Бейн аль-Касрайн

Байн аль-Касрайн ( араб . بين القصرين , букв. «между двумя дворцами») — район, расположенный вдоль улицы аль-Муизз в центре средневекового исламского Каира , на территории современного Каира , Египет . Это соответствует тому, что раньше было площадью между двумя дворцовыми комплексами , построенными в 10 веке Фатимидами как часть их города-дворца под названием Аль-Кахира (ныне Каир). Позже здесь было построено множество монументальных зданий, построенных в периоды Айюбидов , Мамлюков и Османской империи вплоть до 19 века. Многие из этих исторических памятников стоят до сих пор.
История
[ редактировать ]Основание Фатимидов
[ редактировать ]
Фатимиды завоевали Египет в 969 году под командованием ас-Сикилли , генерала халифа Аль-Муизза ли-Дина Аллаха . В 970 году Джаухар отвечал за планирование, основание и строительство нового города, который стал резиденцией и центром власти фатимидских халифов. Город располагался к северо-востоку от Фустата , существующей столицы и главного города Египта. Джаухар, который служил великим визирем аль-Муиза и, скорее всего, был армянским рабом, [1] : 115 Как рассказывает египетский исламский историк XIV века Аль-Макризи , он принял сознательное решение двинуться дальше на север и построить Каир на комплексе площадью 340 акров вместо развития Фустата. [2] : 72 Джаухар организовал город так, чтобы халифский дворцовый комплекс находился в его центре. Город получил название аль-Муизийя аль-Кахира , «Победоносный город аль-Муизза », позже названный просто «Аль-Кахира», что дало нам современное название Каира . Хотя Джаухар действительно играл важную роль в планировке Каира, Большой Восточный дворец Аль-Муизза ли-Дина Аллаха был нарисован и спроектирован рукой самого Аль-Муизза ли-Дина Аллаха. [1] : 115 Дворец Аль-Муизза ли-Дина Аллаха был закончен в 996 году, но был отремонтирован халифом Аль-Мустансиром Биллахом в 1058 году. [ нужна ссылка ]
Дворцовый комплекс состоял из двух основных частей: Большого Восточного дворца, первого из которых был построен в 970 году Джаухаром к прибытию триумфального халифа аль-Муиза , и Западного дворца, который был добавлен при его преемнике аль-' Азиз (правил 975–996). Два дворца обращены друг к другу через открытую площадь или площадь, которая стала известна как «Байн аль-Касрайн» (что означает «Между двумя дворцами»), по образцу, повторенному из первоначального королевского города Фатимидов в Аль-Махдии , Тунис . Здесь находился официальный вход в Большой Восточный дворец, известный как Баб ад-Захаб («Золотые ворота»), который вел в «Золотой зал», где халиф проводил свои ежедневные аудиенции. [3] Малый (Западный) дворец Аль-Азиза Биллаха После того, как на западной стороне улицы были построены и меньший дворец Каср Аль-Бахр, Мейдан (также называемый «Майдан») или центральная площадь завершила Великие дворцы Фатимидов и централизовала плац. [2] : 73 Впоследствии Мейдан стал известен как «Байн аль-Касрайн» из-за своего расположения между двумя дворцами. [2] : 72 Район Байн аль-Касрайн также пересекался подземными туннелями, по которым халиф мог перемещаться туда и обратно между дворцом и халифскими садами на западе. Эти туннели частного использования помогали халифу и королевским чиновникам избегать более крупных, чем ожидалось, собраний и незаметно пересекать территорию. [2] : 72
Масштабный плац символизировал успех Фатимидов в торговле и политическом контроле. Эта власть была признана во внешних регионах, таких как Мекка и Медина , где правители этих областей объединились, чтобы получить помощь и субсидии для защиты и интеграции. [3] : 47 Включение обычных мусульман , евреев и коптов в повседневную жизнь Фатимидов и королевские представления привело к тому, что дворцовая стража закрыла центральный проход цепями в ночные часы, чтобы изолировать и уважать халифа как лидера для всех. [1] : 115–116 Площадь также была местом проведения различных церемоний и мероприятий, связанных с династией. Социальные и художественные обычаи, обнаруженные в архитектурных украшениях, придворных ритуалах и открытых церемониях, были зафиксированы во времена исламских династий Каира, начиная с династии Фатимидов. [4] : 236
Бейн аль-Касрайн был центром жизни на протяжении веков правления Фатимидов в Египте. [1] : 115 В его северном конце, прямо над комплексом Большого дворца, находилась мечеть Акмар . Поскольку Фатимиды были шиитскими исмаилитами , эта мечеть Фатимидов стала образцом уличной архитектуры с ее мотивами и данью уважения Аллаху , Мухаммеду и Али на ее ежедневно привлекающем внимание фасаде. [5] Эта мечеть сыграла решающую роль в обучении шиитским исламским религиозным концепциям в начале двенадцатого века. Помимо королевских, религиозных и государственных представлений на плацу Байн аль-Касрайн, в окрестностях были рынки и предприятия. [5] Магазины будут платить взносы через , вакф систему благотворительных пожертвований, которая способствовала функционированию и развитию образования и религиозной защите шиитской теологии. Сюда войдут магазины с продуктами питания, оружейные базары, пункты обмена денег и другие самые разнообразные рынки. [1] : 119
Развитие Айюбидов и мамлюков
[ редактировать ]
В последующие столетия Каир превратился в полноценный городской центр. После распада Фатимидского халифата в XII веке султаны Айюбидов и их преемники -мамлюки , которые были мусульманами-суннитами , стремившимися стереть влияние мусульман -шиитов Фатимидов, постепенно сносили и заменяли великие дворцы Фатимидов своими собственными зданиями. Медресе ас-Салихия , построенное ас-Салихом Айюбом , было одним из первых таких крупных сооружений, а его мавзолей (построенный после его смерти Шаджаром ад-Дурром ) — первый мавзолей после Фатимидов, воздвигнутый в общественном месте. расположение на главных улицах Каира; практика, которая впоследствии станет обычным явлением. [6]
В результате церемониальная площадь уменьшилась и в конечном итоге стала просто еще одним участком Касабы, главной улицы Каира с севера на юг (известной сейчас как улица Аль-Муизз ). Тем не менее, благодаря своему центральному и символическому расположению, район Байн аль-Касрайн оставался привилегированным местом в Каире, и вдоль бывшей площади было построено множество крупных мечетей, мавзолеев и особняков правителей и элиты, особенно в эпоху мамлюков. Такие сооружения, как мавзолей, больница и медресе султана Калавуна , главный памятник своего времени, не только использовали это место, но и незаметно включили в свою конструкцию части старых дворцов Фатимидов. [6] Ибн Батута , посетивший его в 1326 году, подтвердил эту концепцию и отметил, что пространство Байн аль-Касрайна «невозможно описать». [7]
Городской контекст: улица Касаба
[ редактировать ]Главная улица Каира с севера на юг, проходившая через Байн аль-Касрайн, стала известна как «Касаба», главная улица или проспект города. [Примечание 1] Сегодня эта улица известна как улица Аль-Муизз.
Это была главная торговая ось города, где была сосредоточена наиболее важная экономическая деятельность. [8] В магазинах здесь были книжные торговцы, поставщики специй и орехов, производители седел и торговцы тканями, которые продавали свои товары жителям Каира и другим посетителям. [9] Египетский историк Аль-Макризи насчитал 12 000 магазинов только на улице Касаба. [10] Даже после эпохи Фатимидов этот проспект был центром многих гражданских и религиозных памятников, построенных последующими правителями и губернаторами вплоть до 19 века, включая множество крупных мечетей и мавзолеев. [8] [6]
Улица Касаба простиралась как на север, так и на юг от первоначального Байн аль-Касрайна до улицы длиной в милю, которая простиралась от северных ворот города ( Баб аль-Футух ) до южных ворот ( Баб Зувейла ). [11] По мере того как Каир расширялся за пределы первоначального города-крепости Фатимидов, развитие улицы Касаба распространилось на дорогу, ведущую на юг от города, и дошло до некрополя Карафа . [6]
Список исторических памятников в Байн-эль-Касрайне сегодня
[ редактировать ]Хотя сегодня Байн аль-Касрайн не является строго определенной территорией, следующие памятники занимают место бывшего двух великих дворцов Фатимидов , примерно в порядке с юга на север. [8] [6] Выдающееся положение построек, построенных под королевским покровительством, является показателем исторического престижа этого места.
- Медресе и мавзолей султана Салиха Айюба
- Медресе султана Бейбарса (самый ранний памятник мамлюков , но сегодня сохранился лишь фрагмент) [6]
- Погребальный комплекс (мавзолей, медресе и больница) султана Калавуна (до сих пор содержит остатки западного дворца Фатимидов) [6]
- Погребальный комплекс (мавзолей и медресе) султана ан-Насира Мухаммеда
- Погребальный комплекс (мавзолей и ханка) султана Баркука
- Сабиль и школа Исмаила-паши (19 век)
- Медресе султана аль-Камиля Айюба (самый ранний постфатимидский памятник) [6]
- Хаммам Султана Инала
- Дворец Амира Баштака
- Сабиль-кутаб Абд ар-Рахмана Катхуды
- Мечеть аль-Акмар (единственный сохранившийся памятник Фатимидам) [6]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Рассел, Доротея (1964). «Есть ли остатки дворцов Фатимидов в Каире?». Журнал Американского исследовательского центра в Египте . 3 : 115–121. дои : 10.2307/40000990 . JSTOR 40000990 .
- ^ Перейти обратно: а б с д АльСайяд, Незар (1994). «Байн аль-Касрайн: Улица между двумя дворцами». Улицы: критические взгляды на общественное пространство . Издательство Калифорнийского университета. стр. 71–82.
- ^ Перейти обратно: а б Бретт, Майкл (2017). Империя Фатимидов . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета.
- ^ Андерсон, Глэр Д.; Прюитт, Дженнифер (2017). «Три халифата, сравнительный подход». В «Потопе» Финбарр Бэрри; Неджипоглу, Гулру (ред.). Спутник исламского искусства и архитектуры . Блэквеллские спутники истории искусств. Уайли-Блэквелл. стр. 223–246. ISBN 978-1-119-06866-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Прюитт, Дженнифер (28 августа 2020 г.). «Мечеть Аль-Акмар» . Хамсин: История исламского искусства в Интернете . Архивировано из оригинала 03.11.2020.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Уильямс, Кэролайн (2018). Исламские памятники в Каире: Практическое руководство (7-е изд.). Каир: Американский университет в Каире Press.
- ^ М. ибн Баттута, Путешествия Ибн Баттуты (1326), HAR Gibb, пер., том (Кембридж, 1958), 4.
- ^ Перейти обратно: а б с Раймонд, Андре (1993). Каир . Фаярд.
- ^ Г. Виетт, Каир: Город искусства и торговли (Норман, 1964), 99
- ^ Макс Роденбек , Каир: Город-победитель. Альфред Кнопф; Нью-Йорк, 1999. стр. 82.
- ^ Челик, Зейнеп, Дайан Г. Фавро и Ричард Ингерсолл, ред. Улицы: критические взгляды на общественное пространство. Беркли: Калифорнийский университет Press, 1994, с. 77
30 ° 03'02 ″ с.ш. 31 ° 15'41 ″ в.д. / 30,0505 ° с.ш. 31,2615 ° в.д.