Медресе Умм аль-Султан Шабан
Медресе Умм аль-Султан Шабан | |
---|---|
![]() Входной портал медресе. | |
Религия | |
Принадлежность | ислам |
Область | Африка |
Расположение | |
Расположение | Аль-Дарб аль-Ахмар , Каир , Египет |
Географические координаты | 30 ° 02'14 "N 31 ° 15'34" E / 30,03722 ° N 31,25944 ° E |
Архитектура | |
Тип | Медресе , Мавзолей |
Стиль | Мамлюкская архитектура Египта , исламская |
Основатель | Султан аль-Ашраф Шабан |
Завершенный | 1368-69 гг. н. э. (770 г. хиджры ) |
Технические характеристики | |
Купол (ы) | 2 |
угрожать (а) | 1 |
Материалы | камень, дерево |
Медресе Умм аль-Султан Шабан ( араб . مدرسة أم السلطان شعبان , латинизированное : Медресе Умм аль-Султан Шабан ) — комплекс эпохи мамлюков, расположенный в районе Аль-Дарб аль-Ахмар в исламском Каире. , Египет . Он был основан или построен в 1368-69 гг. н. э. (770 г. хиджры) по приказу султана аль-Ашрафа Шабана в честь его матери, Хаванд Бараки (также называемой Умм аль-Султан Шабан). Он расположен за пределами Баб-Зувейлы на улице аль-Таббана и к северу примыкает к дворцу Байт-ар-Раззаз . Комплекс состоит из колледжа ( медресе ), мавзолея, корыта с водой ( хауд ) и начальной школы ( мактаб ).
Историческая справка
[ редактировать ]
Аль-Ашраф Шабан был внуком ан-Насира Мухаммеда и правил с 1363 по 1377 год, когда ему было всего 10 лет, когда он взошел на трон. [ 1 ] Его мать, Хаванд Барака, была одной из самых влиятельных женщин в Египте того времени. [ 2 ] Она была наложницей, а затем женой Хусейна (отца Шабана), сына султана ан-Насира Мухаммеда, который так и не взошел на трон. Когда Хусейн умер в 1362 году, она вышла замуж за эмира Ульджая аль-Юсуфи (который построил собственное медресе на соседней улице Сук аль-Сила). Она стала более влиятельной и известной, когда Шаабан взошел на трон еще ребенком. [ 1 ]
Шабан построил это медресе и мавзолей в 1368-69 годах (770 г. хиджры ), как сообщается, в честь своей матери, которая совершала паломничество ( хадж ) в Мекку в то время . Однако, учитывая его юный возраст (15 лет) в то время, есть большая вероятность, что решение о строительстве медресе было принято в соответствии с собственным желанием его матери, тем более что других примеров строительства таких впечатляющих памятников для женщин немного. родственники мамлюкских султанов. [ 2 ] [ 3 ] Сообщается, что на месте медресе когда-то было кладбище жителей Каира. [ 4 ] Хаванд вернулся в Каир в следующем году (в 1369–1370 гг.) и пожертвовал медресе и его мечеть. [ 1 ] Она умерла в 1373 году и была похоронена в большем из двух мавзолеев, пристроенных к ее медресе. [ 2 ]
В 1375 году Шабан основал и приступил к строительству своей собственной амбициозной мечети, медресе и комплекса мавзолеев в 1375 году на месте нынешнего Маристана аль-Муайяда , у северо-западного подножия Цитадели . Оно было богато украшено и, как и медресе его матери, имело два купола (вероятно, вдохновленными двукупольными мавзолеями к югу от Цитадели, такими как мавзолей Султания ). [ 2 ] Однако Шабан был убит в 1377 году, прежде чем его мавзолейный комплекс был завершен и готов к использованию. Вместо этого его похоронили в меньшем мавзолее медресе его матери. Комплекс, который он начал строить, в конечном итоге был разобран султаном Фараджем ибн Баркуком в 1411 году, чтобы повторно использовать его материалы для ряда других зданий, включая так называемую Завию Фараджа ибн Баркука, расположенную перед Баб Зувейлой , и медресе. -мечеть его эмира Джамал ад-Дина Устадара . [ 2 ]
После завершения строительства в медресе преподавали исламское право в ханафитском и шафиитском мазхабах . [ 2 ] Некоторые превосходные иллюминированные рукописи Корана датируются периодом правления Шаабана, и считается, что в этом медресе могла располагаться мастерская по их изготовлению. [ 3 ] В Музее исламского искусства в Каире есть и другие искусно изготовленные экспонаты этого медресе. [ 3 ]
В конце 15 века султан Кайтбай построил рядом с медресе дворец или особняк. В 19 веке дворец был объединен с другим прилегающим особняком, построенным в 1776 году Ахмадом ар-Раззазом. Здание сейчас известно как Байт ар-Раззаз, и сегодня его фасад примыкает к фасаду медресе Шабан. [ 1 ]
Начиная с 2000 года здание было восстановлено Трастом Ага Хана по культуре . [ 5 ]
Пожертвование
[ редактировать ]
Комплекс финансировался за счет пожертвований ( вакф ), и дарственный акт ( вакфийя ) этого учреждения частично сохранился, а первая часть свитка отсутствует. [ 7 ] В дарственном акте записана городская арендуемая недвижимость и сельскохозяйственная недвижимость в Сирии и Египте. Городская арендуемая недвижимость в Каире включала коммерческое здание ( кайсарийя ) и жилой дом ( раб ) в Каире. также записана аграрная собственность в провинции Алеппо ( Сирия ). В дарственном акте помимо городской собственности [ 8 ] По словам Ибн аль-Джиана, с пожертвованиями медресе и его основателем Хавандом Баракой были связаны два египетских объекта недвижимости. Первым был район Сафт Аби Тураб в провинции аль-Гарбия, который был отдан под медресе Умм аль-Султан Шабан. Это был большой район с финансовой стоимостью (ибра) в 20 000 динаров джайши в год, и он был одним из самых богатых аграрных владений, находившихся в собственности в период мамлюков Бахри, как записано в редакции Ибн аль-Джиана кадастровых записей мамлюков. Другой район, Такадус в провинции аль-Шаркия, входил в состав пожертвования Хаванда Бараки. [ 9 ]
Архитектурное описание
[ редактировать ]
Общий план здания построен вокруг центрального двора и двух мавзолеев с куполами.
Экстерьер
[ редактировать ]Макет
[ редактировать ]Планировка комплекса несколько необычна из-за его необычного расположения на углу главной улицы (улица Таббана, продолжение улицы ад-Дарб аль-Ахмар ) и примыкающего к ней под углом второстепенного переулка. План этажа комплекса это учитывает, образуя вокруг этого угла трехсторонний фасад. Монументальный главный вход находится в северной части восточного фасада, но на западной стороне существовал небольшой боковой вход в медресе. [ 1 ] [ 2 ] Комплекс имеет два купола, соответствующие двум камерам мавзолея внутри. Минарет . и больший купол мавзолея (который принадлежал мавзолею Хаванда) стоят вместе в юго-западном углу, прямо там, где соединяются две улицы, что увеличивает их видимость [ 2 ] Внешняя поверхность двух куполов ребристая или рифленая , как и другие мамлюкские купола того периода (например, мавзолей Султанийя или близлежащее медресе Ульджая аль-Юсуфи ). Вокруг барабанов куполов надписи на арабском языке . Первоначально буквы надписи были позолочены на зеленом фоне. [ 2 ] Вершина восьмиугольного минарета обрушилась или была разрушена в последние столетия, но была реконструирована (на основе фотографий старого) в ходе последней реставрации, завершенной в 2007 году. [ 1 ] [ 2 ] Наружные стены здания высокие и внушительные (около 18 метров в высоту). [ 2 ] : 219 ). Тройные окна в верхних его частях отчасти декоративны, так как часть окон (слева, перекрывающихся с восточным айваном внутри) глухие (т.е. загороженные) и не служат для пропуска света. [ 2 ] [ 3 ]

Входной портал
[ редактировать ]Входной портал – одна из самых примечательных особенностей здания. Как и во многих мамлюкских постройках, вход расположен в нише наружных стен, вершина которой увенчана мукарнасом ( сталактитовой или сотовой резьбой). Навес мукарнаса здесь имеет более или менее пирамидальную форму, как входной портал сельджукско - монгольских зданий в мусульманской Анатолии того времени, возможно, того же вдохновения, что и портал массивной медресе-мечети султана Хасана , построенной чуть более десяти лет назад. Тем не менее, общий декоративный дизайн выполнен в мамлюкском стиле и отличается интенсивным использованием разноцветного камня и мрамора. [ 2 ] Прямо под капюшоном мукарнаса находится тройное окно (меньшего размера, но такой же формы, как и другие тройные окна на внешней стороне здания), окруженное с обеих сторон неглубокими декоративными нишами в форме остроконечных арок, все из разноцветного камня. Вокруг портала также имеется несколько надписей на арабском языке, как резных, так и инкрустированных, состоящих из одного слова или целых отрывков. Одна надпись обвивает две арочные декоративные ниши по бокам и тройное окно посередине, вьясь вверх и вниз от одной стороны портала к другой. Надписи из одного слова меньшего размера включают слово «Аллах», инкрустированное вокруг тройного окна, и небольшие черно-белые надписи в центре декоративных ниш с обеих сторон. Треугольный капюшон мукарнаса в верхней части портала также обрамлен внешней прямоугольной рамой, заполненной резными арабесками, хотя и относительно выцветшими.
Сабил и корыто
[ редактировать ]
По обе стороны от портала существовали еще две незначительные особенности. Слева находится деревянная ширма с изящной резьбой, которая является частью сабила , киоска, свободно раздающего воду. Справа находилась поилка (по-арабски «хауд ») для животных, над которой находится резная полоса с надписью и эпиграфическим гербом или картушем султана Шаабана. [ 2 ] [ 1 ]
Интерьер
[ редактировать ]Входной портал ведет в длинный каменный сводчатый проход с медресе и его центральным двором слева и некоторыми пристройками справа. Эти дополнительные помещения являются частью серии помещений, расположенных во внешних частях комплекса, вокруг внутреннего двора медресе и распределенных по трем этажам. [ 2 ] В их число входили служебные помещения для персонала и жилые помещения для студентов. [ 2 ]
Прямоугольный главный двор медресе окружен айванами с четырех сторон крестообразной конфигурации. Айваны вдоль оси киблы (т.е. по направлению молитвы) больше, чем поперечные айваны. Монументальная надпись проходит вдоль верхней части стен двора, над отверстиями айванов, и представляет собой стих Корана ( 3: 190-192 из суры Али Имран). [ 10 ] ). [ 1 ] Айваны имели богато расписанные и позолоченные деревянные потолки, причем потолок южного айвана сегодня хорошо сохранился и отреставрирован. [ 3 ] [ 2 ] Юго-восточный айван — это кибла- айван (тот, который указывает в направлении молитвы) и имеет михраб , который вместе с окружающей стеной украшен разноцветным мрамором. [ 2 ]
Кибла - айван с обеих сторон окружена двумя камерами мавзолея, доступ к которым осуществляется со стороны двора. В меньшем мавзолее справа (на юге) нет михраба, а в мавзолее большего размера слева (на севере) есть михраб, окруженный двумя окнами. [ 2 ] В большем мавзолее находится гробница Хаванда Бараки (Умм ас-Султан Шабан) и дочери Шабана, а в меньшем музее находится могила самого султана Шабана (когда другой его мавзолейный комплекс не был завершен после его смерть) и один из его сыновей аль-Мансур Хаджи. [ 1 ] [ 2 ] Оба купола мавзолея имеют простые круглые прорези в переходной зоне между квадратной камерой и круглым основанием купола наверху, а не более типичные мукарна, с скульптурой подвески встречающиеся в мамлюкской архитектуре. [ 2 ] Тем не менее, косынки имеют некоторый декор за счет использования двухцветной кладки с лучистым мотивом. [ 2 ] В остальном мавзолеи лишены украшений.
Дверной проем большого мавзолея ведет в комнату неправильной формы, зажатую между другими помещениями на плане этажа. Потолок комнаты богато декорирован (похож на расписные и позолоченные деревянные потолки дворовых айванов). Считается, что эта комната могла использоваться как мастерская для создания рукописей Корана и/или как место для их хранения. [ 1 ] [ 3 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Уильямс, Кэролайн (2018). Исламские памятники в Каире: Практическое руководство (7-е изд.). Каир: Американский университет в Каире Press.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Дорис Берен-Абусейф (2007). Каир мамлюков: история его архитектуры и культуры . Американский университет в Каире Press.
- ^ Jump up to: а б с д и ж О'Кейн, Бернард (2016). Мечети Египта . Каир: Американский университет в Каире Press. стр. 66–70.
- ^ аль-Макризи, Ахмад ибн Али (2002). Сайид, Айман Фуад (ред.). аль-Маваиш ва-'л-итибар фи зикр аль-хитат ва-'л-атар (на арабском языке). Лондон: Муассасат аль-Фуркан. п. 4:621.
- ^ «Медраса Умм аль-Султан Шабан» . Архнет . Проверено 08.11.2019 .
- ^ Кораны мамлюков , с. 182.
- ^ Фернандес, Леонор Э. (1976). Медресе Умм аль-Султан Шабан (магистерская диссертация). Американский университет в Каире.
- ^ Шаабан, Мухаммад Хафез (2020). «Загадочный случай медресе четырнадцатого века: агентство, покровительство и основание медресе Умм аль-Султан Шабан». В Уокере, Бетани Дж.; Абделькадер, Аль-Гуз (ред.). Жизнь с природой и вещами: вклад в новую социальную историю среднеисламских периодов . ВиР Юнипресс. стр. 296–297.
- ^ Ибн аль-Джиан, Шараф ад-Дин Яхья ибн аль-Макарр (1898 г.). Мориц, Бернхард (ред.). Китаб ат-Тухфа ас-Сания би-Асмах аль-Билад аль-Мисрия (на арабском языке). Каир: аль-Матбаа аль-Ахлия. стр. 27, 80.
- ^ «Сура Али Имран [3:190-192]» . Сура Али Имран [3:190-192] . Проверено 08.11.2019 .
Библиография
[ редактировать ]- Дэвид Джеймс (1988). Кораны мамлюков . Лондон: Александрия Пресс. ISBN 9780500973677 .