ощущение
ощущение | |||||
---|---|---|---|---|---|
Рожденный | Неизвестная дата | ||||
Умер | после 1078 г. Каир , Египет | ||||
Супруга | Аль-Захир Ли-Изаз Дин Аллах | ||||
Дети | Аль-Мустансир Биллах | ||||
|
Расад ( 1044–1078 между 1044 и ) была рабыней-наложницей, которая, будучи царицей-матерью фатимидского халифа аль-Мустансира Биллаха , стала фактическим регентом Египта 1071 годами. [1] [2] Имя Расад буквально означает «наблюдаемый». [3]
Жизнь
[ редактировать ]Расад был выходцем из Африки к югу от Сахары . [4] [5] Описанная как суданка, она впервые вошла в гарем фатимидского халифа Али аз-Захира из Египта в качестве наложницы . Правитель купил ее у Абу Саада аль-Тустари, еврейского купца. [6]
своего мужа Расад вскоре стала фавориткой , а позже получила титул «малика» , который часто переводится как «королева», что означало, что формально она была частью королевской семьи, а не рабыней-наложницей. Когда позже она родила сына, которого они назвали аль-Мустансир Биллах , обрадованный аз-Захир заявил, что молодой принц унаследует трон Фатимидов после своей кончины.
де-факто правитель
[ редактировать ]В 1036 году на седьмом году жизни на египетском престоле взошел ее сын аль-Мустансир. Формально Египтом правил визирь Али ибн Ахмад аль-Джарджари во времена меньшинства аль-Мустансира; Расад никогда формально не была регентом, но как мать халифа (что эквивалентно королеве-матери ) она имела огромное неформальное влияние. [1] [7]
Когда аль-Джарджараи умер в 1044 году, Расад основала свой собственный диван и назначила его главой своего предыдущего владельца Абу Саада аль-Тустари. [3] С благословения своего пассивного сына она эффективно управляла государством, влияя на назначение фаворитов на посты и должности, и говорили, что она была правительницей своего сына и что ее диван был «воротами к власти» государства. . [1] Номинально руководил визирь аль-Фалахи, но он практически не обладал реальной властью - фактически у руля были Расад и аль-Тустари. [3] Расад сыграл аль-Тустари и аль-Фалахи друг против друга. [1] В 1047 году ревнивый аль-Фалахи сотрудничал с турецкими элементами в армии, чтобы убить аль-Тустари. [3] Расад приказал арестовать и казнить аль-Фаллахи в следующем году. [1] Она ненадолго назначила брата аль-Тустари Абу Насра руководить управлением ее диваном . [3]
Однако конкретного убийцу аль-Тустари установить не удалось, а аль-Мустансир не хотел наказывать большое количество турецких солдат. [3] Поэтому, чтобы уравновесить турецкое влияние, Расад привлек в страну чернокожих солдат-рабов и заставил государственных чиновников покупать их. [3] Когда в 1050 году визирь аль-Хусейн аль-Джарджараи возражал против этой политики, Расад уволил его и заменил Абу Мухаммада аль-Язури , который был главой ее дивана . [3] Аль-Язури «стремилась реализовать свою политику и видение». [3] Он одновременно служил главой ее дивана, а также визирем ее сына до 1058 года. [1] По словам Ибн ас-Сайрафи и аль-Макризи , количество черных рабов-солдат на пике своего развития превышало 50 000 человек. [3]
Серьезный голод поразил Египет в 1054 году. [3] Фатимиды вели переговоры с византийской императрицей Феодорой о поставках продовольствия в страну. [3] Они также обсудили возможный военный союз, поскольку у них был общий враг в лице Мирдасидов на севере Сирии. [3] По мнению Таефа Эль-Ажари, Расад, возможно, была ведущей фигурой в этих переговорах, тем более что раньше она уже обменивалась подарками с Теодорой. [3]
Расаду прислуживали 5000 рабов. [1] оказал ценную благотворительную помощь и подписал строительную кампанию. Она защищала интересы своих чернокожих солдат, большинство из которых были ее соотечественниками, в их продолжающейся борьбе за превосходство над своими турецкими соперниками в королевской армии. Битва воли между двумя половинами армии в конечном итоге переросла в открытую войну в 1062 году, а длительная засуха, поразившая тогда Египет, только усугубила ситуацию. Турки вскоре заявили о своей победе, и в качестве компенсации за то, что халиф и мать халифа поддержали чернокожих, последняя была арестована и лишена имущества. Со своей стороны, аль-Мустансир был вынужден подкупить своих солдат, чтобы они отступили, опустошив свою казну.
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]В 1067 году [3] или 1069, [8] после победы турецких солдат Расад бежал в Багдад вместе с дочерьми аль-Мустансира. [8] [3] [примечание 1] Хотя эта версия оспаривается, власть Расада была уменьшена. [8] и впоследствии она редко упоминается в летописях. [3]
В 1074 году халиф аль-Мустансир смог восстановить порядок с помощью Бадра аль-Джамали и его армии сирийских наемников. Аль-Джамали, которая тоже когда-то была рабыней, впоследствии стала визирем в 1074 году. Это стало фактическим концом длительного фактического правления Расада, хотя она продолжала служить королевским дипломатом до конца своей жизни. [9] Она упоминается в 1078 году при ведении дипломатической переписки с королевой ас-Сулайхи Арвой Йемена . [1] Первоначальное письмо Арвы Фатимидам не сохранилось, но сохранился ответ Расада. [3] Это ее единственная известная официальная переписка с другой царицей, и это единственный случай, когда Расад, как известно, называла себя царицей ( малика ). [3] [примечание 2]
Потомки
[ редактировать ]Через различных королей как династии Фатимидов , так и ее кадетских семей, которые правили после смерти аль-Мустансира в 1094 году, родословная Расада дошла до наших дней. Например, Ага Ханы – династия смешанного персидско - европейского происхождения, которую в настоящее время возглавляет Ага Хан IV , имам низаритских исмаилитов – заявляют о своем прямом происхождении от Расада через аль-Мустансира. [10] [8]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Это по данным Ибн Халликана и Ибн Тагрибирди . [3]
- ↑ По неизвестным причинам средневековые летописцы никогда не использовали этот титул для ее описания. [3]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Кортезе и Кальдерини 2006 .
- ^ Кандидо, Мариана П. (31 марта 2020 г.), «Женщины и рабство в Африке» , Оксфордская исследовательская энциклопедия африканской истории , doi : 10.1093/acrefore/9780190277734.013.466 , ISBN 978-0-19-027773-4 , получено 18 июля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Эль-Ажари, Таиф (2021). Королевы, евнухи и наложницы в исламской истории, 661–1257 (PDF) . Издательство Эдинбургского университета. стр. 100-1 196–252. ISBN 9781474423199 . Проверено 22 марта 2022 г.
- ^ Вермюлен, Урбан; Стинберген, Дж. ван (2001). Египет и Сирия в эпоху Фатимидов, Айюбидов и мамлюков III: материалы 6-го, 7-го и 8-го международного коллоквиума, организованного в Католическом университете Левена в мае 1997, 1998 и 1999 годов . Издательство Питерс. ISBN 978-90-429-0970-0 .
- ^ Дженко, Ли К.; Идрис, Мурад; Томас, Меган С.; Томас, Меган Кристин (2019). Оксфордский справочник по сравнительной политической теории . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-025375-2 .
- ^ Эль-Ажари, Таиф (24 июня 2019 г.). Королевы, евнухи и наложницы в исламской истории, 661–1257 гг . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-1-4744-2319-9 .
- ^ Рашиди, Сейф Эль (16 октября 2018 г.). Палаточники Каира: средневековое и современное ремесло аппликаций Египта . Американский университет в Каире Press. ISBN 978-1-61797-902-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Хаери, Шахла (2020), Незабываемые королевы ислама: преемственность, власть, пол , Cambridge University Press, стр. 87–9, ISBN 978-1-107-55489-4
- ^ Ли К. Дженко, Мурад Идрис и Меган К. Томас (2019), Оксфордский справочник по сравнительной политической теории , стр. 288.
- ^ Кортезе и Кальдерини 2006 , стр. xi, 11, 39, 62, 111, 112, 113 и 114.
Источники
[ редактировать ]- Кортезе, Делия; Кальдерини, Симонетта (2006). Женщины и Фатимиды в мире ислама . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN 0-7486-1733-7 .
- Хальм, Хайнц (2003). Халифы Каира: Фатимиды в Египте, 973–1074 гг. на ( немецком языке). Мюнхен: CH Бек. ISBN 3-406-48654-1 .
- Люди XI века из Фатимидского халифата
- Египетские исмаилиты
- Династия Фатимидов
- Женщины из Фатимидского халифата
- Арабские рабы и вольноотпущенники
- Египетские рабовладельцы
- Женщины-рабовладельцы
- Египетский народ 11 века
- Рабы из Фатимидского халифата
- Рабыни-наложницы
- Королевы-матери
- Наложницы египетских правителей
- Рабы 11 века
- Египетские рабы