Сэр Султан Мухаммад Шах ( арабский : سلطان محمد شاه , латинизированный : Султан Мухаммад Шах ; 2 ноября 1877 — 11 июля 1957), известный как Ага Хан III ( персидский : آقا خان سوم , латинизированный : Ака Хан Суввум ), был 48- имамом м Низаритская . исмаилитская ветвь шиитского ислама Он был одним из основателей и первым постоянным президентом Всеиндийской мусульманской лиги (АИМЛ). Его целью было продвижение мусульманских программ и защита прав мусульман в Британской Индии. До конца 1930-х годов Лига не была крупной организацией, но представляла земельные и коммерческие интересы мусульман, а также выступала за британское образование во время британского владычества . [2] Во взглядах Ага Хана на образование были сходства со взглядами других мусульманских социальных реформаторов, но ученый Шенила Ходжа-Мулджи утверждает, что он также выразил явный интерес к продвижению женского образования для самих женщин. [3] Ага Хан призвал британское владычество рассматривать мусульман как отдельную нацию в пределах Индии, знаменитую « Теорию двух наций ». Даже после того, как он ушел с поста президента AIML в 1912 году, он по-прежнему оказывал большое влияние на ее политику и программы. Он был номинирован представлять Индию в Лиге Наций в 1932 году и занимал пост президента Лиги Наций с 1937 по 1938 год. [4]
Ага Хан III в Чикаго, Соединенные Штаты Америки, 1907 год.
Ага Хан путешествовал в отдаленные уголки мира, чтобы завоевать уважение своих последователей, с целью либо урегулировать разногласия, либо повысить их благосостояние посредством финансовой помощи, личных советов и указаний. Звание Рыцаря-командора Индийской Империи (KCIE) было присвоено ему королевой Викторией в 1897 году, и он был повышен до звания Великого кавалера (GCIE) в коронационных наград 1902 года. списке [7] [8] и вложен как таковой королем Эдуардом VII в Букингемский дворец 24 октября 1902 года. [9] Георг V (1912) сделал его кавалером Ордена Звезды Индии (GCSI) и назначил GCMG в 1923 году. За свои государственные заслуги он получил признание от немецкого императора , султана Турции , шаха. Персии и других властителей. [10]
В 1906 году Ага Хан был одним из основателей и первым президентом Всеиндийской мусульманской лиги , политической партии, которая выступала за создание независимой мусульманской нации в северо-западных регионах Индии, находившейся тогда под британским колониальным правлением , а позже основавшей Страна Пакистан в 1947 году.
Под руководством сэра Султана Мухаммад Шаха Ага Хана III первая половина 20-го века была периодом значительного развития исмаилитской общины. Многочисленные институты социального и экономического развития были созданы на Индийском субконтиненте и в Восточной Африке. [11] Исмаилиты отмечают юбилеи своих имамов публичными торжествами, которые являются символическим подтверждением связей, связывающих исмаилитского имама и его последователей. Хотя юбилеи не имеют религиозного значения, они служат подтверждением всемирной приверженности Имамата делу улучшения качества человеческой жизни, особенно в развивающихся странах. [11]
Юбилеи сэра Султана Мухаммеда Шаха, Ага Хана III, хорошо помнят. За 72 года его пребывания на посту Имамата (1885–1957) община отмечала его Золотой (1937), Бриллиантовый (1946) и Платиновый (1954) юбилеи. Чтобы показать свою признательность и привязанность, исмаилиты взвесили своего имама в золоте, бриллиантах и, что символически, в платине соответственно, доходы от которых были использованы для дальнейшего развития основных институтов социального обеспечения и развития в Азии и Африке.
В Индии , а затем и в Пакистане были созданы институты социального развития, по словам Ага Хана III, «для помощи человечеству». В их число входили такие учреждения, как Diamond Jubilee Trust и Platinum Jubilee Investments Limited, которые, в свою очередь, способствовали росту различных типов кооперативных обществ. Средняя школа для девочек «Бриллиантовый юбилей» была открыта в отдаленных северных районах территории нынешнего Пакистана. Кроме того, постепенно расширялись стипендиальные программы, созданные во время Золотого юбилея для оказания помощи нуждающимся студентам. В Восточной Африке были созданы крупные институты социального обеспечения и экономического развития. В программу социального обеспечения входили ускоренное развитие школ и общественных центров, а также современной, полностью оборудованной больницы в Найроби . Среди институтов экономического развития, созданных в Восточной Африке, были такие компании, как инвестиционный фонд Diamond Jubilee Investment Trust (ныне Diamond Trust of Kenya) и Jubilee Insurance Company, которые котируются на Найробийской фондовой бирже и стали крупными игроками в национальном развитии.
Сэр Султан Мухаммед Шах также провел организационные реформы, которые дали исмаилитским общинам средства для структурирования и регулирования своих собственных дел. [11] Они были построены на мусульманской традиции коммунитарной этики, с одной стороны, и ответственной индивидуальной совести со свободой решать свои моральные обязательства и судьбу, с другой. В 1905 году он издал первую исмаилитскую Конституцию социального управления обществом в Восточной Африке. Новое управление по делам общины было организовано в виде иерархии советов на местном, национальном и региональном уровнях. Конституция также устанавливает правила в таких вопросах, как брак, развод и наследование, руководящие принципы взаимного сотрудничества и поддержки среди исмаилитов, а также их взаимодействия с другими общинами. Подобные конституции были обнародованы в Индии, и все они периодически пересматривались с учетом возникающих потребностей и обстоятельств в различных условиях. [11]
В 1905 году Ага-хан участвовал в деле Хаджи Биби , где его допрашивали о происхождении его последователей. В своем ответе, помимо перечисления своих последователей в Иране, России, Афганистане, Средней Азии, Сирии и других местах, он также отметил, что «В Индостане и Африке есть много гупти, которые верят в меня… Я считаю их шиитскими имамитами». исмаилиты ; по касте они индусы ». [12]
После Второй мировой войны далеко идущие социальные, экономические и политические изменения глубоко затронули ряд территорий, где проживали исмаилиты. В 1947 году британское правление на Индийском субконтиненте было заменено суверенными, независимыми государствами Индии , Пакистана , а затем и Бангладеш , что привело к миграции миллионов людей и значительным человеческим жертвам и имущественным потерям. На Ближнем Востоке Суэцкий кризис 1956 года, а также предшествующий кризис в Иране продемонстрировали резкий подъем национализма, который был столь же настойчивым как в отношении социальных и экономических устремлений региона, так и в отношении его политической независимости. Африка также вступила на путь деколонизации , охваченная тем, что Гарольд Макмиллан , тогдашний премьер-министр Великобритании, назвал «ветром перемен». К началу 1960-х годов большая часть Восточной и Центральной Африки, где проживало большинство исмаилитского населения на континенте, включая Танганьику , Кению , Уганду , Мадагаскар , Руанду, Бурунди и Заир , достигли своей политической независимости.
С религиозной точки зрения Ага Хан придерживался модернистского подхода к исламу. [15] Он считал, что между религией и современностью нет противоречия, и призывал мусульман принять современность . [16] Хотя он выступал против массового копирования западного общества мусульманами, Ага Хан все же верил, что расширение контактов с Западом будет в целом полезно для мусульманского общества. [17] Он был интеллектуально открыт западной философии и идеям и считал, что взаимодействие с ними может привести к возрождению и ренессансу исламской мысли. [17]
Как и многие другие исламские модернисты, Ага Хан придерживался низкого мнения о традиционном религиозном истеблишменте (« Уламах» ), а также о том, что он считал их жестким формализмом, законничеством и буквализмом. [18] Вместо этого он выступал за возобновление иджтихада (независимого рассуждения) и иджма (консенсуса), последний из которых он понимал в модернистском смысле как означающий достижение консенсуса. [19] По его мнению, мусульманам следует вернуться к первоисточникам, особенно к Корану , чтобы раскрыть истинную сущность и дух ислама. [19] Как только принципы веры будут открыты, они станут универсальными и современными. [20] По его мнению, в основе ислама лежит либеральный и демократический дух. [21] Он также призвал к полным гражданским и религиозным свободам. [22] мир и разоружение и прекращение всех войн. [23]
Ага Хан выступал против сектантства , которое, по его мнению, подрывало силы и единство мусульманской общины. [24] В частности, он призвал к сближению суннизма и шиизма . [25] Это не означало, что он думал, что религиозные различия исчезнут, и сам он наставлял своих последователей- исмаилитов быть преданными своему собственному учению. [26] Однако он верил в единство, принимая разнообразие и уважая различия во мнениях. [26] [27] По его мнению, силу можно найти в разнообразии мусульманских традиций. [28]
Ага Хан призывал к социальным реформам в мусульманском обществе, и он смог реализовать их внутри своей исмаилитской общины. [29] Поскольку Ага Хан считал ислам, по сути, гуманитарной религией, он призывал к сокращению и искоренению бедности. [30] Как и сэр Сайид, Ага Хан был обеспокоен тем, что мусульмане отстают от индуистской общины в плане образования. [31] По его словам, образование было путем к прогрессу. [32] Он был неутомимым сторонником обязательного и всеобщего начального образования. [33] а также для создания высших учебных заведений. [34]
Что касается прав женщин, Ага Хан был более прогрессивным в своих взглядах, чем сэр Сайид и многие другие исламские модернисты своего времени. [35] Ага Хан формулировал свое стремление к правам женщин не просто в контексте того, что женщины должны быть лучшими матерями или женами, а, скорее, в контексте собственного блага женщин. [36] Он поддержал духовное равенство мужчин и женщин в исламе, а также призвал к полному политическому равенству. [37] Это включало право голоса [37] [38] и право на образование. [39] Что касается последнего вопроса, он поддержал обязательное начальное образование для девочек. [40] Он также призвал женщин получать высшее образование на университетском уровне. [39] и не видел ничего плохого в учреждениях совместного обучения. [41] В то время как сэр Сайид отдавал приоритет образованию мальчиков над девочками, Ага Хан поручил своим последователям, что, если у них есть сын и дочь, и если они могут позволить себе отправить в школу только одного из них, им следует отправить дочь, а не мальчика. [42]
Ага Хан выступал против институтов пурды и зенаны , которые, по его мнению, были репрессивными и неисламскими институтами. [43] Он полностью запретил пурду и хиджаб для своих последователей-исмаилитов. [44] Ага Хан также ограничил многоженство, поощрял браки с вдовами и запретил детские браки. [43] Он также сделал законы о браке и разводе более справедливыми по отношению к женщинам. [43] В целом он призвал женщин принимать участие во всех национальных мероприятиях и бороться за свои полные религиозные, социальные и политические права. [37]
Сегодня, во многом благодаря реформам Ага Хана, община исмаилитов является одной из самых прогрессивных, мирных и процветающих ветвей ислама. [45]
В 1926 году Ага Хан вручил кубок ( Трофей Ага Хана ) победителям международных командных соревнований по конкуру , проводимых на ежегодной конной выставке Королевского Дублинского общества в Дублине, Ирландия, каждую первую неделю августа. [46] Он привлекает спортсменов из всех основных стран конкура и транслируется в прямом эфире по ирландскому национальному телевидению.
2 ноября 1896 года в Пуне , Индия, он женился на Шахзади Бегум, своей двоюродной сестре и внучке Ага-хана I.
Он женился в 1908 году. [47] Клеопа Тереза Мальяно (1888–1926). У них было два сына: принц Джузеппе Махди Хан (ум. февраль 1911 г.) и принц Али Хан (1911–1960). Она умерла в 1926 году после операции, сделанной 1 декабря 1926 года. [48]
Он женился 7 декабря 1929 года (гражданский) в Экс-ле-Бене , Франция, и 13 декабря 1929 года (религиозный) в Бомбее , Индия, на Андре Жозефине Каррон (1898–1976). Совладелица ателье по пошиву одежды в Париже, она стала известна как принцесса Андре Ага Хан. От этого брака у него родился сын, принц Садруддин Ага Хан (1933–2003). [49] Пара развелась в 1943 году. [50]
Ага Хан III и Бегум Иветт, 1954 год. 9 октября 1944 года он женился в Женеве , Швейцария, на Бегум Ом Хабибе Ага Хан (Ивонн Бланш Лабрус) (15 февраля 1906 — 1 июля 2000). Согласно интервью, которое она дала египетскому журналисту, ее звали Ивонн, хотя в большинстве опубликованных упоминаний она упоминается как Иветта. Дочь кондуктора трамвая и портнихи, на момент их свадьбы она работала социальным секретарем Ага Хана. Она приняла ислам и стала известна как Ом Хабибе (Маленькая Мать Возлюбленного). В 1954 году муж присвоил ей титул «Мата Саламат». [51]
Он написал ряд книг и статей, две из которых имеют огромное значение, а именно (1) «Индия в переходный период» , о политике Индии перед разделом, и (2) «Мемуары Ага Хана: достаточно мира и время» , его автобиография. Ага Хан III предложил «Южно-Азиатскую Федерацию». [52] «в «Индии в переходный период» , что Индия может быть реорганизована в несколько штатов, и эти штаты должны иметь собственные автономии. Он был первым человеком, который разработал подробный план такой федерации Индии.
Мавзолей Ага Хана – Асуан , Египет. Мавзолей Ага Хана на берегу Нила .
Преемником Ага Хана III на посту Ага Хана стал его внук Карим Ага Хан , нынешний имам мусульман - исмаилитов . На момент его смерти 11 июля 1957 года члены его семьи находились в Версуа . Адвокат привез завещание Ага Хана III из Лондона в Женеву и зачитал его перед семьей:
«Со времен моего предка Али, первого имама, то есть на протяжении тринадцати столетий, в нашей семье всегда существовала традиция, согласно которой каждый имам выбирает своего преемника по своему абсолютному и неограниченному усмотрению из числа любого его потомков, будь то сыновья или отдаленные потомки мужского пола, и в этих обстоятельствах, а также принимая во внимание фундаментально изменившиеся условия в мире в самые последние годы из-за больших перемен, которые произошли, включая открытия атомной науки, я убежден что в интересах шиитской мусульманской общины исмаилитов, чтобы меня сменил молодой человек, который воспитывался и развивался в последние годы и в разгар новой эпохи и который привнесет в свою жизнь новый взгляд на жизнь. По этим причинам я назначаю моего внука Карима , сына моего собственного сына Али Саломоне Хана , преемником титула Ага Хана и имама и Пира всех шиитских последователей исмаилитов».
В 1977 году Почта Пакистана выпустила в его честь специальную почтовую марку «Столетие со дня рождения Ага Хана III». [53] Почта Пакистана снова выпустила почтовую марку в его честь в серии «Пионеры свободы» в 1990 году. [4]
1901 г. — Королевский прусский орден Короны первой степени — в знак признания ценных услуг, оказанных Его Высочеством императорскому правительству Германии в решении различных вопросов с мусульманским населением Германской Восточной Африки. [55]
^ Ходжа-Мулджи, Шенила (2018). Создание идеальной образованной девушки: создание желанных предметов в мусульманской Южной Азии . Окленд, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. стр. глава 2. ISBN 9780520298408 .
^ Jump up to: а б с д Дафтари, Фархад (1998). Краткая история исмаилитов . Эдинбург, Великобритания: Издательство Эдинбургского университета. стр. 199–206. ISBN 0-7486-0687-4 .
^ Пурохит, Тина (2012). Дело Ага Хана: религия и идентичность в колониальной Индии . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 111. ИСБН 978-0-674-06639-7 .
^ Мукерджи, Сумен (2017). Исмаилизм и ислам в современной Южной Азии: сообщество и идентичность в эпоху религиозных интернационалов . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. п. 131. ИСБН 978-1-107-15408-7 .
^ Хайдер, Наджам Ифтихар (11 августа 2014 г.). Шиитский ислам: введение . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. п. 193. ИСБН 9781107031432 . OCLC 874557726 .
^ Jump up to: а б Ага Хан III (1998). Ага Хан III: избранные речи и сочинения сэра Султана Мухаммада Шаха . Дорогой Хуршид Камаль. Лондон: Кеган Пол Интернэшнл. п. 1067. ИСБН 0710304277 . OCLC 39678354 .
^ Ходжа-Мулджи, Шенила, 1982- (июнь 2018 г.). Создание идеальной образованной девушки: создание желанных предметов в мусульманской Южной Азии . Окленд, Калифорния. п. 27. ISBN 9780520970533 . OCLC 1022084628 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
^ Jump up to: а б с Кайзер, Пол Дж. (1996). Культура, транснационализм и гражданское общество: инициативы Ага Хана по социальному обслуживанию в Танзании . Вестпорт, Коннектикут: Прегер. п. 51. ИСБН 0275955281 . OCLC 34545670 .
^ Тваддл, Майкл (июль 1995 г.). «Азиаты в Восточной Африке в поисках равенства: азиатская политика в Восточной Африке, 1900–1967». Роберт Г. Грегори. Хайдарабад и Лондон: Orient Longman and Sangam Books (57 London Fruit Exchange, London E1 6EP, UK), 1993. Стр. . xvi + 231. 14,95 фунтов стерлингов (ISBN 0-86311-208-0)». Журнал африканской истории . 36 (2): 335–336. дои : 10.1017/s0021853700034289 . ISSN 0021-8537 . S2CID 142953052 .
↑ Трофей Ага Хана , Дублинская конная выставка, по состоянию на 9 июля 2007 г.
Дафтари Ф., «Исмаилиты: их история и доктрины», Cambridge University Press, 1990.
Ходжа-Мулджи, Шенила . «Переосмысление мусульманских женщин: реформы Ага Хана III в области женского образования». Журнал исследований для выпускников Южной Азии 20, вып. 1, 2011, 69-94 .
Ходжа-Мулджи, Шенила. Создание идеальной образованной девушки . Производство желаемых предметов в мусульманской Южной Азии. Окленд: Калифорнийский университет Press, 2018.
Наороджи М. Думасиа, Краткая история Ага Хана (1903 г.).
Ага Хан III, «Мемуары Ага Хана: достаточно мира и время», Лондон: Cassel & Company, 1954; опубликовано в том же году в США издательством Simon & Schuster.
Эдвардс, Энн (1996). «Золотой Трон: Жизни Ага Ханов», Нью-Йорк: Уильям Морроу, 1996 г.
Наороджи М. Думасиа, «Ага Хан и его предки», Нью-Дели: Readworthy Publications (P) Ltd., 2008 г.
Валлиани, Амин; «Роль Ага Хана в основании и консолидации Всеиндийской мусульманской лиги», Журнал Исторического общества Пакистана (2007) 55 № 1/2, стр. 85–95.
Arc.Ask3.Ru Номер скриншота №: a376170db9646b6f51c908e8b3e68a7a__1720405740 URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a3/7a/a376170db9646b6f51c908e8b3e68a7a.html Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1: Aga Khan III - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)