Ахмад Фардид
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Сейед Ахмад Фардид ( персидский : سيد احمد فرديد ) (родился в 1910 г., [1] Йезд — 16 августа 1994, Тегеран ), урожденный Ахмад Махини Язди , [2] был видным иранским философом и профессором Тегеранского университета . Его считают одним из философских идеологов исламского правительства Ирана, пришедшего к власти в 1979 году. Фардид находился под влиянием Мартина Хайдеггера , влиятельного немецкого философа, которого он считал «единственным западным философом, который понимал мир и мир». единственный философ, чьи взгляды соответствовали принципам Исламской Республики. Эти две фигуры, Хомейни и Хайдеггер, помогли Фардиду аргументировать свою позицию». [3] Он осуждал антропоцентризм и рационализм , принесенные классической Грецией , заменяя авторитет Бога и веру человеческим разумом, и в этом отношении он также критиковал исламских философов, таких как аль-Фараби и Мулла Садра, за то, что они впитали греческую философию . [4]
Фардид изучал философию в Сорбонне и Гейдельбергском университете . Редкость письменных работ Фардида привела к его признанию «устным философом». Это, конечно, было загадочным атрибутом. Хотя Фардид пытался оправдать свое разъяснительное нежелание бедности и загрязненности языка (в хайдеггеровском смысле), некоторые подозревают, что его сдержанность проистекала из его парализующего перфекционизма.
Фардид придумал концепцию «вестотоксикации», которая затем была популяризирована Джалалом Аль-э-Ахмадом в его тогда широко известной книге «Гарбзадеги» , а после иранской революции 1979 года стала одним из основных идеологических учений нового исламского правительства Ирана. Среди тех, кто находился под влиянием его мысли, также был «теоретик исламского кино» Мортеза Авини . [5] и бывший президент-консерватор Ахмадинежад . [6]
Фардид часто давал указания своим ученикам, многие из которых позже вошли в правящую клику исламского правительства Ирана, игнорировать различные «западные» концепции, такие как демократия, гражданские права и толерантность, и вместо этого вернуться к своему «подлинному восточному я». .
Бурный ум Фардида был поглощен работой по синтезу (многообещающе или нет) результатов его исследований восточных цивилизаций с западной философией в интерпретации Хайдеггера . Проект Фардида остается незавершенным и полон недостатков и ошибок. Тем не менее, это остается чрезвычайно интригующим и ценным начинанием. Сам Хайдеггер несколько раз (в том числе во встречах с Д.Т. Судзуки по поводу «трансметафизического мышления» и в прощальном интервью журналу «Шпигель» ) оптимистически намекал на возможность конвергенции восточной и западной мысли, но сам никогда не исследовал эту тему, цитируя недостаток знаний и понимания незападной вселенной дискурса. Ахмад Фардид со своего угла надеялся разработать план этого проекта, но ему удалось лишь смутно наметить некоторые его контуры. Его влияние очевидно в работах многих философов в современном Иране, даже если это остается скрытым в их биографиях и трудах из-за критики, которая обычно направлена в адрес его мышления со стороны интеллектуалов, придерживающихся либеральной и левой политики.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Ахмад Фардид родился 4 сентября 1910 года в городе Йезд. Его отец, Сейед Али Марви, был мелким фермером. В 1922 году, в возрасте 12 лет, он начал посещать исламские и светские школы в Йезде, где начал изучать арабский язык , а также философию и математику . В то же время его отец нанял частного репетитора, чтобы тот научил его французскому языку .
В 1926 году Фардид переехал в Тегеран, чтобы пойти в среднюю школу Солтани, где он начал посещать учебные встречи с учеными-исламоведами.
Два года спустя, в 1928 году, он начал занятия в Дар уль-Фунун , первом современном университете и современном высшем учебном заведении в Иране.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Боруджерди, Мехзад Иранские интеллектуалы и Запад: мучительные триумфы национализма . Сиракузы: Сиракузы, UP, стр. 63.
- ^ Фарханг Раджаи, Исламизм и модернизм: меняющийся дискурс в Иране , University of Texas Press (2010), стр. 182
- ^ Фарханг Раджаи, Исламизм и модернизм: меняющийся дискурс в Иране , University of Texas Press (2010), стр. 183.
- ^ Фарханг Раджаи, Исламизм и модернизм: меняющийся дискурс в Иране , University of Texas Press (2010), стр. 182
- ^ Фарханг Раджаи, Исламизм и модернизм: меняющийся дискурс в Иране , University of Texas Press (2010), стр. 181.
- ^ Авиде Мэйвилл, «Религиозная идеология реформ в Иране» в книге Дж. Гарольда Элленса (ред.), Победные революции: психосоциальная динамика восстаний за свободу, справедливость и права [3 тома] , ABC-CLIO (2013), п. 311.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Неофициальный персидский сайт
- Иранские интеллектуалы и Запад: мучительный триумф национализма (на английском языке)
- Фардид своими словами, Интервью с Ахмадом Фардидом Алирезы Мейбоди , Введение и перевод Мохаммада Салеми (на английском языке)