Арва аль-Сулейхи
Сыновья Ахмада ибн Мухаммада ибн Джафара ибн Мусы ас-Сулайхи | |
---|---|
Мавзолей королевы Арвы внутри мечети королевы Арвы , Джибла | |
Рожденный | 1048 г. н. э. (440 г. хиджры ) |
Умер | 5 мая 1138 г. (89–90 лет) |
Место отдыха | Мечеть королевы Арвы , Джибла |
Другие имена | -Сайида Аль Хурра - Ас Аль-Малика Аль-Хурра ( арабский : Свободная королева или Аль-Хурратул-Малика ( арабский : Свободная королева , букв. «Благородная королева») Маликат Саба Ас-Сагира ( Маленькая царица Савская , «Маленькая царица Савская ») |
Известный | Быть многолетней королевой Йемена и ислама |
Предшественник | Асма бинт Шихаб |
Преемник | (Династия Сулайхидов упразднена) |
Супруги | |
Дети | Абд аль-Имам Мухаммад Абд аль-Мустансир Али Фатима Умм Хамдан |
Родитель |
|
Часть серии об Исламе. Исмаилизм |
---|
![]() |
![]() |
Арва аль-Сулайхи ( арабский : أَرْوَى بِنْت أَحْمَد ابْن مُحَمَّد ابْن جَعْفَر ابْن مُوْسَ ٱلصُّلَيْحِي , латинизированное : Арва бинт Ахмад ибн Мухаммад ибн Джафар ибн Муса ас-Сулайхи ), ( ок. 1048 – ок. 1138 ) был долгоправящим правителем Йемен , сначала как соправительница первых двух своих мужей, а затем как единоличная правительница с 1067 года до своей смерти в 1138 году. Она была последней из правителей династии Сулейхидов , а также первой женщиной, удостоенной этого престижного титула. Худжи ее в исмаилитской ветви шиитского ислама , обозначая ее как наиболее близкий живой образ при Бога воли жизни, в доктрине исмаилитов. В народе ее называют Ас-Сайида Аль-Хурра (араб. ٱلسَّيِّدَة ٱلْحُرَّة , букв. «Благородная леди»), Аль-Малика Аль-Хурра (араб. ٱلْمَلِكَح ُرَّة или Аль-Хурратул-Малика (араб. ٱلْحُرَّةُ ٱلْمَلِكَة , букв. «Благородная царица») и Маликат Саба Ас-Сагира (араб. مَلِكَة سَبَأ ٱلصَّغِيْرَة , букв. «Маленькая царица Савская»).
Как женщина-правительница, Арва занимает почти уникальное положение в истории: хотя в международном мусульманском мире было больше женщин-монархов, Арва и Асма бинт Шихаб были единственными женщинами-монархами в арабском мусульманском мире, у которых была хутба , высшее признание Монархический статус мусульман, провозглашаемый от их имени в мечетях. Она основала несколько мечетей, самой известной из которых является Мечеть Королевы Арвы .
Арва была первой царицей мусульманского мира. Благодаря своему титулу худжи она является единственной мусульманкой, которая когда-либо обладала как политической, так и религиозной властью сама по себе.
Ее политическую карьеру можно условно разделить на четыре части. Первый охватывает период от ее брака с аль-Мукаррамом Ахмадом в 1065 году до смерти ее свекрови Асмы в 1074 году. В этот период нет никаких свидетельств того, что она обладала какой-либо политической властью. Второй начинается после смерти Асмы, и с этого момента Ахмад начал делегировать всю власть Арве до своей смерти в 1086 году. В-третьих, после его смерти Арва обладала властью королевы-матери своего сына Абд аль-Мустансира, и аль-Мустансир также приказал ей выйти замуж за Сабу ас-Сулайхи (хотя так и не вступила в брак) для законности, а затем была номинальной супругой, даже если она обладала реальной властью. Наконец, после смерти Сабы в 1097 или 1098 году Арва правила как единоличная королева, без номинально ответственного мужчины.
Имя
[ редактировать ]Имя Арва ( араб . أَرْوَى , латинизированное : Арва ) буквально означает « самка козерога ». [1] Это также традиционное арабское имя для девочек, означающее грациозность, красоту, мягкость и живость. [2] Есть некоторые разногласия по поводу того, действительно ли это было ее настоящее имя - С.М. Стерн. [3] и султан Наджи, [4] например, утверждайте, что настоящее имя Арвы было Сайида, а не Арва. [3] [4] Стерн предположил, что возможна путаница с другой сулейхидской принцессой по имени Арва. [3] и Наджи написал, что ее «неправильно зовут Арва». [4] Однако Аббас Хамдани говорит, что ранние исмаилитские источники действительно называют ее Арвой, например, Идрис Имад ад-Дин и одна из версий Умары аль- Ямани Тариха . [3] Имя «ас-Сайида аль-Хурра», или «благородная женщина», используется в этих текстах как почетный титул, «определяющий имя Арва». [3] Хамдани говорит, что Арву, вероятно, при жизни знали под обоими именами. [3] Самер Трабулси утверждает, что имена «Сайида» и «Сайида Урра» являются «титулами, используемыми из уважения» и что Арва было ее настоящим именем. [5]
Источники
[ редактировать ]Есть три основных источника жизни Арвы. [1] Первый — это « Тарих аль-Яман» XII века , или «История Йемена», написанная Умарой аль-Ямани . [1] Умара был сторонником Фатимидов, несмотря на то, что был суннитом, который поселился в Египте в 1164 году. [1] Его книга охватывала династию Сулейхидов и оказала влияние на более поздних летописцев, таких как Тадж ад-Дин аль-Ямани , Али аль-Хазраджи и Яхья ибн аль-Хусейн . [1]
Второй — « Уюн аль-Ахбар ва Фунун аль-Атар» , написанный Идрисом Имадом ад-Дином , тайибитом исмаили даи мутлаком XIX века, жившим в 15 веке. [1] Седьмой том этого труда был посвящен религиозно-доктринальной истории Сулейхидов. [1] Его работа важна, потому что, будучи даи, он имел инсайдерский доступ к источникам, которые были бы закрыты для других. [1]
Наконец, существует сиджилат между Сулейхидами и Фатимидами, которые важны как первоисточник. [1] Основным источником для этого является «Сиджилат аль-Мустансирия» , состоящая из 66 сиджилов , отправленных из канцелярии Фатимидов Сулейхидам; он попал в Гуджарат в Индии. [1]
В целом исмаилитские источники исторически были очень ограничены, поскольку они были закрыты для всех, кроме последователей призыва. [1] Их можно найти в исмаилитских библиотеках по всему Йемену, западной Индии, Ирану и Центральной Азии, но они доступны только одобренным приверженцам. [1] Они также были доступны через Институт исмаилитских исследований в Лондоне. [1] Это способствовало некоторой безвестности вокруг Арвы и ее жизни. [1] Другим фактором, способствующим этому, является то, что египетские (такие как Ибн Муйассар , аль-Макризи и Ибн Тагрибирди ) и иракские (такие как Ибн аль-Асир ) историки обычно уделяли мало внимания Йемену в эпоху Фатимидов. [1]
Жизнь и царствование
[ редактировать ]Арва родился в 1047 или 1048 году н. э . (440 г. хиджры ) в семье Ахмада ибн аль-Касима аль-Сулайхи и ар-Радды аль-Сулайхи. [1] Правитель Сулейхидов Али аль-Сулейхи приходился ей дядей по отцовской линии. [2] [примечание 1] Ее отец (Ахмад) умер, когда она была маленькой (точная дата никогда не указывается), а ее мать снова вышла замуж за Амира ибн Сулеймана аз-Завахи , члена союзного племени, который позже стал одним из главных политических соперников Арвы. [2] После смерти отца Арва выросла в королевском дворце под руководством Али и Асмы. [1] Королевская чета предположительно рано осознала ее интеллект и предоставила ей лучшее образование. [2] (По словам Умары, Сулейхиды в целом гордились тем, что давали своим женщинам хорошее образование.) [6]
В 1065/6 (458 г.х.) [примечание 2] Примерно в 18 лет Арва вышла замуж за своего двоюродного брата по отцовской линии, вали аль-ахда (наследного принца) аль-Мукаррама Ахмада. [6] [1] Этот брак был заключен Али вскоре после смерти его старшего сына и первоначального наследника аль-Ааза. [3] [примечание 3] В качестве махра , или невестного богатства, Али отдал Арве чистый годовой доход от города Адена , который составил 100 000 динаров . [6] Эту сумму заплатили эмиры Манидов Адена, но позже они приостановили ее выплату, когда умер Али, и возобновили ее только для того, чтобы возобновить ее, когда аль-Мукаррам Ахмад восстановил там власть Сулейхида. [6] [примечание 4]
У Арвы было четверо детей от аль-Мукаррама Ахмада: Фатима (ум. 1140), которая вышла замуж за Али б. Саба'; Умм Хамдан (ум. 1122), вышедшая замуж за своего двоюродного брата Али аз-Завахи; и два сына Мухаммед и Али, оба умершие в детстве около 1087 года. [1] [примечание 5]
Как королева-консорт
[ редактировать ]В 1067 году Али ас-Сулейхи был убит наджахидским правителем Забида Саидом. [6] Царица Асма попала в плен в Забиде вместе с несколькими другими женщинами. [6] Аль-Мукаррам Ахмад сменил Али на посту короля и даи , в результате чего Арва получила новый ранг королевы-супруги. [2] Местные правители по всему Йемену восстали против власти Сулейхида, надеясь воспользоваться вакуумом власти после смерти Али. [5] Следующие несколько лет Ахмад провел кампанию, пытаясь восстановить свою власть, что ему в конечном итоге удалось. [5]
По словам Шахлы Хаери и Таефа Эль-Ажари, нет никаких доказательств того, что Арва когда-либо занимал политическое или религиозное положение в этот период. [1] [2] Однако, по словам Самера Трабулси, отсутствие аль-Мукаррама во время его непрерывной предвыборной кампании дало бы Арве шанс сыграть политическую роль. [5]
Роль Асмы бинт Шихаб на данный момент оспаривается, как и ее влияние на Арву. По словам Фатемы Мернисси , Асма фактически была соправительницей Йемена вместе со своим мужем Али в течение его жизни, а затем была властью за троном во время номинального правления аль-Мукаррама. [7] Таиф Эль-Ажари, однако, говорит, что это утверждение не подтверждается современными источниками - хотя они и изображают Асму как весьма уважаемую личность, есть только один пример того, как она действительно определяла политику: в 1063 году, когда она получила своего брата Аса. объявление назначено заместителем по региону Тихама . [1] В результате, говорит Эль-Ажари, Асма, вероятно, не оказала большого влияния на политическую карьеру Арвы. [1] С другой стороны, Делия Кортезе и Симонетта Кальдерини предполагают, что рассказ Умары об Асме, убедившей ее сына вести войну с другим племенем, указывает на то, что она действительно обладала политическим влиянием во время его правления. [6] Они также указывают на Ибн Халдуна , который «откровенно» писал, что Асма была той, кто действительно руководил во время раннего правления ее сына. [6] Между тем, Шахла Хаэри говорит, что Асма «отвечала за политические вопросы и управление, контролировала конфиденциальную стратегическую информацию и управляла всеми государственными и финансовыми вопросами» до своей смерти, и что Арва «могла учиться у Асмы, просто наблюдая за ней или помогая ей в ее различные официальные обязанности, учитывая тесные отношения между двумя женщинами и легкость, с которой Арва заменила свекровь после ее смерти». [2]
1074–1084: регентство аль-Мукаррама Ахмада.
[ редактировать ]
Асма умерла в 1074/5 году (467 г. н.э.), и вскоре после этого Ахмад оказался прикованным к постели из-за паралича. [2] [6] [3] [5] [примечание 6] Согласно рассказу Умары, паралич (или параплегия ) Ахмада мог быть вызван ранами, полученными в битве при Забиде против Наджахидов в начале его правления. [3] В то время как Ахмад оставался де-юре правителем Йемена, Арва стала де-факто сувереном, делегировав ей всю власть. [3] [2] [1] [6]
По словам Хусейна Хамдани (1931), Ахмад делегировал ответственность Арве, потому что он «уважал совет своей жены и очень верил в ее проницательность и интеллект». [2] Однако в отчете Умары аль-Ямани XII века это решение объясняется тем, что Ахмад «отдался удовольствиям музыки и вина» и захотел передать ответственность за управление своей жене. [6] По версии Умары, Арва не хотела принимать эту власть, говоря, что «женщина, которая [все еще] желательна в постели, не подходит для управления государством». [6] Кортезе и Кальдерини говорят, что «хотя это заявление представлено как выражение ее личных сомнений, можно подозревать, что оно действительно было построено панегиристкой Умарой как способ восхвалить ее скромность, продемонстрировав ее нежелание оказаться в центре внимания». [6] Умара, возможно, также чувствовала себя некомфортно из-за этой смены гендерных ролей, и ей нужно было найти этому культурно приемлемое объяснение. [2]
На практике, независимо от того, правдиво или нет описание ее сопротивления Умарой, у Арвы, похоже, «мало сомнений, если таковые вообще были, по поводу ее пола или степени ее политического авторитета». [2] Вскоре после того, как она стала регентом, она приняла два важных решения. [1] Первым был перенос столицы из Саны в Зу-Джиблу , южнее. [1] Якобы это было сделано по медицинским показаниям Ахмада. [6] Однако, скорее всего, решение о переезде было принято потому, что Сулейхиды хотели иметь столицу получше, чем Сана, «где авторитет Сулейхидов подрывается». [6] [примечание 7] Арва лично двинулась во главе армии в Зу-Джиблу, где расширила город и лично руководила строительством нового дворца Дар аль-Изз. [1] Она будет проживать здесь большую часть года, а аль-Мукаррам будет жить в соседней цитадели аль-Такар . [1] [примечание 8]
Вторым решением, которое она приняла, было смелое решение провозгласить хутбу от ее имени после имени халифа и ее мужа. [1] Это первый раз, когда хутба произносится от имени женщины. [1]
В отличие от своей свекрови, царицы Асмы, Арва не появлялась обнаженной, когда посещала советы, как это, как известно, делала Асма. [7] Сообщалось, что причина этого заключалась в том, что она была намного моложе своей свекрови, и в ее случае потенциально было бы более скандально последовать этому примеру. [7] Однако, несмотря на то, что она была в чадре, она по-прежнему лично посещала государственные советы и, таким образом, смешивалась с мужчинами, а также отказывалась проводить собрания, скрытые ширмой. [7]
В 1075 году она предприняла действия против лидера Наджахидов Саида аль-Ахваля, что привело к «матери всех сражений», как описал это Умара. [1] Наджахиды были опустошены, и Арва выставила голову Саида прямо под окном своей комнаты во дворце Зу-Джибла. [1] Это было сделано как для того, чтобы отомстить за смерть Али, так и для того, чтобы «продемонстрировать ее силу и решимость внутри страны, а также уничтожить Наджахидов на ее западных территориях». [1]
Обширная переписка Арвы с канцелярией Фатимидов впервые засвидетельствована в этот период в форме трех сиджилов , адресованных ей между 1078 и 1080 годами. [1] Первое (№ 44) датировано августом 1078 года, второе (№ 20) — апрелем 1080 года, а третье (№ 21) не датировано, но, вероятно, также было отправлено в 1080 году. [1] Другой, сиджиль №51, был послан ей фатимидской царицей-матерью Расад в 1078 году. [1] Эти сиджилы не называют Арву «королевой», но дают ей обширные титулы, такие как «заместитель командующего правоверными». [1] В первом и третьем даже не упоминается Ахмад, номинальный правитель, что указывает на то, что Фатимиды в этот момент признали Арву де-факто сувереном Йемена. [1]
Важными членами администрации Арвы в 1070-х годах были кади Имран аль-Ями и Абу аль-Футух ибн Асад . [1] Муж ее матери Амир аз-Завахи и двоюродный брат ее мужа Саба ибн Ахмад ас-Сулайхи , которые оба продолжали играть важную роль в 1080-х годах, не упоминаются в исторических хрониках 1070-х годов. [1] Вероятно, они уже играли важную роль в этот период, но в летописях о них просто не упоминается. [1]
1084–1097/8: регентство Абд аль-Мустансира и женитьба на Сабе ибн Ахмаде.
[ редактировать ]Аль-Мукаррам Ахмад умер в ат-Такаре в октябре 1084 года. [1] [примечание 9] Он оставил завещание, в котором говорилось, что его двоюродный брат Саба должен стать его преемником. [1] Арва скрыла известие о смерти своего мужа и написала Фатимидам с просьбой назначить ее 10-летнего сына Абд аль-Мустансира Али официальным новым правителем Сулейхидов. [1] [примечание 10] Ответ пришел в сиджиле, датированном июлем 1085 года, и в нем Арва описывался как «тот, от кого халиф будет зависеть в охране призыва и преданном служении делам Фатимидов». [1]
Это был особенно опасный переходный период, и некоторые вожди племен воспользовались шансом бросить вызов власти Арвы. [2] Аден и другие районы снова вышли из-под власти Сулайхидов. [1] В этот период была отмечена наиболее интенсивная переписка между Фатимидами и Сулейхидами: было отправлено до 11 сиджилов относительно преемственности Абд аль-Мустансира. [5]
Примерно в это же время халиф Фатимидов издал беспрецедентный указ, который возвел Арву в ранг худжи – самого высокого ранга в иерархии исмаилитов после самого халифа. [5] [2] К сожалению, от этого указа сохранилась только цитата Идриса Имада ад-Дина. [5] В нем говорилось, что Арва получила это звание потому, что она получила «мудрость и науку имама» от некоторых из наиболее уважаемых членов призыва (вероятно, имея в виду Ламака ибн Малика ). [5] В результате теперь ее стали считать образцовым религиозным деятелем, примеру которого должна следовать община исмаилитов. [5]
Спорным является вопрос о том, был ли Арва ходжей в религиозных вопросах или исключительно политическим деятелем. [2] Хусейн Хамдани пишет, что Арве была предоставлена полная власть как в духовных, так и в политических вопросах, а Делия Кортезе и Симонетта Кальдерини говорят, что решение аль-Мустансира должно было быть основано на прочной теологической основе. [2] С другой стороны, Самер Трабулси утверждает, что ее роль как худжи была по сути символической и она не играла никакой роли в фактическом проведении призыва в Йемене - это сделал Ламак ибн Малик. [5] Нет никаких доказательств того, что женщинам действительно когда-либо разрешалось занимать какие-либо должности в призыве, за исключением ее уникального случая. [5] Ее назначение было политическим, а не религиозным, и было мотивировано желанием Фатимидов способствовать стабильности в регионе путем санкционирования Арвы (который уже был опытным политическим деятелем). [5] Аббас Хамдани аналогичным образом говорит, что «институциональная власть Арвы также была более сконцентрирована на «временной стороне»», а Фархад Дафтари говорит, что «термин худжа также использовался в более ограниченном смысле». [2]
Каким бы ни был точный характер ее худжи , Арва теперь управляла Йеменом в качестве регента своего сына Абд аль-Мустансира, а Ламак отвечал за управление призывом. [2] Она также уполномочила Сабу, носившего титул эмира аль-аджалля , контролировать безопасность государства Сулайхидов. [2] [5] Она также поручила ему образование своих сыновей. [2]
Саба не справился со своей новой задачей в качестве военачальника, и его армия потерпела поражение в 1086 году от коалиции Наджахида-Зайди. [5] Вскоре после этого поражения отчим Арвы, «Амир ибн Сулейман аз-Завахи, поднял восстание против Сабы». [5] Источники умалчивают о причинах этого конфликта, но, вероятно, он был связан с контролем над государством Сулайхидов - как женщина, Арва считалась непригодной для правления. [5]
Арва отправил аль-Мустансиру письмо, в котором объяснил тяжелую ситуацию в Йемене. [5] Ее письмо не сохранилось, но Сиджил аль-Мустансир. сохранился ответный ответ [5] В нем — единственном из его 66 сиджилов , обращенных к широкой публике, — он призывал людей подчиняться власти Арвы, потому что он дал ей власть только тогда, когда был уверен в ее мудрости и благочестии, а не подчиняться ей было ослушаться самого имама. [5] Вскоре после этого гражданская война закончилась, и Саба и Амир помирились. [5]
Около 1090 года Абд аль-Мустансир внезапно скончался. [1] По словам Самера Трабулси, младший сын Арвы Мухаммад уже умер незадолго до этого, оставив Арву единоличным правителем. [5] С другой стороны, по словам Таефа Эль-Ажари, Мухаммед унаследовал номинальный трон своего брата. [1] В любом случае, в этот момент Саба начал требовать своего права быть королем. [1] и предложил Арве жениться. [5]
Согласно некоторым хроникам, предложение Сабы привело к военному противостоянию с Арвой, поскольку она отказалась от его предложения. [1] Эль-Ажари считает это «крайне маловероятным», но описывает, как это отражает ее силу. [1] Предполагаемая конфронтация произошла, когда Саба быстро направился в Зу-Джиблу со своей армией, но по прибытии ему было отказано во входе во дворец. [5] Некоторое время он подождал снаружи, но в конце концов понял, что Арва не позволит ему жениться на ней, поэтому в смущении он вернулся в свою крепость. [5] [примечание 11]
Правдива эта история или нет, но предложение руки и сердца Сабы в конечном итоге получило официальную поддержку Фатимидов. [1] Аль-Мустансир дал это предложение свое благословение и послал устада (чиновника высшего суда), чтобы сообщить Арве о своем приказе выйти замуж за Сабу. [5] [примечание 12] Арве ничего не оставалось, как подчиниться приказу имама, и он согласился. [5] Брачный контракт был заключен, но сомнительно, что он когда-либо был исполнен . [1]
Это событие указывает на изменение отношения Фатимидов к Арве. [5] После смерти ее сыновей они больше не хотели ее поддерживать – возможно, они думали, что женщина не должна находиться у власти так долго – и планировали выдать ее замуж за мужчину по имени Саба, который тогда будет владеть настоящей властью. власть. [5] Его брак с Арвой поможет придать легитимность его правлению среди местных султанов и племенных шейхов. [5]
Аль-Мустансир умер в 1094 году, не имея явного преемника, что привело к конфликту по поводу преемственности Фатимидов между его сыновьями аль-Мустали и Низаром . [1] Мать аль-Мустали отправила Арве послание в 1096 году ( сиджил № 35), прося поддержки правления своего сына. [1] Вскоре после этого его примеру последовал и сам аль-Мустали. [2] Понимая силу политической позиции аль-Мустали, Арва прагматично решил поддержать его. [1] Примечательно, что Фатимиды никогда не посылали сиджилов в Саба, хотя на тот момент он номинально был королем, что указывает на то, что Арва все еще удерживал фактическую власть в Йемене. [1]
1097/8–1138: независимое правление
[ редактировать ]Саба умер в 1098 году (491 г. хиджры), а Амир умер годом позже, в 1099 г. (492 г. хиджры). [3] Таким образом, Арва освободилась от двух своих главных политических соперников. [5] и теперь она была бесспорным монархом Йемена сама по себе, без какой-либо необходимости в браке или сыновьях. [1] Арву публично назвали аль-Маликой , или «королевой» — это произошло впервые в исламском мире. [1] На этот раз Фатимиды, похоже, признали Арву своим сувереном. [1] Летописцы, такие как Умара аль-Ямани или Идрис Имад ад-Дин, никогда не упоминают о более поздних указах Фатимидов, выражая свое недовольство тем, что Арва остается у власти таким образом, или что они возражают против ее политики. [5] По словам Таефа Эль-Ажари, причина их молчаливого согласия на этот раз заключается в том, что они уже были озабочены расколом Низари-Мустали, а после 1097 года - Первым крестовым походом . [1]
Однако после смерти Сабы и Амира, а также Ламака, который умер примерно в то же время, Арва осталась без некоторых из своих самых важных советников. [3] Она назначила верного эмира аль-Муфаддала ибн Абил-Бараката аль-Химьяри, чтобы он сменил Сабу на посту командующего армией и охранял королевские сокровища в аль-Такаре. [1] [3] Аль-Муфаддал враждебно относился к семье Сабы и, возможно, был ответственен за отчуждение правителей Адена и Саны, которые теперь отделились от правления Сулейхидов. [3] Аль-Муфаддал возглавил различные кампании по всему Йемену, чтобы восстановить власть Арвы. [1] Ему наиболее удалось подчинить себе Зурайидов Адена, которые согласились платить ежегодную дань в размере 50 000 динаров (половину того, что они платили ранее). [1] Сана, с другой стороны, навсегда отделилась при Хамданидах , поддерживаемая семьей Кади Имрана аль-Ями. [3]
В 1109 году умер правитель Тихамы Фатик. [1] Его преемник аль-Мансур был еще младенцем, и регион погрузился в гражданскую войну. [1] Некоторые местные командиры отправились в аль-Муфаддал и предложили выплатить Арве четверть годового дохода Тихамы в качестве дани в обмен на военную поддержку. [1] В 1110 году, когда аль-Муфаддал проводил кампанию в Тихаме, в аль-Такаре произошел переворот против заместителя губернатора, которого он там назначил. [1] В результате переворота , возглавляемого группой юристов-суннитов и поддержанного племенем хавлан , удалось взять под контроль цитадель. [1] Аль-Муфаддал отправился попытаться вернуть аль-Такар, но умер по дороге. [1] Когда Арва услышала об этом, она лично отправилась во главе армии (редкий случай) в Аль-Такар, где провела переговоры с лидерами переворота и успешно вернула Аль-Такар под свой контроль. [1]
После смерти аль-Муфаддала контроль Сулейхидов над Йеменом ослаб. [1] Аден снова откололся, и в какой-то момент даже Аль-Такар снова на время был потерян. [1] Арва назначил двоюродного брата аль-Муфаддала Асада ибн Абил-Футуха своим преемником на посту заместителя, но, похоже, он добился не очень эффективного результата. [1] В 1119 году Арва, которому сейчас 65 лет, написал Фатимидам письмо с просьбой о помощи. [1] Фатимидский визирь аль-Афдал Шаханшах в ответ послал Али ибн Ибрагима ибн Наджиба ад-Даулу , которого Арва назначил командующим армией. [1] Цель миссии Ибн Наджиба ад-Даулы обсуждается. По словам Самера Трабулси, его послали, чтобы поставить Арву под более тесный контроль Фатимидов. С другой стороны, по словам Хусейна Хамдани, его послали исключительно для того, чтобы помочь ей. [2]
Ибн Наджиб ад-Даула смог восстановить власть Сулейхидов над несколькими ключевыми замками, но он не смог вернуть себе ни одного крупного города, такого как Аден, Сана или Забид. В 1123 году новый визирь Фатимидов аль-Мамун аль-Батаихи послал ему в подкрепление 400 армянских лучников и 700 рыцарей. Однако вожди племен, лояльные Арве, выражали «некоторый дискомфорт в его присутствии». [1]
Между тем, победы Ибн Наджиба ад-Даулы, очевидно, раздули его эго, и он попытался устроить переворот против Арвы и заменить ее на посту лидера - он думал, что она «стара и слабоумна и ей нужно уйти в отставку». [2] Арва быстро возглавил контратаку и осадил своих солдат; тем временем она приказала «раздать большие суммы египетских денег» вождям племен, которые были в плохих отношениях с Ибн Наджибом ад-Давлой. Очевидно, она распространила слухи о том, что деньги поступили от самого Ибн Наджиба ад-Даулы. Наемники Ибн Наджиба ад-Даулы были расстроены и покинули его, и он был вынужден подчиниться Арве. [2] Он был арестован и содержался в заключении в Зу-Джибле в течение неизвестного периода времени. [1]
В конце концов халиф аль-Амир отозвал Ибн Наджиба ад-Даулу. Арва отправил Ибн Наджиба ад-Даулу обратно в Египет на лодке – в деревянной клетке. [1] На том же корабле она отправила своего доверенного секретаря аль-Азди в качестве посланника, чтобы тот извинился перед халифом за арест Ибн Наджиба ад-Давлы вместе с драгоценными подарками. [1] До Египта они так и не добрались, так как корабль по пути затонул. [1] [ сомнительно – обсудить ] Арву обвинили в том, что он заплатил капитану корабля за его потопление , но, по словам Таефа Эль-Ажари, это маловероятно, поскольку аль-Азди также находился на корабле. [1]
Религиозная политика
[ редактировать ]
Имам Аль-Мустансир Биллах в 1084 году присвоил Арве высший ранг в йеменском призыве , Худжат . Это был первый раз, когда женщина получила такой статус за всю историю ислама. Под ее правлением шиитские даи были отправлены в западную Индию . Благодаря ее покровительству миссий в Гуджарате во второй половине XI века была основана исмаилитская община, которая сохранилась там до сих пор под названиями Давуди Бора , Сулеймани и Алави . [8]
1094 года Во время раскола Арва поддержал Аль-Мустали как законного преемника Аль-Мустансира Биллаха. Из-за высокого мнения об Арве в Йемене и западной Индии , эти две области последовали за ней и считали Имама аль-Мустали новым халифом Фатимидов.
Благодаря поддержке Имама ат-Тайиба она стала главой новой группировки, которая стала известна как Тайяби Исмаилиты . Ее враги в Йемене, в свою очередь, поддержали Аль-Хафиза, но им не удалось отстранить Сайаду Арву от власти. Тайяби-исмаилиты полагают, что Имам аль-Амир би'Аккамилл-Лах отправил письмо Арве, поручая ей назначить наместника для его маленького сына, Имама Тайияба. В соответствии с этим желанием она назначила Зоеба бин Мусу Даи аль-Мутлаком , наместником уединенного ат-Тайиба Абу ль-Касима . Линия преемственности продолжается и по сей день через различные Дуаты Тайяби.
Хафизи Исмаилизм, последователи аль-Хафиза, тесно связанные с режимом Фатимидов в Каире, исчезли вскоре после падения Халифата в 1171 году и вторжения Айюбидов в южную Аравию в 1173 году. Но дава Тайяби, инициированный Арвой, выжил в Йемен, штаб-квартира которого остается в Харазе. Благодаря тесным связям между сулейхидами Йемена и Гуджаратом, дело тайибитов также было поддержано в западной Индии и Йемене, которые постепенно стали домом для самой большой популяции тайябитов, известных там как Сулеймани , Давуди Бора и Алави Бора . [ нужна ссылка ]
Тот факт, что Арва была выбрана ходжей, потребовал богословских объяснений того, почему непогрешимый имам выбрал женщину на эту должность. [5] Одним из источников является « Гайят аль-Мавалид» аль -Султана аль-Хаттаба , высокопоставленного даи, сыгравшего важную политическую и военную роль в последние годы правления Арвы. [5] Аль-Хаттаб представил оригинальный аргумент, хотя и основанный на существующих богословских принципах исмаилитов, чтобы оправдать Арву в этой роли. [5] По его словам, настоящий пол человека не определяется телесной «оболочкой», которую он имеет физически. [5] Скорее, их пол можно определить только по их действиям. [5] Тогда было возможно, что существовали люди, которые занимали более высокий, или «мужской», уровень, несмотря на то, что имели физическую форму женщины; такие как Фатима или Хадиджа . [5] Поэтому он писал, что несправедливо считать людей с женской телесной оболочкой духовно неполноценными. [5] Дхакар находится на более низком духовно совершенен и достиг высших уровней духовного знания, тогда как унта уровне и все еще может прогрессировать с помощью дхакара . [5] Достигнув высшего уровня религиозных знаний, он сразу же стал бы дакаром, даже если бы имел телесную оболочку женщины. [5] Арва, утверждал он, поступила именно так, поскольку аль-Мустансир назначил ее ходжей потому, что она достигла такого уровня мудрости, поэтому не было никакого противоречия между ее полом и ее рангом. [5] Аль-Хаттаб сказал, что о человеке следует судить по его знаниям, а не по внешнему виду. [5] Аль-Хаттаб, по сути, утверждал, что Арва был мужчиной по своей сути. [5]
Строительные работы и экономическая политика
[ редактировать ]В Сане Арва расширил большую мечеть и улучшил дорогу из города в Самарру . [7] В Джибле она построила новый дворец королевы Арвы и одноименную мечеть . Также известно, что она построила множество школ по всему своему королевству. Арва улучшил экономику, заинтересовавшись поддержкой сельского хозяйства. [ нужна ссылка ]
Смерть и наследие
[ редактировать ]Арва умер в 1138 году в возрасте 90 лет. [2] Ее похоронили в мечети, которую она построила в Зу-Джибле. [2] С тех пор ее могила стала местом паломничества мусульман различных общин, как местных, так и иностранных, хотя они не всегда знают о ее исмаилитском происхождении. [2] Сане . В ее честь назван Университет Королевы Арвы в [9]
Со смертью Арвы династия Сулайхидов фактически пришла к концу. [2] Тайиби После своей смерти она отдала все свое богатство даату , и хотя некоторые члены Сулейхидов удерживали разбросанные крепости в течение десятилетий после ее смерти, они были относительно незначительными. [2]
При ее жизни политическая роль Арвы, возможно, вдохновила другую йеменскую женщину, Алам аль-Малику , прийти к власти в качестве королевы. [1] Алам была наложницей правителя Наджахидов Мансура до его убийства в 1125 году; затем она правила регентом своего маленького сына Фатика. [1] Более поздние королевы Йемена, возможно, также находились под влиянием наследия Арвы и принимали активную роль в политических делах, например, Айюбидов королева-мать Умм ан-Насир в 1215 году, а позже Расулидов принцесса ад-Дар аль-Шамси (ум. 1295). , которая защищала столицу Расулидов Забид после смерти ее отца аль-Мансура Умара и позже была сделана королевой Забида ее братом аль-Музаффаром Юсуфом I. [1]
Фатема Мернисси посетовала, что Арва и ее свекровь Асма остались неизвестными как в мусульманском мире, так и для западных ученых. [7] Самер Трабулси отмечает, что, будучи женщиной-исмаиликой из Йемена, Арва была фигурой «тройно маргинализированной», которой мусульманские историки пренебрегали; и что если бы не разграбление Али Мекки, средневековый исламский мир даже не услышал бы о Сулейхидах. [5]
Личность
[ редактировать ]Исторические источники «единодушно хвалят» интеллект, харизму и политическую хватку Арвы. [2] Идрис Имад ад-Дин, например, описал ее как «женщину великого благочестия, честности и совершенства, совершенного интеллекта и эрудиции, превосходящую даже мужчин». [2] Умара описывает ее как «начитанную и, помимо дара письма, [она] обладала цепкой памятью, хранящей хронологию прошлого». [2] Он также описал ее знание Корана , ее память на поэзию и историю, а также ее умение толковать и интерпретировать тексты. [6] В наше время Фархад Дафтари охарактеризовал Арву как независимую личность. [2] Исторические источники также описывают ее внешний вид, хотя Шахла Хаери задается вопросом, видело ли бы столько людей ее лично. [2] Умара описала ее как «светлую кожу с красным оттенком; высокую, стройную, но склонную к полноте, безупречную по красоте черт лица, с ясным голосом». [2]
По мнению Хаэри, эти рассказы во многом основывались на устных традициях; [2] Эль-Ажари говорит, что они «основаны на ее более позднем статусе, таким образом восхваляя ее личность и широкие знания, но не вдаваясь в подробности». [1]
- Деревянный тасбих Хуррат-уль-Малаика Арва
- Могила Хурратула Маллики Арвы
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Имя Ахмада также указывается как «Ахмад ибн Джафар ибн Муса аль-Сулайхи», а имя ар-Радды также указывается как «ар-Рада бинт аль-Фари». [2]
- ^ Или 1069, в версии Умары. [6]
- ↑ Однако, по словам Кортезе и Кальдерини, брак произошел, когда аль-Ааз был еще жив, и он умер вскоре после того, как он состоялся, и таким образом Арва была возведена в ранг «будущей королевы-супруги». [6]
- ↑ Эмиры Манидов снова приостановили эту выплату после смерти аль-Мукаррама Ахмада в 1084 году. [6]
- ^ Полное имя Мухаммеда было аль-Музаффар Абд аль-Имам Мухаммад, а полное имя Али было аль-Мукаррам аль-Асгар Абд аль-Мустансир Али. [5] Имя «аль-Мукаррам аль-Асгар» означает «аль-Мукаррам младший». [2]
- ^ Есть некоторые споры по поводу даты. [1]
- ^ Эта оппозиция, возможно, исходила в основном от большого населения Зайди в Сане. [1]
- ↑ По словам Аббаса Хамдани, вместо этого она, вероятно, проживала в Харазе . [3]
- ^ Некоторые источники, такие как Умара и аль-Джанади, вместо этого указывают дату как 1091 год, но более ранняя дата подтверждается сиджилом из аль-Мустансира, датированным 27 июня 1085 года. [3]
- ↑ Такое сокрытие известия о смерти правителя исторически не было редкостью. Это было сделано, чтобы попытаться предотвратить политический кризис по поводу преемственности. [2]
- ↑ По словам Аббаса Хамдани, Саба в конце концов «галантно» отозвал свое предложение, когда понял, насколько Арва был против брака. [3]
- ↑ Устадом был евнух по имени Ямин ад-Даула, который встретил Арву во дворце Зу Джибла на глазах «всех ее советников и секретарей». [1]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. быть парень бг чб с минет БК с бм млрд быть б.п. БК бр бс БТ этот бв б бх к бз что CB копия компакт-диск Этот см. cg ч Там СиДжей Эль-Ажари, Таиф (2021). Королевы, евнухи и наложницы в исламской истории, 661–1257 (PDF) . Издательство Эдинбургского университета. стр. 100-1 196–252. ISBN 9781474423199 . Проверено 22 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь Хаери, Шахла (2020), Незабываемые королевы ислама , Cambridge University Press, стр. 89–105, ISBN 978-1-107-55489-4
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Хамдани, Аббас (1974). «Даи Хатим ибн Ибрагим аль-Хамиди (ум. 596 г. по Хиджре/1199 г. н.э.) и его книга «Тухфат аль-Кулуб» » . Ориенс . 23/24: 258–300. дои : 10.2307/1580105 . JSTOR 1580105 . Проверено 30 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Наджи, Султан (1973). Библиюджрафия Мухтара Ва-тафсирия ан Аль-Яман . Кувейтский университет, факультет библиотек. Мистер. 184.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в Трабулси, Самер (2003). «Королева на самом деле была мужчиной: Арва бинт Ахмад и религиозная политика» . Арабика . 50 (1): 96–108. дои : 10.1163/157005803321112164 . JSTOR 4057749 . Проверено 30 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Кортезе, Делия; Кальдерини, Симонетта (2006). Женщины и Фатимиды в мире ислама . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. стр. 128–40. ISBN 0-7486-1732-9 . Проверено 30 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Мернисси, Фатима; Лейкленд, Мэри Джо (переводчик) (2003), Забытые королевы ислама , Oxford University Press , ISBN 978-0-19-579868-5
{{citation}}
:|first2=
имеет общее имя ( справка ) - ^ 15 важных мусульманских женщин в истории , 8 марта 2014 г.
- ^ «О названии университета» . Университет Королевы Арвы . [ постоянная мертвая ссылка ]
- Сайида Хурра. « Исмаилитская Сулейхидская королева Йемена Фархада Дафтари»; содержится в книге « Женщины в средневековом исламском мире » под редакцией Гэвина Р.Г. Хэмбли.
- Монархи Йемена
- арабские королевы
- Династия Сулейхидов
- 1040-е рождения
- 1138 смертей
- Йеменские исмаилиты
- Тайибитский исмаилизм
- Царствующие королевы XI века
- Женщины-регенты XI века
- Регенты 11 века
- Царствующие королевы XII века
- 11 век в Йемене.
- 12 век в Йемене.
- Исмаилиты 11 века
- Исмаилиты XII века
- Йеменцы XI века
- Йеменцы XII века
- Королевы правят в Азии