Моше Тейтельбаум (Ужель)


Моше Тейтельбаум ( идиш : משה טייטלבוים ; 1759 – 17 июля 1841), также известный как Исмах Моше , был Ребе Уджели ( Sátoraljaújhely ) в Венгрии . По словам Леопольда Лёва , он подписал свое имя «Тамар», что является еврейским эквивалентом слова «Тейтельбаум», что на идише означает « финиковая пальма » (сравните немецкое «Даттельбаум»). [1] Приверженец польского хасидского ребе Яакова Ицхака из Люблина . Тейтельбаум сыграл важную роль в распространении хасидского иудаизма в Венгрии. Хотя первоначально он был противником хасидизма, после того, как зять познакомил его с Якобом Исааком Горовицем, он вскоре стал его приверженцем. [2]
Тейтельбаум сначала служил раввином в Пшемысле , а затем в Уйгелях, куда его призвали в 1808 году. [3] В Уджели он основал хасидскую общину, независимую от галицких лидеров. В 1822 году Тейтельбаума подозревали в том, что он снабжал амулетами некоторых еврейских преступников, брошенных в тюрьму за клевету, чтобы помочь им бежать. Когда его призвали оправдать себя, он заявил, что рассматриваемые амулеты служат лишь заменой мезузы и что их единственной целью является защита своих носителей от демонов . [4] Тейтельбаум пользовался завидной репутацией, и даже Моисей Софер отдавал ему должное. [1] [5]
Работает [ править ]
Тейтельбаум является автором трех основных работ: «Моисей ответил» ( иврит : השיב משה ), сборник респонсов, «Тфилла Ле-Моше» ( תפלה למשה , комментарий к псалмам ) и «Моисей возрадовался» ( ישמח משה , 1849); 2-е изд. 1898, содержащий проповеди на Тору ), [1] [6] и его обычно называют по титулу последнего. Первоначально он написал значительную часть своих комментариев к Псалмам на обороте личных записок, переданных ему просителями, искавшими его помощи и благословения. Эти записи передавались через ряд выдающихся хасидских раввинов, пока, наконец, не были отредактированы и впервые опубликованы в Кракове в 1880 году. [7]
Его потомки стали лидерами общин Сигета и Сатмара , известных как сатмарские хасиды , а его имя «Моше» послужило источником вдохновения для серии книг Вайоэля Моше, написанной его потомком Йоэлем Тейтельбаумом из Сатмара. [8] Говорят, что он назвал три своих предыдущих гильгулима (воплощения в каббалистической терминологии), сказав, что в своем первом гильгуле он был овцой в Яакова Авину , стаде [9] во втором своем воплощении он жил во времена Моисея , а в своем третьем воплощении он жил во времена разрушения Первого Храма . Из смирения он не раскрыл природу третьего воплощения, но его последователи спросили другого Ребе: [ ВОЗ? ] , который идентифицировал его как библейского пророка Иеремию . Что касается первого гильгула , то он научил своих последователей песне, по его словам, которую, по его воспоминаниям, Иаков пел, когда пас овец. Песня Yankel hut eine kleine Lamm не имеет отношения к современной песне «Mary Had a Little Lamb» .
Его последователи рассказывали о его прежнем отождествлении с Иеремией и о том, как это повлияло на его нынешнюю жизнь. В последние годы своей жизни он так жаждал пришествия еврейского Мессии и восстановления Храма , что всю неделю носил субботнюю одежду, ожидая прибытия Мессии. Он умер 17 июля 1841 года.
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с
Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; Венецианец, Людвиг (1901–1906). «Тейтельбаум, Моисей» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс . Проверено 10 марта 2016 г.
Библиография Еврейской энциклопедии:- Аарон Уолден , Шем ха-Гедолим хе-Хадаш, с. 101;
- Лёв, Собрание сочинений, т. II, 1890, с. 76, 84, 89, 91.
- ^ Дезсо Шён (1997). Богоискатели под Карпатами, 97. Будапешт, прошлое и будущее
- ^ «Иудаистский кодекс», М.Кантор стр.259
- ^ Лёв, с. 84-85.
- ^ Лёв, с. 89.
- ^ Тейтельбаум, Моше. «Исмах Моше» . www.sefaria.org . Сефария . Проверено 14 января 2023 г.
- ^ Цитируется во введении к Тфилле ле-Моше , Тейтельбаум, Монро, Нью-Йорк, 2010 г., изд.
- ^ Вайоэль Моше , Тейтельбаум, Иерусалим, Израиль, 1961, изд. стр. 18
- ^ Библейский патриарх Иаков стал отцом 12 колен еврейского народа. Каббала учит, что его стадо овец составляло будущие коренные души Израиля. Соответственно, идентификация Моше Тейтельбаумом этого первого воплощения была бы новой для его воспоминаний о нем.