Фаррух Систани
Фаррух Систани | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | в. 1000 Систан , династия Саффаридов |
Умер | в. 1040 Газни , империя Газневидов |
Занятие | Поэт |
Родственники | Джулу (отец) |
Абуль-Хасан Али ибн Джулуг Фаррухи Систани ( персидский : ابوالحسن علی بن جولوغ فرخی سیستانی ), более известный как Фаррухи Систани ( فرخی سیستانی ок . 1000–1040 ) был одним из самых выдающихся персидских придворных поэтов в истории Персии. литература . Первоначально служа дехканом в Систане и Мухтаджидами в Чаганьяне , Фаррухи поступил на службу к Газневидам в 1017 году, где стал панегиристом их правителей Махмуда ( годы правления 999–1030 ) и Масуда I ( годы правления 1030–1040). ), а также многочисленные визири и князья.
Фон
[ редактировать ]Фаррухи родился в ок. 1000 человек в Систане , регионе, простирающемся через границу между восточным Ираном и нынешним южным Афганистаном . В то время Систан находился под властью Саффаридов . Отец Фаррухи, Джулух, был высокопоставленным военным рабом ( гуламом ) саффаридского царя Халафа ибн Ахмада ( годы правления 963–1003 ). [2] [3] Происхождение Джулуга неясно. Тем не менее, Фаррухи вырос в мусульманской персоязычной среде и по сути был персом. [3] В 1003 году династия Саффаридов была упразднена монархом Махмудом Газневидов ( годы правления 999–1030 ), который сделал Систан провинцией Газневидов. [3] [4]
Жизнь
[ редактировать ]Согласно тазкирам , Фаррухи с раннего возраста был талантлив в поэзии и игре на лютне. [2] В юности он использовал эти навыки на службе у землевладельца ( дехкана ), но из-за недостаточного жалованья покинул Систан искать счастья в Трансоксиане , где осенью 1016 года поступил на службу к мухтаджидскому принцу Абу'л- Музаффар Фахр ад-Даула Ахмад ибн Мухаммад, который правил Чаганианом как вассал Газневидов. [5] [2] [6] Во время фестиваля Мехреган Фаррухи сочинил стихотворение для Абу'л-Музаффара. [6] Однако не прошло и года, как Фаррухи уехал в столицу Газневидов Газни , где примкнул ко двору Махмуда, став со временем его панегиристом. [2] [6] Именно в Газни Фаррухи достиг своей цели — славы и богатства. [2]
Фаррухи продолжал сильно любить свою родину Систан, хотя никогда больше там не жил. Судя по всему, он время от времени посещал это место и до сих пор поддерживал связь с родственниками и друзьями. В 1027 году он сочинил стихотворение для газневидского визиря Хасанака , аплодируя последнему за улучшение условий Систана, находившегося в состоянии хаоса после жестокого завоевания Махмуда в 1003 году. [7] Однако это было лишь временно; многие систанцы по-прежнему не любили Газневидов и высокие налоги, которые они наложили на них. [8] Согласно « Тарих-и Систан », автор которого был стойким сторонником Саффарида, начало правления Газневидов было «началом бедствия для Систана». [8] В 1030 году Махмуд был вынужден вмешаться, назначив саффаридского принца Тадж ад-Дина I Абуль-Фадла Насра вассальным правителем Систана, что ознаменовало начало династии Насридов . [8]
Фаррухи также служил панегиристом сына Махмуда и второго преемника Масуда I ( годы правления 1030–1040 ), а также многочисленных визирей и принцев. [2] [6] Он умер в Газни в ок. 1040 . [2] Согласно « Энциклопедии Ираника» , «он был одним из самых успешных придворных поэтов в истории персидской литературы». [6] Он присутствовал при дворе Газневидов во время расцвета империи при Махмуде. Его стихи прославляют различные придворные события, такие как иранские праздники Михраган, Навруз и Саде , исламский Ид аль-Фитр , а также знаменитый набег Махмуда на храм Сомнатх (Сумнат) в Гуджарате в 1026 году. [6]
Работает
[ редактировать ]Сохранившиеся произведения Фаррухи состоят в основном из его дивана (сборника стихов), который насчитывает около 9000 куплетов . [2] [6] В документе из библиотеки Банкипора Фаррухи упоминается как автор эпической поэмы « Шахриярнаме » : это еще не подтверждено. [6]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хилленбранд, Пикок и Абдуллаева 2013 , с. 247.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час Менегини 2012 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Тетли 2008 , с. 45.
- ^ Босворт 2000 .
- ^ Тетли 2008 , стр. 45–46.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час де Брейн 1999 .
- ^ Тетли 2008 , стр. 47–49.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Тетли 2008 , с. 49.
Источники
[ редактировать ]- Босворт, К. Эдмунд (2000). «Саффариды» . Энциклопедия Ираника .
- де Брейн, JTP (1999). «Фаррохи Систани, Абуль-Хасан Али» . Иранская энциклопедия .
- Хилленбранд, Роберт; Павлин, САУ; Абдуллаева, Фируза (2013). Фирдоуси, монголы и история Ирана: искусство, литература и культура от раннего ислама до Каджарской Персии . Издательство Блумсбери. стр. 1–432. ISBN 9781786734655 .
- Менегини, Даниэла (2012). «Фаррухи Систани» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. ISSN 1873-9830 .
- Тетли, Гиллис (2008). Газневиды и турки-сельджуки: поэзия как источник иранской истории . Рутледж. ISBN 9781134084388 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ашраф, Ахмад (2012) [2006]. «ИРАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ III. СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ИСЛАМСКИЙ ПЕРИОД» . Энциклопедия Ираника, Том. XIII, Фаск. 5 . стр. 507–522.
- Мелвилл, Чарльз; ван ден Берг, Габриэль (2017). Исследования Шахнамы III: Восприятие Шахнамы . Брилл. стр. 1–452. ISBN 9789004356252 .