Jump to content

Ламак ибн Малик

Ламак ибн Малик аль-Хаммади (умер около 1097 г. ) был кади , видным политическим и религиозным деятелем в Йемене XI века , при династии Сулайхидов . [ 1 ] Мусульманин -исмаилит , Ламак был отправлен ко двору исмаилитского халифата Фатимидов на несколько лет с 1062 по 1067 год и служил посольством, представляющим интересы Сулейхидов. [ 1 ] Он сыграл важную роль в превращении Йемена в центр исмаилитского призыва , а также в восстановлении призыва в Индии после его первоначального угасания там. [ 1 ] Его визит также помог определить отношения между Фатимидами и Сулейхидами и привести их интересы в соответствие. [ 1 ] Когда он вернулся в Йемен, он привез с собой часть исмаилитской литературы Фатимидов, что косвенно привело к ее выживанию, поскольку Айюбиды уничтожили исмаилитские рукописи после того, как они завоевали Египет. [ 1 ] [ 2 ]

По словам Аббаса Хамдани, Ламак был ответственен за внесение раскола между политической и религиозной властью в Сулейхидском Йемене после Али аль-Сулейхи . смерти [ 3 ] Аль-Мукаррам унаследовал статус даи от своего отца вместе с монархией, но на практике эти обязанности выполнял Ламак, и даи . аль-Мустансир сам назначил его [ 3 ]

Биография

[ редактировать ]

Ламак ибн Малик был из ветви Бану Хаммад более крупного племени Бану Хамдан . [ 4 ] Он был родом из Лихаба в районе Джебель-Хараз . [ 4 ] Ибн Малик аль-Хаммади, автор « Кашф Асрар аль-Батинийя» , возможно, был братом Ламака, и они могли поссориться из-за религиозных и политических разногласий. [ 4 ] Ламак был активным членом исмаилитской общины в Йемене. [ 1 ] Он был взят в плен местным правителем до Али аль-Сулейхи прихода к власти и был освобожден, когда Али взял Джебель-Масар . [ 1 ] В 1062 году Али отправил его в Каир в качестве посла к фатимидскому халифу аль-Мустансиру . [ 1 ]

Основным источником информации о визите Ламака ибн Малика в Каир является сильно вымышленный рассказ, приведенный в « Хатима ибн Ибрагима Тухфат аль-Кулуб» . [ 1 ] По словам Хатима, первоначальной целью визита Ламака было получение разрешения Али на посещение Египта, и эта поездка в конечном итоге превратилась в продленное пятилетнее посольство, поскольку аль-Мустансир продолжал откладывать их встречу до следующего года (косвенно отказывая Али в разрешении). . [ 1 ] Во время своего пребывания в Каире Ламак проживал в Дар аль-Ильме , официальной штаб-квартире аль-Муайяда фил-Дина аль-Ширази . [ 1 ] Он изучал «эзотерические науки веры» во время своего пребывания в Дар эль-Ильме, а затем, через пять лет ( ок. 1066 г. ), ему наконец разрешили подать свои просьбы в письменной форме халифу. [ 1 ] Он отправил письмо, содержащее 27 вопросов, и в ответ аль-Мустансир подарил ему 27 одежд, по одной на каждый заданный им вопрос, чтобы символизировать его прогресс на 27 уровнях «науки и мудрости». [ 1 ] Затем ему наконец разрешили личную аудиенцию у аль-Мустансира, который сообщил ему, что Али ас-Сулейхи умер. [ 1 ] Затем Ламак получал соболезнования в течение 5 месяцев, а затем вернулся в Йемен. [ 1 ] Он раскрыл то, что узнал, только трем людям: правителю Сулейхидов аль-Мукарраму, его жене Арве (которая продолжала править самостоятельно) и некоему Ахмаду ибн Касиму ибн Далли (который неизвестен, но который может быть связан с Сулейману ибн Абил-Касиму ибн Далли, который был среди сторонников Али ас-Сулейхи в его первоначальном восстании в Джебель-Масаре). [ 1 ] Ламак также позже перед своей смертью поделился своими знаниями со своим сыном и преемником Яхьей (который сам был соучредителем призыва в Йемене). [ 1 ]

Однако весь этот эпизод выглядит «драматизированным и романтизированным», и его не обязательно следует рассматривать как исторический факт. [ 1 ] Некоторые аспекты истории Хатима не совсем имеют смысла — например, переписка между Каиром и Йеменом указывает на то, что Ламак постоянно оставался в Египте в течение этих пяти лет, но если бы аль-Мустансир просто откладывал их встречу, это имело бы смысл для Ламак уедет и вернется в следующем году. [ 1 ] Вместо этого Али, вероятно, с самого начала намеревался сделать Ламака своим постоянным послом в Каире. [ 1 ] По словам Самера Трабулси, первоначальной целью делегации Ламака, возможно, было получение разрешения Фатимида на кампанию Али против Шарифа Мекки в 1062 году, поскольку Ламак отправился в Каир всего за несколько месяцев до того, как эта кампания состоялась. [ 1 ] Обучение Ламака в Каире под руководством аль-Муайяда фи'л-Дина, возможно, также не было случайным результатом отсрочки его пребывания, а скорее частью первоначальной миссии: «в знак подчинения и сотрудничества» он должен был был отправлен для прохождения религиозного обучения в Каир, возможно, вместе с другими. [ 1 ]

Еще одним вопросом, который Ламак должен был обсудить с официальными лицами Фатимидов в Каире, было восстановление исмаилитского призыва в Индии, что имело важное значение для достижения целей Фатимидов по контролю над морской торговлей в Индийском океане . [ 1 ] Фатимиды потеряли свое региональное превосходство в Средиземноморье из-за возвышения Империи Сельджуков , потери собственного контроля над Северной Африкой и Сицилией, а также прекращения поставок византийского зерна из-за их нового союза с Сельджуками. [ 1 ] В результате Фатимиды все больше были заинтересованы в создании баз в регионе Индийского океана, чтобы влиять на торговлю и укреплять свое собственное экономическое положение. [ 1 ] Аббас Хамдани предположил, что решение вопроса о том, кто будет контролировать призыв в Индии, было еще одной целью миссии Ламака. [ 1 ] Сразу после возвращения Ламака в Йемен даи Абдаллах был отправлен в Хамбхат в Гуджарате . [ 1 ] Исмаилизм продолжал распространяться в Гуджарате, некоторые из его правителей приняли его, и по сей день в Гуджарате проживает самая большая концентрация тайибитов-исмаилитов в мире. [ 1 ]

Хамдани также предположил, что Ламак пытался добиться официального признания Фатимидами сына Али аль-Ааза наследником государства Сулейхидов. [ 1 ] Однако это не могло быть частью его первоначальной программы, когда он отправился в Египет в 1062 году, поскольку, по словам Имада ад-Дина аль-Исфахани , Али первоначально принял решение назначить аль-Ааза наследником в 1063 году. [ 1 ] Он также предположил, что посольство Ламака было предназначено для определения характера отношений Фатимидов и Сулейхидов, а также для передачи литературы Фатимидов в Йемен; но Трабулси говорит, что, хотя эти вещи могли быть результатом пребывания Ламака в Каире, они не были частью первоначального намерения. [ 1 ]

Ближе к концу его пятилетнего посольства, в начале 1067 года, к Ламаку присоединился влиятельный кади Имран ибн аль-Фадл аль-Ями , также из Бану Хамдана, который был главнокомандующим сулейхидской армией и наместником из Саны . [ 4 ] Вероятно, в это время началось более позднее соперничество между Имраном и Ламаком. [ 4 ]

Возвращение Ламака в Йемен было вызвано смертью Али в 1067 году. [ 1 ] Поскольку Али не был идеальным покорным правителем (он дважды не подчинился приказам халифа, напав на Мекку), Фатимиды, вероятно, увидели в этот момент возможность повлиять на политику Йемена. [ 1 ] Ламак, который обучался у аль-Муайяда фи'л-дина и, следовательно, хорошо разбирался в целях внешней политики Фатимидов, был идеальным кандидатом. [ 1 ]

Из-за нестабильности в Каире в то время аль-Муайяд фил-Дин вместе с Ламаком отправил в Йемен множество исмаилитских источников. [ 2 ] Это косвенно привело к тому, что они выжили после общего уничтожения исмаилитских рукописей Айюбидами, когда они позже завоевали Египет. [ 2 ] Ламак также представил официальный указ Фатимидов, выражающий поддержку преемственности аль-Мукаррама. [ 4 ]

После своего возвращения в Йемен Ламак стал «исполнительным главой» призыва в Йемене под руководством аль-Мукаррама, а затем Арвы, хотя правители Сулейхидов, по крайней мере, номинально руководили им. [ 4 ] Первоначально он базировался в Сане, а позже был переведен в Зу Джиблу и Ибб . [ 4 ] Он был доверенным советником Арвы и аль-Мукаррама и стойким сторонником Арвы (в отличие от Кади Имрана, который пытался сплотить Бану Хамдан против нее). [ 4 ] Его помощником был кади Джарир ибн Юсуф . [ 4 ]

Дата смерти Ламака неизвестна, хотя это должно было произойти где-то до 1097/8 (491 года хиджры), поскольку его сын Яхья, по-видимому, стал главой йеменского да'ва в этот момент. [ 4 ]

Наследие

[ редактировать ]

Ламак известен в традиции тайибитов как Кади аль-Кудат ва Хади аль-Худат и считается основоположником да'ва Тайиби. [ 1 ] Более поздний автор тайибитов Хасан ибн Нух аль-Бхаруши даже описал его как Даи Балага , более высокого ранга, чем Даи аль-Мутлак , который был главой призыва в Йемене. [ 1 ]

Художественная версия Хатимом пребывания Ламака в Египте, вероятно, была написана с символической ценностью, чтобы продемонстрировать знания и мудрость Ламака, как признал сам имам аль-Мустансир. [ 1 ] Это особенно верно, потому что это аль-Мустансир, последний исмаилитский имам до раскола Низари - Мустали после его смерти. [ 1 ] Таким образом, йеменский призыв изображается с его легитимностью, исходящей от аль-Мустансира, религиозный авторитет которого был принят всеми исмаилитами. [ 1 ] Также символически важно то, что Ламак изображен делящимся своими знаниями с Арвой ас-Сулайхи, которая сама была ходжой Йемена и официальным основателем да'ва тайибитов после того, как мусталиты раскололись на тайибитов и хафизов в 1130-х годах. [ 1 ]

  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а Трабулси, Самер (2000). «Ламак ибн Малик аль-Хаммади и отношения Сулейхида и Фатимида» . Материалы семинара по арабистике . 30 : 221–7. JSTOR   41223712 . Проверено 19 апреля 2022 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Холленберг, Дэвид (2016). За пределами Корана: ранний исмаилитский тавил и тайны прдофетов . Университет Южной Каролины. ISBN  978-1-61117-679-7 . Проверено 20 апреля 2022 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б Кортезе, Делия (2011). «Мечта сбылась: расширение возможностей через мечты, отражающие отношения Фатимидов и Сулейхидов» . В Али-де-Унсага, Омар (ред.). Крепости интеллекта: исмаилиты и другие исламские исследования в честь Фархада Дафтари . Лондон и Нью-Йорк: IB Tauris. п. 401. ИСБН  978-1-84885-626-4 . Проверено 20 апреля 2022 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Хамдани, Аббас (1974). «Даи Хатим ибн Ибрагим аль-Хамиди (ум. 596 г. по Хиджре/1199 г. н.э.) и его книга «Тухфат аль-Кулуб» » . Ориенс . 23/24: 258–300. дои : 10.2307/1580105 . JSTOR   1580105 . Проверено 30 апреля 2022 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 824f45a5e1c572f147ff406582fbbadd__1713254700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/82/dd/824f45a5e1c572f147ff406582fbbadd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lamak ibn Malik - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)