Убайд Закани
Убайд Закани | |
---|---|
![]() Сборник произведений Убайда Закани и Фахр ад-Дина Бушак-е Атима (умер в 1420 г.). Из рукописи Сефевидского Ирана , датированной апрелем/маем 1540 года. | |
Рожденный | до 1319 г. Казвин , Ильханат |
Умер | 1369–1371 возможно , Шираз , королевство Музаффаридов |
Занятие | Поэт, сатирик |
Известные работы | Муш-о Горбе |
Ходжа Низам ад-Дин Убайд Аллах аз-Закани ( персидский : خواجه نظام الدین عبید الله الزاکانی , латинизированный : Ḵwajeh Niẓām ад-Дин Убайд Аллах аз-Закан ī ; ум. 1370), более известный как Убайд Закани ( عبید زاکانی ), был Персидский поэт монгольской эпохи , считающийся одним из лучших сатириков персидской литературы . Его самая известная работа — «Муш-о Горбе» («Мышь и Кот»), политическая сатира, критикующая религиозное лицемерие. Несмотря на то, что работа Убайда была очень популярной фигурой в свое время, до недавнего времени работа Убайда не уделяла особого внимания современным ученым из-за провокационных и непристойных текстов в большинстве его работ. [1] Его стиль сатиры сравнивают со стилем французского эпохи Просвещения писателя Вольтера (ум. 1778).
Фон
[ редактировать ]Убайд происходил из семьи Закани, которая происходила от Бану Хафаджа, арабского племени, иммигрировавшего в Казвин на севере Ирана в начале исламской эры. [1] Семья Закани состояла из двух ветвей; один отличался своей религиозной сферой, а другой, к которому принадлежал Убайд, состоял из землевладельцев и бюрократов. [2] Сам Убайд родился в Казвине, скорее всего, до 1319 года. [1] Иран тогда находился под властью монголов ( Ильханата ), что, по общему мнению, было золотым веком персидской поэзии . [3]
Жизнь
[ редактировать ]
Современный персидский писатель Хамдаллах Муставфи , который был соратником Казвини, описывает Убайда в своей книге «Тарих-и гузида » (1329 г.) как одаренного поэта и хорошо образованного писателя. [1] [4] Этот комментарий был сделан в том же году, что и сочинение «Навадир аль-амтал» , одного из первых произведений Убайда. Книга, написанная на арабском языке , представляла собой сборник пословиц пророков и мудрецов. [1] После падения Ильханства в 1335 году Убайд бежал в Шираз в Фарсе , находившемся тогда под Инджуидов контролем . Там он присоединился ко двору правителя Инджуидов Абу Исхака Инджу ( годы правления 1343–1357 ), которому написал значительную часть своих панегириков , а также свою знаменитую «Ушшак-наму» (1350 г.), маснави , смешанную с газелями . [1] [2] Убайд также посвятил некоторые из своих стихов министру Абу Исхака Инджу Рукн ад-дину Амиду аль-Мульку. [1]
Убайд входил в круг поэтов Абу Исхака Инджу, в который входили старший Ходжу Кермани и молодой Хафез . [5] Однако в 1357 году Музаффаридов правитель Мубариз ад-Дин Мухаммад ( годы правления 1314–1358 ) захватил Шираз и казнил Абу Исхака Инджу. [1] [6] В результате Убайд был вынужден покинуть Шираз, скорее всего, уехав во владения правителя шейха Джалаиридов Увайса Джалаира ( годы правления 1356–1374 ), которому он посвятил касыды . [2] [1] Убайд также написал элегию покойному Абу Исхаку Инджу, который был его самым важным покровителем. [1] [7] Позже он вернулся в Шираз во время правления сына и преемника Мубариза ад-Дина Мухаммада Шаха Шоджи Мозаффари ( годы правления 1358–1384 ), которому он посвятил несколько панегириков. [1] Убайд мало любил свой родной город Казвин, предпочитая вместо этого Шираз. [8] [5] Он умер где-то между 1369 и 1371 годами, возможно, в Ширазе. [1] [8]
Литературное творчество
[ редактировать ]Большая часть работ Убайда написана на персидском языке , хотя некоторые из них также написаны на арабском языке, что свидетельствует о его высоком образовании. [8] Его сатира обычно делится на три темы: религия, политика и этика. Что касается религии, он критикует духовенство за его лицемерие, например, за вмешательство в жизнь других людей и особенно за ущемление права осуждать вольнодумцев. [1] Самая известная работа Убайда - «Муш-о Горбе» («Мышь и Кот»), политическая сатира, критикующая религиозное лицемерие. [3] [9] [1] Эту работу считали рискованной, поскольку она проводилась в то время, когда за критику религии можно было грозить смертью. [10]
Наследие
[ редактировать ]Убайд считается одним из лучших сатириков персидской литературы . [9] [3] Его творчество сравнивают с творчеством французского эпохи Просвещения писателя XVIII века Вольтера . [3] По словам британского востоковеда Эдварда Грэнвилла Брауна , Убайд был «возможно, самым замечательным пародистом и писателем-сатириком, созданным Персией». [3] Убайд и Ирадж Мирза (ум. 1926) считаются самыми выдающимися иранскими сатириками. [11]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Менегини 2008 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хайдари 1986 , с. 118.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Хайдари 1986 , с. 117.
- ^ де Брёйн 2002 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лимберт 2004 , с. 118.
- ^ Крыло 2014 .
- ^ Хоррамшахи 2002 , стр. 465–469.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хайдари 1986 , с. 119.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ковсар 2012 , с. 119.
- ^ Ковсар 2012 , стр. 119–120.
- ^ Ковсар 2012 , с. 120.
Источники
[ редактировать ]- де Брейн, JTP (2002). «Убайд-и Закани» . Энциклопедия ислама, второе издание (12 томов) . Лейден: Э. Дж. Брилл.
- Хайдари, А.А. (1986). «Средневековый персидский сатирик». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 49 (1). Лондонский университет: 117–127. дои : 10.1017/S0041977X00042531 . JSTOR 617673 . S2CID 193216638 . ( требуется регистрация )
- Хоррамшахи, Баха-ад-Дин (2002). «Хафез II. Жизнь и времена Хафеза» . Энциклопедия Ираника, Том. XI, Фаск. 5 . стр. 465–469.
- Ковсар, Никаханг (2012). Быть смешным не так уж и смешно: современная редакционная карикатура в Иране . Том. 79. Издательство Университета Джонса Хопкинса. стр. 117–144.
- Лимберт, Джон (2004). Шираз в эпоху Хафеза . Вашингтонский университет Press. стр. 1–182. ISBN 9780295802886 .
- Менегини, Даниэла (2008). «Обайд Закани» . Энциклопедия Ираника .
- Винг, Патрик (2014). «Мозаффариды» . Энциклопедия Ираника .