Великие дворцы Фатимидов

Великие дворцы халифов Фатимидов (или Великие дворцы Фатимидов , среди других вариантов названий) представляли собой обширный и роскошный дворцовый комплекс, построенный в конце 10-го века в Каире , Египет , для размещения халифов Фатимидов , их семей и администрации их состояние. Существовало два основных дворцовых комплекса: Восточный и Западный дворцы. Они были расположены в центре города-крепости Каира, вокруг района, до сих пор известного как Байн аль-Касрайн («Между двумя дворцами»).
Обзор и предыстория
[ редактировать ]
Фатимиды , были шиитским мусульманским халифатом который первоначально завоевал Тунис , где они основали свою первую столицу в Махдии . Затем они завоевали Египет в 969 году нашей эры с помощью североафриканской армии Кутамы берберской под командованием генерала Джаухара ас-Сикилли . В 970 году Джаухар отвечал за планирование, основание и строительство нового города, который стал резиденцией и центром власти халифов Фатимидов. Город получил название аль-Муизийя аль-Кахира , «Победоносный город аль-Муизза », позже названный просто «Аль-Кахира», что дало нам современное название Каира . [ 1 ] : 80 Новый город располагался к северо-востоку от Фустата , предыдущей столицы и главного города Египта. Джаухар организовал город так, чтобы халифский дворцовый комплекс находился в его центре, а также главная мечеть Аль-Азхар на юго-востоке. [ 1 ] : 96
Дворцовый комплекс состоял из двух основных частей: Восточного дворца (или Большого дворца), первого из которых был заложен в 970 году Джаухаром к прибытию триумфального халифа аль-Муиза, и Западного дворца , пристроенного при его преемник халиф аль-Азиз ( годы правления 975–996 ). [ 1 ] : 96 Вместе они служили резиденциями халифов и их семей на протяжении всего периода Фатимидов и поэтому были также известны как Дар аль-Хилафа («Обитель Халифата»). [ 2 ] Сведения о планировке и внешнем виде этих дворцов взяты из немногочисленных письменных отчетов, особенно из хроник арабского историка Макризи и персидского путешественника Насира Хосрова . [ 2 ]
Два дворца обращены друг к другу через открытую площадь или площадь, которая стала известна как Байн аль-Касрайн (что означает «Между двумя дворцами»), по образцу, повторенному из первоначального королевского города Фатимидов в Аль-Махдии , Тунис . [ 1 ] [ 3 ] [ 2 ] Эта площадь имела прямоугольную форму и размеры 105 на 255 метров (344 на 837 футов) и занимала более 2,5 гектара (6,2 акра). [ 4 ] : 58 Он имел большое общественное и символическое значение и был местом проведения различных церемоний, связанных с династией. парадный официальный вход в Большой Восточный дворец, известный как Баб ад-Захаб Здесь находился («Золотые ворота»).
Восточный дворец (Большой дворец)
[ редактировать ]Восточный дворец, также известный как Большой дворец ( аль-Каср аль-Кабир ), [ 5 ] был большим из двух и, как полагают, занимал в то время около 9 га (22 акра), или одну пятую общей площади Каира. [ 4 ] [ 2 ] Оно было начато при аль-Муиззе и закончено при аль-Азизе, хотя различного рода работы продолжались десятилетиями, даже при аль-Хакиме и при визире аль-Мамуне аль-Батаихи в XII веке. [ 2 ] [ 4 ] Дворец открывался для остальной части города через девять ворот (трое на запад, одни на север, трое на восток и двое на юг). [ 4 ] но он также был отделен от окружавшего его города садами и открытыми площадями. Это обширное, но уединенное расположение в центре города соответствует традиции, уже установленной халифами Аббасидов , изолировать халифа от общественной сферы. [ 6 ] Члены исмаилитского религиозного истеблишмента (ученые и священнослужители) также размещались во дворце или вокруг него, который имел своего собственного муэдзина и, таким образом, не полагался на призыв к молитве мечети аль-Азхар. [ 2 ] Восточный дворец состоял из множества больших залов, наиболее важным из которых предшествовали дворы (называемые дихлиз ). [ 2 ] Во дворце также было множество садов и дворов, часто окаймленных портиками , с павильонами и фонтанами, где разворачивалась придворная жизнь. Посетители, писавшие о дворцах, сообщали о мраморных тротуарах разных цветов, центральных фонтанах, золотых светильниках и украшениях, а также о животных, выставленных напоказ, чтобы произвести впечатление на гостей. [ 4 ]
Официальный парадный вход во дворец находился через центральные западные ворота под названием Баб ад-Захаб («Золотые ворота»), которые открывались с площади Байн аль-Касрайн . (Его расположение должно было быть обращено к современному мавзолею Калавуна через дорогу. [ 7 ] ) Судя по всему, это золото, привезенное из Ифрикии (современный Тунис). [ 4 ] Над воротами находился балкон, на котором халиф время от времени появлялся перед публикой. [ 1 ] Этот вход вел в «Золотой зал» ( Каат ад-Дахаб или Дар ад-Захаб ) через сводчатый проход длиной около 30 метров. [ 4 ] Золотой зал служил тронным залом, где халиф проводил свои ежедневные аудиенции, а также где проходили официальные приемы и некоторые религиозные праздники. [ 1 ] [ 2 ] Другой важный зал назывался Великий Иван и был увенчан куполом. Здесь исмаилитские священнослужители и миссионеры ( даи ) читали проповеди для жителей дворца, а также проводили некоторые из наиболее важных религиозных праздников. В этом зале место халифа было скрыто за ширмой или решеткой, известной как Шуббак аль-Халифа («Окно халифа»). [ 2 ] И Золотой зал, и Великий Иван были построены или завершены при аль-Азизе. [ 2 ] [ 4 ]
Примерно четверть дворца на северо-востоке занимала большая площадь под названием Рахбат аль-Эйд («Праздничная площадь») размером 157 на 105 метров, которая была отправной точкой шествий халифа по городу. [ 4 ] Одни из восточных ворот, называемые Баб аз-Зумурруд («Изумрудные ворота»), открывались с этой площади и давали доступ к части дворца, известной как Изумрудный дворец, частной резиденции халифа. [ 4 ] Еще одни ворота, выходящие на южную сторону площади, назывались Баб аль-Ид . Зал арсенала, названный Хизанат аль-Бунуд (примерно «Арсенал знамен/флагов»), находился к востоку от дворца, как и ворота, известные как Баб Каср аль-Шарк («Ворота Восточного дворца»). [ 4 ] Юго-восточные ворота, Баб Дайлам («Ворота Дайламитов » ), вели к памятнику, который позже стал святыней аль-Хусейна (см. ниже), а юго-западные ворота назывались Баб Турбат аз-Зафараан (или Баб аль- Зафараан). -Зафараан ), по названию соседнего королевского мавзолея (см. ниже). [ 4 ] [ 7 ] Юго-западную часть дворца занимали кухни, которые также обеспечивали едой бедняков во время месяца поста Рамадан . Самые южные из западных ворот, расположенные здесь, стали называть Баб Зухума , в честь запахов еды, исходящих из кухонь. [ 4 ] Единственные северные ворота дворца, Баб ар-Рих («Ворота Ветра»), были входом, которым пользовались даи . Эти ворота, возможно, также были последними, исчезнувшими в период после Фатимидов: они сохранились по крайней мере до 1408 года и были замечены Макризи. [ 4 ]
В XII веке визирь аль-Мамун аль-Батаихи (занимавший этот пост с 1122 по 1125 год) добавил ко дворцу еще три павильона. Он также отвечал за строительство мечети аль-Акмар , которая стоит до сих пор, на северо-западной окраине дворца. [ 4 ]
Мавзолей: Турбат аз-Зафараан.
[ редактировать ]К южному концу восточного дворца был пристроен мавзолей, известный как Турбат аз-Зафараан («Шафрановая гробница»), который служил местом захоронения халифов. [ 8 ] [ 4 ] : 57 Сюда были перенесены даже останки фатимидских халифов в Тунисе, когда халифат перешел в Египет. [ 2 ] В конце 14 века гробницы были полностью снесены эмиром мамлюков Джахаркой аль-Халили, чтобы освободить место для Хана аль-Халили в конце 14 века, который дал название окружающей территории базара, которая существует и по сей день. [ 7 ] [ 9 ] Сообщается, что Джахаркас избавился от костей королевской семьи Фатимидов, бросив их в мусорные холмы к востоку от города. [ 4 ]
Рядом с мавзолеем халифов также находился храм, построенный в конце XII века, в котором предположительно хранилась голова аль-Хусейна, сына Али ибн Аби Талиба, убитого в битве при Кербеле как мученик. в 680 году и почитаемого шиитами 'а . Первоначально считалось, что его голова была похоронена в Аскалоне , но Фатимиды привезли ее в Каир в 1153 году, когда Аскалону угрожали крестоносцы . [ 9 ] [ 4 ] Поскольку Фатимиды заявляли о своем происхождении от матери аль-Хусейна, Фатимы , создание этой святыни было важным символическим и религиозным актом. [ 2 ] Святыня существует и сегодня (хотя и много раз перестраивалась) в мечети аль-Хусейн , которую часто посещают мусульмане. [ 9 ]
Западный дворец
[ редактировать ]
Меньший Западный дворец, также известный как Малый дворец ( Каср ас-Сагир аль-Гарби ), [ 5 ] [ 4 ] Первоначально был построен как резиденция для одной из дочерей халифа аль-Азиза, Ситт аль-Мульк (которая также была де-факто правителем между 1021 и 1023 годами). [ 4 ] Он занимал площадь около 4,5 гектаров и имел два крыла, охватывающих южную и северную стороны площади Байн аль-Касрайн . [ 4 ] В целом об этом дворце известно меньше, поскольку в эпоху после Фатимидов он был быстро заменен другими постройками. [ 4 ] Дворец был построен на месте обширного, существовавшего ранее сада под названием аль-Бустан аль-Кафур (или аль-Бустан аль-Кафури ), [ 6 ] который первоначально был основан здесь правителем Абул Ихшидидов -Миском Кафуром , правившим Египтом до Фатимидов. Западная часть сада была сохранена для удовольствия Фатимидов и первоначально предназначалась для семьи халифа. [ 6 ] [ 2 ] Восточный и Западный дворцы, а также сады на западе были соединены большими туннелями, которые позволяли халифам передвигаться от одного к другому на лошадях. [ 2 ] [ 4 ] Западный дворец был отремонтирован в 1064 году халифом аль-Мустансиром , который надеялся разместить халифов Аббасидов, своих соперников -суннитов ненадолго свергнул их в Багдаде , после того, как на год (в 1058–1059 годах) ; однако эта цель так и не была достигнута. [ 4 ] [ 10 ] Дворец был также известен как Каср аль-Бахр («Дворец моря/реки») в связи с тем, что он находился недалеко от Халидж канала , который проходил рядом с Каиром и который когда-то простирался до Красного моря . [ 6 ]
Другие близлежащие дворцы и сооружения Фатимидов
[ редактировать ]На протяжении всего периода Фатимидов на территориях, окружающих дворцы халифов, также были построены различные другие второстепенные дворцы и учреждения. К югу от обоих дворцов располагались конюшни. [ 4 ] Дворец визиря Дар аль-Визара располагался к северо-востоку от Восточного дворца, на месте нынешней ханки султана Бейбарса аль-Джашнакира и медресе эмира Карасункура. [ 9 ] Он был построен визирем аль-Афдалем (сыном знаменитого визиря Бадра аль-Гамали ) после 1094 года. [ 4 ] Халиф аль-Хаким (между 996 и 1021 гг.) или аль-Амир (в 1116 г.) [ 4 ] рядом с южным концом Западного дворца добавлена академия, известная как Дар аль-Ильм (примерно «Дом знаний / науки»). [ 2 ] Другой дворец, известный как аль-Каср ан-Нафии, XIX века был расположен к югу от восточного дворца на месте, которое сегодня занимает Викала аль-Силахдар внутри Хан аль-Халили. [ 7 ] Фатимиды также построили дворцы для отдыха вдоль берегов Нила и вдоль канала Халидж , такие как Лулуа или Жемчужный дворец, построенный аль-Азизом и перестроенный аз-Захиром . (Позже он использовался как резиденция отца Салах ад-Дина.) [ 2 ] Мать аль-Азиза также построила большой дворец в Аль-Карафе , обширном некрополе и кладбище главного города Фустата на юге. [ 1 ]
Дворцы после Фатимидов
[ редактировать ]Каир был окончательно открыт для всех людей под властью Салах ад-Дина (Саладина), который ликвидировал Фатимидский халифат в 1171 году и приступил к строительству новой укрепленной цитадели (нынешняя Цитадель Каира ) южнее, за пределами города-крепости. , в котором будут размещаться правители и государственная администрация Египта. Это положило конец статусу Каира как эксклюзивного города-дворца и положило начало процессу, в ходе которого город стал экономическим центром, населенным простыми египтянами и часто посещаемым иностранными путешественниками. [ 7 ] Старые дворцы Фатимидов в городе устарели как резиденции халифов и были открыты для реконструкции. Салах ад-Дин первоначально превратил их в резиденции аристократии своей собственной династии Айюбидов , а также в медресе , ханку и больницу. [ 11 ] : 51 Султаны Айюбидов аль-Камиль и аль-Салих построили важные медресе в разных местах на месте бывших дворцов. В период мамлюков преобразование территории продолжалось, и большинство дворцов исчезло и было заменено различными городскими постройками и преобразовано в новые городские кварталы. Некоторые остатки дворца стояли веками после падения Фатимидов.
Тем не менее, главная улица Каира с севера на юг, Касаба ( улица аль-Муизз ), оставалась неизменной, а бывший район Байн аль-Касрайн оставался привилегированным местом для строительства королевских архитектурных комплексов, таких как Мавзолей Маристан. Комплекс медресе султана Калавуна . Однако сама площадь Байн аль-Касрайн постепенно исчезла и стала, по сути, еще одним участком улицы Касаба, поскольку строительство с обеих сторон заполнило ранее открытое пространство. [ 4 ]
Остатки дворцов сегодня
[ редактировать ]
Сегодня от дворцов практически ничего не осталось, кроме редких топонимов и нескольких незначительных физических фрагментов. Большинство зданий в районе Байн-эль-Касрайн были построены на фундаментах или руинах дворцов. Один из главных дворов маристана ( больницы) султана аль-Мансура Калавуна (построенного в 1285 году) включает в себя остатки Западного дворца Фатимидов, в частности несколько резных лепных окон в его восточном айване , вероятно, часть того, что изначально было дворцовым двором. в котором четыре айвана были расположены крестообразно. [ 9 ] [ 4 ] : 58 Точно так же этому дворцу принадлежал и лопастной фонтан посреди двора медресе Калавуна (в том же комплексе). [ 9 ] XIII века Медресе ас-Салиха Айюба было частично построено на месте бывших дворцовых кухонь. [ 9 ] Ханка султана Бейбарса аль-Джашнакира (построена в 1306–1310 гг.) и медресе амира Карасункура (построена в 1300 г.) стоят на месте бывшей резиденции визирей Фатимидов, обращенной к западным воротам Восточного дворца. [ 11 ] Большая железная оконная решетка на внешнем фасаде мавзолея ханки Бейбарса аль-Джашнакира изначально была артефактом, привезенным из дворцов Аббасидов в Багдаде и использовавшимся во дворце визирей Фатимидов. [ 9 ] Старый минарет Айюбидов у входа в мечеть аль-Хусейн построен над одними из бывших ворот Восточного дворца Фатимидов (называемых « Баб аль-Ахдар», но, возможно, то же самое, что и Баб аль-Дайлам ) как святыня аль-Хусейна. -Хусейн изначально примыкал к дворцу. [ 9 ]
Некоторые артефакты и архитектурные фрагменты Великих дворцов Фатимидов сейчас выставлены в Каирском музее исламского искусства , в том числе деревянные панели и балки, найденные в комплексе Маристан в Калауне и в медресе ан-Насира Мухаммеда . [ 12 ] [ 9 ]
См. также
[ редактировать ]- Фатимидская архитектура
- Фатимидский халифат
- Бейн аль-Касрайн
- Мечеть аль-Акмар
- Дворцы Аббасидов в Багдаде
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Бретт, Майкл (2017). Империя Фатимидов . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Беренс-Абусейф, Дорис (2018). «Мечта Фатимидов о новой столице: династическое покровительство и его влияние на архитектурную среду». В Меликян-Чирвани, Асадулла Сурен (ред.). Мир Фатимидов . Торонто; Мюнхен: Музей Ага Хана; Институт исмаилитских исследований; Хирмер. стр. 44–67.
- ^ Челик, Зейнеп, Дайан Г. Фавро и Ричард Ингерсолл, ред. Улицы: критические взгляды на общественное пространство. Беркли: Калифорнийский университет Press, 1994, с. 72
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и Раймонд, Эндрю. 1993. Каир . Фаярд.
- ^ Перейти обратно: а б Андерсон, Глэр Д.; Прюитт, Дженнифер (2017). «Три Халифата, сравнительный подход» . В «Потопе» Финбарр Бэрри; Нечипоглу, Гюльру (ред.). Спутник исламского искусства и архитектуры . Том. 1. Уайли Блэквелл. стр. 223–249. ISBN 9781119068662 .
- ^ Перейти обратно: а б с д АльСайяд, Незар (2011). Каир: истории города . Кембридж, Массачусетс: Издательство Belknap Press Гарвардского университета. стр. 61, 65.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Денуа, Сильви; Деполь, Жан-Шарль; Тушерер, Мишель, ред. (1999). Хан аль-Халили и его окрестности: торговый и ремесленный центр в Каире с 13 по 20 века . Каир: Французский институт восточной археологии.
- ^ Лев, Ю. 2001. «Аспекты египетского общества в период Фатимидов». В Вермюлене, Урбене и Дж. ван Стинбергене (ред.). Египет и Сирия в эпоху Фатимидов, Айюбидов и мамлюков III: материалы 6-го, 7-го и 8-го международного коллоквиума, организованного в Католическом университете Левена в мае 1997, 1998 и 1999 годов . Издательство Питерс. п. 20.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Уильямс, Кэролайн (2018). Исламские памятники в Каире: Практическое руководство (7-е изд.). Каир: Американский университет в Каире Press.
- ^ Ханне, Эрик Дж. (2007). Поставить халифа на место: власть, авторитет и поздний халифат Аббасидов . Университет Фэрли Дикинсон Пресс. стр. 93–94.
- ^ Перейти обратно: а б Беренс-Абусейф, Дорис. 2007. Каир мамлюков: история архитектуры и ее культуры . Каир: Американский университет в Каире Press.
- ^ О'Кейн, Бернард (при участии Мохамеда Аббаса и Иман Р. Абдулфаттах). 2012. Иллюстрированный путеводитель по Музею исламского искусства в Каире . Каир, Нью-Йорк: Американский университет в Каире Press.
Библиография
[ редактировать ]- Сайид, Айман Фуад (1998). Столица Египта до эпохи Фатимидов. Аль-Кахира и аль-Фустат: Очерк топографической реконструкции . Beiruter Texte und Studien (на французском языке). Штутгарт: Франц Штайнер Верлаг. ISBN 3-515-05716-1 .