Элиезер Вальденберг
Элиезер Вальденберг | |
---|---|
![]() | |
Персональный | |
Рожденный | Элиэзер Иегуда Вальденберг 10 декабря 1915 г. Иерусалим, предмандатная Палестина |
Умер | 21 ноября 2006 г. Иерусалим, Израиль | 90 лет) ( 21 ноября 2006 г. )
Религия | иудаизм |
Супруг | Сошана Райзель Хендель (Вернер) Вальденберг |
Дети | Симха Буним Вальденберг |
Родители |
|
Элиэзер Иегуда Вальденберг ( иврит : הרב אליעזר יהודה וולדנברג ; 10 декабря 1915 — 21 ноября 2006) был раввином, посеком и даяном в Иерусалиме. Он известен как ведущий авторитет в области медицины и еврейского права, и его называют Циц Элиэзер в честь его 21-томного галахического трактата, охватывающего широкий спектр галахи, включая еврейскую медицинскую этику , а также вопросы ежедневных ритуалов от Шаббата до кашрута .
Биография
[ редактировать ]Вальденберг родился в Иерусалиме в 1915 году в семье раввина Яакова Гедаля, который иммигрировал из Ковно , Литва, в предподмандатную Палестину в начале 1900-х годов. Он учился в ешиве Эц Хаим и был студентом рош-ешивы рава Иссера Залмана Мельцера . Вальденберг написал свою первую книгу «Двар Элиэзер » в возрасте 19 лет в 1934 году.
В течение многих лет Вальденберг служил общинным раввином в небольшой синагоге на Яффо-роуд, примыкающей к больнице Шаарей-Цедек . Многие врачи молились в синагоге и задавали раввину свои вопросы. Вальденберг начал отвечать на их вопросы о еврейском законе и его применении к медицинской этике и стал проводить еженедельные занятия по медицинской этике для врачей и медсестер больницы. [ 1 ] Он был близок к раввину Бен-Циону Меиру Хай Узиэлю и был главой основанной им иешивы Шаарей-Цион. [ нужна ссылка ]
В 1957 году Вальденберг стал председателем Окружного раввинского суда в Иерусалиме. [ 2 ] Позже он был назначен в Бейт Дин Хагадол в Иерусалиме, где он сидел с равом Йосефом Шаломом Эльяшивом .
В 1976 году Вальденберг был удостоен Премии Израиля в области раввинских исследований. [ 3 ]
Вальденберг умер 21 ноября 2006 года в медицинском центре Шаарей Цедек в Иерусалиме и был похоронен в тот же день на иерусалимском кладбище Хар-ха-Менухот . [ 4 ]
Медицинские заключения
[ редактировать ]Его основная работа «Циц Элиэзер» представляет собой энциклопедический трактат по галахическим вопросам, который считается одним из величайших достижений галахической науки 20 века. Хотя он написал множество книг и статей во всех областях галахи , он был наиболее известен своими решениями медицинских дилемм . В своих книгах он обращается к сложным медицинским вопросам, включая фертильность , аборты , трансплантацию органов , эвтаназию , операции по смене пола , аутопсии , курение , косметическую хирургию и медицинские эксперименты. Его галахические взгляды ценятся раввинами всего религиозного спектра.
Вальденберг запретил проводить плановые операции тем, кто не болен и не испытывает боли, например косметические операции. Он утверждает, что такая деятельность выходит за рамки полномочий врача по лечению. [ 5 ] [ 6 ] Примечательно, что с этим мнением не согласился раввин Моше Файнштейн . [ 7 ]
Он разрешил в первом триместре аборт плода , который родился бы с уродством, вызывающим его страдания, и прерывание беременности с летальным дефектом плода, таким как болезнь Тея-Сакса, конца второго триместра беременности до . [ 8 ]
Он постановил, что ребенок, зачатый вне матки, путем экстракорпорального оплодотворения , не имеет родителей и не имеет галахических отношений ни с биологическими родителями, ни с « суррогатной матерью », женщиной, которая вынашивает ребенка до срока. [ 9 ]
Он был одним из небольшого, но растущего числа раввинов, запрещающих курение. [ 10 ]
Многие из его медицинских заключений были записаны его учеником Авраамом Штейнбергом , а затем переведены в сводные тома.
В главе, озаглавленной «О лечении, подвергающем врача опасности», Вальденберг писал:
В принципе, человек не может подвергать себя потенциально опасной для жизни опасности ради спасения жизни ближнего... Врачу разрешается брать на себя риск лечения больных с любым видом заразной болезни. Действительно, ему приписывают исполнение важного религиозного долга. Готовясь к лечению больного заразной болезнью, врач должен молиться Всевышнему об особом руководстве и защите, поскольку он подвергает опасности свою жизнь. Военному медику разрешается оказывать медицинскую помощь раненому военнослужащему в зоне боевых действий, даже если он подвергает опасности свою жизнь. Это применимо, даже если есть сомнения, выживет ли раненый солдат, умрет или будет убит. Точно так же другому солдату разрешается подвергнуть опасности свою жизнь, чтобы вызволить раненого товарища из зоны боевых действий. [ 11 ]
Вальденберг постановил, что операция по смене пола разрешена в случае рождения андрогинного ребенка, у которого один набор органов более развит. [ 12 ] После тщательного галахического и медицинского рассмотрения Вальденберг постановил, что женщина-транссексуал, перенесшая операцию по смене пола (SRS), является галахической женщиной. Он писал: «Внешняя видимая анатомия определяет галаху» в настоящем времени. [ 13 ] [ 14 ] Тем не менее, он подтвердил универсальную позицию ортодоксального иудаизма, согласно которой добровольная СГД запрещена Галахой. [ 15 ]
Кевод Хабриот
[ редактировать ]Вальденберг разрешал слушать чтение Торы , трубление в шофар и чтение Мегилы через громкоговоритель, телефон или радио, если других вариантов не было. (Респонса Циц Элиэзер , 8:11.). Однако раввин Шломо Залман Ауэрбах с этим категорически не согласился. (см. Минхас Шломо I:9). Вальденберг считал, что голоса, воспроизводимые электронными устройствами, обычно имеют статус шума музыкальных инструментов, а не реальных голосов. [ 16 ]
он также подчеркнул еврейскую концепцию Кевод ха-Брийот В своих постановлениях (человеческая честь или достоинство). В качестве примера Вальденберг привел эту концепцию в поддержку своего постановления о том, что глухой человек может использовать электрический слуховой аппарат в субботу. Вальденберг писал:
Из вышесказанного мы видим, что запрет на ношение мукцех отменяется ради кевод ха-берийот , чтобы человек никоим образом не был унижен в своих глазах или в глазах других из-за того, что он не в состоянии нести [предмет]. И если это так, то, по-видимому, нет большего беспокойства по поводу кевод ха-берийот, чем то, которое возникает в связи с обеспечением того, чтобы глухой человек не страдал от смущения из-за того, что он не может слышать, что ему говорят люди. Трудно себе представить величину смущения и неприятностей, причиняемых ему, когда он приходит среди людей, в синагоге, и оказывается изолированным, неспособным слышать, что происходит, неспособным ответить тем, кто задает ему вопрос. Это вызывает беспокойство по поводу кевод ха-берийот больше, чем в связи с вопросами, обсуждавшимися ранее, к чему следует добавить его беспокойство из-за отказа от публичного богослужения и невозможности услышать чтение Торы и ответы на Кадиш. и Кедуша и т. д. Это сводит на нет выполнение ряда мицвот , все меньшей и большей важности, и поэтому предпочтительнее разрешить ношение мукце для столь важного дела кевод ха-берийот и разрешить нести глухому человеку его слуховой аппарат в субботу . [ 17 ]
Еврейский закон, Государство Израиль и Армия обороны Израиля
[ редактировать ]Вальденберг также написал многотомный сборник по практическим вопросам управления под названием « Хилхот Медина» . В этой работе он оспаривает многие позиции бывших главных раввинов Ицхака ха-Леви Херцога , Шломо Горена и Иссера Иегуды Унтермана .
Он пишет в поддержку ешивы освобождения студентов от обязательной военной службы в Армии обороны Израиля , считая, что благодаря изучению Торы они помогают защитить страну.
Он предоставил работникам право на забастовку, когда работодатели нарушили условия труда, которые стали «традицией страны». Большинство юридических органов требовали, чтобы работники привлекали своего работодателя к бейт-дину (религиозному суду), прежде чем прибегать к забастовке. «В подобных ситуациях, когда рабочий абсолютно уверен, что работодатель преступил и нарушил условие, установленное в качестве обычая страны, рабочий может взять правосудие в свои руки, взимая штраф, который назначенные лидеры общин сочли подходящим для такой ситуации». [ 18 ]
Несмотря на то, что «обращенный не может занимать должность руководителя еврейской общины», [ 19 ] Вальденберг постановил, что новообращенный может работать в общинном комитете, но не занимать единоличную общественную должность. [ 20 ]
Работает
[ редактировать ]- Вопросы и ответы Циц Элиэзер [ Шеэлот У'Тешувот Циц Элиезер ] (на иврите). Иерусалим.
- הלכות מדינה [ Хилхос Медина ] (на иврите) по правовым вопросам политического государства в трёх томах
- Диврей Элиезер , новелла
- Швисас Хайям о кораблях, морском праве и Шабате
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Рав Элиэзер Иегуда Вальденберг (1914–2006)» . авакеш . 4 ноября 2007 года . Проверено 11 июня 2018 г.
- ^ Соломан, Норман (2015). «ВАЛЬДЕНБЕРГ, ЭЛИЕЗЕР ИЕГОДА (1917–2006)». Исторический словарь иудаизма . Роуман и Литтлфилд. п. 471. ИСБН 9781442241428 .
- ^ «Официальный сайт Премии Израиля – лауреаты 1976 года (на иврите)» .
- ^ Фендель, Гилель (21 ноября 2006 г.). «Знаменитый раввин Э. Я. Вальденберг, 89 лет» . Аруц Шева . Проверено 11 июня 2018 г.
- ^ Вальденберг, Элиезер (1973). Шу'т Циц Элиэзер: т. 11 (на иврите). Иерусалим. стр. 41.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Вальденберг, Элиезер (1976). Шу'т Циц Элиэзер: т. 12 (на иврите). Иерусалим. стр. 43.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Файнштейн, Моше. Игрос Моше: Том. 4 – Хошен Мишпат (на иврите). п. 2:66.
- ^ Циц Элиезер , 9:51:3.
- ^ Там же, 15:45
- ^ Шуссхайм, Эли (1993). «Должен ли еврейский закон запрещать курение?» . Б'Ор Ха'Тора . 8 : 58–64.
- ^ (Цитируется по еврейскому медицинскому закону: краткий ответ ; составлено и отредактировано Авраамом Штейнбергом, доктором медицины. Перевод Дэвидом Саймонсом, доктором медицины; публикации Бейт Шаммай, 1989, часть 10, глава 11.)
- ^ Ссылка. Циц Элиезер 11:78
- ^ Там же, 25:26:6
- ^ «Галаха и транссексуальность» .
- ^ Курц, Моше. «Серия «Современная респонса», класс № 4: Циц Элиезер об хирургии по смене пола / пола» . ЮТора . Проверено 27 июня 2023 г.
- ^ (Responsa Tzitz Eliezer , 15:33.)
- ^ (Responsa Tzitz Eliezer , 6:6:3.)
- ^ Циц Элиэзер 2:23
- ^ Маймонид, Мишне Тора, Хилхос Мелахим 1:4
- ^ Циц Элиезер 19:48
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фред Рознер, Пионеры еврейской медицинской этики , издательство Jason Aronson , 1997. ISBN 0-7657-9968-5
- Еврейский медицинский закон: краткий ответ . Составлено и отредактировано на основе «Циц Элиэзер» Авраама Штейнберга; перевод Дэвида Б. Саймонса, доктора медицины. Иерусалим: Издательство Gefen, 1992.
- А. Стейнберг, Энциклопедия еврейской медицинской этики: сборник еврейского медицинского права по всем темам, представляющим медицинский интерес.
- Эссе «Иудаизм и гендерные проблемы», обобщающее ответы Циц Элиезара на транссексуальность
- Косметическая хирургия – обзор четырех классических тешувот (раввин Вальденберг – №2)
- Раввины-харедим в Израиле
- 1915 рождений
- смертей в 2006 г.
- Лауреаты Премии Израиля в области раввинской литературы
- Лауреаты Премии Израиля раввины
- Еврейская медицинская этика
- Раввины в Иерусалиме
- Раввины-харедим в Подмандатной Палестине
- Духовенство из Иерусалима
- Похороны в Хар ха-Менухот
- харедим поским
- Раввинские судьи