Jump to content

Мавзолей Шаджар ад-Дурра

Координаты : 30 ° 01'33,3 "N 31 ° 15'7,5" E  /  30,025917 ° N 31,252083 ° E  / 30,025917; 31.252083
Мавзолей Шаджар ад-Дурра
Религия
Принадлежность ислам
Расположение
Расположение Каир , Египет
Географические координаты 30 ° 01'33,3 "N 31 ° 15'7,5" E  /  30,025917 ° N 31,252083 ° E  / 30,025917; 31.252083
Архитектура
Тип Мавзолей
Стиль поздняя Айюбидов архитектура
Завершенный около 1250
Купол (ы) 1

Мавзолей Шаджар ад-Дурр мавзолей, в котором находится могила женщины- айюбидского султана Шаджар ад-Дурр в Каире , Египет . Он расположен на улице Аль-Халифа или улице Шурафа, в районе на окраине кладбищ Аль-Карафа . Его строительство было заказано самой Шаджар ад-Дурр, и считается, что оно было построено в 648 году по исламу хиджры (1250 г. н.э.). [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Шаджар ад-Дурр была известна тем, что была единственной женщиной-мусульманским правителем в истории Египта и сыграла решающую роль в переходе от правления Айюбидов к правлению мамлюков . [ 4 ] [ 3 ] Мавзолей служит официальным местом упокоения королевы и увековечивает ее наследие. Архитектурные особенности этой структуры, наряду с более широким архитектурным покровительством Шаджара ад-Дурра, повлияли на будущую мамлюкскую архитектуру . [ 5 ]

Историческая справка

[ редактировать ]

Жизнь и политическая роль Шаджара ад-Дурра

[ редактировать ]

Шаджар ад-Дурр была королевой Айюбидов и покровительницей архитектуры, которая формально правила как официальный султан Египта в течение восьмидесяти дней. [ 4 ] в мае, июне и июле 1250 г. н.э. после смерти ее первого мужа, султана ас-Салиха Наджма ад-Дина Айюба . [ 5 ] При жизни ее статус менялся: от жены-рабыни-наложницы, регента, вдовы и султана. Ее по-разному называют Шаджар ад-Дурр или Шаджарат ад-Дурр («Жемчужное дерево»), мать сына султана, или по мусульманскому имени Исмат ад-Дунья ва ад-Дин («Достоинство Мир и религия»). [ 5 ]

Шаджар ад-Дурр, родившаяся рабыней тюркского происхождения, была подарена султану ас-Салиху и в конечном итоге стала женой султана. В 1238 году у них родился сын по имени аль-Ашраф Халил, но он прожил лишь несколько месяцев. Рождение аль-Ашрафа Халила повлияло на социальное положение Шаджар ад-Дурр и придало ей политический статус. [ 5 ] Аль-Салих умер в 1249 году во время кампании против Людовика IX , возглавлявшего Седьмой крестовый поход , что привело к опасному кризису престолонаследия во время войны. Первоначально наблюдая за передачей власти Тураншаху, сыну ас-Салиха, она объединилась с мамлюками, самым могущественным компонентом армии Айюбидов, которые свергли Тураншаха и признали ее султаном в 1250 году. [ 4 ] [ 3 ] В конце концов на нее оказали давление, чтобы она позволила формально править мужчине, что она и сделала, выйдя замуж за Изз ад-Дина Айбака , военного командира мамлюков. [ 4 ] Она оставалась влиятельной фигурой рядом с Айбаком, который формально сменил ее на посту султана на семь лет. [ 5 ] В 1257 году, узнав, что Айбак собирается жениться на другой женщине и утвердить от нее свою независимость, она устроила его убийство. Это вызвало бурную реакцию со стороны мамлюков, которые заключили ее в тюрьму. Утверждается, что затем она была убита в тюрьме наложницами Айбака, а ее тело было сброшено со стен Цитадели. Ее тело какое-то время оставалось открытым, прежде чем его похоронили в ее мавзолее. [ 3 ] [ 4 ]

Правление Шаджара ад-Дурра ознаменовало конец правления династии Айюбидов в Египте, Сирии и Джазире и начало правления мамлюков , элитного корпуса военных рабов, начавшегося в 1250 году н.э. Ее архитектурный покровительство строительным комплексам в Каире , который объединил гражданскую функцию образования с мемориальной функцией мемориала, оказал длительное влияние на исламскую архитектуру. [ 5 ]

Архитектурный патронаж Шаджара ад-Дурра

[ редактировать ]

Шаджар ад-Дурр, пользуясь своим статусом любимой жены султана аль-Салиха, была известным покровителем архитектуры в Каире. Архитектурный покровительство служило укреплению власти и легитимности, поскольку «как женщина, бывшая рабыня и родственница (родственная по браку, но не по крови) дому Айюбидов, ее положение не могло быть ничем иным, как шатким». [ 6 ] И Шаджар ад-Дурр, и султан аль-Салих внесли свой вклад в строительство «огромной и внушительной» цитадели в Каире, первоначально построенной Саладином , в то время как Айюбиды работали над переконфигурацией здания для использования в церемониальных целях. [ 6 ] К этому зданию Шаджар ад-Дурр добавил тронный зал, известный как Мартабат Хатун. [ 6 ] Также, по словам историка аль-Макризи , Шаджар ад-Дурр построила себе резиденцию, пристроенную к дворцу Тулунидов . [ 6 ]

После того, как ас-Салих умер в 1249 году в возрасте 44 лет, ответственность за строительство мавзолея, «чтобы разместить его останки и почтить память его деяний», перешла к Шаджару ад-Дурру. [ 6 ] Таким образом, строительство гробницы ас-Салиха было полностью оставлено на усмотрение Шаджара ад-Дурра, поскольку сын ас-Салиха Тураншах не желал выполнять эту задачу. [ 6 ] Гробница была намеренно построена рядом с медресе Салихия , школой, построенной аль-Салихом и Шаджаром ад-Дурром, в память о его добрых делах. [ 6 ] Она стремилась придать конструкции уникальные и экстравагантные аспекты, на создание которой ушло около шести месяцев. [ 6 ]

Строительство мавзолейного комплекса

[ редактировать ]

После наблюдения за строительством мавзолея ас-Салиха Шаджар ад-Дурр спонсировала строительство своего собственного погребального комплекса, который включал ее мавзолей и несколько других построек. [ 2 ] Хотя в надписи на фундаменте мавзолея не указана дата, ученые датируют его строительство или завершение 1250 годом нашей эры (648 годом хиджры). [ 2 ] [ 5 ] [ 3 ] Он был построен на старом кладбище к юго-востоку от Цитадели, которое уже было связано с гробницами или святынями нескольких важных женщин-мусульманских религиозных деятелей, в том числе Сайиды Рукайи (в память о которой находится близлежащий Мешхед Сайиды Рукайи ) и Сайиды Нафисы (чья могила пристроен к нынешней мечети Сайиды Нафисы ). Однако постройка Шаджара ад-Дурра была первым погребальным комплексом в этой области, построенным для правителя. Возможно, отчасти из-за религиозного характера этого места, могила Шаджар ад-Дурр в конечном итоге сама стала популярной святыней, несмотря на насильственный конец ее политической карьеры. [ 2 ]

Архитектура

[ редактировать ]
Рисунок Паскаля Косте 1823 года, показывающий руины минарета и айвана (уже не сохранившегося), предположительно принадлежавшего медресе погребального комплекса Шаджар ад-Дурра.

Мавзолей Шаджар ад-Дурра был частью более крупного комплекса, включавшего медресе , баню , дворец и сад. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Все, кроме мавзолея, были разрушены французскими войсками, оккупировавшими этот район в начале 19 века. [ 6 ] На рисунке Паскаля Косте 1823 года изображены минарет и большой айван , которые, вероятно, принадлежали медресе комплекса. [ 2 ] [ 5 ] : 116  Минарет на этом рисунке имеет сильное стилистическое сходство с минаретом медресе Салихия, расположенным рядом с мавзолеем, который Шаджар ад-Дурр построил для аль-Салиха. [ 2 ] Мавзолей Шаджар ад-Дурр увековечивает ее память; в отличие от других мавзолеев, он не служит увековечению памяти ее происхождения или происхождения династии Айюбидов, поскольку у нее не было предыдущей семьи или выживших потомков. Мавзолей Шаджара ад-Дурра также стал местом поклонения и встреч женщин в Каире, как и многие другие гробницы по всему городу.

Килевидные ниши, украшающие внешний вид мавзолея.

Мавзолей Шаджар ад-Дурра имеет 3 входа. Стена киблы мавзолея не имеет внешних дверей, но выступает наружу, что указывает на ее значение. [ 7 ] В орнаменте снаружи присутствуют несколько лепных килеобразных ниш с фестончатыми краями, капюшонами и рифлеными ромбами. Над каждым входом внутри дополнительные килеобразные ниши окаймлены двумя меньшими рядами более мелких ниш с цветочными мотивами, создающими сталактитовый эффект, называемый мукарнас . На внутренних стенах мавзолея после недавней реконструкции были обнаружены незаконченные сине-зеленые листья и арабески, которые можно увидеть на лепных выступах, поддерживающих купол наверху. [ 5 ]

Деревянные балки из дворцов Фатимидов , похожие на балки сполии в мавзолее Шаджар ад-Дурра.

Остроконечный купол имеет диаметр 11 метров, а квадратное основание — 7 метров с каждой стороны, объединенное высокодетализированной переходной зоной. Две деревянные балки пересекают четыре стены мавзолея. перепрофилированные Шаджаром ад-Дурром в сполию Балки, , изначально были созданы для дворца Фатимидов . [ 5 ] Они содержат надпись Фатимида Куфи из Корана, аят 2:255, в картушах с вкраплениями многодольных медальонов. Дополнительные фризы были сделаны в память о ней как о матери Халила, что вполне вероятно датирует мавзолей до правления Изз ад-Дина Айбака. [ 5 ]

Пример мозаики эпохи Омейядов в Куполе Скалы , похожей на мозаику в михрабе мавзолея.

Внутри михраб украшен вогнутой золотой мозаикой внутри плетеной каймы, наблюдаемой на восточной стене киблы . Он содержит закрученный узор арабески с позолоченными мозаиками, изображающими дерево с бутонами лотоса и перламутровыми плодами в форме шара. Эта выставка была первой мозаикой и использованием мозаики в Египте того времени, демонстрируя влияние мультикультурализма, проявленное в Каире. [ 5 ] Инкрустация напоминает мозаику Великой мечети Омейядов в Дамаске и Купола Скалы в Иерусалиме . В отличие от темно-синего и зеленого цветов, присутствующих в мозаиках Дамаска и Иерусалима, архитекторы Шаджар ад-Дурр использовали для ее мавзолея упрощенную цветовую палитру, включающую черный, зеленый, золотой и красный. Кроме того, перламутровые вставки на мозаике намекают на значение ее имени «Жемчужное дерево». [ 5 ]

Мавзолей демонстрирует влияние Сирии и включает в себя сполию из дворца Фатимидов в память о правлении Шаджара ад-Дурра в качестве султана. [ 5 ] Получив трон от своего покойного мужа аль-Салиха, она получила большую часть его имущества и, таким образом, использовала финансовые и другие ресурсы для строительства своей собственной гробницы. Пока шло строительство мавзолея ас-Салиха, гробницу Шаджара ад-Дурра собирали те же мастера, которые создали близлежащий мавзолей халифов Аббасидов . [ 6 ] Это проявляется в архитектурных элементах высокого остроконечного купола, квадратного основания и средней переходной зоны, испещренной тройками вырезанных шестиугольных окон. На внешней стороне здания видны лепные детали с рифлеными килевидными арочными нишами, которые отражают архитектурный стиль Фатимидов-Айюбидов этой эпохи. [ 8 ]

Вклад в египетскую архитектуру

[ редактировать ]

Демонстрируя преемственность между архитектурными стилями Фатимидов и Айюбидов, и медресе, и мечеть подчеркивают внешний орнамент, заимствованный Фатимидами. Сюда входили лепные килевые арки, которые оставили «неизгладимое наследие» в Каире и в конечном итоге стали «визитной карточкой мамлюкской архитектуры». [ 6 ] Через год после его смерти, в 1250 году, останки султана ас-Салиха были установлены в его гробнице. Ее решение построить его гробницу рядом с заказанным им медресе стало «нововведением, которому последовали в богатых комплексах мамлюков». [ 9 ] Это положило начало тенденции в Каире, когда могила покровителя прикреплялась к религиозному или благотворительному комплексу, который он внес в город, и это проявляется в связи гробницы и его медресе. Историк исламской архитектуры Д. Фэйрчайлд Рагглс утверждал, что, сделав это, Шаджар ад-Дурр с тех пор эффективно изменил курс египетской архитектуры. [ 10 ] [ 2 ]

Реставрации

[ редактировать ]

В комплексе продолжаются реконструкция и исследования. Исторические сведения предполагают, что Калавун , который стал править как мамлюкский султан в годы после смерти Шаджара ад-Дурра, возможно, добавил позолоченную мозаику к мавзолею в 1280-х годах. Однако эти сообщения не подтверждены и, скорее всего, были созданы самой ад-Дурром. [ 6 ] Столетия спустя, в 1902 и 1927–1930 годах, Комитет по сохранению памятников арабского искусства провел консервацию мавзолея, восстановив его внешние поверхности и удалив раскрошившуюся ткань. [ 11 ] В 1990–2006 годах Государственное министерство древностей сохранило его внешний вид, добавив к зданию еще один слой лепнины. [ 6 ] Наконец, во время четвертой реставрации здания под руководством Атара Лины и под руководством Мэй аль-Ибраши в 2015 и 2016 годах реставрационные работы обнаружили наличие настенных росписей в переходной зоне мавзолея. [ 11 ] Эти картины, датированные тем же годом, что и строительство купола в 1251 году, содержали мотивы зеленовато-голубых бутонов лотоса и закрученных арабесок на многодольных панелях. [ 11 ]

  1. ^ Jump up to: а б «[Сохранение мечети Шаджар ад-Дурр] | Американский исследовательский центр в Египте» . www.arce.org . Проверено 5 декабря 2021 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Беренс-Абусейф, Дорис (2007). Каир мамлюков: история архитектуры и ее культуры . Американский университет в Каире Press. стр. 114–116. ISBN  9789774160776 .
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж Уильямс, Кэролайн (2018). Исламские памятники в Каире: Практическое руководство (7-е изд.). Каир: Американский университет в Каире Press. стр. 142–144.
  4. ^ Jump up to: а б с д и АльСайяд, Незар (2011). «Крепость Каир: от Салах ад-Дина до Жемчужного дерева». Каир: истории города . Издательство Belkap Press издательства Гарвардского университета. стр. 77–92. ISBN  9780674047860 .
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Рагглс, DF (2020). Жемчужное дерево: необычайный архитектурный покровитель египетской царицы-рабыни 13-го века Шаджар ад-Дурр . Издательство Оксфордского университета.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Рагглс, DF (2020). Жемчужное дерево: необычайный архитектурный покровитель египетской царицы-рабыни 13-го века Шаджар ад-Дурр . Издательство Оксфордского университета. п. 171.
  7. ^ «Шаджарат (Шаггар, Шагар) ад-Дурр и ее мавзолей в Каире» . www.touregypt.net . Проверено 6 декабря 2021 г.
  8. ^ «Откройте для себя исламское искусство | Художественное введение» . islamicart.museumwnf.org . Проверено 6 декабря 2021 г.
  9. ^ Рагглс, Д. Фэйрчайлд (2015). «Видимые и невидимые тела: архитектурное покровительство Шаджара ад-Дурра» . Мукарнас Онлайн . 32 : 63–78. doi : 10.1163/22118993-00321P05 – через Brill.
  10. ^ Арафа, Э (2016). «Легитимность правления Шаджара ад-Дурра в свете редкого динара». Египетский журнал археологических и реставрационных исследований : 65–70.
  11. ^ Jump up to: а б с Шукри, Фара (29 декабря 2015 г.). История сохранения мавзолея Шаджарат ад-Дурр (Диссертация).
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4c34498d560f3c828f0a092173e96472__1712320380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4c/72/4c34498d560f3c828f0a092173e96472.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mausoleum of Shajar al-Durr - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)