Три клятвы
« Три клятвы» — популярное название мидраша, встречающегося в Талмуде . [1] в котором говорится, что Бог дал миру три клятвы. Две клятвы относятся к еврейскому народу , а одна из клятв относится к другим народам мира. Евреи, со своей стороны, поклялись не возвращать силой Землю Израиля и не восставать против других народов, а другие народы, в свою очередь, поклялись не подчинять евреев чрезмерно.
Сегодня среди ортодоксальных евреев существует в основном два взгляда на этот мидраш . Харедим, которые являются ярыми антисионистами, часто считают этот мидраш юридически обязательным, и поэтому движение за создание государства Израиль и его дальнейшее существование было бы нарушением еврейского закона , тогда как религиозные сионисты считают, что либо клятвы больше не являются применимы или что они действительно обязательны, но нынешнее движение не является их нарушением. Оба подкрепляют свою позицию, цитируя исторические раввинские источники в поддержку своей точки зрения. [2]
Мидраш и текст, на котором он излагается
Контекстом талмудического диалога, содержащего «Три клятвы», является дискуссия, в которой предпринимаются попытки защитить желание рава Зейры покинуть Вавилон и отправиться в Землю Израиля. Он начинается на Кетуботе 110b и продолжается на 111a (где ясно переданы Три Клятвы). Гемара Р. цитирует Йоси бен Р. Ханину :
Эти три шавуота, почему один, что Израиль не пойдет на стену, и другой, что Святой, благословен Он, поклялся, что Израиль не восстанет против народов мира, и тот, что Святой, благословен Он, народы мира, что бы они не поработили их в Израиле более чем достаточно.Почему/что это за три клятвы? Во-первых, Израиль не должен подниматься [на землю] стеной (то есть массово, как интерпретирует РаШИ : насильно). Во-вторых, Святой заклинал Израиль не восставать против народов мира. В-третьих, Святой заклинал народы, чтобы они не слишком сильно притесняли Израиль. [1]
Мидраш представляет собой по большей части экзегетический анализ трех отдельных стихов «Песни Песней» и, естественно, отражает традиционную интерпретацию, которая рассматривает всю книгу как аллегорию отношений между Богом и еврейским народом . Эти три стиха таковы: [3]
- Песнь Песней 2:7 : Я поклялся вам, дочери Иерусалима, войском или овном полевым: если вы пробудитесь и если вы возбудите любовь, доколе не пожелаете ее. , букв. «Я заклинаю вас, о дочери Иерусалима, газелями и полевыми ланями, чтобы вы не пробуждали и не возбуждали любви, пока она не пожелает».
- Песнь Песней 3:5 : идентично 2:7.
- Песнь Песней 8:4 : Я поклялся вам, дочери Иерусалима: зачем вы просыпаетесь и зачем возбуждаете любовь, пока не пожелаете ее. , букв. «Заклинаю вас, о дочери Иерусалима: зачем вам будить или разжигать любовь, пока она не пожелает?»
Другие мидраши, касающиеся Трех клятв
Есть несколько других мидрашей , относящихся к Трем клятвам, и они в основном записаны в Шир ха-Ширим Раба , также известном как Мидраш Хазита:
- «Если бы это стена»: если бы Израиль поднялся стеной из Вавилона, Храм не был бы разрушен в этот период во второй раз. Рабби Зейра пошел на рынок, чтобы что-то купить. Он сказал тому, кто взвешивал: это было взвешено очень справедливо. Он ответил: «Не уходи отсюда, вавилонянин, потому что твои предки разрушили Храм» . В этот момент рабби Зейра сказал: разве мои предки не такие же, как предки этого?! Рабби Зейра вошел в дом обучения и услышал голос рабби Шейлы , который сидел и учил: « Если бы это стена»: если бы Израиль поднялся, как стена, из изгнания , Храм не был бы разрушен во второй раз. ." Он сказал: неученый человек меня хорошо научил. [4]
- Р. Йоси бар Ханина сказал: «Здесь есть две клятвы: одна для Израиля и одна для народов. Израиль поклялся не восставать против народов [Р. Йоси бар Ханина считает две клятвы Израиля в Ктувот как одну], и народы поклялись, что не будут чрезмерно обременять Израиль, поскольку, поступая так, они приведут к преждевременному наступлению конца дней». [5]
- Рабби Хельбо говорит... И не поднимайтесь, как стена, из изгнания. Если да, то почему придет Царь Мессия ? Собрать изгнанников Израиля . [6]
- Когда Рейш Лакиш видел, как евреи из изгнания собираются на рыночной площади в Земле Израиля, он говорил им: «Разбросайтесь». Он сказал им: «Когда вы восходили, вы не делали это как стена, а здесь вы пришли, чтобы построить стену». ' [4]
- «Рабби Ицхак открыл: Прежде чем вздохнет день и разбегутся тени (Песнь Песней 4:6). Прежде чем вздохнет день — изгнание Израиля; что они будут порабощены в изгнании до того дня, когда закончится правление народов. Ибо мы узнали, что рабби Ицхак сказал, что господство всех народов над Израилем продлится тысячу лет. Нет אוּמָה ( уммы ), народа, который не подчинил бы их: «Один день» соответствует: «Но будет ». один день, который будет известен ЯХВЕ (Захария 14:7).
Еще слово: Прежде чем днём שֶׁיָּפוּחַ ( шейафуах ) вздохнет — прежде того дня умрут народы יָפוּחַ ( йафуах ). И тени убегают — правительства, которые над ними доминируют. Поспешу на гору мирру и на гору ладана (Песнь Песней 4:6). Сказал Благословенный Святой: «Я возьмусь потрясти народы от Иерусалима, הַר הַמּוֹר ( хар ха-мор ), горы мирры », как написано, Иерусалим на הַר הַמּוֹרִיָּה ( хар ха-мория ), гора Мориа (2 Паралипоменон 3:1). И холму ладана – Храму, который на Сионе, как написано: « Красивая в высоте, вся радость земли, гора Сион » (Псалом 48:3). И написано: захватить углы земли, чтобы стряхнуть с нее нечестивых (Иов 38:13), как держат одежду, чтобы стряхнуть с нее всю нечистоту.
Рабби Йосе сказал, что Благословенный Святой в конце концов откроется в земном Иерусалиме и очистит его от скверны народов, прежде чем день народов завершится. Ибо рабби Хийя сказал: Владычество над Израилем длится только один день, и это день Благословенного Святого, который длится тысячу лет [ср. БТ Синедрион 97а; Бахир §5: Каждый день Благословенного Святого составляет тысячу лет, как написано: Ибо тысяча лет в Твоих глазах прошла, как вчерашний день (Псалом 90:4)]. Вот что написано: Он опустошил меня, изнемогал весь день (Плач 1:13) – один день, и не более.
Рабби Йосе сказал: «Если они будут порабощены более тысячи лет, то это не из-за указа царя, а скорее потому, что они не желают вернуться к Нему [в покаянии в Землю Израиля]. И написано: И будет, когда все это постигнет тебя , [ благословение и проклятие, которые Я положил перед тобой, то обратится сердце твое ко всем народам, к которым ЯХВЕ, Бог твой, поставит тебя заблудший ] (Второзаконие 30:1–2), и: « Если заблудший твой окажется на краю небес, оттуда соберет тебя ЯХВЕ, Бог твой». (там же 4) [7]
Точка зрения ришонимов
Маймонид
Рамбам цитировал Три клятвы в своем знаменитом Послании к евреям Йемена (Иггерет Тейман), написанном около 1173 года. В этом письме Маймонид предпринял попытку укрепить моральный дух йеменских евреев , страдавших от указа о принудительном обращении в ислам, поскольку а также ложное мессианское движение , которое увело многих йеменских евреев от традиционной практики. В письме он заявляет:
И согласно тому, что Соломон знал в Святом Духе, что этот народ, когда он будет захвачен в изгнании, начнет просыпаться неВ свое время и они погибнут, и возмутитель спокойствия предупредил его об этом и поклялся ему в притче и сказал:
Я поклялся вам, дочери Иерусалима, и т. д. [8]
Соломон , блаженной памяти, предвидел по Божественному вдохновению , что затянувшаяся продолжительность изгнания побудит некоторых из наших людей стремиться прекратить его раньше надлежащего времени и, как следствие, погибнет или встретится с бедствием. Поэтому он предупредил их (воздержаться) от этого и заклинал их метафорическим языком , как мы читаем: «Заклинаю вас, дщери Иерусалима, газелями и полевыми ланями, чтобы вы не просыпались и не будили любовь, пока она не пожелает». [9] Итак, братья и друзья, соблюдайте клятву и не возбуждайте любви до тех пор, пока ей не заблагорассудится. [10]
Бахья бен Ашер
Комментатор XIII века Рабейну Бахья писал в своем комментарии к Бытию 32:7 :
... и написано: «И помолился Езекия пред Богом». [11] Точно так же и от нас требуется следовать путем Патриархов и восстанавливать себя, чтобы мы могли быть милостиво приняты и с нашей красивой речью и молитвой перед Богом, да будет Он превознесен. Однако вести войну невозможно, «вы закляты дочерями Иерусалима и т. д.». [12] Вас заклинали не вступать в войну с народами. [13]
Нахманид
Рамбан не обсуждал подробно Три клятвы, однако он утверждал, что на евреев каждого поколения возлагается обязанность попытаться вернуть себе Землю Израиля как положительную заповедь :
Что нам приказано овладеть Землей, которую Всемогущий, Благословен Он, дал нашим предкам , Аврааму , Ицхаку и Яакову ; а не оставлять ее другим народам или оставлять ее в запустении, как Он сказал им: «Вы изгоните жителей Земли и поселитесь на ней, ибо Я отдал вам Землю во владение ею». [14] и далее он сказал: «Наследовать землю, которую я поклялся вашим предкам (отдать им)»; вот, нам приказано завоевывать землю в каждом поколении. [15]
Это означает, что Три клятвы не являются галахическими обязательными, поскольку рассматривать их как обязательные фактически аннулирует библейскую заповедь.
Нахманид продолжает говорить, что эта заповедь применяется в каждом поколении, даже во время изгнания:
[Мудрецы] сделали много других подобных решительных заявлений относительно этой положительной заповеди, согласно которой нам приказано владеть Землей и заселять ее. Таким образом, это вечное положительное повеление, обязывающее каждого отдельного человека даже во время изгнания, как известно из Талмуда во многих местах. [16] [17]
Антисионистские ответы
В общем, подсчет 613 заповедей исключает одноразовые заповеди (например, повеление Бога пересчитать евреев в Числах 1:2). [18] По словам раввина Джоэля Тейтельбаума , слова Нахманида «нам приказано завоевывать землю в каждом поколении» означают только поколения до эпохи изгнания, а не все поколения. Тем не менее (согласно пониманию Нахманида Тейтельбаумом), поскольку заповедь применима к нескольким поколениям, а не только в один момент, она может быть включена в число 613 заповедей. [19]
Другие попытки примирить Нахманида с Тремя клятвами
Рашбаш (сам потомок Нахманида) понимал это конкретное библейское обязательство как обязательное на индивидуальном уровне, но не на коллективном:
По правде говоря, эта заповедь не является заповедью, охватывающей весь Израиль в изгнании, существующем сейчас, но это общий принцип, как заявили наши мудрецы в Талмуде в Ктуботе, что он вытекает из клятв, данных Святым, Благословенным. будь Он, заставил Израиль поклясться не торопить Конец и не подняться, как стена. [20]
Раввин Хаим Циммерман проводил различие между заселением земли и завоеванием земли. Он сказал, что заповедь реализуется путем заселения земель, а завоевание — это всего лишь подготовка к основному обязательству по заселению. Обязательство заселить землю не обязательно нарушает Три клятвы. Раввин Циммерман добавляет, что Три клятвы применимы только к вторжению на землю извне, и как только евреи прибыли на землю с разрешения неевреев, они могут затем бороться за контроль над землей. Он пишет:
... трудность в Рамбане, в котором говорится, что мицва кибуша в наше время преобладает над клятвой, исчезает. Клятва шело йаалу бехома прямо означает, что мы не можем штурмовать Эрец-Исраэль из хуц-лаарец. Но когда евреи находятся в Эрец-Исраэль, обязательно существует хехшер-мицва кибуш-аарец. Как могут евреи находиться в Эрец-Исраэль без алии «бехома»? Ответ очень прост. Если многие евреи приехали в Эрец-Исраэль индивидуально или с разрешения народов, то, как только они там оказались, возникает приказ о кибуше... Никогда не было присяги на людях, находившихся в Эрец-Исраэль. [21] [22]
Точка зрения ранних Ахаронимов
Махарал
Махараль обсуждал Три клятвы в двух местах: в своей работе «Нецах Исраэль» и в комментарии к «Трактату Кетубот». [23] В своей работе «Нецах Исраэль» он писал:
Потому что по смыслу «в поколении Постыдённых» мы были в той же мере, что и в поколении Постыдённых, в которых поколение Постыдённых было липким, и в той же мере он клялся, что не будет спать по вопросу о изгнание. Потому что поколение Шмеда, несмотря на то, что смерть пришла к ним в ссылке, не изменилось. А другая интерпретация «в порождении разрушения» хочет сказать, что даже если их захотят убить жестокими пытками, они не выйдут и не изменят этого. А также толкование для каждого и это надо понимать
Другое объяснение утверждения Мидраша (он говорит о Шир Ха-Ширим Рабба 2:20, которое начинается со слов «ורבנן אמרי השביען בדורו של שמד») о том, что Бог заклинал еврейский народ в поколении Шмада (религиозное преследование евреев или указы против евреев). ): что даже если они будут угрожать убить их тяжелыми пытками, они не покинут [Изгнанницу] и не изменят своего поведения таким образом [24]
Однако в своем комментарии к Кетуботу Махарал объясняет, что Клятвы — это скорее небесные указы, необходимые для поддержания неестественного состояния изгнания:
эти недели и т. д. 5. Когда Бог постановил изгнание Израиля, и это изгнание не соответствует порядку, который должен быть в мире, потому что вы не увидите, что народ изгнан, а Бог обитает на земле другого народа, только каждый народ находится под его властью, и Бог постановил изгнание Израиля. И это изгнание не соответствует порядку, который должен существовать в мире, и поэтому Шейх постановил существование их изгнания. Если бы этот указ не был за что-то, что противоречит порядку, он не существует, потому что порядок преобладает над ним. И из-за этого было три Шавуота, то есть три указа. [25]
«Эти клятвы» и т. д. Речь идет о том, когда Господь, благословен Он, постановил изгнание Израиля; и это изгнание не соответствует надлежащему порядку мира, так как вы не найдете народа, который был бы изгнан и жил в земле другого народа, но каждый народ и нация находились бы под своей собственной властью. И [действительно] Господь, благословен Он, постановил изгнание Израиля, и это изгнание не соответствует надлежащему порядку мира, и поэтому Господь, благословен Он, постановляет их изгнание. И если бы не этот указ о том, что против порядка, оно [что против порядка] не могло бы существовать, ибо порядок торжествует. И так было три клятвы, то есть три указа.
Раввин Хаим Виталь
XVI века Каббалист раввин Хаим Виталь выразил мнение, что Три клятвы были обязательными только в течение первой тысячи лет изгнания. Он написал:
«Я заставил вас поклясться, дочери Иерусалима...» эта великая клятва Богу заключалась в том, что они не должны вызывать Искупление до тех пор, пока эта любовь не будет желанной и с доброй волей, как написано «пока я не захочу», и наши Мудрецы уже сказано, что время этой клятвы составляет тысячу лет, как написано в Бараите рабби Ишмаэля в Пиркей Эйхалот (в комментарии к Даниилу 7:25)..., и аналогично в Зохаре II:17а.. ...что это один день изгнания Сообщества Израиля... [26]
современная эпоха
Споры о правильном понимании Маймонида
Религиозные сионисты предполагают, что в Послании Маймонида к Йемену он явно интерпретирует клятвы метафорически, а не буквально. Как там говорится: «Поэтому он увещевал и заклинал их метафорическим языком (דרך המשל, букв. В виде метафоры) воздерживаться». Поэтому они утверждают, что Маймонид не считал их галахически обязательными. [27]
Член общины харедим, раввин Хаим Валкин указывает в своей книге «Даат Хаим», что Маймонид обсуждал Три клятвы только в Послании к Йемену, но не в своем галахическом труде « Мишне Тора» . Р. Уокин постулирует, что это происходит потому, что, хотя Маймонид считал эти клятвы важными, он не считал их юридически обязательными как Галаха, а лишь тем, что они служат «предупреждением о том, что эти действия будут безуспешными». [28]
Однако раввин Джоэл Тейтельбаум ( Сатмарский Ребе ) отметил, что Маймонид цитирует Три клятвы в «Иггерет Тейман» таким образом, что создается впечатление, что он обсуждает обязательность Галахи. Используя определение «метафорическое», Маймонид имеет в виду природу текста «Песни Песней», а не сами Трех Клятв. [29] Однако Сатмарский Ребе не считал нарушение клятв галахическим вопросом, а скорее формой ереси. Он заявил, что «присяга была дана не еретикам, а всему еврейству; и даже если бы все правительство было набожным, как люди древности, любая попытка преждевременно освободить их была бы отрицанием Святого Закона и нашей веры». [30] Что касается явного заявления Нахманида о том, что заповедь применима даже во время изгнания, Тейтельбаум говорит, что это относится к жизни в Израиле как личности, а не к победе, поскольку это противоречит Трем клятвам. [19] Вариант этого подхода гласит, что повеление Нахманида жить в Израиле даже во время изгнания применимо только тогда, когда жизнь в Израиле совместима с изгнанием, то есть когда страной управляет нееврейское правительство. Но жизнь под властью еврейского правительства, такого как Государство Израиль, сама по себе может представлять собой нарушение присяги. Нахманид не чувствовал необходимости упоминать об этом исключении из заповеди, поскольку он не предвидел возникновения еврейского правительства на Святой Земле до прихода мессии. [31]
«Нетурей Карта» подчеркивает то, что сказано в муссафе «Шмона Эсрей» («Стоячая молитва») Йом Това , что из-за своих грехов еврейский народ отправился в изгнание из Земли Израиля (« умипней хатоейну голину мейартзейну » ). Кроме того, они придерживаются точки зрения, основанной на Вавилонском Талмуде. [32] – что любая форма насильственного возвращения Земли Израиля является нарушением божественной воли. Они считают, что возвращение Земли Израиля евреям должно произойти только с приходом Мессии, а не путем самоопределения .
Джеймс А. Даймонд и Менахем Келлнер утверждают, что Маймонид не только исключил любое упоминание о Трех клятвах из своего свода галахических законов, но и фактически утверждал, что еврейская национальная независимость придет благодаря человеческой инициативе, и выступал за политическую активность, пытаясь восстановить Независимость евреев в Земле Израиля. Они пишут, что Тейтельбаум придумал извращенные интерпретации сочинений Маймонида, чтобы они соответствовали его собственной идеологии, например, утверждая, что молчание Маймонида по поводу клятв в его Галахическом кодексе объяснялось тем, что они якобы имели такое большое значение, что в них не было необходимости. упомянул. По мнению Даймонда и Келлнера, «просто не существует правдоподобного прочтения активистской реализации Маймонидом возвращения евреев в Израиль и его заселения как необходимого этапа в наступлении мессианского периода, который не противоречил бы аргументу Тейтельбаума о «клятвах». [33]
Дебаты о правильном понимании Махарала
Религиозные сионисты утверждают, что Махарал считал клятвы божественным указом (который впоследствии истек). Они полагаются на его комментарий к Кетуботу, который более явно указывает на то, что он понимал клятвы как обязательные, поскольку Бог должен разрешить обстоятельства, при которых евреи могут заниматься указанной деятельностью, но они не являются обязательными, поскольку евреям фактически не запрещено от участия в действиях, о которых идет речь в Клятвах. Они утверждают, что существует определенная степень двусмысленности в том, что он написал в «Нецах Исраэль», и поэтому его позицию следует рассматривать именно таким образом, поскольку «все, что противоречит, порождает противоречие в собственных трудах Махарала». [27] что явно было бы нежелательно.
Однако позиция раввина Джоэля Тейтельбаума (Сатмарского Ребе) относительно того, понимал ли Махарал клятвы как запретительно обязательные для евреев, основана прежде всего на том, что было написано в «Нецах Исраэль». Неясно, учел ли он и учел позицию Махарала в своем комментарии к Кетуботу. (Неизвестно, связано ли это с тем, что он не имел к нему доступа, не знал об этом или считал текст подделкой.) Однако, согласно его пониманию Махарала, любое нарушение Клятв абсолютно запрещено. даже под страхом смерти .
В ответ сионистам, цитирующим комментарий Махарала к Кетуботу, писатели-антисионисты заявили, что даже если клятвы следует рассматривать как указы, очевидно, что в намерения Бога не входило, чтобы еврейский народ продолжал пытаться вернуться в Землю Израиля. и строить государство, пока не наступит нужный момент. Ввиду суровых последствий неудачи («Я объявлю вашу плоть бесхозной, как джейранов и ланей полевых»), это было бы так же глупо, как играть в русскую рулетку. Более того, успех Государства Израиль на данный момент не является доказательством отмены указа, поскольку будущее государства все еще неопределенно. [34]
Антисионистские аргументы, учитывающие Три клятвы
Обзор некоторых основных утверждений антисионистов относительно Трех клятв:
- Хотя «Три клятвы» имеют аггадический стиль, прецедент показывает, что, когда аггадический материал в Талмуде представляет новый юридический материал (в отличие от наказаний и наград, связанных с юридическим материалом, изложенным в других местах Талмуда), этот материал кодифицируется как Галаха, если не существует конкретная причина не делать этого. [35]
- Даже если клятвы следует рассматривать как указы, существование современного Государства Израиль не является доказательством того, что действие указа прекратилось, поскольку будущее государства все еще неопределенно. [34]
- Сатмарский Ребе в своей книге «Вайоэль Моше» утверждает, что Маймонид говорил о Трех клятвах как об обязательных. (См. «Современные дебаты о правильном понимании Маймонида» выше ).
- Клятвы заключаются между еврейским народом и Богом и язычниками и Богом соответственно. Тот факт, что неевреи нарушили свою клятву, не означает, что еврейский народ также имеет право поступать так же. Исторически сложилось так, что зверства, предшествовавшие Холокосту, как правило, не побуждали раввинов поощрять массовую иммиграцию в Израиль, хотя были и некоторые заметные исключения. [36] [37]
- Жизнь в Эрец Исраэль не является общей мицвой для всех евреев, а только для отдельных лиц (см. обсуждение Рашбаша (Соломон бен Симон Дюран) в разделе Нахманида выше ).
- Декларация Бальфура никогда не касалась клятв.
- Государство Израиль расширило свои границы за пределы территорий, подпадающих под мандат ООН, и, таким образом, расширило границы без разрешения народов.
- Одобрение Организацией Объединенных Наций создания Государства Израиль не означает разрешения со стороны стран мира. Галаха не придает существенного значения Организации Объединенных Наций. Соответствующее одобрение должно быть одобрено некоторыми другими людьми, живущими на этой земле (в данном случае, палестинскими арабами ). [38]
- В ответ на использование сионистами имени раввина Хаима Виталя (см. ниже) Сатмарский Ребе заявил, что замечания Виталя относятся не к Трем клятвам, возложенным на еврейский народ, а к Божьей клятве не искупать еврейский народ, пока он не покается в своих грехах. любовь. Эта клятва длится тысячу лет; после этого момента даже покаяние из страха может принести искупление. [39]
- В ответ на вопросы о том, почему Бог позволил сионистам добиться определенного успеха, если сионизм против Талмуда; Религиозные евреи-антисионисты отвечают следующим образом; «Ошибочность этого аргумента заключается в том неоспоримом факте, что в этом мире существует зло. Всевышний позволяет людям свободно выбирать поступать неправильно и даже добиваться успеха в совершении неправильных действий в больших масштабах... Почему Всевышний решил предоставить их усилиям некоторую степень успеха — это одна из загадок нашей эпохи. Но тот факт, что они добились успеха, не является более доказательством того, что они поступали правильно, чем тот факт, что немцам удалось убить шесть миллионов евреев, является доказательством. что они поступали правильно». [40]
Сионистские аргументы, учитывающие Три клятвы
Обзор некоторых основных утверждений религиозных сионистов относительно Трех клятв:
- Три клятвы представляют собой агадический мидраш , и поэтому они не являются обязательными с галахической точки зрения (агадические мидраши, в отличие от галахических мидрашей, традиционно не считаются действительным источником Галахи). Маймонида Соответственно, Мишне Тора , Арбаа Турим , Шулхан Арух и другие галахические источники не цитируют Три клятвы и не принимают соответствующих правил. Их там вообще не обнаружено. Сам Маймонид выступал за восстановление еврейского суверенитета в Земле Израиля посредством человеческой инициативы, а не ожидания Мессии.
- четко не установлено, Ни в Гемаре , ни в Галахе что именно будет представлять собой разрешение со стороны народов. Таким образом, Декларация Бальфура , конференция в Сан-Ремо , резолюция 181 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и план Мандата для Палестины, принятый Лигой Наций от 24 июля 1922 года, понимаются как выражение разрешения и одобрения со стороны стран мира. Соответственно, еврейский народ нельзя считать восставшим против народов. Таково было мнение раввина Меира Симхи из Двинска относительно Декларации Бальфура .
- Декларация Бальфура, Резолюция Сан-Ремо, Мандат Лиги Наций в отношении Палестины и резолюция Организации Объединенных Наций, рекомендующая создание еврейского государства, выполняют первое условие клятвы не восставать против народов. Таким образом, когда Организация Объединенных Наций приказала евреям вернуться домой, они сделали это в обязательном порядке . Точно так же, как Кир поручил евреям Вавилонии построить Второй Храм. Эту должность занимает Элиэзер Вальденберг. [41] и другие.
- Три клятвы просто означали, что Бог издал указ об изгнании еврейского народа. Тот факт, что еврейский народ успешно вернулся в Землю Израиля и что Государство Израиль выжило, является свидетельством того, что клятва недействительна и указ прекратил свое действие.
- В формулировке Маймонида в его Послании к Йемену конкретно говорится, что клятвы «метафоричны» (см. Маймонид выше ), более того, в своей галахической работе он придает большое значение проживанию в Земле Израиля и запрещает покидать ее. [42]
- Хотя в прошлом Три клятвы были обязательными, язычники нарушили свою клятву, чрезмерно преследуя еврейский народ. [43] Таким образом, действительность двух других обетов была аннулирована . Религиозные сионисты указывают на конкретное предупреждение Мидраша о том, что если нееврейские народы нарушат эту клятву, то «они приведут к преждевременному наступлению Конца Дней». [44] Это было истолковано как означающее, что восстановление Израиля будет осуществлено раньше, чем первоначально предполагалось. Из-за зверств против евреев на протяжении всей истории, и особенно после Холокоста , еврейский народ был освобожден от своей части клятв. [2] Придерживающиеся этой позиции часто опираются на Шулхан Арух , в котором говорится: «два [человека], давшие клятву совершить какое-либо дело, и один из них нарушает клятву, другой освобожден [от нее] и не требует разрешения ." [45] В результате запрет на массовую иммиграцию в Землю Израиля стал недействительным. [46] а сионизм и Государство Израиль возникли как прямой результат нарушения нееврейскими народами Клятв. Холокост был величайшим нарушением трех клятв [47]
- Религиозные сионисты часто указывают на, казалось бы, чудесное выживание Израиля в многочисленных арабо-израильских войнах, особенно в арабо-израильской войне 1948 года и Шестидневной войне , и интерпретируют это как сохранение Государства Израиль непосредственно рукой Бога.
- Еврейский народ не вернулся массово в Землю Израиля, а скорее посредством индивидуальной иммиграции, а также серии из пяти алий . Евреи продолжают индивидуально иммигрировать в Израиль и сегодня . В истории никогда не было момента, когда большинство мирового еврейства коллективно мигрировали в Землю Израиля.
- Многие власти понимают клятву «не подниматься как на стену» как включающую только иммиграцию всей (или, по крайней мере, большей части) нации. Некоторые из этих властей также требуют, чтобы эта массовая иммиграция была насильственной, чтобы присяга считалась нарушенной. Среди тех, кто занимает эти должности, — Исайя Ахрон , [48] Шитта Мекубецет , [49] Махарал , [50] Самуэль Бен Исаак Яффе Ашкенази, [51] Джонатан Эйбешуц , [52] Исроэль бен Шмуэль Шкловский и ученики Виленского Гаона , [53] Меир Блюменфельд , [54] Маймонид в понимании Джоэла Тейтельбаума , [55] и Йона Дов Блумберг. [56] Точно так же Барух Эпштейн в своей Торе Темима понимает, что клятва включает только насильственную массовую иммиграцию, [57] и Иштори Хапарчи в своем Кафторе Ваферахе. [58] понимает, что клятва означает иммиграцию с намерением завоевать. Исаак Леон ибн Цур в своей «Мегилат Эстер о Нахманиде» также понимает клятву как запрет на завоевания. [59]
Многие харедим, придерживающиеся антисионистских взглядов, все еще иммигрируют в Землю Израиля. Их рационализация состоит в том, что они делают это только как отдельные личности и семьи, а не как члены организованной массовой иммиграции, и что они приезжают в Землю исключительно для того, чтобы жить там, а не для того, чтобы завоевать ее или править ею. Соответственно, такие харедим не считают, что они нарушают Три клятвы. Другие ортодоксальные еврейские движения, в том числе те, которые выступают против сионизма, осудили деятельность радикального отделения «Нетурей Карта». По данным The Guardian , «даже среди харедим , или ультраортодоксальных кругов, Нетурей Карта считается дикой маргинализацией». [60] Нетурей Карта иногда путают с Сатмаром , поскольку оба они антисионистские ; однако это отдельные группы, и у них были разногласия. Например, Сатмар раскритиковал «Нетурей Карта» за участие в конференции по отрицанию Холокоста 2006 года в Иране . [61] «Нетурей Карта» утверждает, что средства массовой информации намеренно преуменьшают их точку зрения и выставляют их немногочисленными. На их протесты в Америке обычно приходит от силы несколько десятков человек. В Израиле протесты группы обычно собирают несколько сотен участников, в зависимости от характера протеста и его места. [62]
На веб-сайте «Нетурей Карта» говорится, что ее члены «часто участвуют в публичном сожжении израильского флага». Во время еврейского праздника Пурим члены «Нетурей Карта» регулярно сжигали израильские флаги во время празднований в таких городах, как Лондон , Бруклин и Иерусалим . [63] [64] [65] [66] [67]
Хотя многие в «Нетурей Карта» предпочли просто игнорировать Государство Израиль , сделать это стало сложнее. Некоторые предприняли шаги, чтобы осудить Израиль и добиться его окончательного демонтажа до прихода Мессии . Главным среди них был Моше Хирш , лидер активистского отделения «Нетурей Карта», который служил в кабинете Ясира Арафата министром по делам евреев. [68]
См. также
Ссылки
- ^ Перейти обратно: а б Вавилонский Талмуд, Кетубот 111а.
- ^ Перейти обратно: а б О противостоянии харедим сионизму
- ^ Перевод: JPS 1917 г.
- ^ Перейти обратно: а б Шир ха-Ширим Раба 8:11
- ^ Шир ха-Ширим Раба, 2:[7]1
- ↑ Шир ха-Ширим Раба 2:18.
- ↑ Зоар 2:17а, Мидраш ха-Неэлам , ср. Зоар 3:270б.
- ^ Эггерет Тейман Ч. 4, издание Кафач, с. 55
- ^ Песнь Песней 2:7, 8:4
- ^ Маймонид. Послание в Йемен. Ч. ХХ. Английский перевод 1952 года Боаза Коэна, опубликованный в Нью-Йорке Американской академией еврейских исследований.
- ^ 2 Царств 19:15
- ^ Песня песней 2
- ↑ Рабейну Бахья, Комментарий к Бытию 32:7.
- ^ Числа 33:53
- ↑ В его толкованиях к книге Маймонида « Сефер ха-Мицвот» , Позитивная заповедь № 4. Перевод из книги «Торат Эрец Исраэль» Давида Самсона с. 112
- ^ Нахманид, Приложение к Книге заповедей Маймонида (положительная заповедь № 4)
- ^ Доктор Реувен Файерстоун, «Иудаизм - Средневековый период»
- ^ «Корни и правила» .
- ^ Перейти обратно: а б Раввин Джоэль Тейтельбаум , Вайоэль Моше, Маамар ишув Эрец Исроэль , Глава 2
- ^ Респонса Рашбаш, 2.
- ^ Циммерман, Хаим (1986). Тора и существование . AAE Inc. США с. 72.
- ↑ См. также Цви Магенс (1914–1989) в его «Маген Цви», который пишет, что клятвы применимы только к тем, кто живет за пределами Земли Израиля.
Что клятва не взобраться на стену не противоречит мицве оккупированной земли... потому что клятва не взобраться на стену была на тех, кто был изгнан и жил в Вавилоне или в любом другом месте за границей. , о которых было сказано, что они не пойдут на стену и что они не пойдут. еда Жители Сиона вообще не давали клятвы, что не будут сражаться
- ↑ Впервые опубликовано на основе оригинальных рукописей в 1960 году. См. Р. Гил Стьюдент, Дебаты о религиозном сионизме, с. 16
- ^ Нецах Исраэль, Гл. 24
- ^ Иуда Лев, сын Весалеля (царя). Хидушей Агадос Махарал miPrague Vol п. 190 . Получено 18 мая.
- ^ Введение Р. Хаима Виталя в Сефер Эйц Хаим
- ^ Перейти обратно: а б Р. Гил Стьюдент, Дебаты о религиозном сионизме, с. 18
- ^ Ребецин Девора Фастаг, сионизм
- ^ Вайоэль Моше , Маамар Гиммель Шевуос, гл. 36, с. 47
- ^ Льюис Глинерт; Йосеф Шилхав (март 1991 г.). «Святая земля, святой язык: исследование ультраортодоксальной еврейской идеологии». Язык в обществе . 20 (1). Издательство Кембриджского университета: 67. doi : 10.1017/s0047404500016079 . S2CID 143738404 .
- ^ Раввин Дэвид Смит, Дерех Хахаим , стр. 25
- ^ Талмуд , Трактат Кесубос , 111а.
- ↑ Ответ Шаулю Магиду об антисионистской теологии сатмарского ребе Йоэля Тейтельбаума.
- ^ Перейти обратно: а б «Ответ раввину Гилю Студенту | Евреи Торы» .
- ^ «Три клятвы являются Агадой и, следовательно, не являются обязательными. | Тора евреев» .
- ^ Исторически были случаи, когда преследования служили толчком для еврейской миграции в Землю Израиля, даже до Второй мировой войны. Из-за волны погромов «ученики раввина Илии Виленского, Виленского Гаона, покинули Литву и иммигрировали в Цфат и Иерусалим в Эрец-Исраэль. Имеющиеся доказательства убедительно свидетельствуют о том, что Гаон не только потворствовал их алие, но и фактически издал указ об этом. , потому что он был убежден, что 1840 год должен был стать годом «атчалта дегеула», «начала искупления». Хаим И. Ваксман (май 1987 г.). «Мессианизм, сионизм и государство Израиль». Современный иудаизм . 7 (2). Издательство Оксфордского университета: 176.
- ↑ Раввин Хиле Векслер (1843–1894) настоятельно поощрял эмиграцию в Палестину, чтобы избежать антисемитизма, который, как он предсказывал, охватит Германию и большую часть Европы. Кирш, Джеймс (1973). Неохотный пророк . Sherborne Press, Inc. Лос-Анджелес: ISBN 0-8202-0156-1 . ISBN 385630519X
- ^ Сатмарский Ребе считал ООН наделенной силой и реальной властью, независимо от того, считал ли он ее галахически признанной организацией. Он заявляет: «Даже в соответствии с естественным порядком, если бы они уступили свое правительство и сионистское государство, нет никаких сомнений в том, что Организация Объединенных Наций могла бы принять меры для предотвращения войны и кровопролития». Раввин Джоэл Тейтельбаум, Аль Ха-Геула ве-аль Ха-Темура, стр. 85–86.
- ^ «Раввин Хаим Виталь писал, что клятвы действовали только в течение первой тысячи лет после разрушения Второго Храма. | Тора евреев» .
- ^ «Если государство против воли Всевышнего, почему Он дал им успех? | Евреи Торы» .
- ^ Циц Элиезер, Часть 7, Марк М.Х. Циц Элиезер 7:48.
- ^ Хилхос Мелахим 5:9 «Запрещено покидать Эрец Исраэль в диаспору в любое время, за исключением: изучения Торы, женитьбы или спасения [своего имущества] от язычников. [После достижения этих целей] человек должен вернуться в Эрец Исраэль».
- ^ Кахане, раввин Меир. «Три клятвы» . mkwords.com .
- ^ Шир ха-Ширим Рабба, 2[7]1)
- ^ Шулхан Арух, Йоре Деа 236:6
- ↑ Сионисты утверждают, что эту позицию отстаивал Шломо Клюгер в своей книге «Маасей Йедей Йоцер». Однако раввин Джоэл Тейтельбаум утверждал, что Клюгер использовал этот аргумент только для того, чтобы разрешить чрезмерную молитву об искуплении, а не действие. (Вайоэль Моше, Маамар Шалош Шевуос, гл. 79, стр. 98). Его также поддерживал раввин Меир Кахане в Ор-Хараайоне.
- ↑ Ответ Симхи Барта [Хабад спросите раввина] 9 июля 2021 г.
- ^ В его Пискей Риаз рукой , как кибуц Галиот... как говорится, если вы проснетесь и пробудите любовь, пока не пожелаете ее. =46241&st=&pgnum=957 им не нужно, чтобы Израиль выступил вместе и с сильной
- ^ Шитта Мекубецет, Кетубот 110b. У стены: что они не должны подниматься сами по себе и что они должны все вместе подняться в силе
- ^ Нецах Исраэль, Глава 24. Другими словами, пусть они соберутся из рассеяния и выйдут через стену, чтобы вернуться от народов... и, напротив, я рассеиваю, я постановил, чтобы они не поднимались через стену. стена, которая является кибуцем Галиот, и она находится в пределах рассеяния. Здесь Махарал приравнивает нарушение присяги к сбору изгнанников.
- ↑ В своей книге «Йефе Кол» о Шир ха-Ширим Рабба: «У нас нет разрешения собираться и находиться у стены, чтобы вместе подняться к Израилю, пока Бог не соберет нас через Мессию… Ха Дам Лакман в П. Если стена… .и с высокой руки не выстрелишь.
- ^ Любовь Джонатана, и я умоляю: Кнессет Израиля кричит на них и ругается, если вы проснетесь и если вы разожжете любовь против израильского кибуца, если им всем суждено было вместе отправиться в Иерусалим, и все народы согласятся, это - это крик, не дай бог вам туда пойти.
Хотя он настаивает на том, что клятвы применимы даже тогда, когда народы мира соглашаются на восстановление Израиля, он обращается к своей позиции в отношении сбора изгнанников, а не какой-либо другой массовой иммиграции. - ^ Моргенштерн, Арье. Ускорение искупления. Oxford University Press, 2006. «Израиль мессианское мировоззрение Шклова... разделялось, по крайней мере частично, всеми учениками Виленского Гаона. Он отвергает запрет, лежащий в основе традиционной концепции Трех клятв, против ' взбираться на стену» или ускорять искупление; он утверждает, что «1даже если всем им [евреям] или даже большинству из них не разрешено перелезать через стену в Землю Израиля, для отдельных лиц не существует запрета».
- ↑ Блюменфельд утверждает, что клятвы на самом деле обязательны для еврейского народа, несмотря на то, что народы мира нарушили их. Однако сионисты не нарушили клятвы, потому что, во-первых, не было восстания против народов мира (поскольку они на это согласились) , и, кроме того, «восхождение на стену» относится к иммиграции большинства еврейского народа в Землю Израиля сразу. Раввин Блюменфельд подкрепляет свою позицию, указывая на комментарий Раши (к BT Yoma 9b), который определяет различие между фразами «как дверь» и «как стена». Первое относится к части или половине населения, а второе — к его большинству. «Нет никакого сравнения между клятвами двух отдельных людей и клятвами, данными Богом… [Три] клятвы были безусловными обязательствами между Израилем и народами. Если есть возможность, что мы сможем подняться в Землю Израиля, то это было бы только7 потому, что мы не поднимались бы, как стена... и не восставали бы против народов, потому что сами народы мира согласились, что эта часть земли будет принадлежать евреям... намерение [фразы «взойти, как на стену» - это восхождение всех людей одновременно или, конечно, более половины [людей], как объяснено в Йома 9... и объяснено Раши». См. Ор ХаТора (1962) и «Относительно клятвы, что они не будут Поднимитесь как стена» (на иврите) в Шана бе-Шана (Иерусалим, 1974), стр. 148–53.
- ^ ВаЙоэль Моше. Глава 80. Здесь Сатмарский Ребе предлагает объяснение, почему Маймонид не включил Три клятвы в свой кодекс. Маймонид в «Законах покаяния» 7:5 утверждает, что «Израиль будет искуплен только через покаяние». Сатмарский Ребе объясняет, что отрицание этого утверждения Маймонида является ересью. Следовательно, любое искупительное действие, предпринятое до того, как Израиль покается, считается еретическим. Иммиграция большой, но меньшинственной группы не будет считаться попыткой искупления и не будет еретическим действием. Такая иммиграция не будет нарушать Законы Покаяния, и, если она будет запрещена, ее придется упомянуть в другом месте кодекса Маймонида. Однако иммиграция большинства евреев была бы попыткой искупления. Без покаяния такая иммиграция была бы ересью и запрещена Законами Покаяния. Поскольку косвенно это уже запрещено Законами покаяния, Маймониду не было необходимости явно упоминать об этом где-либо еще в своем кодексе.
- ^ Блимберг, Контрас Мицвот ешива Эрец Исраэль. Опубликовано в 1898 году. На странице 42 он пишет: Но достоверно, что во дни Ездры, когда алия совершалась с разрешения Кира, клятва была разрешена, потому что тогда не было места для этой клятвы, а это только тогда, когда она не имеет разрешения короля... подняться "как на стену" Ф. всем вместе сразу«Во дни Ездры, поскольку иммиграция происходила с разрешения Кира… клятва была отменена, с тех пор не было никакого значения клятве, которая применяется только тогда, когда нет разрешения от правительства… «возноситься как «стена» означает все вместе одновременно».
- ↑ Тора Темима, Песнь Песней 2:7, сноска 83: «[Это означает] собраться и с силой подняться на Землю. Как сказано в Йоме 9б: «Если бы вы стали стеной и поднялись на все вместе, как во дни Ездры». И именно эти слова используются в Иоиля 2:7: «они взбираются на стену, как воины».
- ^ Глава 10. Кто не поднимется, чтобы победить
- ^ Мы отмечены в надписях на стр. 11. Давайте не будем восставать против народов, чтобы пойти и завоевать землю силой... пусть они не взойдут на стену. В Кетуботе 111а нам приказано не восставать против народов, отправляясь и завоевывая землю силой...
- ↑ В состоянии над Израилем , Саймон Рокер ( The Guardian ), 25 ноября 2002 г.
- ^ Алан Т. Левенсон (12 марта 2012 г.). История евреев и иудаизма Уайли-Блэквелла . Джон Уайли и сыновья. п. 455. ИСБН 978-1-118-23293-4 . Проверено 7 января 2013 г.
- ↑ Журнал Connections «В честь Йом ха-Ацмаут: несколько харедим RBS носили вретище и вывешивали палестинские флаги» Темура, 1 мая 2006 г.
- ^ Публичное сожжение израильского флага на сайте NKI International.
- ^ фотографии neturei karta. Архивировано 6 декабря 2013 г. в Wayback Machine Себастьяном Шайнером, Associated Press , 20 ноября 2007 г., доступно в USA Today Photos.
- ↑ Neturei Karta сжигает израильские флаги в Иерусалиме , Коби Нахшони, Ynet news, 2 марта 2010 г.
- ↑ Конференция президентов: время отрезать Neturei Karta , Рон Фридман, Times of Israel , 4 апреля 2012 г.
- ^ Нетурей Карта, шпион Ирана, приговорен к четырем годам тюремного заключения Цви Бен-Гедаляху, Jewish Press , 28 января 2014 г.
- ^ Дж. Гордон Мелтон; Мартин Бауманн (21 сентября 2010 г.). Религии мира, второе издание: Всеобъемлющая энциклопедия верований и практик . АВС-КЛИО. п. 2066. ISBN 978-1-59884-204-3 . Проверено 7 января 2013 г.
Внешние ссылки
- Три клятвы еврейской истории Моиса Навона
- Дебаты о религиозном сионизме: эссе № 4 «Три клятвы»
- Ответ на дебаты раввина Гиля Стьюдента о религиозном сионизме
- Не поднимайтесь как на стену, автор: раввин Шломо Авинер. Архивировано 22 мая 2008 г. в Wayback Machine.
- Подробный ответ раввину Шломо Авинеру
- Раввинистические источники о трех клятвах (иврит)
- Ялкут Хишбати Эшем (иврит)