Jump to content

Ильм (арабский)

Ильм ( араб . علم «знание») — арабский термин, обозначающий знание . В исламском контексте «илм» обычно относится к религиозным знаниям. В Коране термин «илм» означает собственное знание Бога , которое охватывает как явные, так и скрытые аспекты существования. Коран подчеркивает, что все человеческие знания исходят от Бога. Даже ангелы приобретают знания исключительно благодаря божественному вмешательству. В то же время Коран подчеркивает важность активного поиска знаний - принцип, который повторяется в хадисной литературе также .

В общем использовании «илм» может относиться к знанию какой-либо конкретной вещи или предложения или к любой форме «обучения». Впоследствии этот термин стал использоваться для обозначения различных категорий «наук», особенно когда он использовался во множественном числе («улум»).

Корень слова

[ редактировать ]

Арабский термин «илм» происходит от корня «-лм». [1]

Значение слова илм

[ редактировать ]

«Ильм» обычно переводится на английский как «знание». [2] [3] Тем не менее, его интерпретация может варьироваться в зависимости от конкретного контекста. Оно может включать в себя такие значения, как «религиозные знания», «обучение» или «наука(ы)», особенно когда используется в форме множественного числа «улум». [2] Согласно Энциклопедии Ислама , «Ильм» понимается как антитеза « джахль », что означает «невежество». [4] Слово «илм» является наиболее полным термином, обозначающим «знание» на арабском языке. Хотя иногда его считают синонимом « марифа » и «шуур», в их использовании есть заметные различия. Глагол, связанный с «ilm», принимает один или два винительного падежа, указывая на знание конкретной вещи или предложения. С другой стороны, «марифа» относится к приобретению знаний посредством опыта или размышлений и подразумевает предварительное незнание. «Шуур» означает «восприятие». «Шаир» — это «воспринимающий», «чувствующий», а впоследствии и «поэт». [3] Это развитие создало четкое различие между «алимами» и «арифами» в другом аспекте. «Ариф» относится к мистическому знающему, который достигает знания посредством непосредственного опыта и видения, что имеет сходство с концепцией гностика . [3]

Овамир Анджум , однако, оспаривает вышеупомянутые взгляды, заявляя, что «Разграничение между 'илм как экзотерическим знанием и ма'рифа как эзотерическим знанием или гнозисом не имело этимологической основы в более раннем использовании». Он заявляет, что «на самом деле использование Корана сопротивляется такому разграничению, поскольку оно относится к сокровенному человеческому познанию Бога, которое производит глубокий сентиментальный эффект как не что иное, как «илм»: «Воистину, только обладатели «илма» боятся Бог» (К. 35:28)». [5]

Раньше термин «илм» использовался для обозначения знания конкретных и определенных вещей. Однако со временем значение слова «илм» расширилось и включило в себя «науку», а «ал-улум» стало относиться к «наукам» в более широком смысле. В результате термин «алим» (улама) стал использоваться для описания ученого в общем смысле, особенно того, кто занимается интеллектуальными процессами. Этот сдвиг в значении подвергся резкой критике со стороны Газали в его работе «Ихья» . Газали решительно осуждает использование восхвалений, первоначально приписываемых Аллаху , для описания диалектиков и юристов-канонистов ( фухаха ). [3] Впоследствии, когда «илм» стал переплетаться с философией , ему пришлось соответствовать рамкам, установленным схоластическими богословами, известными как мутакаллимуны . Они включили его в аристотелевскую систему затруднений (аль-махулат), отведя ему место в этой структуре. [3]

Франц Розенталь заявил, что «фильм — это ислам». [6] Среди определений ilm (знаний), составленных Францем Розенталем, Брюс Фадж упоминает следующее:

Знание — это процесс познания, тождественный познающему и познаваемому.

  1. Знание – это то, благодаря чему человек знает.
  2. Знание – это то, посредством чего сущность познает.
  3. Знание – это то, посредством чего знающий познает.
  4. Знание — это то, что требует для того, в ком оно существует, имени знающего.
  5. Знание — это то, что требует, чтобы тот, в ком оно существует, знал.
  6. Знание — это то, что требует, чтобы тот, в ком оно находится ( махалль ), знал.
  7. Знание означает ( 'ибара'ан ) известный объект ( 'ал-ма люм ).
  8. Знание – это всего лишь известные понятия ( «аль-ма ани аль-ма лума »).
  9. Знание — это мысленно существующий объект». [7]
    - Брюс Фадж, Кораническая герменевтика: Аль-Табриси и искусство комментирования , 2011 г.

Луай М. Сафи утверждает, что «мусульманские ученые-классики определяли знание ('илм) как «знание вещи (шай»), какой она существует сама по себе». [8] Это определение можно проследить до того времени, когда мутазилиты считались авторитетами в области калама (исламской теологии). [8] Аль-Бакиллани , видный сторонник ашарской школы калама, пересмотрел определение, заменив термин «вещь» (шай) на «познаваемый» (малюм). [8]

Ранние мусульманские учёные различали разные уровни достоверности знаний. [8] Аль-Фарра , например, разделил знания на различные степени: от илм (научных знаний) как высшего уровня достоверности до джахля (незнания) как низшего. Научное знание включало понимание сущности и внутренних свойств «вещи» или ее истинной природы. Незнание, с другой стороны, относилось к знанию, которое противоречило сути вещи. Между этими двумя крайностями существовало два промежуточных уровня знания: шакк ( скептицизм ), возникавший, когда две противоположные интерпретации были одинаково правдоподобны, и занн (вероятное знание), возникавший, когда одна интерпретация считалась более вероятной. [8]

...с исламской точки зрения внутри субъекта, который знает, существует иерархия. Человек — это не просто картезианский субъект cogito , который «знает» на единственном уровне того, что называется разумом . Человек может познавать посредством чувств , посредством воображения, посредством разума с его собственными несколькими уровнями активности, посредством сердечного интеллекта, так часто упоминаемого в Коране, и, наконец, посредством откровения , которое является объективным аналогом мышления глазами сердце (айн аль-кальб). Будучи окончательным откровением Слова Божьего, Коран содержит все знания в принципе именно потому, что он стоит на вершине иерархии способов и источников познания, за которой снова в иерархической манере следуют другие способы познания. [9]

- Сейед Хоссейн Наср , Предисловие к классификации знаний в исламе , 1998 г.

По словам Сейеда Хосейна Насра, «фильм по своей сути религиозен». [10] Он утверждает, что кораническое откровение, имеющее большое значение в исламском знании, прежде всего характеризуется своим священным качеством и божественной природой. Наср далее подчеркивает, что Бог является создателем как объектов познания, так и человеческого интеллекта , который является божественным даром, позволяющим людям воспринимать и постигать эти объекты познания. [10]

В Коране

[ редактировать ]

По словам Франца Розенталя, «во всем Коране существует очевидное предположение, что человеческое знание, то есть истинное человеческое знание, следует приравнивать к религиозному пониманию». [11] Корень «лм» и его производные встречаются в Коране около 750 раз, что составляет примерно 1 процент от общего числа 78 000 слов Корана. [2] Первое откровение, полученное Мухаммедом , предписывало ему провозглашать или читать имя своего Господа и признавать Бога учителем человечества. В нем говорилось, что Бог, учивший с помощью Пера, просветил человечество знаниями, которыми оно раньше не обладало (Вопрос 96:1, 4-5). Это событие заложило фундаментальный принцип ислама, который подчеркивает решающую роль обучения и знаний. [2] В Коране понятие «илм» (знание) изображено в иерархической форме, ставя его под суверенитет и контроль Бога. Термин «илм» относится к знанию Бога, превосходящему знание человека и охватывающему скрытые и нераскрытые вопросы (Коран 6:59; 11:31). Все человеческие знания получены от Бога, как сказано в Коране (Коран 2:140), и даже ангелы обладают знаниями только благодаря тому, чему их научил Бог (Коран 2:32). Божественное знание может быть познано только в том случае, если Бог позволит его познать (Коран 2:255-256). [2]

Коран неоднократно подчеркивает, что Бог всеведущ (алим), обладает знаниями, которых нет у людей, и обладает знанием невидимого (алим аль-гайб, аллам аль-гайб). [12] Термин «всезнающий» (алим) упоминается часто, обычно в сочетании со словами «всеведущий» (хаким) и «всеслышащий» (сами). В одном из аятов Корана говорится, что «над каждым человеком, обладающим знанием, находится всезнающий» (сура 12:76). [12] В Коране за каждым появлением термина «знающий» (алим [поет.]), слова, используемого позже для обозначения образованного ученого, всегда следует слово «невидимый» (гайб), относящееся к Самому Богу. Несмотря на то, что существуют упоминания о «обладающих знанием» во множественном числе (алимун, улама) и различные выражения, указывающие на человеческое знание и понимание (например, улу л-албаб или ар-расикхун фи л-илм), существует подавляющее присутствие Божьего верховенство и всеведение. [12]

В пророческих традициях

[ редактировать ]

Значение знания или илма сильно подчеркивается в учении Мухаммеда, что отражено в различных хадисах приписываемых ему , в том числе:

  • «Того, кто следует дорогой познания, Бог направит на дорогу Рая». [13]
  • «Изучение главы знания лучше, чем тысяча ракатов нафль-намаза, а изучение главы знания, вне зависимости от того, будет ли оно реализовано на практике или нет, лучше, чем сто ракаатов нафль-намаза». [14]
  • «Этот мир проклят, как и все в нем, кроме поминания Аллаха ( зикра ) и того, что ему нравится (праведные дела и т. д.), а также ученого или студента». [15]
  • «Верующему никогда не будет достаточно слушать хорошие вещи (искать знания), пока он не достигнет Рая». [16]
  • «Сияние ученого человека по сравнению с блеском простого верующего подобно блеску полной луны по сравнению со всеми звездами». [13]
  • «Получите знание; его обладатель может отличить добро от зла; оно указывает путь на небеса; оно помогает нам в пустыне и в одиночестве, а также когда у нас нет друзей; оно — наш проводник к счастью; оно дает нам силу в несчастье; оно является украшением для друзей, защитой от врагов». [13]
  • «Чернила ученого святее крови мученика». [13]
  • «Поиск знаний необходим каждому мусульманину». [13]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Махди 1994 , с. 246.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и Ферлоу 2020 , с. 147.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и Макдональд 1927 , стр. 469–470.
  4. ^ «Ильм» . Энциклопедия ислама, второе издание. Брилл. 24 апреля 2012 г. Проверено 15 июня 2023 г.
  5. ^ Анджум и аль-Джавзия 2020 , с. 26-27.
  6. ^ Ферлоу 2020 , с. 145.
  7. ^ Фадж 2011 , с. 60.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и Сафи 1997 , стр. 39.
  9. ^ Наср и Бакар 1998 , с. xii.
  10. ^ Перейти обратно: а б Бухари 2019 , стр. 99.
  11. ^ Розенталь и Гутас 2007 , с. 29.
  12. ^ Перейти обратно: а б с Уокер 2003 , с. 102.
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и Ферлоу 2020 , с. 148.
  14. ^ «Превосходство поиска знаний перед поклонением» . www.thesunniway.com . Проверено 08 марта 2024 г.
  15. ^ «О поиске знаний – Ислам: вопрос и ответ» . islamqa.info . Проверено 8 марта 2024 г.
  16. ^ «О поиске знаний – Ислам: вопрос и ответ» . islamqa.info . Проверено 8 марта 2024 г.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ff9a3a168140fb9bd5d6cd701ba347ed__1709888160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ff/ed/ff9a3a168140fb9bd5d6cd701ba347ed.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ilm (Arabic) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)