Хишам ибн аль-Хакам
Хишам ибн аль-Хакам ( араб . هشام بن الحكم ) или Абул Хакам Хишам ибн Хакам Кенди ученым 8-го века нашей эры (2-го века хиджры ) был шиитским и соратником Джафара ас-Садика и Мусы аль-Кадхима . Именно Хишам защищал учение Имамата . Его дискуссии по различным религиозным вопросам живы и по сей день. [1]
Биография
[ редактировать ]Точный год рождения Хишама неизвестен, но из нескольких источников следует, что он родился от Хакама. [а] в Куфе , центре иракских шиитов, в начале второго века хиджры , и вырос в Васете . После этого он несколько лет жил в Багдаде , где вел бизнес. [2] Он интересовался исламской теологией и в юности был последователем Джама бин Сафвана , лидера секты Джахми . Впоследствии во время некоторых дебатов с Джафаром ас-Садиком он стал одним из его последователей. [3] О своем первом посещении седьмого шиитского имама он сам рассказывает, что однажды, продавая ткань под тенистым деревом, Муса аль-Кадхим случайно проезжал мимо. «Он повернулся ко мне лицом и сказал: «О Хишам, продажа чего-либо в тени подобна мошенничеству, а мошенничество запрещено в Исламе». [1]
Дебаты
[ редактировать ]Говорят, что Хишам был искусен в дебатах и сказал: «Ей-богу, до сего дня, когда я стою здесь, никто не победил меня в религиозных беседах». [1] Джафар ас-Садик хвалил его за дебаты, несмотря на то, что имам советовал другим своим сподвижникам не участвовать в дискуссиях, говоря: «Не вступайте в дискуссию, особенно в ту, о которой у вас нет знаний. " [1]
Когда к ас-Садику пришел ученый сириец , чтобы обменяться с ним мнениями по различным вопросам, имам вместо этого заставил его обсудить их с некоторыми из своих учеников. Среди этих учеников были Хамран ибн Аян, Абан ибн Таглаб, Зараре, Тайяр, Хишам ибн Салем и Хишам ибн Хакам. Затем, чтобы показать, что не всякое обсуждение приемлемо, он сказал: «О сирийский брат, Хамран ибн Аян вышел победителем над тобой, искажая факты и используя умную речь, и задал тебе свои вопросы в подходящее и подходящее время; и ты не смог ему ответить. Абан ибн Таглаб перепутал добро и зло, чтобы вытеснить тебя из боя дебатов, и задал тебе вопросы, на которые ты не мог дать правильных ответов, но Зараре победил тебя с помощью аналогии. [б] и аллегория. Тайяр, другой спутник, подобен той птице, которая иногда садится, а затем поднимается ивы подобны той бескрылой птице, которая не имеет силы подняться после того, как однажды села. Хишам ибн Салем снова и снова умело задавал вопросы. Но Хишам ибн Хакам вышел на арену с рассуждениями и дикцией и спорил с вами посредством логических рассуждений». [1] [4]
Он Имамат
[ редактировать ]Хишам написал много книг на тему Имамата , и ученые того времени считали его защитником доктрины «Имамат» и «глазом шиитов», поскольку он был бдительным защитником тех, кто противостоял имамату. [1]
Рассказывают, что однажды к имаму пришел сириец, и он заставил некоторых своих учеников по очереди дискутировать с ним. Наконец, имам повернулся лицом к сирийцу и сказал: «Если хочешь, ты мог бы также поговорить с этим молодым человеком – Хишамом». Мужчина грубо обратился к Хишаму и сказал: «О мальчик! Если тебе есть что сказать об имамате твоего имама, скажи мне?» Хишам, дрожа от гнева, сказал: «О господин, неужели твой Господь создал людей напрасно и оставил их без какого-либо лидера и наставника?» Сириец ответил: «Добрый Создатель щедр к Своим слугам и не пренебрегает ими». Хишам сказал: «Если это так, как ты говоришь, то опиши условия их руководства и руководства». Сириец ответил: «Бог назначил Своего Худжата (Наставника) для людей, чтобы они не спорили между собой и не отделялись друг от друга. Вместо этого они должны любить друг друга и прийти к дружеским отношениям между собой. Руководитель должен объясни им заповеди Творца».
Хишам спросил: «Кто этот проводник и лидер?» Сириец ответил: « Пророк Божий ». Хишам сказал: «Когда Пророк покинул этот мир, кто стал ответственным за руководство этими людьми?» Сириец ответил: « Коран и предания Пророка ». Хишам сказал: «Сегодня прошло очень много времени со дня смерти Пророка. Думаете ли вы, что Книга и традиции сами по себе могут разрешить споры?» Он ответил: «Да, конечно, их достаточно и достаточно». Хишам сказал: «Если всё так, как ты говоришь, то почему мы с тобой спорим и почему ты проделал такой долгий путь из Сирии?..» [1] [4]
С главой хараджитов
[ редактировать ]Глава хариджитов был ученым человеком. Прежде чем начать дебаты, Хишам сказал своему оппоненту, что он готов к дебатам, но им следует назначить между собой судью, чтобы, если дискуссия «затянется и дойдет до места, где могут возникнуть некоторые проблемы и осложнения, и мы оба можем не принять реальность из-за упрямства… чтобы он смог заставить нас вернуться в момент нашего отклонения от правильного пути». Когда хрегитянин согласился, Хишам спросил: «Кто должен быть этим судьей и последователем какой религии? Должен ли он быть одним из моих сторонников или одним из ваших друзей? Или тем, кто выступает против обоих наших убеждений или выступает против мусульманской общины и ислама?» "
Карегит сказал: «Ты должен выбрать любого, кто тебе нравится, потому что ты справедливый человек, и я доволен твоим выбором».«По моему мнению, — сказал Хишам, — это трудная задача, потому что, если этот судья выйдет из числа моих сторонников, вы не будете в безопасности от его партийного духа; а если он выйдет из числа ваших сторонников, тогда я не буду в безопасности. Напротив, если он из числа противников и против обоих наших убеждений, то никто из нас не может быть застрахован от вреда его необоснованного арбитража. Тогда желательно, чтобы по одному человеку с каждой стороны наблюдал за нашей речью и был свидетелем нашей речи; дискуссий и дебатов и выносит решения в соответствии с справедливостью и честностью», — рекомендовал Хишам.
Когда харегит согласился, Хишам повернулся лицом к Яхье, который вел эту дискуссию, и сказал: «О визирь (министр), будь свидетелем того, что я не одобрял его доводы, осудил его и сделал беспомощным. Ему больше нечего сказать. и мне также не нужно с ним дискутировать». И когда его спросили, как он осудил этого человека, пока дискуссия еще не началась, он сказал: «Разве не правда, что вначале эти хараджиты, [с] придерживались того же мнения, что и мы, относительно вопроса Имамата и Вилаята Али, пока проблема арбитража не возникла в битве при Сиффине ? Они поступили грубо… и назвали его (Али) неверным из-за принятия арбитража, хотя сами вынудили его принять это дело. Теперь этот ученый человек, который сам является уважаемым и надежным среди своих последователей, принял арбитраж и суждение двух мужчин без какого-либо принуждения и силы: один из этих двух мужчин является моим последователем, который является неверным по своей хариджитской вере, а другой является его собственным сторонником. Оба они имеют разные убеждения и противоположны друг другу. Теперь, если он прав в выборе арбитража и выбрал правильный путь, то у него нет причин критиковать Амирула Муминина , который более достоин и мудр...» [1] [4]
Книги
[ редактировать ]Хишам написал много книг по исламским вопросам. Мохсен Амили, опровергая Джалалуддина Сеути, который сказал, что первым автором основных мусульманских законов был Шафиит , упоминает имена некоторых ученых, чтобы доказать, что Хишам является первым человеком, написавшим книги по основам спекулятивного богословия. Хишам также был искусен в спорах о Создателе, единстве Бога, атрибутах Его Славы, дискуссиях о свободной воле и натурфилософии. Однако, несмотря на это, он не всегда был благоприятным персонажем. Некоторые учёные обвиняют его в дуализме и неверии и пишут, что он верил в телесность Бога. Отвечая на обвинение, Аламуль Худа, шиитский учёный, пишет: «Эта знаменитая фраза «Бог телесен, но не похож на другие телесные тела», в высказывании которой обвиняют Хишама, интерпретируется по-разному». Хишам, по его словам, спорил с Мутазилой , и ему пришлось использовать их собственную фразеологию.
Аль-Шахрастани , автор книги « Аль-Милал ва ан-Нихаль», сказал то же самое, когда писалчто Хишам использовал эту фразу во время своих дебатов с группой Гулат (экстремистов). [1] [4]
Некоторые из его работ: [4]
- Китаб аль-Имама (Книга об Имамате)
- Китаб ад-Далалат ала Худут аль-Ашья (Книга о знаках сотворения вещей)
- Китаб ар-Радд ала аз-Занадика (Книга ответов неверующим)
- Китаб Ашаб аль-Иснайн (Книга о спутниках двух человек)
- Китаб ат-Таухид (Книга о Единстве Аллаха)
- Китаб ар-Радд ала Хишам аль-Джавалики (Книга ответов Хишаму аль-Джавалики)
- Китаб ар-Радд ала Ашаб ат-Табайя (Книга ответов тем, кто верит в природу)
- Китаб аль-Шейх ва аль-Гулам (Книга о старике и мальчике)
- Китаб аль-Тадбир (Книга по менеджменту)
- Китаб аль-Майдан (Книга в поле)
- Китаб аль-Мизан (Книга о весах)
- Китаб ар-Радд ала мен кала фи Имамат аль-Мафдул (Книга ответов тем, кто верит в имамата менее превосходного)
- Китаб Ихтилаф ан-Нас фи Имамат аль-Мафдул (Книга о том, что люди отличаются от имамата аль-Мафдула)
- Китаб аль-Васия ва ар-Радд ала мен анкереха (Книга о Завете и ответах тем, кто его отрицает)
- Китаб аль-Джабур ва аль-Кадар (Книга принуждения и судьбы).
- Китаб аль-Хакамайн (Книга о двух арбитрах)
- Китаб аль-Радд'ала аль-Мутазила фи Тельха ва аз-Зубайр (Книга ответов мутазилитам относительно Тельхи и аз-Зубайра)
- Китаб аль-Кедер (Книга о судьбе)
- Китаб аль-Альфад (Книга слов)
- Китаб аль-Марифа (Книга знаний)
- Китаб аль-Иститаа (Книга о способностях)
- Китаб аль-Теманият Аббваб (Книга из восьми глав)
- Китаб ар-Радд ала Шайтан аль-Так (Книга ответов Шайтану аль-Таку )
- Китаб аль-Ахбар кайфа туфте (Книга о том, как открываются традиции)
- Китаб ар-Радд ала Аристотель фи ат-Таухид (Книга ответов Аристотелю в монотеизме)
- Китаб ар-Радд ала аль-Мутазила (Книга ответов мутазилитам)
- Китаб аль-Маджалис фи аль-Имама (Книга о собраниях по поводу Имамата)
- Китаб Илал аль-Техрим (Книга о причинах сухого закона)
- Китаб ар-Радд ала аль-Кедерия (Книга ответов фаталистам) Имам Муса прочитал ее и похвалил его, сказав: «Он ничего не оставил!»
- Китаб аль-Фараид (Книга о религиозных обязанностях). [4]
Примечания
[ редактировать ]- ^ некоторые источники говорят, что он был сыном Язида.
- ^ отдавать приказ от части к части; выпуститьзаказать подобное дело на основании предыдущего, что запрещено в шиизме.
- ^ 2." Хараджиты — группа людей, которые сначала были последователями Али и шиитов. Затем в битве при Сиффине по настоянию армии возникла проблема арбитража. Согласно этому, один человек из Муавии со стороны Али и один человек со стороны Али должен быть назначен, и что бы они ни объявили, все остальные люди должны подчиниться их решению. Вопреки желанию Али, Абу Муса Ашари был назначен со стороны Али и Амра ибн аль-Аса. со стороны Муавии. Через некоторое время Амр ибн аль-Ас хитро и хитро обманул его, и история закончилась в пользу Муавии. В результате этой хитрости группа выступила против Али и сказала: Али, потому что ты принял решение Муавии и Амра. Как неверные, мы больше не принимаем тебя. Их лозунгом было: «Нет вердикта, кроме решения Аллаха, который был одним из них». , убил Али».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Атай, Мухамад Реза. Хишам ибн Хакам . Фонд исламских исследований.
- ^ Хешам ибн Хакам - Ахмад Сафаи, стр.1O.
- ^ ан-Надим, Мухаммад ибн Ишаг (1346 г.). перевод «Фихриста ан-Надима» . Тегеран: Типография банка Иран Базаргани. п. 244.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Шариф аль-Караши2, Бакир (2000). Жизнь имама Мусы бин Джафара аль-Казима (PDF) . Перевод Джасима ар-Рашида. Ирак: Ансарян. стр. 570–585.
{{cite book}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )