Ильм (арабский)
Ильм ( араб . علم «знание») — арабский термин, обозначающий знание . В исламском контексте «илм» обычно относится к религиозным знаниям. В Коране термин «илм» означает собственное знание Бога , которое охватывает как явные, так и скрытые аспекты существования. Коран подчеркивает, что все человеческие знания исходят от Бога. Даже ангелы приобретают знания исключительно благодаря божественному вмешательству. В то же время Коран подчеркивает важность активного поиска знаний - принцип, который повторяется в хадисной литературе также .
В общем использовании «илм» может относиться к знанию какой-либо конкретной вещи или предложения или к любой форме «обучения». Впоследствии этот термин стал использоваться для обозначения различных категорий «наук», особенно когда он использовался во множественном числе («улум»).
Корень слова
[ редактировать ]Арабский термин «илм» происходит от корня «-лм». [1]
Значение слова илм
[ редактировать ]«Ильм» обычно переводится на английский как «знание». [2] [3] Тем не менее, его интерпретация может варьироваться в зависимости от конкретного контекста. Оно может включать в себя такие значения, как «религиозные знания», «обучение» или «наука(ы)», особенно когда используется в форме множественного числа «улум». [2] Согласно Энциклопедии Ислама , «Ильм» понимается как антитеза « джахль », что означает «невежество». [4] Слово «илм» является наиболее полным термином, обозначающим «знание» на арабском языке. Хотя иногда его считают синонимом « марифа » и «шуур», в их использовании есть заметные различия. Глагол, связанный с «ilm», принимает один или два винительного падежа, указывая на знание конкретной вещи или предложения. С другой стороны, «марифа» относится к приобретению знаний посредством опыта или размышлений и подразумевает предварительное незнание. «Шуур» означает «восприятие». «Шаир» — это «воспринимающий», «чувствующий», а впоследствии и «поэт». [3] Это развитие создало четкое различие между «алимами» и «арифами» в другом аспекте. «Ариф» относится к мистическому знающему, который достигает знания посредством непосредственного опыта и видения, что имеет сходство с концепцией гностика . [3]
Овамир Анджум , однако, оспаривает вышеупомянутые взгляды, заявляя, что «Разграничение между 'илм как экзотерическим знанием и ма'рифа как эзотерическим знанием или гнозисом не имело этимологической основы в более раннем использовании». Он заявляет, что «на самом деле использование Корана сопротивляется такому разграничению, поскольку оно относится к сокровенному человеческому познанию Бога, которое производит глубокий сентиментальный эффект как не что иное, как «илм»: «Воистину, только обладатели «илма» боятся Бог» (К. 35:28)». [5]
Раньше термин «илм» использовался для обозначения знания конкретных и определенных вещей. Однако со временем значение слова «илм» расширилось и включило в себя «науку», а «ал-улум» стало относиться к «наукам» в более широком смысле. В результате термин «алим» (улама) стал использоваться для описания ученого в общем смысле, особенно того, кто занимается интеллектуальными процессами. Этот сдвиг в значении подвергся резкой критике со стороны Газали в его работе «Ихья» . Газали решительно осуждает использование восхвалений, первоначально приписываемых Аллаху , для описания диалектиков и юристов-канонистов ( фухаха ). [3] Впоследствии, когда «илм» стал переплетаться с философией , ему пришлось соответствовать рамкам, установленным схоластическими богословами, известными как мутакаллимуны . Они включили его в аристотелевскую систему затруднений (аль-махулат), отведя ему место в этой структуре. [3]
Франц Розенталь заявил, что «фильм — это ислам». [6] Среди определений ilm (знаний), составленных Францем Розенталем, Брюс Фадж упоминает следующее:
Знание — это процесс познания, тождественный познающему и познаваемому.
- Знание – это то, благодаря чему человек знает.
- Знание – это то, посредством чего сущность познает.
- Знание – это то, посредством чего знающий познает.
- Знание — это то, что требует для того, в ком оно существует, имени знающего.
- Знание — это то, что требует, чтобы тот, в ком оно существует, знал.
- Знание — это то, что требует, чтобы тот, в ком оно находится ( махалль ), знал.
- Знание означает ( 'ибара'ан ) известный объект ( 'ал-ма люм ).
- Знание – это всего лишь известные понятия ( «аль-ма ани аль-ма лума »).
- Знание — это мысленно существующий объект». [7]
- Брюс Фадж, Кораническая герменевтика: Аль-Табриси и искусство комментирования , 2011 г.
Луай М. Сафи утверждает, что «мусульманские ученые-классики определяли знание ('илм) как «знание вещи (шай»), какой она существует сама по себе». [8] Это определение можно проследить до того времени, когда мутазилиты считались авторитетами в области калама (исламской теологии). [8] Аль-Бакиллани , видный сторонник ашарской школы калама, пересмотрел определение, заменив термин «вещь» (шай) на «познаваемый» (малюм). [8]
Ранние мусульманские учёные различали разные уровни достоверности знаний. [8] Аль-Фарра , например, разделил знания на различные степени: от илм (научных знаний) как высшего уровня достоверности до джахля (незнания) как низшего. Научное знание включало понимание сущности и внутренних свойств «вещи» или ее истинной природы. Незнание, с другой стороны, относилось к знанию, которое противоречило сути вещи. Между этими двумя крайностями существовало два промежуточных уровня знания: шакк ( скептицизм ), возникавший, когда две противоположные интерпретации были одинаково правдоподобны, и занн (вероятное знание), возникавший, когда одна интерпретация считалась более вероятной. [8]
...с исламской точки зрения внутри субъекта, который знает, существует иерархия. Человек — это не просто картезианский субъект cogito , который «знает» на единственном уровне того, что называется разумом . Человек может познавать посредством чувств , посредством воображения, посредством разума с его собственными несколькими уровнями активности, посредством сердечного интеллекта, так часто упоминаемого в Коране, и, наконец, посредством откровения , которое является объективным аналогом мышления глазами сердце (айн аль-кальб). Будучи окончательным откровением Слова Божьего, Коран содержит все знания в принципе именно потому, что он стоит на вершине иерархии способов и источников познания, за которой снова в иерархической манере следуют другие способы познания. [9]
- Сейед Хоссейн Наср , Предисловие к классификации знаний в исламе , 1998 г.
По словам Сейеда Хосейна Насра, «фильм по своей сути религиозен». [10] Он утверждает, что кораническое откровение, имеющее большое значение в исламском знании, прежде всего характеризуется своим священным качеством и божественной природой. Наср далее подчеркивает, что Бог является создателем как объектов познания, так и человеческого интеллекта , который является божественным даром, позволяющим людям воспринимать и постигать эти объекты познания. [10]
В Коране
[ редактировать ]По словам Франца Розенталя, «во всем Коране существует очевидное предположение, что человеческое знание, то есть истинное человеческое знание, следует приравнивать к религиозному пониманию». [11] Корень «лм» и его производные встречаются в Коране около 750 раз, что составляет примерно 1 процент от общего числа 78 000 слов Корана. [2] Первое откровение, полученное Мухаммедом , предписывало ему провозглашать или читать имя своего Господа и признавать Бога учителем человечества. В нем говорилось, что Бог, учивший с помощью Пера, просветил человечество знаниями, которыми оно раньше не обладало (Вопрос 96:1, 4-5). Это событие заложило фундаментальный принцип ислама, который подчеркивает решающую роль обучения и знаний. [2] В Коране понятие «илм» (знание) изображено в иерархической форме, ставя его под суверенитет и контроль Бога. Термин «илм» относится к знанию Бога, превосходящему знание человека и охватывающему скрытые и нераскрытые вопросы (Коран 6:59; 11:31). Все человеческие знания получены от Бога, как сказано в Коране (Коран 2:140), и даже ангелы обладают знаниями только благодаря тому, чему их научил Бог (Коран 2:32). Божественное знание может быть познано только в том случае, если Бог позволит его познать (Коран 2:255-256). [2]
Коран неоднократно подчеркивает, что Бог всеведущ (алим), обладает знаниями, которых нет у людей, и обладает знанием невидимого (алим аль-гайб, аллам аль-гайб). [12] Термин «всезнающий» (алим) упоминается часто, обычно в сочетании со словами «всеведущий» (хаким) и «всеслышащий» (сами). В одном из аятов Корана говорится, что «над каждым человеком, обладающим знанием, находится всезнающий» (сура 12:76). [12] В Коране за каждым появлением термина «знающий» (алим [поет.]), слова, используемого позже для обозначения образованного ученого, всегда следует слово «невидимый» (гайб), относящееся к Самому Богу. Несмотря на то, что существуют упоминания о «обладающих знанием» во множественном числе (алимун, улама) и различные выражения, указывающие на человеческое знание и понимание (например, улу л-албаб или ар-расикхун фи л-илм), существует подавляющее присутствие Божьего верховенство и всеведение. [12]
В пророческих традициях
[ редактировать ]Значение знания или илма сильно подчеркивается в учении Мухаммеда, что отражено в различных хадисах приписываемых ему , в том числе:
- «Того, кто следует дорогой познания, Бог направит на дорогу Рая». [13]
- «Изучение главы знания лучше, чем тысяча ракатов нафль-намаза, а изучение главы знания, вне зависимости от того, будет ли оно реализовано на практике или нет, лучше, чем сто ракаатов нафль-намаза». [14]
- «Этот мир проклят, как и все в нем, кроме поминания Аллаха ( зикра ) и того, что ему нравится (праведные дела и т. д.), а также ученого или студента». [15]
- «Верующему никогда не будет достаточно слушать хорошие вещи (искать знания), пока он не достигнет Рая». [16]
- «Сияние ученого человека по сравнению с блеском простого верующего подобно блеску полной луны по сравнению со всеми звездами». [13]
- «Получите знание; его обладатель может отличить добро от зла; оно указывает путь на небеса; оно помогает нам в пустыне и в одиночестве, а также когда у нас нет друзей; оно — наш проводник к счастью; оно дает нам силу в несчастье; оно является украшением для друзей, защитой от врагов». [13]
- «Чернила ученого святее крови мученика». [13]
- «Поиск знаний необходим каждому мусульманину». [13]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Махди 1994 , с. 246.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Ферлоу 2020 , с. 147.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Макдональд 1927 , стр. 469–470.
- ^ «Ильм» . Энциклопедия ислама, второе издание. Брилл. 24 апреля 2012 г. Проверено 15 июня 2023 г.
- ^ Анджум и аль-Джавзия 2020 , с. 26-27.
- ^ Ферлоу 2020 , с. 145.
- ^ Фадж 2011 , с. 60.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Сафи 1997 , стр. 39.
- ^ Наср и Бакар 1998 , с. xii.
- ^ Перейти обратно: а б Бухари 2019 , стр. 99.
- ^ Розенталь и Гутас 2007 , с. 29.
- ^ Перейти обратно: а б с Уокер 2003 , с. 102.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Ферлоу 2020 , с. 148.
- ^ «Превосходство поиска знаний перед поклонением» . www.thesunniway.com . Проверено 08 марта 2024 г.
- ^ «О поиске знаний – Ислам: вопрос и ответ» . islamqa.info . Проверено 8 марта 2024 г.
- ^ «О поиске знаний – Ислам: вопрос и ответ» . islamqa.info . Проверено 8 марта 2024 г.
Источники
[ редактировать ]- Бухари, Сайед Мехбуб (2019). «Исламизация кино: идеалы и реалии в глобализированном мире». В Аккаче С. (ред.). 'Ильм: Наука, религия и искусство в исламе . Университет Аделаиды Пресс. ISBN 978-1-925261-75-2 .
- Ферлоу, Кристофер А. (2020). «Ильм - это ислам: исламская концепция знаний от классических традиций до современных интерпретаций». В Данешгаре, М.; Хьюз, AW (ред.). Деконструкция исламских исследований . Серия Мизан. Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-24468-9 .
- Фадж, Б. (2011). Кораническая герменевтика: ат-Табриси и комментаторское искусство . Рутледж изучает Коран. Рутледж. ISBN 978-0-415-78200-5 .
- Сафи, Луэй М. (1997). «К исламской теории познания» . Исламские исследования . 36 (1). Институт исламских исследований, Международный исламский университет, Исламабад: 39–56. ISSN 0578-8072 . JSTOR 23076081 .
- Махди, Мухсин (1994). «Религиозная вера и научная вера» . Американский журнал исламских социальных наук . 11 (2): 245–259. дои : 10.35632/ajis.v11i2.2430 .
- Уокер, Пол Э. (2003). «Знание и обучение» в «Энциклопедии Корана», Том 3 JO .
- Макдональд, Д.Б. (1927). «Ильм». В Хоутсме, М.Т.; Арнольд, Эй Джей; Венсинк, Р. (ред.). Энциклопедия ислама . Брилл.
- Наср, Сейед Хосейн; Бакар, О. (1998). Классификация знаний в исламе: исследование исламской философии науки . Общество исламских текстов. ISBN 978-0-946621-71-2 .
- Анджум, Овамир; аль-Джавзия, IQ (2020). «Введение переводчика» . Ряды божественных искателей: параллельный англо-арабский текст. Том 1 . Серия исламских переводов. Брилл. ISBN 978-90-04-41341-2 .
- Розенталь, Ф.; Гутас, Д. (2007). Торжество знания: концепция знания в средневековом исламе . Брилл Классика в исламе. Брилл. ISBN 978-90-04-15386-8 .