Амир аль-Муминин
Амир аль-Муминин ( араб . أَمِيْر ٱلْمُؤْمِنِيْن ) или Повелитель правоверных — мусульманский титул, обозначающий верховного лидера исламской общины .
Имя
[ редактировать ]Хотя этимологически «амир» ( араб . أَمِيْر ) эквивалентен английскому « командиру », широкое разнообразие его исторического и современного использования позволяет использовать различные переводы. Историк ХАР Гибб , однако, выступает против перевода «Принц верующих» как «ни филологически, ни исторически правильного». [ 1 ]
История
[ редактировать ]Титул «амир» использовался для мусульманских военачальников при жизни Мухаммеда . Его, например, нес мусульманский полководец в битве при Аль-Кадисии . [ 1 ] После своего воцарения в 634 году второй халиф Умар ( годы правления 634–644 ) принял этот титул. Вероятно, это произошло не из-за его военного подтекста, а скорее из предписания Корана : «Повинуйтесь Богу и повинуйтесь Посланнику и тем, кто наделен властью среди вас» ( Сура 4 , стихи 58–62). [ 1 ] По словам Фреда М. Доннера , принятие титула ознаменовало шаг в централизации зарождающегося мусульманского государства, поскольку Амир аль-Муминин был признан центральной властью расширяющейся мусульманской империи , ответственной за назначение и увольнение генералов и губернаторов, принятие важные политические решения и сохранение дивана ( араб . دیوان ), списка тех мусульман, которые имеют право на долю завоеванных трофеев. [ 2 ] Начиная с Умара, этот титул стал неотъемлемой частью титула халифа. [ 1 ] Действительно, похоже, что это был главный титул ранних халифов. [ 3 ] и фактический титул халифа ( араб . خليفة , латинизированный : халифа , букв. «преемник»), похоже, не был принят до правления халифа Абд Омейядов аль-Малика ибн Марвана ( годы правления 685–705 ), который принял его как средство укрепить свое положение, пошатнувшееся после Второй Фитны . [ 4 ]
Среди суннитов принятие титула «Амир аль-Муминин» стало практически равнозначным притязаниям на халифат. В результате этот титул использовали великие исламские династии, претендовавшие на универсальное лидерство над мусульманским сообществом : Омейяды, Аббасиды и Фатимиды . [ 1 ] В последующие столетия его также приняли региональные правители, особенно в западных частях мусульманского мира, которые использовали ранг халифа, чтобы подчеркнуть свою независимую власть и легитимность, а не какие-либо экуменические претензии. [ 1 ] Омейяды Кордовы приняли его в 928 году, откуда он также использовался несколькими другими второстепенными правителями Аль-Андалуса . С 1253 года Хафсиды Ифрикии — претендовали на халифат, а за ними последовали Мариниды , за Марокко которыми следовали все последующие марокканские династии две последние из них, династия Саади и нынешняя династия Алави , также в силу своих заявленных прав. происхождение от Мухаммеда [ 5 ] — тоже утверждали это. [ 1 ] В Конституции Марокко до сих пор используется термин «Амир аль-Муминин» в качестве основного титула короля Марокко как средство «[легитимизации] гегемонистской роли монархии и ее положения за пределами значительных конституционных ограничений». [ 6 ]
В то же время этот титул сохранил оттенок командования в джихаде ( араб . جِهَاد , « священная война ») и использовался таким образом на протяжении всей истории, не обязательно подразумевая притязания на халифат. [ 1 ] [ 7 ] В этом смысле его использовали первые османские султаны , которые особенно редко использовали титул халифа после того, как отобрали его у Аббасидов в 1517 году, а также различные западноафриканские мусульманские военачальники до современного периода. [ 1 ] Этот титул использовал Аурангзеб , шестой император Империи Великих Моголов . [ 8 ] Мухаммад Умар-хан из Кокандского ханства . Титул принял [ 9 ]
Абделькадер Эль-Джезаири принял этот титул в 1834 году. [ 10 ] Афганский правитель Дост Мохаммад Хан также использовал его, когда провозгласил джихад против Империи сикхов в 1836 году. [ 11 ] [ 12 ] По мнению историка Ричарда Пеннелла, эта модель отражает использование термина «Амир аль-Муминин» для обозначения региональных правителей с коннотациями широкой и абсолютной власти над регионом, полномочиями поддерживать отношения с иностранными государствами, поддерживать шариат и т. д. и защита мусульманской территории от неверующих. [ 13 ] Тимур (Тамерлан) также использовал этот титул. [ нужна ссылка ]
Когда Хусейн был похоронен на территории мечети Аль-Акса халифа на окне над его могилой была написана следующая надпись: : ُ عَلِي , бин Али в 1931 году , латинизированное в качестве «Давайте держим амири аль-муминина аль-Хусайн бну Али» , что переводится как «Это могила повелителя правоверных Хусейна бин Али. [ 14 ] [ 15 ]
В 1996 году титул был принят талибов лидером Мухаммадом Умаром . [ 11 ] Мулла Мохаммед Омар был удостоен этого титула в апреле 1996 года созванной Талибаном шурой ( араб . شُورَىٰ , букв. «собрание») из примерно 1000-1500 афганских улемов в Кандагаре , когда он продемонстрировал плащ Пророка перед толпой. Этот титул придал легитимность руководству Омара в Афганистане и его объявленному джихаду против правительства во главе с Бурхануддином Раббани . , до сих пор называли Омара «Амиром аль-Мухминином» Его последователи и другие джихадисты, в частности, лидер «Аль-Каиды» Айман аз-Завахири . Мулла Ахтар Мохаммад Мансур , преемник муллы Омара, получил этот титул в июле 2015 года после своего назначения новым лидером Талибана. [ 16 ] Хибатулла Ахундзада , третий верховный лидер Талибана , также получил этот титул после своего избрания в 2016 году и стал в 2021 лидером Афганистана году. [ 17 ] В 2005 году Исламского государства лидер Абу Умар аль-Багдади принял этот титул, за девять лет до того, как Исламское Государство провозгласило свой халифат в 2014 году. [ 18 ] Абу Умару аль-Багдади был присвоен этот титул после его назначения в октябре 2006 года Советом шуры моджахедов первым эмиром недавно провозглашенного Исламского Государства Ирак . [ 19 ] [ 20 ] Как прокомментировал Ричард Пеннелл, претендуя на этот титул, они позиционировали себя как потенциальных «ожидающих халифов». [ 13 ] но на данный момент название было просто выражением их претензий на всеобъемлющую «активистскую власть» над территориями, которые они контролировали. [ 21 ]
Шиитские взгляды
[ редактировать ]
Шиллинг
[ редактировать ]Шииты-двунадесятники применяют этот титул исключительно к Али . [ 1 ] двоюродный брат и зять Мухаммеда, которого считают первым имамом шииты и официально назначенным преемником Мухаммеда.
Исмаилизм
[ редактировать ]Исмаилитские халифы Фатимиды использовали этот титул как часть своей титулатуры: [ 1 ] а в низаритской ветви исмаилизма Амир аль-Мухминин всегда является действующим Имамом Времени . В Насир ад-Дина ат-Туси ( «Путешествии» Сайр ва-Сулук ) он объясняет, что сердца верующих привязаны к Повелителю верующих, а не только к самому Приказу (написанному слову). В мире всегда есть настоящий живой имам, и следуя за ним, верующий никогда не сможет сбиться с пути. [ 22 ]
Зейдизм
[ редактировать ]Среди зайдитов этот титул сохранял сильную коннотацию с руководством джихада и , таким образом, был правом любого законного имама, который выступил вперед, чтобы заявить о своем праве силой оружия. [ 1 ] Таким образом, этот титул был частью титулатуры зайдитских имамов Йемена до конца йеменской монархии. [ 1 ] Хариджиты династии не использовали этот термин, за исключением Рустамидов . [ 1 ]
Немусульманское использование
[ редактировать ]В «Китаб -и-Игане» , основном богословском труде Веры Бахаи , титул «Повелитель правоверных» применяется к Али , зятю исламского пророка Мухаммеда. [ 23 ]
Похожее (но не то же самое) название [ нужны разъяснения ] был подарен монарху Речи Посполитой как великому князю литовскому липкинскими татарами , говорившими на тюркском языке. В титуле сира использовалось «Ватад», как и в слове «Родина» («Ватан»), что означало «защитник прав мусульман в неисламских странах». Великое княжество рассматривалось как новая родина . Ватад рассматривался как вариация имени Витаутас на литовском языке или Владислав на польском языке, которое в дипломатических нотах между Золотой Ордой и странами Польша (Лечистан) и Литва (Липка) было известно как «Давуд». Можно утверждать, что со времен Казимира Великого польско-литовскому монарху как королю Польши была поручена защита прав евреев и других нехристиан.
В художественной литературе
[ редактировать ]В романе Джеймса Джойса 1939 года «Поминки по Финнегану» (стр. 34.6) информатор, распространяющий неприятные слухи о главном герое, описывается как «Там же, повелитель ужасного».
Во французском комиксе «Изногуд» к халифу Харуну Эль Пуссе , одному из главных героев сериала, подчиненные часто обращаются как к командиру верующих ( commaneur des croyants ).
В романе-антиутопии Маргарет Этвуд 1985 года «Рассказ служанки» лидеры вымышленной Республики Галаад , представляющей собой милитаристскую теономию , называются «командирами правоверных».
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Гибб 1960 , с. 445.
- ^ Доннер 2012 , стр. 135–136.
- ^ Доннер 2012 , стр. 98–99.
- ^ Доннер 2012 , стр. 210–211.
- ^ Пеннелл 2016 , с. 6.
- ^ Пеннелл 2016 , с. 7.
- ^ Пеннелл 2016 .
- ^ Шах Мухаммад Васим (2003): Персидская историография в Индии: со второй половины 71-го века по 81-й век, развитие персидской историографии. Архивировано 5 апреля 2023 г. в Wayback Machine , Kanishka Publishing, первоисточник из издания . Мичиганский университет ISBN 9788173915376
- ^ Леонид Николаевич Соболев (1876). Новейшая история Бухарского и Кокандского ханств . Пресса Министерства иностранных дел. Архивировано из оригинала 2 января 2024 г. Проверено 15 ноября 2017 г.
- ^ Эспозито 2003 , с. 1.
- ^ Jump up to: а б Пеннелл 2016 , с. 2.
- ^ Шахрани 1986 , с. 35.
- ^ Jump up to: а б Пеннелл 2016 , с. 16.
- ^ Мухаммад Рафи (1964). La Mecque au XIVème siècle de l'Hégire / Мекка в четырнадцатом веке хиджры (на арабском языке). Ла Мек: /. п. 291.
- ^ ИсламКотоб. Шариф Хусейн ар-Ради и Халифат Нидал Дауд аль-Мумани (на арабском языке). ИсламКотоб. Архивировано из оригинала 2 января 2024 года . Проверено 26 декабря 2023 г.
- ^ Томас Джоселин; Билл Роджио (31 июля 2015 г.). «Новое руководство Талибана является союзником Аль-Каиды» . Длинный военный журнал FDD . Архивировано из оригинала 17 июня 2016 г. Проверено 14 октября 2015 г.
- ^ «Заявление Совета руководства Исламского Эмирата по поводу мученической кончины Амира уль Муминина муллы Ахтара Мухаммада Мансура и избрания нового лидера» . Голос Джихада . 25 мая 2016 г. Проверено 14 июня 2016 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Пеннелл 2016 , стр. 2–3.
- ^ Эван Кольманн (15 октября 2006 г.). «Споры обостряются по поводу предполагаемого единства иракских моджахедов, поскольку Аль-Каида объявляет о создании суннитского Исламского государства» . Блог о борьбе с терроризмом. Архивировано из оригинала 13 октября 2009 г.
- ^ Коул Банзел (март 2015 г.). «От бумажного государства к халифату: идеология Исламского государства» (PDF) . Проект Брукингса по отношениям США с исламским миром (Аналитический документ № 19). Вашингтон, округ Колумбия: Центр ближневосточной политики, Брукингский институт. Архивировано (PDF) из оригинала 22 февраля 2020 г. Проверено 25 сентября 2016 г.
- ^ Пеннелл 2016 , стр. 17–18.
- ^ Вирани, Шафик Н. (01 апреля 2007 г.), «Спасение и Имамат» , Исмаилиты в средние века , Oxford University Press, стр. 165–182, doi : 10.1093/acprof:oso/9780195311730.003.0009 , ISBN 978-0-19-531173-0 , заархивировано из оригинала 02 января 2024 г. , получено 17 ноября 2020 г.
- ^ [1] Архивировано 10 мая 2021 г. в Wayback Machine «Китаб-и-Икан, ЧАСТЬ ПЕРВАЯ». СПРАВОЧНАЯ БИБЛИОТЕКА БАХАИ. Проверено 11 сентября 2014 г.
Источники
[ редактировать ]- Доннер, Фред М. (2012). Мухаммед и верующие: у истоков ислама . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-06414-0 .
- Гибб, ХАР (1960). «Амир аль-Муминин» . В Гиббе, HAR ; Крамерс, Дж. Х. ; Леви-Провансаль, Э .; Шахт, Дж .; Льюис Б. и Пеллат Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том I: А – Б. Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 445. OCLC 495469456 .
- Пеннелл, Ричард (2016). «Каково значение титула «Амир аль-муминин»?». Журнал исследований Северной Африки . 21 (4): 623–644. дои : 10.1080/13629387.2016.1157482 . S2CID 148543546 .
- Эспозито, Джон (2003). «Абд аль-Кадир» . Оксфордский словарь ислама . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195125597 . Архивировано из оригинала 2 января 2024 г. Проверено 25 апреля 2015 г.
- Шахрани, Назиф (1986). «Государственное строительство и социальная фрагментация в Афганистане: историческая перспектива» . В Али Бануазизи; Майрон Вайнер (ред.). Государство, религия и этническая политика: Афганистан, Иран и Пакистан . Издательство Сиракузского университета. п. 35. ISBN 9780815624486 .