Jump to content

Дайфа Хатун

Дайфа Хатун
Михраб . в медресе Аль-Фирдавс , построенный Дайфой Хатун
Регент эмирата Айюбидов в Алеппо
Регентство 26 ноября 1236–1242 гг.
Предшественник Шихаб ад-Дин Тогрил
Преемник Шамс ад-понедельник
Эмир Ан-Насир Юсуф (внук)
Умер 1242
Супруг
( м. 1212; ум.  1216 )
,
Проблема Аль-Азиз Мухаммад
Династия Айюбид
Отец Аль-Адиль , султан Египта
Религия Суннитский ислам

Дайфа Хатун ( араб . ضيفة خاتون умерла в 1242 г.) была курдской принцессой Айюбидов и регентом Алеппо ; с 26 ноября 1236 по 1242 год, во время несовершеннолетия ее внука Ан-Насира Юсуфа . Она была принцессой Айюбидов, дочерью Аль-Адиля , султана Египта . Она вышла замуж за своего двоюродного брата, Аз-Захира Гази , эмира Алеппо , что ознаменовало конец соперничества между двумя ветвями семьи.

Во время правления своего несовершеннолетнего внука Хатун достигла беспрецедентной степени автономного политического влияния. Она выступала в качестве регента во время несовершеннолетия своего внука, что было весьма необычным положением для женщины из исламской династии, и играла важную роль в архитектурном меценатстве в Алеппо, отвечая за строительство медресе Фирдавс . [ 1 ]

Хатун родилась в курдско-мусульманской семье. Она была замужем за сыном Саладина Аз-Захиром Гази в 1212 году. Гази просил ее руки и сердца, чтобы положить конец конфликту между ним и аль-Адилем. [ 2 ] Когда она прибыла в Алеппо, ее встретили торжественной церемонией и приняли Гази, его эмиры и местные знатные люди. Ибн Василь писал: «Когда она вошла в аль-Малик аз-Захир [Аз-Захир Гази], он встал, сделал несколько шагов к ней и выказал ей большое уважение». Ее брак сыграл важную роль в объединении и сохранении империи Айюбидов». [ 3 ]

Этот брак также позволил повысить статус Хатун как женщины-члена суда Айюбидов, а также пользоваться защитой, предоставляемой ей и престижным семьям ее мужа.

Статус Хатун как важной придворной дамы укрепился, когда она родила сына и будущего наследника престола Алеппо аль-Азиза Мухаммеда. Рождение сына имело большое значение, поскольку оно послужило окончательным подтверждением статуса Хатун как матери султана. [ 4 ] Когда ее муж умер в 1216 году, Алеппо перешел к аль-Азизу Мухаммаду и его атабеку Шихаб ад-Дину Тогрилу, которые правили до тех пор, пока его сын не достиг совершеннолетия в 1231 году. Сын Гази правил всего 4 года до 1235 года, когда оба он и Тогрил умер, оставив Хатун стать первой женщиной, правившей исламской династией. [ 3 ]

О ней мало что известно об оставшейся части правления Гази, которое закончилось, когда он умер в 1216 году, или о правлении Мухаммеда, которое закончилось, когда он умер в 1236 году. [ 3 ] Хатун знаменита [ по мнению кого? ] на строительство Ханки аль-Фарафира , монастырского центра суфизма в городе Алеппо .

Прибытие в Алеппо.

[ редактировать ]

Для принцесс Айюбидов (и их прецедентов, Зангидов) не было ничего необычного в том, чтобы иметь общественное влияние. Дворянки этой династии «обладали статусом, который до них редко предоставлялся придворным женщинам». [ 5 ] Принцессы Айюбидов часто отправлялись в процессии на пятничную молитву в сопровождении слуг и полностью скрывались от простолюдинов. Это должно было продемонстрировать праведность и благочестие придворных женщин. В 1232 (629 г.) султан Египта аль-Малик отправился претендовать на анатолийский форт Амида (Диярбакр). Султана сопровождала Фатима Хатун, жена сына Дайфа Хатун Мухаммеда. Фатиму приняли высокопоставленные лица Алеппы, одной из которых была Дайфа Хатун, чей теплый и торжественный прием также продемонстрировал ее мягкость и благочестие. [ 5 ]

Регентство

[ редактировать ]

После смерти сына Хатун стала играть заметную роль. Ее внуку Ан-Насиру Юсуфу было всего семь лет, поэтому был сформирован регентский совет, в состав которого вошли Шамс ад-Дин Лу'лу' аль-Амини , Изз ад-Дин Умар аль-Маджалли, визирь Джамаль ад-Дин аль-Амини. -Кифти и ее собственный раб Джамаль ад-Давла Икбал аз-Захири. [ 6 ] Последний исполнял обязанности ее секретаря и заместителя регентского совета. [ 3 ]

Хатун занимала должность регентши, что было весьма необычно для исламской династии. Все решения регентского совета должны были утверждаться ею, а ее подпись ставилась на всех издаваемых им документах. [ 6 ] Об этом прямо заявил Ибн Василь, который записал, что «за ней было последнее слово по всем государственным делам, и она ставила свой алама [знак отличия] на все документы и корреспонденцию». [ 7 ]

Во время ее регентства Алеппо подвергался угрозам со многих сторон со стороны могущественных соседей, но все современные авторы свидетельствуют о ее дипломатических способностях в сохранении Алеппо свободным от конфликта. После ее смерти дипломатическое положение Алеппо никогда не было таким сильным по отношению к соседям, как во времена ее правления. [ 8 ]

Война и дипломатия

[ редактировать ]

Период ее регентства совпал с конфликтом между ее братьями Аль-Камилем в Египте и Аль-Ашрафом в Дамаске. В 1237 году Аль-Ашраф убедил большинство правителей Айюбидов в Сирии присоединиться к коалиции против Аль-Камиля, целью которой было ограничить его пределами Египта и обеспечить дальнейшую автономию своих эмиратов. Однако в том же году Аль-Ашраф неожиданно умер, и хотя Дайфа Хатун и несколько других правителей возобновили его под руководством другого брата, ас-Салиха Исмаила , коалиция была ослаблена переходом некоторых эмиратов на сторону Аль-Камиля. Аль-Камиль послал армию в Сирию и взял Дамаск. Он намеревался приступить к умиротворению всех других эмиратов в Сирии, включая Алеппо, но их пощадила его смерть в марте 1238 года (635 года Раджаба) вскоре после того, как он взял Дамаск. [ 9 ]

После этого Хатун старалась не допустить участия Алеппо в братоубийственных войнах, которые были нормой среди Айюбидов, отвергая предложения о союзе со стороны аль-Джавада Юнуса, нового правителя Дамаска, который хотел возродить антиегипетскую коалицию, а позже от Ас-Салиха Исмаила, который стал его преемником. [ 10 ] В 1240 году она смогла использовать свой нейтралитет в этих конфликтах, чтобы добиться официального заявления султана ас-Салиха Айюба в Египте, которое обязало султана уважать независимость Алеппо. [ 11 ]

В 1240 году новая угроза Алеппо возникла в лице хорезмийцев , которые объединились с ас-Салихом Айюбом и которых он поселил к востоку от Алеппо в Дияр-Мударе . По неясным причинам большая хорезмийская армия численностью около 12 000 человек пересекла Евфрат и стала угрожать Алеппо. Небольшой алеппский отряд численностью 1500 кавалеристов во главе с Аль-Муаззамом Тураншахом потерпел поражение в ноябре 1240 года (Раби II), и город остался незащищенным. Крупные силы подошли из Хомса и удержали хорезмийцев от нападения. Они отступили за Евфрат. [ 12 ] В начале 1241 года они атаковали снова, но армия аль-Мансура Ибрагима из Хомса однажды разгромила их решительно, и после этого силы Хомса и Алеппо взяли под свой контроль все территории ас-Салиха Айюба в Джазире , за исключением Хасанкейфа . Ас-Салих Айюб был слишком занят делами в Египте, чтобы иметь возможность ответить. [ 13 ]

Покровительство

[ редактировать ]

Хатун родилась в городе Дамаске. Завоевание города Саладином положило начало 85-летнему периоду «интенсивного и продолжительного» [ 14 ] покровительство женщин до монгольского нашествия 1260 года. Хатун, вероятно, всегда намеревалась быть покровительницей двора, учитывая, что к моменту ее рождения женщины-покровительницы были традицией Дамаска. [ нужна ссылка ]

«Архитектурный покровительство женщинам в Дамаске превзошло покровительство в Алеппо в двенадцатом веке, хотя возвышение Дайфа Хатун и основание медресе аль-Фирдавс в первой половине тринадцатого века, похоже, изменили эту ситуацию». [ 15 ]

Будучи правительницей Алеппо, Хатун осуществляла свою власть, посвящая свои усилия гражданским делам и покровительству ученым и мистикам. [ 16 ] Она спонсировала два крупных архитектурных сооружения: Ханку аль-Фарафра и медресе аль-Фирдавс. Оба были привилегированными местами и поэтому особенно желательны для благочестивых фондов: первый был жилым кварталом городской знати; в последнем уже было несколько других медресе и мавзолеев Айюбидов. [ 17 ] Эта практика была очень распространена среди придворных женщин династии Айюбидов: они основывали мавзолеи, ханаки и медресе с целью продвижения религиозного образования, а также как средство повышения своего престижа и увековечивания своих имен.

Ибн Василь писал: «Она была справедлива к своим подданным, очень милосердна и любяща их. Она отменила различные налоги во всех регионах Алеппо. Она отдавала предпочтение юристам, аскетам, ученым и религиозным людям и оказывала им множество благотворительных услуг. » Это свидетельство подтверждается архитектурным покровительством Хатун, которое увековечило ее суфийские убеждения. [ 16 ]

Суфизм был политически разумным выбором, который правитель Алеппо мог поддержать. Когда Саладин завоевал Алеппо, один из его первых указов требовал, чтобы немусульмане в Алеппо отличались законами о моде. Ученые утверждают, что это была попытка «примирить шиитов и суннитов с правлением Айюбидов», одновременно продвигая чувство равенства между двумя сектами (шиизмом и суннизмом) посредством общей мусульманской идентичности и общего отличия от немусульман. [ 18 ] Алеппо был склонен к религиозному насилию. Суфизм, однако, подчеркивает индивидуальную духовность, участие женщин и аполитичный ислам.

Ханка аль-Фарафра

[ редактировать ]

Ханка аль-Фарафира , или, как ее первоначально называли, ар-Рибат ан-Насир, была пространством, специально созданным для женщин-суфийских аскетов. Эта конкретная ханка важна, поскольку она предназначалась как место жительства для пожилых, разведенных или овдовевших женщин, которым некуда было пойти до своей смерти или повторного замужества. [ 17 ] Принятие Дайфой суфизма в это время также было важным, поскольку оно давало женщинам возможности участвовать в их религиозной и общественной жизни, а также занимать руководящие должности. Это единственная сохранившаяся ханка в Алеппо и, возможно, во всей Сирии. [ 19 ] свидетельство высокого качества материалов, которые она использовала.

Медресе Аль-Фирдавс

[ редактировать ]

Медресе аль-Фирдавс , также называемое «Райской школой», представляет собой комплекс 13-го века, который Хатун построила на свои собственные средства. Комплекс состоит из медресе, мавзолея, а также других многофункциональных помещений. Мавзолей, в частности, предназначался для размещения тел королевы и ее семьи, что соответствовало традиционным архитектурным стандартам Айюбидов: он располагался на возвышении, без грязной воды и мусора поблизости. [ 20 ] Медресе было не только школой или монументальной гробницей, оно также развивало науку и знания по сохранению могил, что было очень важно в исламской культуре. [ 20 ] В частности, гробницы медресе помогли предотвратить деградацию могил. Медресе функционировало как религиозная школа, в которой получение религиозных знаний рассматривалось как хороший моральный поступок в глазах традиций преподавания Айюбидов. Надпись, высеченная на стене медресе аль-Фирдрос, переводится как «вот что приказало его построить: высокий занавес и неприступное покрывало, милосердная царица… Дайфа Хатун, дочь султана аль-Малика аль-Алдиля…» [ 21 ] .В этой надписи используются некоторые из самых ранних известных женских почетных знаков и королевских эпитетов, что еще больше укрепляет власть Хатун как королевы и выдающейся женщины-покровительницы. [ нужна ссылка ]

Наследие

[ редактировать ]

Несмотря на значение этих сооружений для города Алеппо во время ее правления, они находились за пределами стен цитадели. Быть покровителем памятника внутри цитадели указывало на чрезвычайную важность человека для королевской семьи. Тогрил был атабеком Мухаммеда и избранным преемником аз-Захира, пока Мухаммед не достиг совершеннолетия. Его ценность для королевской семьи представлена ​​в построенном им очном медресе. Однако вряд ли какая-либо женщина-покровительница возвела свои здания в цитадели, даже Дайфа. [ 22 ]

Современники

[ редактировать ]

Сафват аль-Мульк

[ редактировать ]

Сафват аль-Мульк была сельджукской принцессой, которая, в первую очередь, создала погребальный купол для себя и ее сына в начале 12 века. Этот купол был частью более крупного комплекса к западу от Дамаска, где располагались мечеть и суфийский приют. Как и Дайфа Хатун, покровительство Сафват аль-Мулька было сосредоточено на религии и суфизме, что было нормой для женщин-покровителей того времени.

Изумрудная Хатун

[ редактировать ]

Зумурруд Хатун была бывшей рабыней, получившей известность благодаря браку с аль-Мустади. Зумурруд Хатун была столь же активна в политике и покровительстве, как и Дайфа Хатун, поскольку Зумурруд за свою жизнь спонсировала множество медресе, рибатов и мечетей. [ 23 ] Одно из ее главных сооружений, медресе Хатуния , было построено в 1132 году к западу от Дамаска, в непосредственной близости от собственного вклада Сафвата аль-Мулька в архитектурный ландшафт Дамаска. Это медресе было лишь пятым медресе, когда-либо построенным в Дамаске, что свидетельствует о том, что важные архитектурные проекты не остались в стороне от женщин-покровителей. [ 14 ]

Хатун умерла в 1242 (640 г.), и после этого ведущей фигурой в регентстве был Шамс ад-Дин Лу'лу, пока ее внук Ан-Насир Юсуф не начал править независимо. [ 24 ]

Во времена Хатун женщин-покровительниц и лидеров почитали и уважали; например, после смерти Зумурруд-хатун траур продолжался целый год. Ее имущество было тщательно распределено, и в этот период по просьбе халифа в ее честь было создано множество элегий. [ 23 ] Глядя на уровень покровительства со стороны женщин в XII веке и на то, как люди относились к этим могущественным женщинам, можно понять, что это было время, когда женщины имели растущее влияние и заняли свое место в архитектурной и политической сфере на Ближнем Востоке.

  1. ^ Рагглс, 2000, стр.20.
  2. ^ Хамфрис, 1977, стр.155.
  3. ^ Jump up to: а б с д Рагглс, 2000, стр.21.
  4. ^ Рагглс, Д. Фэйрчайлд (2003). Женщины, патронаж и самопредставительство в исламских обществах . СУНИ Пресс. п. 20. ISBN  9780791493076 .
  5. ^ Jump up to: а б Таббаа, Ясир (1997). Сооружения власти и благочестия в средневековом Алеппо . Университетский парк: Издательство Пенсильванского государственного университета. п. 45. ИСБН  0-271-01562-4 . ОСЛК   33046228 .
  6. ^ Jump up to: а б Хамфрис, 1977, стр.229.
  7. ^ Эль-Ажари, Таф. Королевы, евнухи и наложницы в истории ислама, 661–1257 гг. Издательство Эдинбургского университета,
  8. ^ Хамфрис, 1999, стр.206.
  9. ^ Хамфрис, 1977, стр. 230-238.
  10. ^ Хамфрис, 1977, стр. 245-252.
  11. ^ Хамфрис, 1977, стр.266.
  12. ^ Хамфрис, 1999, стр. 269-270.
  13. ^ Хамфрис, 1999, стр.270-71.
  14. ^ Jump up to: а б Хамфрис, Р. Стивен (1994). «Женщины как покровительницы религиозной архитектуры в Айюбидском Дамаске» . Мукарнас . 11 : 35–54. дои : 10.2307/1523208 . ISSN   0732-2992 .
  15. ^ Табба, Ясир (2003). Сооружения власти и благочестия в средневековом Алеппо . Университетский парк: Penn State Press. п. 48. ИСБН  978-0-7914-4469-6 .
  16. ^ Jump up to: а б Рагглс, Д. Фэйрчайлд (2000). Женщины, патронаж и самопредставительство в исламских обществах . Нью-Йорк: SUNY Press. п. 22. ISBN  978-0-7914-4469-6 .
  17. ^ Jump up to: а б Женщины, покровительство и самопредставление в исламских обществах . Д. Фэйрчайлд Рагглс. Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. 2000. с. 23. ISBN  978-0-7914-4469-6 . OCLC   42765021 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  18. ^ Шейх, З. (nd). Айюбид Алеппо: 1178 – 1260 гг. (диссертация). АльФахиз. Зайнаб Шейх. Получено 15 сентября 2021 г. с сайта http://alhafeez.net/Books/Ayyubid_Aleppo.pdf .
  19. ^ Таббаа, Ясир (1997). Сооружения власти и благочестия в средневековом Алеппо . Университетский парк: Издательство Пенсильванского государственного университета. п. 164. ИСБН  0-271-01562-4 . ОСЛК   33046228 .
  20. ^ Jump up to: а б Хаммад, М. (январь 2005 г.). Медресат аль-Фирдавс: Айюбидский рай Дайфат Хатун Алеппо (Сирия) 633 г. хиджры = 1236 г. EC (диссертация). Исследовательские ворота. Специальная школа архитектуры. Получено 14 сентября 2021 г. с https://www.researchgate.net/publication/272720436_Madrasat_al_Firdaws .
  21. ^ Женщины, покровительство и самопредставление в исламских обществах . Д. Фэйрчайлд Рагглс. Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. 2000. с. 26. ISBN  978-0-7914-4469-6 . OCLC   42765021 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  22. ^ Таббаа, Ясир (1997). Сооружения власти и благочестия в средневековом Алеппо . Университетский парк: Издательство Пенсильванского государственного университета. п. 37. ИСБН  0-271-01562-4 . ОСЛК   33046228 .
  23. ^ Jump up to: а б Якоби, Рената (24 апреля 2012 г.), «Зумурруд Кохатун» , Энциклопедия ислама, второе издание , Брилл , получено 6 декабря 2021 г.
  24. ^ Хамфрис, 1977, стр.287.

Библиография

[ редактировать ]
  • Хамфрис, Р.С. , 1977, От Саладина до монголов, Айюбиды Дамаска 1183–1260, SUNY Press
  • Хамфрис, Р.С. , 1999, Между памятью и желанием: Ближний Восток в тревожный век, University of California Press.
  • Рагглс, Д.Ф. , изд. 2000 г., Женщины, покровительство и самопредставительство в исламских обществах, SUNY Press,
  • Хаммад, М. (январь 2005 г.). Медресат аль-Фирдавс: Айюбидский рай Дайфат-Хатун Алеппо (Сирия) 633 г. хиджры = 1236 г. н. э. (диссертация). Исследовательские ворота. Специальная школа архитектуры. Получено 14 сентября 2021 г. с https://www.researchgate.net/publication/272720436_Madrasat_al_Firdaws.
  • Шейх, З. (nd). Айюбид Алеппо: 1178 – 1260 гг. (диссертация). АльФахиз. Зайнаб Шейх. Получено 15 сентября 2021 г. с сайта http://alhafeez.net/Books/Ayyubid_Aleppo.pdf.
  • Хамфрис, Р.С. (1994). Женщины как покровительницы религиозной архитектуры в Айюбидском Дамаске. Мукарнас, 11, 35–54. https://doi.org/10.2307/1523208
  • Таббаа, Ю. (1997). Город: Алеппо при Айюбидах. В «Строительствах власти и благочестия в средневековом Алеппо» (целая книга). эссе, издательство Пенсильванского государственного университета.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cdb3949a112b0dddaac7269a1eebfbd9__1713022380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cd/d9/cdb3949a112b0dddaac7269a1eebfbd9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dayfa Khatun - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)