Дело Хаджи Биби
Хаджи Биби против Его Высочества сэра Султана Мохамеда Шаха, Ага Хана , часто называемое « делом Хаджи Биби» , было судебным делом 1908 года в Высоком суде Бомбея, которое рассматривал судья Рассел. По сути дело представляло собой спор о наследовании поместья Хасана Али Шаха , персидского дворянина с титулом Ага-хана I и потомственного лидера (46-го имама) низаритских исмаилитов . Ряд собственности и других денежных активов был передан Ага Али Шаху, Ага Хану II , а затем его внуку, сэру Султану Мухаммад Шаху, Ага Хану III . [ 1 ] В число истцов входили Хаджи Биби, овдовевшая внучка Ага Хана I, и несколько других членов семьи, которые претендовали на права на богатство. [ 2 ] [ 3 ] Это решение примечательно тем, что оно подтвердило исключительные права Ага Хана III на имущество его деда и на продолжающиеся религиозные пожертвования его последователей, включая некоторых ходжей, как 48-го имама низаритов. [ 4 ]
В рамках вынесения решения британский судья тщательно изучил религиозную идентичность общины ходжа в Индии. Истцы утверждали, что семья принадлежала к Итнаашари (двунадесятникам) , и согласно соответствующим мусульманским обычаям наследования они были обязаны делиться акциями. Однако, рассмотрев религиозные обычаи ходжей, включая гинаны , судья Рассел пришел к выводу, что община состояла из мусульман-шиитов-имамитов-исмаилитов, ныне известных как низариты-исмаилиты . [ 1 ] В развитие решения 1866 года по делу Ага Хана эта традиция была отделена как от суннитов , так и от итнаашаритов . [ 5 ]
Историческая справка
[ редактировать ]До прихода британцев на Индийский субконтинент ходжи имели плюралистический характер и использовали многоязычные дискурсы для обращения к своей вере. Сообщество было обращено в христианство рядом низаритских исмаилитских пиров и сайидов с 11 века, из которых Пир Садруддин и его сын Пир Хасан Кабируддин часто считаются наиболее влиятельными и успешными миссионерами. [ 1 ] Однако собрание их учений называлось сатпантх , «истинный путь», и группа не идентифицировала себя как исмаилиты, мусульмане или даже индуисты. Скорее, традиции были переняты от всех троих, и кджоа выразили свои убеждения в терминах концепций и формулировок. Например, традиция сатпантхов почитала жившего на Западе «Истинного Проводника», которого можно было интерпретировать либо как низаритских имамов, либо как 10-е воплощение Вишну. [ 6 ] [ 7 ] Этот уникальный набор убеждений не только сбил с толку посторонних, таких как британский законодательный орган, но также привел к внутренней путанице внутри сообщества. [ 5 ]
Начиная с периода Аламута , низаритские имамы поселились на территории Персии. Хотя они часто получали религиозные подношения от своих последователей на Индийском субконтиненте, мало что было сделано для того, чтобы обозначить сатпантх как исмаилитов/низаритов или объединить общину под властью имама. [ 8 ] Ага Хан I тоже родился в Персии, но из-за конфликта с правящим правительством Каджаров был вынужден бежать в 1841 году. населения, включая контроль над коммунальной собственностью. [ 5 ] [ 9 ] В то время как ряд ходжей признали Ага-хана I своим новым лидером, ряд несогласных бросили вызов его авторитету в так называемом деле Ага-хана 1866 года . В решении сэра Джозефа Арнульда был сделан вывод о том, что ходжи были мусульманами-шиитами, а не суннитами, с наследственной линией, ведущей к Ага-хану I в качестве их законных лидеров. [ 5 ] [ 4 ]
Также важно отметить, что переезд Ага Хана I в Индию касался не только одного человека. Скорее, в движение были вовлечены тысячи людей, связанных с его учреждением, включая большую семью, слуг, писцов и частные военные силы. [ 10 ] После переезда он использовал свое имущество, государственные пособия в размере 3000 рупий и продолжающиеся религиозные взносы от общины ходжа, чтобы установить свое присутствие в Бомбее через ряд объектов недвижимости и заботиться о своей большой семье. Это станет одним из центральных вопросов в деле Хаджи Биби. Заботился ли Ага Хан о своей большой семье по своей личной доброй воле или по каким-то другим обязательствам? [ 1 ]
Аргументы и доказательства
[ редактировать ]В решении судьи Рассела в The Bombay Law Reporter отмечается, что обвинением было выдвинуто 128 исков. Как правило, эти вопросы подпадают под 4 группы. Ниже мы проанализируем доводы истцов и ответчиков:
1. Цель религиозных пожертвований
[ редактировать ]- Истец утверждал, что религиозные подношения, сделанные общиной ходжи, предназначались для передачи большой семье нынешнего имама. Она цитирует различные гинаны , в которых говорится, что выплаты должны производиться « Аал Али » или « Аулад Али », что интерпретировалось как потомство Али и имамов. Различные аяты Корана также поддерживают выплаты семье. Доказательством этого аргумента было то, что семья Ага Хана часто собирала религиозные подношения или участвовала в различных церемониях получения подарков.
- Однако, чтобы опровергнуть эту точку зрения, защита привлекла Вазира Кассума Исмаила, который утверждал, что эти выражения конкретно относятся к происхождению Али, «который находится на гади Имама». [ 1 ] Кроме того, в аятах Корана говорится только о военной добыче, а не о религиозных подношениях Ходжи. Ряд других свидетелей также отметили, что они не знали о семье Ага Хана, и отправили ему подношения, которые он мог использовать по своему усмотрению.
2. Наследство и религия ходжей
[ редактировать ]- Хотя в деле Ага Хана был сделан вывод о том, что ходжи были шиитами, до сих пор неясно, какой системе верований они следуют. Хаджи Биби и ее адвокат утверждали, что имамами и ходжей всегда были итнаашари (двунадесятники). Затем, согласно мусульманскому закону о наследовании, расширенная семья должна была унаследовать доли активов покойного Ага Хана I. В качестве доказательства Хаджи Биби привел то, что они имели возможность бесплатно жить в каком-то доме родового имения в качестве доказательства своего статуса наследников или наследниц.
- В противовес этому аргументу защита указала на дуа (ежедневную ритуальную молитву) общины ходжи, в которой указывается наследственное преемство через Имама Исмаила вплоть до сэра Султана Мухаммад Шаха, Ага Хана III. Более того, проанализировав гинаны Пира Садруддина и Кабирудина, а также обычаи ходжи, судья Рассел пришел к выводу, что община явно состоит из шиитских имамитов-исмаилитов, и они следуют за Ага Ханом как за своим имамом.
3. Освобождение имущества
[ редактировать ]- Душеприказчик поместья Ага Хана I и Ага Хана II по имени Шамсудин был администратором поместья как Джунги-шаха, так и султана Мухаммад-шаха. Истец утверждал, что освобождение от наследства было фиктивной сделкой, вызванной сговором или мошенничеством со стороны ответчика.
- Напротив, защита утверждала, что Ага Хан III был в своих правах во время передачи поместий, и на самом деле он был более чем щедр по отношению к своей большой семье. Доказательства включали анализ юридических документов и событий, приведших к наследству.
4. Убийство Хасан Шаха и Джунги Шаха.
[ редактировать ]- Истец утверждал, что оба убийства произошли после обострения споров внутри семьи, и указывает на нежелание сэра Султана Мухаммад Шаха проводить расследование.
- Однако Ага Хана не было в городе во время обоих убийств, и в обоих случаях считалось, что он не был причастен к этому делу до суда по наследству. Например, не было никакой враждебности по отношению к нему во время его брака с дочерью Джунги-шаха.
Одна из проблем с текущей литературой по первоисточникам заключается в том, что защита Ага Хана III не полностью доступна из-за общественности. Утверждая, что показания приведут к конфликту внутри общества, адвокат попросил судью очистить суд. Судья Рассел удовлетворил эту просьбу, и хотя при вынесении решения использовались частные доказательства, они были удалены из всех публичных записей. [ 1 ]
Юридические решения
[ редактировать ]- Судья Рассел установил, что религиозные подношения были сделаны из «глубокого почтения и почтения» к Имаму и предназначались для того, чтобы он мог использовать их по своему усмотрению.
- Последователями ходжи Ага Хана III были шиитские имамиты-исмаилиты, группа, отличная как от суннитов, так и от итнашариатов.
- Судья Рассел встал на сторону защиты и заявил, что сэр Султан Мухаммад Шах был щедр по отношению к своей большой семье и не совершал мошеннических действий с целью завладеть активами семьи Ага Хана.
- Судья счел эти обвинения необоснованными и пришел к выводу, что их вообще не следовало выдвигать. [ 1 ]
Влияние
[ редактировать ]Как правило, в случае наследования внутри семьи Ага Хана, решение судьи Рассела немедленно закрепило права сэра Султана Мухаммад Шаха, Ага Хана III, на семейные активы, накопленные его дедом и отцом. В более широком смысле, дело Хаджи Биби еще больше определило религиозную идентичность последователей ходжи Ага Хана как шиитов-имамитов-исмаилитов, отличающихся как от суннитов, так и от итнаашаритов. Этот ярлык стал основным маркером идентичности, и со временем многие практики ходжей изменились, убрав некоторые индуистские или индийские элементы, чтобы лучше соответствовать мусульманскому сообществу. [ 5 ]
Знаменателен ответ, данный Ага Ханом по этому делу относительно происхождения его последователей. Помимо перечисления своих последователей в Иране, России, Афганистане, Средней Азии, Сирии и других местах, он также отметил, что «В Индостане и Африке есть много гупти, которые верят в меня… Я считаю их шиитскими имамитами-исмаилитами ; по касте они индусы ». практиковала благочестивую осмотрительность ( такийя ) , как своих последователей-исмаилитов. Это служит важным примером того, как имам признает общину гупти, которая в то время [ 11 ]
Во время правления имамата Ага Хана III известность низаритов и их последователей росли. Имам сыграет значительную роль в движении за независимость от Великобритании, а также в формировании Пакистана .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Рассел, Джастис (1908). «Хаджи Биби против Его Высочества сэра Султана Мохамеда Шаха, Ага Хана» . The Bombay Law Reporter – через Первую исмаилитскую электронную библиотеку и базу данных.
- ^ Мукерджи, Сумен (2017). Исмаилизм и ислам в современной Южной Азии . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. п. 114. ИСБН 978-1-107-15408-7 .
- ^ Кассам, Тазим Р. (1995). Песни мудрости и танцевальные круги: гимны мусульманского святого Сатпанта Исмаили Пира Шамса . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0585045925 . ОСЛК 44961093 .
- ^ Перейти обратно: а б «Глава вторая. Сектантские разборки в деле Ага Хана 1866 года», «Дело Ага Хана» , Harvard University Press, 2012, стр. 35–56, doi : 10.4159/harvard.9780674067707.c4 , ISBN 9780674067707
- ^ Перейти обратно: а б с д и Али С. Асани, «От сатпанти к мусульманам-исмаилитам: определение идентичности исмаилитов-ходжи в Южной Азии», в «Современной истории исмаилитов», под ред. Фархада Дафтари (Лондон, Нью-Йорк: IB Tauris совместно с Институтом исмаилитских исследований). , 2010), 95-128.
- ^ Асани, Али С. (2009), «Исмаилитские песни Сатпанти Хазрату Али и имамам», Ислам в Южной Азии на практике , Princeton University Press, стр. 48–62, doi : 10.2307/j.ctv301gh6.11 , ISBN 9781400831388
- ^ Ренард, Джон, 1944- (2009). Сказки о друзьях Бога: Исламская агиография в переводе . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520253223 . OCLC 262893247 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Бедный, Дариуш Мохаммад (2014), «Ага Хан: дальновидный лидер», «Власть без территории » , Palgrave Macmillan, США, стр. 107–167, doi : 10.1057/9781137428806_4 , ISBN 9781349491599
- ^ Дэниел Бебен, «Введение» в книге «Первый Ага Хан: Мемуары 46-го исмаилитского имама», 1–60.
- ^ Ага Хан III, 1877–1957 гг. (2005). Мемуары сэра Султана Мухаммеда Шаха Ага Хана III . Публикации Пакистанского вестника. ISBN 9698837116 . OCLC 123540044 .
{{cite book}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Вирани, Шафик Н. (февраль 2011 г.). «Такийя и идентичность в южноазиатском сообществе» . Журнал азиатских исследований . 70 (1): 99–139. дои : 10.1017/S0021911810002974 . ISSN 0021-9118 . S2CID 143431047 .