Асма бинт Шихаб

Часть серии об Исламе. Исмаилизм |
---|
![]() |
![]() |
Асма Бинт Шихаб ас-Сулайхийя ( араб . أسماء بنت شهاب الصليحي ; умерла в 1087 г.) была королевой и соправительницей Йемена в совместном регентстве со своим двоюродным братом и супругом Али аль-Сулайхи , а затем и ее сыном Ахмадом аль-Муккарамом . и невестка Арва ас-Сулайхи с 1047 по 1087 год. [1] Ее полный титул как суверена «ас-Сайида аль-Хуррат -ул» переводится как «Благородная женщина, свободная и независимая, женщина-суверен, не подчиняющаяся никакой вышестоящей власти». [2] Как женщина-правительница, Асма бинт Шихаб занимает почти уникальное положение в истории: хотя в международном мусульманском мире было больше женщин-монархов, Асма бинт Шихаб и Арва ас-Сулайхи были единственными женщинами-монархами в арабском мусульманском мире, имевшими хутбу . провозглашались от их имени в мечетях государями. [2]
Жизнь
[ редактировать ]Асма бинт Шихаб вышла замуж за своего двоюродного брата Али аль-Сулайхи , султана и основателя династии Сулайхидов . Сообщается, что брак между Али и Асмой был счастливым, и Али полагался на ее поддержку на своем пути к власти и участвовал в жертвах, которые возложила на него его религиозная вера. [3]
Первое правление
[ редактировать ]Когда Али стал королем в 1047 году, он назвал ее королевой Малику , но не просто своей супругой, но и официально признанным соправителем и политическим партнером, который вместе с ним управлял королевством Йемена. [4] В знак признания этого ее имя было провозглашено наряду с именем ее супруга в хутбе , традиционной привилегии государя в мусульманском государстве: «хутба провозглашалась с кафедр мечетей Йемена от имени ее мужа и от ее имени. » в честь правительницы Фатимидов и ее мужа: «Да продлит Аллах дни аль-Хурры Совершенного, который заботливо управляет делами правоверных». [4] Впервые в истории в хутбе было произнесено имя женщины. Еще одним почти уникальным случаем было то, что царица Асма бинт Шихаб «присутствовала на советах с открытым лицом», то есть с обнаженным лицом. [4]
Мухаммад аль-Саур описал ее: «Она была одной из самых известных женщин своего времени и одной из самых влиятельных. Она была щедрой. Она была поэтессой, сочинявшей стихи. было то, что он имел ее женой... Когда он убедился в совершенстве ее характера, муж поручал ей управление государственными делами. Он редко принимал решения, идущие вразрез с ее советами и [...] уважая их. с очень большим уважением и никогда не ставила ни одно другое мнение выше ее». [5]
В 1067 году во время паломничества в Мекку клан Бану Наджа под предводительством Саида ибн Наджи, принца Забида , напал на путешествующую группу Али и Асмы, убил Али и взял Асму в плен. Ее поместили в секретную тюрьму в Забиде , и, как сообщается, отрубленную голову ее супруга посадили на столб, видимый из ее камеры. [6] После года заключения ей удалось передать сообщение своему сыну и невестке в Сане, и ее сын штурмовал Забид и освободил ее. [7]
Второе правление
[ редактировать ]Асма вернулась в свое царство и помогала своему сыну Ахмаду аль-Муккараму и невестке Арве ас-Сулайхи управлять царством до своей смерти. [8] [9] Когда она встретила своего сына аль-Мукаррама, она утвердила его в качестве преемника его отца, но когда вскоре после этого он был парализован, она вернула себе контроль в качестве соправителя королевства вместе со своей невесткой Арвой, которая должна была стать ее соправитель по воле ее сына, так как сам он не мог править по своему состоянию. [10]
Наследие
[ редактировать ]По словам Мухаммада аль-Саура, царицу Асму иногда с любовью называли «Маленькой царицей Савской»: «Некоторые поэты, увлеченные восхищением Асмой, зашли так далеко, что заявляли, что если бы трон царицы Савской был бы великолепен, а Асма еще более великолепна». [11] Это несколько примечательно, поскольку царица Савская принадлежала к джахилийе , времени до ислама, которое традиционно рассматривалось как негативное. [11] Другое имя, которое использовалось как для нее, так и для ее невестки и соправителя, было Малика Хазима : Малика означает королева, а хазим был эпитетом, которым награждали людей, которые, как считалось, проявили высшую мудрость и рассудительность в политических делах. [12]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мернисси и Лейкленд 2003 , стр. 1115, 146–147.
- ^ Jump up to: а б Мернисси и Лейкленд 2003 , с. 115.
- ^ Мернисси и Лейкленд 2003 , с. 139.
- ^ Jump up to: а б с Мернисси и Лейкленд 2003 , с. 140.
- ^ Мернисси и Лейкленд 2003 , с. 145.
- ^ Мернисси и Лейкленд 2003 , с. 145-146.
- ^ Мернисси и Лейкленд 2003 , с. 146.
- ^ «Великие мусульманки» . Naseeb.com . Проверено 2 мая 2012 г.
- ^ Мернисси и Лейкленд 2003 , стр. 115–116.
- ^ Мернисси и Лейкленд 2003 , с. 146-147.
- ^ Jump up to: а б Мернисси и Лейкленд 2003 , с. 141.
- ^ Мернисси и Лейкленд 2003 , с. 144-145.
Источники
[ редактировать ]- Дафтари, Фархад (1999). «Сайида Ура: исмаилитская сулейхидская королева Йемена». В Гэвине Хэмбли (ред.). Женщины в средневековом исламском мире . Пэлгрейв Макмиллан . стр. 117–130. ISBN 978-0-312-22451-6 .
- Мернисси, Фатима; Лейкленд, Мэри Джо (2003). Забытые королевы ислама (PDF) . Университет Миннесоты Пресс . ISBN 0-8166-2439-9 .