинство других татар его поколения, Хакимджан зарабатывал на жизнь купцом, но среди татарской общины Тампере он был наиболее известен как жесткий лидер и разносторонний художник. [ 1 ] [ 3 ]

Хакимджан участвовал в основании местной исламской общины , а позже работал в правлении. Незадолго до этого был основан недолговечный предшественник данной общины, и Хакимкан занимал лидирующую позицию в проекте. Хакимджан также был председателем Турецкого общества Тампере в конце 1940-х годов и несколько раз вице-председателем. [ 1 ] [ 4 ] На рубеже 1920-х годов Хакимджан был одним из мусульман Тампере, подписавшим письмо имаму Хельсинки , призывающее его инициировать проект создания татарской общины. [ 5 ]
В обществе Хакимджан был известен как очень музыкальный человек. Он пел, играл на скрипке, мандолине и работал регентом хора. Хакимджан также писал стихи и ставил пьесы «Алиебану» (Ğaliyəbanu) и «Асыляр», поставленные Мирхайдаром Файзи. [ 6 ] Он также действовал сам; например, в 1930-х годах, когда пьеса «Золейха» была показана в театре Тампере (Zöləyxa) в честь гостя Аяза Ишаки , который, как говорят, был очень доволен спектаклем и «соответствующе подобранными» актерами. [ 7 ] (Хакимджан был одним из главных героев, а уроженец Туркестана Гибадулла Муртасин был режиссером. [ 8 ] ) Алие, дочь Айсы, а также дети его брата; Зиннетулла, Семиулла, Хамдуррахман и Хафизе — все принимали участие в его пьесах. Среди татар они были известны как талантливая семья. [ 9 ]
Голос Хакимджана подходил не только для пения, но и для произнесения молитв Таравих во время Рамадана , которые он читал в своей общине на протяжении десятилетий. [ 1 ] [ 8 ]
Его поэзия была националистической и обычно касалась чувства тоски по месту своего рождения. Вкратце, он выразил свои чувства на первой странице своего трехчастного издания Milli şiğer wə cırlar («Национальные стихи и песни», 1956–1966) следующим образом:
Belməsəm il dərtləren, min bolay yazmas то же самое. Millətemne söyməsəm, qulıma qələm almas idem - Перевод: «Если бы я не знал страданий моего народа, я бы не выражал свои чувства письменно. Я бы не взял в руки перо, если бы я не любил свой народ.
Издание состояло из произведений сообщества, собранных Хакимджаном. [ 1 ] [ 3 ] В 1935 году Хакимджан написал, что желает вернуться на родину с «детьми, полными веры», заканчивая текст словами İnnə əd-dinə ğinda allahi əl-islam («Воистину, религия в глазах Аллаха – ислам»; 3 :19 .). Он называл свой народ «тюрко-татарами» ( Törek-tatar xalqı ). [ 10 ]
Хакимджан печатал и публиковал песни и стихи вместе со своим близким другом имамом Хабибуррахманом Шакиром . В 1960-х годах они выпустили буклет в честь поэта Шабдуллы Тукая . Вместе с бизнесменом Семиуллой Вафином он опубликовал религиозную работу под названием «Ислам дин хак диндер» . [ 1 ] [ 3 ] [ 11 ]

панихида в честь 20-летия Идель Уральского государства прошла В 1938 году в Варшаве , организованная татарским активистом Аязом Ишаки. Хакимкан был одним из семи финских татар, принявших участие в торжестве. Во главе с польско-татарским имамом Али Вороновичем они посетили могилу неизвестного солдата, чтобы почтить память погибших собратьев-мусульман. [ 12 ] В июне 1970 года Хакимджан был приглашен в Казань , Татарстан ( ТАССР ), финским татарским деятелем культуры Юмаром Дахером , в рамках конференции, посвящённой 50-летию Татарстана. Там они отправились в «Институт языка, литературы и искусства имени Г. Ибрагимова Академии наук Татарстана», где их встретили официально. Присутствовал также фольклорист Ильбарис Надиров, ранее читавший лекции в Тампере. В ходе поездки Хакимджан посетил могилу поэта Тукая, чтобы выразить свое почтение. [ 13 ] [ 1 ] [ 14 ] Magazine "Sotsialistik Tatarstan" (Социалистик Татарстан) published a poem by Hakimcan and briefly interviewed him. [ 15 ]
В своей публикации 1993 года « Татарская литература» в том же издательстве казанский татарский литературовед Хатыып Миннегулов, изучавший татарских писателей за рубежом, упомянул нескольких финских татар; Хасан Хамидулла , Садри Хамит, Гавхар Туганай, а также Гайса Хакимкан. [ 16 ] [ 17 ]
Поэма
[ редактировать ]Моё лицо — Яньяпар
Зимой маяк гложет
всем покупателям.
Дочерям Яньяпара
привет, ребята.
Когда я старею, я куб
родственники мужа.
Şul cırılne sağınp cırlıym
когда я был молод.
Йорер находится в полях того же самого
Я вернусь в Яньяпар.
Ber tuyğançı cırlar idem
потерян и потерян.
Торт Хатфа зеленый.
в Исмет Тауда.
Тау йуллары, кыр юллары
Штанга у меня на бедрах.
Клянусь, моя вода
Мар возле моста.
Мой желтый саз, моя Тората,
Я тоже осенью купила.
Йорр то же самое, мужик то же самое
Главе Цур Тауна.
Tağın ber qat cırlar то же самое
Басып перед солнцем.
В стихотворении «Моя родная деревня Яньяпар» ( Актук ) Хакимджан тоскует по месту своего рождения и желает вернуться. [ 18 ]
Это стихотворение было включено в финско-татарскую газету Садри Хамида « Ак юл» в 1968 году. [ 19 ]
Варианты имени
[ редактировать ]- Aisja Hakimsanoff (from Russian Айся Хакимжанов, Aisya Khakimzhanov ); Hakimdshan / Hakimsan
- Айса Хакимкан ( литературно-татарский : Ğaysä Xäkimcan / Ğaysə Xəkimcan; в мишарском диалекте ğ не произносится)
- Исса Хаким Ян (татарский Иске имля)
В современных русских источниках фамилия пишется Хакимджан ( Хакимджан ), что лучше соответствует мишарскому аффрикатному произношению [d͡ʒ]. Латинская буква c обозначает один и тот же звук в данном диалекте. [ 20 ] [ 21 ]
Имя происходит от арабского Īsā , что означает «Иисус». Фамилия происходит от арабского аль-Хаким («мудрый») и персидского jân («душа»).
Суффикс фамилии -ов также обозначает отчество .
[ 1 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]
Айса была замужем за финкой из Нокии по имени Сильвия «Сярви» (1904–1965). Она приняла ислам и вместе со своим мужем вела активную деятельность в татарской общине. У них было двое детей; дочь Алие, талантливая певица и актриса татарского языка, и сын, хоккеист-арбитр Рашид . [ 32 ] [ 33 ]
Старшие братья Айсы, Ибрагим и Сиддик, а также его мать, вдова фермера Мерьям Алаутдинова (Марьям Аляутдинова; 1863–1947) также жили в Финляндии. [ 34 ] [ 35 ] Бизнесмен Юмар Сали приходился Айсе дядей. [ 36 ] Брат Хасан Хакимсанов недолго жил в Финляндии в начале 1900-х годов. [ 34 ] [ 37 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ В мишарском татарском диалекте буква ğ (г) не произносится, ц (җ) — аффриката [ d͡ʒ] и /χæ/ — /ха/.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Байбулат, Муаззез (2004). Исламская конгрегация Тампере: корни и история (на финском, татарском и английском языках) . Ювяскюля: Gummerus Kirjapaino Oy. п. 146. ИСБН 952-91-6753-9 .
- ^ Лейтцингер, Антеро (1996). Мишяарит — старая исламская община Финляндии . Хельсинки: Кирья-Лейцингер. п. 45. ИСБН 952-9752-08-3 .
- ^ Перейти обратно: а б с Хален, Гарри (1996). Плоды дара (в книге: Туган Тел - Сочинения суоменских татар, корреспондент: Кадрие Бедретдин, 2011) . Хельсинки: Восточное общество Финляндии. п. 341. ИСБН 978-951-9380-78-0 .
- ^ Лейтцингер 1996, с. 218
- ^ Суикканен, Микко. «Рядовой волк - Прожитая и пережитая жизнь Зинетуллы Ахсена Бёрена (1886-1945)» .
- ^ "Файзи (Файзуллин) Мирхайдар Мустафович" .
- ^ Байбулат 2004, стр. 190, 192.
- ^ Перейти обратно: а б Байбулат 2004, с. 190, 192.
- ^ Байбулат 2004, стр. 183-184
- ^ Айса Хакимкан: «Tampere töreklär berlege» (Тампере, 1935)
- ^ «Абдулла Тукай | Национальная библиотека» . Финна.фи .
- ^ Байбулат, Муаззез (2004). Исламская конгрегация Тампере: корни и история . Ювяскюля: Gummerus Kirjapaino Oy. п. 114. ИСБН 952-91-6753-9 .
- ^ Minnullin K.M., O.R. Khisamov & M.I. Ibragimov (eds) 2019. Institut yazyka, literatury i isskustva imeni G. Ibragimova [The Ġ. Ibrahimov Institute of Language, Literature and the Arts]. Kazan: Institut yazyka, literatury i isskustva imeni G. Ibragimova.
- ^ Байбулат 2004, с. 158
- ^ Социалистический Татарстан" (28 июня 1970, стр. 2)
- ^ З.Г. Гарипова: Национально-культурная жизнь татар в изгнании
- ^ Миннегулов Х. Татарская литература и пресса за рубежом. Пожары Казани, 1993, №7.
- ^ Байбулат, Муазез: Новости Тампере. Май 2010 г. (стр. 5)
- ^ Хамид, Садри: Ак юл, выпуск 3: Оулу, 1968 (стр. 2)
- ^ Беляев, Рамиль: Финские татары - история, интеграция, сохранение идентичности. Казань, 2019. ISBN 978-5-6043753-3-4 (с. 152).
- ^ Лейтцингер 1997, с. 45
- ^ Хален, Гарри (1996). Плоды дара (в книге «Туган Тел: Сочинения Суомен Татараери», корреспондент: Кадрие Бедретдин, 2011) . Восточное общество Финляндии. п. 346. ИСБН 978-951-9380-78-0 .
- ^ «Адресный календарь Тампере № 1936 01.12.1935» .
- ^ «ТАТАРСКИЕ МУЖСКИЕ ИМЕНА (ТАТАРСКИЕ МУЖСКИЕ ИМЕНА В АЛФАВИТНОМ ПОРЯДКЕ) » Архивировано из оригинала 27 октября 2022 г. Проверено 26 мая 2022 г.
- ^ Камаль, Кярим (2006). «Könbatış christiannarı Pasxanı bilgeli, yaña Papa üzeneñ berençe «Urbi et Orbi» yullamasin yasadı» .
- ^ Jazyki Rossijskoi Federatsii i sosednih gosudarstv. Tom 3, s. 67–68. Moskva: Nauka, 2005. ISBN 5-02-011237-2.
- ^ Лейтцингер с. 45 (1996)
- ^ «ТАТАРСКИЙ: Таблица соответствий кириллица-римлянин» (PDF) . Архивировано из оригинала 23 ноября 2014 г. Проверено 13 декабря 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ «Хакимзян» .
- ^ "Revizskaya skazka 1858 Aktukovo" .
- ^ «Азбука татарского языка» » (PDF) .
- ^ Байбулат, Муаззез (2004). Исламская конгрегация Тампере: корни и история (на финском, татарском и английском языках) . Ювяскюля: Gummerus Kirjapaino Oy. п.п. 179 и 254. ISBN 952-91-6753-9 .
- ^ Байбулат 2004, с. 66, 197, 207
- ^ Перейти обратно: а б Лейтцингер 1996, с. 131, Байбулат 2004, с. 66
- ^ Администрация евангелическо-лютеранской конгрегационалистской церкви Тампере - Регистр похорон 1947, Мерьям Алаутдинофф, вдова фермера. (Могильная запись)
- ^ Байбулат 2004, с. 38
- ^ «Хасан Хакимсанов» .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Wikipedia commons - фотографии АХ
- Мерьям, мать Айсы Хакимджан, в статье Рената Беккина за 2020 год; Связи татар Петрограда-Ленинграда и Финляндии в 1920-1930-е годы.
- Видео просмотра газеты на татарском языке в России в 2020 году. Включает изображение пьесы Ишаки, где Хакимкан сыграл главную роль (0:25).