Хафизи Исмаилизм
Часть серии об Исламе. Исмаилизм |
---|
![]() |
![]() |
Хафизи Исмаилизм ( арабский : الحافظية , романизированный : аль-Хафицийя ), также известный как маджидийский исмаилизм ( арабский : المجيدية , романизированный : аль-Маджидийя ), был ветвью мусталитского исмаилизма , возникшей в результате раскола в 1132 году. Хафизи признали фатимидского халифа Абд аль-Маджида аль-Хафиза ли-Дина Аллаха ( годы правления 1132–1149 ) и его преемников в качестве имамов , в то время как конкурирующая ветвь тайибитов отвергла их как узурпаторов, отдав предпочтение преемственности имамата по линии Племянник аль-Хафиза, аль-Тайиб .
Секта Хафизи потеряла государственную поддержку и постепенно исчезла после упразднения Фатимидского халифата династией Фатимидов завоевания Йемена династией Айюбидов в 1171 году и вскоре после этого . Последние остатки ветви Хафизи засвидетельствованы в 14 веке в Египте и Сирии, но вымерли к 15 веку.
Происхождение: раскол Хафизи-Тайиби.
[ редактировать ]Хафизитская ветвь исмаилизма берет свое начало в убийстве десятого халифа Фатимидов и двадцатого мусталитов исмаилитов имама - аль-Амира би-Ахкама Аллаха ( годы правления 1101–1130 ) 7 октября 1130 года. Амир оставил своим преемником только шестимесячного сына ат-Тайиба , без назначенного регента или действующего визиря , который мог бы взять на себя эту роль. [1] [2] [3] В результате Абд аль-Маджид, двоюродный брат аль-Амира и на тот момент самый старый из выживших мужчин династии, [1] был провозглашен регентом при поддержке нескольких высокопоставленных чиновников аль-Амира. [4] [5]
Однако неясно, было ли это регентство от имени младенца аль-Тайиба, который на данный момент полностью исчезает из записей. [6] Современные ученые предполагают, что аль-Тайиб мог умереть в младенчестве, возможно, даже раньше своего отца; но по крайней мере один современный анонимный сирийский источник утверждает, что он был убит по приказу Абд аль-Маджида. [7] [8] [9] Вместо ат-Тайиба новый режим утверждал, что аль-Амир оставил беременную наложницу и что халиф, мечтая о своей неминуемой смерти, объявил этого нерожденного ребенка сыном и назначенным ему ( наш ) преемником, таким образом фактически в обход аль-Тайиба. [5] [10] Чем закончилась эта беременность, также неясно, поскольку разные источники сообщают, что наложница либо родила дочь, либо плод не удалось найти. [11] В конечном итоге эта обеспокоенность оказалась беспочвенной, поскольку через две недели после смерти аль-Амира в результате военного переворота к власти пришел авторитарный лидер Кутайфат . Кутайфат практически отменил режим Фатимидов и начал демонтаж исмаилизма как официальной доктрины государства. [12] [13] [14] Самое позднее в этот момент аль-Тайиб был устранен. [15] [16] Режим Кутайфата был свергнут, когда он был убит сторонниками Фатимидов 8 декабря 1131 года. Абд аль-Маджид был освобожден из тюрьмы и восстановлен в должности регента. [17] [18]

Независимо от того, питал ли Абд аль-Маджид ранее планы относительно халифата или нет, отсутствие наследника аль-Амира означало, что продолжение династии Фатимидов и исмаилитского имамата требовало, чтобы он преуспел в качестве имама и халифа, поскольку, согласно Исмаилитское учение гласит: «Бог не оставляет мусульманскую общину без имама, который поведет ее по правильному пути». [19] Это было сделано указом ( сиджил ) от 23 января 1132 года, согласно которому Абд аль-Маджид принял титул аль-Хафиз ли-Дин Аллах («Хранитель религии Бога»). [17] [20] Впервые в династии Фатимидов власть не передавалась от отца к сыну. Этот радикальный отход от устоявшейся практики необходимо было рассмотреть и обосновать. Таким образом, сиджиль провозгласил право аль-Хафиза на имамата, сравнив его с солнцем, которое на короткое время затмилось смертью аль-Амира и узурпацией Кутайфата, но теперь появилось вновь в соответствии с божественной целью. Никаких упоминаний о сыне аль-Амира сделано не было. Аль-Хафиз утверждал, что он тайно получил назначение ( насс ) преемником аль-Амира, и что халиф аль-Мустансир предвидел это событие. Более ранние примеры разрывов в прямой преемственности имамата, главным образом назначение Мухаммедом своего зятя Али ибн Аби Талиба , были приведены в подтверждение его утверждения. [18] [21] [22] [23]
Приход аль-Хафиза на престол вызвал серьезный раскол в мусталитской ветви исмаилизма между сторонниками имамата ат-Тайиба (« тайибиты »), противостоявшими сторонникам аль-Хафиза и его преемникам («хафизиты»). "). [24] [25] Аль-Хафиз был в значительной степени принят верующими исмаилитами в управляемых Фатимидами владениях в Египте, Нубии и Леванте , но отвергнут некоторыми общинами исмаилитов за рубежом. В частности, это имело место в единственном крупном регионе, управляемом исмаилитами, Йемене до сих пор стойко профатимидская династия Сулайхидов , где распалась . Королева Сулейхидов Арва поддержала права аль-Тайиба, о рождении которого ей было объявлено в письме аль-Амира, в то время как региональные династии Хамданидов и Зурайидов признали притязания аль-Хафиза. [26] [24] Этот вопрос был не только политическим, но, учитывая ключевую роль имама в исмаилитской вере, также и глубоко религиозным. По словам Штерна, «от этого зависела преемственность институциональной религии, а также личное спасение верующего». [27] Как подчеркивает Стерн, вопрос заключался «не столько в личности истца, которая имела значение для его последователей [...] (это, конечно, очевидно в случае с младенцем ат-Тайибом), – это было божественное право персонифицированный в законном наследнике, что имело значение». [27]
История
[ редактировать ]Неразрывно связанная с режимом Фатимидов, секта Хафизи просуществовала до падения Фатимидского халифата в 1171 году, но после этого пришла в упадок и быстро исчезла, в отличие от двух своих конкурирующих ветвей, низаритов и тайибитов, которые сохранились до наших дней. [28]
Египет
[ редактировать ]Хафизи Исмаилизм оставался государственной религией в Египте до тех пор, пока Саладин не провозгласил сюзеренитет халифов Аббасидов над Египтом в сентябре 1171 года. [29] Вскоре после смерти имама-халифа аль-Адида члены семьи Фатимидов были помещены под домашний арест во дворце. Старший сын аль-Адида и назначенный наследник Дауд был признан правоверными хафизи законным имамом, но он, как и его собственный сын и преемник Сулейман Бадр ад-Дин , жил и умер в плену. [30]
Египетские исмаилиты, в основном хафизы, подвергались преследованиям со стороны нового режима Айюбидов , многие из которых бежали в Верхний Египет . Серия неудачных заговоров и восстаний под руководством сторонников Фатимидов или претендентов на Фатимидов вспыхнула в 1170-х годах и продолжалась спорадически, с гораздо меньшим воздействием, до конца века. [31] В результате профатимидского заговора, в котором участвовали несколько последних фатимидских чиновников и поэт Умара ибн Аби аль-Хасан аль-Ямани , в Каире в 1174 году многие сторонники свергнутой династии были сосланы в Верхний Египет. который стал очагом профатимидской деятельности. [31] [32] В конце лета 1174 года там вспыхнуло восстание при Канз ад-Дауле , но оно было подавлено. [33] [34] В 1176/7 году претендент, выдавший себя за Дауда, нашел широкую поддержку в Кифте на севере Египта. [33] [34] Однако к 1188 году попытка восстания небольшой группы, выкрикивавшей ночью шиитский клич «Семья Али», не нашла отклика у жителей Каира. [35] Когда настоящий Дауд умер в плену в Каире в 1207/8 году, хафизы попросили у султана Айюбидов аль-Адиля I разрешения оплакивать его публично. Султан дал им разрешение, но воспользовался случаем, чтобы арестовать их даи и конфисковать их имущество. [33]
Несмотря на разделение заключенных мужского и женского пола, Давуду, видимо, удалось тайно родить двух сыновей, старшего из которых, Сулеймана, верующие хафизи признали своим преемником. [36] Сулейман ибн Дауд умер в 1248 году, очевидно, бездетным, но некоторые из его сторонников утверждали, что у него был спрятанный сын. [33] [37] Еще в 1298 году в Верхнем Египте появился претендент, утверждавший, что он сын Сулеймана ибн Дауда. [38] но к этому времени хафизы – и исмаилизм в целом – превратились в небольшие изолированные анклавы. [33] Еще позже, примерно в 1324 году, община исмаилитов (и, вероятно, хафизов) упоминается в Усфуне в Верхнем Египте, а в Сирии в то же время упоминается община хафизов в горах Бакиа недалеко от Сафада. [39] Последние следы этих общин хафизов теряются к концу периода мамлюков . [38]
Йемен
[ редактировать ]
Вскоре после раскола правитель Зурайидов Саба ибн Абу'л-Сууд объявил себя хафизи даи в Йемене, став таким образом главой тамошней общины хафизов. [40] К моменту своей смерти в 1138 году он устранил конкурирующие ветви своей семьи и установил свою власть над городом и внутренними районами Адена . [40] Его преемники были официально признаны даи в Каире и награждены почетными титулами аль-Хафиза. [41] Династия Зурайидов просуществовала до вторжения Айюбидов в 1173 году. Последние члены клана продержались в крепости Думлува до 1188 года, но в конце концов продали ее Айюбидам и ушли из Йемена в Абиссинию . [42]
Дальше на север хафизитский исмаилизм был также принят некоторыми Хамданидами Саны . [43] Химас ибн аль-Кубайб и его сын Хатим были первыми правителями Хамданидов, выступившими на стороне Хафизии. [44] После смерти Хатима ибн Химаса в 1138 году династия распалась из-за внутренних распрей, но была воссоединена Хатимом ибн Ахмадом ибн Имраном и его сыном Али . Оба участвовали в войне с зайдитским имаматом Саады Шибама , в то время как Али также напал на тайибитов под предводительством Хатима ибн Ибрагима аль-Хамиди в 1166–1169 годах, вытеснив их из Кавкабана в Хараз . [45] В 1173 году Али помог Зурайидам разгромить хариджитского правителя Забида Абд ан-Наби . [46] Вскоре после своего возвращения он столкнулся с вторжением Айюбидов в Йемен. Он потерял Сану в 1174 году, но вскоре вернул ее и удерживал до 1189 года. Али и его братья продолжали оспаривать контроль над северной частью страны вокруг Саны до начала 13 века. [47]
Медленное и постепенное завоевание Айюбидов позволило хафизскому исмаилизму выжить в течение некоторого времени в Йемене, как рассказывает внук Али, Бадр ад-Дин Мухаммад ибн Хатим , который умер ок. 1300 . [47] Некоторое время оно оставалось настолько заметным, что пятый лидер йеменских тайибитов Али ибн Мухаммад ибн аль-Валид (умер в 1215 г.) составил трактат, критикующий их и их доктрины. [47] В отличие от тайибитов, йеменские хафизы, очевидно, не распространили свою деятельность на Индию . [47]
Список имамов Хафизи
[ редактировать ]- Хасан ибн Али (661–669)
- Хусейн ибн Али (669–680)
- Али аль-Саджад (680–713)
- Мухаммад аль-Бакир (713–733)
- Джафар ас-Садик (733–765)
- Исмаил ибн Джафар (765–775)
- Мухаммад ибн Исмаил (775–813)
- Абадулла ибн Мухаммад (Ахмад аль-Вафи) , умер в 829 году, Даи и «скрытый имам», сын Мухаммада ибн Исмаила согласно традиции Фатимидов Исмаилитов.
- Ахмад ибн Абадулла (Мухаммад ат-Таки) , умер в 840 г., даи и «скрытый имам».
- Хусейн ибн Ахмад (Ради Абдулла) , умер в 909 году, Даи и «скрытый Иман».
- Абдаллах аль-Махди Биллах , умер в 934 году, Даи, открыто провозгласивший себя имамом, 1-й фатимидский халиф.
- Аль-Каим би-Амр Аллах , умер в 946 году, второй фатимидский халиф.
- Аль-Мансур би-Наср Аллах , умер в 953 году, третий фатимидский халиф.
- Аль-Муизз ли-Дин Аллах , умер в 975 г., 4-й фатимидский халиф.
- Аль-Азиз Биллах , умер в 996 году, пятый фатимидский халиф.
- Аль-Хаким би-Амр Аллах , шестой фатимидский халиф, исчез в 1021 году.
- Аль-Захир ли-изаз Дин Аллах , умер в 1036 году, седьмой фатимидский халиф.
- Аль-Мустансир Биллах , умер в 1094 году, восьмой фатимидский халиф.
- Аль-Мустали Биллах , умер в 1101 году, девятый фатимидский халиф, сын Аль-Мустансира Биллаха.
- Аль-Амир би-Ахкам Аллах , умер в 1130 году, 10-й фатимидский халиф.
- Аль-Хафиз ли-Дин Аллах , умер в 1149 г., 11-й фатимидский халиф.
- Аль-Зафир би-Амр Аллах , умер в 1154 году, 12-й фатимидский халиф.
- Аль-Фаиз би-Наср Аллах , умер в 1160 г., 13-й фатимидский халиф.
- Аль-Адид ли-Дин Аллах , умер в 1171 году, 14-й и последний халиф Фатимидов; после своей смерти Саладин отменил режим Фатимидов
- Дауд аль-Хамид ли-Ллах , умер в тюрьме при династии Айюбидов в 1208 году.
- Сулейман Бадр ад-Дин умер в тюрьме при династии Айюбидов в 1248 году без проблем, положив конец линии имамов Хафизи.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Листы 2007 , с. 246.
- ^ Бретт 2017 , с. 261.
- ^ Хальм 2014 , стр. 177–178.
- ^ Стерн 1951 , стр. 202–203.
- ^ Jump up to: а б Бретт 2017 , с. 262.
- ^ Хальм 2014 , стр. 179, 182.
- ^ Стерн 1951 , с. 204.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 246, 261.
- ^ Бретт 2017 , стр. 262–263.
- ^ Стерн 1951 , стр. 203–204.
- ^ Хальм 2014 , стр. 179.
- ^ Стерн 1951 , стр. 204–206.
- ^ Хальм 2014 , стр. 178–181.
- ^ Бретт 2017 , стр. 263–264.
- ^ Стерн 1951 , с. 203, примечание 1.
- ^ Хальм 2014 , стр. 180.
- ^ Jump up to: а б Листы 2007 , с. 247.
- ^ Jump up to: а б Бретт 2017 , с. 265.
- ^ Стерн 1951 , стр. 207–208.
- ^ Хальм 2014 , стр. 182.
- ^ Стерн 1951 , стр. 207–209.
- ^ Хальм 2014 , стр. 182–183.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 247–248.
- ^ Jump up to: а б Листы 2007 , с. 248.
- ^ Бретт 2017 , с. 266.
- ^ Бретт 2017 , стр. 265–266.
- ^ Jump up to: а б Штерн 1951 , с. 194.
- ^ Дафтари 2007 , с. 253.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 252–253.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 252–254.
- ^ Jump up to: а б Дафтари 2007 , стр. 253–254.
- ^ Хальм 2014 , стр. 294–297.
- ^ Jump up to: а б с д и Листы 2007 , с. 254.
- ^ Jump up to: а б Хальм 2014 , стр. 297.
- ^ Хальм 2014 , стр. 298.
- ^ Хальм 2014 , стр. 298–299.
- ^ Хальм 2014 , стр. 299.
- ^ Jump up to: а б Хальм 2014 , стр. 325.
- ^ Дафтари 2007 , с. 255.
- ^ Jump up to: а б Листы 2007 , с. 256.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 256–257.
- ^ Дафтари 2007 , с. 257.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 255, 257.
- ^ Дафтари 2007 , с. 258.
- ^ Дафтари 2007 , с. 259.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 259–260.
- ^ Jump up to: а б с д Листы 2007 , с. 260.
Источники
[ редактировать ]- Бретт, Майкл (2017). Империя Фатимидов . Эдинбургская история исламских империй. Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0-7486-4076-8 .
- Дафтари, Фархад (2007). Исмаилиты: их история и доктрины (второе изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-61636-2 .
- Хальм, Хайнц (2014). первых крестовых походов, 1074–1171 гг. . Халифы и ассасины: Египет и Ближний Восток во времена (на немецком языке) Мюнхен: CH Бек. ISBN 978-3-406-66163-1 .
- Стерн, С.М. (1951). «Наследование Фатимидского Имама аль-Амира, Притязания Поздних Фатимидов на Имамат и рост тайибитского исмаилизма». Ориенс . 4 (2): 193–255. дои : 10.2307/1579511 . JSTOR 1579511 .