Jump to content

Джаухар

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Джавдхар ( араб . جوذر , до 909 г. — март 973 г.), по прозвищу аль-Устад ( араб . الأستاذ , букв. «Мастер»), был рабом -евнухом , служившим фатимидским халифам аль-Каиму , аль-Мансуру и аль-Муизз в качестве камергера и де-факто главного министра до своей смерти. Он был чрезвычайно влиятельной фигурой при дворе Фатимидов и ставился сразу после халифа и его назначенного наследника. Приход аль-Мансура на престол, вероятно, произошел из-за махинаций Джавхара, и ему было поручено держать родственников нового халифа под домашним арестом. Он поддерживал тесные отношения с кальбидскими эмирами Сицилии , что позволяло ему вести выгодную торговлю с островом. Джавдхар сопровождал аль-Муиза во время переселения двора из Ифрикии в Египет , но умер по пути в Барке . Его собранные документы и письма были опубликованы после его смерти его секретарем под названием « Сират аль-Устад Джаудхар» и составляют один из главных исторических источников по управлению государством Фатимидов в тот период.

Происхождение и начало карьеры

[ редактировать ]

Джавдхар был -евнухом рабом славянского происхождения ( Сакалиба ), поступившим на службу к династии Аглабидов , правившей Ифрикией . [1] Когда Аглабиды были свергнуты и новый правитель Фатимидов халиф аль-Махди Биллах ( годы правления 909–934 ) вошел в столицу Аглабидов, Раккаду , в январе 910 года, он приказал собрать перед собой славянских дворцовых рабов, распределив их между различными членами семьи. . [1] [2] Евнухи- сакалиба высоко ценились при дворе Аглабидов: вдали от своей родины — обычно на Балканах — и не имея семьи в Ифрикии, они полностью зависели от своих хозяев и, соответственно, проявляли к ним большую преданность. [2] Хотя Джавдхар был еще мальчиком, он произвел впечатление на аль-Махди своей строгостью и способностями, и новый халиф назначил его в дом своего сына и назначенного преемника аль-Каима ( годы правления 934–946 ). [1] [3]

Джавдар быстро поднялся до должности главы дворцовой администрации Аль-Каима. [4] и сопровождал своего хозяина, по крайней мере, в одном из неудачных вторжений в Аббасид, , которым правил Египет в 914–915 и 919–921 годах . [1] [4] Позже, во время кампании аль-Каима в западном Магрибе , Джавдхар остался в столице Фатимидов Аль-Махдии в качестве управляющего дворца наследника. [1] После прихода к власти аль-Каима в 934 году Джавдар стал надзирателем государственных складов одежды, а также казначейства. [1] [4]

Под аль-Мансуром

[ редактировать ]
эпохи Фатимидов. Великая мечеть аль-Махдия

Согласно официальным сообщениям Фатимидов, аль-Каим умер 17 мая 946 года. [5] в критический момент для Фатимидского халифата, когда крупномасштабное восстание под руководством берберского Ибади проповедника Абу Язида охватило Ифрикию и угрожало самой Аль-Махдии. [6] Аль-Каиму наследовал не его старший сын, а младший Исмаил, который стал новым халифом как аль-Мансур ( годы правления 946–953 ). Джаудхар настаивает в своих мемуарах, что он был попечителем нераскрытого назначения аль-Мансура наследником своего отца уже во время воцарения аль-Каима в 934 году, но современные историки периода Фатимидов, такие как Хайнц Хальм и Майкл Бретт Можно предположить, что неожиданный приход к власти аль-Мансура стал результатом дворцовой интриги, возглавляемой не кем иным, как Джавдхаром, с участием других фигур из гарема аль-Каима . [7] [8] Понятно, что уже во время правления аль-Каима будущий аль-Мансур имел тесные отношения с Джавдаром, посещая его резиденцию и переписываясь с ним на различные темы. [4]

Сам Джавдар сыграл заметную роль в защите положения аль-Мансура: новый халиф приказал заключить всех своих дядей и братьев во дворец под надзором Джавдара. [9] Когда аль-Мансуру удалось прорвать осаду аль-Махдии и преследовать отступающих повстанцев вглубь страны, Джавдхар остался руководить столицей и правительством. [10] [11] После победы над повстанческими силами 13 августа 946 года именно Джавдхар зачитал победную депешу перед прихожанами в Великой мечети Махдия . [12]

Когда лидер повстанцев был окончательно разбит и взят в плен 15 августа 947 года, аль-Мансур в депеше, объявляющей о его победе, освободил Джавдхара. [13] Помимо почетных одежд и других подарков и знаков уважения, аль-Мансур также дал Джаудару почетный титул мавла амир аль-муминин ( букв. « Клиент повелителя правоверных » ), формально поставив его на третье место в ордене. Он имел приоритет после халифа и его наследника и даже включил свое имя в официальный тираз — ленты с надписями, нашитые на ткани, выпускаемые правительством. [11] Хальм квалифицирует свою роль как « майордом ». [13] Он участвовал во всех вопросах, касающихся управления государством Фатимидов, от военных действий и споров между вассалами Фатимидов до дел отдельных видных деятелей. [14] В течение следующей четверти века, как пишет историк Майкл Бретт, Джавдхар будет «железным человеком администрации» как правая рука халифа, и эта должность принесла ему значительную антипатию и мало друзей. [15]

Помимо агентов, назначенных из его собственного окружения, его единственными политическими союзниками среди широкой фатимидской элиты были Калбиды . [14] [15] Джавдхар имел тесные отношения с Калбидами, будучи приемным родителем двух сыновей Али ибн Абил-Хусейна аль-Кальби , Джафара и аль-Хасана , когда их отец был убит в 938 году. [14] [16] После того как аль-Хасан отличился при подавлении восстания Абу Язида, в 948 году он стал губернатором Сицилии. Он восстановил контроль над островом и стал первым в ряду калбидских эмиров, управлявших островом под сюзеренитетом Фатимидов. [16] [17]

Под аль-Муиззом

[ редактировать ]
Золотой динар аль-Муизза, отчеканенный в аль-Мансурии в 954/5 г.

Аль-Мансур страдал от болезни, которая привела к его смерти в марте 953 года в возрасте 39 лет. [18] Его сын и преемник аль-Муизз ( годы правления 953–975 ) также полагался на Джавхара в консолидации своего режима. В рамках этого Джавдхару было разрешено переехать в новую столицу, построенную аль-Мансуром, аль-Мансурию — видимо, до этого момента Джавдхар оставался в аль-Махдии, а государственные дела велись посредством переписки. [19] [20] Тем не менее, Джавдхар по-прежнему несет ответственность за продолжающийся домашний арест братьев и дядей аль-Мансура во дворце в аль-Махдии. [21] в то время как письма, сохранившиеся в его мемуарах, показывают, что он продолжал руководить делами монетного двора и текстильных фабрик, арсенала, тюрем и казначейства в аль-Махдии. [22] [23] Джавдхар также действовал в качестве коммерческого агента от имени халифа, накопив при этом значительное личное состояние. [24] Благодаря своим связям с Калбидами, Джавдхар был особенно активен в торговле с Сицилией, владел собственными кораблями и имел возможность занимать деньги в казне Калбидов. [25]

После завоевания Египта Фатимидами в 969 году Джавдхар отвечал за подготовку флота и караванов, которые должны были помочь переместить двор Фатимидов, включая давно находившихся в заключении членов династии, и его владения в Египет. [26] [27] Он также предоставил аль-Муиззу 122 000 золотых динаров из своего кошелька для поддержки захвата Египта Фатимидами, возможно, когда подкрепление под командованием Хасана ибн Аммара в 971 году в страну было отправлено карматов , чтобы противостоять вторжению . [28] Примерно в то же время Джавдхару также было поручено то, что второй сын аль-Муиза, Абдаллах , был выбран наследником вместо старшего Тамима. Это произошло после того, как Джавдхар обнаружил, возможно, предательскую переписку с дядями и двоюродными дедушками аль-Муиза, которые все еще хранятся в аль-Махдии. Во время церемонии приветствия Джавдхара, вернувшегося из аль-Махдии, в присутствии собравшихся членов династии Фатимидов, Джавдхар спешился и поцеловал ногу Абдаллы, тем самым раскрыв свой статус наследника. [29] [30] [31]

Хотя главный помощник трех последовательных халифов, [15] и «самый выдающийся государственный деятель раннего периода Фатимидов», [2] Джаудару не хватало популярности и политических союзников в Ифрикии. [15] Это исключило его кандидатуру на пост наместника Фатимида Ифрикии после отъезда суда. [15] хотя в своих мемуарах Джавдхар утверждает, что умолял аль-Муиза не назначать его, поскольку «его счастье заключалось в том, чтобы быть рядом с имамом». Вместо этого двумя наиболее вероятными кандидатами были Булуггин ибн Зири , вождь берберов -санхаджа , и его соперник, давний губернатор провинции Заб в аль-Масиле , Джафар ибн Али ибн Хамдун , который присоединился к Зената Берберс. [32] Джафар был близок к Джавдхару, он воспитывался им в детстве и был товарищем аль-Муиза, но в начале 971 года Джавдхар обвинил его в неспособности перечислить согласованные налоги в казну и в укрытии агенты Омейядов Кордовы . Вместо того, чтобы предстать перед судом, как было приказано, Джафар перешел на сторону Омейядов. [33] [34] В результате Юсуф ибн Зири был назначен наместником Ифрикии. [32]

Джавдхар сопровождал аль-Муиза, когда он отправился в Египет в конце 972 года, хотя он был тяжело болен и, как сообщается, у него опухли ноги. Он умер по дороге в Барку в марте 973 года. [29] [35] Известный учёный Кади ан-Нуман прочитал свои погребальные обряды и был похоронен в местной мечети. [36] Некоторые из его клиентов, носивших нисбу квартал, «аль-Джавдхари», основали в Каире носящий его имя (аль-Джударийя), который сохранился и по сей день. [37]

После его смерти его личный секретарь Абу Али Мансур аль-Азизи аль-Джавдари собрал его документы и воспоминания в « Сират аль-Устад Джаудхар» . [1] [38] Наряду с работами аль-Кади ан-Нумана , Сират аль-Устад Джавдар является одним из основных источников по истории Фатимидов при первых четырех фатимидских халифах. [2] [39] Существуют три современных издания этой работы: [40]

  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Хальм 1991 , стр. 249.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Хадж 2011 г. , с. 261.
  3. ^ Хадж 2011 , стр. 261–262.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д Хадж 2011 г. , с. 262.
  5. ^ Хальм 1991 , стр. 276.
  6. ^ Хальм 1991 , стр. 267–276.
  7. ^ Хальм 1991 , стр. 276–277.
  8. ^ Бретт 2017 , стр. 59, 229.
  9. ^ Хальм 1991 , стр. 277.
  10. ^ Хальм 1991 , стр. 278–280.
  11. ^ Перейти обратно: а б Хадж 2011 г. , с. 263.
  12. ^ Хальм 1991 , стр. 280.
  13. ^ Перейти обратно: а б Хальм 1991 , стр. 286.
  14. ^ Перейти обратно: а б с Хадж 2011 г. , с. 265.
  15. ^ Перейти обратно: а б с д и Бретт 2001 , с. 320.
  16. ^ Перейти обратно: а б Бретт 2001 , с. 240.
  17. ^ Хадж 2011 , стр. 265–266.
  18. ^ Хальм 1991 , стр. 298–299.
  19. ^ Хальм 1991 , стр. 301–302.
  20. ^ Хадж 2011 , стр. 263–264.
  21. ^ Хальм 1991 , стр. 301.
  22. ^ Хальм 1991 , стр. 302.
  23. ^ Хадж 2011 , стр. 264–265.
  24. ^ Бретт 2001 , с. 262.
  25. ^ Хаджи 2011 , с. 266.
  26. ^ Хальм 1991 , стр. 369.
  27. ^ Бретт 2001 , стр. 317–318.
  28. ^ Бретт 2001 , стр. 262, 318.
  29. ^ Перейти обратно: а б Хальм 1991 , стр. 370.
  30. ^ Бретт 2001 , стр. 318–319.
  31. ^ Хадж 2011 , стр. 267–268.
  32. ^ Перейти обратно: а б Хадж 2011 г. , с. 268.
  33. ^ Бретт 2001 , с. 322.
  34. ^ Бретт 2017 , с. 85.
  35. ^ Бретт 2001 , стр. 325, 329.
  36. ^ Хаджи 2011 , с. 269.
  37. ^ Хаджи 2011 , с. 270.
  38. ^ Дафтари 2004 , с. 123.
  39. ^ Хальм 1991 , стр. 249, 304.
  40. ^ Перейти обратно: а б с Дафтари 2004 , стр. 122–123.

Источники

[ редактировать ]
  • Бретт, Майкл (2001). Возвышение Фатимидов: мир Средиземноморья и Ближнего Востока в четвертом веке хиджры, десятом веке нашей эры . Средневековое Средиземноморье. Том. 30. Лейден: БРИЛЛ. ISBN  90-04-11741-5 .
  • Бретт, Майкл (2017). Империя Фатимидов . Эдинбургская история исламских империй. Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN  978-0-7486-4076-8 .
  • Дахрауи, Фархат (1981). Фатимидский халифат в Магрибе (296-365 гг. хиджры / 909-975 гг. хиджры). Политическая история и институты [ Халифат Фатимидов в Магрибе (296–365 гг. Хиджры / 909–975 гг. Н. Э.). Политическая история и институты ] (кандидатская диссертация) (на французском языке). Тунис.
  • Дафтари, Фархад (2004). Исмаилитская литература: библиография источников и исследований . Лондон и Нью-Йорк: IB Tauris. ISBN  978-0-8577-1386-5 .
  • Хаджи, Хамид (2011). «Выдающийся славянский евнух периода раннего Фатимидов: аль-Устад Джавдхар» . В Али-де-Унзага, Омар (ред.). Крепости интеллекта: исмаилиты и другие исламские исследования в честь Фархада Дафтари . Лондон и Нью-Йорк: IB Tauris. стр. 100-1 261–274. ISBN  978-1-84885-626-4 .
  • Хальм, Хайнц (1991). : Возвышение Фатимидов ( Империя Махди на немецком языке). Мюнхен: CH Бек. ISBN  978-3-406-35497-7 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: feffd7ec7a9191c7dbcf62cd8cc7deb0__1693592340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fe/b0/feffd7ec7a9191c7dbcf62cd8cc7deb0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jawdhar - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)