Комплекс Султан аль-Гури
Комплекс Султан Кансух аль-Гури | |
---|---|
![]() Комплекс: ханка-мавзолей (слева) и мечеть (справа). | |
Религия | |
Принадлежность | ислам |
Церковный или организационный статус | действующая мечеть (западное здание), туристическая достопримечательность и историческое место (восточное здание) |
Год освящен | 1503-1505 |
Расположение | |
Расположение | Каир , Египет |
Географические координаты | 30 ° 2'45,78 "N 31 ° 15'35,57" E / 30,0460500 ° N 31,2598806 ° E |
Архитектура | |
Тип | мавзолей, ханка, сабиль-кутаб, медресе |
Стиль | мамлюкский , исламский |
Минарет (а) | 1 |
Комплекс Султан аль-Гури или погребальный комплекс Султана аль-Гури , также известный как аль-Гурия , [1] Это монументальный исламский религиозный и погребальный комплекс, построенный мамлюкским султаном Кансухом аль-Гури между 1503 и 1505 годами нашей эры . Комплекс состоит из двух крупных зданий, обращенных друг к другу на аль-Муизз ли-Дин Аллах (улица аль-Муизз), в квартале Фаххамин, в центре исторической части Каира улице , Египет . Восточная сторона комплекса включает в себя мавзолей султана, ханку , сабиль (киоск по раздаче воды) и куттаб (исламскую начальную школу), а западная сторона комплекса — мечеть и медресе . [2] Сегодня мечеть-медресе по-прежнему открыта как мечеть, а ханка-мавзолей открыт для посетителей как историческое место. [3]
История
[ редактировать ]
Правление аль-Гури
[ редактировать ]Второй из султанов мамлюков , султан Кансух аль-Гури был последним султаном мамлюков, правившим какой-либо продолжительности (1501–1516 гг.). Его называли «аль-Гури» в честь казармы аль-Гури, где он находился. [4] Он был губернатором Тарса , затем камергером Алеппо и принимал активное участие в военной кампании против османов в 1484 году. Аль-Гури умер от сердечного приступа во время борьбы с турками-османами за пределами Алеппо, после бегства Амира Хайрбака в в разгар битвы. Его тело так и не было найдено и не было похоронено в мавзолее, на строительство которого он потратил целое состояние. [2]
Как и другие султаны своего времени, аль-Гури изображается энергичным, жестоким, суеверным и деспотичным лидером. [ нужна ссылка ] Во время его правления к людям применялись суровые наказания за совершенные преступления или при сборе денег. Несмотря на жестокость, аль-Гури любил музыку, поэзию и цветы, его привлекали суфии и другие благочестивые люди. Он был великим покровителем архитектуры и человеком утонченного культурного вкуса. Хотя экономические условия были несколько плачевными, султан до самого конца своего правления преследовал страсть к царственной пышности, тратя значительные средства и конфисковывая имущество для строительства представительных зданий. [4]
Строительство комплекса
[ редактировать ]Чтобы построить свой собственный погребальный комплекс в центре рыночной зоны Каира на улице аль-Муизз, аль-Гури конфисковал и снес ряд объектов недвижимости, включая магазины, жилые дома и старое медресе, основанное евнухом по имени Мухтасс, что вызвало бурную реакцию. критика. [4] Строительство началось в 1502 году и закончилось в 1504 или 1505 году. [4] [1] [5]
Королевский мавзолей предназначался для размещения не только гробницы султана, но также ряда реликвий, связанных с Мухаммедом , и тома Корана, предположительно принадлежавшего халифу Усману . [4] Реликвии ранее размещались в строении, известном как Рибат аль-Атар, к югу от Фустата , основанном визирем Тадж ад-Дином ибн Ханной (ум. 1303), который купил реликвии у семьи в Хиджазе. [6] Для отделки внешней части купола плиткой потребовалось создание керамической мастерской, поскольку до этого момента каирские мастера не использовали много керамических украшений. Мавзолей Азрумука на Северном кладбище, построенный в 1503-04 годах примерно в то же время, также украшен синими изразцами, вероятно, изготовленными в той же мастерской. Мастерская продолжала работать после османского завоевания 1517 года . [7]
Мечеть была открыта большим банкетом в мае 1503 года, накануне Курбан-байрама высокопоставленные чиновники и символический аббасидский халиф аль-Мустамсик . , на котором присутствовали [1] Надпись внутри датирует его завершение несколько позже, в августе-сентябре 1503 года. Сабиль-кутаб был завершен в мае-июне 1504 года. Мощи Мухаммеда были перенесены в мавзолей в октябре-ноябре 1504 года. [6] Хотя нынешняя деревянная крыша над улицей является современной заменой, подобная крыша существовала здесь исторически, о чем свидетельствует картина Дэвида Робертса 1846 года . [5] [7] Открытое пространство между двумя зданиями сдавалось в аренду людям для установки рыночных прилавков.
Более поздняя история
[ редактировать ]Большой купол мавзолея с самого начала был нестабильным и дважды перестраивался вскоре после его первоначального строительства, в 1512 и 1513 годах. Некоторые мраморные украшения мечети были взяты из более старых памятников и размещены здесь по приказу аль-Гури. После завоевания Египта в 1517 году османский султан Селим II приказал снять это мраморное украшение и перевезти его в Стамбул . [1] И купол мавзолея, и вершина минарета были заменены в 19 веке из-за обрушения или структурных недостатков. [1] Комплекс был поврежден землетрясением 1992 года и подвергся реставрации, завершившейся в 2000 году. [1]
Планировка и внешний вид
[ редактировать ]
Погребальный комплекс имеет замечательную планировку и представляет собой двойную архитектурную композицию, состоящую из двух кварталов, расположенных на главной улице в самом сердце средневекового Каира . Всего два блока: западный – состоящий из мечети с минаретом ; восточный представляет собой погребальный комплекс, состоящий из мавзолея, зала под названием Ханка , макада (зала для приемов), кладбища и сабиль-кутаба. [6] Оба здания построены над магазинами, соединенными с рынками, расположенными вдоль боковой улицы. Чтобы обеспечить тень на улице, здания соединяет деревянная крыша. Этот район исторически был частью текстильного рынка Каира, и текстиль и одежда продаются здесь и сегодня. [1] была построена викала ( караван-сарай Рядом с Аль-Гури, немного восточнее вдоль Шариат аль-Азхара, ), известная как Викала аль-Гури . Оно приносило доход основному комплексу и сегодня остается одним из наиболее хорошо сохранившихся зданий такого рода. [8] [9]
Комплекс был спроектирован так, чтобы показать свою минаретно-купольную композицию зрителю, приходящему с юга. Хотя купол и минарет разделены улицей, они были задуманы как единая гармоничная композиция и объединены синим керамическим декором. Эта синяя керамика похожа на синее керамическое украшение на минарете султана в аль-Азхаре. [7] В отличие от других религиозных комплексов, фасады комплекса не приспособлены к планировке улицы. Они скорее следуют ориентации двух сторон комплекса. Это создает квадрат и полузакрыто с северного конца выступом сабиль-кутаба мавзолея, а с южного конца - выступом минарета медресе . Рынок и арендная плата помогли оплатить содержание комплекса аль-Гури. [7]

Фасады двух зданий не идентичны, однако имеют схожие черты. Окна нижнего этажа имеют прямоугольную форму, а окна наверху имеют характерную мамлюкскую тройную композицию с двумя арочными окнами и круглым окулом наверху. Порталы утоплены, имеют трехлопастные профили, резьбу мукарна и мраморные панели в черно-белых вариациях. Колонны в углу мечети и мавзолея имеют капители коптского византийского и стилей, что указывает на то, что мамлюкские мастера подражали доисламским образцам. [7] Помимо различных декоративных деталей, в здании имеется каменная кладка из блэка , чередующаяся в бежевых и желтовато-коричневых тонах. [1]
Медресе-мечеть (западный корпус)
[ редактировать ]Западное здание служило пятничной мечетью , но также описывается как медресе или медресе-мечеть. [10] [1] Он имеет планировку из четырех айванов вокруг центрального двора, что было характерно для позднемамлюкской архитектуры . [1] Центральный двор открыт небу и изначально был покрыт сеткой, чтобы птицы не могли залететь внутрь. [10] [5] Восточный айван ориентирован на киблу (направление молитвы) и содержит михраб и минбар мечети, а западный айван сзади сегодня служит женской секцией. Диккой служил также балкон в задней стене. Северный и южный айваны по бокам значительно мельче и мельче. Пристройки к зданию включают 18 жилых помещений, отведенных для персонала. [11]
Интерьер богато вымощен и облицован панелями из черного и белого мрамора по полу и вдоль выступов нижних стен. Вдоль верхнего края дадо, окружающего двор, проходит изящная и богато украшенная куфическая арабская надпись, выполненная черным битумом и вставленная на белый мраморный фон. [1] [5] Стены над ним, особенно вокруг больших арок айванов, украшены арабесками и другими арабскими надписями. [1] [11] Перемычки северной и южной арок айвана украшены центральными медальонами, на которых вырезан эпиграфический герб Султана аль-Гури. [10] Ниша михраба, как обычно, является одним из наиболее богато украшенных элементов и имеет расходящиеся узоры черно-белой мраморной мозаики вокруг полукупола и геометрической мраморной мозаики, покрывающей среднюю часть ниши. Стены по обе стороны от нее также покрыты мраморными мозаичными панелями, очень похожими на стену киблы старой мечети аль-Муайяд . [12]
Огромный минарет виден из-под Баб-Зувайлы и представляет собой четырехэтажную прямоугольную башню значительной высоты. Самая верхняя часть башни имела четырехглавую или четверную фонарную конструкцию и была первой в своем роде, построенной в Каире. [13] Вероятно, изначально он был построен из камня, но вскоре после постройки был перестроен из кирпича из-за структурных проблем. Первоначально он был покрыт синей плиткой. [1] Эта верхняя часть из кирпича обрушилась в 19 веке и была заменена нынешней пятиглавой вершиной. Балюстрады балконов также были заменены на простые деревянные. [10]
- Медресе-Мечеть
- Входной портал мечети
- Интерьер мечети с видом на центральный двор.
- Кибла Айван (восточная сторона двора)
- Михраб мечети
- Взглянув вверх со двора: вдоль верхнего края двора проходит карниз из мукарна, а стены украшены резными арабесками.
- Один из боковых айванов главного двора (северная сторона)
- Мраморные мозаичные панели и мраморная полоса с надписью (куфическим арабским письмом) вдоль стен главного двора.
- Пример мраморного мозаичного покрытия во дворе
- Минарет, построенный над мечетью
Ханка-мавзолей (восточное здание)
[ редактировать ]Ханка и другие приложения
[ редактировать ]Главный фасад погребального комплекса, в отличие от фасада мечети, облицован панелями, увенчанными прямоугольным гребнем мукарнаса . Главный портал ведет в необычный вестибюль с двумя противоположными входами, каждый со своими трехлопастными порталами. один на правой стороне, ведущий к мавзолею, а другой к Ханке . [12] В северо-западном углу находится сабиль-кутаб, выступающий наружу, на улицу. Сабил над , отличающийся большими окнами с металлическими решетками, расположен на первом этаже, а куттаб ним построен с двойными арочными окнами. Такая конфигурация сабиль-кутаба впервые появилась в период правления султана Кайтбая (годы правления 1468-1496). [12]
Сегодня посетители входят в здание через боковой вход на севере со стороны Шариа аль-Азхар, а не через исторический главный портал на улице аль-Муизз. [1] Это ведет к внутреннему открытому двору, который обеспечивает доступ к различным частям комплекса и где раньше располагалось кладбище членов семьи аль-Гури. [1] [12] На южной стороне, за украшенным фасадом с рядами окон и замысловатым карнизом мукарна, находится закрытый макад или каа , зал для приемов. [12] [1] [5] Этот зал был зарезервирован для женщин-членов семьи султана при посещении комплекса. [5] На юго-западе находится мавзолей, а на западе — ханка .
- Ханка-мавзолей: внешний вид, вестибюль и внутренний двор.
- Фасад ханки-мавзолея, на восточной стороне улицы.
- Сабиль (вверху) и куттаб (внизу), выступающие из северо-западного угла ханаки.
- Вестибюль за главным входом с украшенными порталами в ханку (слева) и мавзолей (справа)
- Северный уличный фасад комплекса, включая сегодняшний вход для посетителей (слева)
- Внутренний двор ханки-мавзолея
Ханка представляет собой Т-образный зал, который использовался для суфийских собраний и церемоний, в частности, таких как зикр . [14] [1] На западной стороне имелся михраб с мраморным декором собственного образца. Мраморные плиты вдоль нижних стен и мраморные полы также украшают зал. [15] Хотя в акте вакфа оно описывается как ханка, в этой части здания отсутствовали традиционные спальные и жилые помещения, которые традиционно были частью ханки. [16] (Хотя помещения для персонала существовали в западном здании на другой стороне улицы. [12] )
- Ханка зал
- Часть главного зала ханки, где проходили суфийские собрания.
- Деревянный купол над главным залом ханки.
- Михраб ханки
К сабилу ведет проход из ханки. В камере сабиль есть мраморный сальсабил и полихромный мраморный пол, на котором изображена плотная композиция из двадцатиконечных геометрических звезд, один из самых сложных примеров такого рода в Каире . [15] [1] Лестница ведет в куттаб на верхнем этаже.
- Интерьеры Сабиля и Куттаба
- Интерьер сабила с мраморным мозаичным полом с геометрическими звездными мотивами.
- Мраморный сальсабил в комнате сабиль
- Декорированный деревянный потолок внутри сабила
- Интерьер куттаба на верхнем этаже
- Потолок камеры куттаба
Мавзолей
[ редактировать ]Присоединение мавзолея к ханке вместо молитвенного зала было новинкой в мамлюкской архитектуре и, вероятно, было преднамеренным решением, позволившим мавзолею занять более крупное и заметное место в центре города. [16] [5] Сам мавзолей представляет собой большую квадратную камеру, покрытую кирпичным куполом, который сегодня заменен плоской деревянной крышей. Купол имел диаметр 12,5 метров, а его вершина изначально имела высоту 36 метров, что сопоставимо с высотой минарета через дорогу, что делало его третьим по величине куполом периода мамлюков. [17] Первоначально его внешний вид был покрыт синей плиткой, описываемой как цвет « ляпис-лазури ». [7] [5] Однако с самого начала купол был нестабильным, и после его первоначального строительства его пришлось перестраивать как минимум дважды. В 1860 году его окончательно снесли и заменили плоской деревянной крышей, какой она является сегодня. [1]
Нижние стены мавзолея покрыты мраморными дадо, увенчанными каллиграфическим фризом из черных букв, вставленным в мрамор, похожим на тот, что найден в мечети. Однако, в отличие от версии мечети, каллиграфия здесь выполнена прекрасным шрифтом сулут . [16] В дополнение к этому, в зале есть серия каллиграфических композиций, вырезанных на вертикальных панелях из черного мрамора вдоль стен, что является беспрецедентным явлением в искусстве мамлюков. Они включают композиции в зеркальной конфигурации, а также в форме ваз, деревьев и стилизованных птиц. [18] [1] У западной стены расположен еще один украшенный мрамором михраб, опять же со своим узором, отличным от других михрабов комплекса. [18] По обе стороны михраба расположены деревянные шкафы, внутренняя часть которых изящно расписана цветочными и переплетающимися узорами. Вероятно, именно здесь когда-то хранились мощи Мухаммеда. [5] Остальные стены над мраморными выступами покрыты неглубокими арабесками, что является еще одной примечательной особенностью зала. [1] Переходная зона между квадратной камерой и круглым куполом образована четырьмя очень длинными подвесками, вырезанными мукарнами. [17]
Поскольку тело аль-Гури так и не было найдено после битвы при Мардж-Дабике (1516 г.), он не был похоронен здесь. Здесь были похоронены некоторые из членов его семьи, в том числе его дочь в 1505 году, а затем его 13-летний сын (Насир ад-Дин Мухаммад) и его мать. Здесь же был похоронен султан Туманбай , который царствовал недолго после его смерти, пока османы не прибыли в Каир и не казнили его. [1]
- Мавзолейная камера
- Камера мавзолея
- Мраморные надписи дадо и тулут на нижних стенах мавзолея.
- Панели из черного мрамора с тонко вырезанными каллиграфическими композициями - особенность, не встречавшаяся в более ранней мамлюкской архитектуре.
- Купол камеры мавзолея (ныне заменен плоской деревянной крышей, но с сохранением каменных подвесок )
- Барабан купола над мавзолеем. (Сам купол был заменен плоским деревянным потолком в 19 веке.)
См. также
[ редактировать ]- Исламская архитектура
- Список мечетей в Каире
- Списки мечетей
- Список мечетей в Африке
- Список мечетей в Египте
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Уильямс 2018 , стр. 196–200.
- ^ Перейти обратно: а б «Комплекс Султана Кансуха аль-Гури» . АрхНет . Архивировано из оригинала 29 июня 2011 г. Проверено 13 марта 2011 г.
- ^ Ли, Джессика; Саттин, Энтони (2018). Одинокая планета: Египет (13-е изд.). Одинокая планета. п. 76.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Беренс-Абусейф 2007 , с. 295.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я О'Кейн, Бернард (2016). Мечети Египта . Издательство Американского университета Каира. стр. 231–235. ISBN 9789774167324 .
- ^ Перейти обратно: а б с Беренс-Абусейф 2007 , с. 296.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Беренс-Абусейф 2007 , с. 297.
- ^ «Вакала Кансух аль-Гаври» . архнет . Проверено 23 июня 2021 г.
- ^ Уильямс 2018 , с. 200.
- ^ Перейти обратно: а б с д Беренс-Абусейф 2007 , с. 298.
- ^ Перейти обратно: а б Беренс-Абусейф, 2007 , стр. 298–300.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Беренс-Абусейф 2007 , с. 300.
- ^ Беренс-Абусейф 2007 , стр. 297–298.
- ^ Беренс-Абусейф 2007 , стр. 300–302.
- ^ Перейти обратно: а б Беренс-Абусейф 2007 , с. 302.
- ^ Перейти обратно: а б с Беренс-Абусейф, 2007 , стр. 300–301.
- ^ Перейти обратно: а б Беренс-Абусейф 2007 , с. 301.
- ^ Перейти обратно: а б Беренс-Абусейф, 2007 , стр. 301–302.
Библиография
[ редактировать ]- Беренс-Абусейф, Дорис (2007). Каир мамлюков: история архитектуры и ее культуры . Американский университет в Каире Press. ISBN 9789774160776 .
- Уильямс, Кэролайн (2018). Исламские памятники в Каире: Практическое руководство (7-е изд.). Каир: Американский университет в Каире Press. ISBN 9789774168550 .