Альтаф Хусейн Хали
Альтаф Хусейн Хали | |
---|---|
Рожденный | Альтаф Хусейн 1837 Панипат , Северо-Западные провинции , Британская Индия [ 1 ] |
Умер | 31 декабря 1914 г. [ 1 ] Панипат , Британская Индия | (77 лет)
Занятие | Писатель, биограф и поэт |
Годы активности | 1860–1914 |
Известные работы | Мусаддас-э-Хали Ядгар-и-Галиб Хаят-и-Саади Хаят-и-Джавед [ 2 ] |
Часть серии о |
Алигархское движение |
---|
Альтаф Хусейн Хали ( урду : الطاف حسین حاعلی – Альтаф Хаусейн Хали ; 1837 – 31 декабря 1914), также известный как Маулана Хаваджа Хали, был на языке урду . поэтом и писателем [ 1 ] [ 3 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Он родился в Панипате в семье Ходжи Эзада Бакша и был потомком Абу Айюба аль-Ансари . [ 4 ] Он принадлежал к клану Панипат Ансари . [ 5 ] в состав которого входили Лутфулла Хан Садик, Диван-и-Халиса и губернатор Шахджаханабада в империи Великих Моголов, и Шер Афкан Панипати, губернатор Мултана. [ 6 ] [ 7 ] Отец Хали умер, когда ему было девять лет, а его мать страдала слабоумием. После смерти родителей он находился на попечении своего старшего брата Ходжи Имдада Хусейна и, когда ему было пятнадцать лет, по настоянию старшего брата женился на своей кузине Ислам-ун-Нисе. [ 8 ] Хали изучал и запоминал Коран под руководством Хафиза Мумтаза Хусейна, арабский язык под руководством Хаджи Ибрагима Хусейна и персидский язык под руководством Саеда Джафара Али. [ 8 ] Обиженный тем, что брак мешал его учебе, в семнадцать лет он отправился в Дели , чтобы учиться в медресе напротив Джама Масджид , которое называлось «Хусейн Бакш ка Медресе». [ 9 ]
Хали написал эссе на арабском языке, в котором поддержал диалектику Сиддика Хасан-хана , который был приверженцем ваххабизма . Его учитель Маулви Навазиш Али принадлежал к ханафитской школе и, увидев сочинение, разорвал его. [ 9 ] В это время Хали принял тахаллус «Хаста», что означает «измученный, огорченный, убитый горем». [ 9 ] Он показал свою работу поэту Галибу , который посоветовал ему: «Молодой человек, я никогда никому не советую писать стихи, но вам я говорю: если вы не будете писать стихи, вы будете очень суровы к своему темпераменту». [ 9 ]
После трехлетнего пребывания в Дели, с 1852 по 1855 год, он вернулся в Панипат, и у него родился первый сын. В следующем году он работал в офисе коллектора в Хисаре . [ 10 ]
Письмо
[ редактировать ]Индийское восстание 1857 года представляло собой вооруженное восстание в Британской Индии против репрессивного и разрушительного британского колониального правления и также широко известно как «Первая война за независимость». Это был поворотный момент в его жизни, поскольку он был очевидцем катастрофы. Его семья приняла овдовевшую девушку, которая прожила с ними всю оставшуюся жизнь. Ее тяжелое положение произвело глубокое впечатление на Хали, и он сочинил два стихотворения о положении женщин: «Мунаджаат-э-Бева» («Мольба вдовы») и «Чуп ки Даад» («Почтение молчаливым»). [ 11 ] Саеда Сайидайн Хамид назвал Хали «первой поэтессой-феминисткой на урду». [ 11 ]
В 1863 году в Дели он был назначен наставником детей Наваба Мустафы Хана Шефты из Джахангирабада , и занимал эту должность восемь лет. [ 11 ] В 1871 году он переехал в Лахор , где с 1871 по 1874 год работал на правительственном книжном складе, где его задачей было исправление переводов английских книг на урду. Это позволило ему познакомиться с разнообразной литературой и привело к написанию первой книги литературной критики на урду «Мукаддама-е-Шаир-о-Шайри» . Он был опубликован как введение к его сборнику стихов «Диван» (1890 г.), а затем отдельно (1893 г.). [ 12 ] [ 13 ] Аннемари Шиммель назвала Хали «основателем литературной традиции на урду». [ 14 ] К этому времени он сменил свой тахаллус с «Хаста» на «Хали», что означает «современный» или «современный». [ 15 ]
Находясь в Лахоре, Хали увидел новую форму Муширы , где вместо того, чтобы читать стихи по своему желанию, поэтам давали тему для написания. Начало этому положили Мухаммад Хусейн Азад и директор по народному образованию WRM Холройд. Для этой цели Хали сочинил четыре стихотворения: «Нишат-э-Умид» («Восторг надежды»), «Маназра-а-Рахм-о-Инсааф» («Диалог между милосердием и справедливостью»), «Барха Рут» («Сезон дождей») и «Хубб-е-Ватан» («Патриотизм») . ). [ 15 ]
С 1874 по 1889 год. [ 16 ] Хали преподавал в англо-арабской школе в Дели. В 1887 году главный министр Хайдарабада предоставил ему стипендию, после чего он немедленно ушел из школы, чтобы полностью посвятить себя творческому писательству. [ 16 ] Во время учебы в англо-арабской школе он познакомился с Саедом Ахмадом Ханом . Он посоветовал Хали «написать что-нибудь вроде Marsiya-e-Andalus (панихида по Испании)» о положении мусульман Индии. Позже писатели на урду назвали этот момент: «Это место, где Куом получил поэта, а поэт получил Куом». [ 15 ] Поэтому Хали начал сочинять свою эпическую поэму « Мусаддас э-Мадд о-Джазр э-Ислам» («Элегическая поэма о приливах и отливах ислама»). Хан приветствовал его после публикации в 1879 году в письме Хали:
Будет совершенно правильно, если современную эпоху поэзии урду отсчитывать от даты, записанной в «Мусаддасе» . У меня нет сил выразить элегантность, красоту и плавность этого стихотворения. ... Я, несомненно, являюсь его вдохновителем. Я считаю это стихотворение одним из тех прекраснейших моих дел, что, когда Бог спросит меня, что ты принес с собой, я отвечу: «Ничего, кроме того, что я заставил Хали написать Мусадд ! » [ 17 ]
Он также назвал это «зеркалом состояния нации и элегией, выражающей ее горе». [ 17 ] В «Мусаддасе» Хали осудил то, что он считал догматизмом, мракобесием и фанатизмом, и объяснил упадок индийских мусульман подавлением инакомыслия и постановкой религиозных ритуалов выше духа религии. Он завершил стихотворение, предупредив мусульман отремонтировать свой корабль, прежде чем он потерпит кораблекрушение во время шторма. [ 18 ]
Стихотворение пользовалось большой популярностью, и, за исключением первых двух изданий, Хали посвятил стихотворение нации и не взял никаких гонораров. [ 19 ] Некоторые исследователи пакистанского национализма также считают Муссады важным текстом для определения будущей мусульманской нации Пакистана , которая в конечном итоге была создана в 1947 году. [ 20 ] Во время международного семинара по Хали, состоявшегося в Дели 29 ноября 2001 года, ученые пришли к выводу, что Хали не мог написать « Мусадды», не прочитав не менее 5000 страниц истории ислама. [ 21 ]
После смерти Хана Хали написал свою биографию « Хайят-э-Джавед », которая была опубликована в 1901 году. Правительство присвоило ему титул Шамсул Улема («Солнце среди ученых»). [ 22 ] «Муссадас-э-Хали» Хали также содержит «Мехнат ки Баркаат», отрывок, предназначенный для распространения информации среди мусульман.
Смерть и наследие
[ редактировать ]В возрасте 52 лет в 1889 году Хали наконец вернулся в Панипат, где проживал со своей женой дома оставшиеся двадцать пять лет своей жизни. [ 23 ] Альтаф Хусейн Хали умер в 1914 году. 23 марта 1979 года Почта Пакистана выпустила в его честь памятную почтовую марку из серии «Пионеры свободы». «Его великие «Мусадды» — одно из самых вдохновляющих стихотворений в литературе урду , которое оказало длительное влияние на умы и взгляды мусульман на субконтиненте и продолжает вдохновлять их по сей день». [ 24 ]
По данным крупной пакистанской англоязычной газеты, Альтаф Хусейн Хали и Маулана Шибли Номани сыграли ключевую роль в спасении поэзии на языке урду в 19 веке: «Хали и Шибли спасли поэзию урду. Они переосмыслили поэзию урду и направили ее к трансформации. это было требованием времени». [ 3 ]
В той же вышеупомянутой газетной статье Баба-э-Урду (отец урду) Маулви Абдул Хак сказал: «Выдающаяся поэзия возникает тогда, когда есть поэтический отход и поэт способен извлечь универсальный смысл из непосредственных событий. " [ 3 ]
Работает
[ редактировать ]- Биография Галиба , Ядгар-и-Галиб – жизнь и творчество Мирзы Асадуллы Хана Галиба (1797–1869), легендарного говорящего на языке урду. поэта XIX века, [ 25 ]
- Биография Саади Ширази , Хаят-э-Саади - жизнь и творчество знаменитого персидского языка ученого и поэта Саади Ширази (1210–1292) 13 века. [ 25 ]
- Биография сэра Сайеда Ахмеда Хана , Хаят-э-Джаведа - жизнь и творчество известного педагога , ученого и социального реформатора сэра Сайеда Ахмеда Хана (1817–1898) XIX века. [ 2 ] [ 25 ]
- Хали также написал стихотворение «Барха Рут».
- «Woh Nabiyon Mein Rahmat Laqab Paanaywala», стихотворение, написанное Альтафом Хусейном Хали. [ 26 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Профиль Альтафа Хуссейна Хали на сайте aligarhmovement.com Проверено 15 августа 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Хаят-э-Джавед Альтафа Хусейна Хали, оцифровано на веб-сайте Академии Пенджаба в Северной Америке (APNA). Проверено 15 августа 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Малиха Хамид Сиддики (28 декабря 2014 г.). «Хали и Шибли спасли поэзию урду» . Пакистан: Рассвет . Проверено 15 августа 2018 г.
- ^ Сайеда Сайидаин Хамид, «Введение», «Мусадды Хали: история в стихах о приливах и отливах ислама» (Нью-Дели: HarperCollins, 2003), стр. 24.
- ^ Сайеда Сайидаин Хамид, «Введение», «Мусадды Хали: история в стихах о приливах и отливах ислама» (Нью-Дели: HarperCollins, 2003), стр. 24.
- ^ Захируддин Малик (1973). Государственный деятель Великих Моголов восемнадцатого века Хан-и-Дауран, Мир Бакши Мухаммад-шаха, 1719-1739 гг . Исторический факультет Алигархского мусульманского университета. п. 32. ISBN 9780210405444 .
- ^ Хумайра Фаиз Дусти (1998). Мултан, провинция Империи Великих Моголов, 1525-1751 гг . п. 184. ИСБН 9789694072265 .
- ^ Перейти обратно: а б Хамид, «Введение», с. 26.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хамид, «Введение», с. 27.
- ^ Хамид, «Введение», стр. 27–8.
- ^ Перейти обратно: а б с Хамид, «Введение», с. 28.
- ^ Хамид, «Введение», стр. 29–30.
- ^ «Прежде всего, его критическое предисловие «Мукаддима-и-Шер-о-Шайри» придало новую и целенаправленную тенденцию поэзии урду и проложило путь к литературной критике в литературе урду». «Пионеры свободы 23 марта 1979 года» . Профиль и изображение памятной почтовой марки, выпущенной 23 марта 1979 года Почтой Пакистана в честь Альтафа Хусейна Хали. Архивировано 15 февраля 2017 года. Проверено 24 августа 2019 года.
- ^ Аннемари Шиммель, Классическая литература на урду от начала до Икбала (Издательство Отто Харрасовица, 1975), цитируется в Хамиде, «Введение», стр. 30.
- ^ Перейти обратно: а б с Хамид, «Введение», стр. 30.
- ^ Перейти обратно: а б Рахбар, Дауд (2012). Вера мирянина-мусульманина . Независимая издательская платформа CreateSpace. ISBN 978-1479149391 .
- ^ Перейти обратно: а б Хамид, «Введение», с. 31.
- ^ Хамид, «Введение», с. 22.
- ^ Хамид, «Введение», с. 32.
- ^ Раджа, Масуд Ашраф (2010). Построение Пакистана: основополагающие тексты и рост мусульманской национальной идентичности, 1857–1947 гг . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195478112
- ^ Хамид, «Введение», с. 17.
- ^ Хамид, «Введение», с. 37.
- ^ Хусейн, Салиха Абид (1955). Ядгар-э-Хали . Анджуман-и-Таракки-и-Урду.
- ^ «Пионеры свободы 23 марта 1979 года» , Архивировано из оригинала 15 февраля 2017 года. Проверено 24 августа 2019 года.
- ^ Перейти обратно: а б с Хаят-э-Джавед и другие электронные книги Альтафа Хусейна Хали, впервые опубликованные в 1900 году и оцифрованные на веб-сайте rekhta.org . Проверено 15 августа 2018 г.
- ^ «Woh Nabiyon Mein Rahmat Laqab Paanaywala» , Наат, написанный Альтафом Хусейном Хали, прочитанный Джунаидом Джамшедом на YouTube. Проверено 15 августа 2018 г.