Ламак ибн Малик
Ламак ибн Малик аль-Хаммади (умер около 1097 г. ) был кади , видным политическим и религиозным деятелем в Йемене XI века , при династии Сулайхидов . [ 1 ] Мусульманин -исмаилит , Ламак был отправлен ко двору исмаилитского халифата Фатимидов на несколько лет с 1062 по 1067 год и служил посольством, представляющим интересы Сулейхидов. [ 1 ] Он сыграл важную роль в превращении Йемена в центр исмаилитского призыва , а также в восстановлении призыва в Индии после его первоначального угасания там. [ 1 ] Его визит также помог определить отношения между Фатимидами и Сулейхидами и привести их интересы в соответствие. [ 1 ] Когда он вернулся в Йемен, он привез с собой часть исмаилитской литературы Фатимидов, что косвенно привело к ее выживанию, поскольку Айюбиды уничтожили исмаилитские рукописи после того, как они завоевали Египет. [ 1 ] [ 2 ]
По словам Аббаса Хамдани, Ламак был ответственен за внесение раскола между политической и религиозной властью в Сулейхидском Йемене после Али аль-Сулейхи . смерти [ 3 ] Аль-Мукаррам унаследовал статус даи от своего отца вместе с монархией, но на практике эти обязанности выполнял Ламак, и даи . аль-Мустансир сам назначил его [ 3 ]
Биография
[ редактировать ]Ламак ибн Малик был из ветви Бану Хаммад более крупного племени Бану Хамдан . [ 4 ] Он был родом из Лихаба в районе Джебель-Хараз . [ 4 ] Ибн Малик аль-Хаммади, автор « Кашф Асрар аль-Батинийя» , возможно, был братом Ламака, и они могли поссориться из-за религиозных и политических разногласий. [ 4 ] Ламак был активным членом исмаилитской общины в Йемене. [ 1 ] Он был взят в плен местным правителем до Али аль-Сулейхи прихода к власти и был освобожден, когда Али взял Джебель-Масар . [ 1 ] В 1062 году Али отправил его в Каир в качестве посла к фатимидскому халифу аль-Мустансиру . [ 1 ]
Основным источником информации о визите Ламака ибн Малика в Каир является сильно вымышленный рассказ, приведенный в « Хатима ибн Ибрагима Тухфат аль-Кулуб» . [ 1 ] По словам Хатима, первоначальной целью визита Ламака было получение разрешения Али на посещение Египта, и эта поездка в конечном итоге превратилась в продленное пятилетнее посольство, поскольку аль-Мустансир продолжал откладывать их встречу до следующего года (косвенно отказывая Али в разрешении). . [ 1 ] Во время своего пребывания в Каире Ламак проживал в Дар аль-Ильме , официальной штаб-квартире аль-Муайяда фил-Дина аль-Ширази . [ 1 ] Он изучал «эзотерические науки веры» во время своего пребывания в Дар эль-Ильме, а затем, через пять лет ( ок. 1066 г. ), ему наконец разрешили подать свои просьбы в письменной форме халифу. [ 1 ] Он отправил письмо, содержащее 27 вопросов, и в ответ аль-Мустансир подарил ему 27 одежд, по одной на каждый заданный им вопрос, чтобы символизировать его прогресс на 27 уровнях «науки и мудрости». [ 1 ] Затем ему наконец разрешили личную аудиенцию у аль-Мустансира, который сообщил ему, что Али ас-Сулейхи умер. [ 1 ] Затем Ламак получал соболезнования в течение 5 месяцев, а затем вернулся в Йемен. [ 1 ] Он раскрыл то, что узнал, только трем людям: правителю Сулейхидов аль-Мукарраму, его жене Арве (которая продолжала править самостоятельно) и некоему Ахмаду ибн Касиму ибн Далли (который неизвестен, но который может быть связан с Сулейману ибн Абил-Касиму ибн Далли, который был среди сторонников Али ас-Сулейхи в его первоначальном восстании в Джебель-Масаре). [ 1 ] Ламак также позже перед своей смертью поделился своими знаниями со своим сыном и преемником Яхьей (который сам был соучредителем призыва в Йемене). [ 1 ]
Однако весь этот эпизод выглядит «драматизированным и романтизированным», и его не обязательно следует рассматривать как исторический факт. [ 1 ] Некоторые аспекты истории Хатима не совсем имеют смысла — например, переписка между Каиром и Йеменом указывает на то, что Ламак постоянно оставался в Египте в течение этих пяти лет, но если бы аль-Мустансир просто откладывал их встречу, это имело бы смысл для Ламак уедет и вернется в следующем году. [ 1 ] Вместо этого Али, вероятно, с самого начала намеревался сделать Ламака своим постоянным послом в Каире. [ 1 ] По словам Самера Трабулси, первоначальной целью делегации Ламака, возможно, было получение разрешения Фатимида на кампанию Али против Шарифа Мекки в 1062 году, поскольку Ламак отправился в Каир всего за несколько месяцев до того, как эта кампания состоялась. [ 1 ] Обучение Ламака в Каире под руководством аль-Муайяда фи'л-Дина, возможно, также не было случайным результатом отсрочки его пребывания, а скорее частью первоначальной миссии: «в знак подчинения и сотрудничества» он должен был был отправлен для прохождения религиозного обучения в Каир, возможно, вместе с другими. [ 1 ]
Еще одним вопросом, который Ламак должен был обсудить с официальными лицами Фатимидов в Каире, было восстановление исмаилитского призыва в Индии, что имело важное значение для достижения целей Фатимидов по контролю над морской торговлей в Индийском океане . [ 1 ] Фатимиды потеряли свое региональное превосходство в Средиземноморье из-за возвышения Империи Сельджуков , потери собственного контроля над Северной Африкой и Сицилией, а также прекращения поставок византийского зерна из-за их нового союза с Сельджуками. [ 1 ] В результате Фатимиды все больше были заинтересованы в создании баз в регионе Индийского океана, чтобы влиять на торговлю и укреплять свое собственное экономическое положение. [ 1 ] Аббас Хамдани предположил, что решение вопроса о том, кто будет контролировать призыв в Индии, было еще одной целью миссии Ламака. [ 1 ] Сразу после возвращения Ламака в Йемен даи Абдаллах был отправлен в Хамбхат в Гуджарате . [ 1 ] Исмаилизм продолжал распространяться в Гуджарате, некоторые из его правителей приняли его, и по сей день в Гуджарате проживает самая большая концентрация тайибитов-исмаилитов в мире. [ 1 ]
Хамдани также предположил, что Ламак пытался добиться официального признания Фатимидами сына Али аль-Ааза наследником государства Сулейхидов. [ 1 ] Однако это не могло быть частью его первоначальной программы, когда он отправился в Египет в 1062 году, поскольку, по словам Имада ад-Дина аль-Исфахани , Али первоначально принял решение назначить аль-Ааза наследником в 1063 году. [ 1 ] Он также предположил, что посольство Ламака было предназначено для определения характера отношений Фатимидов и Сулейхидов, а также для передачи литературы Фатимидов в Йемен; но Трабулси говорит, что, хотя эти вещи могли быть результатом пребывания Ламака в Каире, они не были частью первоначального намерения. [ 1 ]
Ближе к концу его пятилетнего посольства, в начале 1067 года, к Ламаку присоединился влиятельный кади Имран ибн аль-Фадл аль-Ями , также из Бану Хамдана, который был главнокомандующим сулейхидской армией и наместником из Саны . [ 4 ] Вероятно, в это время началось более позднее соперничество между Имраном и Ламаком. [ 4 ]
Возвращение Ламака в Йемен было вызвано смертью Али в 1067 году. [ 1 ] Поскольку Али не был идеальным покорным правителем (он дважды не подчинился приказам халифа, напав на Мекку), Фатимиды, вероятно, увидели в этот момент возможность повлиять на политику Йемена. [ 1 ] Ламак, который обучался у аль-Муайяда фи'л-дина и, следовательно, хорошо разбирался в целях внешней политики Фатимидов, был идеальным кандидатом. [ 1 ]
Из-за нестабильности в Каире в то время аль-Муайяд фил-Дин вместе с Ламаком отправил в Йемен множество исмаилитских источников. [ 2 ] Это косвенно привело к тому, что они выжили после общего уничтожения исмаилитских рукописей Айюбидами, когда они позже завоевали Египет. [ 2 ] Ламак также представил официальный указ Фатимидов, выражающий поддержку преемственности аль-Мукаррама. [ 4 ]
После своего возвращения в Йемен Ламак стал «исполнительным главой» призыва в Йемене под руководством аль-Мукаррама, а затем Арвы, хотя правители Сулейхидов, по крайней мере, номинально руководили им. [ 4 ] Первоначально он базировался в Сане, а позже был переведен в Зу Джиблу и Ибб . [ 4 ] Он был доверенным советником Арвы и аль-Мукаррама и стойким сторонником Арвы (в отличие от Кади Имрана, который пытался сплотить Бану Хамдан против нее). [ 4 ] Его помощником был кади Джарир ибн Юсуф . [ 4 ]
Дата смерти Ламака неизвестна, хотя это должно было произойти где-то до 1097/8 (491 года хиджры), поскольку его сын Яхья, по-видимому, стал главой йеменского да'ва в этот момент. [ 4 ]
Наследие
[ редактировать ]Ламак известен в традиции тайибитов как Кади аль-Кудат ва Хади аль-Худат и считается основоположником да'ва Тайиби. [ 1 ] Более поздний автор тайибитов Хасан ибн Нух аль-Бхаруши даже описал его как Даи Балага , более высокого ранга, чем Даи аль-Мутлак , который был главой призыва в Йемене. [ 1 ]
Художественная версия Хатимом пребывания Ламака в Египте, вероятно, была написана с символической ценностью, чтобы продемонстрировать знания и мудрость Ламака, как признал сам имам аль-Мустансир. [ 1 ] Это особенно верно, потому что это аль-Мустансир, последний исмаилитский имам до раскола Низари - Мустали после его смерти. [ 1 ] Таким образом, йеменский призыв изображается с его легитимностью, исходящей от аль-Мустансира, религиозный авторитет которого был принят всеми исмаилитами. [ 1 ] Также символически важно то, что Ламак изображен делящимся своими знаниями с Арвой ас-Сулайхи, которая сама была ходжой Йемена и официальным основателем да'ва тайибитов после того, как мусталиты раскололись на тайибитов и хафизов в 1130-х годах. [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а Трабулси, Самер (2000). «Ламак ибн Малик аль-Хаммади и отношения Сулейхида и Фатимида» . Материалы семинара по арабистике . 30 : 221–7. JSTOR 41223712 . Проверено 19 апреля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Холленберг, Дэвид (2016). За пределами Корана: ранний исмаилитский тавил и тайны прдофетов . Университет Южной Каролины. ISBN 978-1-61117-679-7 . Проверено 20 апреля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кортезе, Делия (2011). «Мечта сбылась: расширение возможностей через мечты, отражающие отношения Фатимидов и Сулейхидов» . В Али-де-Унсага, Омар (ред.). Крепости интеллекта: исмаилиты и другие исламские исследования в честь Фархада Дафтари . Лондон и Нью-Йорк: IB Tauris. п. 401. ИСБН 978-1-84885-626-4 . Проверено 20 апреля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Хамдани, Аббас (1974). «Даи Хатим ибн Ибрагим аль-Хамиди (ум. 596 г. по Хиджре/1199 г. н.э.) и его книга «Тухфат аль-Кулуб» » . Ориенс . 23/24: 258–300. дои : 10.2307/1580105 . JSTOR 1580105 . Проверено 30 апреля 2022 г.