Мослех ад-Дин Лари
Мослех ад-Дин Лари | |
---|---|
Рожденный | в. 1510 г. |
Умер | Апрель – май 1572 г. |
Род занятий | Учёный, историк |
Заметная работа | Рынок вперед идет рынок к ахбару |
Мослех ад-Дин Лари (также пишется Муслих ; ок. 1510 - апрель – май 1572 г.), был персом. [1] учёный и историк. Уроженец Лара , Лари был суннитом, в начале XVI века родившимся в Сефевидском Иране . В результате преследований суннитов Сефевидами он искал убежища при дворе Великих Моголов , где был с уважением принят императором Хумаюном , который также стал учеником Лари. После смерти своего покровителя он переехал в Османскую империю , где ему предложили престижную профессорскую должность в османской столице Константинополе (современный Стамбул ). Лари отклонил предложение, что привело к разрыву отношений с османским шейхом аль-Исламом Эбуссуудом Эффенди . Затем он поселился в Амеде (современный Диярбакыр ), где местный османский губернатор назначил его профессором медресе Хусрев-паши и стал наставником детей губернатора. Автор многочисленных аннотаций и комментариев, самая известная работа Лари — « Меръат-аль-адвар ва меркат-аль-ахбар» , универсальная история, написанная на персидском языке, которую он посвятил османскому султану Селиму II после его восшествия на престол.
Биография
[ редактировать ]Лари родился в ок. 1510 год в Ларе к югу от Шираза , столицы провинции Фарс , на юге Ирана . Он происходил из образованной семьи и поэтому, следуя традиции, начал научную карьеру. Он поступил на обучение к Гьят ад-Дину Мансуру Даштаки и Мир Камаль ад-Дину Хосейну Лари. Сообщается, что отец Лари открыто называл себя антишиитом. [1] В результате кампании по обращению Ирана в шиитский ислам, начатой правившим тогда шахом («королем») Исмаилом I ( годы правления 1501–1524), приверженцы суннитского ислама подверглись преследованиям. [2] Это побудило Лари в какой-то момент искать убежища в Империи Великих Моголов . [2] Там он был с уважением принят императором Великих Моголов Хумаюном ( годы правления 1530-1556) и получил почетный титул устада , причем Хумаюн стал его учеником. [1]
После волнений, вспыхнувших после смерти его покровителя в 1555 году, Лари покинул Индию Великих Моголов. Сначала он совершил хадж в Мекку . [2] [1] Сообщается, что он потерял четыреста своих книг во время кораблекрушения. [1] Совершив свое паломничество, с 1556/7 года он оставался в Алеппо в Османской Сирии , где, по-видимому, пытался зарекомендовать себя как торговец. Знания Лари проявились в дискуссиях с учеными людьми Алеппо, в том числе с Ахмадом Казвини, который воздержался от ответа на возражения Лари против его книги «Итхбат аль-ваджиб», которую он недавно написал. Продолжительность пребывания Лари в Алеппо не уточняется, но, скорее всего, у него не было средств к существованию. [1] В какой-то момент он переехал в столицу Османской империи Константинополь (ныне Стамбул , Турция), где получил доступ к шейху аль-Исламу Эбуссууду Эфенди (Абу 'л-Сухуду). Эбуссууд обеспечил Лари должность профессора с зарплатой 50 акче в день; Однако Лари отклонил это предложение. [2] [1] По словам профессора исламоведения Ханны Сорвейде, он, возможно, считал эту должность довольно неважной по сравнению с предыдущей ситуацией, в которой он оказался при дворе Великих Моголов Хумаюне. [1] В результате Эбуссууд Эфенди поссорился с Лари.
Лари, разочарованный ссорой с Эбуссуудом, покинул Константинополь, прежде чем в конце концов поселился в Амеде (современный Диярбакыр ), где османский губернатор Искендер-паша назначил его профессором медресе Хусрев-паши , а также наставником своих детей. [2] [1] В какой-то момент Лари был принят в ряды мевали -йи Рум и признан Блистательной Портой . [1] Незадолго до своей смерти он был назначен муфтием Диярбакыра. [2] Лари умер в возрасте 60 лет в апреле – мае 1572 года. [1]
Убеждения
[ редактировать ]Поначалу Лари был приверженцем шафиитского мазхаба . Позже он стал ханафитом . При жизни он также несколько склонялся к мистицизму . [1]
Работает
[ редактировать ]Лари был автором многочисленных аннотаций и комментариев к известным философским и астрономическим трудам, а также известным трудам по тафсиру и хадисам . Он также пытался стать поэтом; Однако этот эксперимент не увенчался успехом. [1] Однако его «Меръат-аль-адвар ва меркат-аль-ахбар» , сокращенная всеобщая история, написанная персидской прозой, стала знаменитой. [1] [2] Он посвятил его османскому султану Селиму II ( годы правления 1566–1574) по случаю его коронации. Работа состоит из десяти глав ( бабс ), введения ( мокадемме ) и представляет собой сборник из 50 произведений, написанных в основном на арабском и персидском языках, а также несколько на турецком языке. [1] [2] Среди персидских произведений — « Тарих-е Хафез-э Абру» и « Равжат ас-Сафах» . [2] Использованные работы упомянуты в предисловии к работе Лари. [1] [2] Краткое изложение содержания каждой книги Лари «Меръат-аль-адвар ва меркат-аль-ахбар» (по мнению современного историка Сары Нур Йылдыз): [3]
- Книги 1–4: Пророки Ветхого Завета, обращенные к ранним иранским царям, современникам них, до того, как закончились сасанидские и арабские правители.
- Книга 5: Введение в исламский эпос с рассказом об исламском пророке Мухаммеде , первых арабских халифах, Омейядах и Аббасидах.
- Книга 6: Иранские династии, современники Аббасидов, заканчивающиеся исмаилитами .
- Книга 7: Чингисхан , его преемники (в том числе Чобаниды , Кара-Хитаи и Музаффариды )
- Книга 8: Тимур и его преемники
- Книга 9: Ак Коюнлу , а также краткое упоминание о сефевидском шахе Исмаиле I и его сыне и преемнике Тахмаспе I ( годы правления 1524–1576). В заключительной части книги сокрушается о том, что «великие учёные Ирана были изгнаны из страны из-за его фанатизма».
- Книга 10: Краткий обзор османов вплоть до правления султана Сулеймана Великолепного ( годы правления 1520–1566) и начала Венгерской войны 1526 года.
В самом конце произведения также имеется биографический раздел о государственных деятелях, ученых и поэтах.
» Лари По словам Йылдыза , «Меръат-аль-адвар ва меркат-аль-ахбар «в свое время мало копировался». [1] Однако в какой-то момент, возможно, между 1566/7 и 1570 годами, Ходжа Садеддин Эфенди (Ходжа Саад ад-Дин Эфенди) получил приказ от тогдашнего великого визиря Османской империи Соколлу Мехмед-паши написать адаптацию первых девяти глав работы Лари на османском языке. Турецкий . [1] Ходжа Садеддин опустил десятую главу Лари, в которой говорилось об османах, поскольку они были предметом собственного «Такут-тевариха» Ходжи Садеддина . [1] Перевод оригинала Лари Ходжа Садеддином был посвящен султану Мураду III в 1575 году. [4] Официальный османский историограф ( waḳʿa-nüwīs ) Эсад Эфенди также частично перевел труд Лари в 19 веке. [1]
Ссылки
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- Сорвейде, Х. (1986). «аль-Лари» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Льюис, Б. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том V: Кхе-Махи . Лейден: Э. Дж. Брилл. ISBN 978-90-04-07819-2 .
- Йылдыз, Сара Нур (2012). «Османская историческая письменность на персидском языке, 1400–1600». В Мелвилле, Чарльз (ред.). Персидская историография: История персидской литературы Том. Х. ИБ Таурис. ISBN 978-0857736574 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Адамсон, Питер (2016). «Турецкие наслаждения-философия при османах». Философия в исламском мире: история философии без пробелов, том 3 . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0199577491 .
- Ахмед, Асад К .; Пуджавади, Реза (2016). «Богословие на Индийском субконтиненте». В Шмидтке, Сабина (ред.). Оксфордский справочник по исламской теологии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0199696703 .
- Брентджес С. (2007) Лари: Муслих ад-Дин Мухаммад ибн Салах ибн Джалал ас-Сади аль-Ибади аль-Ансари аль-Лари. В: Хоккей Т. и др. (ред.) Биографическая энциклопедия астрономов. Спрингер, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. https://doi.org/10.1007/978-0-387-30400-7_826
- Пуджавади, Реза (2014). «Муслих ад-Дин аль-Лари и его образцы наук ». Ориенс . 42 (3–4): 292–322. дои : 10.1163/18778372-04203002 .
- Куинн, Шоле А. (2020). Персидская историография в разных империях: османы, Сефевиды и Великие Моголы . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1108842211 .
- Иранские философы XVI века
- Иранские историки XVI века
- Жители провинции Фарс
- Иранские эмигранты в Индии
- Иранские эмигранты в Османскую империю
- Иранские мусульмане-сунниты
- Шафииты
- Ханафиты
- Рождения в 16 веке
- 1572 смерти
- Историки XVI века из Османской империи
- Османские мусульмане-сунниты
- Писатели XVI века из Сефевидского Ирана
- Персидские писатели XVI века.
- Иранские астрономы XVI века