аль-Мамун аль-Батаихи
аль-Мамун аль-Батаихи | |
---|---|
Визирь Фатимидского халифата | |
В офисе 12 декабря 1121 г. (фактически) 13 февраля 1122 г. (официальное назначение) – 3 октября 1125 г. | |
Монарх | аль-Амир би-Ахкам Аллах |
Предшественник | аль-Афдал Шаханшах |
Преемник | Нет (должность вакантна до 11:30) |
Личные данные | |
Умер | 19/20 июля 1128 г. Каир |
Дети | Муса и трое других сыновей |
Родитель |
|
Абу Абдаллах Мухаммад ибн Фатак , более известный как аль-Мамун аль-Батаихи ( араб . المأمون البطائحي ), был высокопоставленным чиновником Фатимидского халифата в начале 12 века, во время правления аль-Амира .
Его происхождение неясно, но его отец занимал высокий военный пост, и, таким образом, аль-Батаихи принадлежал к египетской элите Фатимидов. В 1107 году, в возрасте около 21 года, он был избран начальником штаба визиря аль -Афдал Шаханшаха , фактического правителя государства. В этом качестве аль-Батаихи провел налоговую реформу, которая увеличила доходы и обеспечила оплату труда военных . Аль-Афдал был убит в 1121 году, официально агентами конкурирующей низаритской ветви исмаилизма , которая выступала против официального исмаилизма Фатимидов Мустали и не признавала аль-Амира халифом и имамом . Однако некоторые источники подозревают, что и халиф аль-Амир, и аль-Батаихи были причастны к убийству. Аль-Амир назначил аль-Батаихи на вакантный пост визиря, установив партнерство между халифом и визирем, которое снова сделало первого предметом общественного внимания, сохранив при этом для второго фактическое управление государством.
Как визирь аль-Батаихи отличался способностями, справедливостью и щедростью. Он устраивал пышные фестивали, на которых аль-Амир имел возможность играть центральную роль, и сдал в эксплуатацию несколько зданий, из которых самым важным и единственным сохранившимся является мечеть Акмара в Каире . Аль-Батаихи также выслеживал агентов и сочувствующих Низари; Аль -Хидая аль-Амирийя , изданная в 1122 году, отвергла притязания низаритов и подтвердила легитимность мусталитского исмаилизма. Во время его правления Фатимиды стали более активно вмешиваться в дела Йемена , часто игнорируя своего союзника Сулейхидов , королеву Арву . В Леванте попытки перейти в наступление против крестоносцев потерпели неудачу: морское поражение от рук Венецианского крестового похода в 1123 году сопровождалось потерей Тира в 1124 году. Эти неудачи в сочетании с недовольством халифа аль-Батаихи власти, что привело к его увольнению и тюремному заключению аль-Амиром в 1125 году. Затем он находился в заключении до июля. 1128 г., когда аль-Амир приказал казнить его. Его сын Муса написал биографию, которая сохранилась фрагментами и является ключевым источником информации о карьере аль-Батаихи.
Биография
[ редактировать ]Аль-Мамун аль-Батаихи родился в 478 г. хиджры (1085/6 г. н. э.) или 479 г. хиджры (1086/7 г. н. э.), [ 1 ] но впервые упоминается в 1107 году, когда он был назначен преемником Тадж аль-Маали Мухтара на посту начальника штаба визиря аль-Афдал Шаханшаха . [ 2 ] Его происхождение неясно. [ 3 ] Биография ( Сират аль-Мамун ), написанная одним из его сыновей, Мусой , сохранилась только во фрагментах, цитируемых в других работах, которые не освещают происхождение семьи. [ 4 ] [ 5 ] но которые гарантируют, что политическая карьера аль-Батаихи необычайно хорошо документирована. [ 6 ] [ 7 ] Средневековые источники утверждают, что отец аль-Батаихи, Абу Шуджа Фатак, пользовался высокими почестями со стороны аль-Афдаля: он получил титул Нур ад-Давла ( букв. « Свет государства » ), а когда он умер в 1118 году, Заупокойную молитву прочитал халиф аль-Амир . Фатак, вероятно, был высокопоставленным военачальником. [ 8 ] [ 9 ] Нисба (эпитет , указывающий на принадлежность человека) аль-Батаихи может указывать на первоначальное происхождение семьи в болотах Батиха в Ираке . [ 9 ] но ходила история из грязи в князи о том, что аль-Батаихи был сыном агента Фатимидов в Ираке, который приехал в Каир после того, как остался сиротой, и пошел вверх. [ 3 ] это не более чем благочестивая легенда. [ 10 ] У аль-Батаихи было два брата, Хайдара и Джафар, которые стали его заместителями и главными помощниками. [ 11 ] и четыре сына. [ 12 ]
Служба при аль-Афдале
[ редактировать ]В то время Фатимидским халифатом де-факто правил не несовершеннолетний халиф аль-Амир, а аль-Афдал, имевший титулы визиря, главнокомандующего, главного кади и главного даи , султана . Подобное положение он унаследовал от своего отца Бадра аль-Джамали ( годы правления 1074–1094 ). [ 13 ] Более того, аль-Амир сам был племянником аль-Афдаля по матери и со временем женился на одной из дочерей аль-Афдаля. [ 14 ] Чтобы помочь себе в управлении, аль-Афдал первоначально полагался на одного из своих гуламов (военных рабов), Мухтара Тадж аль-Маали, и его братьев, но в 1107 году их все более своевольное и хищническое поведение привело к их падению и тюремное заключение. Аль-Батаихи сменил Мухтара на этом посту и получил военный титул Аль-Каида («Командир»). [ 11 ] [ 8 ]
Административные реформы
[ редактировать ]
Становясь все более больным и нездоровым, аль-Афдаль стал во многом полагаться на аль-Батаихи. [ 11 ] который немедленно начал серию реформ. [ 9 ] Действительно, скорость, с которой они были осуществлены, могла указывать, по мнению историка Майкла Бретта, на то, что он заранее подготовил и предложил их аль-Афдалю, именно поэтому он был тогда выбран на свой высокий пост. [ 15 ] Первая реформа возникла из-за несоответствия лунного года хиджры , который использовался для целей налогообложения, и солнечного года , который определял фактическое время сбора урожая и был длиннее на одиннадцать дней. Несоответствие означало, что каждые 33 года не хватало урожая всего номинального года, поскольку лунный год опережал солнечный. В августе/сентябре 1107 года аль-Батаихи приказал провести тахвил («обращение»), в результате которого 499 год хиджры (1105/6 г. н.э.) был приведен в соответствие с фактическим 501 годом хиджры (1107/8 г. н.э.) – мульти- разрыв в год указывает на то, что эта необходимая корректировка игнорировалась в течение значительного времени в прошлом. [ 9 ] [ 15 ]
В то же время аль-Батаихи приказал провести новое кадастровое обследование ( равк ), которое также должно было проводиться каждые тридцать лет, чтобы привести начисленный земельный налог ( харадж ) в соответствие с фактическим сельскохозяйственным потенциалом страны. поместья. Эта проблема особенно затрагивала армию , поскольку ее оплата осуществлялась в виде земельных грантов ( иктаат ), на доходы от которых солдаты имели права в обмен на работу в качестве откупщиков для правительства. Поскольку стоимость земли со временем менялась, доход многих солдат более низкого ранга, получивших гранты меньшей стоимости, со временем снизился, в то время как более дорогостоящие поместья старших командиров обычно приносили гораздо больший доход, чем они отправляли в качестве налогов. в бюджет, привлекая больше земледельцев, а также получая выгоду от улучшений и инвестиций со стороны их более богатых держателей. Реформа Аль-Батаихи аннулировала все предыдущие гранты на землю, заставила солдат низшего ранга предлагать большие суммы за земли, ранее принадлежавшие высокопоставленным, и даже убедила последних подавать заявки на гранты более низкой стоимости, разрешив им платить только в соответствии со своей собственной оценкой, которая на данный момент намного ниже первоначальной оценки. Сын аль-Батаихи, написавший об этом несколько десятилетий спустя, утверждает, что это был оглушительный успех, который был достигнут ко всеобщему удовлетворению и увеличил государственный доход на 50 000 человек. золотые динары . [ а ] [ 17 ] [ 18 ]
Канал Нового Нила и обсерватория
[ редактировать ]С реформой налоговой системы были связаны два крупных инфраструктурных проекта, предпринятых аль-Батаихи: новый канал в восточной части дельты Нила и новая обсерватория недалеко от Каира. [ 19 ] После жалоб местного откупщика Ибн аль-Мунаджи [ б ] Поскольку провинция Шаркия страдала от нехватки воды, что привело к снижению налоговых поступлений, новый канал был построен в 1113–1115 годах, после того как аль-Афдал и аль-Батаихи лично осмотрели территорию. Предприятие оказалось очень дорогостоящим, в результате чего аль-Афдал приказал заключить Ибн аль-Мунаджу в тюрьму, но открытие канала было отпраздновано с большой помпой, и халиф аль-Амир лично принял участие в церемониях. [ 19 ] [ 20 ]
Проект обсерватории был связан с точным расчетом календаря; две разные астрономические таблицы ( зидж В то время в Египте использовались ): одна рассчитана в 9 веке аль-Хорезми , а другая в начале 11 века Ибн Юнусом от имени фатимидского халифа аль-Хакима ( р. 996–1021 ). Эти двое не были в согласии, и более того, оба отошли от реальных наблюдений. Строительство обсерватории к югу от Каира началось еще в 1012 году, но впоследствии было прекращено. [ 21 ] Работы начались в 1119 году на холме к югу от кладбища Аль-Карафа , где располагалась небольшая «Мечеть Слона». Дело обернулось фиаско: затраты взлетели до небес, особенно на большие и трудно отлитые бронзовые кольца, используемые для наблюдений. Даже когда последние были успешно отлиты и установлены, оказалось, что холмы Мукаттам фактически закрывали вид на солнце во время восхода солнца; весь аппарат пришлось перевезти на новое место на самом Мукаттаме. [ 22 ] В проекте принимали участие несколько ученых, в том числе андалузец Абу Джафар ибн Хасдей , кади и геометр Ибн Абил-Иш из Триполи , мастер инструментов Абу-л-Наджа ибн Синд из Александрии и геометр Абу Мухаммад. Абд аль-Карим Сицилийский . [ 3 ] Строительство было прервано смертью аль-Афдаля в 1121 году, и когда аль-Батаихи, будучи назначенным визирем, приказал возобновить его, аппарат с трудом перенесли к воротам Баб ан-Наср . [ 23 ] Это тоже осталось незавершенным: после падения аль-Батаихи в 1125 году халиф аль-Амир приказал разобрать материалы, а рабочих и ученых разогнать. [ 3 ] [ 24 ]
козырек
[ редактировать ]Прийти к власти
[ редактировать ]
Аль-Афдал был убит неизвестными 11 декабря 1121 года, накануне праздника Ид аль-Фитр . [ 25 ] [ 26 ] В этом деянии официально возложили ответственность на агентов конкурирующей низари-исмаилитской ветви и ее Ордена Убийц . [ с ] [ 27 ] но оба средневековые историки [ д ] а современные ученые настроены скептически: учитывая его собственное негодование по поводу второстепенной номинальной роли, на которую аль-Афдал отвел его, аль-Амир подозревается в том, что он был истинным зачинщиком убийства. [ 25 ] Источники, которые обвиняют аль-Амира в убийстве аль-Афдаля, также указывают на причастность к этому деянию амбициозного аль-Батаихи или, по крайней мере, в сокрытии смерти аль-Афдала до тех пор, пока аль-Амир не сможет прибыть в визирьский дворец, чтобы назначить аль-Бату. Ихи как преемник аль-Афдаля. [ 29 ]
После наблюдения за транспортировкой огромных сокровищ аль-Афдаля в халифский дворец , [ 30 ] аль-Батаихи был официально провозглашен визирем 13 февраля 1122 года и получил почетное звание аль-Мамун («доверенный»), под которым он известен. [ 31 ] Он получил титулы ас-Сайид аль-Аджалл («самый прославленный господин»), Тадж аль-Хилафа («Корона Халифата»), Изз аль-Ислам ( «Слава ислама» («Слава ислама»), Фахр аль-Анам ). Слава человечества») и Низам ад-Дин («Орден Веры»). [ 32 ] Назначение аль-Батаихи было необходимо для обеспечения преемственности в правительстве, поскольку аль-Амир был отстранен от его дел и не был знаком с его тонкостями. [ 25 ] Аль-Батаихи формально принял на себя те же полномочные полномочия, которыми обладал аль-Афдал, и даже уникальную честь, в которой было отказано двум его предшественникам: назначенные им государственные чиновники взяли нисбу аль -Мамуни вместо аль-Батаихи. Амири после правящего халифа. [ 33 ] Халиф, бедный проповедник, также делегировал обязанность проведения пятничной проповеди своему визирю. [ 34 ]
Тем не менее, положение аль-Батаихи по отношению к халифу было гораздо слабее, чем положение его старого хозяина. При аль-Афдале аль-Амир и его отец аль-Мустали ( годы правления 1094–1101 ) до него содержались в халифских дворцах, в то время как аль-Афдал присвоил себе большинство общественных функций халифа. После смерти аль-Афдаля аль-Амир теперь играл гораздо более заметную общественную роль и отныне имел право голоса в правительстве. [ 25 ] [ 35 ] Самое главное, аль-Амир позаботился о том, чтобы все налоговые поступления и драгоценные ткани хранились в халифском дворце и распределялись оттуда. [ 36 ] Как пишет историк Майкл Бретт: «Сами отношения были союзническими, в которых министру, как и прежде, были поручены обязанности правительства в обмен на то, что он выведет монарха из его уединения на всеобщее обозрение». [ 37 ] Изменение баланса сил было очевидно для аль-Батаихи, который стремился защитить свое положение. По словам его сына Мусы, визирь заставил аль-Амира подписать документ, в котором обязывался сообщать любые доносы или обвинения непосредственно ему. Документ должен был действовать до смерти аль-Батаихи, и халиф, кроме того, обязался после этого присматривать за потомками визиря. [ 36 ]
Внутренняя политика
[ редактировать ]При аль-Батаихи количество и пышность общественных праздников и церемоний, значительно сокращенных аль-Афдалем, снова возросли при частом и активном участии халифа и двора. [ 6 ] Аль-Батаихи восстановил празднование дней рождения Мухаммеда ( мавлид ан-наби ), Али , Фатимы и «нынешнего имама» ( аль-имама аль-хадира , т.е. аль-Амира), что согласно Сообщение из вторых рук и не совсем достоверное, основанное на работе сына аль-Батаихи, было отменено аль-Афдалем. [ 35 ] [ 38 ] Фестиваль . Гадир Хумм также был восстановлен спустя почти столетие [ 37 ] как и четыре «ночи иллюминаций» ( лайали аль-вакуд ), во время которых Каир и Фустат (Старый Каир) были празднично освещены. [ 6 ] [ 39 ] По словам историка Майкла Бретта, возобновление фестивалей и их пышные празднования служили двойной цели: идеологической, сигнализируя о возвращении к Фатимидов династии наследию Алидов в попытке «обновить свой имидж поборника ислама». и политический, поскольку многие фестивали теперь отмечались как в Фустате, так и в Каире, служа интеграции более густонаселенного мегаполиса с городом-дворцом Фатимидов, который в последние десятилетия был колонизирован люди из Фустата. [ 37 ]
Все это повлекло за собой огромные затраты, и, несмотря на его реформы во время службы под началом аль-Афдаля, похоже, что сбор налогов все еще был проблематичным, и большая часть необработанных земель оставалась таковой. Таким образом, в 1122 году аль-Батаихи погасил всю налоговую задолженность при условии полной выплаты причитающихся сумм в будущем; и запретил перепродажу налоговых хозяйств до истечения срока действия их контрактов. [ 40 ] Аль-Батаихи изображается в источниках как щедрый, справедливый и добрый правитель, особенно по отношению к немусульманскому населению. [ 41 ] Он был покровителем учёных, [ 42 ] и заказал Ибн ас-Сайрафи историю визиря Фатимидов. [ 43 ]
Строительная деятельность
[ редактировать ]Новый визирь занялся строительством. Новое жилье возведено на давно заброшенном месте бывшей тулунидской столицы Аль-Катаи . Разросшийся мегаполис Фустат получил новые открытые пространства и верфь, а Каир получил новый караван-сарай для торговцев, новый монетный двор ( дар ад-дарб ) и новый визирьский дворец Дар аль-Мамуния . Кроме того, были восстановлены несколько халифских павильонов на берегу Нила. [ 37 ] [ 44 ]
Сообщается, что в рамках политики легитимизма Алидов аль-Батаихи построил или восстановил несколько мавзолеев меньшего размера, посвященных членам семьи Алидов, в частности ветви Хусейнидов , от которой, как заявляли, произошли сами Фатимиды. Они принадлежали Мухаммаду аль-Джафари (вероятно, сыну шиитского имама VIII века Джафара ас-Садика , отца исмаила , давшего свое имя исмаилитским шиитам), аль -Касим Абу Тайиб (внук ас-Садика) и дочь аль-Касима Кульсум. Еще два мавзолея принадлежали сайиде Атике, чья точная личность неизвестна, но, возможно, это была мекканская дворянка VII века, и сайиде Зайнаб . [ 45 ] [ 46 ] Известно также, что Аль-Батаихи построил несколько мечетей меньшего и большего размера по всему Египту, хотя, как пишет историк искусства Джонатан М. Блум , «неясно, представляет ли это число абсолютное увеличение или просто увеличение качества и Доступное количество информации о его деятельности, поскольку о его пребывании в должности сохранилось больше и более подробных источников, чем о его непосредственных предшественниках. [ 7 ]
Единственной сохранившейся из мечетей, построенных по заказу аль-Батаихи, была мечеть Акмар , построенная на главной магистрали Каира с севера на юг, недалеко от халифского дворца, в 1122–1125 годах. [ 7 ] [ 47 ] По словам Блума, он особенно примечателен своим роскошным и необычным фасадом, «возможно, самым красивым сохранившимся ансамблем фатимидской каменной кладки». [ 48 ] Отличное расположение мечети, тщательно продуманное оформление и заметные надписи на фундаменте, в которых упоминаются не только правящий халиф (аль-Амир) и его визирь (аль-Батаихи), но и отец аль-Амира, аль-Мустали, имеют большое значение. привело к различным современным интерпретациям декоративных мотивов и надписей как преднамеренного политического и религиозного утверждения фатимидско-исмаилитской ортодоксальности. [ 49 ] Из-за своего небольшого размера мечеть Акмар, вероятно, предназначалась в основном для использования халифским двором; в остальном, похоже, он не играл особой роли в церемониях Фатимидов. [ 46 ]
Антинизаритские меры
[ редактировать ]После убийства аль-Афдаля угроза со стороны низаритов стала первостепенной проблемой. Низариты, сторонники преемственности дяди аль-Амира, Низара , на посту халифа и имама вместо аль-Мустали, были непримиримо враждебны режиму в Каире и создали широкую сеть агентов. [ 25 ] [ 50 ] В сообщениях, полученных в Каире, утверждалось, что главный лидер низаритов Хасан-и Саббах праздновал убийство аль-Афдаля и ожидал той же участи аль-Амира и аль-Батаихи. [ 51 ] В ответ визирь приказал проверить биографические данные провинциальных чиновников, торговцев и жителей Каира и Аскалона (последнего крупного оплота Фатимидов в Леванте и главного перевалочного пункта для Египта); в Каире был введен дополнительный запрет на переезд места жительства, и была завербована обширная сеть шпионов, в том числе множество женщин. Меры принесли свои плоды: агенты Низари были арестованы и распяты , а несколько курьеров с деньгами, отправленных Хасаном-и Саббахом для финансирования его сети в Египте, были перехвачены. [ 52 ] [ 53 ]
Чтобы еще больше подорвать дело Низаритов, в декабре 1122 года в Каире было созвано собрание официальных лиц, на котором притязания Низаритов были публично осуждены, а легитимность преемственности аль-Мустали подтверждена никем иным, как женщиной (представленной сидящей за чадрой), которую идентифицировали как единственную сестру Низара. По этому поводу была издана прокламация « аль-Хидая аль-Амирийя» , публично зачитанная с кафедр мечетей, а затем разосланная низаритским общинам в Персии. [ 25 ] [ 54 ] [ 55 ]
Внешняя политика
[ редактировать ]
Сразу после прихода к власти, в 1122 году, аль-Батаихи добился внешнеполитического успеха, мирно восстановив левантийский портовый город Тир . Номинально Тир все еще принадлежал царству Фатимидов, но фактически им управлял губернатор, назначенный Тогтекином , турецким суннитским правителем Дамаска ; Режим нынешнего губернатора Масуда был репрессивным, и население пожаловалось в Каир. был Военно-морской флот Фатимидов отправлен в Тир, Масуду разрешили подняться на борт и арестовали, и город вернулся под власть Фатимидов. [ 56 ] [ 57 ] Однако этот триумф означал разрыв отношений с Дамаском и оказался недолгим. Осенью того же года венецианский флот под командованием дожа Доменико Михиэля прибыл на поддержку государств крестоносцев Леванта. Брат аль-Батаихи, Хайдара, который был губернатором Александрии, сумел предотвратить первые венецианские набеги на дельту Нила, но 30 мая 1123 года венецианцы разгромили флот Фатимидов у Аскалона , и армия Фатимидов была послана для захвата Яффо. был разгромлен крестоносцами в битве при Йибне . Теперь, когда Тир снова был отрезан и ему грозила опасность попасть в руки крестоносцев, Фатимидам пришлось признать возобновление турецкого контроля; оставшись без поддержки, город капитулировал перед Иерусалимским королевством в июле 1124 года. [ 58 ] [ 59 ] В 1123 году Хайдаре и аль-Батаихи также пришлось противостоять вторжению Лувата берберов с запада. Фатимидам удалось победить их и заставить платить дань. [ 28 ] [ 58 ]
При аль-Батаихи Фатимиды стали более активно участвовать в Йемене , где сулейхидская королева Арва ( годы правления 1067–1138 ) управляла последней крупной оставшейся профатимидской общиной исмаилитов Мустали за пределами Египта. [ 25 ] Уже в 1119 году посланник Али ибн Ибрагим ибн Наджиб ад-Давла был послан, чтобы привести йеменских исмаилитов к более тесному сотрудничеству с Каиром; после смерти аль-Афдаля и прихода к власти аль-Батаихи, действия Фатимидов в Йемене еще более активизировались с отправкой вооруженных сил. При их поддержке Ибн Наджиб ад-Давла начал проводить свою собственную политику, все больше игнорируя королеву Арву и местных вождей, связанных с Фатимидами. Это привело к подозрениям, а затем и к сопротивлению со стороны йеменских магнатов, которое проявилось открыто после потери большей части армии Фатимидов в неудавшейся попытке захватить Забида в 1124 году. Магнаты начали заговор против Ибн Наджиба ад-Даулы, осадили его в крепости аль-Джанад и предупредил Каир, что занимается низаритской пропагандой и даже чеканит монеты с именем Низара вместо аль-Амира; фальшивые монеты с этой целью были даже отправлены в суд Фатимидов. Дело закончилось после падения аль-Батаихи, свержения Ибн Наджиба ад-Даулы и его насильственного возвращения в Каир, где он был публично унижен, а затем брошен в тюрьму. [ 60 ] [ 61 ]
Падение и смерть
[ редактировать ]3 октября 1125 года аль-Амир внезапно приказал арестовать аль-Батаихи, его брата Хайдару аль-Мутамана и его главных помощников. [ 25 ] [ 62 ] Для этого были выдвинуты разные причины: аль-Амир не простил аль-Батаихи потерю Тира; что глава канцелярии Ибн Аби Усама убедил аль-Амира, что визирь вступил в сговор с Джафаром, единственным родным братом аль-Амира, с целью свергнуть его; или что аль-Батаихи был истинным зачинщиком чеканки фальшивых низаритских монет в Йемене. [ 62 ] [ 63 ] На самом деле аль-Амир начал возмущаться властью своего всемогущего визиря. [ 25 ] [ 62 ] чьи склонности к самовозвеличиванию проявлялись в его рвении называть вещи в честь себя, а не правящего халифа. [ 64 ] Особенно это касалось обсерватории, основанной аль-Афдалем: ходили слухи, что аль-Батаихи хотел использовать ее для предсказания будущего или творения магии, а его стремление назвать ее своим именем считалось доказательством того, что он стремился к власти. [ 3 ] [ 24 ] Визирь также стал жертвой своей собственной политики: в отличие от Бадра и аль-Афдаля, которые полагались на поддержку армии, аль-Батаихи не имел собственной властной базы и зависел от халифа как своего покровителя. [ 63 ] В то же время возрождение общественной роли аль-Амира, щедро организованное самим аль-Батаихи, только послужило укреплению авторитета халифа и его уверенности в себе по отношению к своему визирю. [ 35 ] [ 63 ] Наконец, обещание, полученное аль-Мамуном от халифа, призванное защитить его, могло иметь неприятные последствия, поскольку аль-Амир воспринял это как личное унижение. [ 34 ] Действительно, после заключения аль-Батаихи в тюрьму аль-Амир будет править остаток своей жизни без визиря. [ 65 ] Хайдара умер в тюрьме, но аль-Батаихи был казнен вместе с Ибн Наджибом ад-Даулой в ночь с 19 на 20 июля 1128 года. [ 62 ] [ 65 ]
Сноски
[ редактировать ]- ↑ Для сравнения: в 1124 году иерусалимский король Балдуин II был выкуплен из плена за 80 000 динаров. [ 16 ]
- ^ Несмотря на приказ аль-Афдаля назвать его «аль-Афдали» в честь себя, уже после завершения он был известен как канал Ибн аль-Мунаджи; он до сих пор фигурирует как «Абу эль-Менегге» в « Описании Египта» . [ 20 ]
- ↑ Список жертв убийства Низари из Аламута также берет на себя ответственность за смерть аль-Афдаля. [ 27 ]
- ↑ Современный сирийский летописец Ибн аль-Каланиси прямо обвиняет аль-Амира: [ 27 ] в то время как историк 15-го века Ибн Тагрибирди утверждает, что аль-Амир заказал убийство в ответ на попытку аль-Афдаля отравить его. [ 28 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хальм 2014 , с. 373 (примечание 52).
- ^ Хальм 2014 , стр. 132, 163.
- ^ Jump up to: а б с д и Данлоп 1960 , с. 1091.
- ^ Хальм 2014 , стр. 133, 164, 165.
- ^ Капитан 1993 , стр. 7–8.
- ^ Jump up to: а б с Хальм 2014 , стр. 164–165.
- ^ Jump up to: а б с Блум 2007 , с. 139.
- ^ Jump up to: а б Бретт 2017 , с. 237.
- ^ Jump up to: а б с д Хальм 2014 , стр. 133.
- ^ Хальм 2014 , стр. 132–133.
- ^ Jump up to: а б с Хальм 2014 , с. 132.
- ^ Хальм 2014 , с. 150.
- ^ Бретт 2017 , стр. 207–209, 228, 237.
- ^ Хальм 2014 , стр. 131–132.
- ^ Jump up to: а б Бретт 2017 , с. 238.
- ^ Хальм 2014 , с. 160.
- ^ Хальм 2014 , стр. 134–135.
- ^ Бретт 2017 , стр. 238–239.
- ^ Jump up to: а б Бретт 2017 , с. 239.
- ^ Jump up to: а б Хальм 2014 , стр. 135–136.
- ^ Хальм 2014 , с. 136.
- ^ Хальм 2014 , стр. 135–138.
- ^ Хальм 2014 , с. 138.
- ^ Jump up to: а б Хальм 2014 , стр. 138–139.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Уокер 2011 .
- ^ Хальм 2014 , стр. 140–141.
- ^ Jump up to: а б с Хальм 2014 , с. 141.
- ^ Jump up to: а б Саджади 2015 .
- ^ Хальм 2014 , стр. 141–143.
- ^ Хальм 2014 , стр. 144–145.
- ^ Хальм 2014 , с. 146.
- ^ аль-Имад 1990 , стр. 169, 190.
- ^ Хальм 2014 , стр. 146–147.
- ^ Jump up to: а б Беренс-Абусейф, 1992 , с. 35.
- ^ Jump up to: а б с Хальм 2014 , с. 164.
- ^ Jump up to: а б Хальм 2014 , с. 147.
- ^ Jump up to: а б с д Бретт 2017 , с. 253.
- ^ Капитан 1993 , стр. 10, 20–25.
- ^ Беренс-Абусейф 1992 , с. 32.
- ^ Бретт 2017 , с. 254.
- ^ аль-Имад 1990 , стр. 190–191.
- ^ аль-Имад 1990 , с. 190.
- ^ аль-Имад 1990 , с. 191.
- ^ Хальм 2014 , стр. 172–173.
- ^ Уильямс 1985 , стр. 39–44.
- ^ Jump up to: а б Хальм 2014 , с. 172.
- ^ Уильямс 1983 , стр. 48–49.
- ^ Блум 2007 , с. 140.
- ^ см . Уильямс 1983 , стр. 43–48 и Беренс-Абусейф 1992 , стр. 32–37; более скептические взгляды поддерживают Bloom 2007 , стр. 139–144 и Halm 2014 , стр. 170–172.
- ^ Хальм 2014 , с. 153.
- ^ Хальм 2014 , с. 152.
- ^ Хальм 2014 , стр. 152–153.
- ^ Бретт 2017 , с. 255.
- ^ Хальм 2014 , стр. 154–156.
- ^ Бретт 2017 , стр. 255–256.
- ^ Хальм 2014 , с. 159.
- ^ Бретт 2017 , с. 256.
- ^ Jump up to: а б Хальм 2014 , стр. 159–160.
- ^ Бретт 2017 , стр. 256–257.
- ^ Бретт 2017 , стр. 256, 257–258.
- ^ Хальм 2014 , стр. 161–163.
- ^ Jump up to: а б с д Хальм 2014 , с. 165.
- ^ Jump up to: а б с Бретт 2017 , с. 257.
- ^ Беренс-Абусейф 1992 , стр. 35–36.
- ^ Jump up to: а б Бретт 2017 , с. 258.
Источники
[ редактировать ]- аль-Имад, Лейла С. (1990). Визирь Фатимидов (979–1172) . Берлин: Клаус Шварц Верлаг. ISBN 3-922968-82-1 .
- Беренс-Абусейф, Дорис (1992). «Фасад мечети Акмар в контексте церемониала Фатимидов». Мукарнас . 9 : 29–38. дои : 10.2307/1523133 . JSTOR 1523133 .
- Блум, Джонатан М. (2007). Искусство победившего города: исламское искусство и архитектура в Фатимидской Северной Африке и Египте . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета . ISBN 978-0-300-13542-8 .
- Бретт, Майкл (2017). Империя Фатимидов . Эдинбургская история исламских империй. Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета . ISBN 978-0-7486-4076-8 .
- Данлоп, DM (1960). «аль-Батанихи» . В Гиббе, HAR ; Крамерс, Дж. Х. ; Леви-Провансаль, Э .; Шахт, Дж .; Льюис Б. и Пеллат Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том I: А – Б. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 1091–1092. OCLC 495469456 .
- Хальм, Хайнц (2014). первых крестовых походов, 1074–1171 гг. . Халифы и ассасины: Египет и Ближний Восток во времена (на немецком языке) Мюнхен: CH Бек. дои : 10.17104/9783406661648-1 . ISBN 978-3-406-66163-1 . OCLC 870587158 .
- Каптейн, Нью-Джерси (1993). Фестиваль дня рождения Мухаммада: ранняя история центральных мусульманских земель и развитие мусульманского Запада до X/XVI веков . Лейден: Э. Дж. Брилл. ISBN 90-04-09452-0 .
- Саджади, Садек (2015). «аль-Амир би-Аккам Аллах» . В Маделунге, Уилферд ; Дафтари, Фархад (ред.). Исламская энциклопедия . Перевод Фарзина Негабана. Брилл. дои : 10.1163/1875-9831_isla_SIM_0269 .
- Уокер, Пол Э. (2011). «аль-Амир би-Аккам Аллах» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_23060 . ISSN 1873-9830 .
- Уильямс, Кэролайн (1983). «Культ святых Алидов в памятниках Фатимидов в Каире, Часть I: Мечеть аль-Акмар». Мукарнас . 1 : 37–52. дои : 10.2307/1523070 . JSTOR 1523070 .
- Уильямс, Кэролайн (1985). «Культ святых Алидов в памятниках Фатимидов в Каире, Часть II: Мавзолея». Мукарнас . 3 : 39–60. дои : 10.2307/1523083 . JSTOR 1523083 .
- 1080-е рождения
- 1128 смертей
- Визири Фатимидского халифата
- Египетский народ XII века
- Каир при Фатимидском халифате
- Люди, казненные Фатимидским халифатом
- Казни XII века
- Люди XII века из Фатимидского халифата
- Мусульмане крестовых походов
- Войны крестоносцев и Фатимидов
- История исмаилизма
- Казненные главы правительства