Мавзолей Шаджар ад-Дурра
Мавзолей Шаджар ад-Дурра | |
---|---|
![]() | |
Религия | |
Принадлежность | ислам |
Расположение | |
Расположение | Каир , Египет |
Географические координаты | 30 ° 01'33,3 "N 31 ° 15'7,5" E / 30,025917 ° N 31,252083 ° E |
Архитектура | |
Тип | Мавзолей |
Стиль | поздняя Айюбидов архитектура |
Завершенный | около 1250 |
Купол (ы) | 1 |
Мавзолей Шаджар ад-Дурр — мавзолей, в котором находится могила женщины- айюбидского султана Шаджар ад-Дурр в Каире , Египет . Он расположен на улице Аль-Халифа или улице Шурафа, в районе на окраине кладбищ Аль-Карафа . Его строительство было заказано самой Шаджар ад-Дурр, и считается, что оно было построено в 648 году по исламу хиджры (1250 г. н.э.). [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Шаджар ад-Дурр была известна тем, что была единственной женщиной-мусульманским правителем в истории Египта и сыграла решающую роль в переходе от правления Айюбидов к правлению мамлюков . [ 4 ] [ 3 ] Мавзолей служит официальным местом упокоения королевы и увековечивает ее наследие. Архитектурные особенности этой структуры, наряду с более широким архитектурным покровительством Шаджара ад-Дурра, повлияли на будущую мамлюкскую архитектуру . [ 5 ]
Историческая справка
[ редактировать ]Жизнь и политическая роль Шаджара ад-Дурра
[ редактировать ]Шаджар ад-Дурр была королевой Айюбидов и покровительницей архитектуры, которая формально правила как официальный султан Египта в течение восьмидесяти дней. [ 4 ] в мае, июне и июле 1250 г. н.э. после смерти ее первого мужа, султана ас-Салиха Наджма ад-Дина Айюба . [ 5 ] При жизни ее статус менялся: от жены-рабыни-наложницы, регента, вдовы и султана. Ее по-разному называют Шаджар ад-Дурр или Шаджарат ад-Дурр («Жемчужное дерево»), мать сына султана, или по мусульманскому имени Исмат ад-Дунья ва ад-Дин («Достоинство Мир и религия»). [ 5 ]
Шаджар ад-Дурр, родившаяся рабыней тюркского происхождения, была подарена султану ас-Салиху и в конечном итоге стала женой султана. В 1238 году у них родился сын по имени аль-Ашраф Халил, но он прожил лишь несколько месяцев. Рождение аль-Ашрафа Халила повлияло на социальное положение Шаджар ад-Дурр и придало ей политический статус. [ 5 ] Аль-Салих умер в 1249 году во время кампании против Людовика IX , возглавлявшего Седьмой крестовый поход , что привело к опасному кризису престолонаследия во время войны. Первоначально наблюдая за передачей власти Тураншаху, сыну ас-Салиха, она объединилась с мамлюками, самым могущественным компонентом армии Айюбидов, которые свергли Тураншаха и признали ее султаном в 1250 году. [ 4 ] [ 3 ] В конце концов на нее оказали давление, чтобы она позволила формально править мужчине, что она и сделала, выйдя замуж за Изз ад-Дина Айбака , военного командира мамлюков. [ 4 ] Она оставалась влиятельной фигурой рядом с Айбаком, который формально сменил ее на посту султана на семь лет. [ 5 ] В 1257 году, узнав, что Айбак собирается жениться на другой женщине и утвердить от нее свою независимость, она устроила его убийство. Это вызвало бурную реакцию со стороны мамлюков, которые заключили ее в тюрьму. Утверждается, что затем она была убита в тюрьме наложницами Айбака, а ее тело было сброшено со стен Цитадели. Ее тело какое-то время оставалось открытым, прежде чем его похоронили в ее мавзолее. [ 3 ] [ 4 ]
Правление Шаджара ад-Дурра ознаменовало конец правления династии Айюбидов в Египте, Сирии и Джазире и начало правления мамлюков , элитного корпуса военных рабов, начавшегося в 1250 году н.э. Ее архитектурный покровительство строительным комплексам в Каире , который объединил гражданскую функцию образования с мемориальной функцией мемориала, оказал длительное влияние на исламскую архитектуру. [ 5 ]
Архитектурный патронаж Шаджара ад-Дурра
[ редактировать ]Шаджар ад-Дурр, пользуясь своим статусом любимой жены султана аль-Салиха, была известным покровителем архитектуры в Каире. Архитектурный покровительство служило укреплению власти и легитимности, поскольку «как женщина, бывшая рабыня и родственница (родственная по браку, но не по крови) дому Айюбидов, ее положение не могло быть ничем иным, как шатким». [ 6 ] И Шаджар ад-Дурр, и султан аль-Салих внесли свой вклад в строительство «огромной и внушительной» цитадели в Каире, первоначально построенной Саладином , в то время как Айюбиды работали над переконфигурацией здания для использования в церемониальных целях. [ 6 ] К этому зданию Шаджар ад-Дурр добавил тронный зал, известный как Мартабат Хатун. [ 6 ] Также, по словам историка аль-Макризи , Шаджар ад-Дурр построила себе резиденцию, пристроенную к дворцу Тулунидов . [ 6 ]
После того, как ас-Салих умер в 1249 году в возрасте 44 лет, ответственность за строительство мавзолея, «чтобы разместить его останки и почтить память его деяний», перешла к Шаджару ад-Дурру. [ 6 ] Таким образом, строительство гробницы ас-Салиха было полностью оставлено на усмотрение Шаджара ад-Дурра, поскольку сын ас-Салиха Тураншах не желал выполнять эту задачу. [ 6 ] Гробница была намеренно построена рядом с медресе Салихия , школой, построенной аль-Салихом и Шаджаром ад-Дурром, в память о его добрых делах. [ 6 ] Она стремилась придать конструкции уникальные и экстравагантные аспекты, на создание которой ушло около шести месяцев. [ 6 ]
Строительство мавзолейного комплекса
[ редактировать ]После наблюдения за строительством мавзолея ас-Салиха Шаджар ад-Дурр спонсировала строительство своего собственного погребального комплекса, который включал ее мавзолей и несколько других построек. [ 2 ] Хотя в надписи на фундаменте мавзолея не указана дата, ученые датируют его строительство или завершение 1250 годом нашей эры (648 годом хиджры). [ 2 ] [ 5 ] [ 3 ] Он был построен на старом кладбище к юго-востоку от Цитадели, которое уже было связано с гробницами или святынями нескольких важных женщин-мусульманских религиозных деятелей, в том числе Сайиды Рукайи (в память о которой находится близлежащий Мешхед Сайиды Рукайи ) и Сайиды Нафисы (чья могила пристроен к нынешней мечети Сайиды Нафисы ). Однако постройка Шаджара ад-Дурра была первым погребальным комплексом в этой области, построенным для правителя. Возможно, отчасти из-за религиозного характера этого места, могила Шаджар ад-Дурр в конечном итоге сама стала популярной святыней, несмотря на насильственный конец ее политической карьеры. [ 2 ]
Архитектура
[ редактировать ]
Мавзолей Шаджар ад-Дурра был частью более крупного комплекса, включавшего медресе , баню , дворец и сад. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Все, кроме мавзолея, были разрушены французскими войсками, оккупировавшими этот район в начале 19 века. [ 6 ] На рисунке Паскаля Косте 1823 года изображены минарет и большой айван , которые, вероятно, принадлежали медресе комплекса. [ 2 ] [ 5 ] : 116 Минарет на этом рисунке имеет сильное стилистическое сходство с минаретом медресе Салихия, расположенным рядом с мавзолеем, который Шаджар ад-Дурр построил для аль-Салиха. [ 2 ] Мавзолей Шаджар ад-Дурр увековечивает ее память; в отличие от других мавзолеев, он не служит увековечению памяти ее происхождения или происхождения династии Айюбидов, поскольку у нее не было предыдущей семьи или выживших потомков. Мавзолей Шаджара ад-Дурра также стал местом поклонения и встреч женщин в Каире, как и многие другие гробницы по всему городу.

Мавзолей Шаджар ад-Дурра имеет 3 входа. Стена киблы мавзолея не имеет внешних дверей, но выступает наружу, что указывает на ее значение. [ 7 ] В орнаменте снаружи присутствуют несколько лепных килеобразных ниш с фестончатыми краями, капюшонами и рифлеными ромбами. Над каждым входом внутри дополнительные килеобразные ниши окаймлены двумя меньшими рядами более мелких ниш с цветочными мотивами, создающими сталактитовый эффект, называемый мукарнас . На внутренних стенах мавзолея после недавней реконструкции были обнаружены незаконченные сине-зеленые листья и арабески, которые можно увидеть на лепных выступах, поддерживающих купол наверху. [ 5 ]

Остроконечный купол имеет диаметр 11 метров, а квадратное основание — 7 метров с каждой стороны, объединенное высокодетализированной переходной зоной. Две деревянные балки пересекают четыре стены мавзолея. перепрофилированные Шаджаром ад-Дурром в сполию Балки, , изначально были созданы для дворца Фатимидов . [ 5 ] Они содержат надпись Фатимида Куфи из Корана, аят 2:255, в картушах с вкраплениями многодольных медальонов. Дополнительные фризы были сделаны в память о ней как о матери Халила, что вполне вероятно датирует мавзолей до правления Изз ад-Дина Айбака. [ 5 ]

Внутри михраб украшен вогнутой золотой мозаикой внутри плетеной каймы, наблюдаемой на восточной стене киблы . Он содержит закрученный узор арабески с позолоченными мозаиками, изображающими дерево с бутонами лотоса и перламутровыми плодами в форме шара. Эта выставка была первой мозаикой и использованием мозаики в Египте того времени, демонстрируя влияние мультикультурализма, проявленное в Каире. [ 5 ] Инкрустация напоминает мозаику Великой мечети Омейядов в Дамаске и Купола Скалы в Иерусалиме . В отличие от темно-синего и зеленого цветов, присутствующих в мозаиках Дамаска и Иерусалима, архитекторы Шаджар ад-Дурр использовали для ее мавзолея упрощенную цветовую палитру, включающую черный, зеленый, золотой и красный. Кроме того, перламутровые вставки на мозаике намекают на значение ее имени «Жемчужное дерево». [ 5 ]
Мавзолей демонстрирует влияние Сирии и включает в себя сполию из дворца Фатимидов в память о правлении Шаджара ад-Дурра в качестве султана. [ 5 ] Получив трон от своего покойного мужа аль-Салиха, она получила большую часть его имущества и, таким образом, использовала финансовые и другие ресурсы для строительства своей собственной гробницы. Пока шло строительство мавзолея ас-Салиха, гробницу Шаджара ад-Дурра собирали те же мастера, которые создали близлежащий мавзолей халифов Аббасидов . [ 6 ] Это проявляется в архитектурных элементах высокого остроконечного купола, квадратного основания и средней переходной зоны, испещренной тройками вырезанных шестиугольных окон. На внешней стороне здания видны лепные детали с рифлеными килевидными арочными нишами, которые отражают архитектурный стиль Фатимидов-Айюбидов этой эпохи. [ 8 ]
Вклад в египетскую архитектуру
[ редактировать ]Демонстрируя преемственность между архитектурными стилями Фатимидов и Айюбидов, и медресе, и мечеть подчеркивают внешний орнамент, заимствованный Фатимидами. Сюда входили лепные килевые арки, которые оставили «неизгладимое наследие» в Каире и в конечном итоге стали «визитной карточкой мамлюкской архитектуры». [ 6 ] Через год после его смерти, в 1250 году, останки султана ас-Салиха были установлены в его гробнице. Ее решение построить его гробницу рядом с заказанным им медресе стало «нововведением, которому последовали в богатых комплексах мамлюков». [ 9 ] Это положило начало тенденции в Каире, когда могила покровителя прикреплялась к религиозному или благотворительному комплексу, который он внес в город, и это проявляется в связи гробницы и его медресе. Историк исламской архитектуры Д. Фэйрчайлд Рагглс утверждал, что, сделав это, Шаджар ад-Дурр с тех пор эффективно изменил курс египетской архитектуры. [ 10 ] [ 2 ]
Реставрации
[ редактировать ]В комплексе продолжаются реконструкция и исследования. Исторические сведения предполагают, что Калавун , который стал править как мамлюкский султан в годы после смерти Шаджара ад-Дурра, возможно, добавил позолоченную мозаику к мавзолею в 1280-х годах. Однако эти сообщения не подтверждены и, скорее всего, были созданы самой ад-Дурром. [ 6 ] Столетия спустя, в 1902 и 1927–1930 годах, Комитет по сохранению памятников арабского искусства провел консервацию мавзолея, восстановив его внешние поверхности и удалив раскрошившуюся ткань. [ 11 ] В 1990–2006 годах Государственное министерство древностей сохранило его внешний вид, добавив к зданию еще один слой лепнины. [ 6 ] Наконец, во время четвертой реставрации здания под руководством Атара Лины и под руководством Мэй аль-Ибраши в 2015 и 2016 годах реставрационные работы обнаружили наличие настенных росписей в переходной зоне мавзолея. [ 11 ] Эти картины, датированные тем же годом, что и строительство купола в 1251 году, содержали мотивы зеленовато-голубых бутонов лотоса и закрученных арабесок на многодольных панелях. [ 11 ]
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Jump up to: а б «[Сохранение мечети Шаджар ад-Дурр] | Американский исследовательский центр в Египте» . www.arce.org . Проверено 5 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Беренс-Абусейф, Дорис (2007). Каир мамлюков: история архитектуры и ее культуры . Американский университет в Каире Press. стр. 114–116. ISBN 9789774160776 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Уильямс, Кэролайн (2018). Исламские памятники в Каире: Практическое руководство (7-е изд.). Каир: Американский университет в Каире Press. стр. 142–144.
- ^ Jump up to: а б с д и АльСайяд, Незар (2011). «Крепость Каир: от Салах ад-Дина до Жемчужного дерева». Каир: истории города . Издательство Belkap Press издательства Гарвардского университета. стр. 77–92. ISBN 9780674047860 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Рагглс, DF (2020). Жемчужное дерево: необычайный архитектурный покровитель египетской царицы-рабыни 13-го века Шаджар ад-Дурр . Издательство Оксфордского университета.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Рагглс, DF (2020). Жемчужное дерево: необычайный архитектурный покровитель египетской царицы-рабыни 13-го века Шаджар ад-Дурр . Издательство Оксфордского университета. п. 171.
- ^ «Шаджарат (Шаггар, Шагар) ад-Дурр и ее мавзолей в Каире» . www.touregypt.net . Проверено 6 декабря 2021 г.
- ^ «Откройте для себя исламское искусство | Художественное введение» . islamicart.museumwnf.org . Проверено 6 декабря 2021 г.
- ^ Рагглс, Д. Фэйрчайлд (2015). «Видимые и невидимые тела: архитектурное покровительство Шаджара ад-Дурра» . Мукарнас Онлайн . 32 : 63–78. doi : 10.1163/22118993-00321P05 – через Brill.
- ^ Арафа, Э (2016). «Легитимность правления Шаджара ад-Дурра в свете редкого динара». Египетский журнал археологических и реставрационных исследований : 65–70.
- ^ Jump up to: а б с Шукри, Фара (29 декабря 2015 г.). История сохранения мавзолея Шаджарат ад-Дурр (Диссертация).