Ибн Василь
Ибн Василь ( 1208–1298 гг. н. э. [ 604–697 хиджры ]) был сирийским судьей, ученым и писателем. Он был придворным и дипломатом Айюбидов и их преемников мамлюков . Хотя по образованию он был религиоведом, в свое время он был известен как логик , а сегодня наиболее известен как историк, особенно Айюбидов. Он также писал работы по поэзии, медицине и астрономии.
Жизнь
[ редактировать ]Абу Абдаллах Джамаль ад-Дин Мухаммад ибн Салим ибн Наср Аллах ибн Салим ибн Василь, широко известный просто как Ибн Василь, родился в Хаме 20 апреля 1208 года. Его отцом был кади (судья) Хамы, а затем аль-Маарры , и работал мударрисом ( учителем) в школе, известной как Наширия у Золотых ворот в Иерусалиме . Он учился у своего отца. Когда последний находился в хадже с 1227 по 1229 год, он взял на себя часть его обязанностей в Насирийе. [ 1 ] Он был свидетелем осады Дамаска весной 1229 года. [ 2 ] В 1230–1231 годах он учился в Дамаске и Алеппо , где его обучал Ибн Шаддад . [ 1 ] Его основное образование было религиозным. Он изучал фикх (юриспруденцию) и хадисы (традиции) и высказывал мнения как муфтий . [ 3 ]
В 1232 году Ибн Василь присоединился ко двору ан-Насира Дауда , эмира Карака . Там он учился у Шамса ад-Дина аль-Хусрушахи . [ 1 ] В 1234 году он присоединился ко двору аль-Мухаффара II , эмира Хамы, который приказал ему помочь Алам ад-Дину Кайсару в строительстве астрономической обсерватории и астролябии . [ 1 ] [ 3 ] В 1236 году он вернулся в Дамаск, которым правил эмир Хусам ад-Дин ибн Аби Али , который стал его покровителем. [ 1 ]
В 1243–1244 годах Ибн Василь путешествовал со своим родственником Ибн Абиль-Дамом сначала в Багдад , а оттуда в Каир . [ 1 ] В Египте он учился у врача Ибн ан-Нафиса . [ 3 ] В 1252 году он совершил хадж в компании Хусама ад-Дина ибн Аби Али. Он вернулся в Каир. В августе 1261 года он был отправлен султаном Бейбарсом с посольством к королю Сицилии Манфреду . Он встретил Манфреда в Барлетте . В 1264 или 1265 году он вернулся в Хаму, где был назначен главным кади . Большую часть времени он писал. Он ослеп в старости и умер в возрасте 93 лет по исламскому календарю . [ 1 ]
Работает
[ редактировать ]Ибн Василь писал на арабском языке . Он написал четыре работы по логике, из которых сохранились только две; четыре исторических произведения; две работы по поэзии; и работы по философскому богословию, астрономии и медицине, последние два утеряны . [ 3 ]
Ибн Василь принадлежал к «западной» школе логики, связанной с Фахр ад-Дином ар-Рази . В своей работе против логики Ибн Таймия назвал Ибн Васила «ведущим философом». Его работы по логике включают два комментария к работам египетского логика аль-Хунаджи . Комментарий к аль -Джумалю фил-мантик («Сумма логики») аль-Хунаджи был его самой популярной логической работой и сохранился в четырех рукописях, в том числе в трех, датированных 680 г. хиджры (1281 г. н.э.), 738 (1337–1338 гг.). и 746 (1345). Другой комментарий к аль-Хунаджи не сохранился. [ 3 ] Ибн Василь также написал логический трактат ар-Рисала аль-анбрурия («Императорский трактат») для короля Сицилии Манфреда. [ 1 ] [ 3 ] Это сохранилось в единственной рукописи 1281 года под названием «Нухбат аль-фикар фи таткиф ан-назар» . Позже Ибн Василь переработал этот трактат под названием «Нухбат аль-фикар фил-мантик» («Выбор размышления о логике»). [ 3 ]
Первой из историй Ибн Василя является «Тахрих аль-Салихи» («История Салихи»), общая история ислама со времен Мухаммеда до 636/637 года хиджры (1239/1240 г. н.э.). Впервые он был посвящен султану ас-Салиху Наджму ад-Дину Айюбу где-то между 1244 и 1249 годами, а затем повторно посвящен аль-Мусазаму Тураншаху после смерти ас-Салиха в 1249 году. [ 1 ] [ 4 ] Второй — «Нам ад-Дурар фи ль-хавадит ва ль-сияр» , посвященный султану Тураншаху (1249–1250). [ 1 ] Третий - Муфарридж аль-куруб фи ахбар Бани Айюб («Рассеивающий тревогу по поводу сообщений Айюбидов»), история Айюбидов до 1263 года и его самая ценная работа для более поздних историков. [ 1 ] [ 4 ] Оно было написано в Хаме между 1272 и 1285 годами. [ 1 ] Хотя оно заканчивается в 1263 году, оно содержит отсылку к битве при Беневенто в 1266 году. [ 4 ] Он сохранился в четырех неполных рукописях, но по ним можно восстановить полный текст. [ 1 ]
Ибн Василь написал два поэтических произведения. « Таджрид аль-Агани» (или «Мухтасар аль-Агани X века ») представляет собой краткое изложение «Китаба аль-Агани» , сборника стихов, исполненных при различных дворах. Он был заказан эмиром аль-Мансуром II во время позднего периода правления Ибн Василя в Хаме. [ 1 ] [ 3 ] Известны три рукописных экземпляра. [ 3 ] Он также написал комментарий к работе по арабской просодии своего учителя Ибн аль-Хаджиба . Известны две копии, но в следующем столетии эта работа породила серию комментариев. [ 3 ]
Хотя он получил религиозное образование, интерес Ибн Васила лежал к рациональным наукам. Его единственная работа по религии относится к сфере калама (спекулятивного богословия). Это был « Мухтасар аль-арбаин фи ушул ад-дин» («Краткий обзор сорока вопросов об основах религии»), комментарий к работе ар-Рази. Оно не сохранилось. Научные труды Ибн Василя перестали быть популярными. Копий двух его работ по астрономии и медицине не сохранилось. [ 3 ] Его работа по астрономии «Нухбат аль-амлак фи хайат аль-афлак » была посвящена Тураншаху. [ 1 ] [ 3 ] Его медицинская работа представляла собой краткое изложение « учителя Ибн Байтара его Аль-Муфрады» . [ 3 ]
Примечания
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Эль-Шайял, Гамаль Эль-Дин (1971). «Ибн Василь » В Льюисе, Б .; Зверинец, ВЛ ; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание Том III: Х – Ирам . Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 967. OCLC 495469525 .
- Ибн Василь аль-Хамави (2022). Халед Эль-Руайхеб (ред.). Комментарий к Джумалу по логике . Брилл.
- Хиршлер, Конрад (2014). «Ибн Василь: взгляд Айюбидов на франкские владения и крестовые походы». В Алексе Маллетте (ред.). Средневековые мусульманские историки и франки в Леванте . Брилл. стр. 136–160. дои : 10.1163/9789004280687 .
- Хамфрис, Р. Стивен (1977). От Саладина до монголов: Айюбиды Дамаска, 1193–1260 гг . Издательство Государственного университета Нью-Йорка.
- Уодди, Чарис (1934). Введение в хронику Ибн Васила под названием «Муфарридж аль-Куруб фи Ахбар Бани Айюб» (PDF) (докторская диссертация). СОАС, Лондонский университет.