Jump to content

Комплекс Султан аль-Гури

Координаты : 30 ° 2'45,78 "N 31 ° 15'35,57" E  /  30,0460500 ° N 31,2598806 ° E  / 30,0460500;
(Перенаправлено с Комплекса Султана Аль-Гури )
Комплекс Султан Кансух аль-Гури
Комплекс: ханка-мавзолей (слева) и мечеть (справа).
Религия
Принадлежность ислам
Церковный или организационный статус действующая мечеть (западное здание), туристическая достопримечательность и историческое место (восточное здание)
Год освящен 1503-1505
Расположение
Расположение Каир , Египет
Комплекс Султан аль-Гури расположен в Египте.
Комплекс Султан аль-Гури
Показано в Египте
Географические координаты 30 ° 2'45,78 "N 31 ° 15'35,57" E  /  30,0460500 ° N 31,2598806 ° E  / 30,0460500;
Архитектура
Тип мавзолей, ханка, сабиль-кутаб, медресе
Стиль мамлюкский , исламский
Минарет (а) 1

Комплекс Султан аль-Гури или погребальный комплекс Султана аль-Гури , также известный как аль-Гурия , [1] Это монументальный исламский религиозный и погребальный комплекс, построенный мамлюкским султаном Кансухом аль-Гури между 1503 и 1505 годами нашей эры . Комплекс состоит из двух крупных зданий, обращенных друг к другу на аль-Муизз ли-Дин Аллах (улица аль-Муизз), в квартале Фаххамин, в центре исторической части Каира улице , Египет . Восточная сторона комплекса включает в себя мавзолей султана, ханку , сабиль (киоск по раздаче воды) и куттаб (исламскую начальную школу), а западная сторона комплекса — мечеть и медресе . [2] Сегодня мечеть-медресе по-прежнему открыта как мечеть, а ханка-мавзолей открыт для посетителей как историческое место. [3]

Известный рисунок зданий Гурии и рыночной улицы между ними, сделанный Дэвидом Робертсом в 1839 году.

Правление аль-Гури

[ редактировать ]

Второй из султанов мамлюков , султан Кансух аль-Гури был последним султаном мамлюков, правившим какой-либо продолжительности (1501–1516 гг.). Его называли «аль-Гури» в честь казармы аль-Гури, где он находился. [4] Он был губернатором Тарса , затем камергером Алеппо и принимал активное участие в военной кампании против османов в 1484 году. Аль-Гури умер от сердечного приступа во время борьбы с турками-османами за пределами Алеппо, после бегства Амира Хайрбака в в разгар битвы. Его тело так и не было найдено и не было похоронено в мавзолее, на строительство которого он потратил целое состояние. [2]

Как и другие султаны своего времени, аль-Гури изображается энергичным, жестоким, суеверным и деспотичным лидером. [ нужна ссылка ] Во время его правления к людям применялись суровые наказания за совершенные преступления или при сборе денег. Несмотря на жестокость, аль-Гури любил музыку, поэзию и цветы, его привлекали суфии и другие благочестивые люди. Он был великим покровителем архитектуры и человеком утонченного культурного вкуса. Хотя экономические условия были несколько плачевными, султан до самого конца своего правления преследовал страсть к царственной пышности, тратя значительные средства и конфисковывая имущество для строительства представительных зданий. [4]

Строительство комплекса

[ редактировать ]

Чтобы построить свой собственный погребальный комплекс в центре рыночной зоны Каира на улице аль-Муизз, аль-Гури конфисковал и снес ряд объектов недвижимости, включая магазины, жилые дома и старое медресе, основанное евнухом по имени Мухтасс, что вызвало бурную реакцию. критика. [4] Строительство началось в 1502 году и закончилось в 1504 или 1505 году. [4] [1] [5]

Королевский мавзолей предназначался для размещения не только гробницы султана, но также ряда реликвий, связанных с Мухаммедом , и тома Корана, предположительно принадлежавшего халифу Усману . [4] Реликвии ранее размещались в строении, известном как Рибат аль-Атар, к югу от Фустата , основанном визирем Тадж ад-Дином ибн Ханной (ум. 1303), который купил реликвии у семьи в Хиджазе. [6] Для отделки внешней части купола плиткой потребовалось создание керамической мастерской, поскольку до этого момента каирские мастера не использовали много керамических украшений. Мавзолей Азрумука на Северном кладбище, построенный в 1503-04 годах примерно в то же время, также украшен синими изразцами, вероятно, изготовленными в той же мастерской. Мастерская продолжала работать после османского завоевания 1517 года . [7]

Мечеть была открыта большим банкетом в мае 1503 года, накануне Курбан-байрама высокопоставленные чиновники и символический аббасидский халиф аль-Мустамсик . , на котором присутствовали [1] Надпись внутри датирует его завершение несколько позже, в августе-сентябре 1503 года. Сабиль-кутаб был завершен в мае-июне 1504 года. Мощи Мухаммеда были перенесены в мавзолей в октябре-ноябре 1504 года. [6] Хотя нынешняя деревянная крыша над улицей является современной заменой, подобная крыша существовала здесь исторически, о чем свидетельствует картина Дэвида Робертса 1846 года . [5] [7] Открытое пространство между двумя зданиями сдавалось в аренду людям для установки рыночных прилавков.

Более поздняя история

[ редактировать ]

Большой купол мавзолея с самого начала был нестабильным и дважды перестраивался вскоре после его первоначального строительства, в 1512 и 1513 годах. Некоторые мраморные украшения мечети были взяты из более старых памятников и размещены здесь по приказу аль-Гури. После завоевания Египта в 1517 году османский султан Селим II приказал снять это мраморное украшение и перевезти его в Стамбул . [1] И купол мавзолея, и вершина минарета были заменены в 19 веке из-за обрушения или структурных недостатков. [1] Комплекс был поврежден землетрясением 1992 года и подвергся реставрации, завершившейся в 2000 году. [1]

Планировка и внешний вид

[ редактировать ]
Рынок между двумя крыльями комплекса сегодня

Погребальный комплекс имеет замечательную планировку и представляет собой двойную архитектурную композицию, состоящую из двух кварталов, расположенных на главной улице в самом сердце средневекового Каира . Всего два блока: западный – состоящий из мечети с минаретом ; восточный представляет собой погребальный комплекс, состоящий из мавзолея, зала под названием Ханка , макада (зала для приемов), кладбища и сабиль-кутаба. [6] Оба здания построены над магазинами, соединенными с рынками, расположенными вдоль боковой улицы. Чтобы обеспечить тень на улице, здания соединяет деревянная крыша. Этот район исторически был частью текстильного рынка Каира, и текстиль и одежда продаются здесь и сегодня. [1] была построена викала ( караван-сарай Рядом с Аль-Гури, немного восточнее вдоль Шариат аль-Азхара, ), известная как Викала аль-Гури . Оно приносило доход основному комплексу и сегодня остается одним из наиболее хорошо сохранившихся зданий такого рода. [8] [9]

Комплекс был спроектирован так, чтобы показать свою минаретно-купольную композицию зрителю, приходящему с юга. Хотя купол и минарет разделены улицей, они были задуманы как единая гармоничная композиция и объединены синим керамическим декором. Эта синяя керамика похожа на синее керамическое украшение на минарете султана в аль-Азхаре. [7] В отличие от других религиозных комплексов, фасады комплекса не приспособлены к планировке улицы. Они скорее следуют ориентации двух сторон комплекса. Это создает квадрат и полузакрыто с северного конца выступом сабиль-кутаба мавзолея, а с южного конца - выступом минарета медресе . Рынок и арендная плата помогли оплатить содержание комплекса аль-Гури. [7]

Пример мраморной мозаики и каменного резного эпиграфического декора на экстерьере зданий.

Фасады двух зданий не идентичны, однако имеют схожие черты. Окна нижнего этажа имеют прямоугольную форму, а окна наверху имеют характерную мамлюкскую тройную композицию с двумя арочными окнами и круглым окулом наверху. Порталы утоплены, имеют трехлопастные профили, резьбу мукарна и мраморные панели в черно-белых вариациях. Колонны в углу мечети и мавзолея имеют капители коптского византийского и стилей, что указывает на то, что мамлюкские мастера подражали доисламским образцам. [7] Помимо различных декоративных деталей, в здании имеется каменная кладка из блэка , чередующаяся в бежевых и желтовато-коричневых тонах. [1]

Медресе-мечеть (западный корпус)

[ редактировать ]

Западное здание служило пятничной мечетью , но также описывается как медресе или медресе-мечеть. [10] [1] Он имеет планировку из четырех айванов вокруг центрального двора, что было характерно для позднемамлюкской архитектуры . [1] Центральный двор открыт небу и изначально был покрыт сеткой, чтобы птицы не могли залететь внутрь. [10] [5] Восточный айван ориентирован на киблу (направление молитвы) и содержит михраб и минбар мечети, а западный айван сзади сегодня служит женской секцией. Диккой служил также балкон в задней стене. Северный и южный айваны по бокам значительно мельче и мельче. Пристройки к зданию включают 18 жилых помещений, отведенных для персонала. [11]

Интерьер богато вымощен и облицован панелями из черного и белого мрамора по полу и вдоль выступов нижних стен. Вдоль верхнего края дадо, окружающего двор, проходит изящная и богато украшенная куфическая арабская надпись, выполненная черным битумом и вставленная на белый мраморный фон. [1] [5] Стены над ним, особенно вокруг больших арок айванов, украшены арабесками и другими арабскими надписями. [1] [11] Перемычки северной и южной арок айвана украшены центральными медальонами, на которых вырезан эпиграфический герб Султана аль-Гури. [10] Ниша михраба, как обычно, является одним из наиболее богато украшенных элементов и имеет расходящиеся узоры черно-белой мраморной мозаики вокруг полукупола и геометрической мраморной мозаики, покрывающей среднюю часть ниши. Стены по обе стороны от нее также покрыты мраморными мозаичными панелями, очень похожими на стену киблы старой мечети аль-Муайяд . [12]

Огромный минарет виден из-под Баб-Зувайлы и представляет собой четырехэтажную прямоугольную башню значительной высоты. Самая верхняя часть башни имела четырехглавую или четверную фонарную конструкцию и была первой в своем роде, построенной в Каире. [13] Вероятно, изначально он был построен из камня, но вскоре после постройки был перестроен из кирпича из-за структурных проблем. Первоначально он был покрыт синей плиткой. [1] Эта верхняя часть из кирпича обрушилась в 19 веке и была заменена нынешней пятиглавой вершиной. Балюстрады балконов также были заменены на простые деревянные. [10]

Ханка-мавзолей (восточное здание)

[ редактировать ]

Ханка и другие приложения

[ редактировать ]

Главный фасад погребального комплекса, в отличие от фасада мечети, облицован панелями, увенчанными прямоугольным гребнем мукарнаса . Главный портал ведет в необычный вестибюль с двумя противоположными входами, каждый со своими трехлопастными порталами. один на правой стороне, ведущий к мавзолею, а другой к Ханке . [12] В северо-западном углу находится сабиль-кутаб, выступающий наружу, на улицу. Сабил над , отличающийся большими окнами с металлическими решетками, расположен на первом этаже, а куттаб ним построен с двойными арочными окнами. Такая конфигурация сабиль-кутаба впервые появилась в период правления султана Кайтбая (годы правления 1468-1496). [12]

Сегодня посетители входят в здание через боковой вход на севере со стороны Шариа аль-Азхар, а не через исторический главный портал на улице аль-Муизз. [1] Это ведет к внутреннему открытому двору, который обеспечивает доступ к различным частям комплекса и где раньше располагалось кладбище членов семьи аль-Гури. [1] [12] На южной стороне, за украшенным фасадом с рядами окон и замысловатым карнизом мукарна, находится закрытый макад или каа , зал для приемов. [12] [1] [5] Этот зал был зарезервирован для женщин-членов семьи султана при посещении комплекса. [5] На юго-западе находится мавзолей, а на западе — ханка .

Ханка представляет собой Т-образный зал, который использовался для суфийских собраний и церемоний, в частности, таких как зикр . [14] [1] На западной стороне имелся михраб с мраморным декором собственного образца. Мраморные плиты вдоль нижних стен и мраморные полы также украшают зал. [15] Хотя в акте вакфа оно описывается как ханка, в этой части здания отсутствовали традиционные спальные и жилые помещения, которые традиционно были частью ханки. [16] (Хотя помещения для персонала существовали в западном здании на другой стороне улицы. [12] )

К сабилу ведет проход из ханки. В камере сабиль есть мраморный сальсабил и полихромный мраморный пол, на котором изображена плотная композиция из двадцатиконечных геометрических звезд, один из самых сложных примеров такого рода в Каире . [15] [1] Лестница ведет в куттаб на верхнем этаже.

Мавзолей

[ редактировать ]

Присоединение мавзолея к ханке вместо молитвенного зала было новинкой в ​​мамлюкской архитектуре и, вероятно, было преднамеренным решением, позволившим мавзолею занять более крупное и заметное место в центре города. [16] [5] Сам мавзолей представляет собой большую квадратную камеру, покрытую кирпичным куполом, который сегодня заменен плоской деревянной крышей. Купол имел диаметр 12,5 метров, а его вершина изначально имела высоту 36 метров, что сопоставимо с высотой минарета через дорогу, что делало его третьим по величине куполом периода мамлюков. [17] Первоначально его внешний вид был покрыт синей плиткой, описываемой как цвет « ляпис-лазури ». [7] [5] Однако с самого начала купол был нестабильным, и после его первоначального строительства его пришлось перестраивать как минимум дважды. В 1860 году его окончательно снесли и заменили плоской деревянной крышей, какой она является сегодня. [1]

Нижние стены мавзолея покрыты мраморными дадо, увенчанными каллиграфическим фризом из черных букв, вставленным в мрамор, похожим на тот, что найден в мечети. Однако, в отличие от версии мечети, каллиграфия здесь выполнена прекрасным шрифтом сулут . [16] В дополнение к этому, в зале есть серия каллиграфических композиций, вырезанных на вертикальных панелях из черного мрамора вдоль стен, что является беспрецедентным явлением в искусстве мамлюков. Они включают композиции в зеркальной конфигурации, а также в форме ваз, деревьев и стилизованных птиц. [18] [1] У западной стены расположен еще один украшенный мрамором михраб, опять же со своим узором, отличным от других михрабов комплекса. [18] По обе стороны михраба расположены деревянные шкафы, внутренняя часть которых изящно расписана цветочными и переплетающимися узорами. Вероятно, именно здесь когда-то хранились мощи Мухаммеда. [5] Остальные стены над мраморными выступами покрыты неглубокими арабесками, что является еще одной примечательной особенностью зала. [1] Переходная зона между квадратной камерой и круглым куполом образована четырьмя очень длинными подвесками, вырезанными мукарнами. [17]

Поскольку тело аль-Гури так и не было найдено после битвы при Мардж-Дабике (1516 г.), он не был похоронен здесь. Здесь были похоронены некоторые из членов его семьи, в том числе его дочь в 1505 году, а затем его 13-летний сын (Насир ад-Дин Мухаммад) и его мать. Здесь же был похоронен султан Туманбай , который царствовал недолго после его смерти, пока османы не прибыли в Каир и не казнили его. [1]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Уильямс 2018 , стр. 196–200.
  2. ^ Перейти обратно: а б «Комплекс Султана Кансуха аль-Гури» . АрхНет . Архивировано из оригинала 29 июня 2011 г. Проверено 13 марта 2011 г.
  3. ^ Ли, Джессика; Саттин, Энтони (2018). Одинокая планета: Египет (13-е изд.). Одинокая планета. п. 76.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и Беренс-Абусейф 2007 , с. 295.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я О'Кейн, Бернард (2016). Мечети Египта . Издательство Американского университета Каира. стр. 231–235. ISBN  9789774167324 .
  6. ^ Перейти обратно: а б с Беренс-Абусейф 2007 , с. 296.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Беренс-Абусейф 2007 , с. 297.
  8. ^ «Вакала Кансух аль-Гаври» . архнет . Проверено 23 июня 2021 г.
  9. ^ Уильямс 2018 , с. 200.
  10. ^ Перейти обратно: а б с д Беренс-Абусейф 2007 , с. 298.
  11. ^ Перейти обратно: а б Беренс-Абусейф, 2007 , стр. 298–300.
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Беренс-Абусейф 2007 , с. 300.
  13. ^ Беренс-Абусейф 2007 , стр. 297–298.
  14. ^ Беренс-Абусейф 2007 , стр. 300–302.
  15. ^ Перейти обратно: а б Беренс-Абусейф 2007 , с. 302.
  16. ^ Перейти обратно: а б с Беренс-Абусейф, 2007 , стр. 300–301.
  17. ^ Перейти обратно: а б Беренс-Абусейф 2007 , с. 301.
  18. ^ Перейти обратно: а б Беренс-Абусейф, 2007 , стр. 301–302.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5a2738aeb44cc56f2be532c377a86743__1712600700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5a/43/5a2738aeb44cc56f2be532c377a86743.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sultan al-Ghuri Complex - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)