Второе карматское вторжение в Египет
Второе карматское вторжение в Египет | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Карматы Бахрейна Бану Тайй Египетские повстанцы | Фатимидский халифат | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Второе карматское вторжение в Египет году, когда карматы Бахрейна произошло в 974 безуспешно вторглись в Египет , резиденцию (с 973 года) Фатимидского халифата . Нападение карматов последовало за неудавшимся вторжением в 971 году, в ходе которого, тем не менее, удалось изгнать Фатимидов из их первоначальных завоеваний в Леванте . Фатимидскому халифу аль-Муиззу было трудно сдерживать карматскую угрозу, поскольку его казна была пуста, а население возмущалось высокими налогами. Его попытки заставить карматов, принадлежавших к другой ветви той же исмаилитской секты шиитского ислама , которая породила династию Фатимидов , признать его власть как имама , были резко отвергнуты карматским лидером Аль -Хасан аль-Асам . В конце 973 года Алид известный Аху Муслим вошел в Египет и возглавил восстание против Фатимидов и их сборщиков налогов, в результате чего другие недовольные ашрафы Алидов присоединились к его делу. Главный удар был предпринят весной 974 года. Карматская армия вошла в Египет и заняла Дельта Нила перед тем, как повернуть на юг в сторону Каира , но потерпела поражение от наследника Фатимидов Абдаллы ибн аль-Муиза в битве к северу от Айн-Шамса , недалеко от того места, где вторжение 971 года также было отражено. Карматы отступили на свою родную территорию в Бахрейне и, несмотря на призывы аль-Асама, достигли соглашения с Фатимидами и после этого в значительной степени отказались от вмешательства в дела Леванта. Восстания в Египте были быстро подавлены силами Фатимидов. Аху Муслиму удалось избежать плена и бежать в Аравию, но он был отравлен своими бывшими карматскими союзниками. Провал карматского вторжения открыл путь Фатимидскому завоеванию Сирии в последующие годы.
Фон
[ редактировать ]В 969 году Фатимидский халифат , основанный в Ифрикии с 909 года, отвоевал Египет у Ихшидидов . [1] Затем армии Фатимидов были отправлены в Левант , чтобы вести джихад против наступающей Византийской империи , которая недавно захватила Антиохию. [2] и открыть путь в Багдад , резиденцию соперников Фатимидов, халифов Аббасидов, и удовлетворить их претензии на вселенского имамата . [3] В то время как остатки Ихшидидов в южном Леванте были быстро побеждены фатимидским генералом Джафаром ибн Фаллахом в апреле 970 года, который захватил Рамлу и Дамаск , [4] [5] Наступление Фатимидов было остановлено внешним врагом карматами Бахрейна — .
Карматы имели общее происхождение с Фатимидами, будучи диссидентской ветвью исмаилитской секты шиитского ислама , которая отделилась от основной профатимидской ветви в 899 году. [6] Самой известной карматской общиной была община Бахрейна, основанная миссионером Абу Саидом аль-Джаннаби в 890-х годах. В союзе с местными бедуинскими племенами Бану Килаб и Бану Укайл , а также с купцами из Персидского залива , Абу Саид смог захватить столицу региона Хаджр и в 900 году укрепил свою независимость, разгромив армию Аббасидов, посланную в восстановить контроль над Бахрейном. [7] [8] В 920-х годах, движимый милленаристскими ожиданиями младшего сына Абу Саида, Абу Тахир аль-Джаннаби , предпринял серию нападений на приходящий в упадок Аббасидский халифат, кульминацией которых стало разграбление Мекки в 930 году. Карматы вернулись к более мирным отношениям после 939, поддержанный выплатой денег за воздержание от нападения на караваны хаджа . [9] [10] В 960-х годах началась еще одна волна карматских набегов, направленная против владений Ихшидидов в Леванте . Эти набеги под предводительством аль-Хасана аль-Асама принесли карматам огромную добычу, а также обещание ежегодной дани в размере 300 000 золотых динаров от правителя Ихшидидов. [4] [5] [11]
Средневековые историки, а также некоторые из первых современных ученых, изучавших историю исмаилитов, видели сговор между предприятием Фатимидов на западе и нападениями карматов на востоке, но более поздние исследования опровергли это. [12] [13] Фатимидский халиф аль-Муизз ( годы правления 953–975 ) предпринял несколько попыток добиться признания его лидерства разрозненными карматскими общинами, но хотя в некоторых областях эти усилия были успешными, карматы Бахрейна упорно отказывались примириться с Фатимид утверждает. [14] На самом деле завоевание Египта Фатимидами и их экспансия в Левант противоречили интересам карматов, поскольку означали конец ежегодной дани; более того, заявленное Фатимидами намерение восстановить безопасность маршрутов хаджа грозило положить конец вымогательству карматами караванов хаджа в обмен на деньги за защиту. [15] [16] В результате карматы объединились с другими региональными державами против Фатимидов: при посредничестве аббасидского халифа аль-Мути карматы стали ядром широкого антифатимидского союза, в который вошли хамданидский правитель Мосула , Абу Таглиб , буидский правитель Изз ад-Даула , бедуинские племена Бану Килаб и Бану Укайл , а также остатки войск Ихшидидов. [16] [17] [18]
В августе 971 года карматская армия под командованием аль-Асама вторглась в Сирию и уничтожила армию Фатимидов под командованием Ибн Фаллаха перед Дамаском, что привело к краху — широко непопулярного — правления Фатимидов в Леванте. [18] [19] [20] Последовало вторжение в Египет , но вместо того, чтобы направиться к столице Каиру / Фустату , карматы двинулись в дельту Нила , чтобы поддержать местные восстания против Фатимидов, давая Джаухару время возвести укрепления в Айн-Шамсе , к северу от Каира, и поднять дополнительные войска. Когда карматы повернули на юг, чтобы атаковать Каир, они потерпели тяжелое поражение в битве 24 декабря 971 года и отступили до Палестины, понеся при этом тяжелые потери. [21] [22] [23] После отступления карматов Фатимиды отбили Рамлу в Палестине в мае 972 года, но ненадолго: карматы вернулись летом 972 года, и Фатимиды были вынуждены отступить в Египет. [24] [21] [25] С другой стороны, провал карматского вторжения позволил Фатимидам стабилизировать ситуацию в Египте, так что в 973 году халиф аль-Муизз и его двор прибыли из Ифрикии и поселились в Каире. [26] [27] Вспыхнувшие в Дельте и Верхнем Египте восстания были подавлены, а попытка карматской морской помощи мятежному городу Тиннис в Дельте потерпела поражение; аль-Муизз приказал пасть пленникам и обезглавленным головам карматов, а их захваченные знамена пронесли через Каир перед халифской ложей у главных ворот дворца . [28] [29]
Возобновившиеся восстания и карматское вторжение
[ редактировать ]Когда аль-Муизз прибыл в Египет, он обнаружил пустую сокровищницу. Несмотря на значительные доходы, полученные от налоговых поступлений Египта, и огромные сокровища, с которыми Джаухар отправился в путь в 969 году, расходы на стабилизацию правления Фатимидов, попытку завоевания Сирии и сбор сил для борьбы с карматскими вторжениями и, что немаловажно, с строительство Каира как новой столицы истощило финансовые резервы страны. [30] [31] Это вынудило аль-Муиза немедленно повысить налоги и ужесточить режим сбора налогов; все отсрочки и льготы по долгам были отменены. [32] Эти меры особенно сильно ударили по ремесленным городам дельты Нила. [32] которые снова восстали из-за высоких налогов в 969–970 гг., [33] и снова во время первого вторжения карматов, восстания, которое лишь недавно было подавлено с некоторым трудом. [22] Тяжелые налоги халифа снова усилили недовольство, которое снова начало перерастать в восстание, когда карматские агенты проникли в страну осенью 973 года. [34] Самым известным из последних был Алид Аху Муслим , потомок наиболее известных семей ашрафов Египта, который расположился лагерем между Асьютом и Ахмимом , изгнал налоговых чиновников Фатимидов и сплотил на свою сторону многочисленных недовольных членов ашрафа . обычно младшие сыновья. [35] Встревоженные быстрым распространением восстания, которое еще больше сократило поступления налогов, халиф аль-Муизз и главный миссионер Фатимидов Абу Джафар Наср , который дружил с Аху Муслимом до завоевания Фатимидов, написали ему письмо. уговорить его отказаться от карматского дела, но тщетно. [36]
В то же время, в конце 973 года, в Египет пришли новости о неизбежном втором вторжении. Чтобы успокоить своих последователей, халиф аль-Муизз распространил историю о том, что Пророк Мухаммад и его сподвижники явились ему во сне и что из их рядов Али , от которого Фатимиды заявляли о своем происхождении и легитимности, захватил его меч Зу. 'л-Фикар и отрубил голову аль-Асаму, в то время как другие сподвижники напали на других карматских лидеров своими мечами. [37] Кроме того, халиф направил аль-Асаму письмо, которое сохранилось дословно, поскольку было включено в материал, собранный антифатимидским полемистом Аху Мухсином . В нем аль-Муизз повторил претензии к имамату и заявил (ложно), что предки аль-Асама признали его предков и были их слугами. Карматского лидера призывали помнить об их общем происхождении и общей оппозиции Аббасидам, конец которых был неизбежен и предопределен Богом, а также покаяться и подчиниться фатимидскому имаму-халифу. Аль-Муизз предложил карматскому командиру три варианта выбора: вернуть всю добычу и выплатить репарации за убитых на данный момент солдат Фатимидов, воскресить мертвых обратно к жизни или, наконец, просто уйти со своей армией, и в этом случае, однако, все-таки Муизз пообещал выследить аль-Асама и доставить его в Каир в клетке. [38] [39] Сообщается, что Аль-Асам прислал лишь лаконичный ответ: «Ваше письмо, очень многословное, но не очень существенное, дошло до нас; мы следуем за ним по пятам». [40] Аль-Асам не только отверг претензии аль-Муиза, но и обнародовал письмо и подтвердил свое несогласие с Фатимидами и их притязаниями, начав новое вторжение во владения Фатимидов весной 974 года. [16]
Поскольку битва была неизбежна, 39 марта 974 года аль-Муизз провел смотр своей армии и раздал войскам деньги и оружие. Один из лучших генералов Фатимидов, Райян, был отправлен в дельту Нила с 4000 человек в дельту. Райян разгромил карматские силы при Махалле , но аль-Асам двинул основную карматскую армию в Билбайс , откуда он угрожал Каиру. [40] [36] Снова халиф Фатимидов был вынужден призвать к оружию все мужское население столицы, чтобы противостоять наступлению карматов; даже члены суда не были освобождены от ответственности, за исключением брата Аху Муслима, Абу Джафара Муслима , из-за высокого уважения к нему аль-Муиза. [36] 4 апреля карматский авангард прибыл в Айн-Шамс и атаковал укрепления, возведенные Джаухаром в 971 году. Берберские солдаты Фатимидов отбили атаку, но во время преследования они, в свою очередь, были застигнуты врасплох контратакой и понесли тяжелые потери. [36] Это привело к бегству одного из командиров Фатимидов, Али ибн Мухаммада аль-Хазина, и беспорядкам, вспыхнувшим в Фустате. В то же время в столицу пришло известие о том, что Аху Муслим разгромил армию Фатимидов при Ахмиме. Опасаясь предательства со стороны бывших командиров Ихшидидов, теперь зачисленных в его армию, 12 апреля аль-Муизз арестовал их сыновей и доставил их в Каир в качестве заложников. [40] [41]
27 апреля, после того как была собрана вся доступная рабочая сила, сын аль-Муиза и назначенный наследник Абдалла повел армию Фатимидов, чтобы противостоять карматам на дне высохшего озера, известного как Джубб Умайра или Биркат аль-Хадж, к северу от Айн-Шамса. . Аль-Асам разделил свою армию, отправив своего брата ан-Нумана противостоять наступлению Фатимидов, а сам остался на высоте, возвышающейся над дном озера. Абдалла воспользовался этой ошибкой, отправив корпус, чтобы держать аль-Асама под контролем, в то время как он уничтожил силы ан-Нумана. Затем он обратился против аль-Асама, который потерпел поражение и едва избежал плена. [40] [42] Несколько восточно-арабских источников связывают победу Фатимидов с бегством вождя бедуинов аль-Хасана ибн аль-Джарры из Бану Тайй , которого предположительно подкупили 100 000 золотых динаров . Несмотря на то, что это соответствует обычаям бедуинов, последствия бегства, если оно действительно произошло, вероятно, преувеличены источниками, которые в целом враждебно относятся к Фатимидам. [43] [44] Армия Фатимидов взяла весь обоз карматов, а также около 1500 пленников. [40]
26 мая победоносный Абдалла триумфально въехал в Каир в сопровождении наиболее выдающихся пленников на спинах верблюдов и нескольких тысяч отрубленных голов павших карматов, насаженных на копья. [45] Судьба пленников была разной: бывшие офицеры Ихшидидов были казнены, а пленные карматские командиры были освобождены через несколько месяцев, поскольку аль-Муизз пытался вступить с ними в переговоры. [46] Победа Фатимидов положила конец вторжению: аль-Асам отступил обратно в Сирию, но не смог удержать там свои позиции и отступил в Бахрейн, в то время как на юге Аху Муслим рассеял свою небольшую армию и едва сумел избежать плена. сам. Преследуемый агентами Фатимидов, он искал убежища среди карматов, но в итоге был отравлен последними, которые теперь вели войну с буидами и вели мирные переговоры с Фатимидами. [47] Остальные восстания в Дельте были быстро подавлены, за ними последовал Верхний Египет, где на подавление сопротивления потребовалось больше времени. [46]
Последствия
[ редактировать ]Еще до конца года Фатимиды, преследуя карматов, вернули себе Палестину и южную Сирию, включая Дамаск и Триполи . [44] [48] Карматская власть была разрушена и передана Бахрейну, а мирные отношения были закреплены визитом карматского посольства в Каир в июле 975 года, где оно было встречено со всеми подобающими почестями. [49] Таким образом, был открыт путь для возобновления караванов хаджа в священные города Мекку и Медину , где сюзеренитет фатимидского халифа теперь был признан местными правителями, что стало важным предметом гордости и легитимности в идеологическом соперничестве Фатимидов с Аббасидами. халифы. [48] [50] [51] Смерть аль-Муиза в 975 году была использована Шарифом Мекки в качестве предлога (вероятно, при поддержке карматов) для отказа от сюзеренитета Фатимидов, но отправка армии, которая перекрыла поставки зерна в город, быстро восстановила Фатимида. контроль. [52]

В Сирии контроль над Дамаском оказался таким же хрупким, как и до вторжения карматов: берберский гарнизон, установленный Фатимидами, оказался неуправляемым, а растущее недовольство привело к беспорядкам в городе. В конце концов дамасцы обратились за помощью к лидеру тюркских наемников Алптакину , который бежал от беспорядков Буидского Ирака с 300 тяжеловооруженными последователями -гуламами и прибыл в Сирию. [53] Там он захватил Сидон и Тивериаду у Фатимидов, а затем без сопротивления вошел в Дамаск. [54] [55] Для борьбы с Фатимидами Алптакин, в свою очередь, обратился за помощью к карматам, которые воспользовались возможностью подтвердить свои претензии на Палестину. В начале 976 г. карматы двинулись в Сирию, взяв с собой оставшихся в Ираке сторонников Алптакина. Карматская армия снова оккупировала Рамлу и взимала налоги в Палестине, а армия Фатимидов отошла в Яффо . Дальше на север Алптакин расширил свои владения до побережья, но не смог захватить больше прибрежных городов Леванта. [56]
Новый халиф Фатимидов аль-Азиз ( годы правления 975–996 ) отправил Джаухара с армией в 20 000 человек в Сирию, но им тоже не удалось взять Дамаск, и во время наступающей зимы они страдали от голода и холода. Аль-Хасан аль-Асам снова вывел армию из Бахрейна, которая захватила Рамлу, в то время как истощенная армия Джаухара находилась в осаде в Аскалоне в течение 15 месяцев, прежде чем согласиться на унизительную капитуляцию. [57] [58] Затем аль-Азиз взял дело в свои руки и лично провел кампанию в Сирии: 15 августа 978 года Алптакин потерпел поражение и попал в плен в битве при Тавахине , а его тюркские и дайламитские солдаты были завербованы в армию Фатимидов . Карматы, которые все еще оккупировали Тверию при преемнике аль-Асама Джафаре, были откуплены ежегодной данью в размере 30 000 золотых динаров в обмен на признание номинального сюзеренитета Фатимидов и уход из Палестины. Они больше никогда не вмешивались в дела Леванта. [59] [60] За пределами Дамаска Фатимиды были втянуты в борьбу с византийцами за контроль над Хамданидским Алеппо, пока в 1000 году не было заключено прочное перемирие. [61] В 992 году приходящие в упадок карматы Бахрейна, побежденные буидами и ограниченные своей первоначальной территорией, также официально признали политический сюзеренитет халифов Фатимидов, сохранив при этом свои отдельные доктрины. [62] [63]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кеннеди, 2023 , стр. 316–318.
- ^ Бретт 2001 , стр. 308–309.
- ^ Уокер 1998 , стр. 120, 130.
- ^ Jump up to: а б Хальм 2003 , стр. 95.
- ^ Jump up to: а б Маделунг 1996 , с. 35.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 116–117, 120–123.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 110, 121.
- ^ Кеннеди, 2023 , стр. 271–272.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 147–151.
- ^ Хальм 2003 , стр. 113.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 161–162.
- ^ Маделунг 1996 , стр. 22–45.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 151–152.
- ^ Уокер 1998 , стр. 135–136.
- ^ Маделунг 1996 , с. 36.
- ^ Jump up to: а б с Листы 2007 , с. 162.
- ^ Гил 1997 , стр. 338–339.
- ^ Jump up to: а б Бретт 2001 , стр. 313–314.
- ^ Хальм 2003 , стр. 95–96.
- ^ Гил 1997 , стр. 339–340.
- ^ Jump up to: а б Хальм 2003 , стр. 96.
- ^ Jump up to: а б Бианкис 1972 , стр. 84–86.
- ^ Бретт 2001 , стр. 314–315.
- ^ Бретт 2001 , с. 315.
- ^ Бьянкис 1972 , с. 87.
- ^ Кеннеди 2023 , с. 320.
- ^ Бьянкис 1972 , с. 90
- ^ Бьянкис 1972 , с. 86.
- ^ Хальм 2003 , стр. 96–97.
- ^ Бианкис 1972 , стр. 96–97.
- ^ Бретт 2001 , стр. 315–316.
- ^ Jump up to: а б Бьянкис 1972 , с. 97.
- ^ Бианкис 1972 , стр. 76–77.
- ^ Бьянкис 1972 , с. 98.
- ^ Бианкис 1972 , стр. 98–99.
- ^ Jump up to: а б с д Бьянкис 1972 , с. 99.
- ^ Хальм 2003 , стр. 97.
- ^ Хальм 2003 , стр. 97–98.
- ^ Маделунг 1996 , стр. 40, 42–43, 52–54.
- ^ Jump up to: а б с д и Хальм 2003 , стр. 98.
- ^ Бианкис 1972 , стр. 99–100.
- ^ Бьянкис 1972 , с. 100
- ^ Бьянкис 1972 , с. 100 (примечание 2).
- ^ Jump up to: а б Гил 1997 , стр. 343.
- ^ Хальм 2003 , стр. 98–99.
- ^ Jump up to: а б Бьянкис 1972 , с. 102.
- ^ Бианкис 1972 , стр. 100–102.
- ^ Jump up to: а б Бьянкис 1972 , с. 103.
- ^ Хальм 2003 , стр. 115.
- ^ Кеннеди 2023 , с. 322.
- ^ Хальм 2003 , стр. 113–116.
- ^ Хальм 2003 , стр. 147.
- ^ Кеннеди, 2023 , стр. 322–323.
- ^ Гил 1997 , стр. 343–344.
- ^ Хальм 2003 , стр. 106–107, 147.
- ^ Хальм 2003 , стр. 147–148.
- ^ Хальм 2003 , стр. 148.
- ^ Гил 1997 , стр. 348–350.
- ^ Хальм 2003 , стр. 148–149.
- ^ Гил 1997 , стр. 350.
- ^ Кеннеди, 2023 , стр. 325–326, 329.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 185–186.
- ^ Бретт 2001 , стр. 366, 414–415.
Источники
[ редактировать ]- Бьянки, Тьерри (1972). «Захват власти Фатимидами в Египте (357–363/968–974)». Исламологические анналы (на французском языке). XI : 49–108. дои : 10.3406/anisl.1972.950 . ISSN 0570-1716 .
- Бретт, Майкл (2001). Возвышение Фатимидов: мир Средиземноморья и Ближнего Востока в четвертом веке хиджры, десятом веке нашей эры . Средневековое Средиземноморье. Том. 30. Лейден, Бостон, Кёльн: Brill. ISBN 90-04-11741-5 .
- Дафтари, Фархад (2007). Исмаилиты: их история и доктрины (второе изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-61636-2 .
- Гил, Моше (1997) [1983]. История Палестины, 634–1099 гг . Перевод Этель Бройдо. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-59984-9 .
- Хальм, Хайнц (2003). в Египте, 973–1074 гг. (на немецком языке Халифы Каира: Фатимиды ). Мюнхен: CH Бек. ISBN 3-406-48654-1 .
- Кеннеди, Хью (2023). Пророк и эпоха халифатов: исламский Ближний Восток с 6 по 11 века (Четвертое изд.). Абингдон, Оксон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-367-36690-2 .
- Маделунг, Уилферд (1996). «Фатимиды и кармати Бахрейна» . В Дафтари, Фархад (ред.). Средневековая исмаилитская история и мысль . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 21–73. ISBN 0-521-45140-Х .
- Уокер, Пол Э. (1998). «Исмаилитский даав и Фатимидский халифат» . В Петри, Карл Ф. (ред.). Кембриджская история Египта, Том 1: Исламский Египет, 640–1517 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 120–150. ISBN 0-521-47137-0 .