Шаджар ад-Дурр
Шаджар ад-Дурр | |||||
---|---|---|---|---|---|
Султан Египта | |||||
Царствование | 2 мая – 30 июля 1250 г. | ||||
Предшественник | Аль-Муаззам Тураншах | ||||
Преемник | Изз ад-Дин Айбак | ||||
Регент Египта | |||||
Регентство | 21 ноября 1249 г. - 27 февраля 1250 г. [ 1 ] | ||||
Рожденный | неизвестный | ||||
Умер | Каир | 28 апреля 1257 г. ||||
Похороны | Каир | ||||
Супруг | |||||
Проблема | Халил | ||||
| |||||
Религия | Суннитский ислам |
Шаджар ад-Дурр ( араб . Шаджар ад-Дурр , букв. «Жемчужное дерево»), также Шаджарат ад-Дурр ( Шаджар ад-Дурр ), [ а ] чье королевское имя было аль-Малика Асмат ад-Дин Умм-Халил Шаджар ад-Дурр ( королева Исмат ад-Дин Умм Халил Шаджар ад-Дурр ; [ б ] умер 28 апреля 1257), правитель Египта. Она была женой Ас-Салиха Айюба , а позже Изз ад-Дина Айбака , первого султана династии Мамлюков Бахри . До того, как стать женой Айюба, она была детской рабыней и наложницей Айюба . [ 4 ]
В политических делах Шаджар ад-Дурр сыграла решающую роль после смерти своего первого мужа во время Седьмого крестового похода против Египта (1249–1250 гг. н.э.). Она стала султаншей Египта 2 мая 1250 года, что ознаменовало конец правления Айюбидов и начало эры мамлюков . [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]
Заголовок
Некоторые источники утверждают, что Шаджар ад-Дурр приняла титул султанши ( سلطانة sulṭānah ), женскую форму султана . [ 9 ] Однако в исторических источниках (в частности, Ибн Василе ) и на единственной дошедшей до нас монете Шаджар ад-Дурра она названа «султанкой». [ 10 ]
Ранний период жизни
Фон
Шаджар ад-Дурр был тюрком. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] или армянского происхождения, [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] и описана историками как красивая, набожная и умная женщина. [ 19 ] Ее купил в рабство Ас-Салих Айюб. [ 20 ] в Леванте до того, как он стал султаном, и сопровождал его и Мамлюка Рукн ад-Дина Бейбарса ас-Салихи (а не Байбарса , ставшего султаном) в Аль-Карак во время его заключения там в 1239 году. [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] Позже, когда Ас-Салих Айюб стал султаном в 1240 году, она отправилась с ним в Египет и родила им сына Халила, которого звали аль-Малик аль-Мансур. [ 19 ] [ 25 ] Через некоторое время после рождения на ней женился Ас-Салих Айюб. [ 26 ]
В апреле 1249 года Ас-Салих Айюб, тяжело больной в Сирии , вернулся в Египет и отправился в Ашмум-Тану, недалеко от Дамиетты. [ 27 ] [ 28 ] после того, как он услышал, что король Франции Людовик IX собрал армию крестоносцев на Кипре и собирался начать нападение на Египет. [ 29 ] В июне 1249 года крестоносцы высадились в заброшенном городе Дамиетта. [ 30 ] [ 31 ] в устье реки Нил . Ас-Салиха Айюба перенесли на носилках в его дворец в лучше защищенном городе Аль-Мансура , где он умер 22 ноября 1249 года, проправив Египтом почти 10 лет. [ 32 ] Шаджар ад-Дурр сообщил эмиру Фахру ад-Дину ибн ас-Шейху (командующему всей египетской армией) и Таваши Джамал ад-Дину Мухсину (главному евнуху, контролировавшем дворец) о смерти султана, но поскольку страна подверглась нападению со стороны крестоносцы решили скрыть его смерть. [ 33 ] Гробовое тело султана тайно перевезли на лодке в замок на острове Ар-Руда в Ниле. [ 34 ] [ 35 ] Хотя покойный султан не оставил никаких свидетельств о том, кто станет его преемником после его смерти, [ 36 ] Фарис ад-Дин Актай был отправлен в Хасанкейф, чтобы позвонить аль-Муаззаму Тураншаху , сыну умершего султана. [ 37 ] [ 38 ] Очевидцы-наблюдатели, жившие в Египте на момент смерти султана, утверждают, что документы были подделаны слугой, который мог скопировать почерк султана. [ 4 ] Эмир Фахр ад-Дин начал выдавать ученые степени и отдавать султанские приказы. [ 39 ] и этому небольшому кругу советников удалось убедить народ и других правительственных чиновников в том, что султан скорее болен, чем мертв. Шаджар ад-Дурр продолжал готовить еду для султана и доставлять ее в его палатку. [ 40 ] Высшим чиновникам, султанским мамлюкам и солдатам было приказано – по воле «больного» султана – принести клятву верности султану, его наследнику Тураншаху. [ 41 ] [ 42 ] и Атабек [ 43 ] Фахр ад-Дин Юсуф. [ 33 ]
Поражение Седьмого крестового похода
Весть о смерти ас-Салиха Айюба дошла до крестоносцев в Дамиетте. [ 44 ] [ 45 ] и с прибытием подкрепления во главе с Альфонсом, графом Пуату , братом короля Людовика IX, они решили двинуться на Каир. Отряд крестоносцев под предводительством другого брата Людовика IX Роберта I Артуа пересек канал Ашмум (известный сегодня как Альбах Альсагир) и атаковал египетский лагерь в Гидейле, в двух милях (3 км) от Аль-Мансуры. Эмир Фахр ад-Дин был убит во время внезапного нападения, и силы крестоносцев двинулись к городу Аль-Мансура. Шаджар ад-Дурр согласился с планом Байбарса по защите Аль-Мансуры. [ 46 ] Отряд крестоносцев оказался в ловушке внутри города, Роберт Артуа был убит, а отряд крестоносцев уничтожен. [ 47 ] [ 48 ] египетскими войсками и горожанами во главе с людьми, которые собирались основать государство, которое будет доминировать в южном Средиземноморье на протяжении десятилетий: Байбарс аль-Бундукдари, Изз ад-Дин Айбак и Калавун аль-Альфи . [ 49 ]
В феврале 1250 года сын умершего султана Аль-Муаззам Тураншах прибыл в Египет и был возведен на трон в Аль-Сальхии. [ 50 ] [ 51 ] так как ему некогда было ехать в Каир. С его приездом Шаджар ад-Дурр объявил о смерти ас-Салиха Айюба. Тураншах отправился прямо к Аль-Мансуре. [ 52 ] а 6 апреля 1250 года крестоносцы потерпели полное поражение в битве при Фарискуре , и король Людовик IX был взят в плен.
Конфликт с Тураншахом
После того, как Седьмой крестовый поход потерпел поражение и Людовик IX был взят в плен, начались проблемы между Тураншахом с одной стороны и Шаджаром ад-Дурром и мамлюками с другой. Тураншах, зная, что он не будет иметь полного суверенитета, пока Шаджар ад-Дурр, мамлюки и старая гвардия его покойного отца были рядом, задержал нескольких чиновников и начал заменять старых чиновников, включая заместителя Султана. [ 53 ] со своими последователями, пришедшими с ним из Хасанкейфа. [ 54 ] Затем он отправил сообщение Шаджар ад-Дурр, пока она была в Иерусалиме. [ 19 ] предупреждая ее и прося передать ему богатство и драгоценности его покойного отца. [ 19 ] Просьба и манеры Тураншаха огорчили Шаджара ад-Дурра. Когда она пожаловалась мамлюкам на угрозы и неблагодарность Тураншаха, [ 55 ] мамлюки, особенно их лидер Фарис ад-Дин Актай, были в ярости. [ 56 ] Кроме того, Тураншах употреблял алкоголь и в пьяном виде оскорблял служанок своего отца и угрожал мамлюкам. [ 57 ] Тураншах был убит Байбарсом и группой солдат-мамлюков в Фарискуре 2 мая 1250 года. Он был последним из султанов Айюбидов. [ 58 ] [ 59 ]
Султанат
Прийти к власти
После убийства Тураншаха мамлюки и эмиры встретились в султанском Дихлизе. [ 60 ] и решил назначить Шаджара ад-Дурра новым монархом, а Изз ад-Дина Айбака - Атабегом (главнокомандующим). Об этом Шаджару ад-Дурру сообщили в Цитадели Горы в Каире. [ 61 ] и она согласилась. [ 62 ] Шаджар ад-Дурр взяла королевское имя «аль-Малика Исмат ад-Дин Умм-Халил Шаджар ад-Дурр» с несколькими дополнительными титулами, такими как «Маликат аль-Муслимин» (Королева мусульман) и «Валидат аль-Малик аль-Дурр». -Мансур Халил Эмир аль-Моаминин» (Мать аль-Малика аль-Мансура Халила Эмира правоверных). Она упоминалась в пятничных молитвах в мечетях под такими именами, как «Умм аль-Малик Халил» (Мать аль-Малика Халила) и «Сахибат аль-Малик ас-Салих» (жена аль-Малика ас-Салиха). Монеты чеканились с ее титулами, и указы она подписывала именем «Валидат Халил». [ 63 ] Используя имена своего покойного мужа и умершего сына, она пыталась добиться уважения и легитимности своего правления в качестве наследницы султаната.
Отдав дань уважения Шаджару ад-Дурру, эмир Хоссам ад-Дин был отправлен к королю Людовику IX, который все еще находился в заключении в Аль-Мансуре, и было решено, что Людовик IX покинет Египет живым, заплатив половину наложенного на него ранее выкупа. и сдать Дамиетту в обмен на его жизнь. [ 64 ] Людовик сдал Дамиетту и отплыл в Акру 8 мая 1250 года в сопровождении около 12 000 освобожденных военнопленных. [ 65 ]
Конфликт с Айюбидами
Новости об убийстве аль-Муаззама Тураншаха и инаугурации Шаджара ад-Дурра в качестве новой султанши достигли Сирии. Сирийским эмирам было предложено воздать должное Шаджару ад-Дурру, но они отказались, и заместитель султана в Аль-Караке восстал против Каира. [ 66 ] Сирийские эмиры в Дамаске передали город ан-Насиру Юсуфу, эмиру Айюбидов Алеппо, а мамлюки в Каире в ответ арестовали эмиров, которые были лояльны Айюбидам в Египте. [ 67 ] Помимо Айюбидов в Сирии, аббасидский халиф аль-Муста Сим в Багдаде также отверг действия мамлюков в Египте и отказался признать Шаджара ад-Дура монархом. [ 68 ] [ 69 ] Отказ халифа признать Шаджара ад-Дурра новой султаншей стал большим ударом для мамлюков в Египте, поскольку в эпоху Айюбидов существовал обычай, согласно которому султан мог получить легитимность только через признание халифа Аббасидов. [ 70 ] [ 71 ] Поэтому мамлюки решили назначить Изз ад-Дина Айбака новым султаном. Он женился на Шаджар ад-Дурр, которая отреклась от престола и передала ему трон после того, как она правила Египтом как султанша около трех месяцев. [ 72 ] Хотя период правления Шаджара ад-Дурра как монарха был недолгим, он стал свидетелем двух важных событий в истории: первое, изгнание Людовика IX из Египта, ознаменовавшее конец амбиций крестоносцев по завоеванию южного Средиземноморского бассейна. ; и, во-вторых, смерть династии Айюбидов и рождение государства мамлюков, которое десятилетиями доминировало в южном Средиземноморье.
Чтобы угодить халифу и добиться его признания, Айбак объявил, что он всего лишь представитель аббасидского халифа в Багдаде. [ 73 ] Чтобы успокоить Айюбидов в Сирии, мамлюки назначили сосултаном ребенка Айюбидов по имени аш-Шараф Муса. [ 70 ] [ 74 ] Но это не удовлетворило Айюбидов, и между мамлюками и Айюбидами вспыхнули вооруженные конфликты. [ 75 ] Халиф в Багдаде, озабоченный монголами, совершавшими набеги на территории недалеко от его столицы, предпочитал мирное урегулирование вопроса между мамлюками в Египте и Айюбидами в Сирии. Благодаря переговорам и посредничеству халифа, последовавшего за кровавым конфликтом, мамлюки, продемонстрировавшие военное превосходство [ 76 ] достигли соглашения с Айюбидами, которое дало им контроль над южной Палестиной, включая Газу и Иерусалим , а также сирийское побережье. [ 77 ] По этому соглашению мамлюки не только присоединили к своим владениям новые территории, но и получили признание своего нового государства.
Помимо конфликта с Айюбидами Сирии, мамлюки успешно противодействовали серьёзным восстаниям в Среднем и Верхнем Египте . [ 78 ] Затем Айбак, опасаясь растущей власти мамлюков Салихия, которые вместе с Шаджаром ад-Дурром сделали его султаном, приказал убить их лидера Фарис ад-Дина Актая. За убийством Актая сразу же последовал исход мамлюков в Сирию, где они присоединились к Айюбидам ан-Насиру Юсуфу. [ 79 ] Выдающиеся мамлюки, такие как Байбарс аль-Бундукдари и Калавун аль-Альфи, были среди тех мамлюков, которые бежали в Сирию. [ 80 ] Айбак стал единственным и абсолютным правителем Египта после правления мамлюков Салихия. [ 81 ] кто были сторонниками Шаджара ад-Дурра [ 82 ] покинул Египет и обратился против него.
Смерть
К 1257 году споры и подозрения стали частью отношений между Айбаком, [ 83 ] султан, который искал безопасности и превосходства, и его жена Шаджар ад-Дурр, бывшая султанша, которая имела сильную волю и управляла страной, находящейся на грани краха во время внешнего вторжения. Шаджар ад-Дурр хотел единоличного правления Египтом. Она скрывала от Айбака дела Султаната; она также не позволяла ему видеться с другой женой и настаивала на том, чтобы он развёлся с ней. [ 83 ] [ 84 ] Вместо этого Айбак, которому нужно было заключить союз с сильным эмиром, который мог бы помочь ему против угрозы мамлюков, бежавших в Сирию, [ 85 ] решил в 1257 году жениться на дочери Бадр ад-Дина Лулу, айюбидского эмира Мосула . [ 86 ] Бадр ад-Дин Лу'лу предупредил Айбака, что Шаджар ад-Дурр контактировал с ан-Насиром Юсуфом в Дамаске. [ 87 ] [ 88 ] Шаджар ад-Дурр, чувствуя себя в опасности [ 19 ] [ 89 ] и преданный Айбаком, человеком, которого она сделала султаном, приказала слугам убить его, пока он принимал ванну. [ 90 ] [ 91 ] Он правил Египтом семь лет. Шаджар ад-Дурр утверждала, что Айбак внезапно умер ночью, но его мамлюки (Муизийя) во главе с Кутузом не поверили ей. [ 92 ] [ 93 ] [ 94 ] [ 95 ] и причастные к этому слуги признались под пытками. Шаджар ад-Дурр и слуги были арестованы, и мамлюки Айбака (муизийя-мамлюки) хотели убить ее, но мамлюки Салихия защитили ее, и ее отвезли в Красную башню, где она осталась. [ 96 ] [ 97 ] Сын Айбака, 15-летний аль-Мансур Али, был назначен музиями мамлюками новым султаном. [ 92 ] [ 98 ] 28 апреля Шаджар ад-Дурр был раздет и забит до смерти башмаками служанками аль-Мансура Али и его матери. Согласно египетской легенде, современный египетский десерт, известный как Умм Али (Мать Али по-арабски), назван в честь матери аль-Мансура Али, которая приготовила блюдо в честь убийства Шаджара. [ 99 ] Ее обнаженное тело было найдено возле Цитадели. [ 100 ] [ 101 ] [ 102 ] По словам историка Ибн Ияса, Шаджар ад-Дурр стащили с ног и бросили сверху обнаженной, с тканью вокруг талии. Она оставалась во рву три дня, непогребенная, пока однажды ночью не пришла толпа и не сняла с ее талии ткань, потому что она была шелковой с жемчугом и пахла мускусом. [ 103 ] Слуги, причастные к убийству Айбака, были казнены. [ 104 ]
Шаджар ад-Дурр был похоронен в гробнице недалеко от мечети Тулун , которая является жемчужиной исламской погребальной архитектуры. Внутри находится михраб (молитвенная ниша), украшенная мозаикой «древа жизни», выполненной художниками, привезенными из Константинополя специально для этого заказа. Деревянная куфическая надпись, которая проходит по внутренней части ее гробницы, хотя и повреждена, также представляет собой произведение высочайшего мастерства.
Архитектура
Шаджар ад-Дурр был хорошо известен тем, что перенял местную архитектуру гробниц Бахри Мамлюка и объединил ее с медресе или школами ислама. Она была первым исламским султаном Египта, использовавшим эту культурно-синкретизированную архитектуру. Ее погребальные сооружения по-прежнему будут использоваться лидерами Мамлюкского султаната, что показывает, что медресе ислама были приняты, и они продолжали использоваться мамлюками Бахри еще долгое время после исламского правления. [ 105 ]
Шаджар ад-Дурр использовала свое богатство и власть, чтобы добавить гробницу к городскому медресе своего мужа Салихийя в 1250 году, и благодаря этому нововведению медресе и многие другие архитектурные комплексы, пожертвованные на благотворительные цели, стали памятными памятниками, и эта практика стала популярной среди мамлюков. правителей и остается широко распространенным и сегодня. В «Жемчужном дереве» (2020) Д. Фэйрчайлд Рагглз пишет:
«Первоначальное основание медресе позволило покровителю украсить городской пейзаж, заявить права на город и продемонстрировать свою щедрость и благочестие при жизни. Но хотя он носил его имя и титулы, его основной целью было предоставить место для преподавания и учебы. Гробница, напротив, существовала исключительно с целью поминовения. Как и все мавзолеи, он представлял собой видимый знак, чьей явной целью было сохранить память о его обитателе навечно. При объединении гробницы и медресе был создан новый ансамбль, в котором обе функции были усилены: гробница впитала в себя благотворительную цель соседней школы и уловила ее ритм деятельности, медресе приобрело новую политическую цель как воплощенное место памяти. — критически важное воспоминание об Айюбидах, которое, как мы помним, было тем, что Шаджар ад-Дурр мог предложить в качестве последней оставшейся связи с умершим султаном. Более того, комплекс занимал более напряженное городское пространство, чем предыдущие гробницы, и трансформировал город вокруг себя, выступая и определяя пространство улицы, ее красивый минарет и большой купол требовали от людей внимания». [ 4 ]
Она также построила для себя мавзолей где-то между 1250 годом и своей смертью в 1257 году. Часть более крупного благотворительного комплекса, до наших дней сохранилась только гробница, недавно она была восстановлена Фондом Атара Линны . [ 106 ] Хотя эта гробница была построена за стенами города Фатимидов, она, как и гробница, которую она построила для султана Салиха, представляла собой необычное и новаторское сооружение. Рагглс пишет:
Общеизвестно, что надписи являются важным средством коммуникации в исламском искусстве и что изображения людей и животных вообще избегаются в мусульманских религиозных учреждениях, таких как мечети и гробницы. Тем не менее, Шаджар ад-Дурр удалось вставить четкую ссылку на себя в самое напряженное место любого здания, где происходит молитва, михраб , где изображение вертикальной ветви с перламутровыми плодами напоминает ее имя: шаджар (дерево) и дурр. (жемчуг). [ 107 ]
Влияние
Основание династии мамлюков
Будучи освобожденным рабом, не принадлежащим к линии Айюбидов, Шаджар ад-Дурр отличился тем, что был первым мамлюкским правителем Египта и Сирии. [ 108 ] Айбак и Шаджар ад-Дурр прочно основали династию мамлюков, которая в конечном итоге даст отпор монголам , изгонит европейских крестоносцев из Святой Земли и останется самой могущественной политической силой на Ближнем Востоке до прихода османов .
В египетском фольклоре
Шаджар ад-Дурр - один из персонажей Сират аз-Захир Байбарс («Жизнь аз-Захира Байбарса»), фольклорного эпоса , состоящего из тысяч страниц. [ 109 ] он был составлен в Египте в раннюю мамлюкскую эпоху и принял свою окончательную форму в раннюю османскую эпоху. [ 110 ] Эта история, представляющая собой смесь вымысла и фактов, отражает увлечение простых египетских людей как Байбарсом, так и Шаджаром ад-Дурром. Фатма Шаджарат ад-Дурр, как в сказке назван Шаджар ад-Дурр, была дочерью халифа аль-Муктадира, чье королевство в Багдаде подверглось нападению монголов. [ 111 ] Ее звали Шаджарат ад-Дурр (жемчужное дерево), потому что отец одел ее в платье, сделанное из жемчуга. Ее отец подарил ей Египет, поскольку она хотела стать царицей Египта, и ас-Салих Айюб женился на ней, чтобы оставаться у власти, поскольку Египет принадлежал ей. Когда Байбарса привезли в Цитадель в Каире, она любила его и относилась к нему как к сыну, а он называл ее своей матерью. Айбак аль-Туркумани, злой человек, пришел из аль-Мусила, чтобы украсть Египет у Шаджарат ад-Дурр и ее мужа аль-Салиха Айюба. Шаджарат ад-Дурр убила Айбака мечом, но, спасаясь от его сына, упала с крыши цитадели и погибла. [ 112 ] Кроме того, имя Шаджар ад-Дурр на самом деле означает «Жемчужное дерево», поэтому в стихах о ней упоминается фруктовое дерево, образованное кусочками перламутра. [ 103 ]
В литературе и кино
Тайеб Салих в своем рассказе «Свадьба Зейна» упомянул «Шаджар ад-Дурр» как «бывшую рабыню, правившую Египтом в тринадцатом веке». В его рассказе есть персонаж, который говорит: «Мужчина остается мужчиной, даже если у него пускают слюни, а женщина остается женщиной, даже если она так же красива, как Шаджар ад-Дурр». [ 113 ]
Шаджар ад-Дурр был героем фильма Ахмада Галала 1935 года под названием Шаджарат ад-Дурр . [ 114 ] [ 115 ]
Монеты
На монетах Шаджара ад-Дурра были начертаны следующие имена и титулы: аль-Мустасимия ас-Салихия Маликат аль-Муслимин валидат аль-Малик аль-Мансур Халил Амир аль-Муминин. (Мустасимия, Салихия, королева мусульман, мать короля аль-Мансура Халила, эмира правоверных) и Шаджарат ад-Дурр. На ее монетах были также начертаны имена Аббасидского халифа: Абдаллах бен аль-Мустансир Биллах. [ 116 ]
См. также
Примечания
- ^ Ее монеты носили имя Шаджарат ад-Дурр. См . ниже .
- ^ От ее прозвища أم خليل ' Умм Халил , «мать Халила». Также Валидат Халил ( والدة خليل ) с тем же значением. Халил был ее мертвым сыном от султана ас-Салиха Айюба. Эти имена использовались Шаджар ад-Дурр, чтобы узаконить и укрепить свое положение наследницы и правительницы. Официальные документы и султанские указы она подписывала именем Валидат Халил . [ 2 ] [ 3 ]
Ссылки
- ^ Стюарт, Джон (1989). Африканские государства и правители . Лондон: МакФарланд. п. 8. ISBN 0-89950-390-Х .
- ^ Абу Аль-Фида, стр.66-87/648 год хиджры.
- ^ Аль-Макризи, стр.459/том 1.
- ^ Jump up to: а б с Рагглс 2020 , с. 98.
- ↑ Некоторые историки считают Шаджара ад-Дурра первым из султанов мамлюков. – (Шаял, стр.115/т.2)
- ^ Аль-Макризи описал Шаджара ад-Дурра как первого из мамлюкских султанов тюркского происхождения. «Эта женщина, Шаджар ад-Дурр, была первым из турецких царей-мамлюков, правивших Египтом» – (Аль-Макризи, стр.459/т.1)
- ^ Ибн Ияс считал Шаджара ад-Дурра Айюбидом. – (Ибн Ияс, с.89)
- ^ По словам Дж. Д. Фейджа, «трудно решить, была ли эта царица (Шаджар ад-Дурр) последней из Айюбидов или первой из мамлюков, поскольку она была связана как с исчезающей, так и с грядущей династией». Фаге, стр.37
- ^ Мери, Йозеф В. , изд. (2006). Средневековая исламская цивилизация: Энциклопедия . Том. 2: Л–З, индекс. Нью-Йорк: Рутледж. п. 730. ИСБН 978-0-415-96692-4 . ОСЛК 314792003 . Проверено 1 марта 2010 г.
... Шаджар ад-Дурр была провозглашена султаншей (женская форма имени султан) владений Айюбидов, хотя это не признавалось сирийскими князьями Айюбидов.
- ^ Ruggles 2020 , стр. 60–62.
- ^ Тайная история Ирана - стр. 127 .
- ^ Эггер, Вернон О. История мусульманского мира с 1260 года: создание глобального сообщества . ISBN 978-1-315-18229-2 . OCLC 1029232861 .
- ^ «Заключение» , «Мусульмане и крестоносцы» , Routledge, стр. 162–180, 27 июня 2014 г., doi : 10.4324/9781315773896-22 , ISBN 978-1-315-77389-6 , получено 15 апреля 2023 г.
- ^ Рагглс 2020 .
- ^ Аль-Макризи, Ибн Тагри и Абу Аль-Фида считали Шаджара ад-Дурра тюрком. Однако Аль-Макризи и Абу Аль-Фида отметили, что некоторые считают, что она была армянского происхождения. (Аль-Макризи, стр. 459/том 1) - (Ибн Тагри, стр. 102-273/том 6) - (Абу Аль-Фида, стр. 68-87/655 год хиджры)
- ^ Доктор Юрекли, Тюлай (2011), В погоне за историей (Международная серия периодических исследований Университета Аднана Мендереса), выпуск 6, стр. 335, Женщины-члены династии Айюбидов, Интернет-ссылка: «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 15 декабря 2011 года . Проверено 17 декабря 2011 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Марсот, Афаф Лютфи Аль-Сайид (2007). История Египта: от арабского завоевания до наших дней . Издательство Кембриджского университета. п. 28. ISBN 978-1-139-46327-0 .
- ^ Средневековые встречи: еврейская, христианская и мусульманская культура в слиянии и диалоге . Э. Дж. Брилл. 1996. с. 212.
- ^ Jump up to: а б с д и Ибн Тагри, стр.102-273/т.6.
- ^ Аль-Макризи, стр.459/том 1.
- ^ Аль-Макризи, стр.419/том 1.
- ^ (Абу Аль-Фида, стр.68-87/655 год хиджры) (Ибн Тагри, стр.102-273/том 6)
- ^ Шайял, стр.116/том 2.
- ^ в 1239 году, до того, как он стал султаном, и во время его конфликта со своим братом аль-Маликом аль-Адилем , когда Ас-Салих Айюб был пленником в Наблусе и содержался в замке Аль-Карак. Его сопровождали мамлюк по имени Рукн ад-Дин Бейбарс и Шаджар ад-Дурр и их сын Халил. (Аль-Макризи, стр.397-398/т.1)
- ^ (События Аль-Макризи 638 года хиджры (1240 г. н.э.) - стр.405/том 1.) - (Аль-Макризи, стр.404/том 1)
- ^ ас-Салих Айюб после рождения сына Халила женился на Шаджар ад-Дурр. (Аль-Макризи, стр.397-398/том 1/примечание 1.)
- ^ Аль-Макризи, с. 437/т.1
- ^ Ас-Салих Айюб из-за серьезной болезни не смог ездить на лошади, его перенесли в Египет на носилках. (Шайял, стр.95/т.2) – (Аль-Макризи, стр.437/т.1)
- ↑ Считалось, что Фридрих II , король Сицилии, сообщил Ас-Салиху Айюбу о плане Людовика. (Шаял, стр.95/т.2)
- ↑ Египетский гарнизон Дамиетты во главе с эмиром Фахр ад-Дином покинул город и направился в Ашмум-Тана, за ним последовало его население до высадки войск крестового похода. (Аль-Макризи, стр.438-439/том 1) – (Абу Аль-Фида, стр.66-87/год 647Х) – Вероятно, Фахр ад-Дин покинул Дамиетту, потому что думал, что султан умер так же, как и он. некоторое время не получал от него сообщений. (Шаял, стр.97/т.2)
- ↑ Также летописец крестового похода Лорд Жуанвиль упомянул, что Дамиетт был оставлен: «Сарацины трижды посылали султану сообщение с помощью почтовых голубей, что король высадился, не получив никакого ответа, поскольку султан был болен; поэтому они пришли к выводу, что султан, должно быть, мертв и покинул Дамиетту» и «Турки допустили ошибку, оставив Дамиетту, не перерезав лодочный мост, что доставило бы нам большие неудобства». ( Лорд Жуанвиль, парг. 72./Глава VI/часть II)
- ^ (Аль-Макризи, стр.439-441/том 2) – (Абу Аль-Фида, стр.68-87/647 год хиджры) – (Шайял, стр.98/том 2)
- ^ Jump up to: а б Аль-Макризи, стр.444/т.1
- ^ (Аль-Макризи, стр.441/том 1) - (Шайял, стр.98/том 2)
- ^ Замок аль-Руда (Кал'ат аль-Руда) был построен Ас-Салихом Айюбом на острове Аль-Руда в Каире. Он использовался как жилище для его мамлюков (Аль-Макризи, стр. 443/том 1). Позже султан Айбак похоронил Ас-Салиха Айюба в гробнице, построенной ас-Салихом перед его смертью возле его медресе в районе Бейн аль-Касрайн в Каире. (Аль-Макризи, стр. 441/т.1) – См. также Айбак .
- ^ (Абу Аль-Фида, стр.68-87/Смерть ас-Салиха Айюба)
- ^ Аль-Макризи, стр.445/том 1.
- ^ Аль-Муаззам Тураншах был заместителем своего отца (султана) в Хасанкейфе. (Ибн Тагри, стр. 102-273/том 6/год 646)
- ^ По словам Абу аль-Фиды и аль-Макризи, Шаджар ад-Дурр также использовал слугу по имени Сохаил для подделки султанских документов. (Абу Аль-Фида, стр.68-87/647 год хиджры) – (Аль-Макризи, стр.444/том 1)
- ^ Голдстоун 2009 , с. 169.
- ^ Ибн Тагри, стр. 102-273/т.6
- ^ Поскольку ас-Салих Айюб не дал никаких показаний относительно своего преемника, этим действием Шаджар ад-Дурр сделал Тураншаха наследником после смерти султана.
- ^ Главнокомандующий. См. также Атабег .
- ^ Шайял/стр.98/том 2
- ↑ Просочились новости о смерти султана. Некоторые люди в египетском лагере знали о смерти ас-Салиха Айюба. Когда вице-султан Хосам ад-Дин усомнился в султанском знаке, сделанном слугой Сохаилом, некоторые из его людей в лагере сообщили ему, что султан мертв. Люди заметили, что эмир Фахр ад-Дин действовал как государь, поэтому знали, что султан мертв, но не осмелились высказаться. (Аль-Макризи, стр.444-445/том 1). По словам Абу аль-Фиды, многие люди знали, что султан мертв, когда в Хасанкейф были отправлены гонцы, чтобы позвонить Тураншаху. (Абу Аль-Фида/стр.66-87/Смерть ас-Салиха Айюба.)
- ^ Касим, стр. 18.
- ↑ По данным Аль-Макризи, было убито около 1500 крестоносцев. (Аль-Макризи, стр.448/т.1)
- ↑ По словам Мэтью Пэрис, спаслись только 2 тамплиера, 1 госпитальер и один «презренный человек». ( Мэтью Пэрис, КРЕСТОВЫЙ ПОХОД ЛЮДОВИКА IX. стр. 147 / Том 5)
- ↑ Их возглавил их лидер Фарис Ад-Дин Актай. (Садави, стр. 12)
- ^ судья по коронации Бадр ад-Дин аль-Синджари ждал Тураншаха в секторе Газа, где. Из Газы они направились в Аль-Сальхию, где их принял вице-султан Хосам ад-Дин. (Аль-Макризи, стр. 449/том 1)
- ↑ Также «Ас Салхия» на севере Египта, к востоку от дельты Нила. в провинции Шаркия . Сейчас
- ^ Аль-Макризи, стр. 449-450/т.1
- ^ Тураншах заменил вице-султана Хоссама ад-Дина Джамал ад-Дином Акушем. (Аль-Макризи, стр.457/том 1)
- ↑ Абу Аль-Фида, стр.66-87/ 648 год по хиджре)
- ↑ Шаджар ад-Дурр защищал Египет во время Седьмого крестового похода. Она сохранила трон Айюбидов и сделала Тураншаха султаном в его отсутствие.
- ^ Фарис ад-Дин Актай уже разгневался на Тураншаха, потому что он не повысил его до ранга эмира, как он обещал ему, когда они были в Хасанкейфе. (Аль-Макризи, стр. 457/т.1) – (Ибн Тагри, стр.102-273/т.6)
- ↑ Тураншах, будучи пьяным, выкрикивал имена мамлюков, разрезая мечом киндлы и говоря: «Вот что я сделаю с бахриями». (Аль-Макризи, стр.457/т.1) (Ибн Тагри, стр.102-273/т.6)
- ^ Аль-Макризи, с. 458-459/т.1
- ↑ Шестилетний ребенок Айюбидов Аль-Ашраф Муса был бессильным сосултаном.
- ↑ Дихлиз был королевской палаткой султана.
- ↑ Цитадель Горы была обителью и двором султана в Каире.
- ^ Al-Maqrizi, p.459/vo.1
- ^ (Аль-Макризи, стр.459/том 1) – (Абу Аль-Фида, стр.66-87/год 648Х)
- ^ Аль-Макризи, стр.460/том 1.
- ^ Среди военнопленных франков были заключенные из более старых сражений (Аль-Макризи, стр.460/том 1).
- ^ Аль-Макризи, стр.462/том 1.
- ^ Аль-Макризи, стр.462-463/том 1.
- ↑ Аббасидский халиф аль-Муста Сим отправил из Багдада мамлюкам в Египте сообщение, в котором говорилось: «Если у вас там нет людей, сообщите нам, чтобы мы могли послать вам людей». – (Аль-Макризи, стр.464/том1)
- ↑ В Египте также были возражения со стороны людей, которым не нравилось, что Шаджар ад-Дурр позволил Людовику IX покинуть Египет живым.
- ^ Jump up to: а б Шайял, стр.115/т.2
- ↑ Несмотря на то, что Айюбиды правили как независимые монархи, духовно они были царственными по отношению к Аббасидскому халифату. Мамлюкам потребовалось несколько лет, прежде чем они смогли скорректировать этот момент. В 1258 году Аббасидский халифат был разрушен монголами вместе с Багдадом. Во время правления султана Байбарса в Египте был установлен марионеточный Аббасидский халифат, который дал мамлюкам полную независимость и свободу от любой внешней власти (Шайял, стр.109/т.2).
- ^ Аль-Макризи, стр.463/том 1.
- ^ (Аль-Макризи, стр.464/том 1) (Шайял, стр.115/том 2)
- ^ аль-Малик Шараф Музафер ад-Дин Муса был внуком аль-Малика аль-Камиля . (Аль-Макризи, стр.464/т.1) – (Шайал, стр.115/т.2) – (Ибн Тагри, стр.103-273/ Султанат аль-Муизз Айбак ат-Туркумани) – (Абу Аль-Фида, стр.68-87/год 652Х) – См. также Айбак .
- ^ См . Айбак .
- ↑ Силы мамлюков разгромили силы царя Айюбидов ан-Насира Юсуфа во всех сражениях. – См. также Айбак и ан-Насир Юсуф .
- ^ (Аль-Макризи, стр. 479/том 1) (Шайял, стр. 116/том 2)
- ↑ В 1253 году серьёзное восстание под предводительством Хисн ад-Дина Талаба в Верхнем и Среднем Египте было подавлено Актаем, лидером мамлюков Бахри. См. также Айбак.
- ^ Абу Аль-Фида, стр.68-87/год 652H.
- ↑ В то время как некоторые мамлюки, такие как Байбарс и Калавун, бежали в Сирию, другие бежали в Аль-Карак, Багдад и сельджукский султанат Рум . (Шаял, стр. 118/т.2)
- ^ Салихия Мамлюки были мамлюками ас-Салиха Айюба.
- ^ Асили, стр.18
- ^ Jump up to: а б Аль-Макризи, стр.493/т.1
- ↑ У Айбака была еще одна жена, известная по имени «Умм Али». Она была матерью аль-Мансура Али, ставшего султаном.
- ^ Шаял, стр.119/том 2.
- ^ (Аль-Макризи, стр.493/т.1) – (Ибн Тагри, стр.102-273/т.6)
- ^ Аль-Макризи, с. 494/т.1
- ^ По словам Аль-Макризи, Шаджар ад-Дурр отправил ан-Насиру Юсуфу подарок с сообщением, в котором говорилось, что она убьет Айбака, выйдет за него замуж и сделает его султаном. (Аль-Макризи, стр.493/том 1).
- ↑ По словам Аль-Макризи, Айбак планировал убить Шаджара ад-Дурра. (Аль-Макризи, стр.493/т.1)
- ^ (Аль-Макризи, стр.493/т.1) – (Абу Аль-Фида, стр.68-87/год 655Х)
- ↑ По словам Аль-Макризи, Айбак позвал Шаджара ад-Дурра на помощь, пока слуги убивали его. Шаджар ад-Дурр приказала слугам отпустить его, но слуга по имени Мохсин аль-Джоджри заорал ей: «Если мы позволим ему, он убьет и вас, и нас». – (Аль-Макризи, стр.493/том 1)
- ^ Jump up to: а б Касим, стр. 44.
- ^ Аль-Макризи, стр.494/том 1.
- ↑ По словам Аль-Макризи, той ночью Шаджар ад-Дурр послал палец и кольцо Айбака Изз ад-Дину Айбаку аль-Халаби с просьбой взять на себя власть, но тот отказался. (Аль-Макризи, стр. 494/том 1)
- ↑ По словам Ибн Тагри, Шаджар ад-Дурр попросил Изз ад-Дина Айбака аль-Халаби и эмира Джамал ад-Дина ибн Айдгоди взять на себя власть, но оба отказались. (Ибн Тагри, стр.102-273/т.6)
- ^ (Аль-Макризи, стр.493/том 1) – (Абу Аль-Фида, стр.68-87/год 655Х) – (Ибн Тагри, стр.102-273/том 6)
- ↑ Красная башня была построена в Цитадели аль-Маликом аль-Камилем. (Аль-Макризи, стр.494/примечание 2/том 1).
- ^ (Абу Аль-Фида, стр.66-87/год 647Х) – (Аль-Макризи, стр.495) – (Ибн Тагри, стр.102-273/том 6)
- ↑ Ханкир, Захра (25 сентября 2018 г.). «Легенда об Ом Али | Устойчивый национальный десерт Египта». Развлекать. Вице Медиа. Архивировано 7 февраля 2020 года. Проверено 7 февраля 2020 года.
- ^ (Аль-Макризи, стр.494/т.1) - (Ибн Тагри, стр.102-273/т.6)
- ^ Мери 2006, стр.730.
- ^ Ирвин 1986, с. 29
- ^ Jump up to: а б Роденбек, Макс (январь 2000 г.). Каир: Город-победитель (английское изд.). Ближний Восток: AUC Press. стр. 73–75. ISBN 9789774245640 . Проверено 24 апреля 2015 г.
- ↑ Помимо Мохсина аль-Джоджри были казнены 40 слуг. (Аль-Макризи, стр. 494/том 1)
- ^ Беренс-Абусейф, Дорис (1989). Исламская архитектура в Каире . БРИЛЛ.
- ^ «Проект сохранения Купола Шаджар ад-Дурра» . Фонд Аль Атарлины . Проверено 20 апреля 2020 г.
- ^ Ruggles 2015 , стр. 63–78.
- ^ Ruggles 2020 , стр. 141–142.
- ↑ Тираж, напечатанный в Каире в 1923 году, составляет более 15 000 страниц.
- ^ См . Сират аз-Захир Байбарс.
- ↑ Кроме того, Сират аз-Захир Байбарс упомянул, что также говорилось, что Шаджарат ад-Дурр была дочерью отца халифа аль-Муктадира аль-Камиля Биллаха от рабыни, но она была усыновлена аль-Муктадиром.
- ^ Сират аль-Захир Байбарс
- ^ Салих, аль-Тайиб (январь 1999 г.). Свадьба Зейна и другие истории (английское изд.). Портсмут, Нью-Гэмпшир: Хайнеманн. п. 120. ИСБН 0-435-90047-1 .
- ^ Касем, Махмуд (декабрь 2017 г.). Энциклопедия арабского кино - Том второй («Энциклопедия арабского кино»), том. 2 . Каир: e-Кутуб. п. 85. ИСБН 9781780583228 . Проверено 4 июля 2021 г.
- ^ Заки, Мохамед Тохами (26 февраля 2019 г.). «84 года назад.. в египетском кино был показан первый звуковой фильм.. Познакомьтесь с его героями » . Юм7 . Проверено 4 июля 2021 г.
- ^ Махди, стр. 68–69
Источники
- Абу аль-Фида , Краткая история человечества .
- Аль-Макризи , Аль-Селук Леме'реватт Дьюалл аль-Мелук, Дар аль-Котоб, 1997 год.
- То же на английском языке: Бон, Генри Г., Дорога к знаниям о возвращении королей, Хроники крестовых походов, AMS Press, 1969.
- Аль-Макризи, аль-Маваиз ва аль-итибар би зикр аль-хитат ва аль-'атар, Матабат аль-Адаб, Каир, 1996 г., ISBN 977-241-175-Х .
- Idem на французском языке: Bouriant, Urbain, Топографическое и историческое описание Египта, Париж, 1895 г.
- Ибн Ияс , Бадай Альзухур Фи Вакайи Альдухур, в сокращениях и под редакцией доктора. М. Альджаяр, Альмисрия Лилкитаб, Каир, 2007 г., ISBN 977-419-623-6
- Ибн Тагри , ан-Нуджум аз-Захира Фи Милук Миср ва аль-Кахира, аль-Хайа аль-Мисрея 1968
- История Египта, 1382–1469 гг., Автор Юсефа. Уильям Поппер, переводчик Абу Л-Махасин ибн Тагри Бирди, Калифорнийский университет Press, 1954 г.
- Асли Б., аль-Захир Байбарс, издательство Dar An-Nafaes Publishing, Бейрут, 1992 г.
- Голдстоун, Нэнси (2009). Четыре королевы: сестры Прованса, правившие Европой . Лондон: Феникс в мягкой обложке.
- Садави. Х, Аль-Мамалик, Маруф Ихван, Александрия.
- Махди, доктор. Шафик, Мамалик Миср ва Альшам (мамлюки Египта и Леванта), Алдар Аларабия, Бейрут, 2008 г.
- Шайял, Джамал, проф. исламской истории, Тарих Миср аль-Исламия [ постоянная мертвая ссылка ] (История исламского Египта), Дар аль-Мареф, Каир, 1266 г., ISBN 977-02-5975-6
- Сират аз-Захир Байбарс, Напечатано Мустафой ас-Сабой, Каир, 1923 г. Перепечатано в 5 томах Альхайей Альмисрией, редактором Гамалем Эль-Гитани , Каир, 1996 г., ISBN 977-01-4642-0
- Сират аз-Захир Байбарс, собранные Х. Джохаром, М. Браником, А. Атаром, Дар Мариф, Каир, 1986 г., ISBN 977-02-1747-6
- Хроники Мэтью Пэрис (Matthew Paris: Major Chronicle) в переводе Хелен Николсон
- Мемуары лорда Жуанвиля в переводе Этель Веджвуд, 1906 г.
- Новая Британская энциклопедия , Macropædia, HH Berton Publisher, 1973–1974 гг.
- Мери, Йозеф В. (редактор). Средневековая исламская цивилизация: Энциклопедия . Рутледж , 2006. веб-страница.
- Перри, Гленн Эрл. История Египта – Мамлюкского султаната . Greenwood Press, 2004. стр. 49.
- Касим, доктор Абду Касим, Аср Салатин Аль-Мамлик (эпоха мамлюкских султанов), «Взгляд на человеческие и социальные исследования», Каир, 2007 г.
- Ирвин, Роберт. Ближний Восток в средние века: Ранний мамлюкский султанат, 1250–1382 гг . Рутледж , 1986. веб-страница.
- Рагглс, Д. Фэйрчайлд (2020). Жемчужное дерево: необычайный архитектурный покровитель египетской царицы-рабыни 13-го века Шаджар ад-Дурр . Нью-Йорк. п. 98. ИСБН 978-0-19-087322-6 . OCLC 1155808731 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Рагглс, Д. Фэйрчайлд (2016). «Географическая и социальная мобильность рабов: возвышение Шаджара ад-Дурра, рабыни-наложницы в Египте 13-го века» . Средневековый глобус . 2 (1): 41–55. дои : 10.17302/tmg.2-1.4 . S2CID 131500434 .
- Рагглс, Д. Фэйрчайлд (2015). «Видимые и невидимые тела: архитектурный патронаж Шаджара ад-Дурра» . Мукарнас . 32 (32): 63–78. дои : 10.1163/22118993-00321P05 .
Внешние ссылки
- Британская энциклопедия Онлайн - Рост мамлюкских армий
- Женщины в мировой истории – женщины-герои времен крестовых походов: Шаграт ад-Дурр
- 1257 смертей
- Царствующие королевы 13 века
- Супруга королевы XIII века
- Женщины-регенты XIII века
- Регенты 13 века
- Смерти от избиения
- Мусульмане Седьмого крестового похода
- Регенты Египта
- Египетские рабы
- Египетский народ 13 века
- Султаны Египта Айюбиды XIII века
- Рабы из Аббасидского халифата
- Вступившие в повторный брак королевские супруги
- Египетские царицы правят
- Рабыни-наложницы