Jump to content

Арва аль-Сулейхи

Малика ( арабское : Королева , латинизированное : Королева )
Сыновья Ахмада ибн Мухаммада ибн Джафара ибн Мусы ас-Сулайхи
Мавзолей королевы Арвы внутри мечети королевы Арвы , Джибла
Рожденный 1048 г. н. э. (440 г. хиджры )
Умер 5 мая 1138 г. (89–90 лет)
Место отдыха Мечеть королевы Арвы , Джибла
Другие имена -Сайида Аль Хурра - Ас
Аль-Малика Аль-Хурра ( арабский : Свободная королева или Аль-Хурратул-Малика ( арабский : Свободная королева , букв. «Благородная королева»)
Маликат Саба Ас-Сагира ( Маленькая царица Савская , «Маленькая царица Савская »)
Известный Быть многолетней королевой Йемена и ислама
Предшественник Асма бинт Шихаб
Преемник (Династия Сулайхидов упразднена)
Супруги
Дети Абд аль-Имам Мухаммад
Абд аль-Мустансир Али
Фатима
Умм Хамдан
Родитель
  • Ахмад ибн Мухаммад (отец)

Арва аль-Сулайхи ( арабский : أَرْوَى بِنْت أَحْمَد ابْن مُحَمَّد ابْن جَعْفَر ابْن مُوْسَ ٱلصُّلَيْحِي , латинизированное : Арва бинт Ахмад ибн Мухаммад ибн Джафар ибн Муса ас-Сулайхи ), ( ок. 1048 – ок. 1138 ) был долгоправящим правителем Йемен , сначала как соправительница первых двух своих мужей, а затем как единоличная правительница с 1067 года до своей смерти в 1138 году. Она была последней из правителей династии Сулейхидов , а также первой женщиной, удостоенной этого престижного титула. Худжи ее в исмаилитской ветви шиитского ислама , обозначая ее как наиболее близкий живой образ при Бога воли жизни, в доктрине исмаилитов. В народе ее называют Ас-Сайида Аль-Хурра (араб. ٱلسَّيِّدَة ٱلْحُرَّة , букв. «Благородная леди»), Аль-Малика Аль-Хурра (араб. ٱلْمَلِكَح ُرَّة или Аль-Хурратул-Малика (араб. ٱلْحُرَّةُ ٱلْمَلِكَة , букв. «Благородная царица») и Маликат Саба Ас-Сагира (араб. مَلِكَة سَبَأ ٱلصَّغِيْرَة , букв. «Маленькая царица Савская»).

Как женщина-правительница, Арва занимает почти уникальное положение в истории: хотя в международном мусульманском мире было больше женщин-монархов, Арва и Асма бинт Шихаб были единственными женщинами-монархами в арабском мусульманском мире, у которых была хутба , высшее признание Монархический статус мусульман, провозглашаемый от их имени в мечетях. Она основала несколько мечетей, самой известной из которых является Мечеть Королевы Арвы .

Арва была первой царицей мусульманского мира. Благодаря своему титулу худжи она является единственной мусульманкой, которая когда-либо обладала как политической, так и религиозной властью сама по себе.

Ее политическую карьеру можно условно разделить на четыре части. Первый охватывает период от ее брака с аль-Мукаррамом Ахмадом в 1065 году до смерти ее свекрови Асмы в 1074 году. В этот период нет никаких свидетельств того, что она обладала какой-либо политической властью. Второй начинается после смерти Асмы, и с этого момента Ахмад начал делегировать всю власть Арве до своей смерти в 1086 году. В-третьих, после его смерти Арва обладала властью королевы-матери своего сына Абд аль-Мустансира, и аль-Мустансир также приказал ей выйти замуж за Сабу ас-Сулайхи (хотя так и не вступила в брак) для законности, а затем была номинальной супругой, даже если она обладала реальной властью. Наконец, после смерти Сабы в 1097 или 1098 году Арва правила как единоличная королева, без номинально ответственного мужчины.

Имя Арва ( араб . أَرْوَى , латинизированное : Арва ) буквально означает « самка козерога ». [1] Это также традиционное арабское имя для девочек, означающее грациозность, красоту, мягкость и живость. [2] Есть некоторые разногласия по поводу того, действительно ли это было ее настоящее имя - С.М. Стерн. [3] и султан Наджи, [4] например, утверждайте, что настоящее имя Арвы было Сайида, а не Арва. [3] [4] Стерн предположил, что возможна путаница с другой сулейхидской принцессой по имени Арва. [3] и Наджи написал, что ее «неправильно зовут Арва». [4] Однако Аббас Хамдани говорит, что ранние исмаилитские источники действительно называют ее Арвой, например, Идрис Имад ад-Дин и одна из версий Умары аль- Ямани Тариха . [3] Имя «ас-Сайида аль-Хурра», или «благородная женщина», используется в этих текстах как почетный титул, «определяющий имя Арва». [3] Хамдани говорит, что Арву, вероятно, при жизни знали под обоими именами. [3] Самер Трабулси утверждает, что имена «Сайида» и «Сайида Урра» являются «титулами, используемыми из уважения» и что Арва было ее настоящим именем. [5]

Источники

[ редактировать ]

Есть три основных источника жизни Арвы. [1] Первый — это « Тарих аль-Яман» XII века , или «История Йемена», написанная Умарой аль-Ямани . [1] Умара был сторонником Фатимидов, несмотря на то, что был суннитом, который поселился в Египте в 1164 году. [1] Его книга охватывала династию Сулейхидов и оказала влияние на более поздних летописцев, таких как Тадж ад-Дин аль-Ямани , Али аль-Хазраджи и Яхья ибн аль-Хусейн . [1]

Второй — « Уюн аль-Ахбар ва Фунун аль-Атар» , написанный Идрисом Имадом ад-Дином , тайибитом исмаили даи мутлаком XIX века, жившим в 15 веке. [1] Седьмой том этого труда был посвящен религиозно-доктринальной истории Сулейхидов. [1] Его работа важна, потому что, будучи даи, он имел инсайдерский доступ к источникам, которые были бы закрыты для других. [1]

Наконец, существует сиджилат между Сулейхидами и Фатимидами, которые важны как первоисточник. [1] Основным источником для этого является «Сиджилат аль-Мустансирия» , состоящая из 66 сиджилов , отправленных из канцелярии Фатимидов Сулейхидам; он попал в Гуджарат в Индии. [1]

В целом исмаилитские источники исторически были очень ограничены, поскольку они были закрыты для всех, кроме последователей призыва. [1] Их можно найти в исмаилитских библиотеках по всему Йемену, западной Индии, Ирану и Центральной Азии, но они доступны только одобренным приверженцам. [1] Они также были доступны через Институт исмаилитских исследований в Лондоне. [1] Это способствовало некоторой безвестности вокруг Арвы и ее жизни. [1] Другим фактором, способствующим этому, является то, что египетские (такие как Ибн Муйассар , аль-Макризи и Ибн Тагрибирди ) и иракские (такие как Ибн аль-Асир ) историки обычно уделяли мало внимания Йемену в эпоху Фатимидов. [1]

Жизнь и царствование

[ редактировать ]

Арва родился в 1047 или 1048 году н. э . (440 г. хиджры ) в семье Ахмада ибн аль-Касима аль-Сулайхи и ар-Радды аль-Сулайхи. [1] Правитель Сулейхидов Али аль-Сулейхи приходился ей дядей по отцовской линии. [2] [примечание 1] Ее отец (Ахмад) умер, когда она была маленькой (точная дата никогда не указывается), а ее мать снова вышла замуж за Амира ибн Сулеймана аз-Завахи , члена союзного племени, который позже стал одним из главных политических соперников Арвы. [2] После смерти отца Арва выросла в королевском дворце под руководством Али и Асмы. [1] Королевская чета предположительно рано осознала ее интеллект и предоставила ей лучшее образование. [2] (По словам Умары, Сулейхиды в целом гордились тем, что давали своим женщинам хорошее образование.) [6]

В 1065/6 (458 г.х.) [примечание 2] Примерно в 18 лет Арва вышла замуж за своего двоюродного брата по отцовской линии, вали аль-ахда (наследного принца) аль-Мукаррама Ахмада. [6] [1] Этот брак был заключен Али вскоре после смерти его старшего сына и первоначального наследника аль-Ааза. [3] [примечание 3] В качестве махра , или невестного богатства, Али отдал Арве чистый годовой доход от города Адена , который составил 100 000 динаров . [6] Эту сумму заплатили эмиры Манидов Адена, но позже они приостановили ее выплату, когда умер Али, и возобновили ее только для того, чтобы возобновить ее, когда аль-Мукаррам Ахмад восстановил там власть Сулейхида. [6] [примечание 4]

У Арвы было четверо детей от аль-Мукаррама Ахмада: Фатима (ум. 1140), которая вышла замуж за Али б. Саба'; Умм Хамдан (ум. 1122), вышедшая замуж за своего двоюродного брата Али аз-Завахи; и два сына Мухаммед и Али, оба умершие в детстве около 1087 года. [1] [примечание 5]

Как королева-консорт

[ редактировать ]

В 1067 году Али ас-Сулейхи был убит наджахидским правителем Забида Саидом. [6] Царица Асма попала в плен в Забиде вместе с несколькими другими женщинами. [6] Аль-Мукаррам Ахмад сменил Али на посту короля и даи , в результате чего Арва получила новый ранг королевы-супруги. [2] Местные правители по всему Йемену восстали против власти Сулейхида, надеясь воспользоваться вакуумом власти после смерти Али. [5] Следующие несколько лет Ахмад провел кампанию, пытаясь восстановить свою власть, что ему в конечном итоге удалось. [5]

По словам Шахлы Хаери и Таефа Эль-Ажари, нет никаких доказательств того, что Арва когда-либо занимал политическое или религиозное положение в этот период. [1] [2] Однако, по словам Самера Трабулси, отсутствие аль-Мукаррама во время его непрерывной предвыборной кампании дало бы Арве шанс сыграть политическую роль. [5]

Роль Асмы бинт Шихаб на данный момент оспаривается, как и ее влияние на Арву. По словам Фатемы Мернисси , Асма фактически была соправительницей Йемена вместе со своим мужем Али в течение его жизни, а затем была властью за троном во время номинального правления аль-Мукаррама. [7] Таиф Эль-Ажари, однако, говорит, что это утверждение не подтверждается современными источниками - хотя они и изображают Асму как весьма уважаемую личность, есть только один пример того, как она действительно определяла политику: в 1063 году, когда она получила своего брата Аса. объявление назначено заместителем по региону Тихама . [1] В результате, говорит Эль-Ажари, Асма, вероятно, не оказала большого влияния на политическую карьеру Арвы. [1] С другой стороны, Делия Кортезе и Симонетта Кальдерини предполагают, что рассказ Умары об Асме, убедившей ее сына вести войну с другим племенем, указывает на то, что она действительно обладала политическим влиянием во время его правления. [6] Они также указывают на Ибн Халдуна , который «откровенно» писал, что Асма была той, кто действительно руководил во время раннего правления ее сына. [6] Между тем, Шахла Хаэри говорит, что Асма «отвечала за политические вопросы и управление, контролировала конфиденциальную стратегическую информацию и управляла всеми государственными и финансовыми вопросами» до своей смерти, и что Арва «могла учиться у Асмы, просто наблюдая за ней или помогая ей в ее различные официальные обязанности, учитывая тесные отношения между двумя женщинами и легкость, с которой Арва заменила свекровь после ее смерти». [2]

1074–1084: регентство аль-Мукаррама Ахмада.

[ редактировать ]
Дворец королевы Арвы аль-Сулайхи , вид спереди, Джибла, Йемен

Асма умерла в 1074/5 году (467 г. н.э.), и вскоре после этого Ахмад оказался прикованным к постели из-за паралича. [2] [6] [3] [5] [примечание 6] Согласно рассказу Умары, паралич (или параплегия ) Ахмада мог быть вызван ранами, полученными в битве при Забиде против Наджахидов в начале его правления. [3] В то время как Ахмад оставался де-юре правителем Йемена, Арва стала де-факто сувереном, делегировав ей всю власть. [3] [2] [1] [6]

По словам Хусейна Хамдани (1931), Ахмад делегировал ответственность Арве, потому что он «уважал совет своей жены и очень верил в ее проницательность и интеллект». [2] Однако в отчете Умары аль-Ямани XII века это решение объясняется тем, что Ахмад «отдался удовольствиям музыки и вина» и захотел передать ответственность за управление своей жене. [6] По версии Умары, Арва не хотела принимать эту власть, говоря, что «женщина, которая [все еще] желательна в постели, не подходит для управления государством». [6] Кортезе и Кальдерини говорят, что «хотя это заявление представлено как выражение ее личных сомнений, можно подозревать, что оно действительно было построено панегиристкой Умарой как способ восхвалить ее скромность, продемонстрировав ее нежелание оказаться в центре внимания». [6] Умара, возможно, также чувствовала себя некомфортно из-за этой смены гендерных ролей, и ей нужно было найти этому культурно приемлемое объяснение. [2]

На практике, независимо от того, правдиво или нет описание ее сопротивления Умарой, у Арвы, похоже, «мало сомнений, если таковые вообще были, по поводу ее пола или степени ее политического авторитета». [2] Вскоре после того, как она стала регентом, она приняла два важных решения. [1] Первым был перенос столицы из Саны в Зу-Джиблу , южнее. [1] Якобы это было сделано по медицинским показаниям Ахмада. [6] Однако, скорее всего, решение о переезде было принято потому, что Сулейхиды хотели иметь столицу получше, чем Сана, «где авторитет Сулейхидов подрывается». [6] [примечание 7] Арва лично двинулась во главе армии в Зу-Джиблу, где расширила город и лично руководила строительством нового дворца Дар аль-Изз. [1] Она будет проживать здесь большую часть года, а аль-Мукаррам будет жить в соседней цитадели аль-Такар . [1] [примечание 8]

Вторым решением, которое она приняла, было смелое решение провозгласить хутбу от ее имени после имени халифа и ее мужа. [1] Это первый раз, когда хутба произносится от имени женщины. [1]

В отличие от своей свекрови, царицы Асмы, Арва не появлялась обнаженной, когда посещала советы, как это, как известно, делала Асма. [7] Сообщалось, что причина этого заключалась в том, что она была намного моложе своей свекрови, и в ее случае потенциально было бы более скандально последовать этому примеру. [7] Однако, несмотря на то, что она была в чадре, она по-прежнему лично посещала государственные советы и, таким образом, смешивалась с мужчинами, а также отказывалась проводить собрания, скрытые ширмой. [7]

В 1075 году она предприняла действия против лидера Наджахидов Саида аль-Ахваля, что привело к «матери всех сражений», как описал это Умара. [1] Наджахиды были опустошены, и Арва выставила голову Саида прямо под окном своей комнаты во дворце Зу-Джибла. [1] Это было сделано как для того, чтобы отомстить за смерть Али, так и для того, чтобы «продемонстрировать ее силу и решимость внутри страны, а также уничтожить Наджахидов на ее западных территориях». [1]

Обширная переписка Арвы с канцелярией Фатимидов впервые засвидетельствована в этот период в форме трех сиджилов , адресованных ей между 1078 и 1080 годами. [1] Первое (№ 44) датировано августом 1078 года, второе (№ 20) — апрелем 1080 года, а третье (№ 21) не датировано, но, вероятно, также было отправлено в 1080 году. [1] Другой, сиджиль №51, был послан ей фатимидской царицей-матерью Расад в 1078 году. [1] Эти сиджилы не называют Арву «королевой», но дают ей обширные титулы, такие как «заместитель командующего правоверными». [1] В первом и третьем даже не упоминается Ахмад, номинальный правитель, что указывает на то, что Фатимиды в этот момент признали Арву де-факто сувереном Йемена. [1]

Важными членами администрации Арвы в 1070-х годах были кади Имран аль-Ями и Абу аль-Футух ибн Асад . [1] Муж ее матери Амир аз-Завахи и двоюродный брат ее мужа Саба ибн Ахмад ас-Сулайхи , которые оба продолжали играть важную роль в 1080-х годах, не упоминаются в исторических хрониках 1070-х годов. [1] Вероятно, они уже играли важную роль в этот период, но в летописях о них просто не упоминается. [1]

1084–1097/8: регентство Абд аль-Мустансира и женитьба на Сабе ибн Ахмаде.

[ редактировать ]

Аль-Мукаррам Ахмад умер в ат-Такаре в октябре 1084 года. [1] [примечание 9] Он оставил завещание, в котором говорилось, что его двоюродный брат Саба должен стать его преемником. [1] Арва скрыла известие о смерти своего мужа и написала Фатимидам с просьбой назначить ее 10-летнего сына Абд аль-Мустансира Али официальным новым правителем Сулейхидов. [1] [примечание 10] Ответ пришел в сиджиле, датированном июлем 1085 года, и в нем Арва описывался как «тот, от кого халиф будет зависеть в охране призыва и преданном служении делам Фатимидов». [1]

Это был особенно опасный переходный период, и некоторые вожди племен воспользовались шансом бросить вызов власти Арвы. [2] Аден и другие районы снова вышли из-под власти Сулайхидов. [1] В этот период была отмечена наиболее интенсивная переписка между Фатимидами и Сулейхидами: было отправлено до 11 сиджилов относительно преемственности Абд аль-Мустансира. [5]

Примерно в это же время халиф Фатимидов издал беспрецедентный указ, который возвел Арву в ранг худжи – самого высокого ранга в иерархии исмаилитов после самого халифа. [5] [2] К сожалению, от этого указа сохранилась только цитата Идриса Имада ад-Дина. [5] В нем говорилось, что Арва получила это звание потому, что она получила «мудрость и науку имама» от некоторых из наиболее уважаемых членов призыва (вероятно, имея в виду Ламака ибн Малика ). [5] В результате теперь ее стали считать образцовым религиозным деятелем, примеру которого должна следовать община исмаилитов. [5]

Спорным является вопрос о том, был ли Арва ходжей в религиозных вопросах или исключительно политическим деятелем. [2] Хусейн Хамдани пишет, что Арве была предоставлена ​​полная власть как в духовных, так и в политических вопросах, а Делия Кортезе и Симонетта Кальдерини говорят, что решение аль-Мустансира должно было быть основано на прочной теологической основе. [2] С другой стороны, Самер Трабулси утверждает, что ее роль как худжи была по сути символической и она не играла никакой роли в фактическом проведении призыва в Йемене - это сделал Ламак ибн Малик. [5] Нет никаких доказательств того, что женщинам действительно когда-либо разрешалось занимать какие-либо должности в призыве, за исключением ее уникального случая. [5] Ее назначение было политическим, а не религиозным, и было мотивировано желанием Фатимидов способствовать стабильности в регионе путем санкционирования Арвы (который уже был опытным политическим деятелем). [5] Аббас Хамдани аналогичным образом говорит, что «институциональная власть Арвы также была более сконцентрирована на «временной стороне»», а Фархад Дафтари говорит, что «термин худжа также использовался в более ограниченном смысле». [2]

Каким бы ни был точный характер ее худжи , Арва теперь управляла Йеменом в качестве регента своего сына Абд аль-Мустансира, а Ламак отвечал за управление призывом. [2] Она также уполномочила Сабу, носившего титул эмира аль-аджалля , контролировать безопасность государства Сулайхидов. [2] [5] Она также поручила ему образование своих сыновей. [2]

Саба не справился со своей новой задачей в качестве военачальника, и его армия потерпела поражение в 1086 году от коалиции Наджахида-Зайди. [5] Вскоре после этого поражения отчим Арвы, «Амир ибн Сулейман аз-Завахи, поднял восстание против Сабы». [5] Источники умалчивают о причинах этого конфликта, но, вероятно, он был связан с контролем над государством Сулайхидов - как женщина, Арва считалась непригодной для правления. [5]

Арва отправил аль-Мустансиру письмо, в котором объяснил тяжелую ситуацию в Йемене. [5] Ее письмо не сохранилось, но Сиджил аль-Мустансир. сохранился ответный ответ [5] В нем — единственном из его 66 сиджилов , обращенных к широкой публике, — он призывал людей подчиняться власти Арвы, потому что он дал ей власть только тогда, когда был уверен в ее мудрости и благочестии, а не подчиняться ей было ослушаться самого имама. [5] Вскоре после этого гражданская война закончилась, и Саба и Амир помирились. [5]

Около 1090 года Абд аль-Мустансир внезапно скончался. [1] По словам Самера Трабулси, младший сын Арвы Мухаммад уже умер незадолго до этого, оставив Арву единоличным правителем. [5] С другой стороны, по словам Таефа Эль-Ажари, Мухаммед унаследовал номинальный трон своего брата. [1] В любом случае, в этот момент Саба начал требовать своего права быть королем. [1] и предложил Арве жениться. [5]

Согласно некоторым хроникам, предложение Сабы привело к военному противостоянию с Арвой, поскольку она отказалась от его предложения. [1] Эль-Ажари считает это «крайне маловероятным», но описывает, как это отражает ее силу. [1] Предполагаемая конфронтация произошла, когда Саба быстро направился в Зу-Джиблу со своей армией, но по прибытии ему было отказано во входе во дворец. [5] Некоторое время он подождал снаружи, но в конце концов понял, что Арва не позволит ему жениться на ней, поэтому в смущении он вернулся в свою крепость. [5] [примечание 11]

Правдива эта история или нет, но предложение руки и сердца Сабы в конечном итоге получило официальную поддержку Фатимидов. [1] Аль-Мустансир дал это предложение свое благословение и послал устада (чиновника высшего суда), чтобы сообщить Арве о своем приказе выйти замуж за Сабу. [5] [примечание 12] Арве ничего не оставалось, как подчиниться приказу имама, и он согласился. [5] Брачный контракт был заключен, но сомнительно, что он когда-либо был исполнен . [1]

Это событие указывает на изменение отношения Фатимидов к Арве. [5] После смерти ее сыновей они больше не хотели ее поддерживать – возможно, они думали, что женщина не должна находиться у власти так долго – и планировали выдать ее замуж за мужчину по имени Саба, который тогда будет владеть настоящей властью. власть. [5] Его брак с Арвой поможет придать легитимность его правлению среди местных султанов и племенных шейхов. [5]

Аль-Мустансир умер в 1094 году, не имея явного преемника, что привело к конфликту по поводу преемственности Фатимидов между его сыновьями аль-Мустали и Низаром . [1] Мать аль-Мустали отправила Арве послание в 1096 году ( сиджил № 35), прося поддержки правления своего сына. [1] Вскоре после этого его примеру последовал и сам аль-Мустали. [2] Понимая силу политической позиции аль-Мустали, Арва прагматично решил поддержать его. [1] Примечательно, что Фатимиды никогда не посылали сиджилов в Саба, хотя на тот момент он номинально был королем, что указывает на то, что Арва все еще удерживал фактическую власть в Йемене. [1]

1097/8–1138: независимое правление

[ редактировать ]

Саба умер в 1098 году (491 г. хиджры), а Амир умер годом позже, в 1099 г. (492 г. хиджры). [3] Таким образом, Арва освободилась от двух своих главных политических соперников. [5] и теперь она была бесспорным монархом Йемена сама по себе, без какой-либо необходимости в браке или сыновьях. [1] Арву публично назвали аль-Маликой , или «королевой» — это произошло впервые в исламском мире. [1] На этот раз Фатимиды, похоже, признали Арву своим сувереном. [1] Летописцы, такие как Умара аль-Ямани или Идрис Имад ад-Дин, никогда не упоминают о более поздних указах Фатимидов, выражая свое недовольство тем, что Арва остается у власти таким образом, или что они возражают против ее политики. [5] По словам Таефа Эль-Ажари, причина их молчаливого согласия на этот раз заключается в том, что они уже были озабочены расколом Низари-Мустали, а после 1097 года - Первым крестовым походом . [1]

Однако после смерти Сабы и Амира, а также Ламака, который умер примерно в то же время, Арва осталась без некоторых из своих самых важных советников. [3] Она назначила верного эмира аль-Муфаддала ибн Абил-Бараката аль-Химьяри, чтобы он сменил Сабу на посту командующего армией и охранял королевские сокровища в аль-Такаре. [1] [3] Аль-Муфаддал враждебно относился к семье Сабы и, возможно, был ответственен за отчуждение правителей Адена и Саны, которые теперь отделились от правления Сулейхидов. [3] Аль-Муфаддал возглавил различные кампании по всему Йемену, чтобы восстановить власть Арвы. [1] Ему наиболее удалось подчинить себе Зурайидов Адена, которые согласились платить ежегодную дань в размере 50 000 динаров (половину того, что они платили ранее). [1] Сана, с другой стороны, навсегда отделилась при Хамданидах , поддерживаемая семьей Кади Имрана аль-Ями. [3]

В 1109 году умер правитель Тихамы Фатик. [1] Его преемник аль-Мансур был еще младенцем, и регион погрузился в гражданскую войну. [1] Некоторые местные командиры отправились в аль-Муфаддал и предложили выплатить Арве четверть годового дохода Тихамы в качестве дани в обмен на военную поддержку. [1] В 1110 году, когда аль-Муфаддал проводил кампанию в Тихаме, в аль-Такаре произошел переворот против заместителя губернатора, которого он там назначил. [1] В результате переворота , возглавляемого группой юристов-суннитов и поддержанного племенем хавлан , удалось взять под контроль цитадель. [1] Аль-Муфаддал отправился попытаться вернуть аль-Такар, но умер по дороге. [1] Когда Арва услышала об этом, она лично отправилась во главе армии (редкий случай) в Аль-Такар, где провела переговоры с лидерами переворота и успешно вернула Аль-Такар под свой контроль. [1]

После смерти аль-Муфаддала контроль Сулейхидов над Йеменом ослаб. [1] Аден снова откололся, и в какой-то момент даже Аль-Такар снова на время был потерян. [1] Арва назначил двоюродного брата аль-Муфаддала Асада ибн Абил-Футуха своим преемником на посту заместителя, но, похоже, он добился не очень эффективного результата. [1] В 1119 году Арва, которому сейчас 65 лет, написал Фатимидам письмо с просьбой о помощи. [1] Фатимидский визирь аль-Афдал Шаханшах в ответ послал Али ибн Ибрагима ибн Наджиба ад-Даулу , которого Арва назначил командующим армией. [1] Цель миссии Ибн Наджиба ад-Даулы обсуждается. По словам Самера Трабулси, его послали, чтобы поставить Арву под более тесный контроль Фатимидов. С другой стороны, по словам Хусейна Хамдани, его послали исключительно для того, чтобы помочь ей. [2]

Ибн Наджиб ад-Даула смог восстановить власть Сулейхидов над несколькими ключевыми замками, но он не смог вернуть себе ни одного крупного города, такого как Аден, Сана или Забид. В 1123 году новый визирь Фатимидов аль-Мамун аль-Батаихи послал ему в подкрепление 400 армянских лучников и 700 рыцарей. Однако вожди племен, лояльные Арве, выражали «некоторый дискомфорт в его присутствии». [1]

Между тем, победы Ибн Наджиба ад-Даулы, очевидно, раздули его эго, и он попытался устроить переворот против Арвы и заменить ее на посту лидера - он думал, что она «стара и слабоумна и ей нужно уйти в отставку». [2] Арва быстро возглавил контратаку и осадил своих солдат; тем временем она приказала «раздать большие суммы египетских денег» вождям племен, которые были в плохих отношениях с Ибн Наджибом ад-Давлой. Очевидно, она распространила слухи о том, что деньги поступили от самого Ибн Наджиба ад-Даулы. Наемники Ибн Наджиба ад-Даулы были расстроены и покинули его, и он был вынужден подчиниться Арве. [2] Он был арестован и содержался в заключении в Зу-Джибле в течение неизвестного периода времени. [1]

В конце концов халиф аль-Амир отозвал Ибн Наджиба ад-Даулу. Арва отправил Ибн Наджиба ад-Даулу обратно в Египет на лодке – в деревянной клетке. [1] На том же корабле она отправила своего доверенного секретаря аль-Азди в качестве посланника, чтобы тот извинился перед халифом за арест Ибн Наджиба ад-Давлы вместе с драгоценными подарками. [1] До Египта они так и не добрались, так как корабль по пути затонул. [1] [ сомнительно обсудить ] Арву обвинили в том, что он заплатил капитану корабля за его потопление , но, по словам Таефа Эль-Ажари, это маловероятно, поскольку аль-Азди также находился на корабле. [1]

Религиозная политика

[ редактировать ]
Двор мечети царицы Арвы

Имам Аль-Мустансир Биллах в 1084 году присвоил Арве высший ранг в йеменском призыве , Худжат . Это был первый раз, когда женщина получила такой статус за всю историю ислама. Под ее правлением шиитские даи были отправлены в западную Индию . Благодаря ее покровительству миссий в Гуджарате во второй половине XI века была основана исмаилитская община, которая сохранилась там до сих пор под названиями Давуди Бора , Сулеймани и Алави . [8]

1094 года Во время раскола Арва поддержал Аль-Мустали как законного преемника Аль-Мустансира Биллаха. Из-за высокого мнения об Арве в Йемене и западной Индии , эти две области последовали за ней и считали Имама аль-Мустали новым халифом Фатимидов.

Благодаря поддержке Имама ат-Тайиба она стала главой новой группировки, которая стала известна как Тайяби Исмаилиты . Ее враги в Йемене, в свою очередь, поддержали Аль-Хафиза, но им не удалось отстранить Сайаду Арву от власти. Тайяби-исмаилиты полагают, что Имам аль-Амир би'Аккамилл-Лах отправил письмо Арве, поручая ей назначить наместника для его маленького сына, Имама Тайияба. В соответствии с этим желанием она назначила Зоеба бин Мусу Даи аль-Мутлаком , наместником уединенного ат-Тайиба Абу ль-Касима . Линия преемственности продолжается и по сей день через различные Дуаты Тайяби.

Хафизи Исмаилизм, последователи аль-Хафиза, тесно связанные с режимом Фатимидов в Каире, исчезли вскоре после падения Халифата в 1171 году и вторжения Айюбидов в южную Аравию в 1173 году. Но дава Тайяби, инициированный Арвой, выжил в Йемен, штаб-квартира которого остается в Харазе. Благодаря тесным связям между сулейхидами Йемена и Гуджаратом, дело тайибитов также было поддержано в западной Индии и Йемене, которые постепенно стали домом для самой большой популяции тайябитов, известных там как Сулеймани , Давуди Бора и Алави Бора . [ нужна ссылка ]

Тот факт, что Арва была выбрана ходжей, потребовал богословских объяснений того, почему непогрешимый имам выбрал женщину на эту должность. [5] Одним из источников является « Гайят аль-Мавалид» аль -Султана аль-Хаттаба , высокопоставленного даи, сыгравшего важную политическую и военную роль в последние годы правления Арвы. [5] Аль-Хаттаб представил оригинальный аргумент, хотя и основанный на существующих богословских принципах исмаилитов, чтобы оправдать Арву в этой роли. [5] По его словам, настоящий пол человека не определяется телесной «оболочкой», которую он имеет физически. [5] Скорее, их пол можно определить только по их действиям. [5] Тогда было возможно, что существовали люди, которые занимали более высокий, или «мужской», уровень, несмотря на то, что имели физическую форму женщины; такие как Фатима или Хадиджа . [5] Поэтому он писал, что несправедливо считать людей с женской телесной оболочкой духовно неполноценными. [5] Дхакар находится на более низком духовно совершенен и достиг высших уровней духовного знания, тогда как унта уровне и все еще может прогрессировать с помощью дхакара . [5] Достигнув высшего уровня религиозных знаний, он сразу же стал бы дакаром, даже если бы имел телесную оболочку женщины. [5] Арва, утверждал он, поступила именно так, поскольку аль-Мустансир назначил ее ходжей потому, что она достигла такого уровня мудрости, поэтому не было никакого противоречия между ее полом и ее рангом. [5] Аль-Хаттаб сказал, что о человеке следует судить по его знаниям, а не по внешнему виду. [5] Аль-Хаттаб, по сути, утверждал, что Арва был мужчиной по своей сути. [5]

Строительные работы и экономическая политика

[ редактировать ]

В Сане Арва расширил большую мечеть и улучшил дорогу из города в Самарру . [7] В Джибле она построила новый дворец королевы Арвы и одноименную мечеть . Также известно, что она построила множество школ по всему своему королевству. Арва улучшил экономику, заинтересовавшись поддержкой сельского хозяйства. [ нужна ссылка ]

Смерть и наследие

[ редактировать ]

Арва умер в 1138 году в возрасте 90 лет. [2] Ее похоронили в мечети, которую она построила в Зу-Джибле. [2] С тех пор ее могила стала местом паломничества мусульман различных общин, как местных, так и иностранных, хотя они не всегда знают о ее исмаилитском происхождении. [2] Сане . В ее честь назван Университет Королевы Арвы в [9]

Со смертью Арвы династия Сулайхидов фактически пришла к концу. [2] Тайиби После своей смерти она отдала все свое богатство даату , и хотя некоторые члены Сулейхидов удерживали разбросанные крепости в течение десятилетий после ее смерти, они были относительно незначительными. [2]

При ее жизни политическая роль Арвы, возможно, вдохновила другую йеменскую женщину, Алам аль-Малику , прийти к власти в качестве королевы. [1] Алам была наложницей правителя Наджахидов Мансура до его убийства в 1125 году; затем она правила регентом своего маленького сына Фатика. [1] Более поздние королевы Йемена, возможно, также находились под влиянием наследия Арвы и принимали активную роль в политических делах, например, Айюбидов королева-мать Умм ан-Насир в 1215 году, а позже Расулидов принцесса ад-Дар аль-Шамси (ум. 1295). , которая защищала столицу Расулидов Забид после смерти ее отца аль-Мансура Умара и позже была сделана королевой Забида ее братом аль-Музаффаром Юсуфом I. [1]

Фатема Мернисси посетовала, что Арва и ее свекровь Асма остались неизвестными как в мусульманском мире, так и для западных ученых. [7] Самер Трабулси отмечает, что, будучи женщиной-исмаиликой из Йемена, Арва была фигурой «тройно маргинализированной», которой мусульманские историки пренебрегали; и что если бы не разграбление Али Мекки, средневековый исламский мир даже не услышал бы о Сулейхидах. [5]

Личность

[ редактировать ]

Исторические источники «единодушно хвалят» интеллект, харизму и политическую хватку Арвы. [2] Идрис Имад ад-Дин, например, описал ее как «женщину великого благочестия, честности и совершенства, совершенного интеллекта и эрудиции, превосходящую даже мужчин». [2] Умара описывает ее как «начитанную и, помимо дара письма, [она] обладала цепкой памятью, хранящей хронологию прошлого». [2] Он также описал ее знание Корана , ее память на поэзию и историю, а также ее умение толковать и интерпретировать тексты. [6] В наше время Фархад Дафтари охарактеризовал Арву как независимую личность. [2] Исторические источники также описывают ее внешний вид, хотя Шахла Хаери задается вопросом, видело ли бы столько людей ее лично. [2] Умара описала ее как «светлую кожу с красным оттенком; высокую, стройную, но склонную к полноте, безупречную по красоте черт лица, с ясным голосом». [2]

По мнению Хаэри, эти рассказы во многом основывались на устных традициях; [2] Эль-Ажари говорит, что они «основаны на ее более позднем статусе, таким образом восхваляя ее личность и широкие знания, но не вдаваясь в подробности». [1]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Имя Ахмада также указывается как «Ахмад ибн Джафар ибн Муса аль-Сулайхи», а имя ар-Радды также указывается как «ар-Рада бинт аль-Фари». [2]
  2. ^ Или 1069, в версии Умары. [6]
  3. Однако, по словам Кортезе и Кальдерини, брак произошел, когда аль-Ааз был еще жив, и он умер вскоре после того, как он состоялся, и таким образом Арва была возведена в ранг «будущей королевы-супруги». [6]
  4. Эмиры Манидов снова приостановили эту выплату после смерти аль-Мукаррама Ахмада в 1084 году. [6]
  5. ^ Полное имя Мухаммеда было аль-Музаффар Абд аль-Имам Мухаммад, а полное имя Али было аль-Мукаррам аль-Асгар Абд аль-Мустансир Али. [5] Имя «аль-Мукаррам аль-Асгар» означает «аль-Мукаррам младший». [2]
  6. ^ Есть некоторые споры по поводу даты. [1]
  7. ^ Эта оппозиция, возможно, исходила в основном от большого населения Зайди в Сане. [1]
  8. По словам Аббаса Хамдани, вместо этого она, вероятно, проживала в Харазе . [3]
  9. ^ Некоторые источники, такие как Умара и аль-Джанади, вместо этого указывают дату как 1091 год, но более ранняя дата подтверждается сиджилом из аль-Мустансира, датированным 27 июня 1085 года. [3]
  10. Такое сокрытие известия о смерти правителя исторически не было редкостью. Это было сделано, чтобы попытаться предотвратить политический кризис по поводу преемственности. [2]
  11. По словам Аббаса Хамдани, Саба в конце концов «галантно» отозвал свое предложение, когда понял, насколько Арва был против брака. [3]
  12. Устадом был евнух по имени Ямин ад-Даула, который встретил Арву во дворце Зу Джибла на глазах «всех ее советников и секретарей». [1]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. быть парень бг чб с минет БК с бм млрд быть б.п. БК бр бс БТ этот бв б бх к бз что CB копия компакт-диск Этот см. cg ч Там СиДжей Эль-Ажари, Таиф (2021). Королевы, евнухи и наложницы в исламской истории, 661–1257 (PDF) . Издательство Эдинбургского университета. стр. 100-1 196–252. ISBN  9781474423199 . Проверено 22 марта 2022 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь Хаери, Шахла (2020), Незабываемые королевы ислама , Cambridge University Press, стр. 89–105, ISBN  978-1-107-55489-4
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Хамдани, Аббас (1974). «Даи Хатим ибн Ибрагим аль-Хамиди (ум. 596 г. по Хиджре/1199 г. н.э.) и его книга «Тухфат аль-Кулуб» » . Ориенс . 23/24: 258–300. дои : 10.2307/1580105 . JSTOR   1580105 . Проверено 30 апреля 2022 г.
  4. ^ Jump up to: а б с Наджи, Султан (1973). Библиюджрафия Мухтара Ва-тафсирия ан Аль-Яман . Кувейтский университет, факультет библиотек. Мистер. 184.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в Трабулси, Самер (2003). «Королева на самом деле была мужчиной: Арва бинт Ахмад и религиозная политика» . Арабика . 50 (1): 96–108. дои : 10.1163/157005803321112164 . JSTOR   4057749 . Проверено 30 апреля 2022 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Кортезе, Делия; Кальдерини, Симонетта (2006). Женщины и Фатимиды в мире ислама . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. стр. 128–40. ISBN  0-7486-1732-9 . Проверено 30 апреля 2022 г.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж Мернисси, Фатима; Лейкленд, Мэри Джо (переводчик) (2003), Забытые королевы ислама , Oxford University Press , ISBN  978-0-19-579868-5 {{citation}}: |first2= имеет общее имя ( справка )
  8. ^ 15 важных мусульманских женщин в истории , 8 марта 2014 г.
  9. ^ «О названии университета» . Университет Королевы Арвы . [ постоянная мертвая ссылка ]
  • Сайида Хурра. « Исмаилитская Сулейхидская королева Йемена Фархада Дафтари»; содержится в книге « Женщины в средневековом исламском мире » под редакцией Гэвина Р.Г. Хэмбли.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b901b841c8e42fc1fd617b1b1041cb88__1722453660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b9/88/b901b841c8e42fc1fd617b1b1041cb88.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Arwa al-Sulayhi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)