Еврейский фундаментализм
Эта статья является частью серии, посвящённой |
Консерватизм в Израиле |
---|
![]() |
Еврейский фундаментализм ( ивр .: פונדמנטליזם יהודי ) относится к фундаментализму в контексте иудаизма . Термин «фундаментализм» первоначально использовался в отношении христианского фундаментализма , протестантского движения, которое подчеркивает веру в библейский буквализм . Сегодня он обычно используется по отношению к движениям, которые противостоят модернистским , либеральным и экуменическим тенденциям внутри общества, а также модернистским, либеральным и экуменическим тенденциям внутри конкретных религий , и часто сочетается с экстремистскими идеологиями и/или политическими движениями. Использование этого определения важно в еврейском контексте, поскольку два движения, которые чаще всего ассоциируются с еврейским фундаментализмом, религиозный сионизм и харедимский иудаизм , [1] отклоняться от библейского буквализма из-за важности Устного Закона в иудаизме. На самом деле караизм , еврейское движение, известное своим упором на библейский буквализм, редко считается фундаменталистским. [ нужна ссылка ]
Обзор
[ редактировать ]Как и другие фундаменталистские движения, фундаменталистский иудаизм обычно представляет собой единственную действительную форму иудаизма, еврейской культуры и истины. Однако религиозный сионизм и харедимский иудаизм , два движения, которые наиболее широко связаны с еврейским фундаментализмом, существенно различаются и исторически они противостояли друг другу (но в последнее время произошло больше совпадений из-за подъема движения Хардал ). . Религиозный сионизм больше ассоциируется с политическим экстремизмом, в то время как харедимский иудаизм ассоциируется с мужчинами, изучающими Тору каждый день и следящими за тем, чтобы все действия соответствовали воле Всевышнего. [2]
Харедим иудаизм
[ редактировать ]Харедимский иудаизм состоит из групп внутри ортодоксального иудаизма , которые характеризуются строгой приверженностью галахе (еврейскому закону) и традициям, противоречащим современным ценностям и практикам. [3] [4] обычно называют ультраортодоксами Его членов на английском языке ; однако термин «ультраортодоксальный» считается уничижительным многими его приверженцами, которые предпочитают такие термины, как строго ортодоксальный или харедим . [5] Евреи-харедим считают себя наиболее религиозно аутентичной группой евреев. [6] [7] но другие движения иудаизма с этим не согласны. [8]
Религиозный сионизм
[ редактировать ]Религиозный сионизм — идеология, сочетающая в себе сионизм и ортодоксальный иудаизм . В первую очередь это началось с учения раввина Авраама Исаака Кука (1865–1935), который рассматривал сионизм как часть божественного плана по возвращению евреев на их исконную родину и в конечном итоге к пришествию Мессии . Религиозный сионизм получил новый импульс после Шестидневной войны в 1967 году, когда Израиль завоевал Западный берег реки Иордан , территорию с богатой библейской историей . Движение «Гуш Эмуним» возникло под руководством Цви Иехуды Кука и также возглавило рост израильских поселений на недавно завоеванной территории.
Религиозный сионизм по-прежнему остается относительно широким термином, охватывающим как умеренные, так и экстремистские элементы. Экстремистские элементы часто ассоциируются с антиарабским расизмом , антипалестинизмом и насилием , часто они связаны с идеологическим вдохновением каханизма . Они также были связаны с терроризмом против палестинцев , а в некоторых случаях они также были связаны с терроризмом против Армии обороны Израиля . Молодёжное движение Hilltop особенно ассоциируется с наиболее крайними формами религиозного сионизма. [9]
Изучать
[ редактировать ]Еврейский фундаментализм игнорировался на протяжении большей части 20-го века, и только когда он начал оказывать влияние на израильскую политику и международные отношения, ученые начали серьезно его изучать. [10]
См. также
[ редактировать ]- Гуш Эмуним
- Галахическое государство
- Лига защиты евреев
- Еврейская организация защиты
- Еврейский религиозный терроризм
- Иудаизм и насилие
- Лев Тахор
- Мои истории
- Ноахидизм
- Сикриким
- Храмовый институт
- Фанатики
- Сионистское политическое насилие
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Еврейский фундаментализм в Израиле». Фундаментализм (религиозное движение) . Британская энциклопедия .
- ^ Юваль-Дэвис, Нира (1999). Личность является политической: еврейский фундаментализм и расширение прав и возможностей женщин в: Howland CW (ред.) Религиозный фундаментализм и права человека женщин . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 33–42. ISBN 978-0-312-29306-2 .
- ^ Райш Вайс. «Харедим (Харедим), или ультраортодоксальные евреи» . Мое еврейское образование.
Что объединяет харедим, так это их абсолютное почтение к Торе, включая как писаный, так и устный Закон, как центральному и определяющему фактору во всех аспектах жизни. ... Чтобы предотвратить внешнее влияние и загрязнение ценностей и обычаев, харедим стремятся ограничить свои контакты с внешним миром.
- ^ «Ортодоксальный иудаизм» . Центр Беркли по религии, миру и мировым делам. Архивировано из оригинала 16 мая 2012 г. Проверено 15 мая 2019 г.
Харедимский иудаизм, с другой стороны, предпочитает не взаимодействовать со светским обществом, стремясь сохранить Галаху, не приспосабливая ее к современным обстоятельствам, и оградить верующих от участия в обществе, которое ставит под сомнение их способность соблюдать Галаху.
- ^ Шафран, Ави (4 февраля 2014 г.). «Не называйте нас ультраортодоксами» . Вперед . Проверено 13 мая 2020 г.
- ^ Татьяна Думова; Ричард Фьордо (30 сентября 2011 г.). Блоггинг в глобальном обществе: культурные, политические и географические аспекты . Идея Групп Инк (IGI). п. 126. ИСБН 978-1-60960-744-9 .
Харедим считают себя наиболее подлинными хранителями еврейского религиозного закона и традиции, которые, по их мнению, являются обязательными и неизменными. Все остальные проявления иудаизма, включая современное православие, они считают отклонениями от законов Божьих.
- ^ «Ортодоксальный иудаизм» . Центр Беркли по религии, миру и мировым делам. Архивировано из оригинала 16 мая 2012 г. Проверено 15 мая 2019 г.
Ортодоксальный иудаизм утверждает, что сохраняет еврейский закон и традиции со времен Моисея.
- ^ Нора Л. Рубель (2010). Сомневаясь в набожности: ультраортодоксы в воображении американских евреев . Издательство Колумбийского университета. п. 148. ИСБН 978-0-231-14187-1 . Проверено 24 июля 2013 г.
Евреи основного направления – до недавнего времени – сохраняли впечатление, что ультраортодоксы – это «настоящие» евреи.
- ^ Гольдман, Пол. « Фундаменталистский еврейский террор — растущая угроза Израилю: эксперты» . www.nbcnews.com . Новости Эн-Би-Си . Проверено 13 августа 2021 г.
- ^ Браунфельд, Аллан (февраль 2002 г.). «Еврейский фундаментализм: возобновляется старая проблема». Монитор терроризма и безопасности Джейн : 12–15.
Библиография
[ редактировать ]- Аран, Гидеон (2004) [1990]. «От религиозного сионизма к сионистской религии». В Гольдшайдере, Кальвин; Нойснер, Джейкоб (ред.). Социальные основы иудаизма (переиздание). Юджин, Или: Wipf and Stock Publ. стр. 259–282. ISBN 1-59244-943-3 .
- Хейлман, Сэмюэл К. (1994). «Спокойный и активный фундаментализм: еврейские случаи» . В Марти, Мартин Э .; Эпплби, Р. Скотт (ред.). Учет фундаментализмов: динамический характер движений . Проект фундаментализма , 4. Чикаго, Иллинойс; Лондон: Издательство Чикагского университета. стр. 173–196. ISBN 0-226-50885-4 .
- Либман, Чарльз С. (1993). «Еврейский фундаментализм и израильская политика» . В Марти, Мартин Э .; Эпплби, Р. Скотт (ред.). Фундаментализм и государство: перестройка политики, экономики и воинственности . Проект фундаментализма , 3. Чикаго, Иллинойс; Лондон: Издательство Чикагского университета. стр. 68–87. ISBN 0-226-50883-8 .
- Равицкий, Авиезер (1996) [1993]. Мессианизм, сионизм и еврейский религиозный радикализм . Перевод Свирски, Майкла; Чипман, Джонатан. Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-70577-3 .
- Розенак, Майкл (1993). «Еврейский фундаментализм в израильском образовании» . В Марти, Мартин Э .; Эпплби, Р. Скотт (ред.). Фундаментализм и общество: восстановление науки, семьи и образования . Проект фундаментализма , 2. Чикаго, Иллинойс; Лондон: Издательство Чикагского университета. стр. 374–451. ISBN 0-226-50880-3 .
- Селенгут, Чарльз (1994). «Только Торой: фундаментализм ешивы в еврейской жизни» . В Марти, Мартин Э .; Эпплби, Р. Скотт (ред.). Учет фундаментализмов: динамический характер движений . Проект фундаментализма , 4. Чикаго, Иллинойс; Лондон: Издательство Чикагского университета. стр. 236–. ISBN 0-226-50885-4 .
- Зильберштейн, Лоуренс Дж., изд. (1993). Еврейский фундаментализм в сравнительной перспективе . Нью-Йорк: Нью-Йоркский университет Пресс. ISBN 978-0-8147-7967-5 .
- Соловейчик, Гайм (1994). «Миграция, аккультурация и новая роль текстов в харедимском мире» . В Марти, Мартин Э .; Эпплби, Р. Скотт (ред.). Учет фундаментализмов: динамический характер движений . Проект фундаментализма , 4. Чикаго, Иллинойс; Лондон: Издательство Чикагского университета. стр. 197–235. ISBN 0-226-50885-4 .
- Юваль-Дэвис, Нира (1999). «Личное является политическим: еврейский фундаментализм и расширение прав и возможностей женщин» . Религиозный фундаментализм и права человека женщин . Пэлгрейв Макмиллан США: 33–42. дои : 10.1057/9780230107380_4 . ISBN 978-0-312-29306-2 . Проверено 8 июля 2021 г.
- Доррай, Маночер (18 августа 2016 г.). «Кризис современности и религиозное возрождение: сравнительное исследование исламского фундаментализма, еврейского фундаментализма и теологии освобождения» . Социальный компас . 46 (2): 225–240. дои : 10.1177/003776899046002011 . S2CID 143258227 . Проверено 8 июля 2021 г.