Мечеть Аль-Хаким
Мечеть Аль-Хаким | |
---|---|
Мечеть Аль-Хаким Масджид аль-Хаким | |
![]() Внутренний двор мечети | |
Религия | |
Принадлежность | ислам |
Область | Каир |
Статус | Активный |
Расположение | |
Расположение | Муизз-стрит |
Страна | Египет |
Расположение в Каире | |
Географические координаты | 30 ° 03'16 "N 31 ° 15'50" E / 30,05444 ° N 31,26389 ° E |
Архитектура | |
Тип | мечеть |
Стиль | Фатимид |
Основатель | Аль-Азиз Биллах , Аль-Хаким би-Амр Аллах |
Новаторский | 990 г. н.э. |
Завершенный | 1013 г. н. э. |
Технические характеристики | |
Купол (ы) | 1 |
Минарет (а) | 2 |
Мечеть аль-Хаким ( араб . مسجد الحاكم , латинизированная : Масджид аль-Хаким ), также известная как аль-Анвар ( араб . الانور , букв. «Освещенный»), [1] — историческая мечеть в Каире , Египет . Он назван в честь аль-Хакима би-Амр Аллаха (985–1021), шестого фатимидского халифа и шестнадцатого исмаилитского имама. Строительство мечети было первоначально начато халифом аль-Азизом , сыном аль-Музиза и отцом аль-Хакима, в 990 году нашей эры. Он был завершен в 1013 году аль-Хакимом, поэтому назван в его честь. [2] [3]
Мечеть расположена в исламском Каире , на восточной стороне улицы аль-Муизз , к югу от Баб аль-Футух (северные городские ворота). На протяжении столетий, прошедших с момента ее постройки, мечетью часто пренебрегали и перепрофилировали для других функций, и в конечном итоге она пришла в упадок. завершил капитальную реставрацию и реконструкцию мечети В 1980 году Давуди Бохрас , в результате чего она вновь открылась для религиозного использования. [3]
История
[ редактировать ]Фатимидская конструкция и модификации
[ редактировать ]Строительство мечети было инициировано пятым фатимидским халифом аль-Азизом Биллахом в 990 году нашей эры, а первые пятничные молитвы в ней прошли годом позже, хотя здание было незавершенным. [1] Это говорит о том, что молитвенный зал или святилище, место, где проводились молитвы, вероятно, было построено первым. [1] Его преемник аль-Хаким би-Амр Аллах и его надзиратель Абу Мухаммад аль-Хафиз Абд аль-Гани ибн Саид аль-Мисри возобновили строительные работы в 1002–1003 годах. [4] [5] В 1010 году минареты были модифицированы путем строительства вокруг них больших квадратных бастионов, скрывавших большую часть первоначальных башен. [1] Хронология строительства интерьера мечети и определение того, какая именно часть была построена каким покровителем, неясны. [6] : Примечание 9 со с. 97
Наконец, его открытие состоялось в Рамадан 1013 года. [7] [8] На момент завершения ее размеры составляли 120 на 113 метров и были более чем вдвое больше мечети аль-Азхар . [9] Аль-Хаким выделил на строительство 40 000 динаров, а затем еще 5 000 динаров на его отделку. [10] Мечеть аль-Хаким также была известна под эпитетом аль-Анвар («Освещенный»), похожим по стилю на название более ранней мечети аль-Азхар, основанной Фатимидами. [1] Во время инаугурации аль-Хаким разрешил праздничную процессию, которая прошла из аль-Азхара в аль-Анвар и из аль-Анвара обратно в аль-Азхар. [ нужна ссылка ]
Первоначально мечеть стояла за стенами Каира, но когда визирь Фатимидов Бадр аль-Джамали в 1087 году перестроил и расширил городские стены, северная сторона мечети, включая минарет, была включена в северную городскую стену (между недавно построенными -построены ворота Баб аль-Футух и Баб ан-Наср ). [1] [11] Зияда , или внешнее ограждение , обнесенное стеной, также было добавлено вокруг мечети позже, начатое халифом аз-Захиром (годы правления 1021–1036 ), но завершенное гораздо позже при Айюбидов султане ас-Салихе Наджме ад-Дине (годы правления 1240–1240–1036). 1249) и мамлюкский султан Айбак (годы правления 1250–1257). [12]
Пост-Фатимидская эпоха
[ редактировать ]
В 1303 году, в период мамлюков, мечеть сильно пострадала от землетрясения и впоследствии была восстановлена султаном Бейбарсом II аль-Джашанкиром . К тому времени мечеть также использовалась для обучения исламскому праву четырех суннитских мадхабов . [1] В 1360 году мечеть была вновь восстановлена султаном Хасаном . В 15 веке купец спонсировал строительство третьего минарета для мечети, однако этот минарет не сохранился. [1]
Интерьер мечети пришел в упадок на протяжении многих столетий, пока не был проведен современный ремонт, и здание лишь время от времени использовалось как мечеть. [6] [13] В разное время он использовался как тюрьма для пленных франков (то есть латинских крестоносцев) во время крестовых походов , как конюшня Саладина , как крепость Наполеона , как Музей исламского искусства в 1890 году и как школа для мальчиков в XX век во время Насера . президентства [13] [1] В начале 19 века мечеть подверглась реставрации, спонсируемой Умаром Макрамом . Реставрация также добавила к интерьеру небольшой михраб, который сохранился до сих пор и датирован 1808 годом. [1] [13]
Реставрация 20 века
[ редактировать ]
В 1980 году мечеть была тщательно реконструирована и отремонтирована с отделкой из белого мрамора и золота Мухаммедом Бурхануддином , главой Давуди Бора , международной шиитской секты, базирующейся в Индии . Реставрация заняла 27 месяцев, и мечеть была официально открыта 24 ноября 1980 года на церемонии, на которой присутствовали президент Египта Анвар Садат , Мохаммед Бурхануддин и другие высокопоставленные египетские чиновники. [3]
Остатки первоначальных украшений, в том числе лепнина , деревянные балки и коранические надписи, сохранились, но большая часть нынешнего интерьера мечети относится к этой реконструкции. [3] [5] [13] Среди прочего, в ходе реставрации был представлен новый мраморный михраб, мотивы которого имитировали внешний вид лепного михраба эпохи Фатимидов в мечети аль-Азхар. [5] Он также включал снос гробницы Куркумаса эпохи мамлюков, которая стояла прямо перед мечетью и впоследствии была перенесена на Северное кладбище . [14]
Использование «неаутентичных» материалов и дополнений во время реставрации подверглось критике со стороны ученых и защитников природы, особенно если судить по стандартам Венецианской хартии . [3] [13] [14] Этот вопрос вызвал научные дебаты об относительных достоинствах различных философских взглядов на восстановление и реконструкцию исторических мест. [3] [14] Некоторые ученые, такие как Джеймс Рой Кинг и Бернард О'Кейн , отмечают, что реставрация, по крайней мере, принесла пользу, превратив здание из руин в действующую мечеть, которую может посетить каждый, даже если некоторые детали восстановление остается проблематичным. [3] [5]
21 век
[ редактировать ]В 2017 году начался новый проект реставрации, реализованный в рамках партнерства между сообществом Давуди Бора и Министерством туризма и древностей . Проект включал в себя различные задачи, такие как устранение ущерба от воды, укрепление деревянных конструкций, ремонт люстр, установка камер видеонаблюдения и обновление электропроводки. Были предприняты усилия по восстановлению фасадов мечети, мраморных полов и внутренних надписей. [15] Мечеть была вновь открыта после реставрации в феврале 2023 года. [16]
25 июня 2023 года премьер-министр Индии Нарендра Моди посетил мечеть вместе с премьер-министром Египта Мостафой Мадбули и сыном Сайфуддина Муфаддала Хусейном Бурхануддином . [17] [18]
Архитектура
[ редактировать ]Генеральный план
[ редактировать ]Фасады и минареты мечети выполнены из камня, остальная часть конструкции – из кирпича. [4] Прямоугольная планировка мечети состоит из открытого двора, окруженного аркадами ( риваками ) с четырех сторон. За этими аркадами находятся крытые помещения, разделенные на проходы несколькими аркадами, идущими параллельно сторонам двора. Пространство на северо-западной стороне двора (входная сторона) имеет глубину в два нефа, пространства вдоль его юго-западной и северо-восточной сторон - в три нефа, а главный молитвенный зал на юго-восточной стороне - в пять нефов. [5] Эта планировка аналогична планировке более старых мечетей Ибн Тулуна и мечети аль-Азхар. [11] Специальный проход, идущий перпендикулярно остальным, пересекает пять проходов молитвенного зала и ведет к михрабу (нише, указывающей киблу или направление молитвы). Этот центральный неф дополнительно подчеркивается его большей шириной и высотой, а также наличием купола, несущего на косах , который покрывает пространство непосредственно перед михрабом. [4] В дополнение к главному михрабу (который полностью датируется реставрацией 1980 года), еще один михраб меньшего размера справа, покрытый полихромным мрамором, был добавлен Умаром Макрамом в 1808 году. [13]
Необычной особенностью мечети является монументальный главный вход (на западной стороне) с выступающим каменным порталом, похожий на старую Великую мечеть Махдии , построенную Фатимидами в современном Тунисе, и, скорее всего, похожий на первоначальный вход (больше не дошедшие до нас) мечети аль-Азхар. [3] [5] Однако отделка и качественная каменная кладка портала сильно отличались от других мечетей Фатимидов того периода. Ученый Дорис Беренс-Абусейф предполагает, что это может быть связано с наймом иностранных мастеров, возможно, из Сирии. [19] Оригинальный портал Фатимидов мечети не сохранился; нынешний портал был реконструирован во время современной реставрации мечети согласно более ранним описаниям, предоставленным KAC Creswell . [20]
- Главный вход мечети
- Двор мечети, вид на юго-восток, на центральный неф молитвенного зала.
- Интерьер молитвенного зала мечети (в основном реконструирован в ходе реставрации 1980 г.)
- Центральный проход, ведущий к михрабу
- Главный михраб мечети (реставрация 1980 г.)
- Купол перед михрабом
- Меньший михраб 1808 года, рядом с главным михрабом.
Минареты
[ редактировать ]Самая впечатляющая особенность мечети — минареты по обе стороны фасада. Северный минарет имеет высоту 33,7 метра, а южный — 24,7 метра. [ нужна ссылка ] Минареты были первоначально построены в 1003 году, но массивные бастионные башни или выступы (называемые в арабских источниках арканами ), которые определяют их нижние части сегодня, были добавлены в 1010 году, после их первоначального строительства, по причинам, которые остаются неясными. [11] [2] [6] Два кирпичных бастиона имеют форму двух наложенных друг на друга кубических секций, имеют строгий вид и мало украшены. [6] Центр этих бастионов полый, так как они были построены вокруг первоначальных башен, оригинальные нижние уровни которых сохранились внутри. [5] Внутренние башни скреплены с внешними опорными арками между ними. [6]
На внешней стене южного окружающего бастиона также имеется арабская надпись, выполненная куфическим листом , вырезанная на мраморе, относящаяся к периоду Фатимидов. [1] [2] Верхний край нижней части этого бастиона также имеет богато украшенные зубцы, выполненные в переплетающемся мотиве, напоминающем зубцы, найденные в старой мечети Ибн Тулуна. [6] Северный минарет позже был включен в городскую стену Бадром аль-Джамали в 1087 году, после чего куфическая надпись на окружающем его бастионе была либо перенесена, либо заново вырезана на внешней стороне городской стены. [21]
Внутренние (исходные) башни минарета имеют многоярусную конструкцию различной формы: северный минарет имеет квадратное основание и цилиндрический вал над ним, тогда как южный минарет состоит из более высокого квадратного основания с восьмиугольным валом над ним. [22] [5] Эти секции, теперь скрытые, имеют обширный резной декор: северная башня с горизонтальными полосами с ромбовидными мотивами, тогда как южная башня имеет декор, аналогичный главному входу мечети, включая резную надпись на куфическом языке с цветочным орнаментом, в которой упоминаются имя аль-Хакима и дата. строительства. [1] Дизайн этих башен был весьма оригинальным и отличал их от других минаретов, существовавших в то время в этой части исламского мира. [6]
Причины решения аль-Хакима заключить оригинальные минареты в толстые внешние стены, сохранив при этом оригинальные башни внутри, обсуждаются учеными. [11] [6] Бернард О'Кейн предположил, что причина необычного решения поместить минареты в эти бастионы могла быть политической и символической. На момент строительства единственными другими мечетями, которые имели несколько минаретов и минареты с многоуровневой конструкцией, были мечеть Харам в Мекке и мечеть Пророка в Медине , обе расположены в Хиджазе , находившемся в то время под контролем Фатимидов. [5] О'Кейн предполагает, что минареты мечети аль-Хакима были спроектированы так, чтобы отражать и символизировать владычество Фатимидов над этими святыми местами в то время. Однако к 1010 году правитель Мекки отверг власть Фатимидов в поддержку восстания в палестинском регионе, тем самым подорвав претензии Фатимидов на эти места. Соответственно, аль-Хаким, возможно, приказал спрятать новые минареты в Каире, чтобы скрыть эту позорную политическую неудачу. [5] В другом анализе историк искусства Дженнифер Прюитт предположила, что изменение минаретов произошло из-за изменения идеологии и политики аль-Хакима в его более позднем правлении. [6] И Прюитт, и Джонатан Блум отмечают, что надписи на первоначальных башнях минаретов (с 1003 года), которые включают стихи Корана, которые занимают видное место в исмаилитском тавиле Корана, сильно отличаются от надписей на внешней стороне. башни (с 1010 г.), включающие в себя аяты Корана, ориентированные на всеобщую справедливость и критику неверующих . [2] [6] По мнению Прюитта, эти последние надписи имеют отношение к пуританской политике аль-Хакима в его последние годы, а также к его необычному приказу разрушить Храм Гроба Господня , который произошел примерно в то же время в 1009 или 1010 году. Она также отмечает строгость окружающих бастионов в отличие от богато украшенных оригинальных башен, а также их сходства с другими суннитскими (то есть нефатимидскими) минаретами той эпохи. Соответственно, она предполагает, что решение аль-Хакима скрыть первоначальные минареты было частью его сложного отхода от традиционных доктрин Фатимидов Исмаилитов, его переосмысления себя как универсального правителя и вершителя правосудия и его желания символизировать это. в своей архитектурной программе. [6]
Верхние части минаретов, которые возвышаются над толстыми квадратными башнями, окружающими их нижние части и видимыми сегодня, имеют восьмиугольные тела, кульминацией которых является голова в стиле « мабхара » с резным мукарнас украшением . Они похожи по конструкции, но не идентичны. [1] Эти вершины были перестроены мамлюкским султаном Бейбарсом II аль-Джашанкиром после землетрясения 1303 года и отражают ранний мамлюкский стиль вместо оригинального стиля Фатимидов. [13] [5] [1] Полоса с арабской надписью письмом Насхи на внешнем восточном фланге северного минарета, вероятно, датируется временем Бейбарса II. [1]
Надписи
[ редактировать ]
Одним из художественных элементов мечети являются надписи Корана, выполненные цветочным куфическим письмом: многие надписи сохранились, а многие утеряны. Многие из утраченных были заменены или восстановлены. Из-за различных реставраций куфические стили время от времени менялись. Говорят, что мечеть имела двенадцать тысяч футов куфических украшений. Куфические надписи присутствуют на всех четырех сторонах каждого из пяти отсеков молитвенного зала. Квадратные основания трех куполов и стена киблы (юго-восточная стена) под окнами также украшены куфической гипсовой полосой с кораническими надписями. Наверху колоннады арок мечети украшены гипсовой лентой с цветочными куфическими надписями Корана, ширина которой составляет в среднем около 52 см. [7] [ нужен лучший источник ]
См. также
[ редактировать ]- Список мечетей в Каире
- Списки мечетей
- Список мечетей в Африке
- Список мечетей в Египте
- Список исторических памятников в Каире
- История средневековых арабских и западноевропейских куполов
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Беренс-Абусейф, Дорис (1989). «Мечеть халифа аль-Хакима би Амр Аллаха (990–1003)» . Исламская архитектура в Каире: Введение . БРИЛЛ. стр. 63–65. ISBN 90-04-09626-4 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Блум, Джонатан М. (1983). «Мечеть аль-Хакима в Каире». Мукарнас . 1 : 15–36. дои : 10.2307/1523069 . JSTOR 1523069 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Кинг, Джеймс Рой (1984). «Восстановление мечети аль-Хаким в Каире». Исламские исследования . 23 (4): 325–335. ISSN 0578-8072 . JSTOR 20847278 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Джами аль-Хаким» . АрхНет . Архивировано из оригинала 07 декабря 2021 г. Проверено 7 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к О'Кейн, Бернард (2016). Мечети Египта . Издательство Американского университета Каира. стр. 17–19. ISBN 9789774167324 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Прюитт, Дженнифер (2020). «Строительство, разрушение и сокрытие под властью «безумного халифа» ». Строительство халифата: строительство, разрушение и сектантская идентичность в ранней фатимидской архитектуре . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. стр. 95–126. ISBN 978-0-300-26402-9 . OCLC 1262140920 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Аль-Джами Аль-Анвар – Светящаяся мечеть . Альджамеа в Saifiyah Publications.
- ^ Уилбер, Дональд Н.; Кресвелл, KAC (декабрь 1954 г.). «Мусульманская архитектура Египта, И. Ихшиды и Фатимиды, 939-1171 гг. н. э.». Художественный вестник . 36 (4): 304. дои : 10.2307/3047582 . ISSN 0004-3079 . JSTOR 3047582 .
- ^ Блум, Джонатан М. (1983). «Мечеть аль-Хакима в Каире» . Мукарнас . 1 : 15–36. дои : 10.2307/1523069 . ISSN 0732-2992 . JSTOR 1523069 . Архивировано из оригинала 19 ноября 2021 г. Проверено 7 декабря 2021 г.
- ^ Сандерс, Паула (1994). Ритуал, политика и город в Каире Фатимидов . СУНИ Пресс. стр. 55–60. ISBN 978-0-7914-1781-2 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Раймонд, Андре (1993). Каир (на французском языке). Фаярд. стр. 63–65.
- ^ Беренс-Абусейф, Дорис (1989). Исламская архитектура в Каире: Введение . Лейден, Нидерланды: Э. Дж. Брилл. стр. 63–65. ISBN 9789004096264 . Архивировано из оригинала 24 декабря 2023 г. Проверено 29 января 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Уильямс, Кэролайн (2018). Исламские памятники в Каире: Практическое руководство (7-е изд.). Каир: Американский университет в Каире Press. стр. 242–243.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Сандерс, Паула (2008). Создание средневекового Каира: империя, религия и сохранение архитектуры в Египте девятнадцатого века . Американский университет в Каире Press. стр. 118–123. ISBN 978-977-416-095-0 . Архивировано из оригинала 24 декабря 2023 г. Проверено 21 июня 2022 г.
- ^ «Аль-Джами аль-Анвар: духовная веха для Давуди Бохрас» . Давуди Бохрас . Архивировано из оригинала 18 июня 2023 г. Проверено 18 июня 2023 г.
- ^ «Египет вновь открывает недавно отреставрированную историческую мечеть» . Рейтер . 28 февраля 2023 г. Архивировано из оригинала 7 июля 2023 г. Проверено 7 июля 2023 г.
- ^ Санскрити, Фалор (25 июня 2023 г.). «В Каире премьер-министр Моди посетил мечеть 11 века, восстановленную индийской общиной Давуди Бора» . Индостан Таймс . Архивировано из оригинала 5 июля 2023 года . Проверено 5 июля 2023 г.
- ^ «Премьер-министр Нарендра Моди посещает историческую египетскую мечеть Аль-Хаким XI века» . Бизнес-стандарт . 25 июня 2023 года. Архивировано из оригинала 7 июля 2023 года . Проверено 7 июля 2023 г.
- ^ Беренс-Абусейф, Дорис (2018). «Мечта Фатимидов о новой столице: династическое покровительство и его влияние на архитектурную среду». В Меликян-Чирвани, Асадулла Сурен (ред.). Мир Фатимидов . Торонто; Мюнхен: Музей Ага Хана; Институт исмаилитских исследований; Хирмер. стр. 51–54. ISBN 9781926473123 .
- ^ Прюитт, Дженнифер А. (2020). Строительство халифата: строительство, разрушение и сектантская идентичность в ранней фатимидской архитектуре . Издательство Йельского университета. п. 73. ИСБН 978-0-300-24682-7 . Архивировано из оригинала 21 октября 2023 г. Проверено 29 января 2023 г.
- ^ Кинг, Джеймс Рой (1984). «ВОССТАНОВЛЕНИЕ МЕЧЕТИ АЛЬ-ХАКИМ В КАИРЕ» . Исламские исследования . 23 (4): 325–335. ISSN 0578-8072 . JSTOR 20847278 . Архивировано из оригинала 07 декабря 2021 г. Проверено 7 декабря 2021 г.
- ^ «Мечеть аль-Хакима би Амриллы - Откройте для себя исламское искусство - Виртуальный музей» . islamicart.museumwnf.org . Архивировано из оригинала 21 октября 2023 г. Проверено 16 июня 2022 г.
Внешние источники
[ редактировать ]- Сиедна Муфаддал Сайфуддин, Шукр Ниам Ашаб аль-Баракат . Публикации Aljamea-tus-Saifiyah, Мумбаи, Индия, 2017 г.
- Альджамеа-тус-Сайфия, Аль-Джами аль-Анвар: Светящаяся мечеть . Миддлсекс, Великобритания, 2016 г.
- Алиасгер Мадрасвала, Ихья аль-Джами аль-Анвара: религиозные ценности в восстановлении священных исламских памятников . Докторская диссертация в Оксфордском университете Брукса, Оксфорд, Великобритания, 2020 г.