Джаухар
Джавдхар ( араб . جوذر , до 909 г. — март 973 г.), по прозвищу аль-Устад ( араб . الأستاذ , букв. «Мастер»), был рабом -евнухом , служившим фатимидским халифам аль-Каиму , аль-Мансуру и аль-Муизз в качестве камергера и де-факто главного министра до своей смерти. Он был чрезвычайно влиятельной фигурой при дворе Фатимидов и ставился сразу после халифа и его назначенного наследника. Приход аль-Мансура на престол, вероятно, произошел из-за махинаций Джавхара, и ему было поручено держать родственников нового халифа под домашним арестом. Он поддерживал тесные отношения с кальбидскими эмирами Сицилии , что позволяло ему вести выгодную торговлю с островом. Джавдхар сопровождал аль-Муиза во время переселения двора из Ифрикии в Египет , но умер по пути в Барке . Его собранные документы и письма были опубликованы после его смерти его секретарем под названием « Сират аль-Устад Джаудхар» и составляют один из главных исторических источников по управлению государством Фатимидов в тот период.
Происхождение и начало карьеры
[ редактировать ]Джавдхар был -евнухом рабом славянского происхождения ( Сакалиба ), поступившим на службу к династии Аглабидов , правившей Ифрикией . [1] Когда Аглабиды были свергнуты и новый правитель Фатимидов халиф аль-Махди Биллах ( годы правления 909–934 ) вошел в столицу Аглабидов, Раккаду , в январе 910 года, он приказал собрать перед собой славянских дворцовых рабов, распределив их между различными членами семьи. . [1] [2] Евнухи- сакалиба высоко ценились при дворе Аглабидов: вдали от своей родины — обычно на Балканах — и не имея семьи в Ифрикии, они полностью зависели от своих хозяев и, соответственно, проявляли к ним большую преданность. [2] Хотя Джавдхар был еще мальчиком, он произвел впечатление на аль-Махди своей строгостью и способностями, и новый халиф назначил его в дом своего сына и назначенного преемника аль-Каима ( годы правления 934–946 ). [1] [3]
Джавдар быстро поднялся до должности главы дворцовой администрации Аль-Каима. [4] и сопровождал своего хозяина, по крайней мере, в одном из неудачных вторжений в Аббасид, , которым правил Египет в 914–915 и 919–921 годах . [1] [4] Позже, во время кампании аль-Каима в западном Магрибе , Джавдхар остался в столице Фатимидов Аль-Махдии в качестве управляющего дворца наследника. [1] После прихода к власти аль-Каима в 934 году Джавдар стал надзирателем государственных складов одежды, а также казначейства. [1] [4]
Под аль-Мансуром
[ редактировать ]Согласно официальным сообщениям Фатимидов, аль-Каим умер 17 мая 946 года. [5] в критический момент для Фатимидского халифата, когда крупномасштабное восстание под руководством берберского Ибади проповедника Абу Язида охватило Ифрикию и угрожало самой Аль-Махдии. [6] Аль-Каиму наследовал не его старший сын, а младший Исмаил, который стал новым халифом как аль-Мансур ( годы правления 946–953 ). Джаудхар настаивает в своих мемуарах, что он был попечителем нераскрытого назначения аль-Мансура наследником своего отца уже во время воцарения аль-Каима в 934 году, но современные историки периода Фатимидов, такие как Хайнц Хальм и Майкл Бретт Можно предположить, что неожиданный приход к власти аль-Мансура стал результатом дворцовой интриги, возглавляемой не кем иным, как Джавдхаром, с участием других фигур из гарема аль-Каима . [7] [8] Понятно, что уже во время правления аль-Каима будущий аль-Мансур имел тесные отношения с Джавдаром, посещая его резиденцию и переписываясь с ним на различные темы. [4]
Сам Джавдар сыграл заметную роль в защите положения аль-Мансура: новый халиф приказал заключить всех своих дядей и братьев во дворец под надзором Джавдара. [9] Когда аль-Мансуру удалось прорвать осаду аль-Махдии и преследовать отступающих повстанцев вглубь страны, Джавдхар остался руководить столицей и правительством. [10] [11] После победы над повстанческими силами 13 августа 946 года именно Джавдхар зачитал победную депешу перед прихожанами в Великой мечети Махдия . [12]
Когда лидер повстанцев был окончательно разбит и взят в плен 15 августа 947 года, аль-Мансур в депеше, объявляющей о его победе, освободил Джавдхара. [13] Помимо почетных одежд и других подарков и знаков уважения, аль-Мансур также дал Джаудару почетный титул мавла амир аль-муминин ( букв. « Клиент повелителя правоверных » ), формально поставив его на третье место в ордене. Он имел приоритет после халифа и его наследника и даже включил свое имя в официальный тираз — ленты с надписями, нашитые на ткани, выпускаемые правительством. [11] Хальм квалифицирует свою роль как « майордом ». [13] Он участвовал во всех вопросах, касающихся управления государством Фатимидов, от военных действий и споров между вассалами Фатимидов до дел отдельных видных деятелей. [14] В течение следующей четверти века, как пишет историк Майкл Бретт, Джавдхар будет «железным человеком администрации» как правая рука халифа, и эта должность принесла ему значительную антипатию и мало друзей. [15]
Помимо агентов, назначенных из его собственного окружения, его единственными политическими союзниками среди широкой фатимидской элиты были Калбиды . [14] [15] Джавдхар имел тесные отношения с Калбидами, будучи приемным родителем двух сыновей Али ибн Абил-Хусейна аль-Кальби , Джафара и аль-Хасана , когда их отец был убит в 938 году. [14] [16] После того как аль-Хасан отличился при подавлении восстания Абу Язида, в 948 году он стал губернатором Сицилии. Он восстановил контроль над островом и стал первым в ряду калбидских эмиров, управлявших островом под сюзеренитетом Фатимидов. [16] [17]
Под аль-Муиззом
[ редактировать ]Аль-Мансур страдал от болезни, которая привела к его смерти в марте 953 года в возрасте 39 лет. [18] Его сын и преемник аль-Муизз ( годы правления 953–975 ) также полагался на Джавхара в консолидации своего режима. В рамках этого Джавдхару было разрешено переехать в новую столицу, построенную аль-Мансуром, аль-Мансурию — видимо, до этого момента Джавдхар оставался в аль-Махдии, а государственные дела велись посредством переписки. [19] [20] Тем не менее, Джавдхар по-прежнему несет ответственность за продолжающийся домашний арест братьев и дядей аль-Мансура во дворце в аль-Махдии. [21] в то время как письма, сохранившиеся в его мемуарах, показывают, что он продолжал руководить делами монетного двора и текстильных фабрик, арсенала, тюрем и казначейства в аль-Махдии. [22] [23] Джавдхар также действовал в качестве коммерческого агента от имени халифа, накопив при этом значительное личное состояние. [24] Благодаря своим связям с Калбидами, Джавдхар был особенно активен в торговле с Сицилией, владел собственными кораблями и имел возможность занимать деньги в казне Калбидов. [25]
После завоевания Египта Фатимидами в 969 году Джавдхар отвечал за подготовку флота и караванов, которые должны были помочь переместить двор Фатимидов, включая давно находившихся в заключении членов династии, и его владения в Египет. [26] [27] Он также предоставил аль-Муиззу 122 000 золотых динаров из своего кошелька для поддержки захвата Египта Фатимидами, возможно, когда подкрепление под командованием Хасана ибн Аммара в 971 году в страну было отправлено карматов , чтобы противостоять вторжению . [28] Примерно в то же время Джавдхару также было поручено то, что второй сын аль-Муиза, Абдаллах , был выбран наследником вместо старшего Тамима. Это произошло после того, как Джавдхар обнаружил, возможно, предательскую переписку с дядями и двоюродными дедушками аль-Муиза, которые все еще хранятся в аль-Махдии. Во время церемонии приветствия Джавдхара, вернувшегося из аль-Махдии, в присутствии собравшихся членов династии Фатимидов, Джавдхар спешился и поцеловал ногу Абдаллы, тем самым раскрыв свой статус наследника. [29] [30] [31]
Хотя главный помощник трех последовательных халифов, [15] и «самый выдающийся государственный деятель раннего периода Фатимидов», [2] Джаудару не хватало популярности и политических союзников в Ифрикии. [15] Это исключило его кандидатуру на пост наместника Фатимида Ифрикии после отъезда суда. [15] хотя в своих мемуарах Джавдхар утверждает, что умолял аль-Муиза не назначать его, поскольку «его счастье заключалось в том, чтобы быть рядом с имамом». Вместо этого двумя наиболее вероятными кандидатами были Булуггин ибн Зири , вождь берберов -санхаджа , и его соперник, давний губернатор провинции Заб в аль-Масиле , Джафар ибн Али ибн Хамдун , который присоединился к Зената Берберс. [32] Джафар был близок к Джавдхару, он воспитывался им в детстве и был товарищем аль-Муиза, но в начале 971 года Джавдхар обвинил его в неспособности перечислить согласованные налоги в казну и в укрытии агенты Омейядов Кордовы . Вместо того, чтобы предстать перед судом, как было приказано, Джафар перешел на сторону Омейядов. [33] [34] В результате Юсуф ибн Зири был назначен наместником Ифрикии. [32]
Джавдхар сопровождал аль-Муиза, когда он отправился в Египет в конце 972 года, хотя он был тяжело болен и, как сообщается, у него опухли ноги. Он умер по дороге в Барку в марте 973 года. [29] [35] Известный учёный Кади ан-Нуман прочитал свои погребальные обряды и был похоронен в местной мечети. [36] Некоторые из его клиентов, носивших нисбу квартал, «аль-Джавдхари», основали в Каире носящий его имя (аль-Джударийя), который сохранился и по сей день. [37]
Мемуары
[ редактировать ]После его смерти его личный секретарь Абу Али Мансур аль-Азизи аль-Джавдари собрал его документы и воспоминания в « Сират аль-Устад Джаудхар» . [1] [38] Наряду с работами аль-Кади ан-Нумана , Сират аль-Устад Джавдар является одним из основных источников по истории Фатимидов при первых четырех фатимидских халифах. [2] [39] Существуют три современных издания этой работы: [40]
- Биография профессора Джаутера на арабском языке под редакцией Мухаммада Камиля Хусейна и Мухаммада Абд аль-Хади Шаиры (Дар аль-Фикр аль-Араби, Каир, 1954). [40]
- Жизнь устада Джаудхара (содержащая проповеди, письма и рескрипты первых халифов Фатимидов) , французский перевод Мариуса Канарда (La Typo-Litho и J. Carbonel, Алжир, 1958). [40]
- Внутри Непорочного портала: история из архивов ранних Фатимидов. Новое издание и английский перевод биографии аль-Устада Джавдхари Мансура аль-Азизи аль-Джавдхари, Сират аль-Устад Джавдхар. Архивировано 13 августа 2020 г. в Wayback Machine , английский перевод и критическое издание Хамида Хаджи (IB Tauris совместно с Институт исмаилитских исследований , 2012).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Хальм 1991 , стр. 249.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хадж 2011 г. , с. 261.
- ^ Хадж 2011 , стр. 261–262.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хадж 2011 г. , с. 262.
- ^ Хальм 1991 , стр. 276.
- ^ Хальм 1991 , стр. 267–276.
- ^ Хальм 1991 , стр. 276–277.
- ^ Бретт 2017 , стр. 59, 229.
- ^ Хальм 1991 , стр. 277.
- ^ Хальм 1991 , стр. 278–280.
- ^ Перейти обратно: а б Хадж 2011 г. , с. 263.
- ^ Хальм 1991 , стр. 280.
- ^ Перейти обратно: а б Хальм 1991 , стр. 286.
- ^ Перейти обратно: а б с Хадж 2011 г. , с. 265.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Бретт 2001 , с. 320.
- ^ Перейти обратно: а б Бретт 2001 , с. 240.
- ^ Хадж 2011 , стр. 265–266.
- ^ Хальм 1991 , стр. 298–299.
- ^ Хальм 1991 , стр. 301–302.
- ^ Хадж 2011 , стр. 263–264.
- ^ Хальм 1991 , стр. 301.
- ^ Хальм 1991 , стр. 302.
- ^ Хадж 2011 , стр. 264–265.
- ^ Бретт 2001 , с. 262.
- ^ Хаджи 2011 , с. 266.
- ^ Хальм 1991 , стр. 369.
- ^ Бретт 2001 , стр. 317–318.
- ^ Бретт 2001 , стр. 262, 318.
- ^ Перейти обратно: а б Хальм 1991 , стр. 370.
- ^ Бретт 2001 , стр. 318–319.
- ^ Хадж 2011 , стр. 267–268.
- ^ Перейти обратно: а б Хадж 2011 г. , с. 268.
- ^ Бретт 2001 , с. 322.
- ^ Бретт 2017 , с. 85.
- ^ Бретт 2001 , стр. 325, 329.
- ^ Хаджи 2011 , с. 269.
- ^ Хаджи 2011 , с. 270.
- ^ Дафтари 2004 , с. 123.
- ^ Хальм 1991 , стр. 249, 304.
- ^ Перейти обратно: а б с Дафтари 2004 , стр. 122–123.
Источники
[ редактировать ]- Бретт, Майкл (2001). Возвышение Фатимидов: мир Средиземноморья и Ближнего Востока в четвертом веке хиджры, десятом веке нашей эры . Средневековое Средиземноморье. Том. 30. Лейден: БРИЛЛ. ISBN 90-04-11741-5 .
- Бретт, Майкл (2017). Империя Фатимидов . Эдинбургская история исламских империй. Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0-7486-4076-8 .
- Дахрауи, Фархат (1981). Фатимидский халифат в Магрибе (296-365 гг. хиджры / 909-975 гг. хиджры). Политическая история и институты [ Халифат Фатимидов в Магрибе (296–365 гг. Хиджры / 909–975 гг. Н. Э.). Политическая история и институты ] (кандидатская диссертация) (на французском языке). Тунис.
- Дафтари, Фархад (2004). Исмаилитская литература: библиография источников и исследований . Лондон и Нью-Йорк: IB Tauris. ISBN 978-0-8577-1386-5 .
- Хаджи, Хамид (2011). «Выдающийся славянский евнух периода раннего Фатимидов: аль-Устад Джавдхар» . В Али-де-Унзага, Омар (ред.). Крепости интеллекта: исмаилиты и другие исламские исследования в честь Фархада Дафтари . Лондон и Нью-Йорк: IB Tauris. стр. 100-1 261–274. ISBN 978-1-84885-626-4 .
- Хальм, Хайнц (1991). : Возвышение Фатимидов ( Империя Махди на немецком языке). Мюнхен: CH Бек. ISBN 978-3-406-35497-7 .