Vayoel Moshe
Вайоэль Моше ( иврит : ויואל משה ) — книга на иврите, написанная в 1961 году раввином Джоэлем Тейтельбаумом , основателем сатмарского хасидского движения . В ней Тейтельбаум утверждает, что сионизм несовместим с иудаизмом .
Как объясняет Тейтельбаум во введении, название книги взято из библейского стиха Исход 2:21 и намекает на имя Тейтельбаума (Йоэль) и его прапрадеда Моше Тейтельбаума . Стих, в котором говорится: «И Моисей согласился остаться… пришельцем в чужой земле», намекает на вывод Тейтельбаума о том, что еврейский народ должен оставаться в изгнании. [ 1 ]
Книга считается выдающимся произведением Тейтельбаума и имеет первостепенное значение для сатмарских хасидов, а также для других харедим, которые следуют сатмарской доктрине относительно сионизма. В сатмарском хасидизме есть много учреждений, зданий и кварталов, названных в честь книги.
Вайоэль Моше – это прежде всего книга Галахи , еврейского закона. Однако он также опирается на раввинистическую еврейскую философию.
Хотя обязанность Тейтельбаума следовать антисионизму является позицией меньшинства в иудаизме, некоторые еврейские ученые, такие как Шауль Магид , считают, что текст должен быть более широко известен и понятен, даже среди противников этих убеждений. [1]
Структура
[ редактировать ]Книга состоит из трёх частей:
1. Маамар Шалош Шевуос («Трактат о Трех клятвах ») представляет собой углубленный анализ Трех клятв и их практического галахического значения.
«Три клятвы» первоначально подробно описаны в Талмуде в трактате Кетубот . [ 2 ] В Талмуде обсуждается отрывок из « Песни Песней» в Танахе ( еврейской Библии ), в котором Бог заставил израильтян пообещать «ждать Его, прежде чем пробудить в нем любовь», поскольку « Царь Соломон в «Песне Песней» трижды заклинал дочерей Иерусалима не пробуждать или возбуждать любовь, пока она не будет готова». Талмуд объясняет, что еврейский народ связан тремя клятвами:
- Не подниматься в Эрец Исраэль «как стеной» (т.е. прочно).
- Не восставать против народов мира.
- Не для того, чтобы отсрочить пришествие Мессии.
Талмуд сопровождает обсуждение клятв сильным предостережением:
... Рабби Элазар сказал: Святой, благословен Он, сказал еврейскому народу: Если вы исполните клятву, это хорошо, а если нет, то я оставлю вашу плоть, и все сожрут вас, как газели и как лани в поле.
Тейтельбаум обсуждает правовой статус клятв и то, что они подразумевают. Он утверждает, что, хотя клятвы явно метафоричны и не имеют юридического статуса реальных клятв, [ 3 ] их следует понимать как руководство к тому, что считается попыткой покинуть изгнание до божественного искупления, которое, по его мнению, строго запрещено и равносильно ереси. [ 4 ]
2. Маамар Ишув Эрец Исроэль (Трактат о заселении Земли Израиля), в котором делается попытка прояснить, существует ли галахическое обязательство жить на земле Израиля, а также общие галахические опасения относительно евреев, эмигрирующих в Израиль, известные как алия .
3. Маамар Лешон ХаКодеш (Трактат о святом языке), в котором Тейтельбаум пишет, что не только нет причин выбирать современный иврит , но это фактически запрещено. Это было написано как личный ответ главному раввину Монреаля того времени, раввину Пинхасу Хиршспрунгу , и позже было добавлено в эту книгу.
Другие аргументы
[ редактировать ]- Раввин Тейтельбаум называет религиозный сионизм «серьезным осквернением имени Бога».
- Обвиняет сионизм в ухудшении, а авейра сионизма в том, что он стал причиной Холокоста, как прямым путем, так и на духовном уровне, вызывая резню, которая, как говорит Талмуд, произойдет, если клятвы будут нарушены. [ 5 ]
- Называет сионистских лидеров, таких как Теодор Герцль , «еретиками». [ 6 ]
- Утверждает, что участие в выборах в Израиле нарушает Галаху и является тяжким грехом.
- Винит сионистов в кровопролитии на Ближнем Востоке. [ 6 ]
- Правила, согласно которым ешивы должны бойкотировать подачки израильского правительства для поддержки своих учреждений.
- Утверждает, что путь Баал Шем Това сегодня забыт и что хасиды больше не понимаются должным образом. [ 7 ]
- Выступает против практики принятия решений на основе народных сказаний о хасидских раввинах, особенно в вопросах Галахи .
- Подчеркивает, что слепая вера в праведников глупа, поскольку даже по-настоящему образованные и благочестивые ученые могут быть введены в заблуждение, совершать ошибки или отказываться от своего праведного пути; скорее, человек должен провести собственное исследование первоисточников. [ 8 ]
См. также
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- Вайоэль Моше (иврит; полная книга)
- [2] (английский; в процессе, а также лекции)
- Аргументы раввина Гиля Студента против Вайоэля Моше с контраргументом
- Ответ рава Авинера Вайоэлю Моше
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Тейтельбаум, Джоэл. Вайоэль Моше [ Вайоэль Моше ] (PDF) . стр. 46–50.
- ^ «Кесубос 111а» . (Обратите внимание, что английский перевод очень субъективен)
- ^ Вайоэль Моше , Маамар Шалош Шевуос , симан 36
- ^ Вайоэль Моше, Маамар Шалош Шевуос, симаним 42-45.
- ^ Тейтельбаум, раввин Йоэль (1961). «Шесть миллионов евреев были убиты в результате действий сионистов» . jewsagainstzionism.com. Вайоэль Моше, из середины раздела 110. Архивировано из оригинала 17 марта 2009 г. Проверено 17 марта 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Тейтельбаум, раввин Йоэль (1961). «Сионисты постоянно разжигают ненависть к евреям во всем мире, чтобы укрепить свою идеологию создания и поддержания своего государства, которое является самым опасным местом в мире для еврейского народа» . jewsagainstzionism.com. Раздел 139, Вайоэль Моше, Часть II. Архивировано из оригинала 16 февраля 2009 г. Проверено 16 февраля 2009 г.
- ^ Вайоэль Моше, Маамар Шалош Шевуос, симан 185
- ^ Вайоэль Моше, Маамар Шалош Шевуос, симан 142-175.