Яхья ибн Халид
Яхья ибн Халид Яхья бин Халед | |
---|---|
![]() «Мансур предстал перед Яхьей Бармаки». Иллюстрация к « Ахбар-и Бармакиян» , созданная в Индии Великих Моголов , датированная ок. 1595-1600 | |
Умер | в. 806 Аббасидский халифат |
Другие имена | Абу аль-Фадл |
Род занятий | Аббасидский визирь и придворный чиновник |
Годы активности | в. 786 – 803 |
Дети | |
Родитель |
|
Яхья ибн Халид ( араб . يحيى بن خالد , латинизированный : Яхья ибн Халид ; умер в 806 г. н.э. ) был самым выдающимся членом семьи Бармакидов , служившим губернатором провинции и давним всемогущим визирем халифа Харуна ар-Рашида до его резкое падение в 803 г.
Происхождение и начало карьеры
[ редактировать ]Яхья был сыном Халида ибн Бармака , первого члена семьи, добившегося выдающегося положения при дворе Аббасидов , служившего де-факто главным министром первого халифа Аббасидов ас-Саффаха ( годы правления 749–754 ), а затем в ряд провинциальных губернаторств в Фарсе , Табаристане и Мосуле при аль-Мансуре ( годы правления 754–775 ). [1] [2] Яхья получил свой первый опыт административной деятельности в качестве помощника своего отца. [3]


Когда его отец был губернатором Табаристана в северном Иране (766/67–772), Яхья был назначен его представителем в Рае сын и наследник халифа, будущий аль-Махди ( годы правления 775–785 , где служил ). наместник Восточного халифата. [4] Там двое мужчин сблизились до такой степени, что, когда родился младший сын аль-Махди, будущий Харун ар-Рашид ( годы правления 786–809 ), его кормила жена Яхьи, Зубайда бинт Мунир, в то время как аль- Жена Махди, аль-Хайзуран , кормила маленького сына Яхьи аль-Фадла , который родился несколькими днями ранее. [4] [5] Эти уникальные и, по-видимому, случайные отношения создали между ними прочные связи, которые сыграли решающую роль в дальнейшей судьбе Бармакидов; [4] по арабскому обычаю узы воспитания приравнивались к кровному родству. [2]
Уже в 775 году Яхья сам был назначен губернатором Адхарбайджана . [3] Когда его отец занял свой второй пост губернатора Фарса при аль-Махди ( годы правления 775–785 ), Яхья снова сопровождал его в качестве своего помощника. [3]
В 778 году он был назначен наставником и секретарем Харуна, заменив Абана ибн Садаку. [3] и улучшение их отношений: Яхья стал своего рода отцом для молодого принца, а Яхья, в свою очередь, и его семья связали свое состояние с Харуном. [6] Когда Харуна в качестве его первого независимого командира отправили возглавить экспедицию против Византийской империи в 780 году, Яхья сопровождал его. Яхье было поручено отвечать за снабжение армии, в то время как он и камергер ар-Раби ибн Юнус (который впоследствии стал политическим союзником Яхьи) выступали в качестве советников Харуна по всем военным решениям. Экспедиция имела скромный успех, в результате чего была взята крепость Самалу, что еще больше укрепило позиции Яхьи. [3] [7] Когда Харун был провозглашен вторым наследником (после его старшего брата аль-Хади ) и получил управление провинциями Адхарбайджан и Арминия , Яхья управлял ими от его имени. [3]
Под аль-Хади
[ редактировать ]Когда аль-Махди внезапно умер во время охоты в июле 785 года, Яхья сыграл важную роль в обеспечении плавной преемственности и предотвращении бунта войск, которые, вероятно, воспользовались возможностью получить оплату за несколько лет из казначейства. Яхья и королева аль-Хайзуран сохранили смерть в тайне, распустили войска, подарив 200 дирхамов , похоронили аль-Махди и послали за аль-Хади, который тогда находился в Джузджане , чтобы тот прибыл в Багдад и занял трон. После того, как правда стала известна, войска взбунтовались и добились выплаты зарплаты за два года, но непосредственный кризис был предотвращен. [8]
После прихода к власти аль-Хади Яхья был утвержден в своей должности, но вскоре включился в борьбу за престолонаследие. [3] Аль-Хади, ныне халиф, хотел отстранить своего брата от престолонаследия и назначить вместо него своего собственного сына Джафара. Сам Харун, похоже, был готов согласиться на это понижение в должности, но это поставило под угрозу собственное положение Яхьи, которое зависело от статуса Харуна как наследника. Следовательно, вместе с ар-Раби ибн Юнусом и влиятельной и могущественной царицей-матерью аль-Хайзуран он пытался отстоять позицию Харуна. В это время королева аль-Хайзуран была самым могущественным человеком в халифате, и аль-Хади ненавидел этот огромный авторитет своей матери. В отличие от аль-Хайзурана, который не скрывал своей неприязни к старшему сыну, Яхья пыталась выступить посредником между двумя братьями, призывая Харуна к более жесткой защите своих прав, а аль-Хади к более примирительной позиции. [9] Соперничество между двумя братьями было также выражением более широкого конфликта между военной фракцией, которой отдавал предпочтение аль-Хади, и придворной/бюрократической фракцией, которая сплотилась вокруг Бармакидов и ар-Раби ибн Юнуса, с Харуном в качестве их кандидата. . Первые цеплялись за традиционные прерогативы войск, которые привели Аббасидов к власти, особенно в роли военачальников в качестве губернаторов провинций, в то время как недавно возникший класс гражданских администраторов (кутаб ) и дворцовых чиновников желал как большей доли власти, а также централизация власти в центральном правительстве и его гражданских ведомствах. [10]
В конце концов, в сентябре 786 года дело дошло до апогея: Яхья был заключен в тюрьму и собирался казнить, но в ту же ночь аль-Хади был найден мертвым. Точная причина смерти аль-Хади неизвестна, но несколько источников предполагают, что ответственность за это несет аль-Хайзуран, заставившая одну из своих рабынь задушить халифа во сне. [3] [11] В ту же ночь маленький сын аль-Хади был арестован и вынужден отказаться от своих прав на наследование, и был установлен новый режим. [12] [13] По одной из версий, сообщенной ат-Табари , Харун освободил Яхью, как только тот сел на трон. [14] по другой версии, Яхья поспешил разбудить своего спящего протеже словами: «Встань, о повелитель правоверных ». [15]
Визирь Яхьи и режим Бармакида
[ редактировать ]Разве ты не видел, что солнце было болезненным,
но когда Харун пришел к власти, ее свет засиял.
Благодаря благоприятному воздействию доверенного Бога Харуна, щедрого?
Ибо Харун — его правитель, а Яхья — его визирь.
Стихотворение придворного поэта Ибрагима аль-Маусили о вступлении на престол Харуна ар-Рашида, переданное аль-Табари. [16]
Когда Харун благополучно уселся на троне, Яхья был назначен визирем , обладающим полномочной властью над всеми делами правительства, а также свободой действий в выборе персонала. [3] Даже после смерти королевы-матери аль-Хайзурана Яхья также был удостоен должности хранителя печати, причем источники сообщают, что халиф лично передал свою печать, чтобы символизировать полномочия, возложенные на его визиря. [3] Тем не менее, до своей смерти в 789 году аль-Хайзуран оставался у власти, а Яхья полагался на ее мнение и приказы. Халиф дал Яхье строгий приказ запрашивать одобрение аль-Хайзурана во всех своих решениях, и это постановление сводило статус визиря до подчиненного королевы-матери. Ее смерть изменила все; Яхья и его семья (Бармакид) вышли из-под ее контроля, но потеряли сильного сторонника. [16] [17]
Яхья сделал двух своих старших сыновей, аль-Фадла и Джафара , своими соратниками, разделив с ними все обязанности и полномочия своей должности до такой степени, что они также носили халифскую печать и, по-видимому, также были назначены визирями. [3] С 788 по 795 год брат Яхьи, Мухаммед , также служил камергером Харуна ар-Рашида. [18] Эта концентрация власти положила начало периоду, известному в источниках как «правление Бармакидов» ( султан Аль Бармак ). [3] Это была эпоха сравнительного мира и процветания, когда даже записи в хронике ат-Табари необычайно кратки из-за отсутствия примечательных событий. [19]
По мнению представителей гражданской бюрократической фракции, новый режим Бармакида характеризовался централизацией власти в Багдаде: губернаторы провинций теряли свое значение, особенно потому, что их регулярно меняли после очень коротких сроков пребывания в должности, что резко контрастировало с длительными сроками полномочий, обычными при Аль-Багдаде. -Мансур. [20] Таким же образом был ужесточен центральный надзор за фискальным управлением провинций: инспекторы отправлялись для расследования обвинений в злоупотреблениях, а губернаторы были обязаны привозить с собой доходы своей провинции и свои счета в столицу для проверки. [21]
С годами задачи управления все больше переходили к сыновьям Яхьи, и в 798 году он попросил разрешения удалиться в Мекку халифа , во время одного из паломничеств туда. [17] [22] Это длилось недолго, так как уже через год он вернулся на свой пост в Багдаде. [17] [23]
Патронаж ученых
[ редактировать ]Яхья отличался покровительством учёным и поэтам и особенно спонсорством масштабных переводов индийских произведений с санскрита на арабский язык. Что касается распространения знаний в арабском мире, усилия Яхьи не имели аналогов до появления аль-Бируни в «Индики» 11 веке. [2] Помимо переводов, Яхья также привез в Багдад множество индийских врачей в специально построенную больницу. [2] Он поручил поэту Абану аль-Лахики истории Калилы ва-Димны , Маздака и Билахара ва-Будхасафа поместить в стихи ; последний, особенно, вероятно, был переведен с санскрита и для Бармакидов. [2] В анекдотах, рассказанных летописцами, Яхья также фигурирует «как организатор многочисленных научных сессий и дискуссий между разными участниками» (ван Бладель). [2] а Хью Кеннеди подчеркивает, что «литературные собрания, проводимые Бармакидами, отличались свободой, с которой высказывались необычные мнения». [24]
Падение и смерть
[ редактировать ]Главной слабостью позиции Бармакидов было отсутствие поддержки среди военных. Старое военное руководство было отправлено в отставку после прихода к власти Харуна ар-Рашида, но собственные попытки Бармакидов заручиться поддержкой среди солдат потерпели неудачу, а также их неспособность подавить хариджитское восстание Валида ибн Тарифа в 794 году, которое само по себе было вызвано войной Бармакидов. к представителю старой военной элиты Язиду ибн Мазиаду аш-Шайбани . жесткие фискальные меры — заставили халифа обратиться за помощью [24]
После этого старый военный истеблишмент постепенно вернулся в свою пользу, и монополия Бармакидов на власть была нарушена. Начиная с 796/7 года, Бармакиды столкнулись не только с возрождающейся военной элитой, но и с возрождающейся военной элитой. [25] но также и в центре, где халиф уволил брата Яхьи Мухаммеда и назначил вместо этого своим камергером аль-Фадла ибн ар-Раби , сына старого союзника Яхьи, ар-Раби ибн Юнуса. [26] Доступ аль-Фадла ибн ар-Раби к халифу сделал его центром конкурирующей придворной фракции. [27] и в анекдотах того времени он выступает одновременно как противник Бармакидов и их главный антагонист при дворе. [28] Это изменение было не только результатом собственной слабости Бармакидов, но и, по-видимому, сознательной политикой Харуна ар-Рашида, который стремился ограничить свою зависимость от Бармакидов. [25] Более снисходительное отношение Бармакидов к Алидам , которых Харун продолжал преследовать, еще больше расширило раскол между халифом и Бармакидами, как видно из затянувшегося дела Яхьи ибн Абдаллы . [24]
В 803 году его семья попала в опалу, и он был брошен в тюрьму, где и умер в 806 году.
Наследие
[ редактировать ]Как пишет историк Хью Н. Кеннеди , хотя Яхья, возможно, был доминирующей придворной фигурой своего времени, «трудно составить четкое представление о талантах и достижениях [Яхьи]. Многие истории о его жизни читаются скорее как образцы, написанные показать, как должен вести себя хороший министр и бюрократ и чего он должен достичь, а не как исторический рекорд», результат его идеализации в глазах последующих поколений чиновников Аббасидов. [4]
Генеалогическое древо
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бартольд и Сурдел 1960 , стр. 1033–1034.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Ван Бладель 2012 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Бартольд и Сурдель 1960 , с. 1034.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Кеннеди 2006 , с. 41.
- ^ Босворт 1989 , стр. 91–92.
- ^ Кеннеди 2006 , стр. 42, 53.
- ^ Кеннеди 2006 , с. 42.
- ^ Кеннеди 2006 , стр. 58–60, 184.
- ^ Кеннеди 2006 , стр. 42, 60, 184–185.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 137–138.
- ^ Кеннеди 2006 , стр. 61, 185.
- ^ Кеннеди 2006 , с. 61.
- ^ Босворт 1989 , с. 96.
- ^ Босворт 1989 , с. 92.
- ^ Босворт 1989 , стр. 94–95.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Босворт 1989 , с. 98.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Кеннеди 2006 , с. 63.
- ^ Бартольд и Сурдель 1960 , с. 1036.
- ^ Кеннеди 2006 , с. 62.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 138–139, 140.
- ^ Кеннеди 2004 , с. 140.
- ^ Босворт 1989 , с. 166.
- ^ Босворт 1989 , с. 168.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Кеннеди 2004 , с. 141.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кеннеди, 2004 г. , стр. 141–142.
- ^ Босворт 1989 , стр. 152–153.
- ^ Кеннеди 2004 , с. 142.
- ^ Кеннеди 2006 , стр. 33, 79.
Источники
[ редактировать ]- Аббас, И. (1988). «Бармакид» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, том III/8: Бардесанес-Байхаки, Сахир-ад-Дин . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. пп. 806–809. ISBN 978-0-71009-120-8 .
- Бартольд В. и Сурдел Д. (1960). «аль-Барамика» . В Гиббе, HAR ; Крамерс, Дж. Х. ; Леви-Провансаль, Э .; Шахт, Дж .; Льюис, Б. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том I: А – Б. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 1033–1036. дои : 10.1163/1573-3912_islam_COM_0099 . OCLC 495469456 .
- Босворт, CE , изд. (1989). История ат-Табари, Том XXX: Халифат Аббасидов в равновесии: Халифаты Мусы аль-Хади и Харуна ар-Рашида, 785–809 гг. Н.э./169–192 гг . хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-88706-564-4 .
- Кроун, Патрисия (1980). Рабы на лошадях: эволюция исламского государства . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-52940-9 .
- Кеннеди, Хью (2004). Пророк и эпоха халифатов: исламский Ближний Восток с 6 по 11 века (второе изд.). Харлоу: Лонгман. ISBN 978-0-582-40525-7 .
- Кеннеди, Хью (2006). Когда Багдад правил мусульманским миром: взлет и падение величайшей династии ислама . Кембридж, Массачусетс: Da Capo Press. ISBN 978-0-306814808 .
- ван Блейдел, Кевин (2012). «Бармакиды» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_24302 . ISSN 1873-9830 .
- Рождения в 8 веке
- 806 смертей
- Иранский народ 8-го века
- Люди 8-го века из Аббасидского халифата
- Иранский народ 9-го века
- Люди 9-го века из Аббасидского халифата
- Бармакиды
- Персонажи «Тысячи и одной ночи»
- Узники и задержанные Аббасидского халифата
- Визири Аббасидского халифата
- Покровители литературы
- Правительственные чиновники 8-го века
- Правительственные чиновники 9 века