Jump to content

Муса аль-Казим

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
(Перенаправлено с Мусы аль-Кадхима )

Муса аль-Казим
Муса Аль-Казем
Седьмой имам двунадесятного шиизма
Каллиграфическая надпись имени аль-Казима
Седьмой шиитский имам
В офисе
765–799 гг. н. э.
Предшественник Джафар аль-Садик
Преемник Али аль-Рида
Заголовок аль-Казим
(букв. «сдержанный»)
аль-Абд аль-Салих
(букв. «Святой слуга»)
Персональный
Рожденный в. 8 ноября 745 г. н. э.
(7 поездок 128 г.х. )
Умер в. 31 августа 799 г. (799-08-31) (53 года)
(25 раджаба 183 года хиджры)
Место отдыха Храм Двух Имамов ,
Багдад, Ирак
33 ° 22'48 "N 44 ° 20'16,64" E  /  33,38000 ° N 44,3379556 ° E  / 33,38000; 44.3379556
Религия Шиитский ислам
Супруг Наджма (или Туктам)
Дети
Список детей
Родители
Другие имена Баб аль-Хавайдж

Муса ибн Джафар аль-Казим ( араб . مُوسَىٰ ٱبْن جَعْفَر ٱلْكَاظِم , латинизированный : Муса ибн Джафар аль-Каким ; ок. 745–799 ) был потомком исламского пророка Мухаммеда и седьмой имам шиитского ислама-двунадесятника . Мусу часто называют аль-Казимом ( букв. « снисходительный » ), что, по-видимому, указывает на его терпение и мягкий характер. Он родился в 745 году нашей эры в Медине в семье Джафара ас-Садика , шестого шиитского имама, который умер в 765 году, так и не назначив публично преемника, который мог бы спасти своего наследника от гнева аббасидских халифов . Последующий кризис преемственности в конечном итоге разрешился в пользу аль-Казима, а несогласная группа, ныне известная как исмаилиты , отделилась от основного течения шиитов.

После смерти ас-Садика Муса аль-Казим остался в Медине, где держался в стороне от политики и посвятил себя религиозным учениям. Тем не менее, он был строго ограничен халифами Аббасидов и провел большую часть своей взрослой жизни в их тюрьмах. Чтобы противостоять этим ограничениям, он создал подпольную сеть местных представителей для организации дел своих последователей по всей империи Аббасидов и сбора их религиозных пожертвований. Его последнее заключение, около 795 года, закончилось его смертью в 799 году в багдадской тюрьме, возможно, отравленной по наущению аббасидского халифа Харуна ар-Рашида . Храм аль-Казима и его внука Мухаммада аль-Джавада — популярное место паломничества мусульман- двунадесятников в Казимайне , Багдад.

Муса аль-Казим сыграл ключевую роль в искоренении крайних взглядов и преувеличений ( гулувв ) в мысли двунадесятников. Его ответы на юридические вопросы сохранились в «Васийя фи аль-Акл» , и ему приписывают многочисленные мольбы . Муса аль-Казим также почитается за его набожность в суннитском исламе и считается надежным передатчиком пророческих высказываний. Он является звеном инициатической Золотой цепи в суфизме , и с ним часто связывают некоторых суфийских святых. Аль-Казиму приписывают различные непророческие чудеса, часто подчеркивая его предвидение. ему наследовал Имаматом его сын Али аль-Рида .

Рождение и молодость

[ редактировать ]

Муса, вероятно, родился 8 ноября 745 года нашей эры (7 сафара 128 года хиджры ). [1] [2] Он родился то ли в Медине , [3] или в близлежащем Аль-Абве, расположенном между Мединой и Меккой . [4] [1] Альтернативные даты рождения — сентябрь 745 и 746–747 годов. [1] Его отцом был Джафар ас-Садик , потомок Али ибн Аби Талиба и Фатимы , которые были двоюродным братом и дочерью исламского пророка Мухаммеда соответственно. [5] Джафар ас-Садик был широко признан законным имамом ранней шиитской общиной, которая отвергала правящих халифов Омейядов как узурпаторов. Матерью Мусы была Хамида Хатун, берберская рабыня. [6] Она была также известна как аль-Мусаффат ( букв. « Очищенная » ), [1] [7] этот титул, возможно, был отсылкой к ее религиозному образованию, поскольку, как говорят, она преподавала исламское правоведение женщинам в семинарии в Медине. [7] Абдаллах аль-Афтах и ​​Исмаил были старшими сводными братьями Мусы. [4] [8] а Мухаммад ад-Дибадж был его младшим родным братом. [9] Мусе было около четырех лет, когда революция Аббасидов свергла халифат Омейядов в 750 году. [6] Он продолжал жить в Медине под руководством своего отца ас-Садика. [6] [4] пока последний не умер в 765 году. [10] Джафар ас-Садик был отравлен по наущению аббасидского халифа аль-Мансура ( годы правления 754–775 ). По мнению шиитов, [4] [11]

После смерти Садика

[ редактировать ]

После смерти Садика Муса аль-Казим остался в Медине. [3] где он остался вне политики, как и большинство его предшественников. [12] [13] Как и его отец, аль-Казим вместо этого преподавал религиозные науки в Медине. [1] [14] Со временем он также создал подпольную сеть представителей ( вукала ) для сбора религиозных пожертвований от своих последователей и организации их дел. [15]

Аббасиды, заявлявшие о своем происхождении от дяди Мухаммеда Аббаса , заручились поддержкой шиитской общины против Омейядов от имени семьи Мухаммеда . Но многие шииты разочаровались, когда Аббасид ас-Саффах ( годы правления 750–754 ) объявил себя халифом, поскольку вместо этого они надеялись на лидера Алидов , который происходил от Мухаммеда, то есть потомка его дочери Фатимы и Али. ибн Аби Талиб. [16] Аббасиды вскоре обратились против своих бывших союзников. [17] [18] и в целом враждебно относились к шиитским имамам, особенно после неудавшегося восстания алидов-претендента Мухаммада ан-Нафса аз-Закийи в 762–763 годах . [13] Муса аль-Казим был современником аббасидских халифов аль-Мансура , аль-Хади , аль-Махди и Харуна ар-Рашида . [19] В отличие от своего отца, который часто свободно преподавал в Медине, халифы строго ограничивали аль-Казима. [14] [20] и провел большую часть своей взрослой жизни в тюрьмах Аббасидов в Ираке . [21] [22] Согласно одному шиитскому сообщению, под пристальным вниманием Аббасидов аль-Казим даже отговаривал своих последователей приветствовать его публично. [23]

Правление аль-Мансура ( годы правления 754–775 )

[ редактировать ]

Шиитские источники обвиняют аббасидского халифа аль-Мансура в смерти Джафара ас-Садика. [4] [11] который публично не назначил наследника, вероятно, опасаясь реакции Аббасидов. [24] Шиитские источники сообщают, что халиф приказал своему губернатору Медины убить наследника ас-Садика, но этот план был сорван, когда губернатор узнал, что ас-Садик назначил четырех или пяти легатов. [25] [1] Возникший в результате кризис преемственности ас-Садика в конечном итоге разрешился в пользу аль-Казима. [22] который провел первые десять лет своего имамата под руководством аль-Мансура. [4] Этот кризис преемственности, тем не менее, ослабил основные шииты, и, возможно, именно поэтому аль-Мансур оставил аль-Казима относительно незатронутым. [26] продолжая держать его под наблюдением. [27] Такое первоначальное мягкое обращение с аль-Казимом не будет продолжаться при будущих халифах. [28]

Правление аль-Махди ( годы правления 775–785 )

[ редактировать ]

В течение десяти лет правления аль-Махди аль-Казим оставался под наблюдением в Медине. [29] По крайней мере один раз он был арестован халифом, который около 780 г. ненадолго заключил его в тюрьму в столице Аббасидов Багдаде . [30] [14] Там Муса был помещен под стражу префекта полиции аль-Мусайяба ибн Зухайра ад-Дабби, который впоследствии стал последователем аль-Казима. [1] По словам суннитского историка ат-Табари ( ум. 923 ), аль-Махди приснился сон, в котором Али ибн Аби Талиб ругал его за то, что он заключил в тюрьму своего потомка, что, по-видимому, вынудило халифа освободить аль-Казима, [1] [14] [31] после того, как он пообещал не восставать против халифа. [1] [13] [32]

Правление Мусы аль-Хади ( годы правления 785–786 )

[ редактировать ]

Муса аль-Казим не поддержал в 786 году восстание алидов-претендента аль-Хусейна ибн Али аль-Абида . [33] а письмо, приписываемое аль-Казиму, даже предупреждает аль-Хусейна о его насильственной смерти. [33] Шиитского имама тем не менее обвинил в соучастии аббасидский халиф аль-Хади, которого от убийства аль-Казима отговорило только вмешательство судьи Абу Юсуфа . [1] Вскоре после этого халиф умер, и таким образом аль-Казим выжил. [1] [34] Затем он составил прошение Джавшан ( букв. « кольчуга » ) в знак благодарности, по словам шиитского юриста Ибн Тавуса ( ум. 1266 ). [1]

Правление Харуна ар-Рашида ( годы правления 786–809 )

[ редактировать ]

Преследование шиитов достигло апогея во время халифата Харуна, который, как говорят, убил сотни Алидов. [30] Говорят, что Харун также арестовал аль-Казима, доставил его в Багдад и, очевидно, намеревался убить его, но затем освободил его во сне. [30] [35] ) , Харуна, возможно, спровоцировал более ранний инцидент: По словам суннитского историка Ибн Халликана ( ум. 1282 «Когда двое мужчин посетили могилу Мухаммеда в Медине, Харун, намереваясь показать свою семейную связь с пророком, сказал: « Приветствие тебе, о пророк Божий, тебе, моему двоюродному брату!» Муса аль-Казим, очевидно, ответил: «Приветствую тебя, о мой дорогой отец!» Это разозлило Харуна, который ответил: «О Абу аль-Хасан [аль-Казим], такой славой, как твоя, действительно можно хвалиться!» [36]

Окончательное заключение аль-Казима, возможно, было задумано Яхьей ибн Халидом аль-Бармаки Харуна , визирем . Сообщается, что визиру угрожало растущее влияние Джафара ибн Мухаммада, которому был поручен сын и наследник халифа Амин . Говорят, что Яхья сообщил халифу о тайных шиитских настроениях Джафара, а также подговорил родственника аль-Казима дать показания о том, что имам тайно собирал религиозные дани с шиитов. [30] [37] Альтернативно, аль-Казим был заключен в тюрьму, возможно, потому, что халиф почувствовал угрозу со стороны взглядов ученика аль-Казима, богослова Хишама ибн аль-Хакама . [1] который выступал за право аль-Казима на халифат, подразумевая тем самым нелегитимность Аббасидов. [38] В любом случае Харун приказал арестовать аль-Казима в 793 году. [20] [30] [20] [39] или в 795 году, [14] [15] [38] и приказал доставить его в Басру в Ираке, где он был заключен в тюрьму на год под стражей ее губернатора Исы ибн Джафара ибн аль-Мансура. [39] [20] Затем Харун приказал убить аль-Казима, но Иса не выполнил приказ, очевидно, впечатленный благочестием аль-Казима. Вместо этого Иса организовал домашний арест аль-Казима в Багдаде при Фадле ибн ар-Раби, а затем при Фадле ибн Яхья аль-Бармаки . [1] Однако во время своего домашнего ареста аль-Казим, вероятно, продолжал руководить делами шиитов. [1] Когда Харун узнал об этих относительно комфортных условиях аль-Казима, он дал Фадлу письменный приказ убить шиитского имама. По одной из версий, Фадл отказался выполнить приказ и получил сотню ударов плетью. [1] Затем Мусу аль-Казима передали аль-Синди ибн Шахику, префекту полиции Багдада, который, как утверждается, отравил имама. [39] [20]

Смерть (799)

[ редактировать ]
Храм аль-Казима в Казимиане, Багдад
Деревянная гробница Мусы аль-Казима, датируемая одиннадцатым веком, хранится в национальном музее Ирака.

Муса аль-Казим умер в 799 году в тюрьме аль-Синди ибн Шахик в Багдаде. [14] после перевода из одной тюрьмы в другую в течение нескольких лет. [19] Возможно, он был отравлен по приказу аббасидского халифа Харуна. [30] приказ, переданный аль-Синди через Яхью аль-Бармаки, [1] [40] когда он посетил халифа в Ракке, чтобы заступиться за его сына Фадла. [1] Последний, как сообщается, не подчинился предыдущему приказу халифа убить аль-Казима. [1] , аль-Казим был убит По мнению двунадесятников . [41] в лице аль-Муфида ( ум. 1022 ), выдающегося богослова-двунадесятника. [42] Напротив, ат-Табари не упоминает причину смерти аль-Казима, подразумевая тем самым, что аль-Казим умер естественной смертью - точка зрения, которую предпочитает большинство суннитских авторов. [1] Датой смерти аль-Казима часто называют 13, 31 августа или 1 сентября 799 г. (6, 24 или 25 раджаба 183 г. хиджры). [1] а двунадесятники ежегодно отмечают это событие 25 раджаба. [2]

Харун привел нескольких общественных деятелей, чтобы они осмотрели тело аль-Казима и засвидетельствовали, что он умер естественной смертью. [39] [30] Халиф также публично выставил тело аль-Казима в Багдаде, возможно, чтобы развеять слухи о том, что он не умер и вернется как Махди , мессианская фигура в исламе. [30] [1] [43] Позже аль-Казим был похоронен на курайшитском кладбище на северо-западе Багдада. [14] [19] который сейчас расположен в Казимайне ( букв. « два Казима » ), городе, названном в честь него и его внука Мухаммада аль-Джавада , который похоронен рядом с ним. [15] [44] Поначалу это место было опасным для посетителей-шиитов, но со временем это место стало важным центром паломничества шиитов. [1] [14] [45] Святыня стояла над двумя могилами со времен династии Буидов ( годы правления 934–1062 ), но нынешний комплекс датируется сефевидским монархом Исмаилом ( годы правления 1501–1524 ), правителем Ирана -двенадцати . [30] Святыня аль-Казима со временем приобрела репутацию места исполнения молитв, то есть врат к удовлетворению нужд ( баб аль-хавайдж ), о чем свидетельствует суннитский ученый аш-Шафии ( д. . 820 ). [46] Также здесь похоронен ряд средневековых шиитских учёных. [47] в том числе эрудит Насир ад-Дин ат-Туси ( ум. 1274 ). [48]

Искупительные страдания

[ редактировать ]

По некоторым шиитским сведениям, аль-Казим умер за грехи своих последователей. [1] Это объясняется в приписываемой ему традиции: «Бог разгневался на шиитов, поэтому он заставил меня выбирать между ними или собой, и я, клянусь Богом, защитил их своей душой». Эта традиция также может указывать на предчувствие аль-Казима о своей смерти. [49] ), этими грехами могли быть нелояльность (имаму) и отказ от такийи По мнению традиционалиста-двунадесятника аль-Кулайни ( ум. 941 (религиозного притворства) , который добавляет, что последний грех раскрыл деятельность аль-Казима и привел к его тюремное заключение. [1] Харун действительно провел кампанию арестов в 795 году с целью уничтожить подпольную сеть местных представителей шиитов ( вукала ), что могло привести к окончательному аресту аль-Казима. [50]

Обозначение

[ редактировать ]

После смерти ас-Садика в 765 году его последователи раскололись. [51] поскольку он публично не назначил преемника, который мог бы спасти своего наследника от гнева Аббасидов. [24] Большинство его последователей, предшественников двунадесятников, в конечном итоге приняли имамата его сына аль-Казима, [51] [10] который также получил поддержку некоторых известных учеников ас-Садика, в том числе Хишама ибн аль-Хакама и Мумина ат-Така . [15] [52] [1] Однако многие ожидали, что следующим имамом вместо аль-Казима станет его старший сводный брат Исмаил, который умер раньше своего отца. [4] Это были предшественники исмаилитов , некоторые из которых ждали возвращения Исмаила как Махди, а другие вместо этого приняли имамата его сына Мухаммада ибн Исмаила . [10] [53] Когда последний умер, некоторые ожидали, что он вернется, поскольку Махди, а другие последовали за линией имамов, заявлявших о своем происхождении от него. [54] Несмотря на то, что исмаилиты действовали против Аббасидов, [55] [56] они имели второстепенное значение до тех пор, пока не достигли политического успеха много позже: [57] Фатимидский халифат был основан в Египте на рубеже десятого века, а карматы пришли к власти в Бахрейне в конце девятого века. [58] Их отношения с основными шиитами в то время были, очевидно, напряженными, поскольку некоторые обвиняли их в аресте аль-Казима и убийстве некоторых его последователей. [59] [60]

Исмаилиты полагают, что Исмаил был назначенным преемником, [61] и это, по-видимому, общее мнение ранних шиитских источников. [62] [9] Для исмаилитов смерть Исмаила при жизни ас-Садика не аннулировала его божественное назначение ( насс ), поскольку это противоречило бы их вере во всеведение Бога. [63] Напротив, ранние двунадесятники объясняли любые подобные изменения в божественной воле посредством бада , понятия, подобного отмене ( насх ) в Коране . [64] [65] Более поздние двунадесятники, такие как аль-Муфид, полностью отвергли утверждение о том, что Исмаил был назначенным преемником аль-Садика. [66] Исторические данные действительно свидетельствуют о связях между Исмаилом и радикальными шиитами, которых молчаливый аль-Садик не одобрял. [67] Вместо этого двунадесятники ссылаются на качества аль-Казима, подтверждающие его пригодность на пост имамата после аль-Садика. [68] [33] Хотя двунадесятники и исмаилиты — две выжившие секты, [69] существовали также дополнительные ветви, возникшие после смерти ас-Садика: [8] [70] [71] После смерти Садика некоторые ждали его возвращения в качестве Махди. [72] но, возможно, большинство его последователей первоначально приняли имамата его старшего выжившего сына Абдаллаха аль-Афтаха. [8] [41] Эта группа стала известна как Фатхия . [1] Абдаллаху, по-видимому, не хватало научных предпосылок для должности имамата, и он умер несколько месяцев спустя, не оставив наследника мужского пола. [57] Его последователи тогда в основном обратились к аль-Казиму, [8] [73] [74] хотя какое-то время они еще считали аль-Афтаха своим седьмым имамом. [57] [75] Некоторые другие последователи ас-Садика обратились к младшему брату Мусы, ад-Дибаю, который организовал неудачное восстание против Аббасидов в 815–816 годах. [9] В целом, похоже, что многие из тех, кто откололся после смерти ас-Садика, позже присоединились к аль-Казиму. [30]

Представители

[ редактировать ]
Территории Аббасидов около 788 г.
Карта Ирака и соседнего Хузестана со вставками, изображающими окрестности Багдада и Самарры , в период Аббасидов.

Халифы Аббасидов жестко контролировали деятельность аль-Казима, [13] который впоследствии назначил сеть местных представителей ( wukala , сг. wakil ) для организации дел шиитов и сбора их религиозных взносов, особенно кхумов ( букв. « одна пятая » ). [15] [76] Распространяющаяся по всей империи Аббасидов, эта подпольная сеть, вероятно, была создана аль-Казимом. [77] [78] хотя есть также некоторые свидетельства того, что более ранняя сеть могла существовать при его предшественнике аль-Садике. [79] [80] Во время имамата аль-Казима новые шиитские центры были также созданы в Магрибе и Египте. [30] [34]

Похоже, что аль-Казим разрешал сотрудничество с Аббасидами при условии, что оно способствовало делу шиитов. [1] [14] В частности, он мог бы позволить своему товарищу Али ибн Яктину занять должность визиря для содействия справедливости и социальному благополучию. [81] или, возможно, чтобы спасти других шиитов во времена опасности. [34] В соответствии с принципом такия , аль-Казим даже поручил Ибн Яктину не практиковать шиитское омовение ( вуду ), чтобы избежать подозрений со стороны правителя Аббасидов. [82] В другом сообщении шиитов аль-Казим спасает Ибн Яктина, приказав ему удержать некоторые товары, предназначенные для него, тем самым сорвав заговор, направленный на разоблачение их личных связей. [83] Тем не менее Ибн Яктин был наконец арестован в рамках той же кампании арестов, которая привела к тюремному заключению и смерти аль-Казима. Позже он умер в тюрьме. [50] Исторически сложилось так, что неизвестно, достиг ли Ибн Яктин поста визиря и продержался ли он достаточно долго, чтобы что-то изменить. [84] Некоторыми другими чиновниками Аббасидов, лояльность которых зависела от аль-Казима, были Аббас ибн Джафар аль-Ашас, губернатор Хорасана , и Ваддах (или Вадих), который был чиновником почтовой службы ( аль-барид ) в Египте. [34]

Преемственность

[ редактировать ]

После смерти аль-Казима в 799 году большинство шиитов признали его сына Али аль-Рида своим имамом. [85] [86] [87] Эти шииты были предшественниками двунадесятников, известных в то время как Катия, поскольку они подтвердили смерть аль-Казима. [88] [89] Напротив, некоторые последователи аль-Казима ждали его возвращения в качестве Махди. [90] [20] цитируя хадис , приписываемый ас-Садику, о том, что седьмым имамом будет Махди; [43] они стали известны как вакифийя ( букв. « те, кто останавливаются » ). Многие из вакифий позже вернулись в основное русло шиитов. [1] [91] объявив аль-Риду и его потомков помощниками аль-Казима. [14] [85] Секта Вакифия и ее верования в конечном итоге исчезли, начиная с девятого века. [92] Вакифийа включала Бушарийю, названную в честь Мухаммада ибн Башира , куфанского преувеличителя ( гали ), который считал аль-Казима божеством и утверждал, что является его временным преемником. [93] [14] [94] Позже Ибн Башир был обвинен в ереси и казнен по приказу халифа. [95]

Формирование вакифийи, возможно, имело финансовое измерение, поскольку некоторые представители аль-Казима, вероятно, объявили его последним имамом только для того, чтобы не вернуть то, что было им доверено при жизни аль-Казима. [1] [96] Среди этих мошенников были Мансур ибн Юнус аль-Курайши, Али ибн Аби Хамза аль-Батаини, Зияд ибн Марван аль-Канди, Усман ибн Иса аль-Амири ар-Руаси (Руваси), [1] и Хайян аль-Сарраг, [97] хотя аль-Руаси, возможно, позже передал имущество аль-Риде. [1] [98] В более широком смысле термин «вакифийа» или «вакифит» также применяется к любой шиитской группе, которая отрицала или колебалась в отношении смерти конкретного имама, тем самым отказываясь признать его преемников. [99] [100] Имамату Али ар-Риды не бросил вызов ни один из его братьев, хотя некоторые из них восстали против Аббасидов. [87] включая Ахмада ибн Мусу. [88]

Жениться

[ редактировать ]

Часто рассматривается как свидетельство его божественного благоволения. [101] различные непророческие чудеса ( карамат , сг. карама ). аль-Казиму в шиитских источниках приписывают [1] При этом он считается знающим все языки, [102] и эта способность в шиитских источниках присуща не только аль-Казиму. [103] Действительно, хадис, приписываемый аль-Казиму, считает эту способность признаком истинного имама. [102] Сюда также входила способность общаться с животными, следуя прецеденту суры ан-Намл , главы Корана , в которой Соломон разговаривает с птицами и муравьями. [104] Говорят, что Муса аль-Казим молился о диком звере, чтобы облегчить родовые боли своего партнера. [105] По другим сведениям, Муса говорил в своей колыбели: [1] [106] оживил мертвое дерево своим прикосновением, [1] и вернул к жизни мертвое животное из бедной семьи. [107] Согласно другому сообщению, аль-Казим показал своему ученику дух ас-Садика, который умер несколькими годами ранее, сидящий у входа в его дом. [108]

Муса аль-Казим и его отец аль-Садик успешно искоренили веру в божественность имама из основной шиитской мысли, о чем свидетельствует ее отсутствие в более поздних основных шиитских трудах. [109] Тем не менее, в то время оставались группы с крайними взглядами ( гулув ), встроенные в основное течение шиитов. [110] Эти Гулаты ( букв. « преувеличители » ) продолжали верить в божественность шиитских имамов. [111] Например, Муфаввида верили, что Бог поручил ( тауфиз ) дела этого мира пророку и шиитским имамам. [112] Подобные убеждения также отстаивал аль-Муфаддал ибн Умар аль-Джуфи , финансовый агент аль-Казима. [113] Однако современные шиитские ученые приняли Муфаддала как благочестивого товарища, а приписываемые ему произведения являются ложными. [114]

Нет никаких доказательств того, что кто-либо из шиитских имамов лично поддерживал эти экстремистские взгляды. [110]

Исмаил ( годы правления 1501–1524 ), первый сефевидский правитель Ирана, заявлял о своем происхождении от аль-Казима.

По некоторым данным, у аль-Казима было восемнадцать сыновей и двадцать три дочери. [1] [27] в то время как другие отчеты предполагают от тридцати трех до шестидесяти детей. [1] [14] [33] По словам историка Д.М. Дональдсона ( ум. 1976 ), все эти дети были рождены от освобожденных рабов ( умм валад с ), [27] включая Наджму (или Туктама), родившую аль-Казиму его сына и преемника Али аль-Риду. [115] Прежде чем умереть в 818 году, аль-Рида некоторое время был наследником аббасидского халифа аль-Мамуна ( годы правления 813–833 ). [87] Аббас, другой сын аль-Казима, стал губернатором Куфы. [116] Трое других сыновей — Заид , Ибрагим и Исмаил — участвовали в неудачном восстании 815 года Абу аль-Сараи против Аббасидов. [33] [117] Святыни некоторых детей аль-Казима являются местами паломничества в Иране, в том числе святыни Фатимы аль-Масумы в городе Кум . [33] Али аль-Рида в Мешхеде , Хусейн в Казвине и Ахмад в Ширазе . [118] Династия Сефевидов ( годы правления 1501–1736 ) в Иране также заявляла о своем происхождении от аль-Казима. [119] [120] хотя это утверждение было подвергнуто сомнению. [121] Его родословная может составлять около семидесяти процентов потомков пророка ( сайидов ) в Иране. [14] В отчете подразумевается, что аль-Казим разрешил (по крайней мере одной из) женщин в своем доме изучать религиозные науки, несмотря на возражения извне. [122]

Характер

[ редактировать ]

Мусу часто называют аль-Казимом ( букв. « сдержанный » или « тот, кто сдерживает свой гнев » ). [4] [33] почетный титул, предполагающий кротость и терпение. [123] Например, говорят, что он любезно отнесся к оскорбительному оппоненту, который в результате стал его приверженцем. [33] Он был также известен под титулом аль-Абд ас-Салих ( букв. « святой слуга » или « праведный слуга Божий » ). [123] [46] Этот титул был ссылкой на его благочестие, [3] [1] ибо говорят, что он провел большую часть своей жизни в молитве и уединенном созерцании. [14] [1] Среди своих предшественников аль-Казима сравнивали по доброжелательности и аскетизму с Али ибн Хусейном ас-Саджадом , четвертым из Двенадцати имамов . [46] Куньей же аль-Казима был Абу аль-Хасан, первый, чтобы отличать его от восьмого и десятого имамов шиитов-двунадесятников, которые разделяли одну и ту кунью . Другим кунья аль-Казима был Абу Ибрагим. [124]

Храм Шах Чераг в Ширазе , Иран, является местом захоронения Ахмада, сына Мусы аль-Казима, и местом смертельного террористического нападения суннитских боевиков в 2022 году.

Суннитский историк Ибн Халликан ( ум. 1282 ) восхваляет аль-Казима в своей биографической книге «Вафаят аль-айан» : «Однажды вечером он [аль-Казим] вошел в мечеть Посланника Божьего и, как только наступила ночь, он совершил простирание [во поклонении], которое продолжалось до утра, и в течение этого времени было слышно, как он без перерыва просил: «О ты, кто является объектом нашего страха! О ты, кому подобает проявить милосердие! да будет даровано мне, чей грех столь тяжкий!» [125] Тот же источник превозносит аль-Казима как щедрого и доброжелательного: «Когда человек плохо отзывался о нем, он посылал ему кошелек с тысячей динаров» и «Он обычно связывал в пакеты суммы по триста или четыре динара». сто или двести динаров и раздайте их в городе Медине». [123] Муса аль-Казим, вероятно, также был одаренным полемистом: знаменитого суннитского юриста Абу Ханифу ( ум. 767 ), по-видимому, однажды заставил замолчать молодой аль-Казим, в то время как группа христиан , пришедшая спорить с ним о религии, впоследствии пришла к выводу, что Ислам. [1] [14]

Наследие

[ редактировать ]

Все преемники ас-Садика, включая аль-Казима, были в значительной степени исключены из общественной жизни Аббасидами посредством тюремного заключения или наблюдения. [22] [21] Тем не менее Муса аль-Казим учил шиитским верованиям. [1] [14] и сыграл ключевую роль в искоренении крайних взглядов ( гулув ) из основной шиитской мысли. [126] Сохранились некоторые письма, приписываемые аль-Казиму в годы его плена. [33] а его ответы на юридические вопросы можно найти в «Васийя фи аль-Акл» . [14] Он советовал другим, что мольба ( дуа ) может предотвратить даже предначертанные бедствия. [46] и ему приписывают многочисленные мольбы. [1] Его высказывание: «Юристы ( фукаха , сиг. факих ), являющиеся верующими ( мумины , т.е. шииты), являются цитаделью ислама», в последнее время было истолковано по-новому, чтобы поощрить активную социальную роль религиозных ученых. [127]

Муса аль-Казим почитается в суннитском исламе и считается надежным традиционалистом суннитскими учеными. [13] [14] включая Ахмада ибн аль-Ханбала ( ум. 855 ), который цитирует аль-Казима в поддержку Алидов. [33] Некоторые традиции, приписываемые аль-Казиму, были собраны суннитским ученым Абу Бакром Мухаммадом ибн Абдаллахом аль-Базазом ( ум. 965 ) в его «Муснад аль-Казим» , который дошел до наших дней. [1] Муса аль-Казим также почитается среди суфиев . [1] [14] Среди суфийских святых Шакик ибн Ибрагим аль-Балхи ( ум. 809–810 ), например, считал аль-Казима святым человеком ( вали Аллах, мин аль-абдал ) и набожным поклонником. [14] [128] в то время как Маруф аль-Хархи ( ум г. . 815 ) и Бишр аль-Хафи ( ум. 841 г. ) были связаны с имамом. [14] В частности, исторический отчет приписывает аль-Казиму духовное пробуждение Биша. [129] Муса аль-Казим также является звеном Золотой Цепи ( Сильсилат аль-Захаб ), которая представляет собой инициатическую линию, соединяющую суфиев с исламским пророком Мухаммедом. [130]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с Кольберг 2012 .
  2. ^ Jump up to: а б Момент 1985 , с. 239.
  3. ^ Jump up to: а б с Адамец 2017 , стр. 309.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Момент 1985 , с. 39.
  5. ^ Джафри 1979 , с. 180.
  6. ^ Jump up to: а б с Дональдсон 1933 , с. 152.
  7. ^ Jump up to: а б Аббас 2021 , стр. 175–176.
  8. ^ Jump up to: а б с д Takim 2004 .
  9. ^ Jump up to: а б с Листы 2007 , с. 88.
  10. ^ Jump up to: а б с Глив 2008 .
  11. ^ Jump up to: а б Поле 2009 года .
  12. ^ Дональдсон 1933 , с. 154.
  13. ^ Jump up to: а б с д и Амир-Моэцци 1994 , с. 65.
  14. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Утроба 2004 года .
  15. ^ Jump up to: а б с д и Листы 2013 , с. 59.
  16. ^ Доннер 1999 , стр. 24–25.
  17. ^ Листы 2008 .
  18. ^ Момент 1985 , с. 71.
  19. ^ Jump up to: а б с Табатабай 1977 , с. 181.
  20. ^ Jump up to: а б с д и ж Халмс 2008 .
  21. ^ Jump up to: а б Дакаке 2007 , с. 211.
  22. ^ Jump up to: а б с Сачедина 1981 , с. 25.
  23. ^ Сачедина 1981 , с. 50.
  24. ^ Jump up to: а б Хайдер 2014 , с. 91.
  25. ^ Табатабай 1977 , стр. 180–181.
  26. ^ Хусейн 1986 , с. 34.
  27. ^ Jump up to: а б с Дональдсон 1933 , с. 155.
  28. ^ Момент 1985 , стр. 39, 40.
  29. ^ Момент 1985 , стр. 39–40.
  30. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Момент 1985 , с. 40.
  31. ^ Дональдсон 1933 , стр. 156, 157.
  32. ^ Дональдсон 1933 , стр. 156–157.
  33. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Стротманн 2012 .
  34. ^ Jump up to: а б с д Хусейн 1986 , с. 36.
  35. ^ Дональдсон 1933 , стр. 158, 159.
  36. ^ Дональдсон 1933 , стр. 157–158.
  37. ^ Дональдсон 1933 , стр. 159, 160.
  38. ^ Jump up to: а б Хусейн 1986 , с. 38.
  39. ^ Jump up to: а б с д Дональдсон 1933 , с. 160.
  40. ^ Хусейн 1986 , с. 39.
  41. ^ Jump up to: а б МакХьюго 2017 , с. 107.
  42. ^ Пирс 2016 , с. 45.
  43. ^ Jump up to: а б Буюккара 2000 , с. 82.
  44. ^ Хальм 2001 , стр. 33.
  45. ^ Момент 1985 , стр. 40, 41.
  46. ^ Jump up to: а б с д Алгар 1990 , с. 2.
  47. ^ Явари 2004 .
  48. ^ Ризви 2006b .
  49. ^ Аюб 1978 , с. 205.
  50. ^ Jump up to: а б Хусейн 1986 , с. 80.
  51. ^ Jump up to: а б Нанджи и Дафтари 2007 , с. 223.
  52. ^ Джафри 1979 , с. 213.
  53. ^ Хейвуд 2022 .
  54. ^ Дафтари 2007 , стр. 96–97.
  55. ^ Дафтари 2013 , с. 5.
  56. ^ Дафтари 2004 , с. 628.
  57. ^ Jump up to: а б с Хайдер 2014 , с. 92.
  58. ^ Дафтари 2007 , стр. 2, 110, 128.
  59. ^ Хусейн 1986 , с. 37.
  60. ^ Дафтари 2007 , с. 96.
  61. ^ Листы 1998 .
  62. ^ Момент 1985 , с. 55.
  63. ^ Хайдер 2014 , с. 93.
  64. ^ Сачедина 1981 , стр. 153–155.
  65. ^ Хусейн 1986 , с. 178н22.
  66. ^ Хайдер 2014 , стр. 93–94.
  67. ^ Дафтари 2007 , с. 92.
  68. ^ Хайдер 2014 , с. 94.
  69. ^ Строка 2004 , с. 14.
  70. ^ Дафтари 2013 , стр. 58–59.
  71. ^ Момент 1985 , стр. 54–56.
  72. ^ Дафтари 2007 , с. 89.
  73. ^ Дафтари 2013 , стр. 58, 59.
  74. ^ Момент 1985 , с. 54.
  75. ^ Дакаке 2007 , с. 206–207.
  76. ^ Хусейн 1986 , с. 46.
  77. ^ Уордроп 1988 , с. 178.
  78. ^ Багестани 2014 .
  79. ^ Уордроп 1988 , с. 180.
  80. ^ Хусейн 1986 , с. 79.
  81. ^ Мавани 2013 , с. 112.
  82. ^ Мавани 2013 , с. 174.
  83. ^ Пирс 2016 , с. 112.
  84. ^ Сурдел 1959 , с. 120.
  85. ^ Jump up to: а б Листы 2013 , с. 60.
  86. ^ Буюккара 2000 , с. 99.
  87. ^ Jump up to: а б с Ризви 2006а .
  88. ^ Jump up to: а б Буюккара 2000 , с. 98.
  89. ^ Момент 1985 , с. 56.
  90. ^ Дафтари 2013 , стр. 59, 60.
  91. ^ Буюккара 2000 , стр. 94–95.
  92. ^ Буюккара 2000 , с. 95.
  93. ^ Буюккара 2000 , стр. 95–97.
  94. ^ Момент 1985 , с. 60.
  95. ^ Буюккара 2000 , с. 97.
  96. ^ Буюккара 2000 , с. 86.
  97. ^ Буюккара 2000 , с. 87.
  98. ^ Буюккара 2000 , с. 88.
  99. ^ Момент 1985 , с. 45.
  100. ^ Сачедина 1981 , с. 54.
  101. ^ Пирс 2016 , с. 105.
  102. ^ Jump up to: а б Пирс 2016 , стр. 107, 200n63.
  103. ^ Пирс 2016 , с. 107.
  104. ^ Пирс 2016 , с. 108.
  105. ^ Пирс 2016 , с. 109.
  106. ^ Пирс 2016 , с. 81.
  107. ^ Дональдсон 1933 , с. 157.
  108. ^ Амир-Моэцци 1994 , с. 73.
  109. ^ Момент 1985 , стр. 67–68.
  110. ^ Jump up to: а б Момент 1985 , с. 68.
  111. ^ Солома 2001 .
  112. ^ Модарресси 1993 , стр. 27–28.
  113. ^ Асатрян 2000 .
  114. ^ Модарресси 1993 , с. 28.
  115. ^ Маделунг 1985 .
  116. ^ Хусейн 1986 , с. 43.
  117. ^ Хусейн 1986 , с. 41.
  118. ^ Алгар 1990 , с. 12.
  119. ^ Хайдер 2014 , с. 155.
  120. ^ Момент 1985 , стр. 101, 107, 194.
  121. ^ Дафтари 2013 , с. 82.
  122. ^ Дакаке 2007 , с. 228.
  123. ^ Jump up to: а б с Дональдсон 1933 , с. 156.
  124. ^ Амир-Моэцци 1994 , с. 174.
  125. ^ Дональдсон 1933 , с. 56.
  126. ^ Момент 1985 , стр. 67, 68.
  127. ^ Момент 1985 , с. 198.
  128. ^ Алгар 1990 , с. 3.
  129. ^ Алгар 1990 , стр. 6–7.
  130. ^ Алгар 1990 , с. 10.

Цитаты, связанные с Мусой аль-Казимом, в Wikiquote

Муса аль-Казим
из Ахль аль-Байт
Родился: 7-го сафара 128 г. хиджры 6 ноября 745 г. н.э.   Умер: 25-го раджаба 183 г. хиджры 1 сентября 799 г. н.э.
Титулы шиитского ислама
Предшественник Седьмой имам двунадесятников шиитского ислама
765 – 799
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7a971d919c7b6dc109627800f5734d97__1722525360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7a/97/7a971d919c7b6dc109627800f5734d97.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Musa al-Kazim - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)