Jump to content

Хафизи Исмаилизм

(Перенаправлено с Хафизи )

Хафизи Исмаилизм ( арабский : الحافظية , романизированный : аль-Хафицийя ), также известный как маджидийский исмаилизм ( арабский : المجيدية , романизированный : аль-Маджидийя ), был ветвью мусталитского исмаилизма , возникшей в результате раскола в 1132 году. Хафизи признали фатимидского халифа Абд аль-Маджида аль-Хафиза ли-Дина Аллаха ( годы правления 1132–1149 ) и его преемников в качестве имамов , в то время как конкурирующая ветвь тайибитов отвергла их как узурпаторов, отдав предпочтение преемственности имамата по линии Племянник аль-Хафиза, аль-Тайиб .

Секта Хафизи потеряла государственную поддержку и постепенно исчезла после упразднения Фатимидского халифата династией Фатимидов завоевания Йемена династией Айюбидов в 1171 году и вскоре после этого . Последние остатки ветви Хафизи засвидетельствованы в 14 веке в Египте и Сирии, но вымерли к 15 веку.

Происхождение: раскол Хафизи-Тайиби.

[ редактировать ]

Хафизитская ветвь исмаилизма берет свое начало в убийстве десятого халифа Фатимидов и двадцатого мусталитов исмаилитов имама - аль-Амира би-Ахкама Аллаха ( годы правления 1101–1130 ) 7 октября 1130 года. Амир оставил своим преемником только шестимесячного сына ат-Тайиба , без назначенного регента или действующего визиря , который мог бы взять на себя эту роль. [1] [2] [3] В результате Абд аль-Маджид, двоюродный брат аль-Амира и на тот момент самый старый из выживших мужчин династии, [1] был провозглашен регентом при поддержке нескольких высокопоставленных чиновников аль-Амира. [4] [5]

Однако неясно, было ли это регентство от имени младенца аль-Тайиба, который на данный момент полностью исчезает из записей. [6] Современные ученые предполагают, что аль-Тайиб мог умереть в младенчестве, возможно, даже раньше своего отца; но по крайней мере один современный анонимный сирийский источник утверждает, что он был убит по приказу Абд аль-Маджида. [7] [8] [9] Вместо ат-Тайиба новый режим утверждал, что аль-Амир оставил беременную наложницу и что халиф, мечтая о своей неминуемой смерти, объявил этого нерожденного ребенка сыном и назначенным ему ( наш ) преемником, таким образом фактически в обход аль-Тайиба. [5] [10] Чем закончилась эта беременность, также неясно, поскольку разные источники сообщают, что наложница либо родила дочь, либо плод не удалось найти. [11] В конечном итоге эта обеспокоенность оказалась беспочвенной, поскольку через две недели после смерти аль-Амира в результате военного переворота к власти пришел авторитарный лидер Кутайфат . Кутайфат практически отменил режим Фатимидов и начал демонтаж исмаилизма как официальной доктрины государства. [12] [13] [14] Самое позднее в этот момент аль-Тайиб был устранен. [15] [16] Режим Кутайфата был свергнут, когда он был убит сторонниками Фатимидов 8 декабря 1131 года. Абд аль-Маджид был освобожден из тюрьмы и восстановлен в должности регента. [17] [18]

Золотой динар аль-Хафиза, отчеканенный в Александрии в 1149 году.

Независимо от того, питал ли Абд аль-Маджид ранее планы относительно халифата или нет, отсутствие наследника аль-Амира означало, что продолжение династии Фатимидов и исмаилитского имамата требовало, чтобы он преуспел в качестве имама и халифа, поскольку, согласно Исмаилитское учение гласит: «Бог не оставляет мусульманскую общину без имама, который поведет ее по правильному пути». [19] Это было сделано указом ( сиджил ) от 23 января 1132 года, согласно которому Абд аль-Маджид принял титул аль-Хафиз ли-Дин Аллах («Хранитель религии Бога»). [17] [20] Впервые в династии Фатимидов власть не передавалась от отца к сыну. Этот радикальный отход от устоявшейся практики необходимо было рассмотреть и обосновать. Таким образом, сиджиль провозгласил право аль-Хафиза на имамата, сравнив его с солнцем, которое на короткое время затмилось смертью аль-Амира и узурпацией Кутайфата, но теперь появилось вновь в соответствии с божественной целью. Никаких упоминаний о сыне аль-Амира сделано не было. Аль-Хафиз утверждал, что он тайно получил назначение ( насс ) преемником аль-Амира, и что халиф аль-Мустансир предвидел это событие. Более ранние примеры разрывов в прямой преемственности имамата, главным образом назначение Мухаммедом своего зятя Али ибн Аби Талиба , были приведены в подтверждение его утверждения. [18] [21] [22] [23]

Приход аль-Хафиза на престол вызвал серьезный раскол в мусталитской ветви исмаилизма между сторонниками имамата ат-Тайиба (« тайибиты »), противостоявшими сторонникам аль-Хафиза и его преемникам («хафизиты»). "). [24] [25] Аль-Хафиз был в значительной степени принят верующими исмаилитами в управляемых Фатимидами владениях в Египте, Нубии и Леванте , но отвергнут некоторыми общинами исмаилитов за рубежом. В частности, это имело место в единственном крупном регионе, управляемом исмаилитами, Йемене до сих пор стойко профатимидская династия Сулайхидов , где распалась . Королева Сулейхидов Арва поддержала права аль-Тайиба, о рождении которого ей было объявлено в письме аль-Амира, в то время как региональные династии Хамданидов и Зурайидов признали притязания аль-Хафиза. [26] [24] Этот вопрос был не только политическим, но, учитывая ключевую роль имама в исмаилитской вере, также и глубоко религиозным. По словам Штерна, «от этого зависела преемственность институциональной религии, а также личное спасение верующего». [27] Как подчеркивает Стерн, вопрос заключался «не столько в личности истца, которая имела значение для его последователей [...] (это, конечно, очевидно в случае с младенцем ат-Тайибом), – это было божественное право персонифицированный в законном наследнике, что имело значение». [27]

Неразрывно связанная с режимом Фатимидов, секта Хафизи просуществовала до падения Фатимидского халифата в 1171 году, но после этого пришла в упадок и быстро исчезла, в отличие от двух своих конкурирующих ветвей, низаритов и тайибитов, которые сохранились до наших дней. [28]

Хафизи Исмаилизм оставался государственной религией в Египте до тех пор, пока Саладин не провозгласил сюзеренитет халифов Аббасидов над Египтом в сентябре 1171 года. [29] Вскоре после смерти имама-халифа аль-Адида члены семьи Фатимидов были помещены под домашний арест во дворце. Старший сын аль-Адида и назначенный наследник Дауд был признан правоверными хафизи законным имамом, но он, как и его собственный сын и преемник Сулейман Бадр ад-Дин , жил и умер в плену. [30]

Египетские исмаилиты, в основном хафизы, подвергались преследованиям со стороны нового режима Айюбидов , многие из которых бежали в Верхний Египет . Серия неудачных заговоров и восстаний под руководством сторонников Фатимидов или претендентов на Фатимидов вспыхнула в 1170-х годах и продолжалась спорадически, с гораздо меньшим воздействием, до конца века. [31] В результате профатимидского заговора, в котором участвовали несколько последних фатимидских чиновников и поэт Умара ибн Аби аль-Хасан аль-Ямани , в Каире в 1174 году многие сторонники свергнутой династии были сосланы в Верхний Египет. который стал очагом профатимидской деятельности. [31] [32] В конце лета 1174 года там вспыхнуло восстание при Канз ад-Дауле , но оно было подавлено. [33] [34] В 1176/7 году претендент, выдавший себя за Дауда, нашел широкую поддержку в Кифте на севере Египта. [33] [34] Однако к 1188 году попытка восстания небольшой группы, выкрикивавшей ночью шиитский клич «Семья Али», не нашла отклика у жителей Каира. [35] Когда настоящий Дауд умер в плену в Каире в 1207/8 году, хафизы попросили у султана Айюбидов аль-Адиля I разрешения оплакивать его публично. Султан дал им разрешение, но воспользовался случаем, чтобы арестовать их даи и конфисковать их имущество. [33]

Несмотря на разделение заключенных мужского и женского пола, Давуду, видимо, удалось тайно родить двух сыновей, старшего из которых, Сулеймана, верующие хафизи признали своим преемником. [36] Сулейман ибн Дауд умер в 1248 году, очевидно, бездетным, но некоторые из его сторонников утверждали, что у него был спрятанный сын. [33] [37] Еще в 1298 году в Верхнем Египте появился претендент, утверждавший, что он сын Сулеймана ибн Дауда. [38] но к этому времени хафизы – и исмаилизм в целом – превратились в небольшие изолированные анклавы. [33] Еще позже, примерно в 1324 году, община исмаилитов (и, вероятно, хафизов) упоминается в Усфуне в Верхнем Египте, а в Сирии в то же время упоминается община хафизов в горах Бакиа недалеко от Сафада. [39] Последние следы этих общин хафизов теряются к концу периода мамлюков . [38]

Политическая карта Йемена ок. 1160

Вскоре после раскола правитель Зурайидов Саба ибн Абу'л-Сууд объявил себя хафизи даи в Йемене, став таким образом главой тамошней общины хафизов. [40] К моменту своей смерти в 1138 году он устранил конкурирующие ветви своей семьи и установил свою власть над городом и внутренними районами Адена . [40] Его преемники были официально признаны даи в Каире и награждены почетными титулами аль-Хафиза. [41] Династия Зурайидов просуществовала до вторжения Айюбидов в 1173 году. Последние члены клана продержались в крепости Думлува до 1188 года, но в конце концов продали ее Айюбидам и ушли из Йемена в Абиссинию . [42]

Дальше на север хафизитский исмаилизм был также принят некоторыми Хамданидами Саны . [43] Химас ибн аль-Кубайб и его сын Хатим были первыми правителями Хамданидов, выступившими на стороне Хафизии. [44] После смерти Хатима ибн Химаса в 1138 году династия распалась из-за внутренних распрей, но была воссоединена Хатимом ибн Ахмадом ибн Имраном и его сыном Али . Оба участвовали в войне с зайдитским имаматом Саады Шибама , в то время как Али также напал на тайибитов под предводительством Хатима ибн Ибрагима аль-Хамиди в 1166–1169 годах, вытеснив их из Кавкабана в Хараз . [45] В 1173 году Али помог Зурайидам разгромить хариджитского правителя Забида Абд ан-Наби . [46] Вскоре после своего возвращения он столкнулся с вторжением Айюбидов в Йемен. Он потерял Сану в 1174 году, но вскоре вернул ее и удерживал до 1189 года. Али и его братья продолжали оспаривать контроль над северной частью страны вокруг Саны до начала 13 века. [47]

Медленное и постепенное завоевание Айюбидов позволило хафизскому исмаилизму выжить в течение некоторого времени в Йемене, как рассказывает внук Али, Бадр ад-Дин Мухаммад ибн Хатим , который умер ок. 1300 . [47] Некоторое время оно оставалось настолько заметным, что пятый лидер йеменских тайибитов Али ибн Мухаммад ибн аль-Валид (умер в 1215 г.) составил трактат, критикующий их и их доктрины. [47] В отличие от тайибитов, йеменские хафизы, очевидно, не распространили свою деятельность на Индию . [47]

Список имамов Хафизи

[ редактировать ]
  1. Хасан ибн Али (661–669)
  2. Хусейн ибн Али (669–680)
  3. Али аль-Саджад (680–713)
  4. Мухаммад аль-Бакир (713–733)
  5. Джафар ас-Садик (733–765)
  6. Исмаил ибн Джафар (765–775)
  7. Мухаммад ибн Исмаил (775–813)
  8. Абадулла ибн Мухаммад (Ахмад аль-Вафи) , умер в 829 году, Даи и «скрытый имам», сын Мухаммада ибн Исмаила согласно традиции Фатимидов Исмаилитов.
  9. Ахмад ибн Абадулла (Мухаммад ат-Таки) , умер в 840 г., даи и «скрытый имам».
  10. Хусейн ибн Ахмад (Ради Абдулла) , умер в 909 году, Даи и «скрытый Иман».
  11. Абдаллах аль-Махди Биллах , умер в 934 году, Даи, открыто провозгласивший себя имамом, 1-й фатимидский халиф.
  12. Аль-Каим би-Амр Аллах , умер в 946 году, второй фатимидский халиф.
  13. Аль-Мансур би-Наср Аллах , умер в 953 году, третий фатимидский халиф.
  14. Аль-Муизз ли-Дин Аллах , умер в 975 г., 4-й фатимидский халиф.
  15. Аль-Азиз Биллах , умер в 996 году, пятый фатимидский халиф.
  16. Аль-Хаким би-Амр Аллах , шестой фатимидский халиф, исчез в 1021 году.
  17. Аль-Захир ли-изаз Дин Аллах , умер в 1036 году, седьмой фатимидский халиф.
  18. Аль-Мустансир Биллах , умер в 1094 году, восьмой фатимидский халиф.
  19. Аль-Мустали Биллах , умер в 1101 году, девятый фатимидский халиф, сын Аль-Мустансира Биллаха.
  20. Аль-Амир би-Ахкам Аллах , умер в 1130 году, 10-й фатимидский халиф.
  21. Аль-Хафиз ли-Дин Аллах , умер в 1149 г., 11-й фатимидский халиф.
  22. Аль-Зафир би-Амр Аллах , умер в 1154 году, 12-й фатимидский халиф.
  23. Аль-Фаиз би-Наср Аллах , умер в 1160 г., 13-й фатимидский халиф.
  24. Аль-Адид ли-Дин Аллах , умер в 1171 году, 14-й и последний халиф Фатимидов; после своей смерти Саладин отменил режим Фатимидов
  25. Дауд аль-Хамид ли-Ллах , умер в тюрьме при династии Айюбидов в 1208 году.
  26. Сулейман Бадр ад-Дин умер в тюрьме при династии Айюбидов в 1248 году без проблем, положив конец линии имамов Хафизи.
  1. ^ Jump up to: а б Листы 2007 , с. 246.
  2. ^ Бретт 2017 , с. 261.
  3. ^ Хальм 2014 , стр. 177–178.
  4. ^ Стерн 1951 , стр. 202–203.
  5. ^ Jump up to: а б Бретт 2017 , с. 262.
  6. ^ Хальм 2014 , стр. 179, 182.
  7. ^ Стерн 1951 , с. 204.
  8. ^ Дафтари 2007 , стр. 246, 261.
  9. ^ Бретт 2017 , стр. 262–263.
  10. ^ Стерн 1951 , стр. 203–204.
  11. ^ Хальм 2014 , стр. 179.
  12. ^ Стерн 1951 , стр. 204–206.
  13. ^ Хальм 2014 , стр. 178–181.
  14. ^ Бретт 2017 , стр. 263–264.
  15. ^ Стерн 1951 , с. 203, примечание 1.
  16. ^ Хальм 2014 , стр. 180.
  17. ^ Jump up to: а б Листы 2007 , с. 247.
  18. ^ Jump up to: а б Бретт 2017 , с. 265.
  19. ^ Стерн 1951 , стр. 207–208.
  20. ^ Хальм 2014 , стр. 182.
  21. ^ Стерн 1951 , стр. 207–209.
  22. ^ Хальм 2014 , стр. 182–183.
  23. ^ Дафтари 2007 , стр. 247–248.
  24. ^ Jump up to: а б Листы 2007 , с. 248.
  25. ^ Бретт 2017 , с. 266.
  26. ^ Бретт 2017 , стр. 265–266.
  27. ^ Jump up to: а б Штерн 1951 , с. 194.
  28. ^ Дафтари 2007 , с. 253.
  29. ^ Дафтари 2007 , стр. 252–253.
  30. ^ Дафтари 2007 , стр. 252–254.
  31. ^ Jump up to: а б Дафтари 2007 , стр. 253–254.
  32. ^ Хальм 2014 , стр. 294–297.
  33. ^ Jump up to: а б с д и Листы 2007 , с. 254.
  34. ^ Jump up to: а б Хальм 2014 , стр. 297.
  35. ^ Хальм 2014 , стр. 298.
  36. ^ Хальм 2014 , стр. 298–299.
  37. ^ Хальм 2014 , стр. 299.
  38. ^ Jump up to: а б Хальм 2014 , стр. 325.
  39. ^ Дафтари 2007 , с. 255.
  40. ^ Jump up to: а б Листы 2007 , с. 256.
  41. ^ Дафтари 2007 , стр. 256–257.
  42. ^ Дафтари 2007 , с. 257.
  43. ^ Дафтари 2007 , стр. 255, 257.
  44. ^ Дафтари 2007 , с. 258.
  45. ^ Дафтари 2007 , с. 259.
  46. ^ Дафтари 2007 , стр. 259–260.
  47. ^ Jump up to: а б с д Листы 2007 , с. 260.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fc1d17fb1a796d609ddb9cbba9e39ca9__1719391800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fc/a9/fc1d17fb1a796d609ddb9cbba9e39ca9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hafizi Isma'ilism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)