Jump to content

Халидж (Каир)

Координаты : 30 ° 1'21 ″ с.ш. 31 ° 13'49 ″ в.д.  /  30,02250 ° с.ш. 31,23028 ° в.д.  / 30,02250; 31.23028
Халидж в 19 веке

Халидж الخليج ( арабский : الخلیج , латинизированный : аль-Халидж или аль-Халиг в египетском произношении ), также известный как Халидж аль-Мисри или Халидж аль-Масри (арабский: المصري ), был канал в Каире , Египет. Все началось в VII веке, когда новые арабские завоеватели восстановили древний канал , соединявший Нил с Красным морем во времена фараонов и римлян . Соединение с Красным морем было закрыто в VIII веке, но канал оставался важной особенностью географии Каира и его водоснабжения. Традиционно часть года он был закрыт, а затем вновь открыт во время разлива Нила . Ежегодное открытие канала отмечалось как крупный праздник.

В 14 веке мамлюков султан ан-Насир Мухаммад создал второй канал дальше на запад, Халидж ан-Насири , который был связан с главным каналом. В 1890-х годах, когда его функция стала менее важной, Халидж был засыпан и преобразован в то, что сейчас является улицей Порт-Саид в центре Каира.

Происхождение

[ редактировать ]

соединявший Древний канал, Нил с Красным морем , существовал в этом регионе еще со времен фараонов , вероятно, начавшийся во времена правления Нехо II ( годы правления 610–595 до н. э.). Канал был перекопан персидским царем Дарием ( годы правления 521–486 до н. э.). [ 1 ] [ 2 ] Последний раз его реставрировал римский император Траян . [ 3 ] который переместил свое устье по Нилу дальше на юг, к месту, где сейчас находится Старый Каир , и назвал его Амнис Траянус или Траианос потамос ( букв. « Река Траяна » ) в честь себя. [ 4 ] [ 1 ] Остатки массивных каменных стен, составлявших вход в канал Траяна, были найдены под нынешней коптской церковью Святого Сергия и коптской церковью Святого Георгия. [ 5 ] [ 6 ] Там, где канал впадал в Нил, Траян построил гавань и укрепления. В третьем веке нашей эры Диоклетиан расширил укрепления и построил Вавилонскую крепость в устье канала. [ 1 ] Канал было трудно содержать, и ко времени арабского завоевания в 641 году нашей эры он вышел из строя и пришел в упадок. [ 3 ]

Вскоре после завоевания командующий мусульманскими войсками Амр ибн аль-Ас приказал заново раскопать заиленный к тому времени канал, возможно, по просьбе халифа Умара ( годы правления 634–644) . н.э.), чтобы более эффективно транспортировать зерно из Египта в Медину (столицу нового исламского халифата ). [ 4 ] [ 7 ] Новый канал, вырытый Амром, был проложен дальше на север, соединяясь с Нилом недалеко от того места, где сейчас находится район Сайида Зайнаб в Каире. [ 8 ] Вместо этого устье канала Траяна было прикрыто новым исламским городом Фустат . [ 9 ] где арабы, возможно, уже поселились к моменту начала проекта канала. [ 8 ] В честь Умара новый канал стал называться Халидж Амир аль-Муминин («Канал лидера правоверных »). [ 4 ] [ 8 ] Мост был построен через канал в 688 году для одной из двух главных дорог Фустата с севера на юг, ат-Тарик («Путь»). [ 10 ]

В средневековом Каире

[ редактировать ]
План Каира до 1200 г. н.э., реконструированный Стэнли Лейн-Пулом (1906 г.), показывающий приблизительное расположение Фатимидского Каира и канала Халидж.

Новый канал не имел успеха в долгосрочной перспективе. [ 8 ] В конечном итоге он был закрыт либо около 750 г. во время революции Аббасидов , свергнувшей Омейядов , либо в 767–768 гг. По приказу халифа аль Аббасидов -Мансура , который хотел не допустить попадания припасов в руки восставших в Медине. [ 5 ] Воды в конце закрытого канала объединились и образовали Биркат аль-Хадж («Пруд паломничества»), водоем к северо-востоку от Каира. Его название связано с тем, что он стал первой станцией на пути паломничества ( хаджа ) из Египта в Мекку . [ 8 ] Сам канал позже стал известен как Халидж аль-Мисри. [ 11 ] или Халидж аль-Масри . [ 12 ] С тех пор его функция заключалась в первую очередь в обеспечении Каира водой и орошении территории к северу от города. [ 13 ] [ 12 ]

Аль-Аскар и Аль-Катаи , две административные столицы, основанные к северу от Фустата в 8-м и 9-м веках, были построены вдоль берегов канала. [ 14 ] Во времена династии Ихшидидов сады и большое поле для игры в поло . (935–969) вдоль его берегов располагались [ 15 ] Когда Фатимиды основали свою новую столицу Аль-Кахира (Каир) в 969 году, Халидж обозначил западную границу нового города. [ 16 ] Большинство главных улиц исторического Каира с севера на юг , включая главный проспект, известный сегодня как улица аль-Муизз , были ориентированы так, чтобы идти параллельно каналу. [ 17 ] Место входа канала на Нил стало известно как Фумм аль-Халидж («устье канала»). [ 18 ]

Закрытие и открытие канала каждый год стало стандартной практикой. [ 19 ] В раннюю эпоху Халиджа, когда уровень воды в Ниле был выше, канал был судоходным круглый год, и дамба строилась во время ежегодных паводков , чтобы сдерживать воду. В последующие столетия, когда территория стала более засушливой, процесс пошел в обратном порядке; дамбу строили большую часть года, а затем открывали во время паводка. [ 13 ] Во времена Османской империи вода поставлялась в город примерно три месяца в году. [ 20 ]

Изображение ежегодного открытия канала в Каире в Фумм-эль-Халидже из « Описания Египта» (ок. 1809 г.). Также справа видна водозаборная башня мамлюкского акведука .

Ежегодное открытие канала было практикой, которая, по мнению некоторых современных ученых, перекликается с ритуалами доисламских или даже фараонских времен. [ 13 ] [ 21 ] Это событие, известное как Фестиваль открытия канала ( фатх аль-халидж ), стало событием, которое с большой помпой посетили халифы Фатимидов . [ 22 ] [ 19 ] [ 23 ] До Фатимидов он отмечался дальше на север, в Айн-Шамсе , и, вероятно, был перенесен в Халидж в рамках установления Каира в качестве новой столицы. [ 21 ] Церемония состоялась через два или три дня после торжественного «помазания нилометра » ( Тахлик аль-Микьяс ) на близлежащем острове Рода . [ а ] Это произошло, когда воды Нила достигли 16 локтей , высоты [ 25 ] гарантия достаточного урожая. [ б ] Эти праздники, отмечавшие начало разлива Нила, сохраняли свое значение на протяжении веков. [ 13 ] [ 27 ] Это было одно из самых важных и зрелищных событий в ежегодном календаре досовременного Каира, и оно описывается во многих исторических отчетах, написанных путешественниками, посетившими город. На церемониях продолжали присутствовать более поздние султаны Египта или их высокопоставленные чиновники. [ 27 ]

Небольшая полоска земли между западной городской стеной Каира и Халиджем была занята садами или использовалась населением для досуга, особенно во время разливов Нила, когда канал нес воду; Фатимидский халиф аль-Азиз ( годы правления 975–996 ) построил увеселительный павильон аль-Лулуа («жемчужина»), откуда он мог наблюдать за гонками на лодках и другими водными видами спорта. [ 28 ] Его преемник аль-Хаким ( годы правления 996–1025 ) перекопал канал, по крайней мере, на его участке рядом с Каиром, и назвал его в честь себя как аль-Халидж аль-Хакими . [ 4 ] Со временем течение Нила сместилось дальше на запад, что открыло все больше земель для застройки на этой стороне города. [ 29 ] Во время правления Айюбидов султана Салах ад-Дина ( годы правления 1174–1193 ) где-то до 1188 года через канал был построен мост Муски в рамках различных усовершенствований дорог. [ 30 ] Больше мостов было построено в следующий период мамлюков (с 13 по начало 16 веков). Султан Бейбарс ( годы правления 1260–1277 ) построил Львиный мост ( Канатир ас-Сиба ), который был восстановлен султаном ан-Насиром Мухаммедом в 1331 году. Мост Амира Хусейна был построен около 1319 года, мост Аксункур - до 1339 года. и мост Тукуздамур до 1345 года. [ 31 ]

Добавление Халиджа ан-Насири

[ редактировать ]

Что еще более важно, ан-Насир Мухаммад инициировал строительство нового канала в 1325 году. [ 32 ] [ 33 ] Первоначально он был известен как Халидж аль-Насири («Канал ан-Насира»), но позже стал известен также как Халидж аль-Магриби («Западный канал»). [ 33 ] Он был вырыт примерно в 1200 метрах к северо-западу от старого канала, ответвляющегося от Нила в Мавридат аль-Балате, напротив северной оконечности острова Рода, идущего на север примерно параллельно старому каналу, прежде чем присоединиться к последнему возле мечети аль-Захир Бейбарс. в северном районе Хусайния в Каире. [ 32 ] Ан-Насир поручил строительство Амиру Аргуну, и работы длились около двух месяцев, с 15 апреля по 12 июня 1325 года. [ 32 ] [ 33 ] Барщину крестьян заставляли обеспечивать необходимый ручной труд. [ 34 ] [ 35 ]

На строительство нового канала могло повлиять множество факторов. Ан-Насир построил новый дворец и ханаку в Сирьякусе, месте к северу от Каира, и его канал должен был снабжать их водой и обеспечивать доступ к ним из Нила. [ 35 ] [ 31 ] Вероятно, он также служил дополнением к старому каналу, который был склонен к заиливанию . [ 31 ] Новый канал был построен вдоль низменности, которая когда-то была руслом Нила (до того, как оно сдвинулось), что помогло осушить эту территорию. [ 35 ]

Этот проект оказал важное долгосрочное влияние на географию города и способствовал его росту. [ 33 ] [ 12 ] Земля к западу от старого Халиджа, ставшая теперь более пригодной для проживания, вскоре была превращена в фруктовые сады, сады и виллы. [ 35 ] [ 34 ] [ 11 ] Он также был отмечен множеством больших прудов ( бирок ). [ 35 ] Ан-Насир Мухаммад активно поощрял своих амиров (высокопоставленных чиновников) развивать и заселять этот район. [ 11 ] [ 34 ] Тем не менее, он оставался малонаселенным, и старый Халидж продолжал обозначать эффективную западную границу города до конца периода мамлюков. [ 11 ]

Среди другой водной инфраструктуры, построенной под властью мамлюков, был акведук, обеспечивающий водой Каирскую цитадель . Акведук был начат ан-Насиром Мухаммедом, а затем расширен аль-Гури ( годы правления 1501–1516 ). Его водозаборная башня, большая шестиугольная конструкция, стоит до сих пор и расположена недалеко от устья первоначального Халиджа на Ниле. [ 18 ]

Карта Каира в « Описании Египта» (ок. 1809 г.). Халидж аль-Мисри (с надписью «Халиг эль-Султани») виден как канал, разделяющий центральный Каир. Халидж ан-Насири (с надписью «Халыг эль-Мограрби») виден внизу, на окраине города. Также видны несколько небольших озер.

Более поздняя история

[ редактировать ]

Лишь в период Османской империи (16-19 века) западный берег старого Халиджа начал постепенно урбанизироваться. В это время знатные люди и элита Каира построили особняки вдоль его берегов, а также вокруг небольшого озера, известного как Биркат аль-Филь , и в районах южнее. [ 11 ] Таким образом, западные окраины возле Халиджа стали более богатыми районами города. Это превратило канал в центральную артерию Каира. Вместо этого Халидж ан-Насири стал общей западной границей города. [ 36 ]

К 19 веку значение Халиджа значительно уменьшилось, поскольку круглогодичное орошение стало обычным явлением. Поскольку со временем эта территория стала более высушенной, канал также стал непривлекательным объектом и потенциальным источником болезней. [ 13 ] Жители города использовали его как свалку мусора. [ 37 ] Когда вода каждый год отступала, он превращался в застойную канаву. [ 38 ] К этому периоду канал также не простирался дальше того, что сейчас является районом ад-Дахер на севере Каира. Судя по старым фотографиям, его ширина составляла менее 10 метров (33 фута). [ 38 ]

Карта Каира 1895 года, незадолго до заполнения Халиджа. Узкий канал все еще виден через центр Каира. Новый и более широкий канал Исмаилия виден в северной части города.

В рамках своего амбициозного проекта расширения Каира в 1860-х годах Хедив Исмаил выкопал новый канал, канал Исмаилия , который подготовил земли дальше на север к застройке, а также обеспечил пресную воду для строительства Суэцкого канала. [ 39 ] [ 40 ] В ходе строительных проектов Исмаила Халидж ан-Насири был полностью засыпан, и многие старые пруды ( бирки ) в этом районе исчезли. [ 39 ]

Между 1896 и 1899 годами [ с ] Сама главная улица Халиджа была засыпана и преобразована в широкий бульвар из соображений санитарии и для того, чтобы освободить место для трамвайной линии , которая будет построена Каирской трамвайной компанией. [ 13 ] [ 41 ] [ 5 ] [ 42 ] [ 38 ] Канал заполнялся поэтапно: первый этап начался в 1897 году на севере Каира, а последний завершился возле Фумм-эль-Халига (на берегу Нила) в 1899 году. [ 38 ] Трамвайная линия, первая в Каире, [ 38 ] начал действовать летом 1900 года. [ 13 ] Новая улица называлась в честь канала — улица Халидж аль-Масри ( Шариа эль-Халиг эль-Масри ) до 1957 года, когда она была переименована в Порт-Саида улицу ( Шариа Бур Саид ) в честь этого канала. Сопротивление города британским и французским войскам во время Суэцкого кризиса 1956 года . [ 38 ] В 1912 году канал Исмаилия в Каире также был засыпан, чтобы освободить место для дальнейшего расширения города. [ 43 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Эта церемония Нилометра была введена во время пребывания аль-Мамуна аль-Батаихи Фатимидов на посту визиря в 1120-х годах. [ 24 ]
  2. ^ Пятнадцать локтей (1 арабский локоть, разделенный на 24 пальца, равнялся 46,2 сантиметра (18,2 дюйма)) были минимальным уровнем наводнения, необходимым в раннем средневековье для полного урожая, предотвращающего голод; шестнадцать означали полный урожай, но еще и некоторые трудности; семнадцать — небывалый урожай; в то время как катастрофическое наводнение было последствием, если река поднялась выше восемнадцати локтей. [ 26 ]
  3. ^ Некоторые из цитируемых источников различаются по точной дате, утверждая, что заполнение произошло или началось либо в 1896, 1897, либо в 1898 году.
  1. ^ Jump up to: а б с Шихан, 2010 , стр. 35–38.
  2. ^ Раймонд 2000 , с. 2.
  3. ^ Jump up to: а б Раймонд 2000 , стр. 2, 15–16.
  4. ^ Jump up to: а б с д Хальм 2003 , стр. 25.
  5. ^ Jump up to: а б с Габра и др. 2013 , с. 21.
  6. ^ Шихан 2010 , стр. 38–39.
  7. ^ Раймонд 2000 , стр. 15–16.
  8. ^ Jump up to: а б с д и Раймонд 2000 , с. 16.
  9. ^ Шихан 2010 , с. 40.
  10. ^ Раймонд 2000 , с. 21.
  11. ^ Jump up to: а б с д и Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009). «Каир» . Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. стр. 321–335. ISBN  9780195309911 .
  12. ^ Jump up to: а б с Абдель Барр, Омния (2022). «Строительство мамлюкского Каира: столицы султаната» . В АльСайяде, Незаре (ред.). Справочник Routledge по Каиру: истории, представления и дискурсы . Тейлор и Фрэнсис. п. 56. ИСБН  978-1-000-78789-4 .
  13. ^ Jump up to: а б с д и ж г Абу-Лугход 1971 , с. 134.
  14. ^ Свелим, Тарек (2022). «Аль-Катаи: затерянный город в Каире – новое посещение». В АльСайяде, Незаре (ред.). Справочник Routledge по Каиру: истории, представления и дискурсы . Рутледж. п. 25. ISBN  978-1-000-78789-4 .
  15. ^ Хальм 2003 , стр. 19.
  16. ^ Раймонд 2000 , стр. 36–37.
  17. ^ Раббат, Насер (2022). «Кооптирование улицы: городской характер мамлюкской архитектуры». В АльСайяде, Незаре (ред.). Справочник Routledge по Каиру: истории, представления и дискурсы . Рутледж. п. 69. ИСБН  978-1-000-78789-4 .
  18. ^ Jump up to: а б Уильямс, Кэролайн (2018). Исламские памятники в Каире: Практическое руководство (7-е изд.). Каир: Американский университет в Каире Press. п. 51. ИСБН  9789774168550 .
  19. ^ Jump up to: а б Сандерс, Паула (1994). Ритуал, политика и город в Каире Фатимидов . СУНИ Пресс. п. 102. ИСБН  978-0-7914-1781-2 .
  20. ^ Раймонд 2000 , с. 246.
  21. ^ Jump up to: а б Хальм 2003 , стр. 67.
  22. ^ Раймонд 2000 , стр. 48–49.
  23. ^ Хальм 2003 , стр. 64–67.
  24. ^ Сайид, Айман Фуад (2022). «Каир как дворец: Ритуалы Фатимидского халифата». В АльСайяде, Незаре (ред.). Справочник Routledge по Каиру: истории, представления и дискурсы . Рутледж. п. 41. ИСБН  978-1-000-78789-4 .
  25. ^ Хальм 2003 , стр. 54–64.
  26. ^ Хальм 2003 , стр. 58–60, 68–70.
  27. ^ Jump up to: а б Беренс-Абусейф, Дорис (2022). «Самые ранние изображения исламской архитектуры Каира». В АльСайяде, Незаре (ред.). Справочник Routledge по Каиру: истории, представления и дискурсы . Рутледж. п. 176. ИСБН  978-1-000-78789-4 .
  28. ^ Хальм 2003 , стр. 26.
  29. ^ Раймонд 2000 , с. 125 (и другие).
  30. ^ Раймонд 2000 , с. 97.
  31. ^ Jump up to: а б с Раймонд 2000 , с. 125.
  32. ^ Jump up to: а б с Раймонд 2000 , стр. 123–125.
  33. ^ Jump up to: а б с д Абу-Лугход 1971 , стр. 35–36.
  34. ^ Jump up to: а б с Абу-Лугход 1971 , с. 36.
  35. ^ Jump up to: а б с д и Уильямс, Джон Олден (1984). «Урбанизация и строительство памятников в мамлюкском Каире» . Мукарнас . 2 : 36–37. дои : 10.2307/1523054 . ISSN   0732-2992 . JSTOR   1523054 .
  36. ^ Мишель, Николя (2018). «Каир, Османский» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. ISSN   1873-9830 .
  37. ^ Абу-Лугход 1971 , с. 86.
  38. ^ Jump up to: а б с д и ж Дэвис, Хамфри (2018). «Бур Саид, поделись » . Полевой справочник по названиям улиц центрального Каира . Американский университет в Каире Press. ISBN  978-1-61797-915-6 .
  39. ^ Jump up to: а б Абу-Лугход 1971 , с. 103.
  40. ^ Раймонд 2000 , с. 312.
  41. ^ Уильямс, Кэролайн (2005). «Образы Каира девятнадцатого века: от реальности к интерпретации» . В Аль-Сайяде, Незаре; Бирман, Ирен А.; Раббат, Насер (ред.). Делаем Каир средневековым . Лексингтонские книги. п. 98. ИСБН  978-0-7391-5743-5 .
  42. ^ Волайт, Мерседес (2017). «Каир, современный период». Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама, Три . Брилл. ISBN  9789004161658 .
  43. ^ Раймонд 2000 , с. 326.

Источники

[ редактировать ]

30 ° 1'21 ″ с.ш. 31 ° 13'49 ″ в.д.  /  30,02250 ° с.ш. 31,23028 ° в.д.  / 30,02250; 31.23028

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d2d9361fc5cef639e6637f7e19288d0a__1711893180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d2/0a/d2d9361fc5cef639e6637f7e19288d0a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Khalij (Cairo) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)